Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью. Сборник стихов и рассказов о профессиях

Разное:

Боксерман Ю., Юльева Т. "Одиссея голубого огня" - "Газпром - достояние России": о газовиках и газовой промышленности, о том, как образовались нефтяные и газовые месторождения, где и как добывают природный газ, каким образом передают его на большие расстояния (Ср-Ст).

Стороженко В. "Семь раз отмерь…." - в популярной форме об экономике и экономистах, правда, в условиях планового хозяйства.(Ср-Ст)

Сухорукова А. "Часовых дел мастера" - о труде часовых мастеров на фоне истории часов и Петродворцового часового завода. (Ср)

Цветов А. "Юный редактор стенной газеты" - кое-что об азах журналистики: макет, заголовки, передовицы, как вести работу с корреспондентами. (Ср)

Членов А.

  • "Как Алешка жил на Севере" - маленькая повесть о том, какая такая Арктика, что такое полярная станция и чем занимаются работающие на ней люди. (Д)
  • "Лесная повесть" - о городской девочке, приехавшей на летние каникулы в гости к дедушке-леснику.(Мл)

    Шим Э. "Деревянная книга" - рассказы, занимательных историй и даже сказки о профессии столяра, о деревьях, о том, какие разнообразные вещи можно из них сделать. Много полезных практических советов. (Ср)

    Шнитников В. "Как я стал натуралистом" - известный ученый-зоолог просто и занимательно рассказывает, как в нем сложился натуралист-ученый, как у него, начиная с детского возраста, зарождались и развивались интересы к природе и к научным исследованиям. (Мл)

  • Знакомство младших школьников с профессиями

    О профессиях с любовью

    Бежит неутомимо время,

    Проходит жизнь, как тень от облаков.

    Дороже всех наград и премий

    Слова любви моих учеников.

    Они идут у них от сердца,

    О чистом чувстве говоря …

    Они со мной – и сразу верится,

    Что жизнь – то прожита не зря!

    В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

    Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей по профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

    Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не стольденежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

    Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

    Цель профориентации в начальной школе :

    • расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности;
    • расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и представление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;
    • развитие мотивации к учёбе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
    • Выявление общих тенденций в развитии способностей ребёнка в совместной деятельности с родителями и педагогами;
    • Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

    Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

    Задумывалась ли я, учитель с большим стажем о важности данной проблемы? Нет. Решение пришло позже. Многое приходится осуществлять в процессе работы по данной проблеме.

    Знакомство с профессиями в своём классе я начала в 2010– 2011 учебном году. В 2011 – 2012 году эту работу я продолжила. Дети моего класса познакомились с 9 разными профессиями: кондитер, моряк дальнего плавания, лётчик, воспитатель детского сада, архитектор, геолог, журналист, врач, полярник.

    Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

    Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду. Лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

    Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему. Хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.

    В работе по профориентации я использовала самые разнообразные формы работы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины, создание поэтического альбома «Все работы хороши, выбирай себе на вкус», «Мудрые мысли о труде и выборе профессий» и другие виды работы.

    Экскурсии на предприятия,

    Классный час «О профессиях с любовью»

    Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру,

    расширять знания и представления о профессиях;

    обогащать словарный запас, развивать связную речь;

    Что такое профессия?

    Знаете ли вы, что такое профессия?

    Профессия Давайте вместе вспомним некоторые из них. (Ответы детей)

    Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа7 Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему7 (Ответы детей).

    Взрослые спешат на работу.

    Твоё призвание

    Строитель нам построит дом.

    И мы в нём дружно заживём.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьёт портной.

    Даст книги нам библиотекарь,

    Учитель выучит всему –

    Научит грамоте, письму.

    Письмо доставит почтальон,

    А повар сварит нам бульон.

    Я думаю, ты подрастёшь

    И дело по душе найдёшь!

    Чему первым делом

    Научится кошка?

    - Хватать!

    Чему первым делом

    Научится птица?

    -Летать!

    Чему первым делом

    Котёнок вырастет кошкой,

    Такой же, как все на свете.

    А дети читают,

    А дети мечтают.

    О какой профессии вы мечтаете? Почему?

    Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?

    Если у вас любимое занятие? Расскажите о нём.

    Столько есть профессий разных,

    Всех их нам не перечесть:

    Есть врачи и водолазы,

    Токари, шахтёры есть.

    Учит в школе нас учитель,

    А портной костюмы шьёт.

    Строит новый дом строитель,

    Капитан корабль ведёт.

    Главное – не ошибиться,

    Выбирая, кем же стать?

    Парикмахером, певицей.

    Или на Луну летать.

    Выбираем профессию вместе

    Путешествие по страницам журналов

    О том, чем занимаются люди разных специальностей и чем интересна каждая из профессий, мы можем узнать не только из книг, но и из журналов. Так многие номера детских журналов посвящены разным профессиям. Вот они – перед вами. (Показываются подшивки разных журналов)

    Из них вы можете подробно узнать о таких специальностях, как дизайнер, эколог, педагог. медик, журналист и т.д. Я прочитаю отрывки из этих журналов, а вы догадайтесь, о какой профессии идёт речь. (Журнал «Клёпа»)

    До сих пор люди этой профессии спорят о том, как следует оценивать знания школьников. У нас пятёрка – лучшая оценка, а в Германии лучшей оценкой считается единица, во Франции результаты ученика оценивают по десятибалльной системе; в США вместо цифровых оценок используются первые буквы алфавита: А, В, С и т. д. Непонятно, как же добиться похвалы от родителей? Скорей бы уж эти педагоги договорились между собой!

    (Отрывок, посвящённый профессии « педагог»).

    Узнать о профессиях вы можете и из стихов. Например, ответ на вопрос «Кем быть?» вам поможет найти стихотворение Владимира Маяковского, которое так и называется «Кем быть?» А ответ на вопросы «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?» нам даст Джанни Родари.

    Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии, прочитав стихотворение и вставляя пропущенные слова.

    Желающим выдаются тексты четверостиший стихотворения. Ребята по очереди читают, вставляя пропущенные слова.

    У каждого дела запах особый,

    В булочной пахнет тестом и … (сдобой ),

    Мимо столярной идёшь мастерской –

    Стружкою пахнет и свежей … (доской ).

    Пахнет маляр скипидаром и …(краской ),

    Пахнет стекольщик оконной … (замазкой ).

    Куртка шофёра пахнет … (бензином ).

    Блуза рабочего – маслом машинным.

    Пахнет кондитер орехом мускатным.

    Доктор в халате - … (лекарством ) приятным.

