6 месяцев после смерти поминки. Отмечают ли полгода со дня смерти

Количество записей: 68

Добрый вечер. Батюшка, подскажите, пожалуйста: наша тетя умерла 13.02.13. 40 дней приходятся на 24 марта. Можно ли их делать?

Лариса

Лариса, 24 марта - это Великий пост. Молиться за усопших можно всегда. 40 дней отмечать - это значит, в первую очередь, – молиться за душу усопшей. Необходимо в этот день подать заказную записку о упокоении на Литургию и самой молиться в этот день на Литургии, также необходимо отслужить после службы панихиду в храме. Можно в этот день и помин сделать, но трапеза должна быть строго постной. Нельзя есть мясных, молочных и рыбных продуктов, яиц. Можно сделать блины, но тоже постные.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Бабушка умерла 4 марта. А 40 дней приходятся на 12 апреля. Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Оксана

Здравствуйте, Оксана! 12 апреля приходится на пятницу, а особенности великопостной службы не позволяют поминать на ней усопших. Поэтому Вы сможете помянуть бабушку на следующий день, в субботу, когда церковью как раз установлено поминовение усопших на литургии. Думаю, собраться для поминок вам тоже будет удобнее в субботу.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! 23 марта будет мужу 40 дней, он некрещеный, я дома читаю молитву, получила от батюшки благословение, а скажите мне, пожалуйста, на кладбище я могу поехать на 40-й день, ведь как раз будет пост? Так как это будет суббота, а мои дети в садике и в школе не учатся, когда они могут раздать конфеты (после или до 40 дня)? Спасибо большое, извините, если немного некорректно составила свое письмо.

Вероника

Вероника, как Вы уже знаете что в церкви не молятся за не крещенных людей. Не крещенные - не члены церкви. Молиться же дома за них Вам ни кто не запрещает, и конечно, Вы можете поехать на кладбище всегда, когда захотите. Не принято ездить на кладбище в воскресные дни, в дни больших церковных праздников и на Пасху. Самый подходящий день - это суббота. Все родительские поминовения совершаются в субботу. Делать подаяние за усопших можно всегда, но больше всего это надо делать до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, хотелось проконсультироваться. 20 марта будет год, как ушел из жизни мой отец. Какого числа правильно провести поминальный обед? 20 марта выпадает на первую неделю Великого поста. В церкви я заказал обедню на 20 число. Кто говорит, что на Прощеное Воскресенье тоже нельзя. Кто говорит, позже нельзя, только раньше. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо.

Михаил

Михаил, самое главное - это не поминальный обед, а наша молитва за своих близких родственников. В день 20 марта по церковному уставу Литургии (обедни) не положено. Нужно отслужить панихиду и самому на ней присутствовать. С 18 марта начинается Великий (строгий) пост и, конечно, 20 марта поминальную трапезу не устраивают. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу, ничего страшного в этом нет. Но надо помнить, что на масленицу мясные продукты употреблять не положено, можно все продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня умерла бабушка 28 февраля, 9 дней выпадает на 8 марта. Наш священник сказал, что поминальный обед можно провести 9 марта, т. к. это будет поминальная суббота. Но это уже будет 10 дней со дня смерти. Можно ли?

Василенко Лариса

Лариса, пожалуй, Ваш батюшка прав, но я бы несколько уточнил его совет: чтобы совесть Ваша не смущалась, придите на службу 8 марта, помолитесь о бабушке на литии, которая будет совершаться по окончании утренней службы, и подайте записку о упокоении на субботнюю Литургию. В субботу также очень желательно быть на службе, а после нее дома можно устроить и поминальную трапезу – в субботу пост ослабляется, да к тому же у многих выходной, что удобно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, вот у меня такой вопрос, у меня бабушка умерла 2.09.2012, и вот, 2.03.2013 будет ровно полгода, как ее нет, можно ли провести поминки на полгода, и поминают ли усопшего, когда его нет с нами полгода?

Диана

Диана, в Православной церкви такой традиции не существует, это какие-то "советские" нововведения и фантазии. Поминать усопшего можно хоть каждый день – и панихидами, и личной молитвой – но что-то особое устраивать на полгода не нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Дядя умер 3 марта (воскресенье), похороны 7 марта. А поминальные 9 дней решили организовать 10 марта (воскресенье). Но ведь еще нет 9 дней или это не запрещено? Подскажите, какую панихиду заказать? Что сделать еще? Дядя был глубоко верующим человеком. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталия! Поминальную трапезу можно и перенести на удобный для вас день. Главное для умерших – это наша молитва. Закажите сорокоуст об упокоении, панихиду и Псалтирь по усопшему. И, конечно, если дядя был крещен, необходимо отпевание в церкви.

иерей Владимир Шлыков

Уважаемый батюшка, у меня умер папа, 40 дней ему приходится на 22 марта, как мне быть? Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите, пожалуйста. Благодарна Вам заранее.

