Борьба есть условие жизни по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)

Сочинение на тему «Жизнь – это поединок?»

Многие считают, что жизнь – это борьба. Мы ежедневно сталкиваемся с теми или иными неурядицами, которые пытаемся решить. На нашем пути к достижению целей часто появляются те или иные преграды, и мы стараемся их преодолеть, чтобы добиться желаемого успеха. Но для всех ли жизнь – это поединок или все-таки проще плыть по течению и ничего не предпринимать?
Судя по произведениям Михаила Лермонтова, жизнь это все-таки вечный поединок. В его романах главные герои часто сражаются с разными явлениями, которые очень сложно победить. Прочитав работы этого автора, начинаешь понимать, что жизнь – это не что иное, как сражение. Творчество Лермонтова заставляет нас задуматься и получить ответы на вопросы: с чем же нам приходится бороться, зачем и почему.
Так, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» мы видим, как лирический образ сражается с умиренным бытием для того, чтобы постичь счастья в буре. Он мечтает о настоящей жизни, поэтому ему не страшен ни злой ветер, ни волны, которые помогут после приобрести радость.
Похожий мотив прослеживается и в поэме «Мцыри», где мы можем встретить борьбу героя с лютым зверем или со стихией и это ему приносит бурю эмоций и истинное счастье.
Нельзя здесь не упомянуть и о «Герое нашего времени», где и вовсе прослеживается в каждой главе постоянная борьба героев с судьбой, со злодеями. Главный герой Григорий Печорин делает это не для того, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь других, а чтобы не изменить своим принципам, победы ему приносят кратковременное удовольствие.
Поэтому мы видим, что практически все творческие работы Лермонтова полны поединков, а сам автор является основателем романтического направления в литературе. Его герои сражаются с однообразной, пустой жизнью и тоской, ведь настоящее счастье им приносят эмоциональные потрясения и разные волнительные события.

огромное дерево. (11)Крона роскошная, а подножие напоминало пустынный холмик с засохшей, серого цвета землей, прорезанной выползающими на поверхность ответвлениями корней. (12)Перестала радовать меня эта картина и обнесла я подножье каменистой оградкой, посадив в эту же засохшую землю простые неприхотливые, но очень красивые цветочки. (13)И стали расти цветочки и расцветать неторопливо по законам своей природы. (14)Но что меня крайне изумило, что тут же, где ранее ничего не росло, пошел пышным агрессивным цветом сорняк, который, сколь его не срывай, наступает и наступает, пытаясь вытеснить нежные цветочки или затмить их красоту…

(15)Так в природе, и так в мире людей. (16)С этим нельзя не считаться, но с этим и не нужно мириться. (17)Люди рождены для счастья, мира и любви! (18)Но появляются среди них силы зла, которые хотят

препятствовать гармонии между ними, нарушить их мир и покой. (19)Лев Толстой в «Войне и Мире» писал (привожу не дословно, лишь по памяти), что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и быть готовым к противостоянию. (20)И именно поэтому нельзя забывать трагические и величественные страницы истории, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами, чтоб хранить и передавать из поколения в поколение опыт, который всегда может понадобиться.

(21)И именно поэтому люди доброй воли, объединяясь в разные формы сообществ, стараются доступными им способами хранить память прошлого, чтоб на его уроках и примерах утверждать принципы человеколюбия, солидарности, дружбы.

(22)На мой взгляд, девиз конкурса – это утверждение, что «Никто не забыт и ничто не забыто!». (23)Это чрезвычайно актуально сейчас, когда миру угрожает с беспрецедентный по масштабам и цинизму терроризм.

(24)В эпоху глобализации жизни землян тема «Войны и Мира» приобретает иные масштабы, неведомые ранее аспекты. (25)И потому именно сегодня обращение к теме Победы актуально как никогда ранее, потому что Великая Победа внесла свою лепту в систему основополагающих вечных, непреходящих ценностей, показав, как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объедения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества. (26)И благодаря этим ценностям, перефразируя Б. Окуджаву, можно сказать, что «Земля еще вертится», и благодаря им «еще …ярок Свет».

