Биографии, истории, факты, фотографии. Эрих фромм

Эрих Зелигманн Фромм – немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ, один из крупнейших представителей неофрейдизма - родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 г. Его родители были ортодоксальными иудеями, и Эрих получил прекрасное для своей среды образование. В родном городе он учился в гимназии, где обучение общеобразовательным предметам сочеталось с преподаванием иудейских религиозных традиций и теоретических основ вероисповедания. После окончания гимназии Фромм вошел в число тех, кто организовал «Общество еврейского народного образования».

С 1919 г. по 1922 г. являлся студентом Гейдельбергского университета, где основным объектом изучения являлись психология, социология и философия. По окончании учебного заведения Эрих Фромм получил степень доктора философии. Увлекшись идеями Зигмунда Фрейда, порвал с прежними ценностями и приоритетами, проявил огромный интерес к изучению психоанализа, который начал объединять с практической медициной. Завершив требуемую в обязательном порядке психоаналитическую подготовку, в 1925 г. организовал частную практику. Она стала неиссякаемым источником для наблюдения за людьми, изучения социальной и биологической составляющей в психике человека.

С 1930 г. Э. Фромм преподавал психоанализ в университете Франкфурта, на протяжении 1930-1933 гг. занимал должность консультанта по психоанализу и директора отдела социально-психологических исследований в Институте социальных исследований Хоркхаймера. Позднее Фромм совершенствовал познания в психоанализе в Берлинском психоаналитическом институте, и завязанные здесь знакомства помогли ему в дальнейшем попасть в Чикаго. Уже в 1932 г., осенью, его пригласили читать курс лекций в университете этого американского города. Когда в 1933 г. в Германии пришли к власти нацисты, Фромм эмигрировал в Швейцарию (Женеву), в следующем году - в Нью-Йорк.

В 1940 г. Фромм получил американское гражданство и работал преподавателем в Беннингтон-колледже, являлся членом нью-йоркского Американского института психоанализа. В 1943 г. содействовал в открытии нью-йоркского отделения Вашингтонской школы психиатрии, которая затем была реорганизована в Институт психиатрии, психоанализа и психологии У. Уайта. На протяжении 1946-1950 гг. Фромм возглавлял этот институт. В 1948-1949 гг. являлся почетным профессором Йельского университета; кроме того, был профессором университетов в Мичигане и в Нью-Йорке.

Период биографии с 1951 г. по 1974 г. был связан с проживанием в Мексике, работой в качестве профессора психологии в Национальном автономном университете (до 1965 г.). В 1960 г. психолог становится членом социалистической партии США и даже пишет для нее программу, которая так и не была принята за основу. Научные изыскания и преподавательскую деятельность Фромм сочетал с участием в политической жизни. В 1962 г. он был одним из наблюдателей, присутствующих на проходившей в Москве конференции по разоружению.

Перенеся инфаркт в 1969 г., Фромм, к тому же страдавший туберкулезом, начал проводить лето в Швейцарии. В 1974 г. он окончательно перебрался в эту страну, местом его жительства стало Муральто либо Локарно. В 1977 г. и в 1978 г. он перенес, соответственно, второй и третий инфаркты, а в 1980 г., 17 марта, скончался.

Биография из Википедии

Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне - 18 марта 1980, Локарно) - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из города Познани, входившей в те времена в состав Пруссии (до 1920 года), и являвшейся административным центром одноимённой провинции. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929-1932).

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал её Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года - в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

Социально-философские идеи Фромма

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти человека, и тревоги его - продукт культуры».

… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними - все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.

В своей книге «Бегство от свободы » (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма - периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия) ».

Для Фромма неврозы - это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

… неврозы - это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов.

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мёртвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны длиной ~ 440-485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает.

Эдипов комплекс

Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса. С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне» и «Антигона». В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества».

Семья

  • Первая жена - Фрида Райхман, приходилась двоюродной сестрой Эстер Маркс, жене друга Фромма - писателя Ш.-Й. Агнона