Алена

Алена, первые сорок дней душа особо нуждается в нашей помощи, молитве нашей и молитве церкви. 40-й день самый важный для усопшего, в этот день определяют, куда поселить душу, в рай или ад. Все зависит от того, какую жизнь провел человек, и наша молитва в этот день просто необходима. 22 марта нужно обязательно отслужить панихиду в церкви и самим молится в этот день, подать заказную записку на Литургию и самой присутствовать на службе. Переносить не нужно. 22 марта - это первая седмица Великого (строго) поста и в этот день устраивать поминки не следует. Сами поминки можно перенести на 24 марта и нужно помнить, что это строгий пост, мясные, молочные и рыбные продукты и спиртное нельзя ставить на стол. Поминки должны быть строго постные - этим Вы принесете большую пользу себе, а в особенности Вашему покойному папе.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Годовщина смерти бабушки (год) приходится на 17 марта, воскресение. Подскажите, можно ли будет устроить поминки? Спасибо Вам большое.

Елена

Елена, конечно, поминки сделать в этот день можно, тем более, это последний день перед Великим постом. Прежде всего, нужно отметить молитвенно в храме, помолится за Литургией за усопшего, заказать панихиду. Трапезу поминальную можно сделать, но без мясных продуктов. На масленицу мясо по церковному уставу уже есть нельзя, можно любые продукты, кроме мясных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте уважаемый батюшка, у меня умерла мама 15 февраля в 8.30 утра. Подскажите, пожалуйста, 40-й день приходится на понедельник 25 марта, или все-таки на вторник, 26 марта? Можно ли сделать поминки в воскресенье, 24 марта?

Оксана

Оксана, день смерти считается первым днем, с которого отсчитывают 40 дней, значит 40-й день будет 25 марта. Это великий строгий пост, и значит, стол должен быть строго постный: без мясных, молочных и рыбных продуктов и без спиртного. Усопшему нужна молитва, и это главное. 25 марта обязательно нужно заказать панихиду, заказную записку о упокоении на Литургию и дома самим молиться. Хорошо бы в этот день съездить на кладбище к усопшему. Саму трапезу можно сделать в воскресенье, 24 марта, но постную.

иеромонах Викторин (Асеев)

С уважение к Вам, прошу ответа: тете 40 дней после смерти приходятся на воскресенье, священник, который ее отпевал, перед погребением сказал нам, что делать 40 дней нельзя в воскресенье, только в субботу, получается 39 дней, а в храме нам сказали, что помин 40 дней делают день в день. Как нам быть, почему вера одна и два разных мнения?

Валентина

Валентина, если 40-й день приходится на время Великого поста, то правила в отношении этого дня меняются и, действительно, поминание совершается в субботу. Если же нет – то день в день.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый батюшка, у меня умер папа, 40 дней ему приходится на 19 марта, а это первая неделя Великого поста, как мне быть? Может, надо перенести на какой-то другой день? Подскажите. пожалуйста. А еще после похорон я потеряла обручальное, венчальное кольцо, как мне быть в этом случае? Благодарна Вам заранее.

Светлана

В сам 40-й день закажите в храме панихиду, можно еще отслужить заупокойную литию на кладбище, а поминки перенесите на воскресный день (наверное, ради такого случая можно готовить и рыбные блюда). Из-за кольца не переживайте, купите новое и попросите священника освятить его.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, как будет правильно провести поминки на годовщину смерти? Папа умер 28.02.12 г., а 28.02.13 г. будет рабочий день, и не все смогут, наверное, прийти, я хотел провести 24.02.13 - в воскресенье. Разрешается ли так? Спасибо.

Владимир

Да, Владимир, перенести можно, хотя должен Вам сказать, что и сам день смерти Вы должны почтить посещением храма, панихидой и хотя бы самой малой поминальной трапезой дома в самом близком кругу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. 10 дней назад у меня умер старший брат. А на 22 февраля у меня планировалось празднование юбилейной даты - 55 лет со дня моего рождения, на которое были приглашены мои коллеги и близкие друзья. Помогите мне принять правильное решение. Стоит ли до 40 дней с кончины брата устраивать праздник, или лучше извиниться перед приглашенными и отменить вечер? Спасибо.

Надежда

Надежда, после смерти первые 40 дней душа проходит воздушные мытарства, и она нуждается в усиленной молитве за нее. Души усопших во время мытарства ждут помощи от церкви и от близких. Помощь - это наша молитва, какие-то добрые дела, милостыня. Сами за себя души молиться не могут. 40-й день самый важный, - определяется, куда поселить душу - в рай или ад. И поэтому, конечно, ни о каких праздниках речи быть не может.

иеромонах Викторин (Асеев)

Можно ли поминки на полгода сделать в 14.00?

Ирина

Можно, Ирина, но по православной традиции в полгода поминки не устраивают – это нововведение.

игумен Никон (Головко)

Годовщина смерти отца. Я Храме иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Бибирево подал ЗАКАЗНОЕ, которое будет служиться в алтаре, так как панихида там в среду не проходит, Нужно ли заказывать панихиду в каком нибудь другом храме?

Самое подробное описание: молитва на полгода по усопшему - для наших читателей и подписчиков.

Молитва за упокой души умершего на 9 дней, 3, 40 и годовщину - как и зачем ее читать

Молитва за упокой души умершего - важнейшая часть любых похорон и поминок. Как, в частности, в нашей, православной вере, так и в христианской религии в целом. Почему этой части похоронного ритуала уделяется столько внимания?

