40 дней нельзя оставлять. Что говорить поминках

Смерть близкого человека для семьи является большим горем. Родные скорбят и печалятся. Хотят знать, куда уходит душа после 40 дней, как вести себя и что говорить. Остается много неразрешенных вопросов, на которые хочется найти ответы. Статья подробно расскажет об этом и подчеркнет важные моменты.

Во время жизни тело и душа человека неразделимы. Смерть является остановкой для тела, а . До 40 дней происходят «прогулки» по раю и аду. «Экскурсия» в рай значительно короче. Считается, что за пройденную жизнь совершается больше плохих поступков, чем хороших.

В аду начинают мытарства. Их двадцать. Это сложный и ответственный этап. Своеобразный экзамен, проверяющий все страсти. Насколько сильны они по степени зла. Например, взять страсть к воровству. Один берет незначительные деньги из кармана друга или знакомого, другой – подделывает документы, третий - берет крупные взятки.

Леность, зависть, гордость, гнев, ложь и другие мытарства – проверка на то, как сильно овладел дьявол над человеком. Дьявол не может пленить человеческую душу, но господствуя над душой, он показывает ее несостоятельность перед Царством святых. Поэтому при прохождении мытарств выявляется, было ли единство с Богом и с прописанными в Библии законами.

Во время жизни на земле человек может покаяться и попросить прощения за совершенные грехи. Господь примет каждого грешника, молящегося искренне. Загробный мир такого шанса не предоставляет. Здесь все как на ладони: что сделал, то получил. Поэтому при разборе деяний учитывается малейший проступок.

Что означает 40-й день после смерти?

На 40-й день душа предстает перед Божьим судом. Адвокатом для нее становится ангел-хранитель, который защищает человека всю его жизнь. Он выявляет добрые дела, и приговор становится более мягким. Если деятельность была соразмерна с чистыми помыслами, то наказание не слишком строгое.

Муки ада избегаются благодаря правильным поступкам. Но в современном мире тяжело устоять перед соблазнами. Если придерживаться основных Божьих правил, творить добрые дела и причащаться при малейшем отступлении от верной дороги, испытания пройдут легче и быстрее. Человек должен думать о предстоящих мытарствах, чтобы не подвергать душу тяжелым проверкам.

После 40 дней душе предоставляется право вернуться на землю, обойти родные места и навсегда попрощаться с теми, кто особенно дорог. Обычно родные умершего уже не ощущают его присутствия. Отправляясь на небо, душа принимает решение, которое вынес суд за деяния, совершенные во время жизни: темная бездна или вечный свет.

Для усопших молитва родных – лучший показ безграничной любви. В монастырях, где каждый день проходит служба, можно заказать сорокоуст (ежедневное поминовение на протяжении 40 дней). Слово молитвы, как капля воды в пустыне.

Действия родных до 40 дней

  • Ничего не трогайте в комнате умершего.
  • Не делите вещи.
  • Не говорите плохих слов о нем.
  • Постарайтесь совершать добрые дела от имени усопшего.
  • Читайте в эти дни молитвы и держите пост.

Куда уходит душа после 40 дней? Это своеобразный рубеж, после которого она отправляется в рай или ад. Но надо понимать, что ад – это не конечная точка. Благодаря вниманию и желанию заступиться, за умершего иногда меняют участь души. Во время Страшного суда произойдет переоценка всех людей, и судьба каждого будет зависеть от собственных поступков и деятельности в обществе и семье. Не упустите время, чтобы измениться и встать на праведный путь.

С духовной точки зрения земная жизнь человека - это подготовка его души к будущей вечной жизни. Смерть тела в православной традиции - не антагонист жизни. Это лишь часть жизни, смысл которой во временном разделении тела и души до Страшного суда и Всеобщего воскресения.

Куда уходит душа по окончании земного пути? Какое значение имеют третий, девятый и сороковой дни после физической смерти? Какие традиции необходимо соблюдать при этом и почему? Что происходит на 40 день? Разберемся в этом.

