Анализ стихотворения ветер бальмонта. Анализ стихотворения К.Д

«Ветер» Константин Бальмонт

Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях . Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником . Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

Во время пребывания в изгнании, в 1903 году, Константин Бальмонт создает стихотворение «Ветер», в котором прибегает к использованию символизмов в тексте своей творческой работы. А это значит, что неживые предметы, о которых шла речь в строках стихотворения, оживали и становились главными героями рифмованных строк.

В 1903 году Бальмонту запретили въезжать на территорию крупных российских городов из-за участия в акциях протеста. Закрыть его в тюремную камеру власти не осмелились, ведь имя автора было достаточно известным в те времена. Но, и такой запрет позволил Бальмонту почувствовать себя настоящим изгнанником. После нескольких месяцев жизни в загородном доме, поэт переезжает в Париж, где и продолжает создавать свои стихотворения. Именно в этот момент, Бальмонт создает стихотворение «Ветер» и, смотря между строк, читатель понимает, как он завидует такому природному явлению.

Ветер постоянно в движении, он может быть там, где ему хочется. Почему Бальмонт так хочет быть похожим на ветер? Да, потому что он скучает по родной земле, он желает перенестись туда, в родной город, он мечтает принять участие в революционных митингах, которые стремятся свергнуть существующую власть. Но, автор еще не понимал, что в таких анти правительских выступлениях есть и обратная сторона. Столкновение народа и власти всегда несут за собой жертвы.

Герой стихотворения – оживленный ветер - свободен и волен в своих поступках. Он может смело проносится над лугами и полями, будоражить зелень и траву, а затем исчезать, не оставляя и следа. В таком образе мечтает быть и сам Бальмонт. Он желает стать невидимкой и на миг проникнуть в человеческие сердца, внести в них истину и исчезнуть. Но, это невозможно! Но, автор не опускает рук. Он просит у ветра вдохновения и жизненного стремления. Бальмонт делает это настолько искренне и душевно, что мы понимаем, он уверен в помощи своего верного друга. Вскоре, он вернется на родную землю и в родные края!

3 294 0

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении , которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту , который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания.

1. К. Д. Бальмонт. «Ветер». Год написания либо 1901, либо 1902.

3. В центре внимания поэта ветер – образ, который непосредственно связан с воздушной стихией:

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках все шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?

Стихотворение строится на основе прямого обращения к ветру, как к живому существу:

Ты вздыхаешь, полусонный,

И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул - и, пробужденный,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой! Куда, неугомонный?

Вечно - прямо, снова - в путь.

4. Поскольку К. Д. Бальмонт принадлежит к такому литературному направлению как символизм и является одним из «старших» символистов, то главную роль в его стихотворении будет играть символ. Таковым является ветер. Он является и главным образом в стихотворении.

О неверный! Ветер, ветер,

Ты не помнишь ничего.

Дай и мне забвенья, ветер,

Дай стремленья твоего.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ты прекраснее всего!

Ключевое слово «ветер» в первой и последних строфах носит внушающий характер: он воздействует на восприятие, увлекает и завораживает. Заставляет сосредоточиться на главном образе и одновременно передаёт стихийную силу, неукротимую энергию ветра.

Центральный образ ветра сначала передаётся как воздействующий: «Что ты в ветках всё шумишь?», «Пред тобой дрожит камыш», «Что ты душу мне томишь? Здесь также использованы риторические вопросы.

Во второй, третьей и в начале четвёртой строфы развёртывается характеризующий образ ветра: на первом плане здесь свойства ветра, характеристики, которыми наделяет его поэт.

В заключительной строфе поэт обращается к ветру с просьбой наделить его теми качествами, которые больше всего привлекают поэта.

Если начало стихотворения имеет тревожно-вопросительный характер, то в конце ярко проявляется восклицательная интонация, наблюдается эмоциональный подъём. Используется приём восклицания: «Стой!», «О неверный!», «Ты прекраснее всего!».

Таким образом, композиционный строй стихотворения обнаруживает непосредственную соотнесённость образа ветра с самим поэтом.

Чувственный образ ветра передаётся за счёт изобразительной звукописи: соотношения шелестящих, шуршащих звуковых соответствий – и мягких, плавных перекличек. Музыкальность свойственна стихотворениям К. Д. Бальмонта. В стихотворении широко используются аллитерация: прокатываются в первой строфе звуковые волны в-т-р-ш и ассонанс: в первом стихе четырежды использован ударный э .

Для того чтобы передать музыкальность, поэтичность и красоту стихотворения, поэт прибегает к своему излюбленному ритмическому ходу – повторы разных типов. Это, прежде всего лексические повторы, встречающиеся в первой и последней строфах: «Ветер, ветер, ветер, ветер, / Что ты в ветках все шумишь? / Вольный ветер, ветер, ветер, / Пред тобой дрожит камыш. / Ветер, ветер, ветер, ветер», «О неверный! Ветер, ветер, / Ты не помнишь ничего. / Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего! / Что ты душу мне томишь?».

В представлении основных характеристик ветра можно усмотреть два направления.

Прежде всего, постоянно подчёркивается подвижность самого ветра и всего, на что он воздействует (шумишь, вздыхаешь, спешишь, шелестишь: «Рябью входишь в водоёмы», «Шаткой травкою блестишь», «Пред тобой дрожит камыш»).

Причём движение ветра изображается контрастно:

Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть.

За счёт этого контраста предаётся импульсивность, непостоянство и устремлённость. «Вечно прямо, снова - в путь»; отсюда – свобода от всего, в том числе и от груза памяти: «Ты не помнишь ничего». Противоречив сам характер ветра:

Носишь тучи, манишь громы

И опять уходишь в тишь.

Естественно, что характеристики ветра через глаголы движения взаимодействуют с определительно-оценочными характеристиками, в большей мере – через эпитеты, которые обнаруживаются в каждой строфе: вольный, полусонный, неугомонный, воздушно (шелестишь), неверный, прекраснее всего. Поэтому, когда поэт просит:

Дай и мне забвенья, ветер, Дай стремленья твоего,

Он имеет в виду такие качества, как полная свобода (вольность) и вечное движение (романтический непокой). Вот, что роднит поэта и ветер, вот почему для Бальмонта ветер – «прекраснее всего».

Поэта завораживает природа с её вечной изменчивостью. Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

5. Стихотворение состоит из четырёх шестистиший, в которых рифмуются 1-3-5 (нечётные) и 2-4-6 (чётные) строки. Четырёхкратный повтор слова «ветер» в первой строке задаёт размер - четырёхстопный хорей; в движении стихотворения он разнообразится пиррихиями.

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

И спешишь скорей заснуть. / Чуть уснул - и, пробужденный, / Ты готов опять вспорхнуть.

/Стой! Куда, неугомонный? /Вечно - прямо, снова - в путь».), просьбы (Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего!»).