За жизнь необходимо бороться!

За жизнь необходимо бороться! Вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев.

Автор описывает случай из жизни, когда он, походив по лесу, увидел необычный пень, на котором «ютились хиленькие всходы елочек», явно обреченные на смерть. С удивлением писатель подмечает, что среди них была маленькая елочка, очень отличавшаяся от собратьев своим бодрым и даже вызывающим видом. Она явно не собиралась засыхать! Елочка боролась за жизнь! В. П. Астафьев говорит, что когда ему «становится больно от воспоминаний о тех, кто прошел войну», то он просто думает об этой маленькой елочке, и ему становится гораздо легче.

Я разделяю позицию В. П. Астафьева и считаю, что за свою жизнь всегда нужно бороться, не отступать перед врагами, трудностями, болезнями. Вспомним сказку–быль А. Платонова «Неизвестный цветок». Это произведение о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огоньком. И все потому, что цветок очень хотел жить! В своей сказке Андрей Платонов утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнем и звать к себе других безмолвным голосом радости жизни.

Но если цветы, растения так борются за жизнь, то люди просто обязаны быть примером в сражении за каждую прожитую минуту. Вспомним героя рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни», странствующего по Аляске в поисках золота. Парень вывихнул ногу, и напарник Билл бросает его: ведь слабому не выстоять в битве за жизнь. Но персонаж Д. Лондона все же выжил! Вначале он верил, что Билл ждет его у тайника с золотом. И эта надежда помогала ему идти, побеждая страшную боль в ноге, голод, холод и страх одиночества. Но каково же было разочарование героя, когда он увидел, что тайник пуст! Билл предал его вторично, забрав все припасы и обрекая его на верную смерть. И тогда человек решил, что дойдет любой ценой, что выживет, несмотря на измену Билла. Герой собирает в кулак всю волю и мужество и борется за свою жизнь. Он голыми руками ловит куропаток, ест корни растений, защищается от голодных волков и ползет, ползет, ползет…И он спасется! Он победит!

Делая вывод, хотелось бы отметить, что борьба за жизнь – это важная ступень в развитии каждого человека. Не случайно А. Франс сказал: «Жить – значит действовать!»

http://savinyurii.ru/ege/

P. S. Н. А. Сенина 2013 год, стр.257–258

Что главное в жизни: семья или работа?

Что главное в жизни: семья или работа–вот проблема, над которой рассуждает Д. Ю. Беличенко.

Писатель для полного раскрытия поставленного вопроса выбирает форму письма другу, которому герой откровенно доверяет все свои размышления, сомнения. Мужчина, серьезно задумывается, что для него важнее: работа или семья. В результате он выбирает последнее. Д. Ю. Беличенко, сам отец шестерых детей, несомненно, рад такому решению героя.

У Бориса Екимова есть рассказ «Ночь проходит», главный герой которого Чекалка, решая подобный вопрос, выбирает работу…Поздние возвращения домой, пьянки с районным начальством, равнодушие к жене и детям… О семье он не забывает только с точки зрения материальной…Все, что можно отнять у бедных крестьян, украсть у государства – все в дом! В итоге ни богатство, ни положение в обществе не дали этому человеку счастья. Как горько читать заключительные строки рассказа, повествующие о похоронах Чекалки… Над гробом, у могилы, рыдает только верная жена…А где же дети? Они помчались домой, чтобы отыскать припрятанные отцом богатства. Вот он, результат отцовского воспитания, пренебрегающего семьей!

Недавно в Интернете познакомилась с результатами социологического опроса молодых людей в возрасте до 30 лет, которые отвечали на вопрос: "Что важнее для них: семья или работа?" Отрадно, что 80% респондентов ответили, что семья, дети, уютный дом для них важнее.

