Бог наказал людей. «Почему Бог не наказывает плохих людей

О том, что приводит к Богу, а что уводит от Него, даже если и есть интерес к «Божественному», надо ли бояться Бога, есть ли Бог в душе, о Промысле Божием и свободе человека рассказывает профессор Алексей Ильич Осипов.

Покаяние - начало обращения к Богу

Каков первый шаг на пути к Богу? Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что оно фактически начинается с проповеди покаяния . Сам Христос, не имевший греха и не нуждавшийся в покаянии, тем не менее, приходит к нему, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). И тем самым Он подтверждает: началом обращения человека к Богу, началом истинного пути к Богу является покаяние. Если нет этого начала, если вместо него будет любопытство, искание каких-то состояний, переживаний, достижений, это гибельная дорога. Это не путь к Богу.

Для многих путь к Богу открывается, когда они видят бессмыслицу своей жизни, когда им надоедает жизнь в разного типа грехах - а жизнь в грехе ужасна. Душа болит, ищет выхода из жизненного тупика. А где этот выход? В философии? В литературе? Нет! Ни философия, ни литература, ни искусство, ни явления культуры не могут снять с души то бремя - именно бремя, которое налагает человек на свою душу многими поступками, в разной степени уязвляющими совесть - она просто вся изранена. И путь к Богу начинается с поиска, как освободиться от этого бремени.

Если нет покаяния, искание Бога будет не более чем увлечением и развлечением

Путь, который предлагает только христианство, и прежде всего Православие, - это . Тот, у кого нет раскаяния в своих прошлых делах, нет желания освободиться от этого груза, не может начать путь к Богу. Покаяние - это первое и необходимое.

Вспомним также, что не только Иоанн Креститель, но и Сам Христос, выйдя после искушения в пустыне на проповедь, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Вот начало! Если покаяния нет, то приход к христианству может так и окончиться ничем. Или будешь искать в Православии мистику. Или христианство станет этаким пустым развлечением, как вот сейчас многие увлеклись Апокалипсисом. Или станет сродни увлечению игрой в шахматы. А в христианство должна привести боль души, раскаяние. А дальше, если у человека это чувство есть, он должен, конечно, познакомиться с тем, что такое христианство.

Наказывает ли Бог?

Удивительное и потрясающее отличие христианского учения о Боге от всех других, даже и от ветхозаветного, иудейского, в том, что оно не ограничивает свободу воли в человеке. Во всех религиях Кем был Бог? Тем, Кто может сделать то, что хочет. Может помиловать, может наградить, может послать скорби, может послать изобилие. Он определяет. От человека требуется только одно: как бы угодить Богу, не оскорбить Его. Это самый центр, самая суть всякого нехристианского учения.

А что говорит христианство? Бог, оказывается, не может притеснить человеческую свободу, не может ограничить ее ни на йоту. Он, Который является Любовью, по христианскому учению, не может даже спасти человека без воли человека. Не может, если сам человек не хочет спастись! Ибо человеку дарована такая свобода, к которой никто и ничто не смеет прикоснуться. Ни обстоятельства, ни Сам Бог.

Но есть . Что это такое? Промыслом Божиим христианство называет устроение жизни - одного человека, или общества, или даже целого народа, - совершаемое по духовным законам. И все эти законы не каприз или помышление Бога: мол, подумал Бог - и, пожалуйста, вот вам закон. Нет! Это не выдумка Бога. Все эти законы являются не чем иным, как выражением Божественных энергий, то есть Самого Бога. И эти духовные законы неизменны. И жизнь каждого человека, как и любого народа, устрояется в соответствии с этими законами.

В чем же суть их проявления? Я часто привожу такой пример из истории Византии. В 602 году взбунтовалась армия, а затем избранный ею главнокомандующим Фока, человек жестокий и свирепый, сверг императора, казнив его мучительным образом, и захватил власть. Его правление было тяжким, со многими казнями и расправами, империя пришла в полное расстройство. Тогда один монах всю ночь горячо молился, взывая: «Господи, за что?! Ведь у нас столько церквей и монастырей! Мы верные чада Православной Церкви! Мы так верим!» И ему под утро был голос: «Искал худшего, но не нашел». Монах остолбенел, а потом всё понял.

Мы не видим душ человеческих. Есть закон, который можно кратко выразить так: дух творит себе соответствующие формы. То есть духовное состояние и каждого человека, и народа в целом обуславливает всю совокупность жизни. Как в каждом человеке его духовное состояние определяет его направление мысли, его философию, если хотите, определяет его дела, его отношение к другим людям, так и положение государства, его законы, течение жизни в нем определяет духовное состояние его народа.

Мы любим ругать начальство: и президент у нас такой-сякой, и министры, и наш начальник… Да потому что мы сами такие! И как глубоко наш народ выразил эту идею в пословице: «По Сеньке и шапка»! Дурная власть вовсе не в наказание нам. Но духовное состояние народа, кристаллизуясь, выражается, в частности, и в том, что у народа оказываются такие вот руководители.

Да, ничего без не может быть. Я упал в лужу. По воле Божией? Конечно. Но следует ли из этого, что я и дальше должен по воле Божией лежать в луже? Нет. Но я же по воле Божией упал! И что? Мы часто не понимаем вот этого: тот факт, что я упал в лужу, должен подвигнуть меня задуматься. Над чем? - Над собой. Случайностей нет. И то, что мы называем Промыслом Божиим, происходит в результате нашего того или иного отношения к духовным законам жизни. И совокупное состояние духа рождает соответствующее явление в жизни, причем вплоть до природных явлений.

Катаклизмы - это наказание Божие? Нет! Это естественное следствие того духовного состояния, в котором находится человечество

«Не имать дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (ср.: Быт. 6: 3). И когда человечество погружается в плоть, случаются катаклизмы, Можно много примеров тому вспомнить - и библейских, и не библейских. Да хотя бы потоп или Содом и Гоморру. Что это? Наказание? Мол, вы грешная плоть, и Я вас уничтожу? Нет, это естественное следствие того духовного состояния, в котором находилось тогда человечество. Естественное!

И преподобный Марк Подвижник говорил о том же: что не Бог каждый раз творит то-то или то-то, а это действие законов, которые установил Бог, и об этом только невежды не знают. Все совершается по этим божественным законам. Вот он, Промысл Божий.

И духовное состояние человека зависит только от самого человека. И это тоже божественный закон. Я творю свое духовное состояние. И я себя награждаю или наказываю. Почему обращение к Богу, молитва к Богу так много значит? Потому что это покаяние, то есть изменение меня, моего духовного состояния. И через это изменение я приобщаюсь к Богу. Как пишет Антоний Великий: «Когда мы живем по Богу, мы приобщаемся к Богу; когда мы противимся заповедям Божиим, мы соединяемся с демонами-мучителями». Вот так и проявляется Промысл Божий. А мы всё на Бога валим: «Что я, хуже всех, что Бог меня наказал?!» Да ты пошел по гвоздям, и у тебя началось заражение крови. Ну, верно, Бог тебя наказал: Он тебя по гвоздям заставил идти.

Страх Божий - это страх любви

Но раз Бог не наказывает, что же, Его бояться не надо? Надо. Но! Давайте разберемся, что значит «бояться Бога». Ведь бывает, что боятся Бога, как боятся зверя, который может растерзать. И потому чувства возникают такие, я бы сказал, отчаянные. Вот у А. Веделя в его «Покаяния отверзи ми двери» есть слова: «Окаянные трепещут». А кто окаянные? Да я окаянный, и я трепещу. Я должен затихнуть в этом трепете. А у Веделя орут вовсю: «Окаянные трепещут!!!» Всё, Престол Божий заколебался, землетрясение, штукатурка сыплется. Ну полное непонимание сути. Бог - не зверь лютый, которого надо бояться. Страх Божий - это любовь, которая скорбит. Мне и стыдно, и срамно… Вот разве можно обидеть согбенную годами старушку-мать, которая отдала тебе всю себя, все свои силы, всю жизнь свою… Ты можешь ее оскорбить? Да избави Бог это сделать! Это потом всю жизнь будет страданием невероятным! И я боюсь ее обидеть. А почему боюсь? Что, она что-то мне сделает, как-то меня покарает? Вот о каком страхе речь, когда говорят, что Бога бояться надо. Есть прекрасное выражение: «Страх любви».