    Рыхлой землёю, полем и лугом

    Пахнет крестьянин, идущий за … (плугом).

    Рыбой и морем пахнет … (рыбак ).

    Только безделье не пахнет никак.

    Дети сочиняют стихи

    светофор – шофёр

    взор – прокурор

    сыр - кассир

    помощник – сапожник

    пример – офицер

    самолёт - пилот

    океан – капитан

    ночи – рабочий

    принцесса стюардесса

    коварный – пожарный

    огурцы – продавцы

    талант - музыкант

    зритель – укротитель

    свист – тракторист

    лист - журналист

    крыжовник – садовник

    с зерном - агроном

    житель - строитель

    хор - дирижёр

    молодец - певец

    Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдёте какое – то хобби, увлечение, то ваша жизнь станет ярче,

    разнообразнее и содержательнее.

    «Ищи ошибку»

    Наш знакомый мальчик Петя

    Неплохой парнишка, но…

    Говорит, что все на свете

    Знает он давным – давно.

    Как – то собрались ребята

    Во дворе у нас гурьбой.

    САНИТАР, - спросила Ната,-

    Это кто ещё такой?

    А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

    СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

    - Погодите, - крикнул Вова,-

    Спросим Петю Иванова.

    Петя так сказал: - Друзья!

    Вам на всё отвечу я!

    Все профессии я знаю.

    Так! Вниманье! Объясняю!

    САНИТАР – на санках мчится,

    Ничего с ним не случится!

    Тут со мною вы не спорьте!

    По горам, по перевалам

    Всё идёт ГОРНЯК усталый.

    Он к горам давно привык,

    Покорит он горный пик.

    Под морзянки бодрый свист

    Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

    Он в вязании на спицах

    Лучший наш специалист!

    Ищет клады КЛАДОВЩИК

    И находит в тот же миг!

    А потом он эти клады

    Бережно хранит на складе.

    Собирает БАНЩИК банки,

    А потом хранит в Сбербанке.

    Очень ими дорожит,

    Банк с ружьём он сторожит.

    МЕЛЬНИК стены белит мелом

    И рисует между делом –

    На асфальте, мелом тоже,

    Всем портреты. Так похожи!

    В офисе ОФИЦИАНТ

    Всем покажет свой талант:

    Вмиг бумаги разнесёт,

    К телефону позовёт.

    Вот в машину МАШИНИСТ

    Вновь закладывает лист.

    От начала и до точки.

    Операция идёт:

    Кровь вливается больному …

    Он уже здоров – и дома.

    А ПЕЧНИК печёт печенье,

    Очень вкусное, с вареньем!

    Может булочку испечь.

    Ах, была бы только печь!

    Дорогие наши дети!

    Что здесь перепутал Петя?

    Он ошибок мно- о -го сделал!

    Почему же? В чём тут дело?

    Помогите поскорее

    Разобраться что к чему …

    Если Петя подоспеет,

    Объясните и ему!

    В заключение занятия детям предлагается придумать забавные истории о том, что бы случилось, если бы какую – нибудь работу выполняли люди совершенно другой профессии

    Что случилось бы, если:

    • двор подметала балерина;
    • уроки в школе вёл укротитель тигров;
    • булки и калачи пёк врач;
    • тушил пожары водолаз;
    • лечил больных библиотекарь;
    • дома строил писатель;
    • костюмы шил моряк;
    • книги в библиотеке выдавал дворник;
    • рыбу ловил музыкант.

    Все работы хороши, выбирай, что нравится,

    Об этом мы и говорим.

    Наш классный час кончается!

    Мастер – класс. Знакомство с самой вкусной профессией «КОНДИТЕР»

    В мире тысячи профессий, каждый человек выбирает себе профессию по душе. Это хорошо, что вы уже задумываетесь о том, кем стать потому, что к выбору профессии надо готовиться заранее. Профессий великое множество, а сегодня мы познакомимся с одной из них с самой вкусной профессией.

    А что же это за профессия? (КОНДИТЕР)

    С этой профессией нам помогли познакомиться мамы нашего класса Задушнова Елена Николаевна и Колотилова Виктория Петровна. Они провели мастер – класс по изготовлению пирожных, тортов с ребятами нашего класса, познакомили с историей появления этой профессии. А в конце нашей встречи мы с ребятами пили чай со своими изделиями.

    Профессия « кондитер» всегда была на особом счету. В некоторых европейских странах производители кондитерских изделий должны были обладать не только знаниями в области их приготовления, но и умением рисовать. Лепить и создавать замысловатые геометрические формы. Наиболее активно кондитерское искусство стало развиваться в Италии в 15 веке. А до той поры в Европу кондитерские изделия завозили только арабы. По сей день арабские страны славятся своим разнообразием сладостей, к тому же, именно арабы, впервые стали использовать варку сахара для получения новых видов кондитерских изделий. Однако. Главным достижением в изготовлении кондитерских изделий древности считается открытие закваски, благодаря чему, ещё в Древнем Египте стали выпекать дрожжевые пирожки. Первый мармелад начал изготавливаться на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье ещё в период крестовых походов: греческие кондитеры выпаривали и сгущали фруктовый сок в неглубоких металлических блюдцах, которые ставили на солнце. В Европе фруктовые кондитерские изделия появились в 16 веке. Когда на рынок стал поступать дешёвый американский сахар. Во Франции мармелад начали производить в 18 веке из яблок, айвы и абрикосов, и по сей день самым лучшим считается мармелад, производимый именно из этих фруктов.

    Профессия – моряк

    Встреча с папой – моряком дальнего плавания Мальцевым Андреем Павловичем

    Андрей Павлович рассказал о трудностях профессии моряка дальнего плавания, показывал модели кораблей, особенности этих судов. Приводил примеры необычных случаев, которые происходили с ним во время дальних странствий. Показывал ребятам кораллы, морских ежей, различные морские раковины. Ребята подготовили и рассказали стихотворение о профессии моряка.

    Мой папа – капитан

    Папа знает всё на свете,

    Знает, где родится ветер,

    Как бушует океан,

    Ведь мой папа – капитан!

    Мы достанем карту мира,

    Станем вместе изучать.

    Вот - высокий пик Памира,

    Здесь морей синеет гладь.

    Это – южная Анапа,

    Это северный Ямал.

    Обо всём расскажет папа –

    Он ведь всюду побывал!

    Подрасту и тоже стану

    Я, как папа, капитаном!

    Профессия ГЕОЛОГ

    Чтоб алмазы отыскать,

    Золото и руды,

    Нам не нужно ожидать

    Никакого чуда.

    Путь к сокровищам таким –

    Будет труден, долог,

    Но всегда пробьётся к ним,

    И найдёт геолог.