Куда отправляется душа на третий, девятый и сороковой дни

Покинув тело, душа не уходит из мира живых сразу же. Переход происходит постепенно. Многих интересует вопрос, сколько дней душа умершего находится дома, среди родных и близких людей. Что делает душа все это время?

  1. В первые три дня связь с тем, что было значимо и дорого при жизни, еще очень сильна. Душа умершего человека помнит свое земное бытие: поступки, события, окружение. Она еще способна испытывать земные человеческие эмоции: привязанность к близким, страх, смятение, потребность в завершении важных дел и т.д. В этот период душа получает свободу и может находиться, где пожелает. Многие души посещают любимые ими при жизни места или находятся поблизости от скорбящих членов семьи.
  2. На третий день душа новопреставленного совершает поклонение Богу. Также она встречается с другими душами - праведников и святых. Затем в течение 6-ти дней она видит райскую обитель и прославляет Творца. В этот период она отходит от земных скорбей, находит покой. Но души, отягченные множеством грехов, раскаиваются и скорбят.
  3. Что означает девятый день после смерти человека? Душа усопшего вновь сопровождается ангелами на поклонение Владыке. По Его повелению душа отправляется теперь уже в ад. Там она обозревает муки грешников, и сама испытывает мытарства, глядя на них. Это испытание длится тридцать дней.
  4. На сороковой день после смерти душа возносится к Богу и поклоняется Ему. После этого Судия, наконец, определяет место, где будет душа до Второго пришествия. Именно поэтому 40 дней после смерти - важная дата.

Двадцать дней со дня смерти - дата, которая пришла из язычества

Многих людей интересует, что значит 20 дней после смерти и входит ли эта дата в поминальные дни после похорон.

В православной традиции такой даты нет. Она относится к народным поверьям языческого толка - считается, что душа не покинула мир живых окончательно. Накануне двадцатого дня после смерти близкие родственники шли на кладбище, чтобы с помощью специальных заговоров созвать покойников на собрание. Призывались души усопших ранее родственников и новопреставленного.

По этому случаю пекли пироги, ставили на стол кисель и пели специальные заговоры накануне совершения обряда. Также молились и просили Бога за усопшего.

На следующий день специально для покойного на стол ставили еду - пирог или блины и напиток – чай или кисель. Зажигали свечи возле икон. К вечеру душу умершего провожали в иной мир. Для этого читали молитвы и говорили прощальные слова, выйдя из дома.

В наши дни 20 дней со дня смерти отмечать не принято. Этот обычай встречается редко в сельской местности.


Поминать покойных следует на 3, 9 и 40 день

В православной традиции поминают усопших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также на годовщину.

Почему поминают на 9 и 40 дней? Обычай связан с тем, что душа человека после смерти до 40 дней еще не ушла из мира живых окончательно. О том, где находится душа умершего до 40 дней, говорилось выше.

Третий день связан с началом поклонения Господу и «знакомством» души с небесной обителью. Поминки в этот день символизируют воскресение Спасителя.

На девятый день душа предстает перед Богом для второго поклонения. В этот день близкие новопреставленного должны молиться и попросить у Владыки милосердия к нему. Поминки олицетворяют заступничество ангельских чинов за душу перед Судией.

Сорок дней после смерти означают третье поклонение Господу и окончательное определение Им дальнейшей участи души вплоть до Всеобщего воскресения. В этот день молитвы близких людей могут очень помочь душе умершего. С их помощью могут быть прощены многие грехи, а душе откроется путь в райскую обитель.

Также следует понимать, что происходит с душой умершего на годовщину смерти. Для умершего христианина этот день является рождением для жизни вечной. Его душа возносится к Богу, чтобы присоединиться к другим таким же душам. Поэтому для родных и друзей покойного это дата окончательного прощания с ним. Годины завершают годовой литургический круг и являются последним днем, когда делают поминки по усопшему.

Как правильно поминать усопших - главное молитва, а не еда

Ошибочно считать главным атрибутом еду и спиртные напитки. Не все знают, как правильно поминать усопших. Важнее всего молитва - как церковная, так и домашняя. Особое значение имеет панихида -специальное всенощное богослужение. Первый раз ее совершают еще до погребения, затем на третий, девятый день и через сорок дней после похорон.

Затем заказывают панихиду на год со дня смерти, а далее можно ежегодно проводить ее на годовщину.

Первые сорок дней после кончины - самые важные для души покойного. Необходимо, чтобы не только батюшка в храме, но и родные умершего дома ежедневно читали молитвы и просили милости у Бога для его души.

Наряду с молитвой большое значение для души имеет милостыня. На сороковины обычно раздают вещи новопреставленного, прося при этом помолиться за него.

Молитва до сорока дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва после сорока дней

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Правила поминальной трапезы

  1. Постное угощение. Угощение на поминках простое и постное.
  2. Кутья и блины. На поминки 40 дней обязательно готовят кутью и блины. Кутью готовят из пшеницы, риса или ячменя, добавляя в нее изюм, орехи, мак и сухофрукты.
  3. Спиртное нельзя. Вопреки укоренившейся мирской привычке, на православных поминках употреблять не принято. Не надо превращать поминки в шумное застолье с алкоголем, а также ставить на стол стакан с водкой «для покойного».
  4. Кисель, морс, квас, сок. На поминальном столе уместны кисель, морс, квас или сок. А для души умершего гораздо важнее будут добрая память и молитва за упокой.
  5. Поминальные слова на 40 дней. Они должны быть краткими и теплыми - их будут слушать скорбящие родственники. Уместно вспомнить хороший эпизод из жизни покойного. Можно даже сочинить стихи по случаю.

Кутья – традиционное блюдо поминальной трапезы

Меню сороковин

Типичные блюда, которые стоят на столе в этот день:

  • Кутья с медом
  • Мясной бульон с фрикадельками
  • Сдобные или постные блины
  • Картошка с мясом - пюре или тушеная. Иногда можно заменить гречневой кашей
  • Жареная курица или котлеты
  • Жареная рыба
  • Кисель или компот

Значение числа 40 в Библии

Число 40 имеет особое значение в событиях, описываемых Библией:

  • Иисус Христос вознесся на Небо через сорок дней после воскресения.
  • Пророк Илия пришел к горе Хорив через такое же количество дней.
  • Наконец, Моисей 40 дней постился перед тем, как Бог ему даровал скрижали с десятью заповедями.

Глубоко верующему христианину не следует бояться смерти - это лишь переход души в иной мир. Тлену подвержено тело, но не душа.

Несмотря на то, как выглядит покойник через 40 дней и далее, его душа пребывает в бессмертии и получает воздаяние за свои земные поступки. Об этом следует помнить и готовиться, творя при земной жизни добрые дела.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Поминки - ритуал, совершающийся, чтобы удостоить памятью усопшего . Основа поминок - совместная трапеза, устраиваемая близкими людьми в доме умершего человека, либо в столовой.

Поминки осуществляют:

  • в день смерти;
  • спустя три дня после кончины - день похорон, когда душа отправляется в иной мир;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • поминальная трапеза устраивается спустя полгода после кончины, а после уже на все дальнейшие годовщины.

По обыкновению, на поминки приходят родственники, либо близкие люди покойного. Важно помнить, что нельзя прогонять пришедших почтить память усопшего. Как правило, поминки организуются не для гостей и не ради застолья, а с целью вспомнить о покойнике, помолиться о его упокоении. Особенно важно прочесть молитву об усопшем перед поминальной трапезой. Священники советуют прочесть семнадцатую Кафизму из Псалтыря и молитву «Отче наш», прежде чем начать трапезничать.

Сдвиг даты поминок

Случается такое, что поминальный день приходятся на церковный праздник, или же на рабочие будни, когда нет возможности отлучиться с работы, в связи с подготовкой всего необходимого для поминальной трапезы. Вследствие этого появляется вопрос: возможно ли перенести дату поминовения?

Священники полагают, что трапезу можно устраивать раньше, либо позже точной даты кончины. При наличии уважительных причин, мешающих провести поминальный обед, следует держать ориентир, первым долгом, именно на них. Однако если нет веских причин на то, чтобы перенести поминальную трапезу на другой день, лучше этого не делать, ведь в загробном мире существуют свои правила. В этот день лучше сделать акцент на добрых делах, например, раздать поминальные угощенья нуждающимся людям.

Не следует устраивать поминки во время Светлой Пасхи и страстной недели Великого поста. На этих неделях всё устремляется к пожертвованию Иисуса Христа, а также к известию о его возвращении к жизни. Поэтому, если дата, отведённая для поминального обеда, совпадает с этими периодами, лучше всего передвинуть поминальную трапезу на день Радоницы - день, когда поминают усопших.

Если день поминовения выпадает на канун Рождественских праздников, будет правильнее, если поминки перенесут на 8 января. Такое событие принимают за хорошую примету, ведь поминки посвящены событию рождения в нескончаемой жизни в ином мире.

Также священники рекомендуют помнить о том, что об усопших, в первый черёд, следует помолиться. Потому за день до поминальной трапезы рекомендуется заказать Литургию о погребении Души усопшего и Панихиду на поминальный день. А поминальную трапезу можно отложить на один из первых выходных дней последующих годовщин кончины. Однако не желательно откладывать поминки, устраиваемые на сороковой день после упокоения, на ранний срок.

Поминальный день

В каждом вероисповедании для поминального дня отводится определённая дата, когда родственники, либо просто близкие люди поминают почивших. Если, в связи с неотложными обстоятельствами, почтить память о близких усопших людях не получилось в день их кончины, нужно это сделать в поминальный день.

  • В православном вероисповедании для поминального дня отводится вторник второй недели после Пасхи. Однако это не единственный день, когда можно помянуть родных. Кроме Радоницы выделяют ещё пять дней, отведённых памяти об усопших;
  • В католическом веровании поминальный день приходится на 2 ноября. Поминовение на третий, седьмой и тридцатый дни может не устраивать;
  • В религии ислама главная задача - вспомнить об усопшем молитвой, совершить хорошие поступки от его имени: помочь сиротам, нищим людям. В этой религии совершенно неважно, на какой день после упокоения души будет устроена поминальная трапеза. Важно, что никто не должен знать от чьего имени свершаются эти деяния;
  • В буддизме день повиновения - праздник Уламбана - приходится на первую половину седьмого месяца по Лунному календарю.

Все знают, что ушедших в мир иной людей следует поминать, но не часто люди понимают с какой целью это нужно делать. Не стоит забывать, что связь между живыми и мёртвыми существует. Потому, после кончины человека, его близкие беспокойны, в их душе тревога и печаль, им часто снятся покойники, которые просят еду, либо оказать им какую-нибудь помощь.

Принято считать, что после таких снов человек должен помолиться, посетить храм, свершить какое-либо хорошее дело (помочь нищим, сиротам). Вся эта благодетельность оказывает хорошее влияние на души покойников. Если нет возможности устроить поминальную панихиду в положенный день, не стоит огорчаться. Можно оставить священнослужителю записку, и он сам проведёт её.

Духовное состояние человека оказывает влияние и на состоянии усопших в загробном, в ином мире с целью оказать им помощь. Для этого следует начинать изменять, в первую очередь, себя и общество вокруг себя. Для начала было бы неплохо освободиться от вредных повадок, простить всех своих обидчиков, не таить на них зла, начать молиться, посещать храмы, читать Библию, помогать окружающим и сиротам.