Страх Бога - это не страх наказания! Бог никого не наказывает - мы сами себя наказываем

Страх Бога - это страх любви. Не страх наказания! Бог никого не наказывает - мы сами себя наказываем. Бог всё нам дал, предупредил, чтобы мы по гвоздям не ходили.

Человек постепенно приходит к пониманию этого. А это очень важно знать изначально: - это страх любви.

Подумай о Боге!

Еще один важный момент, на котором надо обязательно остановиться: Бог у нас в душе. Только понимать это надо не так, как понимают обычно те, кто не хочет ходить в церковь: мол, мне церковь не нужна, у меня Бог в душе.

Бог действительно у нас в душе. Тертуллиану приписывают слова (возможно, что и правильно приписывают): «Душа по природе своей христианка». То есть душа по самой природе своей не от мира сего, и потому она ощущает Бога. Но это ощущение может быть очень разным. И это чувство заглушают грехи. Они закрывают душу человеческую, затыкают уши души, и человек становится всё менее и менее способным услышать Бога. Но образ Божий присутствует в каждом и пробивается в этой заскорузлой уже душе, как трава иногда пробивается сквозь асфальт.

А какие грехи особенно мешают увидеть и услышать Бога? Христос говорил: «Не отягощайте себя…» (см.: Лк. 21: 34). А чем? Объедением. Пьянством, что уже похуже объедения. И далее: «суетой житейской». Это самое страшное - суета житейская. Когда не остается даже минуты, чтобы подумать о Боге. А подумать очень надо: подумать о смысле своей жизни - о том, как ты живешь. Подумать о смерти. И нечего отгонять мысль о смерти, ведя себя, как страус, который перед лицом опасности голову в песок прячет. Ты должен об этом думать! И должен решить для себя величайшей важности вопрос: есть Он или нет? Если есть, то Кто Он? Это же в высшей степени важно! Религий много, так разберись, какая из них верная. Ведь если Бога нет, то всё бессмысленно. А если есть Бог, есть и смысл.

Но ослепляют человека. Ведь люди дошли до того, что считают, будто мир сам собой произошел. Во всем его великолепии, многообразии, потрясающей сложности и красоте - и сам собою. Как можно дойти до такого, я бы сказал, простите, безумия?! Возьмите живую клетку: это нечто просто потрясающее! Это такая сложность! Столько там законов соединилось! И оказывается, это произошло само собой! А где вы, люди науки, нашли закон, по которому из неживой материи может произойти жизнь? Нет такого закона. Тогда откуда вы его взяли?

Кстати, страстями движутся и революции. В самом корне своем революция строится не на камне прочном, а на песке (ср.: Мф. 7: 24-27). Потому все построенное ею рушится и падает.

Говорит: «Бог знаем не по существу Его, но по великолепию творений Его и Его о них Промыслу». Само устройство мира, его красота и целесообразность говорят нам о Боге. Поэтому очень многие ученые - физики, математики - и приходят к мысли о Боге.

Но, еще раз повторю, страсти огрубляют человека. Настолько огрубляют, что сама мысль о Боге ему претит. И нет ничего удивительного в том, что он приходит к отчаянию. Посмотрите, сколько людей сейчас кончает жизнь самоубийством. И с каждым годом все больше и больше - и в Европе, и в Америке, да и у нас в России. Почему? Потому что душа чувствует бессилие, безысходность, бессмыслицу жизни. Мысли о Боге у человека нет, и его душа задыхается.

А можно дойти и до такого состояния, когда душа уже мертва, уже не чувствует духовного мира. Вспомните, что говорится в Евангелии: когда один из учеников сказал Христу: «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Иисус ответил: «Пусть мертвые погребают своих мертвецов» (Мф. 8: 21-22). А почему духовно умирают, что приводит к этой мертвости? Общие причины понятны, а если искать конкретных причин, то у каждого человека они свои. Как у каждого свой путь к Богу, так у каждого свой путь и к смерти. Об этом нужно отдельно с каждым человеком беседовать.

(Статья Сергей Амаланова) .

Почему Бог не наказывает плохих людей? Если мы подробнее разберёмся в том как это происходит, то мы получим также ответы на вопросы: «Почему Бог наказывает хороших людей» и «Почему меня наказывает Бог».

Мы часто можем видеть, что человек с плохими качествами, который унижает других, или просто ворует, или совершает другие аморальные, или просто отвратительные поступки, живёт лучше многих из нас. Неужели всё то плохое, что он делает никак не влияет на его жизнь. Почему Бог не наказывает плохих людей? Этот вопрос часто возникает в голове.

Мы разберёмся в этом вопросе с двух точек зрения.

О том, что живое существо, то есть — душа, переселяется из одного материального тела в другое, говорит ещё один эпизод Библии:

Ещё один эпизод из Библии: 3. Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14)

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти».
4. Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?»

Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели.».

Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13).

Согласно своему развитию в понимании окружающего мира, душа человека может воплотиться на высших («райских») планетных системах, или на низших («адских»). В священном писании «Шримад – Бхагаватам» подробно изложена информация о строении нашей вселенной. Описано - где находятся планеты «ада», где расположены планеты «райской» (высокоразвитой) цивилизации. Даётся описание растений, среды и особенности жизни на этих планетных системах. (Более подробно об этой информации изложено в статье сайта:- страничка открывается в новом - дополнительном «ОКНЕ»).

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Если рассматривать вопрос о том, почему Бог не наказывает плохих людей, с позиции духовных знаний, то Бог — наказывает плохого человека только в следующей жизни? А в этой жизни он может безнаказанно совершать плохие поступки? Но последние исследования учёных, доказали, что это не так.

Если подробно разобраться в особенностях работы головного мозга человека, в тот момент, когда он совершает тот или иной плохой поступок, то мы увидим непосредственную связь между таким действием и состоянием его сознания.

Для ясности, определим кого мы подразумеваем под «плохим» человеком. Это человек, который постоянно и целенаправленно совершает плохие поступки. Под плохими поступками мы подразумеваем: оскорбление, унижение, обман, поступки считающиеся аморальными, и конечно уголовные преступления.

Для точного анализа этих «плохих» действий, нам нужно коротко выделить некоторые особенности нашего организма.

Всю жизненную энергию человека, благодаря которой наш организм функционирует, можно разделить на две части.

Физиологическая энергия – это энергия, которая поступает после расщепления молекул глюкозы, то есть, в процессе переваривания пищи.

Нервно – психическая энергия – это энергия, благодаря которой наш головной мозг обрабатывает информацию, и с помощью управляющих нервных импульсов управляет движениями и всеми внутренними процессами (работа внутренних органов, обменные процессы).

Источником физиологической энергии является глюкоза. Может также быть этиловый спирт (алкоголь).

Источником нервно – психической энергии является глюкоза, и ещё один вид энергии, который пополняется организмом во время сна. Учёные биохимики убеждены, что этот вид энергии пополняется из вне (только во время сна). Именно поэтому, даже когда мы сыты, и глюкозы в крови достаточно, мозг всё равно может плохо работать и быть переутомлённым.

Наш головной мозг представляет собой биологический компьютер. И качество его работы, зависит от количества этой управляющей жизненной энергии.