Молитва за упокой души умершего - откуда произошла эта традиция и зачем она нужна

Молитва после смерти человека - давняя часть любой традиции, не важно, христианской, или языческой. Называются они по-разному и принимают абсолютно разные формы, но факт остаётся фактом. После смерти человека в путь на другую сторону его провожают определённым, установленным песнопением, панихидой, или другой формой религиозного ритуала. Потому что в каждой традиции, вне зависимости от вероисповедания, существует практика провожать человека.

Молитвы за упокой облегчают переход человека из одного мира в другой.

Почему? В чём причина? Верования человечества во многом расходятся. Но все они сошлись во мнении, что человеческая душа, отягощённая грехами, с трудом сможет попасть в лучший мир. Но у каждого есть родственники и люди, которые его любят. И желание облегчить такую дорогу близкому человеку вполне естественно.

Именно для этого существуют молитвы за упокой души. Ведь их произносят с горячим состраданием, пытаясь помочь умершему. Высшие силы, увидев такое рвение со стороны родственников и друзей, понимают, что если его так любят, то и меру грехов можно умерить. По плохому человеку вряд ли кто-то будет страдать.

Так что существование таких ритуалов вполне понятно, как логически так и эмоционально. Все хотят помочь своим родственникам, хоть живым, хоть мёртвым. Тем более, что, по большому счету, сам покойник уже не нуждается ни в гробе, ни в памятнике. Он уже мёртв, ему всё равно. Это если говорить о теле. Но вот душа - другое дело. Именно для неё скорбящие возносят молитвы. И стоит знать, что такая молитва может помочь живым тоже. Таким образом, что она поможет им настроится на духовный лад. Встать, так сказать, на одну линию связи с Небесами. Задуматься о том, какое количество грехов скопилось у каждого на душе. И подумать на такую тему - а сколько людей будет горевать на ваших собственных похоронах?

Когда нужно читать молитву об упокоении души

Молитва об упокоении души умершего - важная часть поминальной службы, когда душе больше всего нужна поддержка во время её скитаний. Нельзя относиться к вашему мёртвому родственнику небрежно, ведь Бог почувствует ваше халатное отношение и уже не будет так снисходителен.

Самая сильная помощь будет, если прочитать такую молитву в Церкви. Прежде, чем вознести молитву, живому родственнику нужно посетить храм. Прийти лучше всего к самому началу службы, либо за несколько минут до. Принесите с собой церковную записку, ведь её нужно будет передать к алтарю. Самый лучший момент - на проскомидии . Тогда во имя покойного возьмут часть из специальной просфоры. С её помощью можно получить великое очищение от грехов, когда часть такой просфоры положат в Чаще Священных Даров. Когда литургия закончится, панихиду тоже нужно будет отслужить. Если вы хотите, что бы молитва стала намного эффективнее, то скорбящему следует самому причаститься.

Есть определённые дни года, когда в Церкви чтят всех. От братьев и сестёр, которые умерли со всеми христианскими молитвами и отпеваниями, до тех, кого настигла смерть лютая, или внезапная. Без полагающейся в такой момент религиозной, обрядовой части.

  1. Суббота, которая называется мясопустной. Её отмечают за восемь дней до Великого Поста.
  2. Субботы, носящие название родительских дней. Стоят на второй, третьей и четвёртой неделе Великого Поста.
  3. Суббота троицкая. Отмечается перед днём Святой Троицы.
  4. Радоница. Вторая неделя после Пасхи, во вторник.
  5. Суббота, которая считается как родительской, так и Димитриевской. Отмечается восьмого ноября, что день памяти святого и мученика, Димитрия Солунского. Изначально она проходила в канун Куликовской битвы и во время её поминали имена православных воинов, которые почили, защищая родную землю.
  6. Поминовение православных, усопших воинов, 9 мая (26 апреля по старому стилю).

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Что ещё нужно помнить, для правильного поминовения? Во-первых - особые даты. Умершего нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на именины . Так же в эти дни советуется щедро нести пожертвования церковные, где всегда будут чтить имя его. А ещё - милостыня бедным, с тем расчётом, что бы они вспоминали имя вашего родственника, когда будут молиться.

Текст молитвы об упокоении души умершего:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя - правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 9 дней после смерти, а так же на 3 день, 40 дней и годовщину

Почему читается молитва именно на 3 дня, 9 и 40 дней после смерти ? Считается, что первые 3 дня душа готовится к отходу. Она всё ещё в теле, но держится за него буквально несколькими ниточками. Потом, когда на 3-й день тело хоронят, последняя связь прерывается. И с 3-го дня по 9-й день новоотлетевшей душе показывают райские кущи, так сказать. Как выглядит Рай, какие удовольствия ждут душу, как там хорошо и приятно.

Но когда наступает 10-й день - перед душой разворачивается совершенно другая картина. Ей начинают демонстрировать муки адские, и что её ждёт, если она попадёт сюда. Всё это время она не знает, что же именно её ждёт, Рай, или Ад. И узнает об этом умерший только на 40-й день. Именно в эти дни, когда решается судьба человеческой души, ей больше всего нужна поддержка от живых родственников. Потому принято читать молитвы и совершать панихиды именно в эти даты. Так что, как мы сами видим, молитва на 9 дней после смерти, на 3 дня и на 40 - очень важны. Ведь именно в эти дни решается судьба человеческая, а точнее судьба бессмертной души.