Следовательно, могу сделать вывод, что для моих современников главное - все-таки семья. Валентина Ц.

P. S.По сборнику Н. А. Сениной 2012 года, стр.237–238

О месте «духовных калек» в человеческом обществе

Среди людей существуют «духовные калеки» - вот проблема, над которой размышляет А. Н. Кузнецов. Автор, используя яркую фразу Ф. И. Тютчева, образно сравнивает людей, «духовных калек», с безгласными

рыбами, с животными, которые не могут слышать. Для них человеческая история предстаёт бесконечной цепью подлостей и интриг, могильная плита или памятник - всего лишь камень. А. Н. Кузнецов утверждает, что «духовные калеки», живущие в своем мирке, - это одно…А вот когда они, не испытывая любви к Родине, не зная, что такое героизм, начинают других учить патриотизму, - это подобно тому, как «если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме, вечной, подводной».

Невозможно не согласиться с мнением А. Н. Кузнецова. Убедиться в принадлежности человека к «духовным калекам», на мой взгляд, можно, проследив его отношение к прошлому Родины.

Разве кто-нибудь посмеет отнести к «духовным калекам»Д. С. Лихачева?!Его исследования родного языка и литературы, защита Невского проспекта Санкт–Петербурга от неумной реставрации – все говорит о том, что это настоящий патриот Отчизны. В статье "Любовь, уважение, знание" академик повествует о «деяниях» безнравственных варваров, совершивших в1932 году на Бородинском поле «невиданное поругание народной святыни» - взрыв чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону, воздвигнутому в знак признательности всего русского народа брату–грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. «У кого поднялась рука?» - спрашивает Д. С. Лихачев. Несомненно, у «духовных калек», которые не знают и не чтят историю своей страны!

В произведении "Черные доски" В. Солоухин рассказывает нам о таких же «безмолвных рыбах», не людях, не патриотах, допустивших разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о "сколачивании ящиков для картошки" из старинных икон. В селе Ставрово, говорит автор, в одной из церквей, устроили столярную мастерскую, а в другой расположили машинно–тракторную станцию. И в тот и в другой храм заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим. Однако, как замечает В. Солоухин, не может "коровник, паровоз, подъемный кран и дорожный каток" заменить "Покров на Нерли, Московский Кремль", не может дом отдыха располагаться в здании монастыря «Оптина пустынь», близ которого могилы старцев, родственников А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого…Не может этого допустить нормальный

http://savinyurii.ru/ege/

человек, а для людей–животных, души которых заполнены «пустотой мёртвого безмолвия», все это возможно…

Таким образом, можно сделать вывод, что «духовные калеки» существуют в обществе, но необходимо сделать все, чтобы подобные люди не могли решать судьбу исторических памятников, воспитывать юных патриотов, защищать Родину!

Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми

Надо вовремя искупать вину перед близкими людьми – вот проблема, над которой размышляет С. Львов. Автор рассказывает нам печальную историю из жизни своего друга, который не смог вовремя извиниться

перед своей мамой за то, что не навестил ее в больнице… С. Львов с сочувствием передает всю горечь и страдания, которые вынес молодой человек, призывает нас не задерживаться в извинениях перед обиженными нами людьми, особенно перед близкими.

Публицист считает, что нужно всегда вовремя исправлять свои ошибки, иначе можно и опоздать.

Вспоминаю героиню рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» Настю. Девушка, полностью окунувшись в работу, забывает о своей матери и, несмотря на то что не видела Катерину Ивановну три года, не находит времени даже прочесть от нее письмо. Но получив телеграмму, в которой сообщалось, что мать при смерти, Настя в тот же вечер выезжает домой. Но, увы, девушка приезжает поздно… Она проплачет в комнате матери целый день, но некому уже успокоить дочку и простить ее… Уверена, что теперь до конца жизни Насте придется жить с этим чувством вины.

