Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» Маяковского. Анализ стихотворения маяковского прозаседавшиеся

Главным оружием В. Маяковского против несправедливости в обществе было резкое саркастичное слово. Образцом этого пласта творчества является стихотворение «Прозаседавшиеся», которое изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Прозаседавшиеся» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Метафоры «исколесишь сто лестниц», «взъяренный, на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там».

Эпитеты «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» .

История создания

История создания произведения связана с послереволюционной действительностью. Известно, что до переворотов В. Маяковский выступал против царского режима. Он надеялся, что революция изменит жизнь простого народа к лучшему. Очень скоро поэт убедился, что надежды были тщетными. Многое в «новой» стране вызывало у него возмущения и иронию, например, отношение «верхушки» к людям. Невеселые наблюдения стали основой для написания в 1922 г. «Прозаседавшихся». Стихотворение относится к послеоктябрьскому периоду творчества Владимира Владимировича.

Тема

В стихотворении автор развивает тему чиновнических рабочих будней. Свои раздумья он щедро «заправляет» сарказмом и иронией. Проблема раскрывается через восприятие представителя народа, которому пришлось побегать по кабинетам чиновников. Этот мужчина и является лирическим героем.

Сначала герой знакомит нас с представителями власти. Он рассказывает, как те каждый день спешат на свои рабочие места, где их уже ждут сотни бумажек, которые чиновники быстро разбирают и спешат на заседания. Далее лирическое «Я» переходит к описанию своих «скитаний по кабинетам». В каждом из них его ожидает один ответ: «Товарищ такой-то ушли заседать» . Героя просят подождать час, а когда он возвращается, не застает даже секретарей: те тоже ушли заседать на комсомольских собраниях.

В. Маяковский прекрасно понимает, что на этих заседаниях не решается ничего важного, и это он с неприкрытой иронией демонстрирует читателю: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом» .

До конца дня, потраченного на беготню по лестницам, терпение лирического героя иссякает. Он, не сдерживая ругани, врывается на одно из заседаний. Увиденное его ошарашивает: в зале сидят только половины людей. Мужчине кажется, что это происки дьявола. Секретарша, привычная к таким «половинчатым» заседаниям, рассказывает, что по-другому чиновники не успеют побывать на всех собраниях.

В последней строфе оказывается, что герой провел под кабинетами целый день. К вечеру у него созрела единственная мечта, чтобы прошло заседание «относительно искоренения всех заседаний». Последняя строка отражает идею произведения. Автор показывает, что заседания - не показатель того, что чиновники решают важные дела. Это простая трата времени, от которой страдают простые люди.

Композиция

Основой для композиции произведения является время: все события вкладываются в сутки. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о своих «приключениях» под кабинетами чиновников. Монолог делится на две смысловые части: описание бесконечных блужданий по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Жанр

Жанр стихотворения - фельетон, так как В. Маяковский открыто, резко высмеивает современный ему общественный строй. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Автор использует все виды рифмовки, некоторые строки не рифмует вовсе.

Средства выразительности

Художественных средств в тексте не очень много, что объясняется особенностями содержания и системой образов. Большинство тропов являются инструментом для передачи иронического и саркастичного восприятия действительности. В начале произведения используется гипербола, когда рассказывается о «дожде бумажек» и сотнях лестниц, которые прошел за день герой.

Также в тексте есть метафоры - «исколесишь сто лестниц», «взъяренный на заседание врываюсь лавиной», «сидят людей половины», «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там» и эпитеты - «верхний этаж» , «дикие проклятия», «страшная картина», «спокойнейший голосок», «утро ранее» . Особую роль для донесения идеи играет метафора, описывающая раздвоение людей.

«Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году и это слово и по сей день является нарицательным. Настолько яркую карикатуру на существующий бюрократический строй с присущей ему прямотой и колкостью нарисовал Маяковский.

Главная тема стихотворения

Главной темой и основной смысловой нагрузкой стихотворения служит задача высмеять бюрократические проволочки и напускную важность чиновников того времени. То, что произведение актуально до сих пор, говорит о том, что Маяковский поднял пласт действительно важных и острых проблем. Он настолько метко и очень жестко высказывается об этом, что сразу же находит живой отклик в сердцах читателей, заставляет их негодовать вместе с ним.

Во время написания произведения бюрократизм действительно был доведен до абсурда и возведен в некий культ. Это мешало обычным гражданам совершать повседневные дела, ведь для получения одной только справки им приходилось изрядно побегать на протяжении нескольких недель. Та же работа, которую подобно муравьям, на протяжении всего стихотворения нескончаемо ведут «важные» чиновники, в итоге никому не нужна.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил» - делится автор своими впечатлениями с читателем, и они оказываются им очень близки.