Есть несколько основных правил, которых нужно придерживаться, когда проводят поминки на такие значимые даты. Первое - верная атмосфера, дома, или вместе, где будет проходить мероприятие. Родственники должны налить в стакан воды, положить сверху ломоть хлеба и запалить лампадку.

Второе - количество поминающих. Их не должны быть много. Это близкие родственники и друзья, а так же сослуживцы, с которыми он поддерживал самый тесный контакт. Женщины должны подобрать волосы под платок, без исключения. А мужчины должны находится без каких-либо головных уборов.

Третье - приглашение. Не принято приглашать людей на поминки, ведь только так можно узнать, кому действительно важно спокойствие души умершего. Они должны прийти сами. Но иногда так бывает, что человек под гнётом горя забывает о том, какой сейчас день. Так что ему можно невзначай напомнить, не приглашая прямо.

Заупокойная Божественная литургия и панихида в храме святителя Николая Чудотворца - Патриаршем Подворье г. Софии

Четвёртое - еда. Все, кто собирается накрывать стол в этот день, должны помнить, что компот, кутя и вообще каши - обязательный атрибут поминального стола. Можно приготовить любимую еду усопшего и поставить во главу стола.

Пятое, и самое важное правило - вы собрались не для того, что бы отобедать. Вы должны помянуть усопшего. Вспомните совместные, приятные моменты, какие-то факты из его жизни. Пусть он всплывет в вашей памяти как живой. Как человек, который был с вами рядом. Почувствуйте его тепло.

Молитва на 9 дней после смерти:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 3 дня:

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Молитва на 40 дней:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва на годовщину после смерти:

Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитва об упокоении души усопшего - важная часть любой похоронной и поминальной церемонии. Потому что она помогает душе очистится, при чём как душе умершего, так и душам живых. Тем более, что при прочтении такой молитвы сам Господь Бог будет с большей милостью оценивать поступки усопшего.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Дни особого поминовения усопшего

    Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

    Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

    Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

    После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

    Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

    Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

    ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

    Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

    Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

    Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

    Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

    К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

    ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

    Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

    Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

    Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

    Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

    Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

    После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

    Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

    Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

    Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

    ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

    Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »

    Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

    Молитва о усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

    Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

    Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

    Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

    От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

    Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

    Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

    «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

    Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

    В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

    скрыть способы оплаты

    скрыть способы оплаты

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    • В воскресенье - православный календарь на предстоящую неделю.
    • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
  • Инструкция

    Помолитесь за усопшего утром в день, когда настало полгода со дня смерти родного человека. Это следует делать дома перед иконой, фотографией и предварительно зажженной свечой. Загляните в церковь перед тем как пойти на могилку. Делать это следует до начала церковной службы. Положите пожертвование и купите свечу (обязательно).

    Подайте записку с именем усопшего в соответствующее окошко храма, заказав специальный обряд. Лучше всего если вы закажите поминание на проскомидии. В таком случае из особой просфоры за усопшего вынимают небольшую частичку и в последующем опускают ее в специальную чашу со святой водой в знак омовения его грехов.

    Запалите лампадку или просто свечу, купленную в церкви. Накройте близ могилки небольшой стол с едой, дабы, как говорится, покушать вместе с умершим. По поверью считается, что дух усопшего витает в облаках и находится рядом. Также следует положить несколько кусочков еды на могилку. При этом важно соблюдать посты, если такие есть на момент поминания.

    Помолитесь за упокой души усопшего около могилы. Соберите всех, кто посетил могилу умершего и пригласите домой за поминальный стол. Еда на столе должна быть только разрешенная церковью на момент поминания (пост – постная, а также в зависимости от дня недели, в который проходит поминание).

    Необходимо перед трапезой совершить литию. Это может сделать мирянин, прочитав соответственно молитву.

    Подайте сначала, перед тем как приступит к трапезе, кутью (каша) из пшеницы или риса с изюмом и медом.

    Приступите к трапезе, каждый раз поминая добрыми делами и поступками умершего. Именно отсюда и название «Поминки» - значит .
    Внимание! Поминая усопшего, следует воздержаться от спиртного даже в том случае, если сам умерший любил выпить.

    В христианской традиции поминание умерших символизирует веру в вечную жизнь и в то, что после жизни "биологической" начинается жизнь другая, не ведомая людям земным, но от этого не менее реальная. Поминая, мы стараемся помочь ушедшему от нас человеку в жизни вечной. И так как поминание умерших, в первую очередь, основывается на вере, все обычаи так или иначе связаны с церковью.

    Вам понадобится

    • * молитвослов;
    • * церковные свечи.

    Инструкция

    Во-первых, молитесь. Так как мир, к которому мы обращаемся при умерших, для нас нематериален, основой взаимодействия с ним является именно молитва. Несмотря на то, что молитвой можно практически всегда, существуют дни особые: после - третий, девятый, сороковой, а также день рождения, день смерти и . Приносите молитву дома или в храме. При этом считается, что молитва обладает большей благодатной силой. При церковном поминовении священник произносит имена , которые вы перед богослужением передаете в церковный киоск, написав на . Также поставьте свечу.