Этой доли не избежит и Семен, герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном». Сын дважды обидит мать…Вернувшись с войны инвалидом, он не пожелает вернуться в родной дом, посчитает, что матери легче считать его мертвым, чем ежедневно видеть сына калекой…А когда Анна Филипповна, случайно встретившись в поезде с нищим инвалидом, по голосу узнает сына, тот отречется от нее! Через несколько минут Семен вернется в вагон, будет искать мать…Но, к сожалению, прозрение придет к нему очень поздно!

Таким образом, могу сделать вывод, что надо вину перед близкими искупать вовремя. Настя К.

P. S. По тестам Н. А. Сениной 2013 года стр.473–474

Какого человека мы можем назвать ограниченным?

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте. Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все, как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да. Но один, по мнению В. Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный

целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.

В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Возьмем для примера известных всем литературных героев 19–го века, персонажей романов И. А. Гончарова и И. С. Тургенева. Кого из них можно было бы назвать ограниченным человеком: Илью Обломова или Евгения Базарова? Конечно, большинство назовет Обломова. Но я считаю, что по–настоящему «ограниченным» являлся Базаров. Он интересовался только своей наукой, медициной, да проповедовал нигилизм. Ни живопись, ни поэзия не интересовали тургеневского героя! Зато Илья Ильич Обломов, известный всем ленивец, на самом деле знал очень много и мог поддержать любую тему в разговоре. Вот и судите теперь, кто из них более ограничен!

Таким образом, могу сделать вывод, что каждый человек, глубоко изучая выбранную им в жизни тему, не должен замыкаться только на ней, а интересоваться и другими вопросами внешнего мира.

http://savinyurii.ru/ege/

Что такое человеческая духовность?

Что такое человеческая духовность – вот проблема, над которой размышляет С. Соловейчик.

Цитируя А. С. Пушкина, автор пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь». Он считает, что синонимом духовности в некоторой степени является слово интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С. Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. И кино, и выставки, и книги, по мнению автора, необходимы «для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту».

Я согласна с автором в его определении «духовности». По–моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости. Образование и искусство для него – лишь средство для укрепления собственной веры в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ на его духовные стремления.

Вспомним героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира. Отгороженные огромным стеклянным куполом, они боялись жизни, которая была за пределом города. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он из-за своей веры попал в тюрьму, но не отказался от своих убеждений. Напротив, этот молодой человек продолжал верить! Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие люди в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру и вере, пытаясь выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большом, чудесном, прекрасном.

Ценности высших слоев современного общества

Что ценится в высших слоях современного общества – вот проблема, над которой рассуждает Татьяна Толстая.

Писатель с брезгливостью говорит о «сливках» общества сегодняшней России, поступками которых правит лишь глянец и гламур. Ценностями этого круга людей являются статус и внешность: они намного «важнее истинного существования». Так, для достижения должного уровня мужчины заводят себе молодых жён, выбранных по определённому типу, а женщины, стремясь получить работу в глянцевом журнале, мучают себя диетами: «ведь толстого человека нельзя показывать: его нет в гламуре».

Трудно не согласиться с мнением Т. Толстой. Действительно, если раньше люди задумывались над своими духовными качествами, то сегодня для высшего общества важна «красивая обёртка», а внутренний мир человека не имеет уже никакого значения.

Как вы считаете, почему молодые женщины решаются сейчас на опасные пластические операции или в связи модой на худых подвергают себя анорексии (ужасное истощение организма)? Потому что быть толстым и некрасивым – значит, стать изгоем и тем самым закрыть себе дорогу в высшее общество.

Но современная литература все-таки дает нам примеры и другого рода. Вспомним Катю Белову, героиню повести Ю. Короткова «Головная боль». Казалось бы, мечта многих ее ровесниц о богатом муже воплотилась в жизнь. Виктор готов весь мир положить к ногам красивой и строптивой москвички только потому, что она не похожа на гламурных девиц, с которыми он прежде общался. Но Катя не желает жить в «золотой клетке», ее раздражают телохранители, ей скучно на модной тусовке. Девушка хочет добиться всего собственными силами.

