Александрова Епархиальный мужской монастырь. Монастырь Свято-Лукианова мужская пустынь близ г

В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.
Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.
Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.

История

Основан преподобным Лукианом Александровским 28 августа (10 сентября) 1650 году на месте явления в 1694 году иконы Божией Матери «Рождества Богородицы», впоследствии прозванной Лукиановской.

Первым настоятелем монастыря был прп. Лукиан Александровский, Преподобный Лукиан родился в 1610 г. в г. Галиче. С 8 лет воспитывался отцом в монастыре. Впервые пришел на место будущей обители в 1640 г. и был здесь пострижен в монашество. Был трижды изгоняем отсюда местными жителями. В Чудовом монастыре г. Москвы в 1646 г. рукоположен в священнический сан патриархом Иосифом. С помощью московских купцов отстроил храм Рождества Богородицы и кельи для монашествующих. В 1654 году основал женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы в г. Александрове по просьбе александровских купцов. Почил 8 (21) сентября 1655 г., память преставления празднуется на следующий день.

Продолжателем дела прп. Лукиана стал прп. Корнилий. При нем обитель стала широко известна своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1657 г. был он настоятелем и скончался в глубокой старости 24 августа 1681 г. Лукианова пустынь опекалась государями Феодором, Иоанном и Петром Алексеевичами, другими лицами царского рода. До 2-й пол. 17 в. все постройки монастыря оставались деревянными, а в 1680-84 гг. по заказу царя Федора Алексеевича была сооружена каменная трапезная церковь Богоявления с приделом Федора Стратилата, небесного покровителя царя. В конце столетия развернулось строительство каменных келий: в 1690 г был построен Казначейский корпус, в 1696 г - Хлебные (Настоятельские) кельи и Больничная палата, а в 1712 г - собор Рождества Богородицы, освященный в присутствии сестер царя Федора, царевен Марфы и Феодосии. Между собором и трапезной церковью в 1771 г была поставлена небольшая часовенка над гробом Лукиана, основателя обители. При Больничной палате в 1714 г была сооружена церковь Екатерины. К 1733 г вокруг монастыря была сооружена каменная ограда с семью башнями.

В 1771 г монастырская икона Рождества Богородицы прославилась еще одним чудом. После крестного хода, совершенного с образом вокруг г. Александрова, прекратилась эпидемия чумы. С того времени крестный ход стал совершаться ежегодно (традиция продолжается до сих пор), а икона стала повсеместно известной как "Лукиановская".

В нач. 19 в. был построен новый Братский корпус, а к югу от монастыря возвели монастырскую гостиницу. В 1894 г интерьер собора Рождества Богородицы был расписан. Монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. Пустыни принадлежали три деревянные часовни на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье обители.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Все имущество было вывезено, часть икон и святынь поругана и уничтожена. Местопребывание чудотворной иконы Рождества Богородицы доныне остается неизвестным. В обители поместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.

В 1991 г. Лукианова пустынь первая во Владимирской епархии возродилась из небытия. В 1992 г. обретены святые мощи прп. Лукиана. Ныне они находятся в храме Богоявления в резной деревянной раке. Мощи прп. Корнилия были обретены в 1995 г. и положены в Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова.

В 1999 г. по благословению патриарха Алексия II на Афоне греческим иконописцем схимонахом Паисием для обители была написана икона "Игумения Святой Горы Афон". К тому времени был полностью отремонтирован храм Богоявления. В 2001 г. была начата реставрация Богородице-Рождественского собора. По ряду причин она так и не была завершена, ограничившись восстановлением кровли, глав и куполов на храме. В 2002 г. была восстановлена южная стена – одна из первых каменных построек 1718 года. В 2005 году восстановлена одна из семи башен, а в 2011 году – еще одна.

В начале 2008 г. возглавлявший Лукианову пустынь в течение 17 лет архимандрит Досифей (Даниленко) был переведен для служения в Духовную миссию в Иерусалиме. Пробыв там менее года, 13 марта 2009 г. он, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Чин монашеского погребения был проведен 18 марта в Свято-Даниловом монастыре. Похоронен отец архимандрит на Троекуровском кладбище г. Москвы.

В 2008 году настоятелем Лукиановой пустыни был назначенигумен Тихон (Шебеко)

28-29 мая 2011 г. состоялись торжества, посвященные 20-летию возрождения Свято-Лукиановой пустыни и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обитель была награждена медалью св. блгв. кн. Андрея Боголюбского I степени «за усердное служение».

Обитель представляет собой пример позднесредневекового монастыря с регулярной композицией и ансамблем построек рубежа 17-18 вв. Территория, окруженная стенами, имеет трапециевидный план, приближающийся к ориентированному по сторонам света квадрату. От места утраченных Святых врат, располагавшихся посередине южной стороны ограды, к северу идет липовая аллея, приводящая к монастырской площади. Справа от аллеи стоит крупный объем собора Рождества Богородицы, выходящий на площадь западным фасадом, в конце аллеи - трапезная церковь Богоявления. С запада площадь ограничивает Настоятельский корпус, немного севернее - церковь Екатерины с больничными кельями. С севера стоит протяженный с запада на восток Братский корпус, а к востоку от него по той же линии руины Казначейского корпуса. Небольшой пруд прямоугольной формы расположен в северо-восточном углу территории, более крупный прямоугольный пруд, обсаженный деревьями - в юго-западной части обители. Вокруг монастыря сохранилась ограда с четырьмя квадратными и двумя круглыми башнями. В северном и южном прясле проделано трое арочных ворот. К югу от монастырского комплекса стоит здание гостиницы. Все сохранившиеся здания выстроены из кирпича, большинство из них имеет оштукатуренные или побеленные фасады.

В настоящее время у обители имеется земля для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшая пасека. Однако больших средств требует продолжение реставрации собора Рождества Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные Святые врата, только фундамент остался от часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Не восстановлен больничный храм вмц. Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое.

О правилах монастыря

Поступающий в обитель должен знать цель и смысл своего пребывания в монастыре – исправление жизни по Божиим заповедям и борьба со своими страстями. Для этого в первую очередь необходимо иметь внутреннюю устремленность к Богу, как Источнику благодатной жизни, всегда и все делать с молитвой к Нему, стремиться к познанию значения и смысла заповедей Божиих, прилежать к чтению слова Божия. Необходимо также пребывать в полном послушании у о. Игумена и старшей братии. Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя.

Обязанности насельника обители.