Список работ

  • Фромм Э. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. - Диссертация по социологии. - 1922. - 202 с.
  • Фромм Э. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал. - Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. - Nr. 1. - S. 28-54.
  • Фромм Э. Психоаналитическая характерология и её значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал. - Франкфурт-на-Майне: Institut für Sozialforschung, 1932. - Nr. 1. - S. 253-277.
  • Фромм Э. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под ред. М. Хоркхаймера. - Париж, 1936. - С. 77-135.
  • Фромм Э. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под ред. М. Хоркхаймера. - Париж, 1936. - С. 229-469.
  • Фромм Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья. Рецензия на книгу «Дианетика» Л. Рона Хаббарда (1950). Пер. с англи. и посл. А. М. Руткевича // Человек: журнал. - 1996. - № 2. - С. 54-59.
  • Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. - М.: АСТ, 2011. - 288 с. - (Philosophy). - 2000 экз. ,
  • Фромм Э. Бегство от свободы Пер. с англ. и примечания А. И. Фета. - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. - 231 стр.
  • Фромм Э. Революционный характер В книге «Бегство от свободы», стр. 217-231. Перевод с английского А. И. Фета. - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016.
  • Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С. Я. Левит. - М.: АСТ, 1998. - 568 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз.
  • Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics (1947) / Перевод Э. М. Спировой. - М.: АСТ, 2010. - 352 с. - (Психология). - 3000 экз. ,
  • Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion (1949) / Пер. А. Дванова. - М.: АСТ, 2010. - 160 с. - (Философия. Психология). - 3000 экз. ,
  • Фромм Э. Мужчина и женщина = Man-Woman (1949) / Сост. С. Я. Левит. - М.: АСТ, 1998. - 512 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз.
  • Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (1951). - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 320 с. - (Философия). - 2000 экз. ,
  • Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society (1955) / Пер. Т. В. Банкетовой. - М.: АСТ, Хранитель, 2006. - 544 с. - (Философия. Психология). - 5000 экз. ,
  • Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love (1956) / Пер. Л. А. Чернышёвой. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с. - (Philosophy). - 50 000 экз. X.
  • Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud"s Mission. An Analysis of His Personality and Influence (1959) / Пер. А. М. Руткевича. - М.: Весь мир, 1990. - 144 с. - (Библиотека психоанализа). - 5000 экз.
  • Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism (1960) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. - М.: АСТ, 2010. - С. 215-313. - 320 с. - (Психология). - 3000 экз. ,
  • Фромм Э. Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy (1961) // Ради любви к жизни. - М.: АСТ, 2000. - С. 189-399. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии). - 5000 экз.
  • Фромм Э. Марксова концепция человека = Marx’s Concept of Man (1961) // Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 375-414. - 430 с. - (Мыслители XX века). - 75 000 экз.
  • Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом = Beyond the Chains of Illusion: My Encounter with Marx and Freud (1962) // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ. - М.: АСТ, 2010. - С. 5-214. - 320 с. - (Психология). - 3000 экз. ,
  • Фромм Э. Догмат о Христе = The Dogma of Christ and Other Essays on Religion, Psychology and Culture (1963). - М.: АСТ, Олимп, 1998. - 416 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. ,
  • Фромм Э. Душа человека, её способность к добру и злу = The Heart of Man, its genius for good and evil (1964) / Пер. В. А. Закса. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с. - (Philosophy). - 2000 экз. ,
  • Фромм Э. Социалистический гуманизм = Socialist Humanism. - 1965. - 428 с.
  • Фромм Э. Вы будете как боги: радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиции = You Shall Be as Gods: a radical interpretation of the Old Testament and its tradition. - 1966. - 252 с.
  • Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии = The Revolution of Hope, toward a humanized technology (1968) / Пер. Т. В. Панфиловой. - М.: АСТ, 2006. - 288 с. - (Классическая и современная проза). - 5000 экз. ,
  • Фромм Э. Природа человека = The Nature of Man. - 1968.
  • Фромм Э. Кризис психоанализа = The Crisis of Psychoanalysis (1970) / Перевод П. С. Гуревич. - М.: АСТ, Полиграфиздат, 2010. - 256 с. - (Психология). - 3000 экз. ,
  • Фромм Э., Маккоби М.. Социальный характер мексиканской деревни = Social Character in a Mexican Village: A Sociopsychoanalytic Study. - 1970.
  • Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности = Anatomie der menschlichen Destruktivität (1973) / Пер. с англ. Э. М. Телятникова; Вступ. ст. П. С. Гуревич. - М.: АСТ, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с. - (Золотой фонд мировой классики. Философия. Психология. История). - 3000 экз. ,X,
  • Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / Пер. Э. М. Телятниковой. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 320 с. - (Philosophy). - 2000 экз. ,
  • Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда = Greatness and Limitation of Freud’s Thought (1979). - М.: АСТ, 2000. - 448 с. - (Классики зарубежной психологии). - 5000 экз.
  • Фромм Э. О повиновении и другие эссе = On Disobedience and other essays. - 1981.
  • Фромм Э. Ради любви к жизни = For the Love of Life. - 1986.
  • Фромм Э. Искусство быть = The Art of Being. - 1993.
  • Фромм Э. Искусство слушать = The Art of Listening. - 1994.
  • Фромм Э. О Бытии человека = On Being Human. - 1997.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года в городе Франкфурте-на-Майне в семье ортодоксальных иудеев. Его предки были раввинами. Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. «Мое мироощущение нельзя назвать современным, - говорит Фромм в одном радиоинтервью, - …я изучал Талмуд, Библию и слышал много историй о своих предках, которые жили в добуржуазную эпоху». Интересные подробности он рассказывает про своего деда, владевшего маленькой лавочкой в Баварии: «Всю свою жизнь дед сидел целый день в лавке и штудировал Талмуд; если приходил покупатель, он сердито поднимал голову и спрашивал: „Что, разве нет другого магазина?“ Вот в таком мире я рос».

Таким образом, скепсис по отношению к капиталистическим ценностям Э. Фромм впитывал с самого детства. Но при этом ему также удалось преодолеть традиционно-патриархальную составляющую субкультурной среды, выходцем из которой он был. По прошествии многих лет Фромм напишет: "Расцвет культуры средневековья связан с тем, что людей вдохновлял образ Града Божьего. «Расцвет современного общества связан с тем, что людей вдохновлял образ Земного Града Прогресса. Однако в наш век этот образ превратился в образ Вавилонской башни, которая уже начинает рушиться и под руинами которой в конце концов погибнут все и вся. И если Град Божий и Град Земной - это тезис и антитезис, то единственной альтернативой хаосу является новый синтез: синтез духовных устремлений позднего средневековья с достижениями постренессансной рациональной мысли и науки». Это представление о социальной реконструкции также характеризует сами духовные искания Фромма, - отвергая капиталистические ценности, он не встал на традиционные консервативные позиции, но и не пошел путем отрицания большинства духовных ценностей человечества. Его путь - это путь синтеза.

Первую мировую войну Фромм встретил в возрасте 14 лет. «Как это возможно? - задает он себе вопрос несколько лет спустя. - Чтобы миллионы людей убивали друг друга ради явно иррациональных целей или из политических соображений, от которых каждый отдельный человек настолько далёк, что никогда не стал бы жертвовать собой… То есть как возможна война с политической и психологической точек зрения? Какие силы движут человеком?». Эти размышления привели молодого человека к изучению психологии, социологии и философии. И много позже - в середине 70-х гг. - уже известный Э. Фромм формулирует аналогичный вопрос в связи с ядерной и экологической угрозой: «Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов - инстинкт самосохранения, - казалось бы, перестал побуждать нас к действию?».

Фромм учился во Франкфуртском, а затем в Гейдельбергском университете, где преподавали Макс Вебер и Карл Ясперс. Получив в 22 года степень доктора философии (его научным руководителем был Альфред Вебер), он продолжает свое образование и оказывается в берлинском Институте психоанализа. Добросовестно изучив теорию ортодоксального фрейдизма и применяя ее в клинической практике, Фромм вскоре начинает сомневаться. Эти сомнения постепенно привели к ревизии фрейдизма и к созданию своей концепции. Но это - несколько позже.

С 1930 года Фромм сотрудничает во Франкфуртском институте социальных исследований, где сложилась знаменитая Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие). Здесь Фромм проводит ряд социологических исследований среди немецких рабочих и служащих - и в 1932 году приходит к выводу, что серьезного сопротивления идущим к власти нацистам со стороны рабочих оказано не будет. Эти исследования состояли в анкетировании, помогающем изучать неосознанные мотивы поведения людей: «Если на вопрос: „Кто из исторических личностей вам нравится больше всего?“ - человек отвечал: „Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Маркс, Ленин“, мы интерпретировали этот ответ как указание на „авторитарность“, поскольку такой набор говорил о том, что человек восхищается диктаторами и полководцами. Если ответ был: „Сократ, Пастер, Кант, Маркс, Ленин“, мы классифицировали его как демократический, потому что человек ставил выше других людей, заботящихся о благе человечества, а не людей власти». Всего анкета содержала 270 вопросов.