Таким образом, могу сделать вывод. Несмотря на то что для современного высшего общества важны прежде всего положение и «красивая обёртка», а духовные ценности, к сожалению, утратили своё значение, еще остались сильные личности, думающие о глобальных вещах, а не о гламуре.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

Ученица 9 класса МБОУ АСОШ

Контактная информация: х.Апаринский, ул. Степная,34

Телефон 89064181002

Жизнь… какое короткое, но ёмкое слово! Сколько заключено в нём смысла и глубины! Жизнь… Она дороже всех сокровищ и даётся человеку один раз. Как прожить, чтобы иметь право сказать, что жил не зря? Что значит – жить?

Мы все являемся на свет беспомощными малышами и подобны ангелам – чисты и непорочны. Мир для нас – это целая Вселенная, которая букашкой, деревом, травинкой, ласковой водой готова быть доброй няней. А мы, подобно росточкам, тянемся к солнышку, которым для каждого из нас есть мама с её теплыми ладошками, добрым голосом, влюблённым взглядом. Как много любви вокруг, как много света!

Так значит, жить – это прежде всего любить. Любить родителей, окружающих людей и всё живое. И, конечно, любить самого себя, как ценность – мы все так неповторимы и индивидуальны!

Так и растём, окружённые любовью, взрослеем, начинаем задавать себе вопросы: для чего живу? что должен сделать для себя и окружающих? Приходим к выводу, что

…каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли,меч для битвы…

Но познание мира не всегда радостно. Подчас мы сталкиваемся с трудностями, переживаем взлеты и падения. Часто не слышат, не понимают, не помогают, не обращают внимания, не … Как много может быть этих «не»! Чувство обиды и непонимания рождают слова: «Жить не хочется». Нельзя поддаваться минутной слабости. Как бы ни было плохо, нельзя опускать руки и терять веру. Вера – это преданность самым светлым минутам жизни. Если кажется, что всё бессмысленно, нужно сделать остановку и вспомнить что-то хорошее, когда хотелось кричать от переполнявшего чувства счастья; увидеть неповторимую красоту звёздного неба, закатов и восхода солнца. Нужно твёрдо сказать себе: я всё могу, смогу, переживу, не упаду, не сломаюсь. Жизнь любит жизнерадостных, веселых людей и не сопутствует нытикам и пессимистам.

Значит, жизнь – это борьба. С кем? За что? Прежде всего, с самим собой. За понимание, что жизнь разная, в ней случается всё; она складывается из самых радостных дней, но в ней много печали, трудностей, что ничем нельзя оправдать добровольный отказ от жизни и насилие над другими. И исправить зло тоже нельзя, ведь у человека только одна жизнь.

И вот уже чёрная полоса сменяется белой. И мы опять куда – то спешим, крутимся-вертимся, собираемся кем-то стать, стремимся чего-то добиться. И в этой ежедневной суете не успеваем кому – то улыбнуться, помочь, сказать доброе слово. Забываем о том, что единицам дано запечатлеть своё имя в истории, сделать мировые открытия. А ведь если хорошенечко подумать, то смысл жизни заключается просто в том, чтобы жить и любить, творить добро, дарить радость другим и взамен получать то же.

Значит, жить – это чувствовать и наслаждаться жизнью. Наверное, поэтому каждому человеку дана душа. Хотя чувства бывают тоже разными: сегодня мы говорим «Душа поёт», а завтра – «Кошки на душе скребутся». Но ведь на смену дню приходит ночь, и мы это воспринимаем как закономерность. Может, и душе только радость в тягость? В такие минуты главное - не отказаться от жизни, чтобы иметь возможность опять увидеть утро.