  1. Беспрекословно следовать требованиям монастырского Устава.
  2. Не выходить за территорию монастыря без благословения Игумена.
  3. Неукоснительно и своевременно посещать монастырские службы, согласно порядку, принятому в монастыре: в будние дни обязательно посещение полунощницы, в праздничные дни – всех праздничных богослужений.
  4. Благоговейно и чинно вести себя в храме на службе как внешне, так и внутренне: не вести праздных разговоров в храме, не ходить по храму во время службы и не выходить прежде окончания службы без уважительных причин, внимательно слушать богослужение и молиться самому.
  5. Исповедоваться у духовника обители еженедельно и причащаться Святых Христовых Тайн как минимум раз в месяц. Духовником обители является Игумен. При его отсутствии и по его благословению исповедь может принять любой священник монастыря. Время общей исповеди - вечернее богослужение в субботу и утреннее богослужение в воскресенье.
  6. Неукоснительно и своевременно посещать братскую трапезу. В трапезной вести себя чинно и благоговейно, как в продолжение богослужения, внимательно слушая предлагаемое чтение. Пропуски и опоздания на трапезу не допускаются.
  7. Не держать пищу в келье и не принимать пищу келейно.
  8. Не держать и не употреблять спиртных напитков.
  9. Своевременно выходить на послушания и выполнять их добросовестно, с полной отдачей, как перед лицом Божиим, относясь к своему послушанию как к делу, способному послужить для спасения души.
  10. Ничего не брать себе из монастырского имущества и из того, что жертвуется на монастырь без благословения Игумена.
  11. Ограничить свое общение с внешними до минимума, никого из посторонних не принимать в келье, не пользоваться мобильными телефонами без благословения Наместника.

Праздники и чтимые даты

Храмы и Богослужения

Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы

В писцовых книгах 1675 года храм, построенный преподобным Лукианом в 1649 году, описан так: «В государевой дворцовой Старослободской волости на болоте монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Лукианова пустынь, а на монастыре церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, древяна на каменное дело о пяти главах, главы чешуйчатые, кресты обиты белым железом, а в церкви Божье милосердие…» В храме было сто образов. Справа от царских врат был образ Спаса Вседержителя Нерукотворного, затем храмовой чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в житии. Слева от царских врат находилась почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Страстная», по преданию, принесённая преподобным из Москвы.

В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства - келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского), началось строительство пятиглавого каменного собора на том самом месте, где явился образ Царицы Небесной и где стоял первый деревянный храм Рождества Богородицы. Возведение собора продолжалось при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители.

Собор был освящён в 1712 году по указу царя Петра Алексеевича и благословению митрополита Стефана, Местоблюстителя Патриаршего Престола, в настоятельство Лукиановой пустыни строителя Авраамия. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

Собор был пятиглавый, имел паперть. Средняя глава собора была крыта белым железом, четыре других были крыты зелёной черепицей. Кресты на главах были вызолочены. В соборе был пятиярусный резной вызолоченный иконостас. Справа от царских врат был древний образ Всемилостивого Спаса в сребопозлащенной ризе, а за ним в ряду чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы в виде средника, вставленного в икону с клеймами жития Пресвятой Богородицы. В украшении собора участвовали царские изографы школы иконописца Симона Ушакова и золотых дел мастера Оружейной палаты Московского Кремля.

В благоустроении собора принимали участие не только члены царской семьи, но и царские слуги, лица знатных фамилий, приближённые к царскому двору. В это время поступали многочисленные вклады от людей разных сословий: помещиков, купцов, военных разных чинов и прочих покровителей и почитателей обители, в том числе и от жителей города Александрова. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские (сродники первой супруги царя Алексея Михайловича), Лопухины (сродники первой жены Петра Алексеевича) и многие знатные и неизвестные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «… и будут вас посещати великие люди, князи и боляры, и благоверные царие».

Белый соборный храм с золотыми крестами лишь однажды потребовал капитального ремонта, что и было сделано при настоятеле отце Платоне в 1850 году. Паперть, которая окружала собор с трёх сторон, снаружи была украшена яркими изразцами с растительным орнаментом. Они были изготовлены на монастырском изразцовом заводе. Верх собора был расписан фресками двенадцати великих праздников. До начала XX столетия собор не был расписан изнутри. И только к 1894 году его внутренние стены и, по-видимому, галереи были расписаны сценами из жизни Иисуса Христа в византийском стиле и фигурами отдельных святых. Собор украшало крыльцо из белого камня.

В величественном золочёном шестиярусном иконостасе собора размещались древние почитаемые иконы XVI-XVII веков: справа от царских врат Нерукотворный образ Спасителя с двумя предстоящими Ангелами в новой серебряной ризе, за ним в ряду в киоте под резной сенью храмовая чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, вставленная в раму с двенадцатью клеймами жития Богородицы; слева от царских врат образ Божией Матери «Страстная», принесенный преподобным Лукианом из Москвы, и древний Богородичный образ «Неопалимой Купины». Этот образ имел клейма, на которых были изображены явления Божией Матери.

В 1893 году при игумене Иерониме (годы настоятельства 1887 - 95) в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Готовились к торжествам серьезно. В это время появляется роспись на внутренних стенах храма. Академические по манере в стиле позднего классицизма росписи иллюстрировали жизнь Иисуса Христа и изображали святых. Святые помещены были внизу между окнами, евангельские сцены – над окнами, по три на каждой стене. Письмо светотеневое, пропорции несколько утонченные, рисунок правильный, красочные сочетания сдержаны.

На северной стене располагались композиции: «Исцеление слепорожденного», «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» и «Благословение детей». В нижнем ряду между окон были изображены преподобные Кирилл, Андрей и Иоанн.

На южной стене были изображены «Воскресение дочери Иаира», «Нагорная проповедь» и «Исцеление расслабленного». Между окон – преподобные Ефрем и Евфимий.

На западной стене размещались три композиции «Крещение Руси», «Богоматерь на престоле со святыми» и «Крещение Ольги». Между окон нижнего ряда были написаны преподобные Савватий, Сергий и Иероним, Антоний и Феодосий, Даниил.

После закрытия обители в 1920 году, центральная часть собора в основном использовалась как сушилка для белья, поэтому милостью и промыслом Божиим росписи в большей своей части сохранились до наших дней. Пока они радуют взор братии и немногочисленных паломников нашей обители, но в будущем, надеемся, вновь засияют своей красотой для всех молящихся в восстановленном храме.