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Франкфуртский институт перебирается в США. В Нью-Йорке им проводятся исследования по программе «Авторитет и семья», по результатам которых в 1941 году выходит первая книга Фромма «Бегство от свободы». Появившаяся в 1950 году книга Т. Адорно «Авторитарная личность», также основана на материалах этих исследований.

В конце 30-х - в 40-е гг. Фромм, все больше расходясь во взглядах с Г. Маркузе и Т. Адорно, отходит от Франкфуртской школы. Он занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью, практикой психоанализа. Клиническая практика приводит его к выводу, что большинство неврозов в современном обществе не сводятся исключительно к биологическим инстинктам, о которых говорил Фрейд, а имеют социальные корни. Этот вывод способствовал окончательному отходу Фромма от ортодоксального фрейдизма.

С 1949 по 1969 гг. Фромм живет в Мексике. Будучи в Мексике Фромм посвящает себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего. Издает книгу «Здоровое общество», в которой выступает с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступает в Социалистическую партию США. Пишет Программу партии. Впрочем, из-за партийных споров Программа была отвергнута. Но он продолжает заниматься политической деятельностью, выступает с лекциями, пишет книги, участвует в митингах, а в 1962 году посещает Москву в качестве наблюдателя на конференции по разоружению.

1968 году случился первый инфаркт. После длительной реабилитации, в 1969 году, он переезжает в Швейцарию, в которой будет жить до своей смерти.

В самом солидном возрасте, вовсе не ощущая себя старым, Эрих Фромм сохраняет ясность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни. Но физическое здоровье не позволяет ощущать себя вполне молодым: вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.

В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.

В романе Ивана Антоновича Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.

Социально-философские идеи Фромма

Двойственность свободы

Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. Перечень идейных источников, на которых основывается эта концепция, весьма интересен. В него входят теории З. Фрейда, К. Маркса и И.-Я. Бахофена, а также израильские пророки и Будда. Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение - как религиозное, так и светское - содержит авторитарную и гуманистическую составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Фромм считает, что реальная граница проходит не между разными учениями, а между этими двумя тенденциями во всех учениях. Он иллюстрировал эту мысль, зачитывая разным людям отрывки из «Экономическо-философских рукописей 1844 года» К.Маркса и выслушивая версии собеседников об авторстве этих отрывков. Назывались как Фома Аквинский, так и современные теологи, а популяризатор дзен-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки говорил, что это дзен.[источник?]

Название «радикальный гуманизм» говорит само за себя, - этот подход отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие) цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума. Карл Маркс аналогичным образом вторгся в область социального инферно, стремясь к его преодолению путем переустройства общества на основах разума и свободы. Пророки боролись против любых форм идолопоклонства, считая человека выше идолов. Иоганн Якоб Бахофен, реконструировавший эгалитарную и миролюбивую стадию в развитии общества, нанес удар по иллюзии естественности преобладания таких патриархальных ценностей, как агрессивность, эксплуатация, конкуренция и социальная иерархия. Преодоление любых иллюзий, держащих нас в плену, проповедовал Будда - радикальнейший сторонник человеческой независимости.

Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода от. Но у свободы есть также позитивный аспект - свобода для. Одна только голая свобода от невыносима для человека, - утверждает Фромм в книге «Бегство от свободы». Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости.

Исследуя тоталитарные режимы (главным образом - на примере нацистской Германии), Фромм видит в них механизм бегства от свободы в виде подчинения человеком своей воли внешнему авторитету - партии, державе, «закону и порядку» как самоценности. Это в равной мере относится и к массам, и к вождям, - Гитлер считал себя орудием Судьбы, Нации и Природы; Сталин руководствовался интересами Государства (a la Макиавелли). Характерологический тип, господствующий в этих обществах (социальный характер) Фромм называет авторитарным («садо-мазохистским»).

В демократических режимах XX века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее «продаться» на «рынке личностей» - при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т. п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в других работах - рыночным).

Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом.

«Иметь или быть?»

Вкусив от Древа Познания, люди вырвали себя из природного состояния - отныне их органическая связь с миром (а значит - и друг с другом) разрушена. Если жизнь животных полностью или почти полностью руководится инстинктами, то люди должны сами искать ответ на вопрос о смысле своего существования и о своем месте в мире. Иными словами, человек стремится обрасти новыми связями взамен утраченных природных уз, и в этом состоит первейшая собственно человеческая потребность, - считает Фромм. Критикуя Фрейда, он пишет: «Фрейд всегда рассматривал человека в его отношениях с другими, но эти отношения представляются ему аналогичными тем экономическим отношениям, какие характерны для капиталистического общества … Поле человеческих отношений, по Фрейду, аналогично рынку; оно определяется обменом удовлетворения биологических потребностей. При этом связь с другими индивидами является лишь средством достижения цели, а не целью как таковой».

Каким же образом люди устанавливают эти новые связи с миром и друг с другом? В целом возможно два способа решения этой проблемы человеческого существования, между которыми выбирает та или иная личность: установка на бытие и установка на обладание. Эти категории Фромм использовал в своей итоговой работе «Иметь или быть?» (1976), в более ранних книгах он говорит соответственно о продуктивной и непродуктивной ориентациях человеческого характера.

Наиболее полноценные (продуктивные) связи с миром устанавливаются посредством любви и творческого труда, в этом заключается установка на бытие, и в этом состоит содержание позитивной свободы. К такому выводу Фромма приводит его богатая психоаналитическая практика, анализ художественных, философских и религиозных текстов.

Творчество - это родовая черта людей, отличающая их от других живых существ. Оно не обязательно означает творчество скульптора или писателя. Фромм вслед за дзен-буддистами утверждает, что предметом творчества может быть сама человеческая жизнь. Простой рыбак по своему видению мира может быть гораздо более творческой личностью, чем какой-нибудь посредственный литератор.

Понятие «любовь» также требует некоторого пояснения, ибо этим словом зачастую обозначается садомазохистская зависимость (по принципу обоюдного господства-подчинения). Во-первых, любовь представляет собой внутреннее свойство самой человеческой личности, а не просто реакцию на внешний раздражитель в виде «объекта любви». «Любовь к одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще. А любовь к человеку вообще вовсе не является, как часто думают, некоторым обобщением, возникающим „после“ любви к определенной личности или экстраполяцией опыта, пережитого с определенным „объектом“; напротив, это предпосылка такого переживания», - говорит Фромм.