    Он готовится зимой

    К летней экспедиции:

    Компас надо взять с собой,

    Чтоб не заблудиться.

    Карту, молоток, рюкзак.

    А ещё нельзя никак

    В походе без тетрадки.

    Чтоб породы описать

    И убрать сомненья,

    Где геологу искать

    Потом месторожденье.

    Это он добудет нам

    Камень драгоценный.

    Нефти вызовет фонтан

    Из пластов подземных.

    Скажет, где должна стоять

    Буровая вышка,

    Даже если возражать

    Станет бурый мишка.

    И в тайге, где кедр растёт,

    И в пустыне жаркой

    Нам геолог достаёт

    Из земли подарки.

    Кто – то спрятал их от нас,

    Тех подарков груду,

    Уголь каменный и газ –

    Голубое чудо.

    Нам без них не обойтись,

    Ни зимой, ни летом.

    На геолога учись,

    Открой Земли секреты!

    В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минералы – это природные образования, выращенные в определённых условиях и при определённом давлении. Они обладают определённой химической формулой и формируются чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия». Алексей Николаевич показал настоящую коллекцию разнообразных минералов. Показал несколько ярко иллюстрированных книг о минералах и горных породах, рассказал об особенностях образования месторождений нефти, газа, каменного угля, месторождениях золота и других полезных ископаемых.

    Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче,

    разнообразнее и содержательнее.

    Журналист

    С профессией журналиста нам помогла познакомиться мама –

    Захарова Мария Александровна

    Читая газеты и журналы, каждый из вас, ребята, сталкивается с работой журналиста. Это он собрал, обработал, а потом грамотно, литературно, интересно и доступно изложил полученную информацию в виде небольшой заметки или большой статьи, очерка, репортажа или интервью с известными людьми. Не только газеты и журналы создаются золотыми перьями и талантом журналистов, но и теле – передачи (то есть СМИ – средства массовой информации). Но помимо умения писать, у журналистов есть ещё одна возможность путешествовать и часто бывать там, куда обычным людям вход воспрещён, - должны, же они освещать те или иные события. И это, конечно, очень заманчивая перспектива. Журналист должен быть человеком коммуникабельным, - это бесспорно. И смелым. Ведь работать приходиться и в «горячих точках», и участвовать в криминальных расследованиях, и добывать закрытую информацию. А чтобы добиться успеха в данной профессии – нужно просто много и добросовестно работать. И любить своё дело.

    Мария Александровна объяснила и провела в игровой форме как правильно взять интервью у собеседника.

    Эти встречи помогают ребятам узнавать о многих нужных профессиях, вызывают чувство гордости за своих родителей, желание познакомиться с другими профессиями.

    Литература

    1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №3 2012 год стр.50- 53 «О профессиях и не только» Людмила Ивановна Хлыстова г. Миасс, Челябинская область
    2. Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошёл …» профессии, которые всегда нужны и всегда в почёте. №5 2012 год.

    Познавательный журнал для девочек и мальчиков

    3. Журналы «Праздники в школе» - «Шаг в профессию» 2012 год

    стр.17 – 24 «О профессиях с любовью», стр.43-50 «Уважая всякий труд», «День открытых дверей» 2011 год стр. 99 -120 «Слово профессионалам», «На крыльях мечты», 2007 год стр. 3 -15 «О профессиях с любовью», стр.16 -32 «Любимые книги читая, профессии мы выбираем», стр. 118 -125 «Профессия каждая – самая важная»

    Мальцев Андрей Павлович

    О профессиях с любовью

    • формировать реалистические представления о труде людей;

    Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

    Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

    Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

    Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

    Наш знакомый мальчик Петя

    Неплохой парнишка, но…

    Говорит, что все на свете

    Знает он давным – давно.

    Как – то собрались ребята

    Во дворе у нас гурьбой.

    САНИТАР, - спросила Ната,-

    Это кто ещё такой?

    А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

    СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

    - Погодите, - крикнул Вова,-

    Спросим Петю Иванова.

    Петя так сказал: - Друзья!

    Вам на всё отвечу я!

    Все профессии я знаю.

    Так! Вниманье! Объясняю!

    САНИТАР – на санках мчится,

    Ничего с ним не случится!

    Он ведь мастер в санном спорте,

    Тут со мною вы не спорьте!

    По горам, по перевалам

    Всё идёт ГОРНЯК усталый.

    Он к горам давно привык,

    Покорит он горный пик.

    Под морзянки бодрый свист

    Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

    Он в вязании на спицах

    Лучший наш специалист!

    Ищет клады КЛАДОВЩИК

    И находит в тот же миг!

    А потом он эти клады

    Бережно хранит на складе.

    Собирает БАНЩИК банки,

    А потом хранит в Сбербанке.

    Очень ими дорожит,

    Банк с ружьём он сторожит.

    МЕЛЬНИК стены белит мелом

    И рисует между делом –

    На асфальте, мелом тоже,

    Всем портреты. Так похожи!

    В офисе ОФИЦИАНТ

    Всем покажет свой талант:

    Вмиг бумаги разнесёт,

    К телефону позовёт.

    Вот в машину МАШИНИСТ

    Вновь закладывает лист.

    Тук – тук – тук! Помчались строчки

    От начала и до точки.

    Операция идёт:

    КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

    Кровь вливается больному …

    Он уже здоров – и дома.

    А ПЕЧНИК печёт печенье,

    Очень вкусное, с вареньем!

    Может булочку испечь.

    Ах, была бы только печь!

    Дорогие наши дети!

    Что здесь перепутал Петя?

    Он ошибок мно- о -го сделал!

    Почему же? В чём тут дело?

    Помогите поскорее

    Разобраться что к чему …

    Если Петя подоспеет,

    Объясните и ему!

    Какие вопросы поставим?

    Что такое профессия?

    Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

    О некоторых из них и пойдёт разговор.

    Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

    Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

    Взрослые спешат на работу.

    А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

    Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

    Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

    Твоё призвание

    Строитель нам построит дом.

    И мы в нём дружно заживём.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьёт портной.

    Даст книги нам библиотекарь,

    Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

    Учитель выучит всему –

    Научит грамоте, письму.

    Письмо доставит почтальон,

    А повар сварит нам бульон.

    Я думаю, ты подрастёшь

    И дело по душе найдёшь!

    Чему первым делом

    Научится кошка?

    - Хватать!

    Чему первым делом

    Научится птица?

    -Летать!

    Чему первым делом

    Котёнок вырастет кошкой,

    Такой же, как все на свете.

    А дети читают,

    А дети мечтают.