Фасадный ремонт храма был произведен в начале 2000-х годов, но, к сожалению, этим восстановление храма после разрухи богоборческих лет пока и ограничилось.

Храм находится на реставрации.

Храм в честь Богоявления Господня

1658 - 1684 гг.

При преподобном Корнилии в Лукиановой пустыни в 1658 году был воздвигнут второй храм – в честь Богоявления Господня. Этот храм был тёплым в отличие от первого холодного в честь Рождества Богородицы. Богоявленский храм простоял десять лет, после чего преподобный Корнилий испросил благословения у Патриарха разобрать его и построить заново. Была построена «… церковь тёплая деревянная ж Богоявления Господня… Против тёплой церкви колокольня шатровая, на ней семь колоколов, часы железные приведены к тем же колоколам» (писцовая книга за 1675 год).

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

По: суб., праздники

По: вск., праздники

В 1680 году деревянный храм за ветхостью был разобран, и прп. Корнилий просил благословение у патриарха Иоакима на построение новой каменной церкви. Новый храм был окончен строительством в 1684 году, уже при его приемнике, строителе Евагрии и 30 августа этого же года освящен.

Устроением в нем придела святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Алексеевича, преподобный Корнилий достойно почтил вечной молитвенной памятью царя-благодетеля, во все свое шестилетнее царствование жаловавшего Лукианову пустынь, как своими личными посещениями, так и вкладами. Царь любил совершать богомольные выезды в Залесье и неоднократно посещал Лукианову пустынь в тех случаях, когда путь его проходил в этой стороне. Он почитал чудотворный Лукиановский образ Рождества Богородицы, чтил память основателя пустыни преподобного Лукиана, пользовался советами и наставлениями преподобного Корнилия. И, как следствие своего благоволения, щедро одарял Лукианову пустынь землями и угодьями. В ризнице монастыря до революции сохранялись подлинные его грамоты 1677, 1678, 1680 и 1681 гг. на владение жалованными землями, ставшими основной статьей благосостояния обители. В монастыре хранили память о каждом личном посещениях царя. Это было 19 сентября 1677 года, когда он из Москвы ходил в Александрову слободу и после этого посетил Лукианову пустынь, 21 сентября 1678 года, при тех же обстоятельствах, 15 сентября 1679 года на пути в Переславль Залесский, пробыв в пустыни два дня.

Этот замечательный храм, существующий в обители с небольшими поновлениями до сих пор, является ярким примером мастерства русских зодчих того времени. Две главы его были покрыты деревянной чешуёй, крест белым железом, а крыша тёсом. Внутри храма всё было просто, чуждо вычурности, всё располагало к молитве, стены не были расписаны вплоть до XX века. Иконы в иконостасах двух приделов – Богоявления Господня и великомученика Феодора Стратилата – были больших размеров, не покрытые ризами. Их украшали чеканные серебряные венцы позолоченные с каменьями, а также ожерельца из жемчуга. В четырехъярусном иконостасе главного придела справа от царских врат помещались храмовая икона Богоявления Господня, а слева от них – Иверская икона Божией Матери. Это был один из ранних списков с иконы, принесенной с Афона в Москву в царствование Алексея Михайловича. Так Вратарница Горы Афонской с конца XVII века охраняла Лукианову обитель.

В трапезной части храма на первом столпе висел образ Рождества Пресвятой Богородицы, а вокруг образа, представлявшего собой средник, были написаны Господские и Богородичные праздники; они находились под золоченым серебряным окладом.

На колокольне было пятнадцать колоколов: один большой, один повседневный весом в 21 пуд 28 фунтов, семь малых и ещё шесть малых.

Под храмом были сделаны «полатки» для хранения монастырского имущества и хозяйственных припасов.

В особом помещении находилась ризница обители, в которой хранились два древних Евангелия московской печати (одно 1677 года, а другое 1685 года), богато украшенные, два сребропозолоченных креста с частицами мощей – вклады почитателей Лукиановой обители, церковные сосуды – вклад Великой княгини Натальи Алексеевны. Здесь хранились четыре грамоты царя Феодора Алексеевича и другие монастырские документы.

Храмовые иконостасы были двухъярусные. К большому сожалению, они не сохранились. Можно предположить, что некоторые иконы писались известными живописцами, скорее всего это были иконы местного ряда. В синодике Лукиановой пустыни записаны имена живописцев: государев Симон Ушаков, патриарший Феодор Елизаров, живописцев Оружейной палаты Карп Иванов, государев Феодор Евстифеев. Можно почти с уверенностью сказать, что храмовая икона, которая находилась в иконостасе придела Феодора Стратилата. написана кем-то из этих живописцев.

В 1892 г. перед колокольней выстроили шатровое крыльцо.

В 1911 г. храм расписали.

В советский период были утрачены главы, растесаны окна второго этажа и трапезной, частично утрачен декор фасадов, четверик был покрыт кровлей на четыре ската под шифер, верх полностью утрачен, приделан дополнительный вход к алтарной части. Широкий арочный проем, соединявший основной объем с приделом, был частично заложен. Перед передачей монастыря Церкви в храме располагалась столовая.

После открытия обители Богоявленская церковь начала реставрироваться самой первой. С помощью Божией были восстановлены все исторические архитектурные формы.

Храм находится в центральной части монастырского ансамбля. Это тип трехчастного бесстолпного храма в 2 света. Высокий бесстолпный четверик объединяет основной объем самого храма и северный придел. Двуглавый объем храма достаточно редок для архитектуры 17 столетия, как и вытянутая по продольной оси двустолпная трапезная часть. Храм и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объем, завершающийся с востока двумя гранеными апсидами: более крупной – с юга и меньшей, придельной – с севера. Над восточной частью общего объема возвышается общий для основного и придельного храмов четверик, вытянутый в поперечном направлении и завершающийся двумя главками на круглых глухих барабанчиках. С запада высится шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и с двумя ярусами слухов в шатре. Перед колокольней стоит крыльцо с четырехгранным шатром на четырех столбах.

Теплая, зимняя трапезная и теплые храмовые помещения располагались в первом этаже, а летние – во втором. Трапезные залы в обоих этажах перекрыты системой коробовых сводов на распалубках, опирающихся на два квадратных в сечении столба. Помещения храма Богоявления в обоих этажах более крупные, тогда как придел Феодора Стратилата имеет совсем небольшой размер и маленькую апсиду. И храм, и его апсида, и придел перекрыты коробовыми сводами, тогда как апсида придела – граненой конхой. Помещения по сторонам колокольни имеют лотковые своды.