Во-вторых, любовь предполагает высочайшее уважение в возлюбленном человека, стремление к его (или ее) счастью, развитию и свободе, в то время как садомазохистская связь означает рассмотрение «возлюбленного» в качестве собственности. Любовь - это установка на бытие, а садомазохистская привязанность - на обладание: «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей „любви“ свободы и держать его под контролем».

Установка на обладание осуществляется, когда по тем или иным социально-психологическим причинам человек не может реализовать себя в любви и творчестве. Неспособность полноценного единения с жизнью порождает потребность жизнь ограничивать, «наложив на нее лапу», - то есть иметь, обладать. Но непродуктивное решение проблемы человеческого существования - это всего лишь суррогат, оно не в состоянии полноценно заменить утраченные человеком первичные природные узы, что неизбежно сказывается на личности.

Стремление к накоплению все большего количества вещей вместо функционального пользования ими (здесь речь идет не о юридическом понятии собственности, а о психологической установке) - это самый наглядный тип обладания. Не менее показательно стремление к бесплодному накоплению знаний вместо их творческого применения в выработке новых идей. Стремление обладать людьми возникает из-за неспособности строить солидарные отношения, а также из-за неспособности любить.

Биофилия и некрофилия

Установка на бытие предполагает постоянное развитие, вечное становление. Это сама жизнь. Ориентация на обладание означает ограничение жизни, а в пределе - омертвение живого, установление раз и навсегда данного порядка, ледяной холод застывшей вечности. Здесь проявляется еще одна грань теории Фромма - полярность биофилии и некрофилии. Некрофилия в данном случае понимается как ненависть к живому и любовь к мертвому, ее можно рассматривать как крайнюю форму непродуктивной ориентации характера. Фромм обращает внимание на лозунг испанских фалангистов - «Да здравствует смерть!» - как на явно некрофильский. Он также усматривает некрофильские черты в разрушительных тенденциях современной цивилизации - в угрозе ядерного уничтожения, в экологическом кризисе, в подчинении всех сторон жизни нуждам индустриальной «мегамашины».

Самые крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению. Это происходит, когда личность оказывается неспособной не только к любви и творчеству, но даже к обладанию, и у нее остается единственный выход - уничтожение всего. Эти черты некрофилии продемонстрировал нацистский режим в Германии во время своего отступления и агонии. «Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию», - говорит Фромм о Гитлере в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Последняя глава этой книги так и называется - «Злокачественная агрессия: Адольф Гитлер - клинический случай некрофилии».

Гуманистическая этика

Для Фромма, основывающегося на богатом опыте практикующего психолога и психоаналитика, бегство от свободы и ориентация на обладание - это отступление от человеческой природы, «грех против Духа Святого», - говоря теологическим языком. «Итак, добро в гуманистической этике - это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил. Добродетель - это ответственность по отношению к собственному существованию. Злом является помеха развитию человеческих способностей; порок - это безответственность по отношению к себе», - говорил Эрих Фромм в книге «Человек для себя» (1947).

Нетрудно заметить, что в своей концепции Фромм широко использует различные полярности: «гуманистический - авторитарный», «свобода - бегство от свободы», «продуктивный - непродуктивный (деструктивный)», «бытие - обладание», «биофилия - некрофилия». За всем этим стоит одна и та же многогранная реальность, поворачивающаяся к нам разными сторонами. Эти полярности философ рассматривает как динамическое единство: чем сильнее наша установка на бытие, тем слабее - на обладание, и наоборот. Человек может, работая над собой, усиливать продуктивную составляющую своего характера. Возможен и обратный процесс - деградация - при попустительстве по отношению к себе.

Социальный характер

Суть социально-психологического метода, разработанного Фроммом - в применении психоанализа к изучению общества. Метод психоанализа личности, созданный Зигмундом Фрейдом, состоит в изучении воздействия индивидуальной жизненной судьбы (особенно - в детстве) на развитие психики личности. Например, при деспотичных родителях или воспитателях у ребёнка может развиться замкнутость и враждебность. А ребёнок, выросший в атмосфере родительской любви и взаимного уважения, напротив, приобретёт здоровые черты психики. Но, с другой стороны, этот человек, вероятно, вступит в конфликт с обществом, если в последнем господствуют деспотические отношения.

Социально-психологическое исследование призвано проследить, каким образом черты психики, общие для всех членов исследуемой социальной группы, связаны с их жизненными судьбами. При этом, в отличие от психоанализа личности, социально-психологический метод неизбежно игнорирует частные особенности членов группы, не определяющие группу в целом. Психоанализ личности помогает найти источники неврозов и психических отклонений, в то время как социально-психологический метод имеет дело с в целом нормальными (с точки зрения данного общества) индивидами. «Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, то есть отдельных людей, - говорит Фромм. - Однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы». Совокупность черт характера, общая для большинства членов социальной группы складывается в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Такую совокупность Фромм называет социальным характером. Данное понятие становится базовым в его учении об обществе.

Для человека невыносимо всю жизнь выполнять работу, которая не соответствует основным чертам его личности. Это неизбежно разрушительно скажется на его психическом и физическом здоровье, и свои задачи в общественном производстве этот человек удовлетворительно выполнять не сможет. Такое несоответствие характера людей их социально-экономической роли широко проявляется в периоды социальных катастроф. В периоды общественной стабильности черты характера представителей той или иной социальной группы должны быть как-то приспособлены к существующей социально-экономической системе, ведь людям необходимо состояние относительного психологического комфорта. Социальный характер является механизмом приспособления к системе. Он формируется через воспитание в «среднестатистической» семье и через культуру данного общества.

Фромм поясняет эту мысль таким примером из жизни современного западного общества: «Наша современная промышленная система требует, чтобы основная часть нашей энергии была направлена в работу. Если бы люди работали только под давлением внешней необходимости, то возникал бы разрыв между тем, чего им хочется, и тем, что они должны делать; это снижало бы производительность их труда. Но динамическая адаптация личности к социальным требованиям приводит к тому, что энергия человека приобретает формы, побуждающие его действовать в соответствии с… требованиями экономики. Современного человека не приходится заставлять работать так интенсивно, как он это делает; вместо внешнего принуждения в нем существует внутренняя потребность в труде…» Индивид оказывается и в экономическом, и в психологическом выигрыше.