Показателем количества жизненной энергии, является скорость обработки информации нашим мозгом.

Чем выше эта скорость обработки информации или управляющая жизненная энергия, тем выше наш тонус, общий физический тонус. Ощущения – яркие, восприятие мира – отчётливое. С помощью этой управляющей жизненной энергии, мы ощущаем гормоны удовольствия в крови. Поэтому, получаемое нами удовольствие от наличия эндорфина и серотонина (так называемые гормоны «счастья»), также зависит от этой жизненной энергии . Когда головной мозг быстро обрабатывает поступающую информацию от глаз, от ушей, кожи, мы полны сил, легко справляемся с решением возникающих вопросов, пребываем в хорошем настроении. Именно – хорошее настроение говорит о том, что жизненная энергия находится на высоком уровне.

По своей сути, эта управляющая жизненная энергия (или скорость обработки поступающей в мозг информации) является показателем ценности самой жизни с её ощущениями.

И наоборот. Если мы раздражаемся по пустякам, злимся, чувствуем себя «не в тонусе», это всё является показателем низкого уровня управляющей жизненной энергии.

Более подробно о том от каких действий зависит жизненная энергия человека, и почему происходит замедление скорости работы мозга, описано в статье . Мы с вами рассмотрим основные принципы этой работы.

Бывает так, что настроение было хорошее, но с кем то произошёл конфликт, и настроение а значит уровень жизненной энергии – резко понизился. Мы стали более раздражительны. В дальнейшем, если мы увидим этого человека, то настроение тоже упадёт. Даже, если мы просто вспомним об человеке с которым произошёл конфликт. Так работает наш мозг.

Головной мозг – биологический компьютер. И его работу, также как и в обычном компьютере, определяют программы, которые записаны в нашей памяти.

Главная задача головного мозга – обеспечение безопасного выживания организма в окружающем мире. Поэтому главные программы, которые будут постоянно сканироваться, учитываться мозгом при решении текущих задач, это программы с информацией, касающейся – выживания индивидуума!

После произошедшего конфликта с кем либо, в нашу память записана информация о «потенциальном противнике». Это важная информация. «Потенциальные противники» – могут мешать нашему успешному существованию. Поэтому, мозг будет тратить некоторое количество сканирующей, жизненной (нервно – психической) энергии, учитывая эту информацию в решении текущих задач и вопросов. Даже, если мы встретим человека, чем – то похожего на нашего «потенциального противника», мозг тут же приходит в возбуждение, и тратит больше своей нервно – психической (жизненной) энергии. Таким образом, чем больше в нашей памяти записано информации о наших «потенциальных противниках», тем больше жизненной (управляющей) энергии мозг расходует на сканирование этих данных, считая их важными для выживания!

Этот факт подтвердили английские учёные ещё в 90-е годы прошлого (ХХ) века. Они обнаружили, что когда человек обманывает другого человека, его мозговая активность (расход управляющей жизненной энергии) может увеличиваться в разных ситуациях, до 10-15 раз!

Наши учёные из «Института мозга» РАН, также изучали работу головного мозга человека, в момент, когда человек говорит неправду. Они обнаружили группу нейронов, которая приходила в возбуждение в тот момент, когда человек пытался выдать «неправильную» информацию (попросту – обманывал). Помимо этого, происходило «торможение» в области мыслительной деятельности головного мозга. Это было реакцией мозга на «неправильную» информацию. То есть, как на ошибку в своей работе. Говоря проще, когда человек обманывает, он начинает сильно растрачивать свою жизненную энергию, а также начинает тормозить мыслительный процесс (во избежании новых ошибок).

Что происходит в головном мозге, когда человек обманывает другого человека, с точки зрения логики работы мозга (выживания организма).

Мозг записывает ещё одну программу о новом «потенциальном противнике»!

В конечном результате, обманщик попросту – обкрадывает себя жизненной энергией, которую нельзя купить даже за очень большие деньги!! Причём, информация о «потенциальном противнике» остаётся навсегда.

Обратите внимание: мы рассмотрели вариант (обман), когда обманутый — «потенциальный противник» только может стать реальным противником. На сколько же процессы торможения мыслительного процесса, и быстрого растрачивания жизненной энергии — более выражены, — когда человек в результате своих действий приобретает реального противника, например во время конфликтов, унижения другого человека, подавляя кого-либо, оскорбляя и прочее.

Рассмотрим ситуацию с супружеской изменой.

Если человек изменил своей супруге (супругу) или близкому человеку, то «потенциальным противником» становится супруга (супруг). Именно в её обществе мозгу необходимо учитывать информацию об измене, чтобы случайно не проговориться не выдать информацию об измене. Поскольку «потенциальный противник» (супруг(а)) может находиться в течении длительного времени рядом, мозг расходует очень много жизненной энергии. Нехватка жизненной энергии, выражается в напряжённом состоянии, нервозности, плохом настроении, низком физическом тонусе мышц и т. д. «Изменщик» своим поступком сам себя лишил своей жизненной энергии. Зачастую такое состояние приводит к разладу в отношениях, из-за невозможности нормального общения друг с другом после самого факта измены.

Интересно, что даже мысленное осуждение человека – во многих религиях считается греховным поступком. И действительно, даже мысленно осуждая кого — либо, мозг сохраняет, и в дальнейшем учитывает эту информацию, о «потенциальном противнике» — как важную для выживания . Так работает наш мозг. Чем хуже ты сделал человеку (или даже просто подумал о нём плохо), тем важнее эта информация как о «потенциальном противнике» для нашего мозга. Тем больше жизненной энергии мозг будет тратить на её сканирование в решении повседневных дел. Соответственно, человек будет чувствовать недостаток этой нервно–психической (жизненной) энергии.

Таким образом, плохой человек своими поступками (аморальными и безнравственными) постепенно переполняет свою память информацией о «потенциальных противниках», многие из которых стали реальными противниками. Всё больше жизненной (нервно – психической) энергии затрачивается на сканирование этих данных. Всё меньше её остаётся для организации всех процессов в организме и мышлении. Человек, ощущая её нехватку, постоянно пребывает в плохом настроении, постоянно раздражается. В таком состоянии он совершает всё больше и больше плохих поступков по отношению к людям. В итоге жизненной энергии остаётся настолько мало, что неминуемо возникают проблемы со здоровьем, так как управляющей жизненной энергии недостаточно для организации всех жизненных процессов в организме. Понятно, что и в отношениях с людьми, в том числе и с близкими, — появляются реальные проблемы.

У человека в таком состоянии возникает естественное желание «простимулировать» свою нервно – психическую энергию, при помощи никотина, алкоголя, или более сильных стимуляторов. Но все искусственные стимуляторы не повышают нашу жизненную энергию, а лишь увеличивают её расход на некоторое время. После чего, её уровень падает, для восстановления. Стимулируя жизненную энергию подобным образом, мы просто берём её взаймы у самих себя.

Наше материальное тело и ум, созданы по божественному закону. И согласно этому закону, если человек совершает плохие поступки, он лишает себя божественной жизненной энергии, тем самым – наказывает сам себя. Всё уже изначально создано энергиями Верховной божественной Личности именно таким образом. Так работает этот высший закон справедливости. Даже, если человек об этом ничего не знает, или не хочет знать!

(Сергей Амаланов).

Мира всем! С. Амаланов

Читайте онлайн книги Сергея Амаланова на сайте: (страница откроется в новом «ОКНЕ»).

КНИГА С. АМАЛАНОВА

Приходилось ли вам когда-нибудь оправдываться за дела, которые не имеют к вам никакого отношения? Ну, или почти никакого. Если да, то вы можете понять мои чувства, когда разговорившись на остановке с одной девушкой по вопросу веры, Бога и духовности, мне пришлось выслушать от нее буквально шквал обвинений в адрес Бога.