Храм в честь святой великомученицы Екатерины

Екатерининская церковь находится в северо-западной части монастырского ансамбля. Она стоит рядом с руинированными остатками больничной палаты, построенной в конце XVII в. Сооруженный из кирпича небольшой храм первоначально получил сдержанную декорацию в духе позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем храма вытянут с сервера на юг и завершен поздней четырехскатной кровлей с луковичной главкой на первоначальном круглом глухом барабанчике.

Подготовка к строительству храма началась в 1712 году. Первого марта на больничную церковь заготовлено 150 бочек извести, «куплено дров на обжиг кирпича на строение больничной церкви 500 сажень».

13 мая 1713 года строитель Авраамий подал царю Петру Алексеевичу челобитную «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не устроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочие братиею к литургии ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирилло Карпов сын Сытин в той больнице построить вновь каменную церковь во имя великомученицы Екатерины» и просил на то дозволения. Митрополит Стефан блюститель патриаршества дал благословенную грамоту на строительство больничной церкви.

Храм строился на средства помещика села Дубровы подполковника Кирилла Карповича Сытина. В 1714 году здание церкви построено. Сразу за храмом располагалось братское кладбище, он вплотную примыкал к зданию монастырской больницы для удобства посещения богослужений содержащимися там больными и немощными монахами. Храм был освящен 10 ноября 1714 года, по желанию храмоздателя, в честь святой великомученицы Екатерины.

Первое описание Екатерининской церкви относится к 1718 году: «При больнице церковь каменная во имя святыя великомученицы Екатерины. На церкве глава деревянная, обита чешуею деревянную, крест железной с сиянием в одну сторону золочен. В церкви и в олтаре шесть оконниц стеколчетых».

В описи монастыря за 1756 год отмечено, что церковь «пустая». Видимо, к 1756 году богослужения в храме не проводились.

К 1772 году церковь великомученицы Екатерины «обновляется помещиком Карпом Кирилловичем Сытиным». Видимо, сыном Кирилла Карповича Сытина, на средства которого сооружен храм.

В 1834 году здание вновь перестроено «на средства Александровских 2-й гильдии купцов Ивана, Григория и Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых».

В 1891 году в Екатерининской церкви сделаны новые потолок, накат и пол. Храм и ризница при нем облицованы снаружи и внутри кирпичом на цементном растворе, вновь оштукатурены и окрашены масляной краской. «Два креста вызолочены, кровля вся выкрашена медянкою, приделан вновь вход в оную с южной стороны». Интерьер храма расписан. Храм вновь освящен 29 июля 1891 года.

Первый иконостас Екатерининской церкви был сооружен в 1714 году в «один пояс с резными столбами да сенью над царскими дверми, да клеймо особое».

В 1806 году иконостас был позолочен и обновлён вновь написанными образами.

По указу духовной консистории от 16 февраля 1833 года разрешалось в Екатерининской церкви «приведший в ветхость и облинявший иконостас устроить вновь, написать в оной вновь иконы за ветхостью прежних». Эта работа проводилась на средства Ивана и Григория Дмитриевых Зубовых.

В 1891 году в Екатерининской церкви «исправлен заново иконостас с новой резьбой, выкрашен и вызолочен. Иконы заново все исправлены». Этот новый трехъярусный иконостас описан в описи Лукиановой пустыни за 1895 год: «Иконостас столярной работы о трех ярусах. Царские врата прорезные, на них иконы: Благовещения Превсятыя Богородицы, … По правую сторону царских врат иконы Господа Вседержителя, … На южной двери архангела Гавриила, Великомученицы Екатерины, … По леву сторону царских врат иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, седящем на престоле … На северной двери Архистратига Михаила, Всех Святых …, Святителя Николая. Во втором ярусе иконы: над царскими дверьми Тайныя Вечеря. По правую сторону иконы: Живоначальныя Троицы, Богоявления Господня, Вознесения Господня. По левую сторону иконы Рождества Пресвятая Богородицы, Рождества Христова, Введение во храм Пресвятыя Богородицы. В третьем ярусе иконы. В средине Положение во гроб Спасителя. По правую сторону Моление о чаше, Лобзание Иудино, Сретение Господне, Преображение Господне. По левую сторону Снятие со креста, Вход в Иерусалим, Воздвижение Честнаго креста Господня, Успение Пресвятыя Богородицы». В этой описи за престолом указан «семисвечник металлический вызолоченный на таковых же цепях с семью стаканчиками… Посреди церкви паникадило медное отбеленое, местами вызолоченное с 24-мя свечниками на железных цепях спускаемое по балагану».

После закрытия обители в 1925 году в Екатерининском храме был оборудован клуб. В послевоенное время в монастыре расположился инвалидный дом, где содержались престарелые и «тихопомешанные» («буйнопомешанные» отправлялись во Владимир). Церковь великомученицы Екатерины с больничной палатой была приспособлена под нужды этого заведения. В алтарной части Екатерининской церкви размещалась пекарня, а в другой части - баня, которые топились дровами.

В бане был вмазан в печь огромный котел, где грелась вода, а рядом стоял огромный, в рост человека, чан для холодной воды. Воду сюда поставлял водовоз. День работы бани был таков: один день - мужской, другой - женский. Остальные дни отдавались под прачечную, где вручную стиралось казенное инвалидское белье.

Дом инвалидов был выведен в конце 1984 года, и с тех пор обитель формально была на балансе Владимирского областного управления культуры. Но фактически монастырь был брошен на произвол судьбы, территория обители никем не охранялась и за эти 7 лет до передачи обители Церкви пустынь понесла значительные разрушения. Здания ветшали и разбирались на стройматериалы. В это время была утрачена и больничная палата при Екатерининской церкви, а сам храм пришел в аварийное состояние.

По: суб., праздники

По: вск., праздники

Богоро́дице-Рожде́ственская Свя́то-Лукиа́нова пу́стынь - православный мужской монастырь в деревне Лукьянцево Александровского района Владимирской области. Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. Учреждена в 1650 году. После Октябрьской революции была закрыта, в 1991 году возрождена.

Церковь Рождества Богородицы

На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы.

Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.

Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново.

Учреждение пустыни

Лукиан был пострижен в прежней церкви от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в чёрные попы поставлен от патриаршего рукоположения в 1646 году. 28 августа 1650 года патриарх Иосиф выдал Лукиану грамоту, в которой определил его к новопостроенной церкви Рождества Богородицы как иеромонаха. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою.