    И даже их мамы и папы не знают,

    Кем станут, как вырастут, дети.

    1. Профессия – моряк

    Встреча с родителями.

    Мальцев …

    Мой папа – капитан

    Папа знает всё на свете,

    Знает, где родится ветер,

    Как бушует океан,

    Ведь мой папа – капитан!

    Мы достанем карту мира,

    Станем вместе изучать.

    Вот - высокий пик Памира,

    Здесь морей синеет гладь.

    Это – южная Анапа,

    Это северный Ямал.

    Обо всём расскажет папа –

    Он ведь всюду побывал!

    Подрасту и тоже стану

    Я, как папа, капитаном!

    Профессия ГЕОЛОГ

    Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

    Чтоб алмазы отыскать,

    Золото и руды,

    Нам не нужно ожидать

    Никакого чуда.

    Путь к сокровищам таким –

    Будет труден, долог,

    Но всегда пробьётся к ним,

    И найдёт геолог.

    Он готовится зимой

    К летней экспедиции:

    Компас надо взять с собой,

    Чтоб не заблудиться.

    Карту, молоток, рюкзак.

    А ещё нельзя никак

    В походе без тетрадки.

    Чтоб породы описать

    И убрать сомненья,

    Где геологу искать

    Потом месторожденье.

    Это он добудет нам

    Камень драгоценный.

    Нефти вызовет фонтан

    Из пластов подземных.

    Скажет, где должна стоять

    Буровая вышка,

    Даже если возражать

    Станет бурый мишка.

    И в тайге, где кедр растёт,

    И в пустыне жаркой

    Нам геолог достаёт

    Из земли подарки.

    Кто – то спрятал их от нас,

    Тех подарков груду,

    Уголь каменный и газ –

    Голубое чудо.

    Нам без них не обойтись,

    Ни зимой, ни летом.

    На геолога учись,

    Открой Земли секреты!

    Встреча с лётчиком

    Поэтическая игра «Буриме»

    Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

    Дети сочиняют стихи

    светофор – шофёр

    взор – прокурор

    сыр - кассир

    помощник – сапожник

    пример – офицер

    самолёт - пилот

    океан – капитан

    ночи – рабочий

    принцесса стюардесса

    коварный – пожарный

    огурцы – продавцы

    талант - музыкант

    зритель – укротитель

    свист – тракторист

    лист - журналист

    крыжовник – садовник

    с зерном - агроном

    житель - строитель

    хор - дирижёр

    молодец - певец

    Взлетает в небо самолёт

    Им управляет ас – пилот.

    А на земле ждёт вертолёт,

    Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

    Есть, ребята, наука такая,

    Что расскажет нам о полётах:

    Авиация – вещь не простая-

    Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

    В небе самолёт летит

    И мотор его шумит.

    Мы отправились в полёт,

    Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

    Снится мне, что я пилот!

    Завожу свой самолёт!

    Поднимаюсь в небеса-

    Вижу горы и леса,

    Моря синего краса,

    Золотистые луга

    И зелёные поля –

    Там, внизу моя Земля!

    Высоко над нею мчится,

    То ли ветер, то ли птица.

    Быстрокрылый чудо – борт –

    Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

    Архитектор- строитель

    Герой Антарктиды

    Профориентационная работа в начальной школе.

    О профессиях с любовью

    В настоящее время большое внимание уделяется школе как одному из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект, как самоопределение человека. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

    Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не столь денежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

    Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

    Цель этого этапа – развитие познавательных способностей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестного отношения к труду.

    Задачи профессиональной деятельности в начальной школе:

    • познакомить с разнообразием мира профессий;
    • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
    • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
    • вызывать интерес к окружающему миру;
    • формировать реалистические представления о труде людей;
    • развивать интеллектуальные и творческие возможности;

    Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

    Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

    В этом учебном году знакомство с миром профессий я проводила в своём

    2 «А» классе. В нём 27 самых различных детей: мальчиков и девочек.

    Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

    Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

    Наш знакомый мальчик Петя

    Неплохой парнишка, но…

    Говорит, что все на свете

    Знает он давным – давно.

    Как – то собрались ребята

    Во дворе у нас гурьбой.

    САНИТАР, - спросила Ната,-

    Это кто ещё такой?

    А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

    СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

    - Погодите, - крикнул Вова,-

    Спросим Петю Иванова.

    Петя так сказал: - Друзья!

    Вам на всё отвечу я!

    Все профессии я знаю.

    Так! Вниманье! Объясняю!

    САНИТАР – на санках мчится,

    Ничего с ним не случится!

    Он ведь мастер в санном спорте,

    Тут со мною вы не спорьте!

    По горам, по перевалам

    Всё идёт ГОРНЯК усталый.

    Он к горам давно привык,

    Покорит он горный пик.

    Под морзянки бодрый свист

    Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

    Он в вязании на спицах

    Лучший наш специалист!

    Ищет клады КЛАДОВЩИК

    И находит в тот же миг!

    А потом он эти клады

    Бережно хранит на складе.

    Собирает БАНЩИК банки,

    А потом хранит в Сбербанке.

    Очень ими дорожит,

    Банк с ружьём он сторожит.

    МЕЛЬНИК стены белит мелом

    И рисует между делом –

    На асфальте, мелом тоже,

    Всем портреты. Так похожи!

    В офисе ОФИЦИАНТ

    Всем покажет свой талант:

    Вмиг бумаги разнесёт,

    К телефону позовёт.

    Вот в машину МАШИНИСТ

    Вновь закладывает лист.

    Тук – тук – тук! Помчались строчки

    От начала и до точки.

    Операция идёт:

    КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

    Кровь вливается больному …

    Он уже здоров – и дома.

    А ПЕЧНИК печёт печенье,

    Очень вкусное, с вареньем!

    Может булочку испечь.

    Ах, была бы только печь!

    Дорогие наши дети!

    Что здесь перепутал Петя?

    Он ошибок мно- о -го сделал!

    Почему же? В чём тут дело?

    Помогите поскорее

    Разобраться что к чему …

    Если Петя подоспеет,

    Объясните и ему!

    Тема первого занятия « ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»

    Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность? Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

    Что такое профессия?

    Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

    О некоторых из них и пойдёт разговор.

    Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

    Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

    Взрослые спешат на работу.

    А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

    Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

    Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

    Твоё призвание

    Строитель нам построит дом.

    И мы в нём дружно заживём.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьёт портной.

    Даст книги нам библиотекарь,

    Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

    Учитель выучит всему –

    Научит грамоте, письму.

    Письмо доставит почтальон,

    А повар сварит нам бульон.

    Я думаю, ты подрастёшь

    И дело по душе найдёшь!

    Чему первым делом

    Научится кошка?

    - Хватать!

    Чему первым делом

    Научится птица?

    -Летать!

    Чему первым делом

    Котёнок вырастет кошкой,

    Такой же, как все на свете.

    А дети читают,

    А дети мечтают.

    И даже их мамы и папы не знают,

    Кем станут, как вырастут, дети.

    Встречи с представителями разных профессий

    1. Профессия – моряк

    Встреча с родителями.

    Мальцев …

    Мой папа – капитан

    Папа знает всё на свете,

    Знает, где родится ветер,

    Как бушует океан,

    Ведь мой папа – капитан!

    Мы достанем карту мира,

    Станем вместе изучать.

    Вот - высокий пик Памира,

    Здесь морей синеет гладь.

    Это – южная Анапа,

    Это северный Ямал.

    Обо всём расскажет папа –

    Он ведь всюду побывал!

    Подрасту и тоже стану

    Я, как папа, капитаном!

    Профессия ГЕОЛОГ

    Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

    Чтоб алмазы отыскать,

    Золото и руды,

    Нам не нужно ожидать

    Никакого чуда.

    Путь к сокровищам таким –

    Будет труден, долог,

    Но всегда пробьётся к ним,

    И найдёт геолог.

    Он готовится зимой

    К летней экспедиции:

    Компас надо взять с собой,

    Чтоб не заблудиться.

    Карту, молоток, рюкзак.

    А ещё нельзя никак

    В походе без тетрадки.

    Чтоб породы описать

    И убрать сомненья,

    Где геологу искать

    Потом месторожденье.

    Это он добудет нам

    Камень драгоценный.

    Нефти вызовет фонтан

    Из пластов подземных.

    Скажет, где должна стоять

    Буровая вышка,

    Даже если возражать

    Станет бурый мишка.

    И в тайге, где кедр растёт,

    И в пустыне жаркой

    Нам геолог достаёт

    Из земли подарки.

    Кто – то спрятал их от нас,

    Тех подарков груду,

    Уголь каменный и газ –

    Голубое чудо.

    Нам без них не обойтись,

    Ни зимой, ни летом.

    На геолога учись,

    Открой Земли секреты!

    В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минерал – это природное сообщество, выращенное природой в своих подземных лабораториях. Он обладает определённой химической формулой и формируется чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия»

    Встреча с лётчиком

    Поэтическая игра «Буриме»

    Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

    Дети сочиняют стихи

    светофор – шофёр

    взор – прокурор

    сыр - кассир

    помощник – сапожник

    пример – офицер

    самолёт - пилот

    океан – капитан

    ночи – рабочий

    принцесса стюардесса

    коварный – пожарный

    огурцы – продавцы

    талант - музыкант

    зритель – укротитель

    свист – тракторист

    лист - журналист

    крыжовник – садовник

    с зерном - агроном

    житель - строитель

    хор - дирижёр

    молодец - певец

    Вот какие стихи написали ребята после встречи с лётчиком Александром Алексеевичем Кононовым

    Взлетает в небо самолёт

    Им управляет ас – пилот.

    А на земле ждёт вертолёт,

    Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

    Есть, ребята, наука такая,

    Что расскажет нам о полётах:

    Авиация – вещь не простая-

    Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

    В небе самолёт летит

    И мотор его шумит.

    Мы отправились в полёт,

    Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

    Снится мне, что я пилот!

    Завожу свой самолёт!

    Поднимаюсь в небеса-

    Вижу горы и леса,

    Моря синего краса,

    Золотистые луга

    И зелёные поля –

    Там, внизу моя Земля!

    Высоко над нею мчится,

    То ли ветер, то ли птица.

    Быстрокрылый чудо – борт –

    Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

    Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче, разнообразнее и содержательнее.

    МАСТЕР - КЛАСС (профессия кондитера)

    Архитектор- строитель

    Герой Антарктиды

    Профориентационная работа в начальной школе.

    О профессиях с любовью

    В настоящее время большое внимание уделяется школе как одному из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект, как самоопределение человека. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей».

    Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. Итак, профессий великое множество. Есть особенно привлекательные с точки зрения заработка – экономист, банкир, инженер- нефтяник, продюсер. Есть профессии «для души», не столь денежные, но дающие удовлетворение честолюбивым амбициям – актёр, телеведущий, менеджер. Но как быть, если ты совсем не Моцарт, чьи музыкальные способности проявились в три года, и не Карл Брюллов, поступивший в Академию художеств девяти лет отроду, не Эдисон, сделавший первые изобретения ещё мальчиком, и не отец кибернетики Норберт Винер, вступивший в науку с детских лет и поведавший об этом в книге «Я – вундеркинд»?

    Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

    Цель этого этапа – развитие познавательных способностей на основе разных впечатлений о мире профессий, формирование добросовестного отношения к труду.

    Задачи профессиональной деятельности в начальной школе:

    • познакомить с разнообразием мира профессий;
    • дать общие сведения о содержании труда разных профессий;
    • формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности;
    • вызывать интерес к окружающему миру;
    • формировать реалистические представления о труде людей;
    • развивать интеллектуальные и творческие возможности;

    Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренне готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

    Одной из форм занятий являются экскурсии на предприятия, где работают родители учащихся. Экскурсии дают не только представление о разных профессиях, но и помогают воспитывать уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

    В этом учебном году знакомство с миром профессий я проводила в своём

    2 «А» классе. В нём 27 самых различных детей: мальчиков и девочек.

    Выявить знания детей о профессиях помогла игра «Ищи ошибку»

    Прочитав стихотворение В.В. Агафоновой и О.Л. Соболевой «Путаница о профессиях», прошу детей найти ошибку и рассказать, каким делом занимаются люди этих профессий.

    Наш знакомый мальчик Петя

    Неплохой парнишка, но…

    Говорит, что все на свете

    Знает он давным – давно.

    Как – то собрались ребята

    Во дворе у нас гурьбой.

    САНИТАР, - спросила Ната,-

    Это кто ещё такой?

    А СВЯЗИСТ? – спросил Серёжа.

    СЛЕСАРЬ кто – не знаю тоже…

    - Погодите, - крикнул Вова,-

    Спросим Петю Иванова.

    Петя так сказал: - Друзья!

    Вам на всё отвечу я!

    Все профессии я знаю.

    Так! Вниманье! Объясняю!

    САНИТАР – на санках мчится,

    Ничего с ним не случится!

    Он ведь мастер в санном спорте,

    Тут со мною вы не спорьте!

    По горам, по перевалам

    Всё идёт ГОРНЯК усталый.

    Он к горам давно привык,

    Покорит он горный пик.

    Под морзянки бодрый свист

    Свитер свяжет вам СВЯЗИСТ,

    Он в вязании на спицах

    Лучший наш специалист!

    Ищет клады КЛАДОВЩИК

    И находит в тот же миг!

    А потом он эти клады

    Бережно хранит на складе.

    Собирает БАНЩИК банки,

    А потом хранит в Сбербанке.

    Очень ими дорожит,

    Банк с ружьём он сторожит.

    МЕЛЬНИК стены белит мелом

    И рисует между делом –

    На асфальте, мелом тоже,

    Всем портреты. Так похожи!

    В офисе ОФИЦИАНТ

    Всем покажет свой талант:

    Вмиг бумаги разнесёт,

    К телефону позовёт.

    Вот в машину МАШИНИСТ

    Вновь закладывает лист.

    Тук – тук – тук! Помчались строчки

    От начала и до точки.

    Операция идёт:

    КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдаёт.

    Кровь вливается больному …

    Он уже здоров – и дома.

    А ПЕЧНИК печёт печенье,

    Очень вкусное, с вареньем!

    Может булочку испечь.

    Ах, была бы только печь!

    Дорогие наши дети!

    Что здесь перепутал Петя?

    Он ошибок мно- о -го сделал!

    Почему же? В чём тут дело?

    Помогите поскорее

    Разобраться что к чему …

    Если Петя подоспеет,

    Объясните и ему!

    Тема первого занятия « ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»

    Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность? Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)

    Что такое профессия?

    Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий много! Откуда мы узнаём о них? (Из рассказов родителей, учителей, друзей, из книг).

    О некоторых из них и пойдёт разговор.

    Иногда человек долго и мучительно ищет своё призвание, меняя профессию за профессией, и всё – таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

    Ежедневно миллионы людей спозаранку выходят из дома и куда – то спешат. Куда направляются они так рано?

    Взрослые спешат на работу.

    А что нужно, чтобы каждый день с радостью и удовольствием ходить на работу?

    Для этого нужно, прежде всего, найти себе дело по душе, выбрать такую профессию, чтобы она приносила радость и удовольствие

    Выбрать себе профессию по душе – дело непростое, но у вас ещё есть время подумать и помечтать о том, кем вы будете, когда вырастете.

    Твоё призвание

    Строитель нам построит дом.

    И мы в нём дружно заживём.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьёт портной.

    Даст книги нам библиотекарь,

    Хлеб испечёт в пекарне пекарь,

    Учитель выучит всему –

    Научит грамоте, письму.

    Письмо доставит почтальон,

    А повар сварит нам бульон.

    Я думаю, ты подрастёшь

    И дело по душе найдёшь!

    Чему первым делом

    Научится кошка?

    - Хватать!

    Чему первым делом

    Научится птица?

    -Летать!

    Чему первым делом

    Котёнок вырастет кошкой,

    Такой же, как все на свете.

    А дети читают,

    А дети мечтают.

    И даже их мамы и папы не знают,

    Кем станут, как вырастут, дети.

    Встречи с представителями разных профессий

    1. Профессия – моряк

    Встреча с родителями.

    Мальцев …

    Мой папа – капитан

    Папа знает всё на свете,

    Знает, где родится ветер,

    Как бушует океан,

    Ведь мой папа – капитан!

    Мы достанем карту мира,

    Станем вместе изучать.

    Вот - высокий пик Памира,

    Здесь морей синеет гладь.

    Это – южная Анапа,

    Это северный Ямал.

    Обо всём расскажет папа –

    Он ведь всюду побывал!

    Подрасту и тоже стану

    Я, как папа, капитаном!

    Профессия ГЕОЛОГ

    Встреча с буровиком – геологом Алексеем Николаевичем Холодком.

    Чтоб алмазы отыскать,

    Золото и руды,

    Нам не нужно ожидать

    Никакого чуда.

    Путь к сокровищам таким –

    Будет труден, долог,

    Но всегда пробьётся к ним,

    И найдёт геолог.

    Он готовится зимой

    К летней экспедиции:

    Компас надо взять с собой,

    Чтоб не заблудиться.

    Карту, молоток, рюкзак.

    А ещё нельзя никак

    В походе без тетрадки.

    Чтоб породы описать

    И убрать сомненья,

    Где геологу искать

    Потом месторожденье.

    Это он добудет нам

    Камень драгоценный.

    Нефти вызовет фонтан

    Из пластов подземных.

    Скажет, где должна стоять

    Буровая вышка,

    Даже если возражать

    Станет бурый мишка.

    И в тайге, где кедр растёт,

    И в пустыне жаркой

    Нам геолог достаёт

    Из земли подарки.

    Кто – то спрятал их от нас,

    Тех подарков груду,

    Уголь каменный и газ –

    Голубое чудо.

    Нам без них не обойтись,

    Ни зимой, ни летом.

    На геолога учись,

    Открой Земли секреты!

    В своём рассказе Алексей Николаевич особое внимание остановил на минералах. Он рассказал о том, что минерал – это природное сообщество, выращенное природой в своих подземных лабораториях. Он обладает определённой химической формулой и формируется чаще всего в виде отдельных кристаллов или их агрегатов (сростков). А горные породы состоят из множества «перемешанных» минералов и, значит, обладают очень сложным химическим составом. Познакомил с «Детской энциклопедией», книгой академика А.Е. Ферсмана «Занимательная минералогия»

    Встреча с лётчиком

    Поэтическая игра «Буриме»

    Ведущий раздаёт карточки, на которых записаны рифмы.

    Дети сочиняют стихи

    светофор – шофёр

    взор – прокурор

    сыр - кассир

    помощник – сапожник

    пример – офицер

    самолёт - пилот

    океан – капитан

    ночи – рабочий

    принцесса стюардесса

    коварный – пожарный

    огурцы – продавцы

    талант - музыкант

    зритель – укротитель

    свист – тракторист

    лист - журналист

    крыжовник – садовник

    с зерном - агроном

    житель - строитель

    хор - дирижёр

    молодец - певец

    Вот какие стихи написали ребята после встречи с лётчиком Александром Алексеевичем Кононовым

    Взлетает в небо самолёт

    Им управляет ас – пилот.

    А на земле ждёт вертолёт,

    Когда его возьмут в полёт. (Маша Ломанова)

    Есть, ребята, наука такая,

    Что расскажет нам о полётах:

    Авиация – вещь не простая-

    Самолёты, небо, пилоты. (Захаров Илья)

    В небе самолёт летит

    И мотор его шумит.

    Мы отправились в полёт,

    Чтобы встретить Новый год! (Маша Вещикова)

    Снится мне, что я пилот!

    Завожу свой самолёт!

    Поднимаюсь в небеса-

    Вижу горы и леса,

    Моря синего краса,

    Золотистые луга

    И зелёные поля –

    Там, внизу моя Земля!

    Высоко над нею мчится,

    То ли ветер, то ли птица.

    Быстрокрылый чудо – борт –

    Мой любимый самолёт. (Моручков Юрий)

    Мир вокруг нас очень интересен, и если ребята, помимо своей будущей профессии найдут какое – то хобби, увлечение, то их жизнь станет ярче, разнообразнее и содержательнее.

    МАСТЕР - КЛАСС (профессия кондитера)

    Архитектор- строитель

    Герой Антарктиды

    Предлагаем материалы, которые помогут познакомить детей с различными профессиями. Ребенок сможет познакомиться с особенностями профессий и узнать, когда люди определенных специальностей отмечают свои профессиональные праздники.

    «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»

    Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, все не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастешь? Царем? Королем? - Хотелось бы, наверное, но - увы!.. А что если сапожником стать? Или портным?

    Как много приходится трудиться разным людям, чтобы каждому был стол и дом, книги и одежда и еще много разных полезных вещей. Некоторые полезные вещи люди просто добывают в природе. Но природными вещами в наши дни люди пользуются не очень часто. Почти все полезные вещи в наши дни они делают сами из разных материалов. Чтобы полезную вещь сделать, нужно и материал подходящий подобрать и инструмент. А еще нужно умение и время. В общем, самое время поговорить о профессиях.

    Давным-давно люди жили только в теплых странах. От непогоды и врагов они укрывались в пещерах. Одевались эти древние люди в пальмовые листья или шкуры животных, добывали пищу в лесу или в воде. Готовили пищу на костре. В те давние-давние времена люди еще не умели мастерить из природных материалов полезные вещи, инструменты и машины. Не было тогда ни мастеров, ни мастерских. Не было в те стародавние времена никаких профессий.

    В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить. Но мы этого и не будем делать. Мы расскажем только о самых важных и нужных.

    История профессий

    На Руси 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.

    Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик - понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и ямчужный мастер? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминают в старинных письмах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.

    В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали имена улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города называли по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!

    Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И новые все время появляются. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!)

    Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться. В каждом таком деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача - другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки получает.

    В каждой профессии есть свои инструменты (как у столяра - рубанок, а у музыканта - смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику - самолет, капитану - корабль, ученому - компьютер.

    Как выбрать себе профессию?

    Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.

    Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома, садовода, овощевода, ветеринара, чабана, доярки, фермера, рыбовода, лесовода, охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал потом такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома или в саду и на грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.

    Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем, нянечкой, тренером, воспитателем, официантом, продавцом, кассиром, следователем, судьей, библиотекарем. В наши дни появилась новая профессия - менеджер.

    А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника - дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм - чудесные помощники. В неумелых руках - это страшное зло. В технике много разных профессий.

    Одно дело - обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металлы обрабатывают токари, сверловщики, фрезеровщики. Столяры и плотники обрабатывают дерево. Выделывают кожу - кожевенники. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка. Ткачи делают из этих ниток ткани... И все эти профессии связаны с техникой!

    А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки из цветных колечек. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Взрослые монтажники собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм - часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.

    А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы, трактористы, вагоновожатые, летчики, капитаны перевозят людей с места на место по дорогам, по воздуху и по воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда.

    А если, какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.

    А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?

    Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.

    Но оставим пока технику... Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей. А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая - сидеть за столом? Может быть, это - писатель, а может быть - бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь!

    Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины - компьютеры. Их даже называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.

    Профессий очень много - тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!

    Перед Вами плакат «Профессии в картинках для детей». С помощью него Вы сможете в простой и непринужденной форме рассказать о профессиях детям.

    На плакате собраны такие профессии для детей, как: хирург, полицейский, официант, мясник, садовник, водопроводчик, парикмахер, политик, певец, портной, зубной врач, уборщик, ученый, пожарник, кассир, медицинская сестра, космонавт, оптик, фермер, врач, курьер, строитель, скульптор, повар, архитектор, детектив, водитель общественного транспорта, секретарь, оператор, учитель, ветеринар, механик, бизнесмен, мусорщик, художник, водитель, стилист, электрик, юрист, менеджер по продажам, плотник, горничная, бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист. Здесь вы сможете узнать многое о профессиях летчика, пожарного, врача, которые считаются одними из самых опасных. В этом вам помогут картинки, стихи, загадки, рассказы, фото, видео презентация, песни и мультфильм.

    Как работать с карточками?

    Картинки и фото «Детям о профессиях» Вы можете распечатать и повесить дома на уровне глаз ребенка, иногда подходите к нему и рассказывайте о профессиях детям. Такой плакат с иллюстрациями и фото будет лучшим вариантом знакомства детей с профессиями.

    Как еще с помощью этого плаката можно рассказать о профессиях детям?

    Распечатайте сразу два плаката, один из них разрежьте на карточки и соотносите с ребенком нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Можно также взять лупу и искать какую-то конкретную профессию с детьми, например, врача, пожарного или летчика. Когда Вы ее найдете, поговорите немножко об этой профессии с детьми. Когда Ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в профессиях - разнообразьте занятия - спрашивайте его, чем занимается тот или иной человек данной профессии? Таким образом, получится хорошая беседа о профессиях с детьми.

    Скачать бесплатно плакат с картинками и фото «О профессиях детям» можно здесь. Нажмите на картинку: Игры с плакатом «О профессиях детям» расширят кругозор ребенка, разовьют его внимательность, память, мелкую моторику пальцев рук.

    Попробуйте и Вы поиграть со своими детьми. Кроме того, здесь Вы можете бесплатно скачать карточки с профессиями для детей - профессии в картинках и фото (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).

    Песни, стихи, загадки и рассказы

    Изучить с ребенком профессии помогут песни, стихи, загадки, рассказы для детей. В каждом из них отражены самые ответственные и нужные профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). Кем бы ребенок ни хотел стать, он должен осознать, в чем сложности или преимущества разных видео деятельности. Песни, стихи, рассказы и загадки помогут ему это сделать без труда.

    Сборник стихов о профессиях

    Кроме того, рассказы, загадки, песни и стихи на тему «Профессии» можно использовать на тематическом вечере, посвященном различным призваниям. Короткие загадки, рассказы, стихи и песни могут пригодиться даже в детском саду, если проходит соответствующее занятие. Скачать песни, загадки, рассказы и стихи для детей о профессиях можно на сайте.

    Видео материалы

    По методике Домана

    от Клуба увлеченных мам

    Отдельные профессии

    Бухгалтер

    Полицейский

    Пожарный

    Строитель

    Архитектор

    Мультфильм, видео презентация – тоже прекрасные помощники взрослого в работе с детьми. В них представлено описание многих видов деятельности (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.).

    Видео презентация, тематические ролики, мультфильм представляют любую профессию, которая может быть интересна малышу. Если мультфильм преподносит изображения в рисованном виде, то видео презентация дает возможность ребенку представить, как выглядит представитель той или иной профессии (бухгалтер, инженер, милиционер, стоматолог, продавец, пограничник, библиотекарь, сварщик, танкист, водитель, полицейский, архитектор, парикмахер, юрист, ветеринар, пожарный, повар, учитель и др.). В этом отношении видео презентация превосходит мультфильм. Ее можно применять на уроках и тематических занятиях. В то же время смотреть мультфильм с детьми бывает намного интереснее, преподнося попутно свой рассказ.

    Презентация или мультфильм могут содержать небольшой рассказ или стихотворение о профессии, например, врача или пожарного, фото представителей какого-то рода деятельности. Составить рассказ по ним воспитатель или родитель вполне сможет сам. Старших детей можно попросить самостоятельно сочинить рассказ о деятельности пожарного, врача, летчика и т.д. Спросите детей, почему работа учителя и врача считается самой сложной и ответственной. Кстати, именно во врача ребята часто играют в детстве. Чем же привлекает их эта работа? Наверное, возможностью помочь другим?

    Любая профессия нужна и важна: дети должны это знать. Прививать уважение к чужому труду необходимо уже с самого раннего возраста.

    Чтобы подростку, когда он вырастет, было легче решить, кем он будет работать, важно еще в детстве поведать ему про разнообразный мир ремесел.

    Детям о профессиях начинают подробно рассказывать только в старших классах школы, чтобы они решили, куда поступать учиться дальше. Получается, что школьные годы, время, когда формируется основной запас навыков и знаний проходит бесцельно.

    Родители могут показать карточки профессии малышу еще в два года. Их можно купить в магазине или скачать в интернете и распечатать. Такое воспитание расширит детский кругозор и улучшит социальную адаптацию.

    Определение своего призвания даст возможность подойти к выбору специальности в будущем осознанно. Это очень важно для полноценного существования человека, так как работа занимает большую часть сознательной жизни.

    Как рассказать о профессиях

    Чтобы узнать вместе с детьми мир разных ремесел есть много способов: раскраски, мультфильмы, книги, беседы на интересующую малыша тему.

    Важно помнить, что нельзя, описывая какую-то специальность высказывать к ней негативное отношение. Ваша задача сделать свои рассказы интересными, понятными, информативными. Позвольте детям дошкольного возраста самостоятельно сделать выводы о преимуществах и недостатках разных призваний.

    Рассказ о работе мамы, папы или бабушки будет интересен малышу. Гуляя на улице можно увидеть представителей различных профессий: строителей, дворника, водителя, продавца и т. д. Рассказ об особенностях работы этих людей можно сопроводить наглядным примером.

    Предметом детского любопытства может стать также какой-то предмет, изготовленный мастером: красивая резная табуретка, кованый подсвечник или стеклянная ваза. Такое начало рассказа, обусловленное детским вопросом, гарантирует, что вы внимательно будете выслушаны.

    Не злоупотребляйте временем и доносите самую интересную информацию. Родителям, чтобы оправдать такое любопытство, неплохо самим подробнее узнать что-то новое и интересное о разных специальностях. Для детей информацией может служить не только рассказ родителей, но и другие источники.

    • Мультфильмы. Малышам старшего дошкольного возраста будет интересно посмотреть мультфильмы. Можно скачать в интернете детские мультфильмы, содержащие описание профессий.

    В них добрые сказочные герои познакомят дошкольников со специальностями людей в игровой форме. Хорошие мультфильмы со стихами делали еще в советское время.

    • Раскраски. Использовать раскраски можно с четырех лет. Вместе с малышом раскрашивая картинки раскраски, рассказывать ему о той работе, которая изображена. Бывают раскраски со стихами.

    • Картинки. Детям дошкольного возраста можно рассказать о ремеслах, используя тематические картинки. На картинках могут быть изображения людей различных специальностей. Могут картинки изображать рабочее место и орудия труда представителей разных профессий.

    • Игры. Для детей дошкольного возраста игры являются основным средством ознакомления с окружающей действительностью. Примерно с трех лет детям интересно играть, примеряя на себя различные роли.

    Это можно использовать, дополняя рассказы о профессиях элементами игры. С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в настольные игры: лото, картинки, привязанные к алфавиту, рисунки пазлы и т. д.

    • Книги. Есть много замечательных книг для малышей о разных специальностях. Это могут быть детские сказки или стихи. Многие из них можно бесплатно скачать в интернете.

    Как рассказать о профессиях в детском саду

    Занятия можно начинать с малышами двух лет. Для этого используют рассказ в картинках. Детям сообщают самые простые и доступные знания. Например:

    • доктор в белом халате работает в больнице, он лечит людей;
    • учитель работает в школе, он учит школьников;
    • парикмахер в парикмахерской стрижет людей;
    • моряк плавает на корабле;
    • водитель водит машины;
    • пилот управляет самолетами;
    • милиционер защищает от преступников;
    • дворник с метлой подметает двор;
    • продавец торгует в магазине и т. д.

    Воспитатель говорит обо всех профессиях, как нужных, важных и уважаемых. Подробнее о том, что представляет собой работа разных людей, дети узнают, играя в игры, просматривая мультфильмы, раскрашивая раскраски на уроках в старшем возрасте.

    Интересно провести занятия с детьми в старших группах дошкольного воспитания помогут карточки профессий. Используя их можно разыгрывать небольшие представления.

    Каждый ребенок, не глядя, тянет карточку, содержащую описание какой-то специальности. Он должен изобразить перед другими детьми, что делает тот человек, который нарисован на его картинке. Тот, чью импровизацию дети разгадают быстрее всего, окажется победителем.

    Урок с детьми старшей группы дошкольного возраста можно провести как интересную выставку профессий. Для подготовки этого мероприятия понадобится помощь родителей.

    Они должны сделать фотографии на своем рабочем месте и составить несколько предложений с описанием работы, которую они выполняют. На уроке в детском саду дети смогут рассказать всем о том, кем работают их мамы и папы.