Фромм также приводит другой пример, иллюстрирующий отличие раннего капитализма и современного капиталистического общества. К чертам характера мелких предпринимателей раннеиндустриального общества относились бережливость (переходящая в скупость), подозрительность, осторожность. Все это наиболее соответствовало раннему капитализму, без этого нельзя было «сколотить состояние». С приходом новой эпохи представитель этого класса приобретает совершенно другие характерологические черты - потребительство, расточительство, потому что без этих черт характера данная экономическая система работать не сможет. Ей постоянно нужны новые товары, новые модели, новые зрелища - «шоу», - которые кто-то должен потреблять.

Таким образом, приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как это целесообразно для данного общества. Когда черты характера большинства членов общества - то есть социальный характер - соответствуют этой целесообразности, они превращаются в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.

Социальный характер предопределяет, какие идеи и ценности, какие идеологические системы будут восприняты его носителями. Причём на основании характеров разных обществ - или классов внутри общества - развиваются и обретают силу разные идеи.

Так, для представителей другой культуры ценностные ориентиры среднего человека западного мира будут, в силу отличий социального характера, совершенно непонятны. «Попробуйте внушить идею беспрерывных усилий и стремления к успеху индейцам пуэбло или мексиканским крестьянам - вас просто не поймут, - пишет Фромм, - вряд ли даже поймут, о чем вы говорите, хотя вы и будете говорить на их языке, потому что у этих людей совершенно иной склад характера».

Открытая Фроммом роль социального характера в развитии общества следующая. Формируясь в результате приспособления психики индивидов к социально-экономическим условиям, он становится производительной силой общества, а также определяет господствующие в обществе идеи. При изменении социально-экономических условий начинает меняться и социальный характер, что приводит к появлению новых психологических потребностей и новых тревог. Новые потребности и тревоги порождают новые идеи и подготавливают людей к их восприятию. В свою очередь, новые идеи через воспитание усиливают новый социальный характер, который укрепляет новый социально-экономический порядок.

Этим открытием Фромм существенно развил идеи Маркса, установил связующее звено между экономическим базисом общества и его идеологией. Таким звеном является социальный характер.

Здоровое общество

Поднятие темы «здорового общества» предполагает, что общество также может быть «нездоровым». Фромм поясняет это такими примерами: «Мы живём в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях „стабилизации рынка“, хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем». «Более 90 % населения у нас грамотны, - пишет далее Фромм. - Радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того, чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают людям головы самым низкопробным вздором… Любое предложение о том, чтобы правительство финансировало производство кинофильмов и радиопрограмм, просвещающих и развивающих людей, …вызвало бы возмущение и осуждение во имя свободы и идеалов».

Эти и другие примеры, приводимые социальным мыслителем, призваны, обращаясь к здравому смыслу человека, показать ненормальность того, что стало нормой, или патологию нормальности. Есть два подхода к понятию «норма», говорит Фромм. Первый подход: нормально то, что соответствует общепринятым стандартам; в этом случае вопрос о нормальности самих общепринятых стандартов не ставится. Второй подход заключается в признании существования неких объективных критериев нормальности, не зависящих от «общепринятого». В этом случае общество окажется здоровым, если его общепринятые нормы соответствуют объективным критериям нормальности, и нездоровым, если не соответствуют.

Фромм, как следует из самой постановки им вопроса о здоровье общества, придерживался второго подхода. Закономерен вопрос, каковы объективные критерии нормальности, кто их устанавливает. Фромм обращается к эмпирическому научному знанию: «…Здоровым является общество, соответствующее потребностям человека, - не обязательно тому, что ему кажется его потребностями, ибо даже наиболее патологические цели субъективно могут восприниматься как самые желанные; но тому, что объективно является его потребностями, которые можно определить в процессе изучения человека». Социальный мыслитель провозглашает необходимость создания науки о человеке - прикладной науки, предметом которой было бы здоровье общества, подобно тому, как предметом медицинской науки является здоровье индивида. Задача построения здорового общества трудна, соглашается Фромм, но не менее трудной выглядела три столетия назад задача технического развития. И её удалось решить благодаря созданию новой науки о природе. Создание науки о человеке призвано преодолеть патологическое использование достижений цивилизации.

Но некоторые рекомендации по оздоровлению общества Фромм считает возможным сделать уже на основании имеющихся знаний. В итоговой книге «Иметь или быть?», вышедшей в 1976 году, он предлагает ряд мер, актуальных и по сей день. Например: «следует запретить все методы „промывания мозгов“, используемые в промышленной рекламе и политической пропаганде»; «пропасть между богатыми и бедными странами должна быть уничтожена»; «женщины должны быть освобождены от патриархального господства»; «научные исследования следует отделить от их использования в промышленности и обороне» и т. д.

Кроме того, Фромм предложил проекты общественных преобразований, с которых могло бы начаться создание здорового общества. Суть этих предложений в создании небольших - человек по десять - «групп межличностного общения», в которых близкие друг другу люди в условиях свободного получения всей необходимой информации обсуждали бы самые разные вопросы экономики, политики, образования, здравоохранения и других сфер жизни. Сумма решений этих групп стала бы основой политики общества в различных областях. Группы межличностного общения могли бы при необходимости собираться на ассамблеи по несколько сотен человек. Наряду с этими группами должны существовать независимые исследовательские и экспертные центры, состоящие из психологов, физиологов, антропологов, экологов, экономистов и других специалистов зарождающейся науки о человеке.

Таким образом, общественный проект Фромма заключается в создании условий для развития наиболее здоровых черт социального характера. Последний, в свою очередь, должен стать мощным фактором развития нового общества.

  • Нью-Йоркский университет
  • Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте
  • Гейдельбергский университет

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев . Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина , эмигрировавшего из России . Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет , где изучал философию , социологию и психологию . В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо , Макс Эйтингон , Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни , чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго .

    В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет . Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929-1932).

    В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

    Социально-философские идеи Фромма

    По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти человека, и тревоги его - продукт культуры» .

    … дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними - все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить .

    В своей книге «Бегство от свободы» () Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма - периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина , видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие <…> Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия) » .

    Для Фромма неврозы - это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

    … неврозы - это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов .

    Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

    Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

    В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

    Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. <…> Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны длиной ~ 440-485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает .

    Эдипов комплекс

    Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса . С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип », в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне » и «Антигона ». В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества» .

    Семья

    • В романе И. А. Ефремова «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода Эры Разобщённого Мира» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными инициалом и фамилией Фромма.