Структурный анализ стихотворения

Произведение - чистой воды сатира с преобладающими гневными нотками обличения и разоблачения. Проситель в образе главного героя на протяжении всего стихотворения тщетно оббивает пороги государственных учреждений и никак не может найти встречи с неуловимыми чиновниками.

Маяковский дерзко высмеивает нарочито важную манеру поведения чиновничества и откровенно высказывает негодование по поводу бесконечных ненужных заседаний и бумажной волокиты. Основное средство выразительности, представленное здесь, - гипербола, то есть нарочитое преувеличение. К концу стихотворения гипербола достигает своего апогея, превращаясь в гротеск. Ворвавшийся таки в зал заседаний герой видит там лишь половины туловищ людей. Это художественно воплощение знаменитой фразы «не разорваться же мне», которое Маяковский вот таким образом воплощает в жизнь и отправляет половины тел чиновников на одно совещание, а половины на другое.

Венчает произведение яростный призыв искоренить бюрократию во благо всего человечества. Маяковский, в присущей тому периоду творчества оптимистичной манере, смотрит вперед с надеждой изменить мир к лучшему.

Бесспорно, Маяковский - талантливейший гражданский поэт, а особенно, ему удается жесткая сатира, бьющая точно в цель. Вообще, он всегда был известен, как великий критик, сначала он бесконечно ругал самодержавный строй, потом принялся за пришедшую на его смену советскую власть. И такие вот реформаторы очень нужны и полезны для каждого времени, именно они заставляют других развиваться и двигаться вперед, стараются сделать мир лучше не только для себя, но и для всего человечества. Стихотворение «Прозаседавшиеся» имеет почти столетнюю историю и до сих пор не утратило своей актуальности, а это уже о чем-то да говорит.

Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно о поэтической деятельности он стал во время обучения в университете.

Трогательное и романтичное стихотворение "Ласточки" было написано в 1856 году. В данном произведение, чувствуется сожаление автора о том, что жизнь скоротечна, а так же о том, что не один человек не в состоянии изменить что либо ведь так или иначе исход будет один.

На столь печальные и даже негативные мысли молодого поэта наводит осенняя пора, и в частности осенний сад. Автор признается, что его раздражает наблюдать за тем, как угасает природа, готовясь к долгой зимней стуже.

Волей не волей Апполон обращает внимание на опустевшее ласточкино гнездо под крышей. Стоит отметить, что оно уже начало разваливаться, а ведь совсем недавно здесь жила пара ласточек со своими птенцами. Но время неумолимо движется, птенцы выросли и семья покинула гостеприимный дом, оправившись в поиски более лучшего вариант. Поэту грустно от этого, ведь за время жизни ласточек в гнезде, он привязался к ним, и ему безумно нравилось наблюдать за ними.

Стихотворение очень нежное, простое. Оно придется по душе читателю любого возраста, так как понять его может и ребенок, и взрослый человек.

Что касается строения, то оно построено из 7 строк, 28 строчек. Для более того, чтобы придать произведению большей выразительности автор использует различные литературные приемы, которые позволяют сделать стихотворение лаконичным, законченным и полным. Здесь можно увидеть и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Так же в данном произведении в большом количестве присутствуют красочные прилагательные.

В заключении хочется сказать, что жизнь каждого живого существа не вечна, и не стоит тратить её на пустые дела, нужно обдумывать каждое свое слово и решение, ибо каждый живет лишь раз. Поэт понимал это, и хотел данным стихотворением показать именно эту идею, донеся её до каждого читателя.

Анализ стихотворения Прозаседавшиеся Маяковского

Владимир Маяковский - выдающийся поэт-сатирик. Он мастерски обращался со словом и превращал его в оружие, которым мог прославлять коммунистическое будущее или обличать буржуев. В своём стихотворение "Прозаседавшиеся" автор показывает своё отношение к волоките бюрократов.

Этот стих был написан в 1922 году и вошёл в цикл стихотворений, направленных на борьбу с бюрократами и буржуазией. В "Прозаседавшиеся" есть сюжет: главный герой безрезультатно оббивает пороги, чтобы добиться деловой встречи с "Иваном Ванычем". Однако незадача состоит в том, что он постоянно "заседает" и к нему невозможно попасть на приём. Маяковский высмеивает бюрократов, которые занимаются, казалось бы, бессмысленными и непонятными вещами. Зарываясь в горах бумажных дел, они вынуждены постоянно проводить заседания и с рассвета до заката решать пустячные проблемы. Поэт намеренно гиперболизирует ситуацию, написав, что на одном из заседаний решали проблему покупки чернил. В последних строчках читатель видит уже гротеск. Перед бедный героем, искавшем аудиенции, предстает страшная картина. Мастерски обыграв выражение "разделиться пополам", поэт рисует образ бюрократов буквально разделённых на две части, тем самым он добивается сатирического эффекта.