    Поминальная трапеза - также одна из важных составляющих поминальной традиции. Трапезы устраиваются для родственников и знакомых умершего на третий, девятый, сороковой день и годовщину. Традиционно, до перед свечой или лампадой один из родственников читает 17 кафизму из Псалтыри, после этого все присутствующие читают "Отче наш".

    Несколько слов о поминальном столе. Первой подайте кутью, предварительно освятив ее в церкви или окропив святой водой. Традиционными также являются блины. Спиртное же, вопреки расхожему мнению, должно быть исключено.

    Обратите внимание, что если пришлись на среду или пятницу или время , стол должен быть постным. А с буднего дня Великого поста перенесите их на ближайшую субботу или воскресенье.

    Распространен обычай посещения могил усопших близких на Радоницу. Верующие люди не только осуществяют уборку захоронений после зимы, но и молитвой. Обычно трижды читается или поется тропарь Пасхи "Христос воскресе". Далее можно прочитать 90-й псалом. Вместо обычного заупокойного кондака "Со святыми упокой" принято читать или петь кондак Пасхи "Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне". Так же могут быть прочитаны или пропеты особые заупокойные тропари из последований панихиды и литии "Со духи праведных скончавшихся". Некоторые верующие на кладбищах в день Радоницы читают (поют) канон Пасхи.


    Поминовение умерших на Радоницу может совершаться и дома после посещения литургии и мест захоронений. Дома также могут быть пропеты вышеприведенные пасхальные песнопения.


    Радоница служит особым воспоминанием того, что Христос сошел во ад, вывел оттуда уверовавших в него людей, избавляя от духовной смерти.

    Поминовение или поминки – это коллективная трапеза памяти о человеке, исполняемая в ряде конфессий, включая православие. Поминовение усопших проводят, дабы вспомнить о человеке и добрых делах им совершенных. Поминки проводят сразу после погребения и по определённым датам впоследствии.

    В иудаизме и исламе поминовение не распространено. У католиков дни обряда падают на 3, 7 и 30 сутки по смерти, а также в День всех усопших верных 1 ноября.

    Православные дни повиновения усопших

    Поминальный стол в православии - это одна из форм милостыни, с помощью которой есть возможность помочь умершему в первые дни после смерти, когда душа особенно нуждается в поддержке.

    По православному обряду принято поминать на 3-й, 9-й, 40-й день. Первый обряд совершают в день погребения, когда по христианской вере душа покидает тело и освобождается от телесных оков.

    Дни поминовения устанавливают в день рождения, годовщину кончины, именины почившего. На православные дни поминовения усопших (родительские субботы) заказывают панихиду.

    Поминовение – традиция православной культуры, восходящая к древнейшим дохристианским «ритуалам памяти». Современную ритуальную форму поминки обрели во времена первых христиан.

    Особые дни поминовения усопших в 2018 году

    Православный календарь отмечает особенные дни поминовения усопших в 2018 году:

    Дни поминовения усопших в 2018 году:

    10.02 – Мясопустная суббота (за неделю до Великого поста)

    3.03 – Великий пост, суббота 2-й седмицы

    10.03 – Великий пост, суббота 3-й седмицы

    17.03 – Великий пост, суббота 4-й седмицы

    17.04 – Радоница

    9.05 – Поминовение усопших воинов

    26.05 – Троицкая суббота (суббота перед Троицей)

    3.11 – Димитриевская родительская суббота

    Поминки на 9 дней, 40 дней и 1 год

    По представлениям христиан душа почившего сначала скитается по земле с момента смерти и до 3 дня, а с 3 по 9 день созерцает рай. Поминки на 9 дней помогают почившему справиться с трудностями первых дней по смерти. Следует заказать поминальную службу в храме, чтобы душа умершего умиротворилась.

    С 9 по 40 день душа зрит ад. На 40 день вершится, где пребывать душе в ожидании Последнего Суда. Поминки на 40 дней назначают по окончанию встречи на кладбище. Трапеза не должна быть обильной, подается простая еда, желательно постная.

    На годовщину принято устанавливать памятник или надгробие. Поминки на 1 год отмечают узким кругом. Дальше даты обряда устанавливаются по усмотрению семьи.

    Молитва поминовения в церкви

    Молитва поминовения в церкви - это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам «Об упокоении». В них вписывают крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц). Молитва поминовения в церкви в первую очередь помогает изменить загробную участь умерших, что особенно важно, если человек перед кончиной не успел принять святое Причастие и/или особороваться.

    Заказать молитву поминовения в Москве – поминовение

    Сущность в круговороте жизни и смерти

    Эта тема в средствах массовой информации недостаточно освещена, т.к. некоторые считают её грустной, наводящей на минорные размышления, а поэтому не совсем уместной для подробного рассмотрения. Об этой теме стараются поменьше говорить, умалчивают и забывают.

    Но от того, что мы, например, забываем о солнце, оно не перестаёт светить, так и смерть, как не стараемся мы о ней не думать – приходит вовремя.