Блаженный Лукиан скончался в этой пустыни 1654 года сентября 8 дня.

Монастырские церкви

1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, - сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, - тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в то же время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников. «Но, - сказано в той же грамоте, - за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён.

В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.

2. Церковь во имя Богоявления Господня . Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима, что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.

В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины . Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, - и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребенным телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.

Средства содержания монастыря

Грамотою 1650 года царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему «церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели ». Но этих земель для обеспечения продовольствием пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич посетил Лукианову пустынь и после направил в неё щедрые дары. В 1677 году в свое посещение он пожаловал пустыни пустошь Аминево.

В 1678 году царь пожаловал пустоши - Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче.

В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино.

В 1681 году - пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино.

В 1685 и 1686 годах цари Иоанн и Пётр Алексеевичи все эти владения утвердили за Лукиановою пустынею.

Строители пустыни

Три строителя после Лукиана известны до 1714 года.

1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.

2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Иеромонах Аврамий с 1707-1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.

Настоятели пустыни

  • 1642 - 8 сентября 1654 - Лукиан, преподобный
  • 1654-1657 - Ануфрий
  • 13 мая 1658 - 11 августа 1681 - Корнилий
  • октябрь 1681 - 6 января 1689 - Евагрий
  • 9 мартя 1689-1690 - Адриан
  • 18 декабря 1690-1693 - Сергий
  • январь 1694-1695 - Иоасаф (Колдычевский)
  • 3 февраля 1696-1705 - Моисей
  • 6 октября 1705-1719 - Авраамий, игумен (с 6 октября 1705 по 21 февраля 1717 г. - строитель)
  • 1719-1724 - Иоасаф, игумен
  • 12 августа 1724 - 22 января 1727 - игумен Иоасаф
  • 5 октября 1728 - 27 октября 1729 - игумен Макарий
  • 27 октября 1729-1732 - игумен Варлаам
  • 1732-1733 - игумен Макарий
  • 7 февраля 1733-1746 - игумен Иессей
  • 1746-1748 - игумен Иустин
  • 1748-1750 - игумен Иосиф
  • 1751-1753 - игумен Пахомий (Симанский)
  • 1753-1754 - игумен Никанор (Юдин)
  • 1754-1755 - игумен Боголеп
  • 1759-1760 - иеромонах Виссарион
  • 1760-1763 - игумен Иоасаф
  • 1763-1767 - игумен Аарон
  • 1768-1771 - иеромонах Иоанникий (Калков)
  • 1771-1778 - иеромонах Филарет
  • 1778-1781 - иеромонах Алипий
  • 1781-1784 - иеромонах Геннадий (Каретников)
  • 1784-1789 - иеромонах Макарий
  • 1789-1792 - иеромонах Арсений
  • 1792 - 3 июня 1798 - игумен Макарий (Озерецковский)
  • 1798-1799 - иеромонах Иоасаф
  • 1799-1800 - иеромонах Феофил
  • 1800-1803 - иеромонах Андрей
  • 1803-1804 - иеромонах Вениамин
  • 1804-1805 - игумена Никон
  • 1805-1807 - иеромонах Владимир
  • 1807-1810 - иеромонах Никандр
  • 1810-1812 - иеромонах Игнатий
  • 1812-1818 - иеромонах Израиль
  • 1818-1825 - иеромонах Киприан
  • 1825-1829 - иеромонах Иоанникий II
  • 1829-1831 - иеромонах Паисий
  • 1831-1834 - иеромонах Феофан
  • 1834-1838 - иеромонах Вениамин II
  • 1839-1840 - иеромонах Аввакум (Святухин)
  • 1840-1846 - иеромонах Анатолий
  • 1846-1847 - иеромонах Аркадий
  • 1847-1850 - иеромонах Аарон
  • 1850-1855 - иеромонах Платон
  • 1855-1860 - иеромонах Виктор
  • 1860-1874 - игумен Макарий (Мыльников)
  • 1874-1876 - игумен Вассиан
  • 1887-1895 - игумен Иероним
  • 1895-1899 - игумен Иннокентий (Никольский)
  • 1899-1906 - игумен Агафангел (Макарин)
  • 1907-1917 - архимандрит Игнатий
  • 12 мая 1991-2008 - архимандрит Досифей (Даниленко)
  • c 2008 - иеромонах Тихон (Шебеко)

Лукианова пустынь

Пос. Лукьянцево.

История Лукиановского монастыря начинается с явления чудотворной иконы Рождества Божией Матери. В 1594 г. в с. Игнатьево, неподалеку от Александровской Слободы, была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Однажды её священник Григорий, войдя, обнаружил, что пропала храмовая икона. Поиски не дали результата. Через несколько дней один из жителей села нашёл икону в ближнем лесу «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена, но всё повторилось снова. Тогда священник обратился к патриарху Московскому Иову с прошением благословить перенесение храма из с. Игнатьево на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм перенесён. В Смутное время он запустел.

Будущий преподобный Лукиан, в миру Иларион, родился в пределах г. Галича. Его родители Димитрий и Варвара, ведя строгую и благочестивую жизнь, сокрушались о своём бесплодии. Они дали особый обет Богу - пойти в монастырь и там закончить свою жизнь в покаянии, если услышит Он их молитву о чаде, которого, возрастив, оставили бы в мире на помин их душ. Бог не отверг их молитв и даровал им сына, которого во святом крещении назвали Иларионом. Грамоте и особенно Священному Писанию он обучился от своего отца, ставшего монахом с именем Дионисий в построенной им пустыньке. От него же блаженный отрок перенял жизнь как подвиг, как спасение, учился молитве, посту, ночным бдениям, видя в отце светлый пример высокой жизни. Очень многих влёк образ веры монаха Дионисия, и по кончине старца в память о нём была поставлена его учениками церковь во имя Живоначальной Троицы.

Желая обрести себе опытного наставника для иноческих подвигов, |Иларион пришёл в обитель святых Афанасия и Кирилла на р. Мологе и [три года нёс послушания, приобретя уважение и любовь всего монастыря, начиная с игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, тайно покинул общежитие иноков, не снося похвал в его адрес, как грозной опасности для себя, и переместился в Покровский монастырь близ города Углича, основанный преподобным Паисием, но здесь по той же причине провёл тоже небольшое время. Стремясь к совершенству, Иларион искал для себя отшельничества, дабы полнее и прилежнее в нём отдаться Богу. Незримо пришёл к нему ответ - идти в пределы града Переславля-Залесского, в Слободу Александровскую.