«Нет, Его не может быть! Ну, может Он и есть где-то, но я не хочу, чтобы Он касался моей жизни! Пусть просто даст мне жить спокойно, с меня уже хватит. Ну как, ну как Его могут называть любящим! Ведь я ничего не делала плохого, всем старалась помогать, относиться по-доброму. А в ответ – одни беды! Почему же Бог меня наказывает!?» И она начала перечисление многочисленных жизненных неурядиц, включая уход мужа и проблемы с родителями.

Ну что тут скажешь? Я призвал на помощь все свои немногочисленные на тот момент (а происходило это лет десять назад) знания о законах Божьих, что-то пытался говорить о том, что в мире грядущем за все воздастся по заслугам, что Бог все равно любит, еще что-то… Все бесполезно. Конечно, сейчас я бы повел себя по-другому, но тогда этот момент остался у меня в душе и заставил крепко задуматься. Так бывает? Бог действительно наказывает? У меня не было сомнений в том, что Бог знает, что делает, но все же…

Занимаясь пасторской работой, неизбежно сталкиваешься с вопросами прихожан о том, почему то или иное событие случается в их жизни. И если кто-то приходит к пастору, в 95 процентах случаев – это не разговор о радостных событиях, а о различных проблемах в жизни веры и даже просто жизни. Как принять и пережить ту или иную ситуацию? Как понять, почему она возникла? Неужели я совершил что-то такое, что Бог теперь меня наказывает? Почему? Множество вопросов всплывает сразу, как только у верующего человека, я подчеркиваю, именно у верующего, возникает какая-то проблема. Ведь неверующий просто принимает это как данность – ну, так произошло, так сложились обстоятельства. Может кто-то верит в судьбу, в предопределенность, но все равно – больше переживают за последствия ситуации. Другое дело – верующие. Ведь мы верим, что есть Бог, Которому мы вручили свои жизни, Который любит нас, мы верим, что Он с нами, что мы спасены. И поэтому когда что-то случается, верующих людей беспокоят не только последствия ситуации, но скорее ее причины – значит, я сделал что-то не так? Бога со мной уже нет? Или я Его рассердил? Он на меня теперь в ярости? Бог меня наказывает?

Святые отцы, конечно, отвечали на подобные вопросы, и может они не возникают у тех, для кого Добротолюбие – настольная книга. У большинства – возникают.

С чего же начать? Как подступиться к этому вопросу? Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень». Т.е. в начало всего. Все, что мы имеем сейчас, имело свое начало. Именно там, в начале человеческой истории, в Эдемском саду, совершилось грехопадение и первые люди, ослушавшись Бога, стали жить собственным разумением. И ладно бы собственным. Князь мира сего и бог века сего получил возможность влиять на человека через его грехи и с тех пор мы так и остаемся как бы с разделенной душой – и вроде добрыми и хорошими хотим быть, и в то же время зло очевидно укоренилось в нашей сути. Силен в нас бывает наш «ветхий человек».

С начала времен за душу каждого из нас ведется настоящая борьба. Помните Иова? Только представьте, что тот же самый спор Бог и сатана ведут за вас, сейчас, в данный момент. И вполне очевидно, что и Бог и сатана могут вызывать в нас различные чувства, эмоции, намерения, организовывать обстоятельства нашей жизни, как, например, рассказывает об этом Павел «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фесс. 2:18). И Бог и сатана находят частичку «своей» природы в нашей душе. Поэтому апостол Петр предостерегает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Если за нашу душу ведется борьба, значит, мы нужны, причем и Богу и сатане. И вот здесь мы и подходим к самому главному вопросу. Если мы рассуждаем о том, наказывает ли нас Бог, то самое время вспомнить, а что же означает само слово – «наказание»? На практике, наказывают в трех случаях: когда ненавидят, из мести, также наказание следует, когда нарушается закон, и еще наказывают ради воспитания. Легко понять, например, почему людей наказывает сатана, человеконенавистник. А Бог? Да, Бог ненавидит грех, так как это не Его природа. Но Он не ненавидит людей! Поэтому Бог не наказывает из мести или обиды. Да, Бог судья, Он – создатель законов Вселенной и Его отнюдь не радует их нарушение. Но представьте Бога, как надсмотрщика, он стоит с дубиной над нашей головой и только и поджидает, когда же человек нарушит Его законы, чтобы треснуть его по голове и сказать: «ты нарушил Мои законы, на тебе, получай»! Это не тот Бог, которого я знаю, и, не тот Бог, о котором говорил Иоанн, что Он есть любовь. Иисус, когда его спросили о самых главных заповедях, дал заповеди любви. Поэтому Бог «наказывает» из любви.

Все мы знаем, что лекарства – вещь в основном неприятная, да и сам процесс лечения мало того, что удовольствия не доставляет, так в случае запущенной болезни превращается в операцию, когда ладно еще, если все органы останутся на месте. Но если поврежденный орган не удалить, то заражение распространится на все тело, и тогда все – прощай, человек!

Конечно, с гуманистической точки зрения, гибель Содома и Гоморры, истребление ханаанских племен во время исхода, или тот же самый потоп – вещи ужасные. Как же любящий Бог мог уничтожить столько людей, подвергнув их страданиям и лишив самого драгоценного – жизни. Но давайте вспомним, что с точки зрения Бога, именно об их жизни Он и заботился, но только не временной, земной, а об их вечной жизни в мире ином. Эти люди до сих пор живы, они ожидают спасения в духовном мире. А вот во время своей жизни на земле они настолько развратились, что их исправление оказалось невозможно. К тому же каждая из этих ситуаций была очень особой.

Те же хананейские племена, например, практиковали человеческие жертвы своим языческим богам. И кто-нибудь представлял себе, например, ужас матери, маленького сына которой жрецы Ваала ложили на руки огромного бронзового истукана, и когда эти руки поднимались, чтобы этот несчастный ребенок проваливался в пламя, горевшее внутри этой статуи и сгорал заживо. Или «невинный» обычай, приносящий, как считалось, удачу всему дому, ритуально убивать первого родившегося ребенка и замуровывать его тело в стену дома!? Или ритуальная проституция, процветавшая в храмах и сопровождавшая почти любые «религиозные» служения?

Мало ведь кто задумывается о тех, кто становится жертвами такой культуры – сколько насилия, жестокости, предательства, самых гнусных человеческих пороков и качеств приходилось испытывать на себе людям того времени.

Но хорошо, не будем уходить от главного. Скорее всего, мы не живем в развратном районе Содома и младенцев в жертву не приносим. По крайней мере, внешне. Возможно, мы вымещаем свои комплексы на окружающих, третируя жену или показывая власть над ребенком, наслаждаясь властью над подчиненным или наоборот, раболепствуя перед власть имущими. А может мы тихо ненавидим окружающих, просто потому, что они не ведут себя так, как нам бы хотелось, и от того, что ничего сделать не можем, ненавидим и себя заодно. А может у нас настолько все хорошо и мы так уверенно себя чувствуем, что нам стало наплевать, что же происходит вокруг, с другими людьми. А может мы настолько праведные, соблюдая все законы, Божьи и человеческие, что в своей праведности уже давно вознеслись выше Бога? Суд Божий – это не к нам?

Бог создал нас для того, чтобы мы стали Его образом, похожим на Него, чтобы Он мог наслаждаться вместе с нами отношениями любви, самым ценным, что есть во всей Вселенной и самой большой ценностью Бога. Но чтобы стать такими людьми, нам предстоит проделать большой путь, избавившись от своей «ветхой» природы, и воспитывая в себе Божью. После грехопадения мы заболели, серьезно заболели. Болезнь разъедает наши внутренности, добираясь до нашей основы и поражая наше Сердце, которое постепенно все меньше становится способно любить. Но ведь мы не просто рабы или слуги Бога, Он не для этого создал нас. Мы – Его дети, которые появились от Его огромной любви.

Вспомните притчу о блудном сыне – Иисус донес до нас страдающее и ищущее Сердце Бога. Отец поступил там не по справедливости, закону, а по любви. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и прожил счастливую и полную радости жизнь. Но представьте, родитель видит, его ребенку понравились блики на воде, они такие красивые, переливаются, манят к себе. И ребенок делает шаг к воде. Он не знает, что вода – не суша, она только кажется твердой поверхностью, он не знает, что эти блики – всего лишь мираж, и он скоро исчезнет. И родитель преграждает дорогу, он не дает подойти к воде. Что может подумать ребенок? То же самое, что иногда чувствуем мы, когда Бог преграждает нам дорогу к какой-нибудь нашей манящей и переливающейся всеми красками мечте. И мы недоумеваем, почему?

Любовь Бога, Родителя, это одновременно и любовь матери и любовь отца. И если материнская любовь мягкая, обнимающая, утешающая, то отцовская – строгая, это ответственность, правила, заповеди. Нам всем приятно принимать материнскую сторону любви, но часто трудно воспринять его отцовскую сторону. Но без этого мы не сможем стать образом Божьим, похожим на Него. И поэтому Бог дает Свое Слово и хочет, чтобы мы его выполняли.

Таким образом, Бог не наказывает, а воспитывает человека ради его будущего как образа Божьего. Если болезнь зашла далеко или человек находится у опасной черты – Бог прописывает сильное лекарство или предпринимает решительные меры. Так как мы не знаем Его воли и к чему же Он нас в итоге хочет привести, нам кажется, что Бог только осложняет нашу жизнь, заставляя проходить жизненные уроки, или трудности.

Но если мы поймем, что Его самое большое желание – быть с нами в отношениях любви, и что нам предстоит изменить себя в соответствии с Его образом, тогда мы совершенно по-другому взглянем на все ситуации в своей жизни и обязательно увидим Его руку в тех событиях, которые происходят с нами.

Ну а как же быть с сатаной, ведь он тоже влияет на нас? Как же различить, эта ситуация от Бога или от сатаны? По плодам судите. Сатана хочет через трудности погубить человека, а Бог хочет, чтобы человек через преодоление трудностей изменился. И поэтому бывает, что человеку в депрессии сатана устраивает увольнение с работы и это оказывается переломным моментом в его решении покончить жизнь самоубийством. А бывает, что успешный предприниматель с прекрасными видами на будущее, ни в ком не нуждающийся, попадает в аварию и становится пожизненным инвалидом, полностью зависящим от других, но открывает мир души и любовь к Богу и окружающим.

У нас есть Слово, молитва и советы духовного наставника, чтобы понять, от кого та или иная ситуация. Но не стоит забывать, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Поэтому нам в любом случае и в любой ситуации стоит обращаться к Богу, прося его руководства и защиты, руководствуясь самым лучшим, на мой взгляд, отношением:

Боже, дай мне сил принять то, что я не в силах изменить,

дай мне смелости изменить то, что я в силах поменять.

И дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого.

Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна.

(Иов. 20, 5).

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

(Притч. 1, 19).

Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.

(Притч. 24, 19-20).

Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие.

Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его.

(Сир. 9, 14).

Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.

(Мал. 3, 14 – 4, 1).

Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.

(Лк. 6, 24-25).

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое.

Бог долго ждет, да больно бьет.

Бог не Никитка, повыломает лытки.

Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели.

Русские пословицы.

Плачь о грешнике, когда ему всё удается, потому что простирается на него меч правосудия.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Может показаться, что дело лукавых людей преуспевает, но в конце концов оно все равно рухнет.

Некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: «Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, несмотря на то, что Он дал им для этого годы.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Многие из людей и здесь наказываются, и там судимы бывают; другие здесь только, а иные только там.

Итак, если кто праведен, но сделает что-нибудь худое, и за это будет страдать здесь и подвергнется наказанию; ты не смущайся, но подумай про себя, и скажи: праведник этот, видно, когда-нибудь сделал какой-либо малый грех, - и восприемлет здесь, чтобы там не быть наказанным. Опять, если увидишь грешника грабителя, корыстолюбца, делающего множество зла, - и однако благоденствующего; подумай, что, видно, он сделал когда-нибудь нечто доброе, и восприемлет здесь добро, чтобы там не требовал награды.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Если злые люди здесь, в мире сем, благополучно живут, а добрые терпят зло и беды, тем не смущайся, но смотри на конец обоих. Благополучие и злополучие в конце проявляется и примечается. Злые здесь благополучно живут, но зло умирают, и к великому бедствию – вечной погибели – переселяются. Добрые и благочестивые в несчастии живут и терпят зло, но блаженно умирают, и к вечному блаженству переселяются.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Если же бы за каждым преступлением неотложно следовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград, ни наказаний.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).

Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Господь ждет покаяние от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит, Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Мир ошибается: безусловных счастливцев не существует. Если они себя так называют, то достойны сожаления. Они дремлют и не чувствуют, как червь гложет корень цветка, который они сладостно и утешительно обоняют. Очень часто те самые блага, которые составляют человеческое счастье, бывают источником неожиданных бедствий. Очень, очень часто человек, подобно мухе, вязнет и погибает в сладости, которой желает себя удовлетворить. Пока грех гонится за человеком, он не может быть счастливым.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Не завидуй тому, кто преуспевает при посредстве неправд, но считай всех человеков высшими себя, и сам Бог будет с тобою.

Преподобный Антоний Великий (IV век).

Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям да самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости.

Господь не сказал Адаму: в оньже день снесте, Я умерщвлю вас, но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2, 17). И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, не знающие духовного закона.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)

Чтобы не пролиялись стоны твои, мир и благополучие грешников зря на земле сей, вспомни, что никакие блага земные не могут идти в сравнение с благами небесными. Всего вожделеннее – блага горнего мира.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда мы наказываемся от Господа.

Среди христиан есть такой спор: наказывает ли Бог или нет, от кого приходит скорбь в нашу жизнь – от Бога или от дьявола? Я хочу в этой проповеди поставить «жирную точку» в этом вопросе. Библия показывает нам, как это происходит и почему это происходит.

Прочитаем 1 посл. Кор. 11 гл. 32 ст.: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Апостол Павел, обращаясь к Коринфской церкви, говорит такие слова: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Выше он говорит: «От того многие из вас больны, немощны и немало умирают». Немощи, болезни и преждевременная смерть – это есть наказание от Бога или же суд Божий. Этот суд справедливый, он приходит в жизнь христианина за что-то. Апостол Павел говорит, что причина этому то, что верующие не судят самих себя. Т.е. не дают оценку своим поступкам, а точнее, не каются в своих грехах.

Почему Бог совершает суд? Бог совершает суд не просто для того, чтоб причинить боль и страдание человеку. Этот суд происходит потому, что Бог очень сильно любит своих детей. Как мы уже читали ранее: «…мы наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Иными словами – со своим народом Бог судится здесь, на земле, и когда приходит скорбь и трудности, то, как правило, верующий человек начинает копаться в своей жизни и к нему приходит покаяние.

Есть такое место Писания: «…время начаться суду с дома Божьего». Например, люди мирские делают какие-то дела, но когда христиане делают то же самое, то к ним Бог более строг. И некоторые христиане, не понимая, рассуждают: «Как же так, Бог неверующих любит больше, чем нас? Потому что за одно и то же их Бог не наказывает, а нас наказывает». Но на самом деле, причина в том, что Бог христиан больше любит. И когда я совершаю какое-либо дело, которое Богу не нравится, и при этом сам лично не раскаиваюсь в этом, то Бог вынужден судить меня для того, чтоб привести к покаянию.