    Список работ

    • Фромм Э. Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства = Das jüdische Gesetz. Ein Beitrag zur Soziologie des Diaspora-Judentums. - Диссертация по социологии . - . - 202 с.
    • Фромм Э. О методе и задаче аналитической социальной психологии. Заметки о психоанализе и историческом материализме (нем.) = Über Methode und Aufgaben einer analytischen Sozialpsychologie. Bemerkungen über Psychoanalyse und historischen Materialismus // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 28-54 .
    • Фромм Э. Психоаналитическая характерология и её значение для социальной психологии (нем.) = Die psychoanalytische Charakterologie und ihre Bedeutung für die Sozialpsychologie // Zeitschrift für Sozialforschung: журнал . - Франкфурт-на-Майне : Institut für Sozialforschung, . - Nr. 1 . - S. 253-277 .
    • Фромм Э. Социально-психологическая часть = Sozialpsychologischer Teil М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 77-135.
    • Фромм Э. Второй раздел: опрос = Zweite Abteilung: Erhebungen // Исследования авторитета и семьи. Отчёт об исследованиях Института Социальных Исследований = Studien über Autorität und Familie. Forschungsberichte aus dem Institut für Sozialforschung / Под редакцией М. Хоркхаймера . - Париж , . - С. 229-469.
    • Фромм Э. «Дианетика»: искателям сфабрикованного счастья. Рецензия на книгу «Дианетика» Л. Рона Хаббарда (1950). Перевод с английского и послесловие А. М. Руткевича // Человек: журнал. - 1996. - № 2 . - С. 54-59 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit () / Перевод Г. Ф. Швейника. - Москва : Аст, . - 288 с. - (Philosophy). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-065381-2 , ISBN 978-5-271-34452-7 , ISBN 3-423-35024-5 .
    • Фромм Э. Бегство от свободы Пер. с англ. и примечания А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. – 231 стр. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Революционный характер В книге «Бегство от свободы», стр. 217–231. Перевод с английского А. И. Фета . - Philosophical arkiv, Nyköping (Sweden), 2016. ISBN 978-91-983073-5-1
    • Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 568 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-15-000776-5 .
    • Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics () / Перевод Э. М. Спировой. - Москва : Аст, . - 352 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059152-7 , ISBN 978-5-403-02471-6 .
    • Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion () / Перевод А. Дванова. - Москва : Аст, . - 160 с. - (Философия. Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-056717-1 , ISBN 978-5-403-03207-0 .
    • Фромм Э. Мужчина и женщина = Man-Woman () / Составитель С. Я. Левит . - Москва : Аст, . - 512 с. - (Классики зарубежной психологии). - 10 000 экз. - ISBN 5-237-00060-6 .
    • Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов = The Forgotten Language: An Introduction to the Understanding of Dreams, Fairy Tales, and Myths (). - Москва : Аст, Астрель , . - 320 с. - (Философия). - 2000 экз. - ISBN 978-5-17-067822-8 , ISBN 978-5-271-29093-0 .
    • Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society () / Перевод Т. В. Банкетовой. - Москва : Аст, Хранитель, . - 544 с. - (Философия. Психология). - 5000 экз. - ISBN 5-17-038308-8 , ISBN 5-9713-2807-7 , ISBN 5-9762-0185-7 .
    • Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви = The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love () / Перевод Л. А. Чернышёвой. - Москва : Педагогика , . - 160 с. - (Philosophy). - 50 000 экз. - ISBN 5-7155-0516-X .
    • Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния = Sigmund Freud"s Mission. An Analysis of His Personality and Influence () / Перевод А. М. Руткевича . - Москва : Весь Мир, . - 144 с. - (Библиотека психоанализа). - 5000 экз. - ISBN 5-7777-0002-0 .
    • Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ = Psychoanalysis and Zen Buddhism () // По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ . - Москва : Аст, . - С. 215-313. - 320 с. - (Психология). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-062183-5 , ISBN 978-5-403-03388-6 .
    • Фромм Э. Может ли человек преобладать? = May Man Prevail? An Inquiry into the Facts and Fictions of Foreign Policy () // Ради любви к жизни . - Москва : Аст, . - С. 189-399. - 400 с. - (Классики зарубежной психологии). - 5000 экз. -

    Эрих Зелигманн Фромм - всемирно известный американский психолог и гуманистический философ немецкого происхождения. Его теории, хотя и берут начало в фокусируются на индивидууме как на социальном существе, использующем способности к рассуждению и любви, чтобы выйти за рамки инстинктивного поведения.

    Фромм полагал, что люди должны нести ответственность за свои собственные моральные решения, а не только за соблюдение норм, налагаемых авторитарными системами. В этом аспекте своего мышления он находился под влиянием идей Карла Маркса, особенно его ранних «гуманистических» мыслей, поэтому его философские работы относятся к неомарксистской Франкфуртской школе - критической теории индустриального общества. Фромм отвергал насилие, полагая, что благодаря сочувствию и состраданию люди могут подняться выше инстинктивного поведения остальной природы. Этот духовный аспект его мышления мог являться следствием его еврейского происхождения и талмудического образования, хотя он не верил в традиционного еврейского Бога.

    Гуманистическая психология Эриха Фромма оказала на современников наибольшее влияние, хотя он и отстранился от ее основателя Карла Роджерса. Его книга «Искусство любить» остается популярным бестселлером, так как люди стремятся понять смысл «настоящей любви», настолько глубокой концепции, которую даже эта работа раскрыла лишь поверхностно.

    Ранняя биография

    Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в то время являвшимся частью Прусской империи. Он был единственным ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Два его прадеда и дед по отцовской линии были раввинами. Брат его матери был уважаемым талмудистом. В 13-летнем возрасте Фромм начал изучение Талмуда, которое длились 14 лет, в течение которых он знакомился с социалистическими, гуманистическими и хасидскими идеями. Несмотря на религиозность, его семья, подобно многим еврейским семействам во Франкфурте, занималась торговлей. По словам Фромма, его детство проходило в двух разных мирах - традиционном еврейском и современном коммерческом. К 26 годам он отверг религию, потому что чувствовал, что она слишком противоречива. Тем не менее он сохранил свои ранние воспоминания о посылах Талмуда о сострадании, искуплении и мессианской надежде.

    Два события в ранней биографии Эриха Фромма серьезно повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Первое произошло, когда ему было 12 лет. Это было самоубийство молодой женщины, которая была другом семьи Эриха Фромма. В ее жизни было много хорошего, но она не могла найти счастья. Второе событие произошло в возрасте 14 лет - началась Первая мировая война. По словам Фромма, многие обычно добрые люди стали злобными и кровожадными. Поиск понимания причин суицида и воинственности лежит в основе многих размышлений философа.

