Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение. Признаки, симптомы и лечение аутизма у детей Аутизм у детей признаки симптомы ощущения причины

Аутизм - это врожденное заболевание, которое выражается в потере приобретенных навыков, замыкании в «своем мире» и потере контакта с окружающим. В современном мире дети с таки диагнозом рождаются все чаще. От осведомленности родителей зависит прогноз заболевания: чем раньше мама или папа заметят необычные симптомы и начнут лечение, тем сохраннее будет психика и мозг ребенка. О том, что такое аутизм у ребенка, о его основных признаках и методах коррекции вы сможете прочесть в этой статье.

Что такое аутизм?

Когда ребенку ставят диагноз «аутизм», многие родители воспринимают это как своеобразный приговор, ведь люди с этой особенностью довольно сильно отличаются. Что же такое аутизм у детей? Если говорить медицинским языком, то это психическое заболевание, которое ведет к общему нарушению развития. При нем характерна утрата социальной адаптации, нарушенное взаимодействие в обществе и изменение поведения ребенка на замкнутое и агрессивное, если кто-то пытается нарушить его сложившийся мир.

Исследования аутизма ведутся уже давно, но до их пор ученые не могут прийти к единому ответу насчет того, что такое аутизм и из-за чего он возникает. Некоторые считают, что нейротипичные дети просто отличаются от обычных ребят образом мышления и что это нельзя называть болезнью или отклонением. Л. Каннер называл таких детей «маленькими мудрецами», которые живут в своем мире. В какой-то степени это выражение соответствует правде, ведь среди аутичных детей в 10 раз чаще встречаются одаренные личности, чем среди обычных. Но большинство врачей склонны утверждать, что дети с аутизмом плохо адаптируются в обществе, и рассматривают этот диагноз как серьезное нарушение развития.

Впервые термин «аутизм» появился в 1911 году, когда психиатр Эйген Блейлер описывал симптомы шизофрении, главным из которых был «уход в себя». «Аутос» с греческого переводится как «сам». Несмотря на то что у аутичных детей все же присутствует контакт с окружающим миром, термин закрепился, хоть и внес немало путаницы. На данный момент заболевание диагностируется у пяти детей из десяти тысяч. Долгое время причиной развития аутизма считали недостаточную любовь и заботу в младенческом возрасте. Но со временем исследования показали, что дело в органическом поражении мозга, которое чаще всего является врожденным.

Почему возникает

Ученым более-менее ясны симптомы и признаки аутизма у детей, о причинах возникновения этого заболевания пока известно мало. В 1964 году психолог Бернард Римланд, у которого был сын-аутист, установил, что появляется это заболевание из-за органических изменений в мозге. Во время внутриутробного развития ребенка некоторые структуры мозга по какой-то причине формируются неправильно. В целом ребенок рождается здоровым, но со временем начинают проявляться особенности психики: замкнутость, стереотипные движения, аутоагрессия. А вот почему происходят эти изменения на самой начальной стадии, врачи пока не установили. Некоторые ученые утверждают, что болезнь начинает развиваться уже в первые недели жизни эмбриона, приводя к биохимическим, генетическим и нейронным нарушениям.

Симптомы и причины возникновения у детей аутизма могут быть связаны с другими заболеваниями и являться их следствием. Такого мнения придерживаются некоторые психиатры. Если у ребенка есть некоторые наследственные нарушения обмена веществ, то это также может стать причиной развития болезни. Например, если количество меди в организме значительно превышает количество цинка. В таком случае нарушается процесс вывода из организма тяжелых металлов и доставки цинка к нейронам мозга. Или у ребенка обнаружена повышенная проницаемость кишечника - в таком случае организм становится уязвимее для различных патогенных организмов. Среди других причин возникновения аутизма можно выделить следующие:

  • Ртутное отравление организма - одна из наиболее распространенных причин развития «приобретенного» аутизма. Ртуть попадает к нам из многих источников: еды (морепродуктов), из окружающей среды и даже из зубных пломб. В норме человеческий организм обладает способностью выводить малые количества этого металла. Но если какой-то процесс в теле нарушен или ртути слишком много, то она начинает отравлять клетки ребенка, что может содействовать развитию аутизма. Определенное количество ртути содержат и прививки, поэтому болезнь у некоторых малышей развивается после них.
  • Предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям и слабый иммунитет.
  • Инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности, курение или наркотики.

Аутизм у маленьких

Признаки аутизма у детей могут различаться в зависимости от возраста. Так, к примеру, до двух лет это заболевание диагностируют крайне редко, так как списывают странное поведение на особенности развития ребенка. Какие же можно выделить признаки аутизма у детей 2 лет и младше? Вот некоторые из них:

  1. Слабый интерес к лицам. Самое первое изображение, которое учится различать младенец, - это человеческое лицо. В норме уже в 2-3 месяца ребенок узнает маму, улыбается ей. Потом устанавливается зрительный контакт. Если малыш больше интересуется игрушками, не проявляет при виде лица мамы, не смотрит в глаза, то, возможно, у него аутизм.
  2. Полное безразличие к посторонним людям. Младенцы в своем большинстве при появлении благожелательно настроенного взрослого ведут себя одинаково: прислушиваются к словам, корчат рожицы, издают различные звуки, пытаясь подражать речи. Дети с аутизмом вообще не обращают внимания на незнакомых людей. Они не стремятся войти с ними в контакт или пообщаться.
  3. Еще одним признаком аутизма у детей младшего возраста можно считать отвращение к прикосновениям. Обычно новорожденные очень любят тактильные ощущения - поглаживания, похлопывания, тепло тела мамы. Становясь постарше, дети начинают сами инициировать объятья, залезать на колени, целоваться. Нейротипичные малыши рано становятся «самостоятельными» - не нуждаются в нежностях и даже противятся им.
  4. Задержка речи - не такой очевидный признак аутизма у детей 3 или 2 лет. Но тем не менее это один из самых основных показателей, по которому определяется данное заболевание. Такие детки не агукают, не произносят слоги или сложные звуки. У них обычно отсутствует и «детский» язык, на котором разговаривают со взрослыми малыши.
  5. Отсутствие эмоционального интеллекта. Маленькие дети обычно с трудом выражают свои эмоции, но с удовольствием подражают реакциям взрослых: улыбаются, сердятся, расстраиваются. В норме ребенок ведет себя раскрепощенно со взрослыми, которым доверяет. Если малыш кажется застенчивым и скромным, редко выражает свои эмоции, это могут быть проявления аутизма.
  6. У малыша есть навязчивые движения. Если ребенок по несколько минут кружится, хлопает в ладоши, постукивает по предметам или по частям тела, и такие движения похожи на навязчивые движения, то это может быть тревожным знаком.
  7. Аутоагрессия. При аутизме дети часто неосознанно пытаются нанести себе вред.
  8. Одни и те же ритуалы каждый день. Нейротипичные дети часто нуждаются в действиях одной и той же последовательности. Они дарят им комфорт и чувство безопасности. Если ребенок при попытке пойти в садик другой дорогой впадает в истерику, а игрушки раскладывает с несвойственной детям педантичностью, это также может быть симптомом заболевания.