    Все мы, (пока не научимся в полной мере управлять своим психосоматическим состоянием, основам саморегуляции) с момента рождения, как не прискорбно это осознавать, стоим в очереди на свои похороны. Информация о том, что происходит с нами после нашей физической смерти, необходима всем нам, не только как народный фольклор, набор обычаев, обрядов и преданий, но прежде всего, как одна из составляющих духовного наследия.
    А духовное наследие создавалось и сохранялось веками, чтобы помочь нам, нынешним, жить правильно в этом мире и подготовить душу для жизни вечной.

    Действительно, мы почти ничего не знаем о потустороннем мире. Полускептически рассуждаем об аде и рае, на всякий случай, страхуем себя полуверой в будущее и упокоение со святыми. Но веры в Невидимый Мир, как неизбежную реальность, в нас нет. Если бы она у нас была — она бы в корень изменила бы нашу психологию и мы старались бы использовать все возможности жизни к росту и развитию своей души, подготавливая её к Неизбежному!

    Для начала попробуем разобраться, ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАРЕЮТ?
    Клетки физического тела человека в течение жизни обновляются несколько раз. Разные типы клеток - крови, нервные, желез, половые, мышц, жировые, соединительные ткани, хрящевые и костные имеют разные периоды обновления. Клетки крови вырабатываются красным и жёлтым костным мозгом. Они обновляются постоянно, что связанно с их функциями. Костные клетки обновляются раз в пятнадцать лет. Все остальные типы клеток обновляются с периодами - меньшими, чем пятнадцать лет.
    Таким образом, через каждые пятнадцать лет все клетки организма человека обновляются. Другими словами, возраст клеток у пятнадцатилетнего юноши и девяностолетнего старца - ОДИНАКОВЫ. Но, никто не скажет, что они выглядят одинаково.
    Дело в том, что процесс старения организма связан с нарушением гармонии между физическим телом и телами сущности, а не со старением клеток.
    Существует около четырёхсот теорий старения, но ни одна из них не даёт полной картины этого явления. Каждая из них рассматривает те или иные следствия старения, основная же причина остаётся вне поля зрения этих теорий. Осмыслив механизмы старения, мы подойдём к пониманию возможности физического бессмертия, мечта о котором будоражила умы человечества много тысяч лет.

    Так в чём же причина старения организма?
    Дело в том, что скорость эволюционного развития физического, эфирного, астрального и ментальных тел у человека различны. Когда сущность входит в оплодотворённую яйцеклетку, она нарабатывает себе физическое тело, соответствующее своему уровню развития. При создании такого тела сущность затрачивает свой потенциал. А это приводит к тому, что к моменту рождения человека его сущность эволюционно опускается ниже, чем была в момент входа при зачатии. При этом физическое тело приобретает запас качества, что позволяет развиваться телам сущности.
    Из-за различия скоростей эволюционного развития физического тела и тел сущности, развитие тел сущности приводит сначала к восстановлению эфирного тела до того уровня, который имела сущность при входе, и только после этого начинает восстанавливаться астральное тело. Когда этот процесс завершается, начинается восстановление и дальнейшее развитие ментальных тел.
    В какой-то момент развития сущности скорость эволюционного развития физического, эфирного, астрального и ментальных тел становится одинаковой. Наступает гармония между разными телами человека, когда его интеллект и творческие способности могут проявиться максимально. При такой гармонии движение энергии между разными телами максимально сбалансировано.
    Духовное развитие приводит к тому, что скорость эволюционного развития тел сущности становится больше скорости эволюционного развития физического тела . Это различие скоростей становится всё больше и больше. Притом, скорости развития разных тел неодинаковы. Различие скоростей развития приводит со временем и к различию качественных структур тел сущности. При этом нарушается гармония движения энергии между телами. Изменяется качество и количество перетекающей с физического уровня энергии.
    Когда различия становятся большими, перетекание некоторых типов энергии на астральный и ментальный уровни прекращается (этот процесс показан на примере клетки, см. Главу 2, где показаны процессы на уровнях клетки). На этом рисунке показана клетка, имеющая эфирный, астральный и ментальный уровень. Эфирное тело клетки формируется из одной материи (показано оранжевым цветом), астральное тело - из двух (показано оранжевым и жёлтым цветом), первое ментальное - из трёх (показано оранжевым, жёлтым и зелёным цветом).
    Нарушение гармонии перетекания энергии между разными уровнями приводит к тому, что на первый ментальный и астральный уровень клетки не попадают виды энергии, которые нужны для их развития. Ментального и астрального уровня достигает только одна материя (показана красным цветом), которая не пригодна для эволюции этих уровней. Отключается «питание» этих уровней, прекращается их развитие. Продолжает развиваться только эфирное тело (уровень), питание которого меньше, но всё же ещё продолжается.
    Прекращение питания ментального и астрального уровней приводит к потере памяти, нарушению механизмов мышления (иногда говорят - человек «впадает в детство»). Постепенно канал между физической и эфирной клеткой сужается, и прекращается обеспечение эволюции и жизни эфирной клетки. Физическая клетка (физическое тело) не в состоянии обеспечить «питанием» уже все уровни клетки и наступает ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ, когда эфирное, астральное и ментальное тела все вместе не совместимы с физическим телом.

    Текст о старении людй взят из книги Левашова Н.В. Последнее обращение к Человечеству

    ВЫВОД: занимайтесь ГАРМОНИЧНО развитием тонких тел и физического тела одновременно. Здесь научат как!

    Смерть близкого человека, особенно внезапная, неожиданная, это не только большое горе для некоторых людей, но и свалившиеся на голову вдовы или вдовца многочисленные заботы, с которыми одному очень трудно справиться: надо оформить документы, дать телеграммы родственникам, заказать гроб, поехать на кладбище, подумать о прочих особенностях ритуала, раздобыть транспорт и т.д.

    Полезно рассмотреть информацию об этом и с социально-бытового плана, и с точки зрения Церкви, и с эзотерической точки зрения.

    ПОХОРОНЫ.
    В первую очередь о смерти члена семьи сообщают ближним родственникам, чтобы они успели проститься с покойным до похорон и по мере возможности помогли эти похороны организовать. Члены семьи умершего сами решают – будут похороны широкими, с участием сослуживцев и друзей покойного или узкими, сугубо семейными.
    Визит соболезнования наносят лишь в том случае, если вы знаете, что в нём есть необходимость, что его ждут и что он может помочь вдове или другим членам семьи покойного. В противном случае незачем лишний раз травмировать людей. Руководители организаций, где раньше работал умерший, должны предложить свою помощь в организации похорон.

    Само собою разумеется, что на похороны приходят в тёмной, чёрной одежде, а в доме усопшего не говорят громко и возбуждённо, тем более – не смеются. Церемония прощания может быть с речами и без них. Но в любом случае родные и близкие находятся справа, а все остальные – слева, если смотреть со стороны изголовья.
    Обычно на похороны приходят с цветами или венками, которые располагают вокруг гроба. Затем венки несут перед катафалком и возлагают на могилу так, чтобы видны были траурные ленты и надписи на них: цветами украшают могилу, иногда их бросают на засыпаемый землёй гроб. Первые венки несут родственники усопшего, родственники же первыми идут за гробом.

    Пришедшие в дом или на кладбище обязательно выражают соболезнование родным и близким покойного. Родственники могут молча обнять вдову, друзья – пожать руку, знакомые – поклониться. Мужчины обнажают головы (в холодное время года на улице допускается не снимать головные уборы, обнажая голову лишь на кладбище, когда гроб опускают в могилу). Правила хорошего тона требуют, чтобы, уходя с кладбища, вы ещё раз выразили свои соболезнования родным усопшего и предложили свою помощь.
    После похорон члены семьи часто собирают близких родственников и друзей на поминки. Без приглашения на поминки приходить не следует: надо учитывать, что семья может быть материально стеснена внезапными расходами или решено собрать только узкий круг родных и т.д.

    На поминках, как и на похоронах, нежелательна яркая одежда. За столом оставляют незанятым место, где при жизни обычно сидел покойный, на стол ставят один пустой прибор. Так же принято вилку оставлять не рядом с тарелкой, а положить на неё. Желательно, чтобы алкогольных напитков было не очень много, так как излишнее их употребление может увести разговор и само поведение не в то русло.
    Значительная часть застольной беседы посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям о нём, добрым словам, направленным на утешение родных. После похорон близкого человека многие соблюдают траур.

    Самый глубокий траур – до года – носит вдова. В это время на ней только чёрная одежда, украшения отсутствуют. Естественно, неприличными считаются и помыслы о повторном браке, пока не истёк строк траура. Мужчина-вдовец носит траур полгода. Дети соблюдают траур по умершим отцу или матери: полгода – глубокий, три месяца – обыкновенный и три месяца полутраур, когда к чёрному цвету в одежде примешивается серый и белый.
    По бабушке и дедушке носят полугодовой траур: три месяца – глубокий, при месяца – полутраур. Также — по брату и сестре.
    Если на период семейного траура выпадает венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимают, а на следующий день надевают снова. Летом допускаются светлые костюмы, но — с чёрной лентой.

    В публичные увесилительные места во время глубокого траура не выезжают. А в театре и на балах рекомендуется появляться, только полностью сняв траур. Произвольное сокращение траура тотчас же бросается в глаза знающим вас и может вызвать осуждение. Но, нося траур, тоже не надо выказывать безграничное горе: всё следует делать с достоинством, ибо смысл траура не только в соблюдении внешних приличий, но и в том, что он — время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно будут чтить нашу память, ибо никто в этом мире не вечен.

    ПОМИНКИ.
    Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные и за поминальным столом должны молиться за усопших.
    Перед трапезой следует совершить ЛИТИЮ — краткий чин панихиды, который может быть отслужен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву Отчен наш. Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо).

    Это отваренные зёрна крупы (пшеницы, риса) с мёдом (изюмом). Зёрна служат символом воскресения, а мёд — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божьем. По уставу кутья должна освящаться особым чином во время панихиды, если нет такой возможности, надо окропить её святой водой.
    Необходимо соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешённую еду: в среду, пятницу, длительные посты не есть скоромного.

    Если память усопшего бывает в будний день великого Поста, то поминки переносятся на ближайшую субботу или воскресение.
    Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а ПОМИНКИ — ПОВОД ДЛЯ УСИЛЕННОЙ МОЛИТВЫ о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что пьяные поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают.