    Преподавательская деятельность в Германии

    В 1918 году Фромм начал учебу в университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Первые 2 семестра были посвящены юриспруденции. Во время летнего семестра 1919 года он перевелся в Гейдельбергский университет, чтобы изучать социологию у Альфреда Вебера (брата Макса Вебера), Карла Ясперса и Генриха Риккерта. Диплом по социологии Эрих Фромм получил в 1922 г. и в 1930-ом завершил обучение психоанализу в Психоаналитическом институте в Берлине. В том же году он начал свою собственную клиническую практику и начал работать во Франкфуртском институте социальных исследований.

    После прихода к власти в Германии нацистов Фромм бежал в Женеву и в 1934 г. - в Колумбийский университет в Нью-Йорке. В 1943 г. он помог открыть Нью-Йоркский филиал Вашингтонской школы психиатрии, а в 1945 г. - Институт психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта.

    Личная жизнь

    Эрих Фромм был трижды женат. Его первой женой был Фрида Рейхманн, психоаналитик, которая приобрела хорошую репутацию благодаря своей эффективной клинической работе с шизофрениками. Хотя их брак завершился разводом в 1933 г., Фромм признавал, что она многому его научила. Они сохраняли дружеские отношения до конца жизни. В возрасте 43 лет Фромм женился на такой же, как и он эмигрантке из Германии еврейского происхождения Хенни Гурланд. Из-за проблем с ее здоровьем в 1950 году супруги переехали в Мексику, но в 1952 году жена умерла. Через год Фромм заключил брак с Аннис Фримен.

    Жизнь в Америке

    После переезда в Мехико в 1950 году Фромм стал профессором Национальной академии Мексики и создал психоаналитический сектор медицинской школы. Он преподавал там до выхода на пенсию в 1965 году. Фромм также являлся профессором психологии в Мичиганском государственном университете с 1957 по 1961 год и внештатным преподавателем психологии в аспирантуре искусств и наук в Нью-Йоркском университете.

    Фромм снова меняет свои предпочтения. Являясь сильным противником войны во Вьетнаме, он поддерживает пацифистские движения в США.

    В 1965 г. он завершил свою преподавательскую карьеру, но в течение еще нескольких лет читал лекции в разных университетах, институтах и других учреждениях.

    Последние годы

    В 1974 году он переехал в Мюральто, Швейцария, где скончался в своем доме в 1980 году, не дожив всего 5 дней до своего восьмидесятилетия. До самого конца своей биографии Эрих Фромм вел активную жизнь. Он имел собственную клиническую практику и издавал книги. Самое популярное произведение Эриха Фромма - «Искусство любить» (1956) - стала международным бестселлером.

    Психологическая теория

    В своей первой семантической работе «Побег из свободы», впервые опубликованной в 1941 г., Фромм анализирует экзестенциальное состояние человека. В качестве источника агрессивности, деструктивного инстинкта, невроза, садизма и мазохизма он не рассматривает сексуальную подоплеку, а представляет их попытками преодолеть отчуждение и бессилие. Представление Фромма о свободе, в отличие от Фрейда и критических теоретиков Франкфуртской школы, имело более положительную коннотацию. В его интерпретации она не является освобождением от репрессивного характера технологического общества, как, например, полагал а представляет собой возможность развивать творческие силы человека.

    Книги Эриха Фромма получили известность как за его социальные и политические комментарии, так и за их философские и психологические основы. Его второй семантический труд «Человек для самого себя: исследование психологии этики», впервые опубликованный в 1947 г., был продолжением «Бегства от свободы». В нем он сосредоточился на проблеме невроза, характеризуя его как моральную проблему репрессивного общества, невозможность достичь зрелости и целостности личности. По мнению Фромма, способность человека к свободе и любви зависит от социально-экономических условий, но редко встречается в обществах, где преобладает стремление к разрушению. В совокупности эти работы излагали теорию о человеческом характере, которая была естественным продолжением его теории человеческой природы.

    Самая популярная книга Эриха Фромма «Искусство любить» была впервые напечатана в 1956 году и стала международным бестселлером. В ней повторены и дополнены теоретические принципы человеческой природы, опубликованные в произведениях «Побег от свободы» и «Человек для самого себя», которые также повторялись во многих других крупных работах автора.

    Центральной частью мировоззрения Фромма была его концепция «я» как социального характера. По его мнению, основной человеческий характер проистекает из экзистенциального разочарования тем, что он, являясь частью природы, испытывает необходимость подняться над ней благодаря способности рассуждать и любить. Свобода быть уникальной личностью пугает, поэтому люди склонны сдаваться авторитарным системам. Например, в книге «Психоанализ и религия» Эрих Фромм пишет, что для некоторых религия является ответом, не актом веры, а способом избежать невыносимых сомнений. Они принимают такое решение не по причине преданного служения, а в поисках безопасности. Фромм превозносит достоинства людей, предпринимающих самостоятельные действия, и использующих разум, чтобы установить свои собственные моральные ценности, а не следующих авторитарным нормам.

    Люди эволюционировали в существа, осознающие себя, свою собственную смертность и бессилие перед силами природы и общества, и больше не являющиеся единым целым со Вселенной, как это было в их инстинктивном, дочеловеческом, животном существовании. Согласно Фромму, осознание отделенного человеческого существования представляет собой источник вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии обнаруживается в развитии уникальных человеческих способностей любить и размышлять.

    Одной из популярных является его высказывание о том, что главная задача человека в жизни - родить самого себя, стать тем, кем он есть на самом деле. Его личность - важнейший продуктом его усилий.

    Концепция любви

    Фромм отделял свою концепцию любви от популярных понятий до такой степени, что его ссылка на нее стала практически парадоксальной. Он считал любовь скорее межличностной, креативной способностью, а не эмоциями, и он отличал этот творческий потенциал от того, что считал различными формами нарциссических неврозов и садомазохистских тенденций, которые обычно приводятся как доказательства «истинной любви». Действительно, Фромм рассматривает опыт «влюбленности» в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая, как он считал, всегда имеет элементы заботы, ответственности, уважения и знания. Он также утверждал, что мало кто в современном обществе уважает автономию других людей, а тем более объективно знает их реальные потребности и нужды.

    Ссылки на Талмуд

    Свои основные идеи Фромм часто иллюстрировал примерами из Талмуда, но его интерпретация далека от традиционной. Он использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциального страха, утверждая, что, когда Адам и Ева ели от «древа познания», они осознали, что отделены от природы, все еще оставаясь ее частью. Добавив марксистский подход к этой истории, он интерпретировал непослушание Адама и Евы как оправданное восстание против авторитарного Бога. Удел человека, по словам Фромма, не может зависеть от какого-либо участия Всемогущего или любого другого сверхъестественного источника, но только своими собственными усилиями он может взять на себя ответственность за свою жизнь. В другом примере он упоминает историю Ионы, который не пожелал спасти жителей Ниневии от последствий их греха, как доказательство веры в то, что в большинстве человеческих отношений отсутствует забота и ответственность.

    Гуманистическое кредо

    В дополнении к своей книге «Душа человека: ее способность к добру и злу» Фромм написал часть своего знаменитого гуманистического кредо. По его мнению, человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил, которое осуществляется в трех направлениях. Они могут быть представлены отдельно или вместе как любовь к жизни, человечеству и природе, а также независимость и свобода.

    Политические идеи

    Кульминацией социальной и политической философии Эриха Фромма была его книга «Здоровое общество», опубликованная в 1955 году. В ней он выступал в пользу гуманистического демократического социализма. Основываясь прежде всего на ранних работах Карла Маркса, Фромм стремился вновь подчеркнуть идеал личной свободы, отсутствующий в советском марксизме, и более часто встречающийся в трудах либертарианских социалистов и либеральных теоретиков. Его социализм отвергает как западный капитализм, так и советский коммунизм, который он считал дегуманизирующим, бюрократической социальной структурой, которая привела к практически универсальному современному феномену отчуждения. Он стал одним из основателей социалистического гуманизма, продвигая ранние сочинения Маркса и его гуманистические послания США и западноевропейской общественности. В начале 60-х годов Фромм опубликовал две книги, посвященные идеям Маркса («Концепция человека Маркса» и «По ту сторону порабощающих иллюзий: моя встреча с Марксом и Фрейдом»). Работая над стимуляцией западного и восточного сотрудничества между марксистскими гуманистами, в 1965 г. он опубликовал сборник статей под названием «Социалистический гуманизм: международный симпозиум».

    Популярна следующая цитата Эриха Фромма: «Точно так же, как массовое производство требует стандартизации товаров, социальный процесс требует стандартизации человека, и эта стандартизация называется равенством».

    Участие в политике

    Биография Эриха Фромма отмечена его периодическим активным участием в политике США. Он вступил в Социалистическую партию США в середине 1950-х годов и делал все возможное, чтобы помочь ей представлять точку зрения, отличную от преобладающего в то время «маккартизма», которая лучше всего была выражена в его статье 1961 года «Может ли человек преобадать? Исследование фактов и вымысла во внешней политике». Однако Фромм, являясь соучредителем SANE, своим наибольшим политическим интересом видел международное движение за мир, борьбу против гонки ядерных вооружений и участия США во Вьетнамской войне. После того как кандидатура Юджина МакКарти не получила поддержки Демократической партии при выдвижении претендентов на пост президента США на выборах 1968 года, Фромм покинул американскую политическую сцену, хотя в 1974 г. для слушаний, проводимых Комитетом Сената США по международным отношениям, написал статью под названием «Замечания о политике разрядки».

    Наследие

    В области психоанализа Фромм заметного следа не оставил. Его желание обосновать теорию Фрейда эмпирическими данными и методами лучше удалось другим психоаналитикам, таким как Эрик Эриксон и Фромм иногда упоминается как основатель неофрейдизма, но он оказал небольшое влияние на последователей этого течения. Его идеи в психотерапии имели успех в области но он критиковал Карла Роджерса и других до такой степени, что изолировал себя от них. Теории Фромма обычно не обсуждаются в учебниках по психологии личности.

    Его влияние на гуманистическую психологию было значительным. Его работы вдохновляли многих социальных аналитиков. Примером может служить работа Кристофера Лэша «Культура нарциссизма», которая продолжает усилия по психоанализу культуры и общества в неофрейдистских и марксистских традициях.

    Его социально-политическое влияние завершилось вместе с его участием в американской политике 1960-х и начале 1970-х годов.

    Тем не менее книги Эриха Фромма постоянно заново открываются учеными, на которых они оказывают индивидуальное влияние. В 1985 году 15 из них учредили Международное общество его имени. Количество его членов превысило 650 человек. Общество занимается поощрением научных работ и исследований, базирующихся на работах Эриха Фромма.

    Эрих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm, 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма

    Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

    Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

    В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет.

    После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

    В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

    В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

    В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал ее Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

    В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

    В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.

    Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

    Книги (22)

    Анатомия человеческой деструктивности

    Книга посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени — природе разрушительного в индивиде, в социуме и в истории. В этой основополагающей работе Э. Фромм, формируя целостное представление о реформированном психоанализе, раскрывает широчайшую панораму биологических, психологических и антропологических учений.

    Бегство от свободы

    Эта книга - часть обширного исследования, посвященного психикесовременного человека, а также проблемам взаимосвязи и взаимодействия междупсихологическими и социологическими факторами общественного развития. Язанимаюсь этой работой уже несколько лет, ее завершение потребует ещебольшего времени

    Вы будете как боги. Сборник

    Эрих Фромм безоговорочно порвал с иудаизмом в 26 лет и с тех пор считал себя христианином.

    Однако христианство великого философа, его понимание Бога и божественного, роли Христа в мировой истории, трактовка эволюции образа Спасителя и по сей день удивляют своей смелостью и неортодоксальностью.

    В работах, представленных в этом сборнике, Эрих Фромм обращается к теме христианства, рассматривая его прежде всего как эволюцию человеческих представлений о религии — от рабского почитания высшего начала и клановой узости до свободы воли, раскрепощения личности и единения наций.

    Забытый язык

    Эрих Фромм — крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.

    Здоровое общество

    Взаимоотношения человека и общества с давних пор привлекали философов, стремившихся определить, какой из элементов этой бинарной оппозиции первичен. Антисоциален ли индивидуум по природе своей, как утверждал 3. Фрейд, или же, напротив, человек есть общественное животное, как полагал К. Маркс? Попытку примирить эти противоположные точки зрения предпринял основоположник "гуманистического психоанализа" Эрих Фромм.

    Искусство быть

    Эрих Фромм - крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты «философов от психологии» и духовный лидер Франкфуртской социологической школы.

    Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала.