Буддизм - праздники, традиции, обычаи. Основные буддийские праздники

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. Мы остановимся лишь на тех обрядах и праздниках, которые сохранились у буддистов, живущих на территории СССР, т. е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев.

Буддийские обряды и обычаи

Дзул-хурал

Так называется "святильный обряд", совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, - тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу "священных" животных.

Найдани-хурал

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили "спасение". Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо

Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов - "хозяев местности". На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается "хозяевами местности". Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу - "хозяину воды". Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Поклонение "святым" местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами "священными". К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у "святых" мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные "священные" предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитва

Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их.(тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести "учет" произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его - верующего - благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную "механизацию" молитвы. В так называемые хурдэ - полые, обычно металлические, цилиндры - закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу - талисман - носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды "живого бога", носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти "элементов" -дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели - названиями семи светил. Рассчитав все "данные", лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения ("огненный дракон", "водяная курица" и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., "предсказывает", чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда "установлена причина" болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд - гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний "загонял" туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум "жалдой" требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать "помощь". Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума "ухедэл дараха" ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье - нечто полуматериальное, могущее быть."приданным" или "отторгнутым" от данного дома. Для "удержания" счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого - клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Обряды, сопровождающие смерть и погребение

В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия - зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом. После наступления смерти кто-нибудь из родственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам - буянчи - придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти "стихий" - земле, воде, огню, воздуху или дереву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его пожирали собаки или волки. После похорон проводятся "очистительные" обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы "обеспечить" умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, будто душа "имеет обратное тяготение к семье" и ее надо снова "отгонять" молитвами, обрядами и пожертвованиями.

Все сохранившиеся обряды и праздники ламаизма наносят вред верующим, закрепляя антинаучную религиозную идеологию и ложась на их плечи тяжким экономическим бременем.

Буддийские праздники

Праздников в современном ламаизме сравнительно немного. Однако отмечаются они с большой пышностью, сопровождаются сложными ритуалами. Служители культа делают все возможное для того, чтобы оказать наиболее сильное эмоциональное влияние на верующих.

Цагалган

Цагалган (цагансара, т. е. белый месяц) - один из наиболее известных и соблюдаемых до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных, по уверению лам, "двенадцати чудесам Будды". Однако легко установить шаманистское происхождение этих обрядов. Большинство их связано с ожиданием появления Лхамо и направлено на борьбу с неверием и инаковери-ем. Ламами торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека (линга), олицетворяющая "врагов веры". Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом огромного наконечника стрелы (дуг-жуба, или сор) и под пение молитв бросают свое изделие в подожженный в степи соломенный шалаш, что тоже должно привести к уничтожению "врагов веры".

Праздник цагалган служит ламам для внушения верующим идеи исключительности буддизма. Только в этой вере человек якобы может обрести свое счастье.

Круговращение Майдари

Круговращение Майдари, или Май-дари-хурал, - самый пышный из проводимых сейчас в дацанах праздников. Обычно он протекает при большом скоплении верующих, которым внушается, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю и установление им "счастливой и радостной жизни". Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и т. д. В колесницу впряжено чучело слона или лошади, которое тянут за длинные ремни ламы. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), якобы подражающих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы, свирепо отгоняющие осмелившихся приблизиться к колеснице верующих. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение - деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами дацанским казначеем.

Имеет длительную протяженность во времени, а также множество последователей на сегодняшний день. Начало этой религии имеет свою романтическую легенду, о которой будет рассказано в этой статье. Также в буддизме достаточное количество больших и малых праздников, смысл которых значительно отличается от традиционных.

Буддизм - одна из мировых религий

Буддизм считается одной из первых исторических религий (еще две - это христианство и ислам). Однако если сравнивать ее с двумя другими, то получится, что буддизму более подходит определение философско-религиозной системы, так как говорить о Боге в обычном понимании тут не приходится. Его просто тут нет.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что буддизм очень близок миру науки, так как в нем присутствует жажда познания законов окружающего мира (природы, человеческой души, Вселенной). К тому же, по традиции буддизма, считается, что человеческая жизнь после смерти тела принимает другую форму, а не уходит в небытие. Это очень схоже с законом о сохранении вещества в мире или переходе его в другое агрегатное состояние.

Еще с самой древности это учение благодаря своей широте взглядов собирало множество истинных мыслителей, ученых различных областей, выдающихся врачей. Именно этим и славились буддийские монастыри, а еще своими книгами на научную тематику.

К слову сказать, также буддизм праздники свои посвящает обретению нового знания через просветление (если у кого получится). Некоторые из них раскрываются через представления, которые разыгрывают монахи (к примеру, мистерия Цам).

Детские и отроческие годы Гаутамы Будды

Рождение и появление на свет будущего основателя мировой религии окутано легендами и мистикой. По своему происхождению Будда был индийским принцем, которого звали Сиддхартха Гаутама. Его зачатие таинственное и интригующее. Матери будущего просветленного как-то приснился сон о том, что ей в бок вошел Через некоторое время она обнаружила, что беременна, а через девять месяцев родила младенца мужского пола. Мальчика назвали Сиддхартхой, что в переводе означает “выполнивший свое предназначение”. Мать малыша не выдержала родов и через пару дней умерла. Это и определило те чувства, которые испытывал к Сиддхартхе правитель, его отец. Он очень сильно любил свою жену, а когда ее не стало, то всю нерастраченную любовь перенес на своего сына.

К слову сказать, день рождения Будды - это довольно спорная дата, которая, однако, на сегодняшний день фиксирована. Так как в буддизме принят отсчет по лунному календарю, то моментом рождения основателя считают восьмой день лунного месяца весак. Однако все же с годом рождения так к компромиссу и не пришли.

Рожденному мальчику мудрецом Аситой было предречено великое будущее, а именно совершение большого религиозного подвига. Конечно, отец не желал ему такого, он не хотел, чтобы сын делал религиозную карьеру. Этим он и определил детские годы Гаутамы и последующие. Хотя с самого рождения он был склонен к мечтам и грезам, был способен ощущать краткие моменты просветления. Будда с самого детства стремился к уединению и глубокому созерцанию.

Однако отец был против всего этого. Окружив сына роскошью и всеми благами, женив его на прекрасной девушке, а также скрыв от его глаз всю плохую изнанку этого мира (нищету, голод, болезни и др.), он надеялся, что возвышенность забыта, тревожные настроения прогнаны. Однако это не привело к ожидаемому результату, и уже через некоторое время скрытое стало явным.

По легенде, однажды на улице он увидел похороны, больного и аскета. Все это произвело на него неизгладимое впечатление. Он понял, что мир не таков, каким он его знает, и полон страданий. В эту же ночь он покинул свой дом.

Отшельничество и проповедничество Будды

Следующий период Будды - это поиск истины. На своем пути он встретил множество испытаний - от простого изучения философских трактатов до аскетических подвижничеств. Однако ничто не давало ответов на вопросы. Лишь однажды, после того как он отказался от всех ложных учений, истончил душу предыдущими изысканиями, пришло озарение. Произошло то, чего он так долго ждал все эти годы. Он увидел не только свою жизнь в истинном свете, но и жизнь других людей, все связи между материальным и нематериальным. Теперь он знал…

С этого момента он стал Буддой, Просветленным и узревшим истину. Свое учение Гаутама проповедовал в течение сорока лет, путешествуя между деревнями и городами. Смерть пришла к нему в возрасте восьмидесяти лет, после прощальных слов. Этот день почитается не меньше, чем день рождения Будды, а также тот момент, когда на него снизошло прозрение.

Становление буддизма как религии

Следует отметить, что сам буддизм очень быстро распространился по всей территории Индии, а также Юго-Восточной и Центральной Азии, немного проник в Сибирь и За время своего формирования появилось несколько направлений этого учения, некоторые из них несут рациональное зерно, другие - мистическое.

Одним из самых главных можно назвать традицию Махаяны. Ее последователи считают, что очень важно сохранять сострадательное отношение к другим живым существам. По их мнению, смысл духовного просветления в том, чтобы достичь его, а после продолжать жить в этом мире на его благо.

Также в этой традиции используется санскритский язык для религиозных текстов.

Еще одно направление, которое довольно велико и было сформировано из Махаяны, называется Ваджраяна. Второе название - это тантрический буддизм. Обычаи буддизма Ваджраяны связаны мистическими практиками, где используются мощные символы для того, чтобы воздействовать на подсознательное человека. Это позволяет использовать все ресурсы по полной программе и способствует продвижению буддиста к точке просветления. К слову сказать, на сегодняшний день элементы этого направления присутствуют и в некоторых традициях как отдельные части.

Еще одно большое и очень распространенное направление - это Тхеравада. Сегодня это единственная школа, которая ведет свое начало еще от первых традиций. Учение это основано на Палийском каноне, который составлен на палийском языке. Считается, что именно эти писания (хоть и в искаженном виде, так как долгое время они передавались устно) наиболее правдиво передают слова Будды. Это учение также считает, что просветления может достигнуть наиболее преданный последователь. Таким образом, за всю историю буддизма уже насчитано двадцать восемь подобных просветлений. Эти Будды также особо почитаются у исповедующих эту религию.

Однако следует отметить, что основные даты праздников совпадают практически во всех традициях.

Некоторые традиции этого учения (семейные и прочие)

Итак, кроме всего прочего, в буддизме существует множество различных традиций. К примеру, отношение к браку в этой религии особое. Никто никого ни к чему не принуждает, но тем не менее тут нет разгула и измен. В традиции буддизма о есть некоторые рекомендации о том, как сделать ее счастливой и достойной. Основатель учения дал лишь некоторые рекомендации о том, что следует соблюдать верность, не флиртовать и не разжигать в себе чувства не к своему супругу или супруге. Помимо этого, не следовало распутничать и вести половую жизнь вне брака.

Однако ничего не имеется против, если человек не вступает в семейные отношения, так как это является личным делом каждого. Считается, что при необходимости люди могут разойтись по взаимному согласию, если жить вместе уже невозможно. Однако такая необходимость редкая в том случае, если мужчина и женщина будут четко следовать правилам и Еще он советовал не вступать в брак тем людям, которые имеют большую разницу в возрасте (к примеру, пожилой мужчина и молодая женщина).

В принципе, супружество в буддизме - это возможность совместного развития, поддержки во всем друг друга. Также это возможность избежать одиночества (если трудно с этим жить), страха и лишений.

Буддийские монастыри и образ жизни монахов

Последователи этого учения обычно живут в общинах-сангхах, которые занимают определенный храм Будды. Монахи - это не священнослужители в обычном нашем понимании. Они просто проходят там обучение, изучая священные тексты, медитируя. Членом такой общины может стать практически любой человек (как мужчина, так и женщина).

Каждое направление учения имеет свой свод правил, которые неукоснительно должны соблюдать монахи-последователи. Некоторые из них запрещают кушать мясо, некоторые предписывают заниматься сельскохозяйственной деятельностью, а другие запрещают вмешиваться в социальную и политическую жизнь (монахи живут от подаяния).

Таким образом, тот, кто стал последователем Будды, должен соблюдать правила и не отступать от них.

Значения праздников в буддизме

Если говорить о такой религии, как буддизм, праздники здесь имеют особый статус. Они не отмечаются так, как это происходит у нас. В буддизме праздник - это особый день, который имеет больше ограничений, чем позволений. По их верованиям, в эти дни происходит увеличение в тысячу раз всех мысленных и физических деяний, а также их последствий (равно как положительных, так и отрицательных). Считается, что соблюдение всех больших дат позволяет постичь природу и суть учения, подойти к Абсолюту как можно ближе.

Суть празднования в том, чтобы создать чистоту вокруг себя и в себе. Этого можно достичь через особые обряды буддизма, а также повторения мантр, игру на музыкальных инструментах (значение имеют звуки, которые они исторгают), использование некоторых культовых предметов. Все это приводит к тому, что у человека восстанавливается тонкая структура, что значительно очищает его сознание. В необходимо совершать такое действие, как посещение храма, а также сделать подношение Общине, Учителю, Буддам.

Не считается зазорным в буддийской традиции и празднование дома, ведь самое главное - это настрой, а также знания о том, для чего это вообще нужно. Считается, что каждый человек, даже не находясь в толпе таких же празднующих, может после соответствующей настройки включиться в общее поле торжества.

Праздники буддизма: Вишакха Пуджа

Существуют различные праздники буддизма, список которых достаточно велик. Рассмотрим самые важные из них. К примеру, одним из таких праздников для всех буддистов есть Вишакха Пуджа. Он является символов трех событий, которые произошли в жизни основателя этого учения, - рождения, просветления и ухода из жизни (в нирвану). Очень многие школы-последователи считают, что все эти события случились в один и тот же день.

Отмечают этот праздник с размахом. Все храмы украшаются бумажными фонариками и цветочными гирляндами. На их территории ставят множество лампадок с маслом. Монахи читают молитвы и рассказывают истории о Будде мирянам. Длится этот праздник неделю.

Праздники буддизма: Асалха

Если говорить про буддизма, то к ним можно отнести и этот. Он говорит о том учении, Дхарме, которое было принесено людям, и при помощи которого можно было достичь просветления. Празднование этого события происходит в июле (Асалха), в день полнолуния.

Стоит отметить, что этот день, помимо всего прочего, еще и указывает на основание Сангхи. Первыми в этом сообществе стали те последователи, которые шли за Буддой и исполняли его указания. Еще это означает, что в мире появилось три прибежища - Будда, Дхарма, Сангха.

Также этот день является началом периода затворничества для монахов (васо). Однако это не значит, что в это время нужно только воздерживаться от пищи. Просто в практику Сангхи входит тот момент, что кушать позволительно только в утреннее время (от восхода солнца и до полудня).

Праздники буддизма: Катхина

Этот день завершает период васо. Празднуется в полнолуние в октябре. В этот день мирянами преподносится для бхикхи особое одеяние. Имя этого человека называется в то время, когда празднуется Катхина. После окончания это периода (васо) монахи вновь отправляются в путь.

Таким образом, буддизм праздники имеет довольно разнообразные. На этом заканчивается определенный период празднования религиозных важных дней, однако существует еще множество других.

Мистерия Цам

Это очень интересное ежегодное празднество, которое длится несколько дней. Совершают его в монастырях Непала, Тибета, Бурятии, Монголии и Тувы. К слову сказать, что исполняться эта мистерия могла в совершенно разное время - зимой и летом, а также иметь совершенно разный жанр.

Неоднозначным могло быть и выступление. К примеру, один храм Будды создавал ритуальный танец, а другой ставил пьесу с диалогами, которые читали несколько действующих лиц. И, наконец, третий храм вообще мог поставить многокомпонентное действующее представление, где было большое количество участников.

Смысл этой мистерии многообразен. К примеру, при помощи нее можно было устрашать врагов учения, а также демонстрировать истинное учение над лжеучением. Еще можно было умиротворить злые силы на следующий год. Или просто подготовить человека к пути, который он совершает после смерти к следующему перерождению.

Итак, буддизм праздники имеет не только религиозного характера, но и торжественного, а также возвышенного.

Другие праздники буддизма

Также есть и другие праздники буддизма, к которым можно отнести:

  • Новый год;
  • день, который посвящен пятнадцати чудесам Будды;
  • праздник Калачакры;
  • Майдари-хулар;
  • Лой Кратонг;
  • Рек На и множество других.

Таким образом, мы видим, что существуют главные праздники буддизма и другие, которые не менее ценны и важны, но отмечаются скромнее.

Заключение

Итак, мы видим, что учение это довольно многообразно как с точки зрения знаний, так и праздников. Длинная история буддизма за все свое время претерпела множество изменений, которые трансформировали и саму религию. Но не исказили ее суть и путь того человека, который прошел его первым и дал определенные знания для своих последователей.

Все многочисленные даты праздников так или иначе отражают суть учения. Ежегодное их празднование дает надежду и переосмысление своих деяний у последователей. Участвуя в общем торжестве, некоторые немного приближаются к сути буддизма и становятся на одну ступеньку ближе к тому самому просветлению, которого удостоился основатель.

Цели урока:

а)образовательные: знакомить учащихся с буддейскими направлениями и традициями.

б) развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
в) воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при работе в группах;
  • способствовать развитию интереса к буддейской культуре; умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

Тип урока: формирование знаний.
Форма урока: урок - ассорти.

Средства обучения: доска, мел, карточки по теме «Буддизм», краски,кисточки, маркеры, раздаточный материал, плакат с текстом «Буддизм», магнитофон и кассета, .

Метод обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная формы работы.

Виды деятельности: беседа, лекция, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: культура, религия, буддизм, учение, махаяна,хинаяна,ваджраяна.

Материал: А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров учебник стр.134-142.

Ход урока

l . Организация деятельности учащихся.

1. Приветствие детей. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Актуализация знаний.

1. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство

(Иудаизм буддизм христианство ислам)

А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете?

Как могут достичь свободе буддисты?Для этого надо знать какие правила?Что такое сансара и карма?

3. Игровая ситуация(задание 4,стр.133 из учебника)Ваши родители купили самую нужную вещь,но через некоторое время оно становилось лишним.Охарактеризуйте ваши впечатления по правилам буддистов.
4. Выставка книг, иллюстративный материал к теме.

lll . Работа над новым материалом
Лекция учителя: Учащиеся «отбирают» лексику, которая может войти в словарь понятий и терминов.

Примерный план лекции:

А) Махаяна; (Слайд 3)

Б) Хинаяна; (Слайд 4)

В) Ваджраяна.(Слайд 5)

2.Монастыри (Слайды 6-9)

3.Праздники. (Слайды 10,11)

4.Традиции буддизма(Слайд 12)

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница «Ваджраяны » (или тантрический буддизм).

Хинаяна («Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.

  • Чтобы проделать путь будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!».
  • В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий .

Во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, Shutterstock)

Праздники
Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.
Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.
На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

4. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

Физкультминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5. Работа в тетрадях (записать краткие понятия) Составление словаря понятий и терминов, его обсуждение.

Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница») : Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом

  • Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, чтолюбой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.
  • Ваджраяна (в пер. - «алмазная колесница») - особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.

Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.

6. Работа в группах:

1 группа: основные постулаты буддизма. Согласен ли ты с тем, что только постоянно работая над собой, внутренне совершенствуясь, человек может стать лучше?

2 группа: 4 истины буддизма. Согласен ли ты с тем, что любое излишество опасно для человека? Можешь ли ты привести пример из собственной жизни

3 группа: взять конверт. Из деталей собрать мозаику. Определить к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника

Примерные ответы детей:

Основные постулаты буддизма.
1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.
2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).
3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).
4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть - все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека - жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды - серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Обсуждение и взаимооценивание результатов работы групп.

7. Выполнение теста по теме «Буддизм»

Тест

1.Буддизм-самая древняя религия в мире.

а) да

2. Когда и где сформировалась буддейская религия:

а)2500 лет тому назад в Индии

б)1000 лет тому назад в Китае

3.Кто является основоположником:

а)Авраам Ной

б)СиддхартхаГаутама

4.Кого называют Буддистами?

а)любого человека;

б)последователей Учения Будды.

5.Каждый буддист верит:

а)на 4 истины ;

6.Сиддхарта Гаутама решил стать:

б)отшельником

7.Первая истина Будды:

а)сансара;

б)неудовлетворённость,разочарование .

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Когда мы становимся митрами, мы подтверждаем, что Буддийская Община «Триратна» – та среда, в которой мы хотим практиковать Дхарму, по крайней мере, в обозримом будущем. В первых трех сессиях этой части курса мы будем исследовать, что это означает, рассматривая место Буддийской Общины «Триратна» в более широком контексте буддийской истории и буддийских школ, рассматривая стиль практики внутри Буддийской Общины «Триратна» (и почему он таков), а также рассматривая некоторые отличительные черты, которые выделяют Буддийскую Общину «Триратна» среди других буддийских школ, с которыми вы могли встретиться.

Последние четыре сессии этой части сосредотачиваются на ритуалах и практиках поклонения. Мы рассмотрим цель ритуала и детально изучим основные практики поклонения, используемые в Буддийской Общине «Триратна» . В этой, первой сессии этой части курса мы вкратце познакомимся с историей различных школ и стилей буддизма, что поможет нам увидеть Буддийскую Общину «Триратна» в более широком контексте.

Разнообразие буддизма

(Текст, специально написанный Ваданайей).

Буддизм – это древняя традиция, и еще до своего недавнего распространения на Западе она укоренилась на огромных территориях земной поверхности: от Ирана на Западе до Японии на Востоке, от холодной Сибири в России на севере до покрытого пышной тропической растительностью острова Ява, находящегося примерно на тех же южных широтах, что и Северная Австралия. В результате теперь буддизм существует в ряде форм, на каждую из которых оказали значительное влияние особенности культуры, в которой он развивался. Внешне эти школы могут выглядеть совершенно по-разному, и может даже показаться, что они предлагают различные пути. Это может привести в замешательство жителя Запада, который хочет получить общее представление о буддизме, а не просто принять одну из этих школ чисто внешне как «настоящий» буддизм. В этой сессии мы попытаемся дать основы такого представления, кратко суммируя историю буддизма и выделяя, какое место занимают некоторые основные школы, представленные на Западе.

«Изначальный» буддизм

Будда родился около современной индийско-непальской границы, вероятно, где-то между 560 и 480 годами до н.э. Он умер восьмьюдесятью годами позже. После его смерти его учения передавались как в устной традиции, так и в традиции личного примера и практики. Кажется, ничего не было записано, по крайней мере, за триста лет после смерти Будды, ко времени, когда различные подходы к практике уже получили развитие, поэтому мы не можем быть полностью уверены, каков был «изначальный буддизм».

Однако, вероятно, мы можем быть вполне уверены в нескольких вещах. Мы можем быть вполне уверены, что Будда советовал радикальное отстранение от «мирских» забот и оставление всего имущества и семейных уз как наиболее полезный образ жизни для достижения духовного освобождения. Следовательно, многие из ранних учеников Будды жили как бездомные нищие, спали и медитировали под деревьями и ели все, что им дали. Мы можем также быть уверены, что Будда обучал другим стилям практики домохозяев, чьи обязанности не позволяли им жить таким образом, и ранние писания упоминают, что некоторые из этих учеников-«мирян» на самом деле достигли Проникновения.

Мы можем быть достаточно уверены, исходя из примера Будды, его самых продвинутых учеников и старейших частей его старейших записей, что Будда учил тому, что духовной жизнью нужно жить – именно такими словами он вдохновлял своих последователей – «на благо многих». Другими словами, он учил, что духовная жизнь заключается не в поисках личного освобождения, она заключается в помощи в духовной эволюции всей человеческой расы. Поэтому его он и его ранние ученики считали распространение Дхармы и создание Сангхи неотъемлемой частью своей практики. Мы также можем быть уверены, что он учил, что нам нужно усердно работать над нашим собственным освобождением, если мы хотим приносить пользу другим – пока мы не перестанем быть частью проблемы, мы не сможем быть частью решения. В ранних писаниях он рекомендует разнообразные практики, помогающие в достижении освобождения, которые соответствуют нуждам и темпераменту отдельного человека или группы, к которым он обращался.

В качестве минимальной основы он рекомендует жизнь, не приносящую никому вреда, полную щедрости, правильную с точки зрения нравственности. Он советовал людям развивать теплое любящее сердце к другим существам. Он советовал духовную дружбу как необходимое основание для духовного роста. Он учил, что развитие ясной внимательности к телу, к нашим мыслям и нашим чувствам – неотъемлемая часть духовного роста. Он учил, что нам нужно научиться сосредотачиваться на нашем уме в медитации, чтобы научиться видеть вещи такими, какими они являются в действительности. Буддисты в Триратне , вероятно, узнают многие из практик, которым обучали в ранней Сангхе – например, мы, вероятно, узнаем Пять Наставлений, осознанное дыхание и метта-бхавану.

Ранняя Сангха

Во время жизни Будды и многие годы после его смерти у него был костяк последователей, живущих как «лесные отшельники», спящих большую часть года на открытом воздухе, медитирующих под деревьями, просящих пищи и отрекшихся от малейшей собственности. Во время периода муссонов эти лесные отшельники устраивали ретрит сезона дождей, собираясь в хижинах или укрытиях, чтобы медитировать и изучать Дхарму вместе. Со временем все больше и больше отшельников выбрали продолжение этого относительно удобного оседлого образа жизни, пока многие не стали жить весь год в строениях, пожертвованных богатыми учениками-мирянами, возможно, рядом с дворцами щедрых покровителей, где легко было получить пищу, одеяния и лекарства. Так постепенно развивался постоянный монашеский уклад, который теперь является важной частью многих школ буддизма – почти определенно, много после смерти Будды.

Так в ранней Сангхе развились три направления. Были лесные отшельники – бескомпромиссные, плохо организованные, возможно, несколько дикие, немного обладающие магическими силами. Затем, были оседлые монастыри, нуждающиеся в более высокой степени организации, обладающие большими возможностями для распространения Дхармы более широкой общине, но также более зависимые от поощрения богатых доноров и испытывающие большую опасность того, чтобы стать комфортабельными и уважаемыми и, таким образом, потерять остроту духовности. И, наконец, были «миряне», которые объединяли духовную практику с отнимающими время делами по поддержанию семьи и зарабатыванию на жизнь. Все три были необходимыми частями совместного предприятия, посвященного поднятию духовного уровня человеческой расы.

«Хинаяна» и Махаяна

В первые века нашей эры внутри индийского буддизма развилось новое движение , называющее себя Махаяна – «Великая Колесница » или «Великий Путь ». Причины возникновения Махаяны сложны и туманны, но ко времени, когда были записаны великие сутры Махаяны, такие, как «Вималакирти-нирдеша» и «Сутра белого лотоса» (эти сутры были впервые переведены на китайский язык во втором и третьем веках н. э. соответственно и, следовательно, существовали в Индии до этого времени), она определенно оформилась как осознающее себя течение, критически настроенное к тому, что, по ощущению его последователей, было упадком более традиционных школ, которые они назвали «Хинаяной» или «Малой Колесницей». Большинство школ буддизма, существующих в мире в наши дни, принадлежат Махаяне или ее ответвлению, Ваджраяне. Единственное исключение – школа Тхеравада в Юго-Восточной Азии.

Сутры Махаяны, такие, как «Белый лотос» и «Вималакирти-нирдеша», критиковали последователей так называемой Хинаяны за представление о духовной жизни как об эгоистичном поиске личного освобождения, а не вкладе в общую духовную эволюцию всех существ. Они карикатурно изображали то, что считали недалекой одержимостью монашескими правилами, и изображали так называемых хинанистов столь привязанными к частным деталям практики, что они утратили видение общей цели, которой призваны служить эти практики – они приняли средство за цель.

Идеал бодхисаттвы

Эти махаянские сутры вновь подчеркнули важность развития теплого, сострадательного отношения ко всем живым существам. Они более явно уделяли внимание бескорыстным действиям на благо других. Они представили новую версию буддийского духовного идеала, который они отличали от старого идеала архата или араханта – буквально «достойного» – который в глазах некоторых начал указывать на холодную, негативную отрешенность. Духовным идеалом для буддизма Махаяны стал не тот, кто освободился от этого мира и живет в состоянии блаженства, а тот, кто заглянул за пределы известного нам мира, но решил трудиться в мире и на благо мира из глубокого чувства единства с другими существами.

Этот духовный идеал был назван на санскрите Бодхисаттвой. Идеал Бодхисаттвы служил двойной цели для буддистов махаяны, поскольку он как подчеркивал бескорыстный, сострадательный аспект Просветления, который, как они ощущали, утратили буддисты «Хинаяны», и поскольку он был целью, к которой могли стремиться все буддисты, независимо от того, жили ли они монашеской жизнью, и потому возможность вести жизнь, преданную духовности, стала доступна большему числу людей.

Космическое видение

Многие сутры Махаяны изображают Будду как архетип Просветления, с которым можно войти в контакт в медитации, али даже как вселенскую силу, а не как ограниченное рамками истории существо. Некоторые расширяют этот архетипический подход, включая в него ряд различных фигур Будд и Бодхисаттв, связанных с различными аспектами Просветленного Ума. Некоторые из них преподносят нам величественное видение магической, многомерной вселенной, в которой мы можем сродниться с космическими силами, работающими на благо Просветления всех существ. Такие сутры могут показаться нам великолепной духовной фантастикой – большая разница по сравнению с обычно довольно приземленными суттами Палийского канона.

Искусные средства

Махаянские сутры, такие, как «Сутра белого лотоса», постоянно напоминают нам, что все учения и практики буддизма – это «искусные средства», способы помочь людям различных типов и духовных уровней достичь Просветления, которое они в данный момент не могут постичь или вообразить. В первую очередь потому, что они рассматривали все учения как искусные средства, буддисты Махаяны, по-видимому, часто не видели ничего плохого в развитии новых учений и практик, подходящим различным темпераментам, стилям жизни и культурам, пока они чувствовали, что они соответствуют духу, если не букве учения Будды. Это позволили стать более гибкими и приспособиться к изменяющимся историческим обстоятельствам и новым культурам, позволило разработать формы практики, подходящие значительно более широкому кругу людей.

Эта склонность к нововведениям буддизма Махаяны, главным образом, и стала причиной появления огромного разнообразия различных школ, философий и практик, которые мы наблюдаем в буддизме в наши дни. В зависимости от нашего темперамента мы можем видеть в этом разнообразии и достоинство, и недостаток, но, вероятнее всего, справедливо и то, и другое. С одной стороны, буддизм Махаяны, вероятно, помог гораздо большему числу людей двигаться к Просветлению, чем это было бы возможно, если бы он строго придерживался практик, обычаев и установок так называемой Хинаяны. С другой стороны, некоторые формы Махаяны едва ли вообще можно считать буддизмом, а их практики больше не имеют ничего общего с теми, которым учил исторический Будда.

Ваджраяна

Примерно с 500 года нашей эры третья ветвь Буддизма, выросшая на основе Махаяны, возникает в Индии. Это была Ваджраяна, «Алмазная колесница», иногда называемая тантрическим буддизмом. Ваджраяна использует ряд символов и ритуалов, чтобы вступить в связь с подсознательными энергиями человека и задействовать их во всей полноте. Тантрический буддизм – это «эзотерическая» традиция, в том смысле, что она зависит от прямого посвящения и близких отношений между учеником и учителем-гуру. В тибетском буддизме всегда подчеркивалось, по крайней мере, в прошлом, что Ваджраяна – это продвинутая форма практики, для тех, кто уже достиг высокой степени отречения и развил сострадательную, альтруистическую мотивацию в своей практике. Для остальных говорилось, что методы Ваджраяны могут быть бесполезными или даже опасными.

Буддизм Ваджраяны развился из Махаяны, и в нем используются магические ритуалы, мантры и практики визуализации, следующие цели буддизма Махаяны – Просветлению на благо всех чувствующих существ. Возможно, в качестве реакции на возвышенные космические перспективы и метафизические спекуляции Махаяны, Ваджраяна подчеркивает непосредственный опыт. Поэтому в ней развилось новое понимание «Трех прибежищ», в которых гуру рассматривается как воплощение Будды, определенный будда или бодхисаттва, в практику визуализации которого давалось посвящение, рассматривается как Дхарма, а дакини – бросающая вызов, вдохновляющая «небесная танцовщица» – как символ Сангхи.

Литература Ваджраяны огромна. Большей частью она состоит из наставлений для детально разработанных ритуалов и медитаций. Это обширное множество тантрических практик, по-видимому, развивалось органически, постепенно, но в Тибете они были позднее систематизированы в различные «классы» тантр, которые теоретически рассматривались как представляющие все более и более продвинутые этапы практики, через которые должен пройти ученик.

Помимо тибетского буддизма, в котором элемент Ваджраяны очень силен, основной тантрической школой, дошедшей до наших дней, также является школа Сингон в Японии.

Упадок и распространение

Примерно к 1300 году н.э. буддизм практически угас в стране своего рождения, частично из-за нескольких мусульманских вторжений, во время которых были разрушены монастыри и университеты, а многие монахи были замучены. Но задолго до того, как исчезнуть в Индии, буддизм уже распространился во всех направлениях далеко за пределы Индийского субконтинента. Именно школы, сохранившиеся за пределами Индии, теперь составляют разнообразные традиции, которые мы называем буддизмом.

Некоторые школы

Тхеравада

Школа Тхеравады в Юго-восточной Азии – единственная ныне существующая школа, которая ведет свое начало от стхавир, или «старших», – преобладающая традиция в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме, Камбодже и Лаосе. Образ спокойного, величественного монаха в шафрановом одеянии – важная часть представлений многих людей о буддизме.

Тхеравадины большей частью основывают свои учения на Палийском каноне, группе писаний на языке пали, записанных где-то около первого века н.э. К этому времени эти учения уже прошли несколько столетий устной передачи и были во многих случаях, без сомнения, искажены. Тем не менее, части Палийского канона все же, вероятно, наиболее близки из всех доступных нам источников к действительным словам самого исторического Будды. Некоторое знание самых важных сутт (или проповедей) Палийского канона необходимо для каждого, кто хочет иметь общее преставление о буддийской традиции.

Тхеравада – консервативная традиция: название «Тхеравада» означает «путь старейшин». Б уддисты Тхеравады уделяют огромное внимание исторической подлинности своих учений. Они склонны отвергать писания махаянских школ как не основывающиеся на словах Будды и остерегаться любых нововведений . Буддизм Тхеравады уделяет очень большое внимание монашеской жизни – в традиции Тхеравады слово «Сангха» относится только к монахам.

Для тех, кто способен вести монашескую жизнь, Тхеравада предлагает ясные, рациональные, приземленные практики с ударением на внимательности, отречении, отрешенности от мирских забот и проникновением в преходящую и не приносящую удовлетворения природу всех мирских удовольствий. Многие основные практики и учения, используемые в Триратне , берут свое начало главным образом в традиции Тхеравады – что неудивительно, поскольку Сангхаракшита, основатель движения, сам долгие годы был тхеравадинским монахом.

Традиция Тхеравады, тем не менее, критикуется Сангхаракшитой и другими писателями за то, что уделяет большое внимание строгой приверженности букве учений за счет духа послания Будды, за то, что видит незначительные монашеские правила как конечную цель саму по себе, и за то, что недооценивает роль теплых, положительных эмоций в духовной жизни и вместо этого видит цель в холодном, аналитическом проникновении. Указывается, что Будда в Палийском каноне часто подчеркивал важность метты, сострадания и сорадования, но тхеравадинский подход может игнорировать эти аспекты их собственного канона или преуменьшать их значение как важных лишь на «низшем» пути мирянина.

Школы Махаяны – Чань и Дзен

Чань или дзен-буддизм впервые возник как отдельная школа в Китае, и можно приписать его первоначальную популярность желанию вернуться к основам во времена, когда некоторые формы буддизма Махаяны погрязли в словесных метафизических манипуляциях или нереалистических полетах фантазии о духовной жизни. Чань по-китайски и Дзен по-японски – это искажения санскритского слова «дхьяна», что означает медитацию или медитативные состояния. Следовательно, дзен-буддизм означает буддизм, который подчеркивает важность медитации.

В его традиционной форме Чань (Дзен) сочетал долгие часы медитации с трудным монастырским режимом повседневной работы, отсутствием комфорта и личного пространства, очень простой пищей и суровым серьезным стилем обучения. Практика Чань и Дзен также включала чтение молитв, ритуалы, практики поклонения и беседы о Дхарме. Взятый вместе, этот набор представлял собой совершенную лобовую атаку на попытки эго жить согласно своим симпатиям и антипатиям, принуждающий практикующего отпустить одержимость собой – или в противном случае стать очень несчастным.

Развились две различные формы Дзена, называемые в Японии «Риндзай» и «Сото». В Дзене Риндзай практик медитирует на неразрешимых загадках, называемых коанами, чтобы создать длительное и напряженное ощущение поиска ответа на вопрос, который со временем можем привести к прорыву в проникновение. Некоторые из этих коанов стали известными в западных буддийских кругах, например, каков звук хлопка одной ладони?

Дзен Сото уделяет большое внимание тому, что обычно описывается как бесформенная медитация «просто сидения». Однако новые практики медитации обычно начинают с подсчета дыхания, и даже опытные практики дзенской медитации используют дыхание и тело как якорь для укрепления практики в непосредственном переживании физической реальности, поэтому, по общему мнению, бесформенная медитация Дзен Сото имеет много общего с тем, как практикующий в Триратне может использовать осознанное дыхание в медитационном ретрите, когда строгое использование четырех этапов более не обязательно.

Японский Дзен был первой школой Махаяны, получившей популярность на Западе. Многие западные люди были впечатлены искусством и поэзией, вдохновленными дзенской традицией, которые источают аромат глубокого спокойствия медитации и высокой оценки открывающейся красоты природы. Вдохновленные Дзеном в 1960-х и позднее, западные интеллектуалы, которые никогда бы и не подумали о том, чтобы самим подчиниться суровой дисциплине дзенского монастыря, почувствовали побуждение писать книги о Дзене, и возникло представление о нем, которое основывалось скорее на проекциях, чем на фактах. Но время менялось, и по мере того, как популярная восторженность Дзеном шла на убыль, количество практикующих Дзен на Западе увеличилось. Японский Дзен теперь занимает место одной из нескольких форм буддизма Махаяны, представленных на Западе.

Школы Чистой земли

Как и Дзен, буддизм Чистой земли, по-видимому, возник как отдельное направление в Китае и достиг полного расцвета в Японии, где общепризнанно является самой популярной формой буддизма. Буддизм Чистой земли, видимо, начался с подчеркнутой преданности к архетипическим буддам, осознанности к ним и медитации на них. Поэтому он лишь несколько отличается этим подчеркнутым вниманием от других форм практики Махаяны, которые часто включают такие практики. Однако средоточием вдохновения в буддизме Чистой земли стало перерождение в «Чистой земле» одного из будд – чаще всего Амитабхи. Эти Чистые земли часто воспринимались довольно буквально, как подобные небесам измерения, в которых мы можем переродиться. Однако многие практикующие имели более сложное представление о Чистой земле, рассматривая ее как метафору Просветленного состояния или даже как метафору чудесной реальности, лежащей за нашим теперешним существованием, которая обычно спрятана от нас загрязнениями ума.

Буддизм Буддизм Чистой земли уделяет особое внимание вере как главной движущей силе нашего духовного продвижения. Это подчеркивание веры достигает самых крайних форм в японской школе «Истинной Чистой земли». В этой школе нас побуждают к полному вверению себя Амиде, Будде Бесконечного Света, и уверенности в том, что мы уже «объяты и никогда не будем отпущ ены» состраданием Абсолюта. Единственная формальная практика в этой школе – повторение «Прибежища Будде Амиде» («Намо амида буцу» по-японски) – не в качестве способа сохранения осознанности будды или пробуждения его качеств, но просто как выражение нашей благодарности за его благосклонность и за то, что нам уже предназначено судьбой Просветление.

Буддизм Чистой земли еще не достиг большой популярности на Западе, кроме как у переселенцев из Азии. Для большинства из нас вера – не самое сильное место, и те, кто в большей мере наделены интеллектуальным умом, склонны упускать из вида подход, ориентированный на веру. Однако это может оказаться ошибкой. Сангхаракшита указывал, что «полное вверение» успешного практика «Истинной Чистой земли» равнозначно чистому отсутствию эго и что такая вера может быть формой мудрости. В своих лучших проявлениях учение Чистой земли проницательно и утонченно духовно.

Буддизм Ничирена

Буддизм Ничирена – это творение японского учителя XIII в. Ничирена, ставшее одной из самых распространенных форм буддизма на Западе. Подобно другим формам японского буддизма, он предлагает очень упрощенный стиль практики, который, возможно, и является частично причиной его популярности. Его главная практика – преданное повторение фразы «Прибежища Лотосовой сутре». Ничирен почитал «Сутру Белого Лотоса» как абсолютную истину буддизма, и в его школе этот текст почитается как сама Истина. Буддизм Ничирена подвергся критике, поскольку, по-видимому, в нем мало нравственного содержания, и практикующие могут быть вдохновлены идеей повторения как своего рода молитвы даже в довольно мирских, материальных целях, что часто высмеивалось как «начитывание на Порше». Вероятно, это пример «искусных средств» Махаяны, но это приводит к тому, что некоторые авторы вообще спрашивают, является ли на самом деле буддизм Ничирена буддизмом.

Тибетский буддизм

Тибетский буддизм – это богатая смесь классической Махаяны и Ваджраяны с элементами местного шаманизма. В своих лучших проявлениях он сохраняет в чистой, все еще доступной форме стиль буддизма Махаяны, практикуемого в Индии до того, как великие монастырские университеты были разрушены мусульманскими вторжениями. В худших проявлениях он вырождается в идолопоклонничество и черную магию. Тибетский буддизм включает огромное разнообразие учений, развивавшихся на протяжении 1500 лет в Индии, и в результате он столь богат, разнолик и даже расплывчат, что невозможно доходчиво описать его в нескольких абзацах.

Многие тибетские ламы описывают свой буддизм, как включающий три «Яны», так называемую Хинаяну, Махаяну и Ваджраяну, как последовательность духовного развития. Согласно этой идеальной схеме, ученик прежде всего обращается к Прибежищу в Трех Драгоценностях, затем избавляется от иллюзий насчет сансары и практикует отречение – что сопоставимо с целью Хинаяны. Затем ученик развивает сострадательное отношение ко всем существам, испытывает зарождение бодхичитты и развивает переживание шуньяты, или «пустоты» – что в единстве охватывает Махаяну. На основе прибежища, отречения, бодхичитты и переживания шуньяты ученик затем начинает практику Ваджраяны под руководством гуру, используя визуализации и мантры для связи с архетипическими формами. Затем ученик работает на пути через последовательность предположительно все более и более продвинутых форм тантрической практики – школа Нингма насчитывает семь, что в целом составляет девять «ян», которые должен пройти ученик.

Проблема этой идеальной схемы заключается в том, что на практике более ранние ступени проходятся бегло, хотя они представляют собой очень глубокие духовные достижения. (Можно даже задаться вопросом, зачем, если зародилась бодхичитта и есть прямое переживание шуньяты, обнаженной реальности, лежащей в основе всех явлений, нам беспокоить себя работой с мантрами и практиками визуализации). На самом деле эта схема, конечно, не столько реальный путь, сколько попытка придать смысл всем различным историческим доработкам буддизма, которые унаследовали тибетцы, путем рассмотрения их как последовательно все более и более продвинутых ступеней практики.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Кем вы больше всего хотели бы быть – лесным отшельником, оседлым монахом или практиком-мирянином? Каковы могут быть сильные стороны и опасности каждого образа жизни?

2. С точки зрения темперамента, какая «яна» больше всего привлекает вас? Какая школа буддизма привлекает вас больше всего и меньше всего?

3. Сколько различных стилей буддизма вы встретили при чтении? Были ли у вас какие-то трудности в том, чтобы увидеть, как уживаются различные подходы?

4. Есть ли у вас прямой опыт традиционных азиатских стилей буддизма? Если да, расскажите об этом группе.

5. Каковы могут быть опасности того мнения, что все учения – это «искусные средства»? В чем может заключаться угроза, если мы рассматривает учение как абсолютную истину?

6. Как вы считаете, представляют ли собой три «яны» последовательно более и более продвинутые ступени практики? Почему или почему нет?