Во время поминовение следует помнить о цели, своего рода, ритуала. Произнося общую молитву, лучше попросить у Господа Бога, чтобы он наделил усопшего Царством Небесным и упокоил Душу его.

Уход близких людей - всегда трагедия. Но для христиан, верующих в вечную жизнь, она озаряется надеждой на то, что души их близких переселяются в лучшее место. Православная традиция требует поминать усопших неоднократно, особенно важны первые 40 дней после смерти. Что они значат, как правильно по-христиански организовать поминки? Статья даст ответы на эти важные вопросы.


Смерть - финал или начало?

Многие не знают того факта, что раньше христиане не праздновали дни рождения. Возможно поэтому до нас не дошла точная дата, когда на свет появился Иисус. Гораздо более важным считался день смерти - переход в вечную жизнь с Богом. К нему готовились на протяжении всей жизни, так следует поступать и сейчас. В первые дни, согласно православному учению, идет поэтапная подготовка духа к своей участи. Но как мы можем узнать о том, что происходит с душой на 40 день после смерти?

Об этом много писали святые отцы, толкуя слова из Священного Писания. Ведь мы знаем, что Христос воскрес - уже одного этого вполне достаточно для христианской веры. Но существуют многие другие свидетельства, показанные в разных библейских стихах - Псалтири, Деяниях, Иове, Екклезиасте и т.д.

Большинство христианских конфессий уверено в том, что после смерти не существует возможности покаяния. Но душа помнит все свои поступки, чувства обостряются. Именно это будет причинять страдания от того, что было в жизни сделано неправильно. Ад - это не железные сковородки, а невозможность быть с Богом.

Вспомним притчу о богаче и Лазаре - прямым текстом описано, как жестокий богач мучился в аду. И хотя ему было стыдно за свои дела, уже ничего нельзя было изменить.

Вот почему готовиться к вечной жизни надо заранее, творя дела милосердия, не обижая ближних, имея «память смертную». Но и после смерти человека нельзя оставлять надежду. Что происходит после 40 дней, можно узнать из преданий Святой Церкви. Некоторые святые удостаивались откровений о том, что будет с душой, которая переходит в мир иной. Они составили сказания, которые являются весьма поучительными.


Что за чертой?

Особенно важны первые дни, когда умерший проходит мытарства - душу его терзают злые духи, которые пытаются не допустить человека в рай. Но ему помогает ангел-хранитель, а также молитвы близких. В одном из сказаний они показаны как оружие, которым ангелы отгоняют нечистых духов. Покойнику не нужны ни красивый гроб, ни изысканные кушанья, тем более вино - ему нужна духовная поддержка. Поэтому очень важно заказать молитвы:

  • сорокоуст - поминание на Литургии, особенный обряд, символизирующий то, как кровью Христа омывается душа;
  • псалтирь за упокой - в монастырях читают псалмы и особые молитвы к ним, если есть возможность, можно заказать на год, это не против правил;
  • панихиды - проходят каждую субботу, особенно важно провести этот обряд в 40 дней после смерти, затем в годовщину;
  • личные молитвы - постоянно, каждый день, на протяжении оставшейся жизни.

При заказе обрядов необходимо присоединять и личную молитву, хотя бы краткую, но постараться вложить в нее всю свою веру, все чувства к ушедшему от вас близкому человеку. Со временем выработается привычка, возникнет даже потребность в общении с Богом, важно ее сохранить, развить, передать детям.

Когда наступает 40 дней после смерти, это означает, что выносится предварительное решение о том, где будет пребывать душа. Все слышали про Апокалипсис, конец мира, Страшный суд. В это время и будет вершиться всеобщий окончательный суд над людьми. До того момента духовные сущности находится в ожидании. В православии считается, что они пребывают либо со святыми, либо в подобии ада. Многие протестантские течения придерживаются мнения, что в этот период душа «спит», и молиться за нее нет смысла.

Что же конкретно происходит? Этого точно никто не знает. Но православие уникально именно воззрениями на посмертную участь. Считается, что молитва на 40 дней после смерти способна облегчить приговор, который будет выноситься душе. Надо, конечно, устроить и поминки, но с осознанием того, что значит этот обряд в христианском смысле.


Достойные проводы

Скорбь - обычное дело, когда речь идет о прощании. Но она не должна быть слишком глубокой, важно собраться и оказать близкому человеку молитвенную помощь. Слезами не вернешь любимых, надо использовать время с толком. На 40 день после смерти принято собирать родственников и друзей. Как поминать, согласно христианским традициям?

Трапеза должна быть простой, если идет пост, необходимо соблюдать устав. Также в храм нельзя жертвовать мясную пищу. Собраться можно в любом месте, будь то кафе, кладбище или квартира. Если человек был постоянным прихожанином, иногда разрешают провести поминовение в церковном доме сразу после панихиды. Вкушение пищи для христиан - продолжение богослужения, поэтому все должно быть достойно. Нельзя ставить на стол спиртное, превращать ритуал в разнузданное веселье.

Что же можно делать на 40 дней после смерти? Обязательным для крещеных православных является церковное поминовение, перед трапезой необходимо посетить панихиду в храме. Либо привезти священника на могилу, помолиться там. За это обычно совершается более крупное пожертвование, чем за панихиду в храме или поминовение во время Литургии.

Даже если нет возможности позвать батюшку, не надо огорчаться. Необходимо найти текст панихиды для мирян и прочитать его самостоятельно. Сделать это надо вслух, чтобы молились и все собравшиеся. Во время чтения можно возжечь свечи.

После того, как все разойдутся, можно прочитать еще и 17 кафизму, как это правильно сделать написано в молитвословах.

Поминальная трапеза на 40-й день после смерти сопровождается речами. Что нужно говорить? Поскольку человек ушел навсегда, принято вспоминать только лучшие его качества или поступки. Все люди не без греха, но обиды, укоры не облегчают участи покойного, они и живым доставляют лишь страдания. Надо от души простить все, что было, этого не поправить. Начать следует с того, кем выступающий приходился покойному, что с ним объединяло. Описать случаи, которые покажут достоинства усопшего, его добрые черты. Подготовиться к речи необходимо заранее, набросав ее на бумаге.

Кого поминать запрещено

Особое горе причиняют ближним те, кто уходит из жизни добровольно, либо нелепо погибают в состоянии опьянения (тонут в реке, травятся угарным газом, умирают от передозировки наркотиков и т.п.). За таких людей даже в 40 дней после смерти нельзя заказывать церковное поминовение. Молиться можно келейно, то есть лично. Для этого даже существуют особые молитвы. Очень хорошо будет творить милостыню - при этом надо попросить, чтобы одариваемый помолился об облегчении вечной участи покойного.

Возникают вопросы и когда умирает младенец, которого просто не успели окрестить. В таком случае недоумение разрешает правящий архиерей. В любом случае, молиться за чадо можно и нужно. Господь забирает детей не случайно. Считается, что Он оберегает их от более тяжелой участи, которая могла ждать во взрослом состоянии. Важно, чтобы родители сохраняли веру в Бога, Его благость и мудрость.

Ситуации бывают разные, ведь жизнь не укладывается в шаблоны. Поэтому любые вопросы следует решать со священником. А также надеяться на милость Божию, молиться о своих близких, творить дела милосердия.

Вечная память

40 дней после смерти - важный этап прощания с душой близкого человека. Хотя людям недоступен потусторонний мир, необходимо верить, что в вечности царит добро и справедливость. Молитвенное поминовение усопших это святая обязанность тех, кто их помнит. Оно должно быть постоянным, ведь неизвестно, насколько сильно умершим необходима наша помощь. Совершенно точно - ни одна сердечная молитва не будет лишней.

Что происходит с душой на 9 и 40 дней после смерти