В самом начале Библии, когда Бог имеет дело с Каином, Он предупреждает Каина о том, что у дверей его сердца лежит грех. И этим грехом было убийство. Каин пропустил «мимо ушей» предупреждение Бога и убил своего брата Авеля. После этого Бог, обращаясь к Каину, спрашивает у него: «Где брат твой?». Как будто Бог не знал, что произошло. Многие люди не понимают этого, почему Бог спросил у Каина, где его брат. На самом деле, Бог давал возможность Каину покаяться. Но Каин отвечал Богу: «Я что – сторож своему брату?». И тогда Бог сказал Каину: «Голос крови твоего брата вопиет от земли». Бог не только знал, что Каин убил Авеля, Бог знал это еще до того, как Каин это совершил. Бог дает возможность покаяться. И когда не приходит покаяние, приходит суд.

Возникает вопрос, кто наказывает: Бог или дьявол? Одни люди находят одни места из Писания, другие показывают на другие места Писания, и каждый уверен в своей правоте. Я хочу показать из Библии, как происходит наказание.

В книге Иова написано, что происходит в духовном мире. В 1 гл. книги Иова написано, что был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред лицо Господа и между ними пришел сатана. И Бог говорит сатане: «Обратил ли ты свое внимание на раба моего, Иова?». Бог дает Иову прекрасную оценку – 1 гл. кн. Иова 9 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? – И сказал, – Ты благословил его и поэтому он послушен Тебе.» Далее стих 11.: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя?». Сатана предлагает Богу: «Забери все те благословения, которые есть у Иова, и прославит ли он Тебя?». – И сказал Господь сатане: «Вот все, что у него в руке твоей, только на него не простирай руки твоей». И отошел сатана от лица Господнего.

После этого приходит беда в жизнь Иова. Кто совершил это зло? Дьявол. Но дьявол никогда не мог бы совершить это зло, если бы Бог ему не разрешил. В этом месте Писания очень четко показано, что все, что может сделать дьявол, – это только то, что позволено ему Богом и не более того. И Бог поставил границы этих испытаний Иова. После того, как пришли беды в жизнь Иова, сатана снова пришел к Господу и снова между ними произошел разговор. Бог сказал сатане, что Иов по-прежнему благодарен Ему, по-прежнему Иов благочестив.

Книга Иова 2 гл. 4 ст.: «И отвечал сатана Господу и сказал: кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его – благословит ли он тебя?». Снова сатана говорит Богу: «Ты простри руку, Ты скажи, чтоб произошли эти беды, и посмотришь, благословит ли он Тебя». Далее стих 6: «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги». Т.е. снова Бог поставил границы – сатана мог поразить его болезнью, но не мог забрать у Иова жизнь. Стих 7: «И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Почему сатана получил возможность это сделать? Потому что Бог ему это разрешил. В первой ситуации Бог разрешил ему забрать у Иова все, но сатане было запрещено его касаться, т.е. при всех этих бедах Иов был при полном здравии. И сатана только тогда смог поразить его проказой, когда Бог ему разрешил.

Когда люди говорят, что сатана дает болезнь, – они правы, и когда люди говорят, что от Бога приходит болезнь, они тоже правы. И так и так правильно. Потому что сатана не может что-то сделать без Слова Божьего.

В книге Иова есть такие слова: «Чего боялся я, то и постигло меня». И когда мы рассуждаем над этим местом Писания, то есть такое распространенное мнение, что из-за того, что Иов боялся, потому это его и постигло. Но я скажу вам, что только потому, что Бог это в своем сердце знал, что будет в жизни Иова, и потому Иов, который имел общение с Богом, это тоже чувствовал. И он боялся потому, что он получил это откровение от Бога. И когда пришла беда в его жизнь, он был приготовлен.

Моисей разговаривал с Богом, и Бог посылал его на служение. Моисей усомнился в своих возможностях и способностях. Он сказал Богу, что он косноязычный и у него не получится вести весь еврейский народ, т.к. он не может быть оратором и пророком, потому что он не умел красиво говорить. И Бог ему отвечает: «Кто делает слепым, кто делает немым, не Я ли – Господь?» Но мы должны понимать, что не сам Бог это делает, это делает сатана, но с разрешения Божьего.

Еще один пример из Библии, когда иудейский царь Иосафат и израильский царь Ахав принимают решение идти войной на Сирию. Многие пророки говорили Ахаву: «Иди, потому что Бог с тобой, и ты одержишь победу». И только один пророк сказал Ахаву, что он потерпит поражение и погибнет. Как это произошло?

Пророк Михей получил слово от Господа. 3 кн. Царств 22 гл. с 19 ст.: «И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамаофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Много разных духов и много самых разных предложений по отношению того, что можно сделать в жизни Ахава. И Бог выслушал все эти предложения, но сказал: «Сделайте только то, что Я вам разрешу». И вот, после разрешения, этот дух сделался духом лживым в устах пророков. Стих 23: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе».

Вот таким образом пришло наказание, беда в жизнь Ахава. Ахав – это муж Иезавели, которая хотела убить пророка Божьего. Ахав в своей жизни сделал очень много зла, и то, что произошло в его жизни, – это было наказание от Господа. Но не сам Бог стал духом лживым, а Он послал духа лживого, Он попустил его. Мог ли какой иной дух нечистый что-то еще предложить? Мог. Но Бог не разрешил бы это ему сделать. Т.е. этот дух мог сделать только то, что Бог повелел сделать. Поэтому, когда речь идет о том, что может произойти в нашей жизни, страх мы должны иметь не перед дьяволом, а перед Богом. Не дьявол что-то определяет и решает, а Бог. Об этом хорошо сказал пророк Иеремия.

Откроем книгу Плач Иеремии 3 гл. 37-38 ст.: «Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?». Т.е. если хоть что-то произойдет без разрешения Божьего, то это будет значить, что Бог потерял контроль. Такого никогда не произойдет. Господь царствует. Иисус сказал об этом четко: «У вас даже волосы на голове сочтены и ни один из них не упадет без воли Отца Моего».

Мы должны понимать, что чтобы не происходило в нашей жизни, всегда ситуацию контролирует Бог. Не может быть такого, что дьявол где-то спрятался и сделал что-то без разрешения Бога. Такого никогда не было в Ветхом Завете, а тем более, в Новом Завете. Почему я так говорю? Потому что до победы Христа, до его воскресения, ключи от ада и смерти были у дьявола. Иисус у него забрал эту власть. И если нами что-то сделано неправильно, то свой вопрос мы должны решать не с дьяволом, а с Богом.

Что сегодня некоторые люди делают? Их молитвы на 90% обращены к дьяволу, вместо того, чтоб иметь общение с Богом. И если я каким-то своим поступком или словом, дал место дьяволу, то, прежде всего, мне нужно обращаться и разбираться с Богом. И если бы я судил самого себя, то не был бы судим от Господа. Закрыть двери для дьявола можно очень просто – покаянием. Для нас это кажется очень простым. Но это право было очень непросто завоевано Иисусом Христом. Он все совершил для нашей победы. Написано, что одним приношением Христос навсегда сделал совершенными освящаемых. Но освящение и очищение приходит тогда, когда мы судим сами себя. Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит и очистит. И дьявол не сможет подступить ко мне, хотя по большому счету, я могу быть виноват. Мы сегодня живем немножко в других отношениях с Богом: мы не живем с Богом по справедливости. Если бы по справедливости, то мы бы все были в аду. Мы живем по милости Божьей. Написано в Библии, что Бог милость превознес над судом.

К большому сожалению, многие христиане достигли уровня справедливости: я хороший, поэтому и Бог со мной хороший. Но на самом деле, наши отношения строятся совсем по другому закону: по милости. По справедливости я достоин наказания, а по милости Божьей я прощен и оправдан. Но для милости есть условие: я должен судить самого себя, но не в том плане, что отправлять себя в ад или еще куда-то. А в том плане, что я должен давать оценку своим поступкам, давать оценку своим словам и своим действиям и признавать это, если это неправильно, перед Богом как грех. И тогда срабатывает новый закон – закон милости. Это самый высший закон. Закон был дан через Моисея – это был закон справедливости. Но истина пришла через Иисуса Христа. И вот, пророк Иеремия дает такую оценку, что и плохое, и хорошее происходит от уст Всевышнего. Что это значит? Это значит, что как Бог сказал, так будет.

В книге Деяния апостолов мы читаем, как один из пророков предсказал, что будет голод. И церковь приготовилась, т.е. они знали, что это произойдет. И мы сегодня должны понимать, что в мире сегодня не все так просто. И мы так же должны понимать, что сегодня Бог имеет дело и с церковью.

Вчера в Махачкале прямо днем убили епископа евангельской церкви. Просто так – подошли к машине и расстреляли. У него осталась жена и пятеро детей. Это произошло в России и, возможно, что это сделали радикально настроенные мусульмане. И возникает вопрос: где был Бог в это время? Почему это произошло? Конечно, мы не можем дать на это ответ. Мы многое не знаем и не понимаем. Но на основании Писания я могу твердо утверждать, что не могло это произойти без воли Божьей. Потому что и бедствия, и благополучия происходят от уст Всевышнего. Кто-то сегодня живет в стране, где все хорошо, где соблюдая законы, будешь преуспевать и будешь благословенным, а кто-то сегодня живет в такой стране, где за исповедание своей веры, за исповедание Христа, могут запросто убить.

Я недавно читал, что в Пакистане убили женщину, христианку, и четверых ее детей. И там люди живут в таких условиях. Там покаяние равносильно смертному приговору. Тем не менее, там, у людей находятся силы, они не отрекаются от Христа и они идут за Богом.

Мы прекрасно знаем, что, кроме жизни на земле, есть другая жизнь и мы не вечны на земле. У каждого есть свое время. Но, чтоб не было не предвиденных, не желаемых судов Божьих, апостол Павел говорит: «Если бы вы судили сами себя, то не были бы судимы Богом». И такой Божий суд – великая любовь. Как написано в Библии: «Бьет всякого сына, которого принимает». Любой из нас нормальный родитель наказывает своего ребенка не для того, чтоб поиздеваться над ним, а для того, чтобы воспитать его, исправить и предотвратить от глупых поступков. И в этом наказании есть любовь. Если мы так поступаем по отношению к нашим детям, то тем более Бог. Но если ребенок осознает, если он понимает, что не нужно делать и не делает этого, то есть ли нужда в наказании? Нет.

Бог любит каждого из нас, и Он написал наши имена в Книге жизни. И все находится под Его контролем. Еще раз повторю: для милости Божьей есть обязательное условие – покаяние. Хочу обратить внимание на то, что такое покаяние. Покаяние – это не значит, что я пришел к Богу и говорю: «Я сделал это, а Ты пойди и сделай то». У некоторых есть такие странные отношения. Покаяние – это признание своей вины и абсолютно не выдвигая при этом никаких условий. Т.е. я виноват и согласен на все.

Вспомним притчу о блудном сыне. Блудный сын захотел взять часть своего имения и распорядиться ним по своему усмотрению. Отец ему разрешил. Он взял это имение, пошел и натворил кучу глупостей. Прогулял все имение и остался ни с чем. И вот, что такое покаяние: когда он решил вернуться к своему отцу, он был согласен на любые условия, он согласен был быть одним из рабов только, чтобы быть в доме своего отца. И вот, когда есть такое покаяние, когда он пришел к отцу, то отец пир устроил и одел ему на палец перстень как символ власти. Отец дал ему все. Притом даже второй сын, который не был блудным, а все это время работал, даже соблазнился и сказал: «Ничего себе… Может, для того, чтобы получить такое благословение, нужно вначале пойти и прогулять все?» Второй сын не понял сердце отца. Но он и не знал сердце своего брата.

Покаяние – когда мы приходим к Богу и полностью доверяемся Ему. Поверьте – всякий совершенный дар приходит от Него. Не может никто лучше, чем Бог распорядиться нашей жизнью, и мы сами в том числе. Все, что сделает Бог, всегда будет во благо. Бог не помышляет о том, как нас наказать, наоборот, Он помышляет о том, как нас защитить и оградить от глупых поступков. А для этого, иногда в нашу жизнь, приходится допускать скорби, трудности.

Если мы посмотрим на то, что произошло в жизни Иова, – это, конечно, было не наказание. Это было испытание. Это был человек, которому Бог позволил сразиться с дьяволом лицом к лицу. Это был человек, в котором Бог был уверен. И что произошло? Не Бог в этом случае победил дьявола, в этом не было нужды. Победил дьявола Иов. Бог допустил дьяволу вступить в это сражение, но Иов победил в нем. И такой чести удостаивается далеко не каждый человек. Это избранные люди, которых Бог помазал, и которые смогут победить дьявола в своей жизни, что бы ни произошло. Иов остался верен Богу.

Откроем 2 кн. Царств 24 гл. 1 ст.: «Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». О том же написано в 1 книге Паралипоменон 21 гл. Там написано, что дьявол побудил Давида совершить исчисление народа. В книге Царств написано: гнев Господень. На кого? На Давида? Нет, на израильтян. И когда Давид это сделал, к нему пришел пророк и сказал: «Есть три наказания для тебя, выбирай».

2 кн. Царств 24 гл. 13 ст..: «Пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтоб ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей. Теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня. И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».

Давид, когда молился, говорил Богу: «За что им наказание? Ведь я сделал это исчисление. Но на самом деле, Бог допустил это в сердце Давида из-за израильтян. Поэтому с Давидом ничего не произошло в данной ситуации. Потом Бог дал ему выход и поражение народа прекратилось.

Бог управляет абсолютно всем, что происходит сегодня в мире. Я сегодня говорю об этом не по той причине, чтоб мы боялись бедствия или скорби. Я говорю о том, насколько важно, чтоб мы приходили к покаянию.

Если совершен грех – это проблема, но есть милость Божья. По справедливости за грех мы должны быть наказаны, а по милости мы получаем спасение и оправдание. Но Бог – справедливый судья и для того, чтоб эту милость явить нам в жизни, Он возложил наше заслуженное наказание на Сына Своего – Иисуса Христа.

Иисус Христос висел на кресте несправедливо, Он не заслуживал этого. Но это была цена, это была плата за меня и за каждого из вас. Т.е. из-за своих грехов я должен был понести наказание, и это было бы справедливо. Но т.к. мое наказание взял на себя Христос, то по милости я освобождаюсь от наказания. И вся слава при этом принадлежит Иисусу Христу. И при этом Бог остается абсолютно справедливым. И поэтому у нас есть сегодня эта великая привилегия: прийти к престолу Благодати, прийти к Господу и получить милость.

И когда в нашу жизнь приходит осознание того, что мы помилованы и прощены, что-то происходит с нашим сердцем. Мы становимся милостивыми, мы уже не такие строгие по отношению к грехам других людей, потому что мы понимаем, что сами помилованы. Как сказал апостол Иаков: суд без милости не оказавшему милости. Если мы сами живем с Богом по милости, то, какое мы имеем моральное право не проявлять ту же милость по отношению к своему окружению? Что бы они ни сделали и что бы они не сказали.

Христианин – это тот, который сам получил милость от Бога, поэтому он может дать ее. Милость дать не способен тот человек, который сам ее не получил, и с Богом пытается поступать по справедливости, и ничего у него не получается.