Жизнь продолжается: идут часы, дни, недели, месяцы, годы. Мы не задумываемся до определённой поры о том, что со сменой времён года она становится короче. О человеческой жизни с абсолютной уверенностью можно сказать только одно: она когда-нибудь кончится. Но никто не может точно сказать, когда это произойдет. Сегодня мы работаем, учимся., отдыхаем, радуемся и печалимся, а завтра жизнь потухнет, как свечка. Каждое мгновение жизни обладает невероятной ценностью, ни одно из них нельзя тратить впустую. У человека обязательно должна быть цель, к которой он обязан дойти во что бы то ни стало, преодолевая все трудности. Каждый день необходимо чем-то наполнить, чем-то важным не только для себя, но и для других .

Значит, жить – это идти вперёд, преодолевая трудности, принимая судьбоносные решения, быть благодарным каждой минуте, секунде, вдоху, который подарила нам жизнь! Необходимо понять, что счастье – это путь, а не пункт назначения, поэтому нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, как сейчас.

Итак, жить – это любить, бороться, чувствовать, идти вперёд и наслаждаться жизнью. И среди всего этого нет места мыслям о добровольном уходе из жизни.

В.Шекспиру принадлежат слова: «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять о своём месте и предназначении – жить». И я счастлива, что я есть и я живу!

МАОУ СОШ №36

города Тамбова, Россия

Книга может многое дать человеку: глубину мысли и чувства, поэтическое открытие мира, жизнь, полную борьбы и узнавания, - всё то, что писатель вложил в своё произведение с надеждой передать нам, читателям…

Автор повести Эрнест Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военным корреспондентом на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали те, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было увидеть фото бородатого человека с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы.

"Старик и море" - повесть, за которую писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.

История, на первый взгляд, очень простая - притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь. Хемингуэй уподоблял свои произведения айсбергу , который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а остальные спрятаны в океанском пространстве. Художественный текст - часть айсберга, который видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя. Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание.

Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.

Главный герой повести - старый рыбак Сантьяго - бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему ниспосланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы".

Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря - живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира.

Итак, старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.

Итак, в основе одного из лучших творений писателя - «Старик и море» - достоверный эпизод из жизни старого кубинского рыбака Сантьяго. Он несколько дней провел в море, борясь за свою жизнь и оберегая от акул пойманную огромную меч-рыбу. Упорство старика, страстное желание совершить то, что задумано, автор воспроизводит, как всегда, сдержанно, но с великолепным художественным мастерством. От рыбы остался лишь один скелет - ее все же съели акулы.

Внешне старик потерпел поражение, но он по-прежнему уверен, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Трогателен в повести образ мальчика: он поддерживает у старика его веру, ухаживает за ним, скрашивает его одиночество.

«Старик и море» - произведение глубокое, поэтичное.

Очевидно, что все важные мысли Хемингуэй вложил в уста старика. Видно, что автор любит своего героя: «Старик был худ и измождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щёки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака... Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся».

Старик с уважением относится к своей добыче, она – смысл его жизни. Всё в жизни взаимосвязано: «Подумать только, что благодаря моему коварству ей пришлось изменить своей судьбе. Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом. И некому помочь ни ей, ни мне».

Выбирая свой путь, каждый должен помнить, что «большие рыбы» - большие препятствия придётся преодолевать, несмотря на то, что будет необходимо с чем-то расстаться.

Итак, самое главное – в жизни человек должен исполнить своё предназначение. Не могут все быть президентами, великими писателями, артистами, спортсменами. Кто-то должен быть просто учителем, просто рабочим, просто поваром... Как это «просто» звучит! Но что по этому поводу говорит старик?

«-Теперь не время думать про бейсбол,- сказал себе старик. - Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился». «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком. Но ведь для этого я родился!»