Это было в 1640 г. От поселян Слободы Иларион, к радости своей, узнал о пустыни, отдалённой от мирских мест. Окружённая большим лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с образом Рождества Божией Матери, чудесно оставшимся, несмотря на полную разорённость и заброшенность этого места. «Часто ходил я к этой церкви, - говорил Илариону благочестивый поселянин Марк из с. Авксентьево, что в четырёх верстах от Александровской Слободы, - и молился со слезами пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы даровала на месте том жителя доброго, и нам бы спастись под его руководством». Тронула душу Илариона весть об иконе Божией Матери, к которой особо прилежал с юных лет. От Марка он услышал дивный рассказ, как святая икона Богоматери трижды по воздуху чудесно перемещалась из села Игнатьева в место, Ею выбранное, близ болота, нарываемого Богородицким, известного ещё под именем Псковитиново Раменье. Сюда же вскоре, ведомый Промыслом Божиим, пришёл из Dологодских земель иеромонах Феодосии из обители Спаса.

Он образовал Илариона желанием разделить его труды и особенно живым рассказом о том, как он во время молитвы услышал Её голос: «Феодосие, иди в Переславские пределы Залесские и покрой там церковь Мою, Раскрытую и запустевшую». Феодосии пошёл искать эту церковь в Череславских землях, тщательно расспрашивая о ней. Он с трудом дошёл до пустыни, и радости его не было конца, когда увидел он церковь Богородицы с Её иконой. В иеромонахе Феодосии Иларион нашёл для себя посланного свыше пресвитера, который совершит над ним монашеский постриг, что и произошло на 30-м году его жизни. Иларион был наречён в пострижении Лукианом, получив, как новоначальный, от иеромонаха отеческие наставления. Они восстановили храм, к ним присоединилось ещё несколько человек.

Они хотели построить на месте ветхой церкви Рождества Божией Матери новую, испросили благословения у патриарха, заготовили лес, но архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Иосиф, имевший в своём ведении Симеоновский монастырь близ Александровской слободы, пришёл с недобрыми людьми, расхитил брёвна, братию разогнал, а Лукиана скованным отправил в Москву, оклеветав в нечистой жизни. Лукиан был определён в черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился, нёс самые тяжёлые работы. Полный кротости и незлобия, он духовно засиял в стенах кремлёвского монастыря и удивлял всех его насельников, особенно игумена Кирилла. Спустя некоторое время из архангельских земель в Москву прибыл инок Тихон, насельник обители Всемилостивого Спаса, именуемой ещё Козьеручьёвским монастырём, с просьбой к московскому патриарху благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх Иосиф не мог отказать посланцу обители Всемилостивого Спаса. Он стал спрашивать своих ближайших служителей, где найти доброго старца и строителя для сиротствующего монастыря? Чудовский архимандрит Кирилл сказал: «Есть у меня в обители доблестный инок, разумен и опытен во всём, который вполне может стать настоятелем». Удивился святейший патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Он подробно расспросил инока о его происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу ума, а также светлое смиренномудрие его души. Патриарх рукоположил монаха Лукиана в иеродиакона, а затем в иеромонаха и назначил в архангельскую обитель. Это произошло в 1646 г. Основным делом у нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своё добродетельное жительство как монах. В обители возводились храмы. Но через инока Тихона произошло изгнание преподобного Лукиана.

Он не стал противиться и, возблагодарив за всё Милостивого Спаса, благословил братию и отправился из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, что за Александровской Слободой, к церкви Рождества Божией Матери. Был снова изгнан и в третий раз с новой патриаршей благословенной грамотой вернулся. С ним пришли благочестивые, гостиной сотни купцы Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, сын Шильцова, от Чудова монастыря Феодор-иноземец, из садовников - Онисим Борисов, сын Горлова, - они и составили духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Началось третье вселение в неё: срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов был привезён лес, ими оплачивалось всё храмовое строение, и сами они, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Преподобный Лукиан, общаясь с людьми очень деловитыми в жизни, не мог умолчать о себе, полюбившем уединение, о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной, благословлявшей это место своей иконой. Благочестивые люди Москвы прониклись любовью и ревностью к святому месту от услышанного в Чудовом монастыре.

Царский истопник Александр Феодоров, сын Борков, а также переславец Тимофей Иоаннов, сын Микулаев, тоже видный человек в Москве. Посовещавшись с преподобным Лукианом, просили государя Алексея Михайловича, а также Святейшего Патриарха Московского выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а иеромонаха Лукиана утвердить постоянно служащим в ней. На руки преподобного было выдано всё для полного устроения пустыни. Купцы Александровской Слободы просили преподобного Лукиана о создании у них при обветшавшей церкви Успения монастыря из инокинь Слободы, в котором, более того, хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале он отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим просьбам купеческих людей, победивших его своей любовью к нему, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они пред самим государем России Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря в известной некогда царской Слободе, на что и получено было повеление - строить девичий монастырь, а также благословение патриарха на восстановление Успенской Церкви и освящение её. Вернувшись, преподобный поставил монастырь, оградив его со всех сторон, а также срубив кельи. Храм Успения устроил в благолепии для молитвы и освятил. Это произошло в 1654 г. Монастырь стал общежительным и насчитывал 20 сестёр, к ним поставлена была игуменья. Преподобный был для них пастырем и отцом, неустанно заботясь обо всём потребном для жизни и спасения. На попечении У игумена Лукиана оказалось два монастыря. На него все взирали как На живой образ иноческого жития, стремясь всячески подражать ему в Подвигах веры. Окормляя две обители, преподобный часто бывал в Александровской Слободе, пастырски наставляя не только сестёр монастыря, но и народ, приходивший в него.

Преподобный Лукиан преставился в 1654 г., в престольный праздник своей обители. Был он был ростом мал, с проседью в русой окладистой бороде. Преподобный предсказал близкое бедствие – моровую язву, случившуюся спустя три года по его кончине. Всё сказанное им сбылось в точности. Тогда сомневающиеся вспомнили пророчества святого и прониклись к нему большим почтением.

Первым преемником преподобного стал иеродиакон Онуфрий, но он недолго пробыл в этом звании - с 1654 по 1657 г.. Самым же значительным преемником преподобного Лукиана был преподобный Корнилий, избранный братством и посвященный в иеромонахи святейшим патриархом. Обе обители стали известными далеко за их пределами своим высоким духовным строем и внешним благолепием.

С 1658 г. Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обительми своею и девическою (в Александровой Слободе)». По ходатайству игуменьи Успенского монастыря Анисий было получено благословение святителя и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить «из недели в неделю». Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия, последним его духовником был игумен Игнатий.

При преподобном Корнилий в Лукиановой пустыни был воздвигнут второй, тёплый храм - Богоявления. Построена шатровая колокольня.

В 1675 г. «в монастыре 15 келий, в них живет старец Корнилий с братией. Святые ворота шатровые. Монастырь огорожен забором. За монастырем двор конюшенный и скотский».

Богоявленский деревянный храм разобрали в 1680 г., и на его месте началось строительство каменного храма Богоявления с приделом Великомученика Феодора Стратилата, ангела-хранителя царя Феодора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Храм был освящён уже при преемнике преподобного Корнилия, Евагрии. В 1892 г. перед колокольней было выстроено шатровое крыльцо.

В XVIII в. над могилой преподобного Лукиана построена каменная часовня (её руины, покрытые железной крышей с главкой и крестом, находятся с южной стороны Богоявленского храма). Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, которые жаловали её землями. Особо выделялись попечением о пустыни окольничие царского двора Алексий и Тимофей Лихачёвы, заслужившие вечный помин у братии. Преподобный Корнилий скончался 24 августа 1681 г. После преподобного Корнилия монастырём с 1681 по 1689 г. управлял строитель Евагрий.

В 1689 г., находясь в Успенском монастыре Александровой слободы, Святейший Патриарх Иоаким «сентября в 20 день... пожаловал в Александрове Слободе Переславского уезда Залесского Лукьяновы пустыни строителю старцу Андреяну с братьею милостыни 10 рублев». Строитель Адриан управлял обителью с 9 марта 1689 по 1690, а после него - Сергий, - управлял с 1690 по 1693 г. В монастыре в 1694-1696 гг. построен настоятельский корпус (надстроен в 1950-х гг.), вначале XIX в. - братский корпус, казначейский в 1690 г.

В последние годы XVII в. усердием постриженника Лукиановой пустыни, настоятеля пустыни (с 1694 по 1696 г.), а в период строительства, келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колычевского) началось возведение каменного пятиглавого собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы (и где стоял первый деревянный храм Рождества Божией Матери).

Собор продолжали возводить и при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырём с 1696 по 1705 г., с 1709 г. на покое). Храм строился на Средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей наименованных в летописи обители. Собор Рождества Пресвятой Богородицы освящён в 1712 г. при настоятеле иеромонахе Авраамии (определён в настоятели с 1705 г., возведен в сан игумена в 1717, управлял обителью по 1719 г.).

На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

В соборе, после долгих лет разорения и запустения, сохранились большие фрагменты росписи середины XIX в. В 1714 г. на средства подполковника Кирилла Карповича Сытина, владельца соседнего с пустынью с. Дуброва, отца погребенной у холодного собора Елизаветы Кирилловны Шубиной (урождённой Сытиной) построена каменная больничная церковь великомученицы Екатерины. Настоятель монастыря Авраамии в 1713 г. подал царю Петру Алексеевичу челобитную, «что де у них в пустыне у больницы церкви Божией не построено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочиею братиею ходить не могут, а ныне обещался вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сытин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины». Церковь была заново отстроена в 1834 г. на средства александровских 2-й гильдии купцов, братьев Ивана, Григория, Александра Дмитриевичей Уголковых-Зубовых. При церкви были больничные кельи. Была построена также южная часть каменной ограды со святыми воротами (ворота в советское время разрушены) и две башни. При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга. Местоблюститеем Патриаршего Престола митроолитом Стефаном (Яворским) о. Авраамии в 1717 г. возведён в сан игумена. Он скончался в 1719 г. и похоронен под алтарём храма Рождества Пресвятой Богородицы. С 1719 г. обителью управлял игумен Иоасаф (ум. 1724). На его место 12 августа 1724 г. определён строитель Иоасаф, 22 января 1727 г. переведенный в Переславский Данилов монастырь.

В 1728 г. ризничий иеромонах Онуфрий и вся братия Лукьяновой пустыни обратились к императору Петру II с прошением о восстановлении игуменства в Лукиановой пустыни. «Бьют челом богомольцы Ваши, Переяславского уезда Залесского, Лукояновы пустыни иеромонахи и иеродиаконы и вся братия. По указу... Государя Петра Великого... и по благословению тогда правительствующего престолом патриархии Всероссийской, преосвященного Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского, в 1717 г. во обители нашей Лукояновой пустыни из строителей учинено игуменство, и посвящен Авраамии первым игуменом, и по кончине его... были поставлены к нам же в обитель игумены: из Переславля из Никитского монастыря иеромонах Варлаам, а после него... был игуменом тоя ж нашей Лукояновой пустыни иеромонах Иоасаф, а после его, Иоасафа, был из Переславля, Борисоглебского монастыря строитель Иоасаф же, и от нас взят в Переславль в Данилов монастырь в архимандриты, а когда в правление было бывшего Новогородского архиепископа Феодосия и объявлен указ был из Святейшего Правительствующего Синода, чтобы умалить власть по монастырям и малые монастыри приписывать к большим, тогда и в нашей обители игуменство пресеклося, и ныне у нас, богомольцев Ваших, строитель учинен - тому другой год - того ж нашего монастыря иеромонах Иосиф, и человек древен, и немощен, и с нуждою и к церкви приходит, и службы своей снести не может. А ныне мы... видя Ваше всемилостивейшее милосердие, что во многих обителях прежние чины властелинские обновлены и удостоены быть по-прежнему, того ради и мы, богомольцы, и в нашем монастыре Лукояновы пустыни, как мы монахи, так и вкладчики, со общего согласия желаем иметь по-прежнему игумена, которого согласно ж мы... ныне выбрали Чудова монастыря, что в Кремле, иеромонаха Макария, видя и усмотря его ко оному правлению достойного быть игуменства... по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали: вышеозначенного Чудова монастыря иеромонаха Макария в помянутую Лукоянову пустыню... во игумена произвесть...». 5 октября 1728 г. иеромонах Макарий возведен во игумена Лукьяновой пустыни, 27 октября 1729 г. уволен за болезнью.

29 октября 1729 г. настоятелем Лукьяновой пустыни определен бывший строитель Сольбинского монастыря Варлаам. Он управлял Лукьяновой пустынью до 1732 г. В 1732 г. игумен Варлаам отпущен по болезни, засвидетельствованной братией Лукиановой пустыни, до 20 человеками. Местом жительства ему указана Никольская пустынь на р. Сольбе.

Строительство стен (каменная ограда с семью башнями строилась в 17 12-1733 гг.) закончено при настоятеле игумене Макарий (управлял монастырем с 1730 по 1733).

В 1733 г. настоятелем Лукиановой пустыни, с возведением в сан игумена, назначен иеромонах из Спасо-Кукоцкого монастыря Иессей, он упоминается в документах обители до 1740 г

С 1754 по 1755 г. обителью управлял игумен Боголеп. В 1764 г., с учреждением штатов, настоятели Лукиановой пустыни были уже не в сане игуменском, но строительском. Переведенный из Пешношского монастыря иеромонах Иоанникий управлял Лукиановой пустыней с 1767 по 1772 гг.

В 1771 г. по прошению жителей г. Александрова был учреждён ежегодный крестный ход с чудотворной иконой в шестую неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров в память избавления города и окрестностей от чумы. На пути в с. Бакшееве было чудотворной иконе молебное пение с водоосвящением, затем ещё три, последнее в Александрове, в Слободе Садовной, где икону встречал крестный ход духовенства Александровского монастыря и городской Преображенской церкви. После Иоанникия управляли строители: Филарет (с 1773 по 1777), и Макарий (с 1792 по 1798).

С 1792 г. настоятелем Лукиановой пустыни был игумен Макарий, в миру священник Яков Озерецковский. (до 1792 г. - настоятель Архангельского монастыря в г. Юрьеве-Польском, похоронен в Лукиановой пустыни). Он был отцом двух известных в русской истории лиц: естествоиспытателя и путешественника, академина Николая Яковлевича Озерецкого (1750-1827) и первого по времени обер-священника армии и флота Павла Яковлевича Озерецковского (1758-1807).

17 сентября 1799 г. лукиановский строитель Иоасаф был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь, а оттуда в Лукианову пустынь переведен иеромонах Феофил.

В начале XIX в. монастырём управляли иерамонахи Андрей и Никандр

В 1804 г. монастырём управлял строитель иеромонах Никон, префект Владимирской Духовной семинарии, с 1810 по 1811 - строитель Игнатий.

В 1815 г. настоятелем был иеромонах Израиль. С 1818 по 1825 г. управлял строитель Киприан.

При игумене Платоне в 1850 г. капитально отремонтирован собор, окружающая его с трёх сторон паперть украшена изразцами.

Находящаяся за оградой монастыря гостиница построена при игумене Макарий (Михаил Мыльников, уроженец г. Мурома, из купцов, 1ум. 1874), настоятельствовавшем с 1860 по 1874 г. Он в молодости был 9 лет послушником в Саровской пустыни, потом перешёл в Спасо-Вифанский монастырь, где в 1838 г. постригся и наречён Макарием, в 1843 г. поступил в Махрищский монастырь, был в Нямецком монастыре и чтил память преподобного Паисия Величковского, в 1860 г. определён строителем в Лукианову пустынь, в 1861 г. возведён в сан игумена. Был награждён золотым наперсным крестом и орденом Святой Анны 3-й степени. В это время братии в монастыре было 30 человек, 3-4 иеромонаха и 2-3 иеродиакона.

В 1893 г. в монастыре, при игумене Иерониме и при участии настоятельницы Успенского женского монастыря игуменьи Евфрасии, торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы.

В конце XIX в. две первоначальные квадратные угловые башни на южной стене заменены новыми круглыми.

В 1916 г. настоятелем был игумен Корнилий. В 1920 г. в Лукианову пустынь поступил, и был здесь пострижен в монашество преподобномученик Илия (Вятлин). Он родился 24 февраля 1867 г. в с. Карийское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился и в 1892 г. у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал на ткацкой фабрике в г. Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Овдовев, он принял твердое решение уйти в монастырь. Вопросы собственного спасения, молитвы и веры всегда стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что произошла революция и начались гонения. В 1922 г. монашеское общежитие было безбожной властью разорено; монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в г. Александрове. Летом 1937 г. храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего потому, что НКВД счел его слишком старым, ему тогда исполнилось семьдесят лет. 27 июня 1937 г. он поселился в с. Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня.

Однако волна арестов не миновала и это село. 20 февраля 1938 г. местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт о необходимости ареста священника «как отъявленного врага народа». 25 февраля был выдан ордер на арест священника в обосновании ареста писалось, что о. Илия говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не забирают, вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в тюрьму». 28 февраля 1938 г. о. Илия был арестован. В протоколе допроса написано, что о. Илия говорил: Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников, и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога...». 5 апреля 1938 г. иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой, и брошен в один из рвов, в которых лежат десятки тысяч людей, расстреляных на этом полигоне.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт, монахам предписано покинуть его, а храмы, как памятники старины, отданы под охрану созданного на территории Успенского монастыря в г. Александрове музея. В 1922 г. иноки, предупреждённые доброжелателями о предстоящем аресте, покинули пустынь, взяв с собой то, что смогли увезти. Оставшиеся иконы и святыни поступили в музей, часть их уничтожена, поругана. Пустынь была разорена до неузнаваемости.

В 1924 г. в храме Богоявления разместилась школа, в 1925 г. в Екатерининской церкви устроен клуб, часовня преподобного Лукиана разрушена в 1926 г. Позднее в монастыре была устроена тюрьма. В 1970-е гг. в настоятельском корпусе располагалась больница. Местонахождение вывезенной в музей г. Александрова чудотворной иконы Рождества Божией Матери в настоящее время неизвестно. В зданиях разместили дом инвалидов.

12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова пустынь возрождена. В этот день состоялся первый крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы, завещанный преподобным Лукианом. Возглавил его преосвященнейший Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский.

Торжественное шествие следовало от Троицкого собора Свято-Успенского женского монастыря в пустынь при многочисленном стечении народа. Этим было положено начало возобновлению Лукиановой обители - первого монастыря, открывшегося во Владимиро-Суздальской епархии после 70-летнего периода гонений на Церковь. Настоятелем стал игумен Досифей (Даниленко). Александровские прихожане с большим усердием и любовью помогают инокам в восстановлении их монастыря, столь знаменитого в прошлом.