    За столом нужно вести благочестивые беседы, вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки).
    Обычай оставлять за столом рюмку водки и кусок хлеба, для усопшего является пережитком и не должен соблюдаться в православнх семьях.

    Поминовение усопшего после погребения.
    Настаёт час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времени и всеобщего воскресения. Но любовь Матери-Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит святейшую Жертву о упокоении его.
    Обычные дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым ). Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением церкви о состоянии души за гробом.
    Третий день — поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой троицы.
    Первые два дня душа преставившегося ещё находится на земле, проходя вместе с сопровождающим её ангелом по тем местам, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения ему.
    На третий день, от шести тел, выделившихся из Человека в момент смерти, отделяется Эфирное тело и направляется в свою мерность.
    Девятый день — поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги царя Небесного, ходатайствуют о поминовении преставившегося.
    После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
    На девятый день, от оставшихся пяти тел отделяется Астральное тело и устремляется в свою мерность.
    Сороковой день — сорокадневный период весьма знаменателен в истории и преданиях Церкви как время, необходимое для приУготовления, для принятия особого божественного дара, благодатной помощи Отца Небесного.
    Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь после сорокадневного поста.
    Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего поста.
    Сам Господь наш Иисус Христос вознёсся на небо на сороковой день по Воскресении.
    Принимая всё это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного её блаженства и водворилась в небесных селения с праведными.
    После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в Ад и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается её участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда.
    На сороковой день, от оставшихся четырёх тел отделяется Ментальное тело и устремляется в свою мерность.
    Молитва в сороковой день чрезвычайно важна (!). ибо ею заглаживаются грехи умершего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.
    Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь.
    По разным источникам, после сорока дней и приблизительно до года, оставшиеся три тела Человека — его Монада, ещё находятся в пределах Солнечной системы, а затем уходит в определённую ей, согласно её энергоинформационному статусу, — мерность.

    Как правильно поминать усопших.
    Великий святитель Православной Церкви Иоанн Златоуст говорил: Постараемся сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага. Из слов святого отца ясно, что поминовение усопших душеспасительно и для самих поминающих
    Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счёту ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — всё это есть лишь дано традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве . ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших — долг всякого православного.

    Во все памятные дни следует кому-либо из родственников прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминовение на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
    После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в этот день причастится Тела и Крови Христовой. Панихиду можно совершать и в любой другой день по желанию.
    Весьма полезно сразу после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании — сорокоуст можно заказать вновь, и так далее постоянно.
    Существуют и более длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
    Весьма полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой об усопшем. Во всех храмах существуют особые панихидные столы — кануны . на которые кладут жертвуемую снедь. Вкушая её, священнослужители творят поминовение тех, за кого была принесена эта жертва. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу.

    Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи.
    ТАКИХ ДНЕЙ В ГОДУ:

    1) суббота седмицы Мясопустной ,
    2) суббота второй седмицы Великого поста ,
    3) суббота третьей седмицы Великого поста ,
    4) суббота четвёртой седмицы Великого поста ,
    5) вторник второй седмицы по Пасхе ,
    6) суббота седьмой седмицы по Пасхе ,
    7) 29-го августа, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи ,
    8) суббота перед 26 октября, днём памяти святого Дмитрия Салунского .
    В субботу седмицы мясопустной Церковь особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапной смертью на чужой стороне, в море, непроходимых горах, на утёсах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, также о бедных и немощных, и вообще о тех, которые не получили почему-либо православного отпевания и погребения.
    Польза поминовения о усопших, принесения бескровной жертвы за них и молитв наших о них велика и бесспорна. Об этом свидетельствуют на пространстве тысячелетия (IV — XIV вв.) единогласно отцы и учителя Церкви: святой Ефрем Сирин, преподобный Макарий Египетский, святой Иоанн Златоуст, святой Кассиан, блаженный Августин, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Солунский и другие.
    Поэтому эти поминовения должно совершать с большим усердием. Зная всё это, все любящие своих близких, отошедших отсюда, пусть возносят за них святейшую жертву евхаристии и умилостивляют Бога своими молитвами за усопших в вере правой и уповании воскресения, пусть поминают ближних своих и в церковной молитве и дома. Во всякое время, удобное по настроению душевному или свободное от занятий ежедневных, пусть возносят они свои молитвы, веруя, что Бог услышит искренний голос их сердечной молитвы, окрыляемой любовию к ближним.

    Пока до Страшного Суда участь отошедших от нас собратий наших не решена ещё окончательно, просите и молите Господа, чтобы Он даровал им освобождение от адских мучений и блаженное упокоение со всеми святыми в нескончаемом Царстве Своём. Просите с тем большим усердием, что за пределами гроба миновало для них время доброго делания, и закрыта уже для них дверь покаяния. Просите милосердного Господа и веруйте, что даст вам по прошению вашему! >> Молитвы на разные случаи жизни С эзотерической точки зрения:
    Смерть физического тела — есть перезапись всей информации, накопленной за данный инкарнационный цикл и переход в следующее рождение. Самый серьёзный фактор при перезаписи информации — воспоминания и сожаления родных и близких об умершем!