Но всё же происходит так, что акулы, почуяв кровь, нападают на рыбу – главную добычу старика за последние 85 дней. Кажется, трагедия! Всё, для чего ты потратил столько сил, времени – рухнуло! Для одних это полная катастрофа, человек «ломается». А что же наш герой?

Когда от рыбы ничего не осталось,«старик знал, что теперь уже побеждён окончательно и непоправимо, Но, вернувшись на корму обнаружил, что... лодкой можно править... Он ни на что больше не обращал внимания, кроме своей лодки. Он только ощущал, как легко и свободно она теперь идёт, когда её больше не тормозит огромная тяжесть рыбы»

«-А как легко становится, когда ты побеждён!.. Я и не знал, что это так легко... Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя. – Никто, - ответил он. – Просто я слишком далеко ушёл в море»

И как гимн тому, что всё будет хорошо, мы слышим от мальчика: «Теперь мы будем рыбачить вместе! Я принесу тебе удачу!»

Богатые туристы, увидев скелет рыбы, сказали банальное:«Вот не знала, что у акул бывают такие красивые, изящно выгнутые хвосты!»

Может быть, они и живут богаче, и спокойнее, но старик всё же более счастлив, он победил огромную рыбу, а они вряд ли смогут когда-нибудь испытать это состояние триумфа!

И как доказательство того, что старик счастлив, звучат заключительные слова книги: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы.»

Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.

Ему снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.

Нравственный вывод повести заключается в том, что надо жить и верить в свои силы, верить в человека, любить человека, ведь именно это делает человека непобедимым. Каждый человек должен стремиться прожить долгую и счастливую жизнь, чтобы накопить огромный багаж мудрости и передать его следующим поколениям. Каждый в жизни должен быть борцом, чтобы поймать свою «большую рыбу».

Я полностью согласен с высказыванием Белинского. Ведь, как я считаю, с момента рождения человека, все что его окружает может его убить. чтобы выжить человеку необходимо бороться за свое существование на Земле.

К сторонникам борьбы как положительного явления, относился и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течении существования всего живого на планете действовал так называемый закон выживания. Именно выживание и борьба за свою жизнь позволяла существам эволюционировать. Так и с человеком. Человек с самого начала своего существования взаимодействовал с природой. Это взаимодействие нередко заканчивалось конфликтом. Эти конфликты возникали на почве ограниченности ресурсов для поддержания жизни. Наверное в этом и кроется отгадка. Все ресурсы на Земле ограничены, что и приводит к тому, что выживает сильнейший, тот кто смог первым забрать себе жизненно необходимый ресурс. Постоянная борьба за жизнь привела к тому, что человек стал адаптироваться к таким условиям, в процессе приспособления его навыки и умения обогатились со временем. С каждым днем человечество старается придумать новые способы выживания на Земле. Ограниченность ресурсов и постоянные угрозы из вне не позволяют обществу стоять на месте. Такое движение называется общественным процессом. В обществознании под общественным процессом понимается череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей. Существуют два направления общественного процесса: прогресс и регресс. Все действия людей в общества, в той или иной степени, направлены на удовлетворение своих потребностей. В этом и заключается борьба, борьба за свои потребности.

Для того, чтобы поесть, попить, купить одежду человеку надо средства существования, он идет искать работу, т.е. борется с другими соискателями за место у работодателя. Для получения знаний, человек идет учиться, т.е. ведет борьбу за усвоение умений и навыков. За свою безопасность также приходится бороться и т.д.

Другой пример герой Робинзон Крузо. Его взгляд всегда был направлен в море. Вся его жизнь была борьба. Борьба с родителями, не разделявших его стремлений стать путешественником, борьба со стихией не раз бившей его корабли, борьба с пиратами и наконец борьба с одиночеством на необитаемом острове. Вся его яркая жизнь пронизана борьбой. Если бы хоть раз он перестал бороться, то умер бы сразу же. Без борьбы и жажды жизни невозможно прожить на необитаемом острове 28 лет.