Был в моей жизни период, когда я думал: «Господь, почему Ты меня не благословляешь? Ведь я столько всего делаю, значит, Ты должен меня благословить, но почему все наоборот происходит?» Потом пришел период, когда у меня все внутри изменилось. Теперь я думаю: «Господи, за что Ты меня благословляешь? Я не заслуживаю этого». Но это совершенно другой уровень, уровень милости Божьей. И мы сегодня получаем от Бога не потому, что заслужили, а потому, что милость Свою Он превознес над судом.

Прочитаем Посл. к Рим. 2 гл. 3 ст.: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?». Вот проблема у некоторых христиан – всех вокруг осуждают, не подозревая, что сами делают то же самое. По отношению к себе они претендуют на милость, а по отношению к другим они требуют справедливости. Что само по себе не является логичным. Почему есть такие люди? Потому что суд Божий никогда не приходит сразу, потому что Бог дает время покаяться. В книге Откровения Бог обращается к одной из церквей и говорит: «У тебя есть Иезавель, она сделала много зла, но (Бог говорит интересную фразу) Я дал ей время покаяться. И если не покается, Я ее накажу».

Когда мы совершаем какой-либо грех, это не значит, что тут же получим по голове палкой или сразу придут скорби и трудности. Нет. Не происходит ничего. В этом и проблема. И потом нам кажется, что пройдет и на другой раз, и на третий. Но не пройдет. Если мы не будем судить сами себя, то будем наказываться от Господа, чтобы пришло покаяние.

Знаете, что такое долготерпение Божье? Мы даже себе этого представить не можем. Когда у нас терпение лопается, то Бог еще даже не начинал терпеть. А у Него есть долготерпение. Когда я читаю Библию, я вижу, как с некоторыми людьми, сделавшими очень много зла, Бог поступал очень милостиво, когда они приходили и каялись. Даже тот же Ахав, который совершил убийство и сделал много зла, осознал это, пришел, покаялся и Бог говорит ему: «Я тебя прощаю». Т.е. Бог действительно очень и очень милостив. Но для милости есть условие: если мы не будем раскаиваться в своих грехах, если мы не будем судить свои поступки, то мы в этом случае живем по закону справедливости. Т.е. за сделанный грех должно прийти наказание. Но если мы хотим жить по закону милости, в таком случае должно быть покаяние.

Обратитесь к Богу и скажите: «Господь, я совершил грех и достоин наказания, как хочешь, так и поступай со мной». И не бойтесь этого, потому что Бог хочет нас простить, помиловать и благословить. Богу более приятно от того, что Он нас благословляет, а не от того, что Он вынужден нас наказывать. Это необходимо, чтоб дьяволу закрыть рот. Т.к. дьявол, как прокурор, все, что он может требовать, – это только справедливого наказания. И дьявол Богу скажет: «Вот этот Твой сынок совершил плохой поступок и, поскольку Ты справедливый, то Ты должен его наказать». Бог не может быть не справедливым, но Бог может отменить наказание. Каким образом? Бог может сказать дьяволу: «Смотри: мой сын покаялся. И за его грех понес наказание Иисус Христос, и ты, дьявол, об этом знаешь. И поэтому ты не имеешь право к нему прикоснуться, потому что он омыт драгоценной кровью Иисуса Христа, которая говорит лучше, чем кровь Авеля». Кровь Авеля требовала наказания, а кровь Иисуса требует прощения. Поэтому мы получаем благословение не потому, что мы этого заслуживаем. Если мы так думаем, то мы находимся на уровне справедливости. Но настоящее благословение приходит, когда мы понимаем, что Бог нас благословляет не потому, что мы такие хорошие, а из-за того, что в сердце Бога есть творить благо, добро, и у Него есть будущность и надежда. Но обязательным условием является покаяния.

Бог любит всех людей. Написано в Слове: «Хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и чтобы все достигли познания истины». Бог этого хочет. Но мы также понимаем, что не все спасутся и не все достигнут познания истины. И причина в человеке. Чтоб Бог меня мог оправдать, я должен покаяться. Чтоб Бог дал мне жизнь вечную, я должен ее принять. Поэтому сказано в Библии, что нет никакого другого имени, данного людям к спасению, кроме имени Иисуса Христа. Если без Христа, значит, по справедливости, а если по справедливости – то все в ад. Потому что нет праведного ни одного человека. Только наказание будет у кого-то большим, а у кого-то меньшим, разница только в этом. Это по справедливости. Но если говорить о милости, то даже самый последний убийца может быть оправдан и спасен. Потому что кровь Христа очищает от всякого греха.

Если говорить о последствиях греха, то есть три вида последствия:
- есть грехи, которые мы совершаем, в которых мы раскаиваемся, и ничего с нами не происходит, и мы за эти грехи не наказываемся ни в земной жизни, ни в вечной;
- есть грехи, за которые мы каемся, получаем прощение, и в вечной жизни мы не несем никаких последствий из-за этого греха, но в земной жизни последствия есть.

Как пример, грех Давида, когда он согрешил с Вирсавией. Примерно через год он покаялся. Потому что, когда к нему пришел пророк Нафан с обличением, он сказал Давиду, что умрет родившийся у него сын. И когда Давида коснулся Бог, он признал свой грех, и Псалом 50 – это псалом покаяния Давида. Он получил прощение в вечности, но в его земную жизнь пришло наказание за совершенный грех.

Есть грехи, которые не прощаются ни в земной жизни, ни в вечной. Трудно пояснить, что это такое. Один из таких грехов – это хула на Духа Святого. Другой такой грех – это добровольное, произвольное и сознательное отречение от Христа. Не нужно спешить сейчас кого-то загонять под эти рамки. Апостол Петр трижды отрекся от Христа, но был прощен, и через 50 дней проповедовал в Иерусалиме Евангелие, и открыл двери Царства Божьего для трех тысяч человек. Почему так? Потому что Петр совершил это отречение под сильным демоническим давлением. Это не было добровольно и произвольно. Христос знал, что Его ученикам предстоит пройти через сильнейшее давление дьявола.

Мы можем устоять только благодаря Руке Божьей. Если Господь не сохранит, то никто сам себя сохранить не сможет. Стих из молитвы Отче Наш: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Это молитва к Отцу Небесному. Это значит, что Бог может допустить искушение и допустить лукавого. Поэтому я не надеюсь на себя. Это глупо. Это называется проклятием: «…кто надеется на себя и плоть свою делает опорой, тот под проклятием», т.е. отделен от Бога. Если Господь меня сохранит, значит, я буду сохранен, если Господь меня благословит, значит, я буду иметь благословение.

Поэтому у меня нет никакого страха перед дьяволом. Он побежден и осужден. Если так можно выразиться: он находится в следственном изоляторе, т.е. еще не в окончательном своем месте – геенне огненной, он еще ожидает своих последних дней, когда будет совершен суд. Но если Господь что-то скажет, то дьявол будет иметь возможность приступить ко мне и никаких моих сил и моей мудрости не хватит, чтоб победить его. Дьявола без Бога победить невозможно. Над всем стоит Господь.

Прочитаем Евангелие от Матфея 10 гл. 28 ст.: « И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. А бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Когда речь идет об убивающих тело, души же не могущих убить, – это речь идет о дьяволе и его подчиненных, в том числе и людях, которые находятся под его влиянием. Иисус говорит, что не нужно их бояться. Максимум, на что они способны, – отнять тело. Но тело не вечное, и рано или поздно мы с ним расстанемся, если не доживем до пришествия Христа. Но даже те, которые доживут до пришествия Христа, с этим телом расстанутся, потому что будет новое тело. Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Но кого нужно бояться? Бояться нужно того, кто и душу и тело погубить в геенне. Т.е. бояться нужно Бога.