Детский недуг от 2 до 12 лет

Признаки и причины аутизма можно легче узнать в более старшем возрасте. С каждым годом дети с аутичным спектром все больше начинают отличаться от своих сверстников. Большая часть заболеваний диагностируется в период с 4 до 6 лет, когда странное поведение уже нельзя списать на характер или темперамент. Какие можно встретить признаки аутизма у детей с двух до двенадцати лет? В основном все проявления аутизма в более раннем возрасте сохраняются, но к ним добавляются некоторые другие, более явные особенности:

  • Ребенок все время повторяет одно и то же слово или звук. Повторение движений или слов - вообще отличительная особенность заболевания, по которым его легко можно распознать.
  • Любая смена обстановки вызывает у ребенка жгучий протест. Переезды, путешествия, новые места - все это встречается «в штыки», так как грозится разрушить привычный комфортный мир ребенка.
  • С трудом приобретаемые навыки, которые другим детям даются играючи, могут говорить об отклонениях в психическом развитии. Но сам по себе этот симптом может указывать не только на аутизм, но и на множество других заболеваний.
  • «Мозаичное» развитие характерно для многих больных детей. Они показывают незаурядные результаты в одной сфере, но полное отсутствие прогресса в самых простых вещах.
  • Отсутствие самоидентификации. На прямые вопросы, касающиеся непосредственно ребенка, он может отвечать только в третьем лице. Например, на вопрос матери: «Ты хочешь играть?», следует ответ: «Вова хочет играть!». Эта особенность свидетельствует о нарушении распознавания границ собственного «Я».
  • Нарушение координации движений и мелкой моторики, своеобразная «разболтанность» движений.
  • Гиперактивность - очень часто на внешние раздражители, смену обстановки и любые другие стрессовые ситуации дети реагируют повышенной возбудимостью. Они с трудом могут усидеть на одном месте, постоянно находятся в движении. Дети с аутизмом часто с трудом управляют своими движениями.

Стоит отменить, что если в этот период заболевание не будет вовремя диагностировано, то ребенок может полностью замкнуться в себе и не приобрести необходимых речевых навыков, ведь перестроить привычный жизненный уклад ребенка с возрастом становится все сложнее.

Подростковый аутизм

Как проявляется аутизм у ребенка старше 11 лет? У подростков аутическое расстройство личности проходит по-разному. Обычно к этому времени у ребенка уже стоит диагноз, и он получает соответствующее лечение. Подростки с аутизмом, получающие должный уход и развитие, могут обучаться в обычных школах наравне с остальными детьми. Как правило, у таких ребят есть избирательность в обучении. К примеру, они могут очень любить математику или рисование и ненавидеть остальные предметы. У одного из десяти аутистов наблюдаются необычные интеллектуальные способности. А у одного процента есть синдром саванта, который делает их необыкновенно талантливым сразу в нескольких сферах. Некоторые саванты с детства умеют рисовать рисунки на уровне взрослых людей, другие знают несколько языков или читают тысячи книг.

Подростки с аутизмом могут быть вполне адаптированы в социальном плане, но все же они испытывают трудности с общением с людьми. Они не способны распознать обман, сарказм и другие эмоции, а потому очень уязвимы. Находясь внутри своего мирка, они защищены от пугающего внешнего мира, но любое изменение в привычном ходе вещей пугает их и даже вызывает регресс в развитии. Подростки с аутизмом не стремятся к общению, ведут себя обособленно и не вступают в контакт со своими сверстниками.

Диагностика заболевания

Признаки аутизма у детей по фото определить нельзя. Но при личной консультации специалист сможет провести диагностику и выяснить, есть у ребенка заболевание или нет. Как диагностируют недуг?

При диагностике аутизма врачи используют комплексный подход: проводится осмотр ребенка, сбор анамнеза, выслушиваются жалобы родителей. По общей картине легче поставить диагноз, так как аутизм - сложное заболевание, в котором не бывает двух одинаковых случаев, а цена ошибки высока. Чаще всего родители жалуются на то, что ребенок не разговаривает, не хочет общаться со сверстниками и вступать с ними в игры. Далее специалист задает наводящие вопросы о родовых травмах, болезнях, прививках и общем развитии ребенка. Особое значение для постановки диагноза имеет наличие наследственных психических заболеваний - если они есть, то вероятность развития аутизма существенно возрастает. Параллельно врач наблюдает за ребенком. Очень часто даже здоровые дети при посещении кабинета врача начинают плакать и ведут себя скованно, поэтому некоторые из специалистов предпочитают встречаться в неформальной обстановке, в которой ребенку будет комфортно.

Тесты для диагностики заболевания

Помимо вышеперечисленных методов, признаки аутизма у детей легко выявляются по тестам, которые нужно заполнять родителям. Вот некоторые из них:

  1. Простой тест - является самой легкой формой тестирования и применяется только совместно с другими методами обследования. В ходе него родителям предлагается ответить на несколько вопросов: нравятся ли ребенку объятия и тактильный контакт, контактирует ли он со сверстниками, пытается ли подражать звукам при игре и общению со взрослыми, использует ли указательный жест. Затем родителей просят выполнить несколько заданий и зафиксировать реакцию ребенка. Например, показать пальцем на предмет и проследить, обратил ли ребенок к нему взгляд. Или предложить приготовить вместе чай для кукол или мягких игрушек. Уровень эмоциональной вовлеченности в игру очень важен при диагностике аутизма.
  2. Шкала CARS является шкалой для диагностики раннего аутизма, которую в основном и используют для постановки диагноза. Она включает в себя пятнадцать блоков, каждый из которых охватывает ту или иную сторону жизни ребенка. Каждый пункт располагает 4 вариантами ответа: нормально, немного ненормально, умеренно ненормально и значительно ненормально. За первый вариант дается 1 балл, за последний - 4 балла. Также существует несколько промежуточных вариантов ответа, которые сделаны специально для того, чтобы сомневающийся родитель выбрал «средний» показатель. Какие параметры затрагивает шкала CARS? Взаимодействие с социумом, владение телом, подражание, эмоциональные реакции, использование игрушек, реакция на изменения, владение основными органами чувств, страхи, интеллект и многие другие аспекты нужно проанализировать родителям, чтобы ответить на вопрос: «Есть ли у моего ребенка аутизм?» Такой подробный тест с множеством вопросов позволяет очень точно определить любые отклонения в развитии ребенка. От родителей требуется большая внимательность и точность, чтобы диагноз был поставлен правильно.
  3. Международная классификация аутизма. Врачи выделают несколько ступеней развития аутизма: дебют, проявление и течение заболевания. Для того чтобы лечение было подобрано как можно более точно, важно определить вид аутизма. Всего ученые выделяют шесть вариантов течения болезни.
  4. Классификация по Никольской была предложена психологом еще в 1985 году и делит аутизм на четыре основных группы. Первая характеризуется преобладанием отрешенности от внешнего мира. Вторая определяется по множественным двигательным, речевым и тактильным стереотипиям. В третьей группе преобладают сверхценные пристрастия и идеи, а в четвертой - ранимость и робость.

Аутизм у детей до года замечают обычно очень редко, чаще всего заболевание проявляет себя чуть позже. Уже после постановки диагноза родители вспоминают, что их ребенок с самого рождения вел себя необычно, и картина складывается.

Причины возникновения аутизма у детей еще плохо изучены. Но родители не должны надеяться на то, что симптомы исчезнут сами по себе и ребенок «перерастет» это заболевание. Чем раньше будет начато лечение, тем больших успехов сможет достичь ребенок. Как же проходит развитие ребенка с аутизмом?

Легкая и тяжелая форма аутизма

Эффективность обучения ребенка с аутизмом, его социализации во многом зависит от степени тяжести заболевания. Врачи выделяют несколько форм аутизма, для каждой из которых характерны свои особенности:

  • Синдром Каннера, он же ранний аутизм - это врожденное заболевание, которое развилось еще внутриутробно и повлияло на весь организм ребенка. Дети с глубоким аутизмом достаточно трудно учатся чему-то, и социализация у них идет непросто.
  • В случае когда аутизм проявляет себя в шесть лет и старше, ставят диагноз «атипичный аутизм». Вроде бы здоровые дети начинают внезапно регрессировать: становятся агрессивными, у них появляются необоснованные страхи, припадки, приступы агрессии. Но нередко при атипичном аутизме ребенок имеет легкие нарушения в развитии, которые многие родители списывают на особенности характера.
  • обычно проявляет себя внезапно, между 6 и 18 месяцами жизни ребенка. Малыш, чье развитие до этого соответствовало норме, вдруг начинает быстро деградировать. У многих детей появляются судороги, а физическое состояние сильно ухудшается. Дети с синдромом Ретта нередко страдают глубоким слабоумием. Среди всех типов аутизма этот считается самым тяжелым, и он никак не поддается корректировке.
  • еще называют «мягким» аутизмом. Клинические его формы проявляются как нежелание работать в группе, трудности в социализации и освоении различных навыков, нарушении коммуникации со сверстниками. Но развиваются такие дети согласно норме, и отклонения обычно очень незначительные.
  • Высокофункциональный аутизм - это не тип аутизма, а его форма, при которой ребенок достаточно хорошо адаптирован к обществу и справляется в дальнейшем с самостоятельной жизнью.
  • Нарушение способности невербального обучения - внешне очень похож на синдром Аспергера. Характеризуется стереотипными движениями, буквальным толкованием слов и фраз, нарушением эмоционального и социального развития.
  • Множественные нарушения развития при аутизме проявляются в задержке развития почти во всех сферах: эмоциональной, психической, иногда даже физической.

Каждый ребенок уникален, у всех детей с аутизмом признаки и симптомы различаются, и к ним нужно искать свой подход и тщательно дифференцировать вид заболевания для того, чтобы оказать максимальную помощь.

Алгоритм действий после установки диагноза

Если все более-менее ясно с симптомами аутизма у детей, причины возникновения этого заболевания пока известны лишь в общих чертах. А это значит, что и специфического лечения пока что не разработано. К сожалению, нет какой-то таблетки или вакцины, которая защитила бы малышей от развития этого заболевания. Лечение аутизма у детей проходит в основном как корректировка симптомов заболевания, своеобразное «сглаживание острых углов». Задача врачей при лечении аутизма состоит в том, чтобы по максимуму реализовать потенциал ребенка и научить его социальным навыкам и коммуникации. Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

  • Медикаментозное лечение назначается для устранения симптомов болезни. Иногда аутизм сопровождается синдромом протекающего кишечника, аутоагрессией, нехваткой определенных витаминов и минералов, судорогами. При агрессивном поведении назначают нейролептики или психотропные препараты, при эпилептической активности выписывают противосудорожные препараты и т. д.
  • Помощь психолога сложно недооценить в развитие детей с аутичным спектром. Психолог разрабатывает систему игровых форм, которые способны оказывать влияние на поведение и развитие ребенка, постепенно приводя их в норму. Не стоит говорить о том, что специалист должен быть высокой квалификации, обладать должными знаниями и умениями и обязательно любить детей. Только такой человек сможет попробовать найти «ключик» к непростому ребенку.
  • Коррекционные занятия являются обязательным методом в терапии, которые дополняют основные. Реабилитационные методики очень различаются между собой, это могут быть спортивные занятия, изобразительное искусство: то, чем интересуется ребенок. Так как аутичные дети зачастую очень любят животных, то их можно водить на иппотерапию или канис-терапию с участием лошадей или собак.

К сожалению, при аутизме не идет речи о полном излечении - это просто невозможно. Но привести функциональную деятельность мозга в норму можно. Универсального метода лечения не существует - каждый ребенок дает свою реакцию на те или иные методики. Поэтому программа реабилитации разрабатывается исключительно индивидуально, с учетом особенностей малыша.

Лечение аутизма: реабилитационные программы

Обучение детей с аутизмом проходит в основном с помощью поведенческой терапии. Она берет в основу поощрение за правильные действия и игнорирование нежелательных поступков. На сегодняшний момент наиболее известны следующие реабилитационные программы:

  • АВА-терапия. Методика заключается в пошаговом разборе каждого сложного действия на более мелкие «шажки». Например, если ребенку с трудом удается построить башню из кубиков, специалист сначала изучает каждое необходимое действие по очереди: поднятие руки, захват кубика и т. д. Каждое движение прорабатывается много раз, за правильные поступки ребенка поощряют. Занятие АВА-терапией отнимает очень много сил и времени, так как требуют постоянного оттачивания навыков. Обычно специалист назначают около 30 часов терапии в неделю, при этом обычно задействуется несколько психологов, владеющих этой методикой. В связи с этим этот вид коррекции доступен лишь небольшому количеству людей.
  • Программа «Развитие межличностных отношений» основана на тех эмоциональных стадиях, которые проходит здоровый ребенок во время своего развития. Дело в том, что аутичные дети нередко «выпадают» из социума из-за своих несовершенных навыков коммуникации и эмпатии. РМО помогает частично восстановить их и приблизить ребенка к нормальному функционированию в обществе. В отличие от АВА-терапии, этот метод не использует никаких наград, так как считается, что естественных положительных эмоций от общения с другими вполне достаточно.
  • Сенсорная интеграция очень хорошо зарекомендовала себя в терапии детей-аутистов. Во время этой методики ребят учат адекватно воспринимать потоки информации, поступающие с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха. Этот метод особенно хорошо работает в тех случаях, при которых ребенок страдает от резких звуков, прикосновений или других нарушений.
  • Программа «Игровое время» не требует от родителей многочасовых трудов, достаточно лишь нескольких занятий в неделю. В отличие от АВА-терапии, эта методика не использует элементы «дрессуры», а наоборот, стремится наладить контакт с ребенком путем подражания и имитации его действий.

Мнение специалистов

На фото дети с аутизмом никак не отличаются от здоровых. Выдает их только взгляд, обращенный внутрь себя и не направленный ни на что конкретное. Но в реальности специалисту после непродолжительного наблюдения за таким ребенком быстро становится понятно, есть у малыша аутизм или нет. Для облегчения жизни родителям врачи выработали несколько правил, которые должны помочь взрослым справиться с тяжелым диагнозом и найти в себе силы жить дальше. Вот что советуют психологи:

  • Не ищите лекарства от аутизма. Его пока, к сожалению, не придумали. Некоторые методики рекламируют как единственно верные и правильные, но это не так.
  • Учитывайте индивидуальность ребенка и его вида заболевания. Как мы уже говорили, не бывает одинаковых детей с аутизмом. Роль родителей в воспитательном процессе очень высока, ведь именно они наблюдают за своим ребенком и видят, какие занятия доставляют ему радость. Поэтому тут важен еще и творческий подход, ведь нужно иногда «из ничего» придумать целую систему реабилитации, в которой ключевым элементом станет не желаемый результат, а сам ребенок.
  • Любите своего ребенка, а не диагноз. Между вашим ребенком и здоровыми детьми больше сходства, чем отличий. Дети с аутичным спектром так же хотят быть любимыми, они любят играть и заниматься, просто делают это немного в другой манере. Отбросьте диагноз и перестаньте сравнивать своего ребенка с другими детьми - так вам будет проще принять тяжелую ситуацию.

Аутизм - непростое заболевание, но и с ним можно прожить долгую и счастливую жизнь. Мамам и папам стоит помнить о том, что подобные дети нуждаются в особом внимании и заботе. Дети, страдающие аутизмом, могут достичь многого только с помощью поддержки родных и грамотных реабилитационных действий.

Аутизм у детей - это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма :

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до . Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов - коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром , называемый кататонией , проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации . У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи . Малыш не умеет и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации - речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия . Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации . При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера . Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения - ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению . Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения - непереносимость , прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка - первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом. Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма. Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма - влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции . Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта. Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики - обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии . Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения. Работа начинается с имитирования - повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет. Так развивается эмоциональный отклик - детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии - коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы . Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы . С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм - тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Аутизм, или синдром Каннера, - это психическое расстройство, протекающее на фоне низкой социальной адаптации. Дети с таким заболеванием не стремятся к взаимодействию с окружающим миром, они глубоко погружены в себя. В легкой форме это нарушение встречается примерно у 4 малышей из 1000, а пациентов с выраженными признаками болезни значительно меньше. Рассмотрим подробно, что такое аутизм, и каковы его основные признаки.

Долгие годы аутизм считался разновидностью детской шизофрении, но сейчас эта версия опровергнута. Синдром Каннера причисляется к психическим расстройствам, характеризующимся стойким нарушением взаимоотношений ребенка с социумом. Подобное состояние обусловлено патологическими изменениями в коре головного мозга, но установить, почему они возникают, науке так и не удалось.

По течению болезни аутизм разделяют на несколько видов.

Он может быть:

  1. Типичным. В этом случае симптомы болезни заметны уже в раннем возрасте. Такие дети равнодушны к окружающей действительности и нелюбознательны, плохо реагируют на внешние раздражители и не стремятся общаться с родственниками или другими детьми.
  2. Атипичным. Такое заболевание дает о себе знать не сразу, как правило, его признаки проявляются ближе к 3 годам. При этом диагностировать атипичный аутизм довольно трудно, поскольку симптомы выражены неявно.
  3. Скрытым. Сведений о больных с таким диагнозом очень мало, поскольку клинические симптомы этого типа аутизма проявляются слабо и нерегулярно. Чаще всего детей просто считают замкнутыми и нелюдимыми, списывая все странности в поведении на особенности характера.

Признаки аутизма у детей зависят от формы и тяжести заболевания, что значительно затрудняет постановку точного диагноза. Нередки случаи, когда болезнь выявляют только после того, как развиваются стойкие симптомы, плохо поддающиеся коррекции.

Причины возникновения аутизма у детей

У медиков нет точного ответа на вопрос, в чем причина аутизма и почему же он возникает. Считается, что патологические изменения мозга, вследствие которых развивается болезнь, обусловлены нарушениями на генетическом уровне.

Относительно точно выявлены лишь возможные факторы риска.

Вероятность рождения такого малыша возрастает в следующих случаях:

  • один из родителей старше 35 лет;
  • беременность протекает на фоне патологии;
  • в процессе вынашивания ребенка организм женщины подвергался негативным воздействиям (плохая экология, приём сильнодействующих лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, сигаретами или наркотическими веществами);
  • в семье одного из родителей уже рождались дети с синдромом Каннера;
  • среди родственников есть лица, страдающие от психических расстройств.

Существовала теория, что чаще всего аутизм встречается у малышей, которые являются первенцами. Однако есть и другое мнение, часть ученых утверждает, что с появлением каждого нового члена семьи риск, что следующий ребёнок будет страдать аутизмом, возрастает.

Знаете ли вы? У мальчиков диагностируют такое заболевание в 4 раза чаще, чем у девочек. Объяснений этому явлению не найдено до настоящего момента.

Первые признаки и симптомы заболевания у ребенка

К характерным проявлениям синдрома Каннера относят следующие симптомы:

  1. Отказ от общения с окружающими. Ребёнок избегает контактов не только со взрослыми, но и с ровесниками, игнорирует, когда к нему обращаются. Заговорить с кем-то первым для такого больного проблематично, а если возникает необходимость, он испытывает сильный дискомфорт.
  2. Нарушение взаимодействия в социуме. Малыши-аутисты предпочитают не смотреть в глаза окружающим, игнорируют коллективные игры и занятия. Ребёнок с таким расстройством часто неспособен даже указать пальцем на то, что ему нужно. Вместо этого он использует руку мамы или другого родственника, находящегося поблизости.
  3. Поведенческое однообразие и склонность к определенным ритуалам. Ребёнок с диагнозом аутизм способен остро отреагировать на любое, даже незначительное отклонение от «зоны комфорта». Например, он может разнервничаться при изменении привычного маршрута от магазина до дома и устроить настоящую истерику, если чай налит не в ту кружку, которой он привык пользоваться. Игры такие малыши предпочитают однообразные, нередко их увлекает упорядочивание предметов, а именно группирование их по размерам или цветам.
  4. Трудности при вербальном контакте. Довольно часто у таких детей встречаются задержки речевого развития, а иногда малыш не говорит совсем. Но бывает и обратная ситуация, когда ребёнок в течение определенного времени разговаривает лучше своих ровесников, а затем прекращает общаться. Иногда аутисты говорят неестественными, вычурными фразами, причём речь их отличается монотонностью интонаций.
  5. Эхолалия. Этим термином обозначается бессмысленное повторение слов и фраз за собеседником. Для детей с синдромом Каннера характерно отвечать вопросом на вопрос, причём спрашивать об одном и том же можно много раз подряд, ребёнок будет монотонно воспроизводить услышанное.
  6. Интеллектуальные расстройства. Умственная отсталость у аутистов - довольно редкое явление, а примерно 10% таких больных отличаются ускоренным развитием. Но при этом дети с этим диагнозом нередко испытывают проблемы с концентрацией внимания и сосредоточенностью, кроме того, они могут интересоваться только какой-либо одной дисциплиной, например, рисованием или пением, а остальные игнорировать.
  7. Притупление инстинкта самосохранения. Это явление получило название аутоагрессия, многие аутисты специально причиняют травмы сами себе, например, до крови кусают руку или наносят удары. Кроме того, они почти лишены чувства опасности, и способны выбежать на проезжую часть или влезть на подоконник. А получив травму, ребенок тут же забывает негативный опыт и сможет повторить эти действия еще не раз.
  8. Странности походки. Отличительной чертой большинства детей-аутистов является необычный способ передвижения. Одни предпочитают носиться вприпрыжку, другие же ходят на носочках, размахивая при этом руками, движутся приставным шагом или раскачиваются во время ходьбы. В любом случае, для такого малыша характерна некоторая угловатость и неловкость.

На заметку. Все перечисленные признаки у одного больного встречаются довольно редко, как правило, наличия 2 – 3 описанных симптомов достаточно, чтобы заподозрить аутизм.

В каком возрасте чаще всего диагностируют болезнь

Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку уже в 2 года при ярко выраженных признаках этого заболевания. Чаще всего симптомы проявляются при попытках социализировать малыша, например, отдать его в детский сад, когда и становится явной его «непохожесть» на других детей того же возраста.

Но аутизм может дать о себе знать и в более позднем возрасте, при этом уровень интеллектуального развития у такого ребенка будет значительно выше. Иными словами, заболевание диагностируется, когда появляются явные симптомы.

Основные характеристики по возрасту

В зависимости от времени появления первых признаков болезни ее подразделяют на такие виды:

  1. Ранний детский аутизм. Это заболевание проявляется в возрасте до 2 лет и характеризуется низкой привязанностью малыша к матери, отсутствием реакции на звуковые раздражители при нормальном состоянии слуха и неадекватным поведением в ответ на внешние обстоятельства. Нередко такие дети предпочитают играть с каким-либо одним предметом, другие же игнорируют.
  2. Детский аутизм. Такое нарушение диагностируется у детей от 3 до 11 лет. Пациенты с подобным расстройством к 3 – 4 годам еще не говорят или же произносят всего несколько фраз, не проявляют инициативу в общении, с трудом осваивают элементарные навыки. Любая перемена привычной обстановки вызывает страх и раздражение.
  3. Подростковый аутизм. Эта форма болезни диагностируется с 11 до 18 лет. Подростки с такой проблемой не испытывают потребности в общении и по большей части стремятся к одиночеству. По причине непонимания чувств и настроения других людей, они не могут построить дружеских или романтических отношений, а период полового созревания проходит значительно сложнее, нежели у обычных подростков.

Внимание! Указанные симптомы не всегда являются свидетельством аутизма, для постановки точного диагноза необходима консультация специалиста и проведение ряда исследований.

Диагностика болезни

В процессе диагностики в первую очередь важно дифференцировать аутизм от других заболеваний, которые могут вызывать сходные изменения в состоянии ребенка.

Для этих целей проводятся такие исследования:

  • консультация отоларинголога;
  • электроэнцефалография;
  • анализ на уровень гормонов.

А также проводится тестирование с использованием различных методик, которые помогают сделать заключение об интеллектуальном уровне ребенка, его реакциях и степени выраженности симптомов болезни.

Какие тесты помогут выявить аутизм у ребенка дома

Диагностика аутизма порой вызывает затруднение даже у опытных врачей, а выявить эту болезнь в домашних условиях невозможно. Но существует тесты, с помощью которых родители малышей в возрасте от 1,5 лет могут определить, насколько велика вероятность такого нарушения у их ребенка.

Потребуется дать ответ на следующие вопросы:

  1. Стремится ли ребёнок к тому, чтобы его подержали на руках, посадили на колени или укачивали?
  2. Проявляет ли малыш интерес к другим детям?
  3. Любит ли он куда-нибудь забираться, например, подниматься по ступенькам?
  4. Играет ли ребенок с родителями?
  5. Способен ли малыш указать пальцем на привлекший внимание предмет?
  6. Часто ли ребёнок занят имитацией какого-то занятия, например, управлением машинкой или приготовлением «пищи» в игрушечной посудке? Он сделает это, если попросить?
  7. Приносит ли ребёнок предметы, чтобы продемонстрировать их родителям?
  8. Часто ли малыш смотрит в глаза посторонним людям?
  9. Может ли выстроить из кубиков пирамидку или башню?

Внимание! Когда на большинство вопросов дается отрицательный ответ, вероятность наличия аутизма у малыша очень высока. В этом случае нужна срочная консультация специалиста.

Лечение аутизма у детей

Вылечить аутизм невозможно, остается лишь корректировать поведение пациента и прививать ему определенные навыки.

В рамках терапии применяются следующее методики:

  • занятия у логопеда;
  • поведенческая терапия;
  • сенсорная интеграция (лечение движением);
  • арттерапия (лечение рисованием);
  • анималотерапия (лечение путем контактов с животными);
  • томатис (использование звуков для воздействия на кору головного мозга).

Помимо этого, детям назначают препараты следующих групп:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • транквилизаторы;
  • витаминные комплексы.

А также ребенку могут назначить диету, основанную на исключении глютеновой и казеиновой пищи. Запрет налагается на молочные продукты, изделия из пшеницы, ячменя или ржи. Чтобы понять, насколько эффективна диетотерапия, ограничений потребуется придерживаться не менее 6 месяцев.

Методы обучения ребенка общению

В социальной адаптации ребенка-аутиста должны участвовать не только специалисты, но и родители.

Чтобы привить малышу навыки общения, нужно придерживаться следующих правил:

  1. В играх предоставлять ему право на лидерство и проявление инициативы.
  2. Давать ребенку возможность самому решать, когда же закончится игра.
  3. Вовлекать ребенка в игры с другими детьми, не обращая внимания на его отрицательные эмоции.
  4. Регулярно создавать ситуации, когда малышу необходимо контактировать с людьми.
  5. Всегда хвалить и поощрять ребенка за попытки самостоятельного общения.
  6. Если ребёнок не говорит, отыскать другие способы «обмена информацией», например, посредством жестикуляции, мимики, звуков или изображений.

Внимание! Не надо делать что-то вместо ребенка, если он не просил. А также не стоит давить на малыша при принятии решений. Ему требуется время, чтобы все взвесить и обдумать.

Как научить повседневным навыкам

Привитие аутисту элементарных навыков может занять довольно длительное время, поэтому родителям требуется запастись терпением. Единого метода, как именно приучить малыша мыть руки, чистить зубы или ставить вещи на свои места, нет. Это может быть обучение в форме игры или на личном примере.

Главное, соблюдать следующие правила:

  1. Прежде, чем приступить к освоению какого-либо навыка, показать ребёнку соответствующие картинки или продемонстрировать несколько раз, как это делать.
  2. Выполнять действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например, при мытье рук, сначала подтягивать рукава, затем открывать кран, и только потом брать мыло.
  3. Повторять занятия регулярно, чтобы ребёнок привыкал делать что-либо.

Аутизм – психическое заболевание, которое часто воспринимается как нечто страшное и непоправимое. Исследователи говорят о том, что болеют аутизмом, в основном, с детства. Дети страдают от недостатка внимания, проблем общения и социализации. Несмотря на то, что данная психическая болезнь долго изучается, по ней все же имеются наработки, позволяющие малышу и его родителям справляться с последствиями.

Общие представления

Аутизм рассматривается как психическое расстройство общего типа. У ребёнка наблюдается нехватка эмоций, недостаток навыков общения и коммуникативной потребности в принципе. Название заболевания подразумевает проявление внутренних симптомов, то есть течение болезни идёт внутри больного. Индивид, страдающий расстройством, никак не реагирует на внешний мир, не показывает и не испытывает эмоций, не использует жестов. С социумом не взаимодействует.

Диагноз обычно ставится в 3-5 лет, его обычно называют синдромом Каннера, РДА. У подростков и взрослых также зафиксированы случаи заболевания, но встречаются нечасто.

Если у взрослых аутизм и проявляется, то признаки имеют и внешний, и внутренний характер. Обычно в поведении больных отсутствуют жесты, громкая речь, мимические выражения и т.д. Некоторые специалисты отмечают, что заболевание может быть как генетическим и врождённым, так и приобретённым.

Причины заболевания

Аутизм бывает связан с иными заболеваниями, по утверждению психиатров.

Дети обычно обладают хорошим физическим здоровьем, каких-то выраженных аномалий во внешнем виде также не наблюдается. Головной мозг развит нормально. Малыши-аутисты могут даже быть привлекательны. Беременность и роды у женщин проходят нормально, без особых патологий. Как правило, аутизм может протекать в связях с иными нарушениями:

  • Неправильный обмен веществ, ожирение
  • Заражение матери краснухой в процессе беременности
  • Туберозный склероз

Указанные выше заболевания негативным образом сказываются на головном мозге, что провоцирует проявление признаков аутизма. Имеются сведения о генетической предрасположенности к данному расстройству, но однозначных причин, из-за которых происходит заболевание, установить пока не удалось.

Признаки и симптомы

Дети с синдромом аутизма не в состоянии воспринимать все детали окружающего мира в своем восприятии. Для них другой человек – несогласованные между собой части тела, а не цельный образ.

Ребенок в болезненном состоянии не отличает живого от неживого объекта. А чужое касание, шумы, свет беспокоят и вызывают дискомфорт. Поэтому малыш замыкается в себе, своем мире, чтобы не испытывать постоянный стресс.

На ранних этапах аутизм проявляется и в возрасте одного года, и с двух. Диагноз поможет установить психиатр, но разобраться самостоятельно можно по наличию определённых признаков:

  • Ребенок не смотрит в глаза;
  • Не выносит прикосновений и ласки;
  • Не играет с другими детьми;
  • Не чувствует опасности;
  • Долго не учится говорить;
  • Истеричен;
  • Выстраивает предметы в линейку;
  • Чувствителен к отдельным звукам.

Одни из самых важных признаков: затруднённое общение, поведение однообразное, односложное. Обычно они дают о себе знать до трёх лет. Разберёмся с отдельными признаками подробнее.

Нарушение социального взаимодействия

Первичные признаки аутизма у ребёнка возможны уже в 2 года. Это могут быть симптомы попроще, без сильных осложнений, однако есть вероятность и тяжелых проявлений болезни.

Малыш не воспринимает целостные образы. По мимике видно, что он не понимает и не реагирует на то, чего от него ждут. Улыбки нет, а смех зачастую, если и происходит, то совсем не из-за веселых, привычных обычному человеку ситуаций, а по иным причинам, объяснений которым нет. Лицо ребёнка напоминает застывшую маску.

Жестами малыш пользуется лишь вместо слов для того, чтобы о чём-то попросить. У младенца аутизм диагностируется в случае, если он не стремится следить взглядом за движущимися объектами, не концентрируется на людях возле него.
Дети-аутисты не чувствуют другого человека, не в состоянии понять его эмоций. Здоровый ребёнок способен отличить, расстроен кто-то или весел, испуган или решителен, тогда как страдающие данным синдромом малыши не видят никакой разницы.

Ребёнка не волнуют связи с другими малышами. Обычно дети с двух лет начинают вовлекать в игры иных ребятишек, проявляют интерес к ровесникам. Однако аутист никак не реагирует на другого ребёнка, он погружён в свой мир. Такой малыш воспринимает окружающих как неживых предметов, до которых ему нет дела.

Ребёнок играет однообразно, не строит никаких сценарных игр, фантазия не работает, как и нет понимания социальных ролей. Как правило, малыши используют простейшие роли, наделяя друг друга определёнными функциями, а аутисты не воспринимают игрушки как объекты для создания иллюзорной реальности. Такие дети часами повторяют одни и те же монотонные действия, никак не уставая и не отвлекаясь.

Малыш-аутист не поддаётся чувствам и эмоциям со стороны родителей, не идёт с ними на контакт. Прежде считалось, что у него и вовсе не формируется эмоциональная привязанность, однако нынешние специалисты предположили, что ребёнок лет 4-х всё же переживает, когда мамы нет рядом. Хотя внешне это проявляется слабо. Когда семья окружает его, малыш не так зациклен на себе и повторяемых действиях. Тем не менее, ребёнок может волноваться из-за отсутствия матери, близких, но совершенно не проявлять тревогу внешне, не звать на помощь, ничего не делать.

Нарушение в коммуникации

У малышей происходит значительная задержка в речевом развитии, а иногда полное отсутствие навыка. В 5 лет это особенно заметно. То, на каком уровне речь, определяет вид аутизма: при тяжелой форме ребёнок не говорит, при облегчённой – возможны простые фразы, предложения. Для того, чтобы передать свои потребности, он использует односложные ответы, жесты. Речь не имеет логической структуры, не несёт смысловой нагрузки и является вынужденной необходимостью. Ребёнок может повторять одно и то же выражение по многу раз в течение длительного времени. Если аутист говорит о себе, то делает это в третьем лице.

Признаки речи можно описать следующим образом:

  • Аномальная. Дети не в состоянии ответить на поставленный вопрос, выдавая слово или фразу, не относящуюся к делу. Их речь тихая, либо чрезмерно громкая – за интонацией они не следят. На имя ребёнок часто не откликается.
  • Не задаёт «почему». Малыш обычно закидывает взрослых вопросами, но аутист не проявляет интереса к внешнему миру, никакого любопытства. Вопросы могут быть, но не несущие пользы и особого смысла.

Однотипное поведение

Дети зациклены на одинаковых занятиях. Один из основных симптомов – зацикленность, заторможенность. Ребёнок много часов подряд занят одним и тем же делом: сортирует кубики, строит башни. Отвлечь и переключить его внимание невозможно.

Другой важный симптом аутиста – ритуальность. Малыши в комфортном состоянии, если обстановка не меняется. Каждое изменение – ремонт, передвижение предметов, смена маршрута при прогулке, иная еда на завтра – провокация агрессивного поведения у ребёнка или замкнутое поведение.

Третий базовый признак аутизма – стереотипные действия. Дети стимулируют сами себя на повторяемые движения. Если его что-то беспокоит, он проявляет это через щелканье пальцами, качание головой или хлопанье в ладоши.
И, наконец, четвёртое – появление страха и паранойи. В непривычной для малыша ситуации он проявляет агрессию к другому человеку, либо к самому себе.

Аутизм – ранняя заболеваемость

Синдром – болезнь ранняя, начиная с 1 года. В младенчестве дети малоподвижны, плохо реагируют на родительское внимание, внешние раздражители. Эмоции выражены слабо.

К сожалению, как было отмечено ранее, диагностируется аутизм непросто, как и устанавливаются причины. Однако сделать это возможно, главное – вовремя обратиться за помощью к специалистам и получить стратегию лечения.

Умственные способности

Интеллект у аутиста подвергается изменениям. Если у ребёнка тяжёлая форма болезни, то наблюдается умственная отсталость. Обучаемость затруднена из-за таких дефектов. Если синдром аутизма развивается на фоне эпилепсии, нарушения хромосом, микроцефалии, то возможна и глубокая умственная отсталость. Однако это психическое расстройство может протекать и в лёгкой форме, и речь не нарушена, тогда и интеллект не страдает, вероятен даже уровень выше среднего.

Всё же есть особенность при аутизме – избирательность интеллекта . Например, ребёнок хорош в рисовании, математике, но очень слаб в других предметах. Ещё одна отличительная черта – савантизм, т.е. малыш с аутизмом обладает одарённостью в отдельно взятой области. Это когда ребёнок умеет воспроизводить мелодию на слух, либо выполнять сложнейшие математические задачи. Данное явление связано с тем, что аутист максимально концентрируется на одном занятии, которое ему понравилось, особенно если оно связано с точным выполнением задачи. Примеры в лице Альбера Эйнштейна, Вуди Аллена, Энди Уорхолла, Энди Кауфмана ярко показывают, что дети-аутисты могут быть востребованы, приняты обществом, достигают высоких результатов и широкого признания.

Проблемы диагностики

У новорождённого сложно установить признаки аутизма. Но исследователи этой проблематики усердно работают над тем, чтобы изменить ситуацию.

Путём внимательного наблюдения родители могут заметить первые отклонения у малыша. Здесь успешнее справляются семьи, в которых уже были маленькие дети. У них есть, с кем сравнивать. При первых же подозрениях на аутизм или любое другое нарушение в психическом развитии родителям следует не откладывать обращение к врачу. Ранняя диагностика – избегание неприятных последствий, возможность заложить в малыше умение контактировать, осваиваться в социуме.

Обычно для диагностики применяют опросный метод, УЗИ головного мозга (для того, чтобы не возникало повреждений головы), ЭЭГ (для исключения эпилептических припадков), а также рекомендован осмотр отоларингологом. Последнее необходимо для того, чтобы не путать с диагнозом тугоухости.

Методы лечения и коррекции

На самом деле большая проблема в том, что идеальных способов лечения аутизма не существует. На сегодняшний момент от заболевания нельзя избавиться полностью. Но, даже несмотря на это, разработан комплекс занятий и рекомендаций, следуя которым, родители смогут лучше приспособиться к особенностям своего ребёнка, а малыш получит благоприятную зону развития. Побочные эффекты от аутизма снизятся.

Существуют способы коррекции заболевания.

Коррекция достигается упорным трудом, большими совместными усилиями семьи и специалистов. Для того, чтобы воспитать ребёнка, больного аутизмом, родителям следует:

  • Узнать о том, что такое «аутизм», каковы особенности поведения при нём. Осознать, что ваш малыш не может мыслить, видеть, слышать, познавать мир привычными другим способами, у него свои представления о действительности, по-своему развиты органы восприятия.
  • Создать максимально комфортную среду для развития ребёнка, его обучения. Постоянные ссоры между родителями и другими членами семьи, переезды, частая смена обстановки не пойдут малышу на пользу, а усугубят его заболевание. Аутист глубже уйдёт в себя, и всех малейших сдвигов в лучшую сторону придётся добиваться сначала.
  • Обязательно консультироваться с профессионалами – психологом, логопедом, психиатром и другими врачами.

Обычно в лечении аутизма важно пройти такие этапы:

  1. Сформировать первичные навыки, необходимые в обучении. Аутист с трудом поддаётся на контакт, но постепенное привыкание к тому, кто обучает, ласковое обращение, соблюдение его личного пространства и дистанции, позволит сблизиться с малышом и развить у него, допустим, речь.
  2. Наблюдать и вовремя предотвращать агрессивные , аутоагрессивные формы поведения, фобии и т.п.
  3. Научить малыша наблюдению за другими и подражанию.
  4. Рассказать о социальных ролях через игру.
  5. Не оставлять попыток – бережных и осторожных – завоевать его доверие, получить эмоциональный отклик.

Принципы лечения аутизма заложены бихевиористическим направлением психологии, то есть поведенческой терапией или АВА-терапия. Она работает по схеме стимул-реакция. Суть её в том, чтобы отслеживать реакции и поведение ребёнка. Изучаются все особенности малыша, затем идёт подбор конкретных стимулов для его развития. Для каких-то аутистов им станет музыка, для других – любимая еда. В качестве поощрения исполняются желания ребёнка, что закрепляет то поведение, которого мы от него хотим. Если малыш справился с поставленной задачей, то получил «приз». Это поможет установить с ним контакт, закрепить знания и умения, избавиться от негативизма и иных разрушительных реакций.
Следующий метод – логопедическая практика. Несмотря на то, что у детей есть сложности с речью, занятия с логопедом позволят ему лучше отработать интонацию, произношение, пополнить запас слов.

Далее необходимо обучать ребёнка навыкам самообслуживания. Аутисты не склонны сами играть с другими, совершать что-то самостоятельно. Им тяжело самим соблюдать личную гигиену, распорядок дня. Для их обучения можно применять карточки с подписанными действиями для малыша.

Терапия осуществляется также при помощи медикаментов. Их используют только, если ребёнок агрессивен по отношению к себе и к другим, проявляет деструктивное поведение. Но родители не должны забывать, что реакция любого типа будь то крик или плач, или зацикленное поведение – это способ контакта. Однако нельзя упустить того, что малыш замкнут на себе несколько суток.

Все лекарства – успокаивающие или психотропные – применимы только под наблюдением врача.
Бытует мнение, что аутистам полезна безглютеновая диета. Но научно подтверждённых данных нет. Не забывайте, что отдельные способы лечения не просто не дают должного эффекта, но и вредят здоровью больного. С осторожностью следует относиться к методам стволовых клеток, микрополяризации, применению глицина .

Аутизм во взаимосвязях с иными заболеваниями

Порой клинические признаки синдрома аутизма совпадают с симптомами иных заболеваний, потому самолечение необходимо исключить, сразу обращаться к доктору. Среди похожих болезней выделяют:

  • Синдромы дефицита внимания и гиперактивности: неусидчивость, отсутствие концентрации, плохое усвоение новой информации, обучение затруднено;
  • Задержка в речи: у аутистов данное нарушение хуже поддаётся коррекции, нежели у детей с другим диагнозом;
  • Шизофреническое расстройство : больной разговаривает сам с собой, может проявлять агрессию, замкнут, испытывает бредовые состояния, движения не скоординированы. Шизофрению легко сдерживать медицинскими препаратами;
  • Тугоухость: нарушения слуха, трудности в установлении контактов, задержка в речи. Достаточно приобрести слуховой аппарат и провести ряд обследований, чтобы устранить проблему. С аутизмом справиться не столь просто.

Прогнозирование

Дети с диагнозом аутизма – вовсе не потерянные для общества индивиды. Правильный уход за ребёнком, атмосфера любви и принятия, специализированные занятия обеспечат больным вероятность более-менее успешного развития. Аутисты способны вырасти полноценной личностью, создать собственную семью, развиваться в профессиональной или творческой среде. Жить долго и счастливо.