Также Маяковский высмеивает множество непонятных и бессмысленных сокращений организаций. Для этого он применяет каламбур, автор играет словами, а в одной из аббревиатур использует множество последовательных букв из алфавита.

Само заглавное слово "прозаседавшиеся" является неологизмом, придуманным Маяковским. У читателя оно ассоциируется с такими глаголами, как "проиграться" или "промотаться" - то есть со словами, которые обозначают высокую степень деятельности. И эти действия не приводят к чему-либо хорошему. В разговорную речь оно вошло в качестве нарицательного обозначения бюрократической суеты.

Итак, Маяковский даёт понять, что бесконечное прозаседательство не решает важные вопросы, а является лишь пустым времяпрепровождением.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Прозаседавшиеся

Популярные темы анализов

  • Есенин

    Сергей Александрович оказал возможно наиболее сильное влияние на литературу 20 века среди всех писателей Серебряного века. Тот факт, что он был из крестьянской семьи помогал ему быть более понятным и простым для любого читающего его стихотворения

  • Анализ стихотворения Пастернака Июль

    Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

    Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

  • Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

    Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения

  • Анализ стихотворения Цветаевой Кто создан из камня кто создан из глины

    Каждый человек в своей жизни старается самоутвердиться, превознести себя по способностям и качествам над другими людьми, это получается непросто, но многие подвержены этой идеи особенно поэты. Не стоит далеко ходить за пример стоит

Прозаседавшиеся (1922)

Многие сатирические произведения Владимира Маяковского были направлены на борьбу с бюро­кратизмом. В первые годы советской власти резко разросся бюрократический аппарат, появились учреждения, погрязшие в заседаниях, имитирующие кипучую деятельность и далёкие от истинных нужд народа. Поэт, конечно, не мог пропустить такой жи­вотрепещущей темы.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» главный пер­сонаж, от чьего лица ведётся рассказ, - обычный че­ловек, который тщетно обивает пороги государствен­ного учреждения в надежде получить аудиенцию у «товарища Иван Ваныча», но никак не может застать его на месте - неуловимый Иван Ваныч постоянно находится на каких-то заседаниях.

Сатирический эффект нарастает постепенно. В начале стихотворения читатель узнаёт, что каждое утро наш герой видит, как «расходится народ в учрежденья». Настораживает пока только перечень этих учреждений: «глав», «ком», «полит», «про­свет» (Маяковский разбил реально существующий Главкомполитпросвет на четыре организации).

Сатирическое звучание второго предложения уже не вызывает сомнения: «Обдают дождём дела бу­мажные…». Для Маяковского бюрократизм, прежде всего, означал слепую власть бумажки, циркуляра, инструкции, которые только мешают живому делу. А образ «бумажного дождя» будет продолжен поэтом в целом ряде последующих произведений. В этом же стихотворении Маяковского интересует другое - за­седательский раж бюрократов.

Снова и снова взбирался на «верхний этаж семи­этажного дома» несчастный проситель, но так и не смог застать Ивана Ваныча, и каждый раз слышал один и тот же ответ: «На заседании». Но главное даже не в бесконечных заседаниях, а в том, чем на таких заседаниях занимаются в служебное время чиновники.

Сначала было заседание «объединения Тео и Гу­кона». Автор придумал это объединение, соединив Театральное объединение с Главным управлением конезаводов, чтобы показать абсурдность проис­ходящего. Что у этих объединений может быть общего, о чём они могут совещаться? Только для сатирического эффекта можно придумать такое. Но Маяковский опирался на реальный факт: в 1921 году бывший заведующий Тео режиссёр С. Н. Кель был назначен на работу в Гукон начальником отдела коннозаводства.

Количество заседаний в стихотворении, конечно, преувеличено, а вот вопросы, которые обсуждаются на подобных заседаниях - явное преуменьшение («покупка склянки чернил», к примеру). И преувели­чение, и преуменьшение - распространённые сред­ства выразительности в творчестве Маяковского.

Сатирическое звучание усиливается, когда, уже «на ночь глядя», проситель приходит в учреждение и узнаёт, что таинственный Иван Ваныч на этот раз «на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В этой абракадабре автор явно высмеивает любовь к слож­ным аббревиатурам, характерным для двадцатых годов XX века.

Все четыре эпизода поисков Иван Ваныча - это только лишь своеобразный подступ к центральному событию произведения. Бедняга-посетитель, «дикие проклятья дорогой изрыгая», врывается, доведённый до белого каления, на заседание и видит: «сидят людей половины». Это кульминация знаменитого стихотворения «Прозаседавшиеся». Сатирический эффект усиливается и тем, что «взъярённому» ге­рою, пришедшему в ужас от «страшной картины», противостоит «спокойнейший голосок» секретаря, который объясняет: для того, чтобы успеть на двад­цать заседаний в день, «Поневоле приходится раз­двояться. / До пояса здесь, / а остальное / там». Но как ни фантастична и как ни смешна эта сцена, она лишь фиксирует грустную реальность - бюрокра­тическую действительность. Излюбленный приём Маяковского - реализация метафор. В этом стихо­творении мы видим реализацию фразеологического оборота: «Не могу разорваться напополам».

В стихотворении нет конкретного образа бюрокра­та - Иван Ваныч абсолютно безлик, но есть обобщён­ный портрет бесконечно и бессмысленно заседающих чиновников. А главная мысль сатирического про­изведения сформулирована автором как афоризм: «О, хотя бы / ещё / одно заседание / относительно искоренения всех заседаний!». В этой фразе явно звучит авторская ирония. И, к сожалению, мечта поэта пока не сбылась.

Как обычно в своём творчестве, в этом стихотво­рении Маяковский использует новые рифмы и рит­мы. Они нужны ему для наиболее выразительного эффекта. Поэт пытался отобразить стремительно меняющуюся жизнь, которая не вмещалась в при­вычные схемы и образы. Он считал, что использова­ние обыкновенных художественных средств обедняет произведение и недостаточно хорошо подчёркивает те явления, которые ему хотелось показать своим читателям.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» создано на основе приёма «абсурдного гиперболизма» (термин введён в литературу Маяковским) - это беспощадная ирония, переходящая в открытое преувеличение. С помощью собственных выразительных средств поэт-сатирик достигает эффекта, выбивая читателей и слушателей из привычного ассоциативного ряда и заставляя воспринимать давно знакомые явления в совершенно неожиданном ракурсе.

В современной литературе много писателей-сатириков. Едва ли не каждый третий стремится клеймить и обличать. Но были времена, когда «истину царям с улыбкой говорить» было опасно. По-настоящему сатирическим признано творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. Сатира как особый вид литературы призвана обличать пороки общества или видных представителей этого самого общества.

Поэт-футурист Владимир Маяковский тоже любил сатиру. Он называл ее «оружия любимейшего род». Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она действительно была по плечу. Поэт, конечно, больше славил Отечество, «которое есть», и «трижды – которое будет». Он верил в «коммунистическое далеко», а все, что мешает победному движению в будущее, должно быть устранено, сброшено под откос истории.

Очень много сатиры было создано им во время Гражданской войны – знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти появилась новая беда: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.

Большой цикл его произведений посвящен борьбе с бюрократизмом. Одно из первых стихотворений – «Прозаседавшиеся» , анализ которого и будет представлен. По жанру это фельетон в стихотворной форме, потому что в нем изображено обобщающее явление - привычка много и долго заседать. Отсюда и название – «Прозаседавшиеся». Это авторский неологизм, ведь глагола «прозаседаться» в русском языке нет, но читатель легко найдет аналогию со словами «проиграться», «промотаться», обозначающими высшую степень действий, которые не приводят ни к чему хорошему. Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.

В стихотворении есть сюжет : герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу (обобщенное имя неизвестного начальника), но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний» . Конечно, главным сатирическим средством становится гипербола – преувеличение. Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем» , и даже самых важных – «с полсотни» .

Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны (например, «покупка склянки чернил Губкооперативом» ), либо нелепы, абсурдны – «объединение Тео с Гуконом» , то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:

Кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком» . Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины» , ведь

Поневоле приходится раздвояться!
До пояса здесь,
А остальное
Там.

Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.

Очень важны для оценки событий и перемены в настроении лирического героя. Если вначале он говорит сдержанно, с некоторой долей иронии: «Не могут ли аудиенцию дать?» , так как ходит уже «со времени она» , то потом у него сдают нервы и он, «взъяренный, на заседание врывается лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая» . А от вида разорвавшихся прозаседавшихся у него «свихнулся разум» , и теперь он мечтает, казалось бы, о несбыточном:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского