Цель создания земского собора. Земский собор (кратко)

ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА

По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, . Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]

Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.

ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным "собором", заседавшим в Москве в 1550-1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание "всякого чина" из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и "земским". На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был "исправлен" Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен "Стоглав", сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе ("губе"). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, "губную избу". Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. "Кормленщики" должны были впредь оставаться без "кормов", и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название "кормленаго окупа". Он поступал в особые кассы, "казны", получившие наименование "четвертей" или "четей", а бывшие кормленщики получили право на ежегодные "уроки" или жалованье "из чети" и стали называться "четвертчиками".

Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII века - собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.

Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683-1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Польшей.

История земских соборов

В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения»; впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным - «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами», лишь с XVII века.

В. О. Ключевский определял земские соборы как "особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до 1584 г.

2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.

3. 1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

4. 1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5. 1632-1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.

6. 1653-1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи

Земские соборы XVI-XVII вв. не породили устойчивого сословного представительства в Московском государстве; экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм).

В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл с любопытством и нашёл много справедливого.»

В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: « Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную ».

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – высшие сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями, собрания представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшиеся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. За 135 лет своего существования (1549–1684) было созвано 57 соборов. До 1598 все соборы были совещательными, после смерти царя Федора Ивановича стали созываться избирательные соборы. По способу из созыва земские соборы подразделялись на созванные царем; созванные царем по инициативе «народа» (речь могла идти только о его верхушке, поскольку представителей от самого многочисленного класса – крестьян – на большинстве соборов, кроме 1613 и 1682, не было); созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя; избирательные на царство.

Появление земских соборов было результатом объединения русских земель в единое государство в конце 15 начале 16 вв., ослабления влияния на центральную власть княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Созыв первого земского собора в 1549 совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного и тем резким обострением социального противостояния «низов» и «верхов» общества, особенно в столице, которым оно сопровождалось. Социальные конфликты заставили привилегированную верхушку общества сплотиться для проведения политики, укрепляющей их экономическое и политическое положение, государственную власть. Земский собор возник как общегосударственный аналог городовых советов, существовавших в крупных уездных городах ранее. Первое совещание Земского собора продолжалось два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей решение о неподсудности боярских детей наместникам. С этого события и началась история Земских соборов. Начиная с этого первого заседания повелось проводить обсуждения как бы в двух «палатах»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

В дальнейшей истории земских соборов выделяются шесть периодов: 1549–1584 (времен правления Ивана Грозного), 1584–1610 (период так называемого «междуцарствия»), 1610–1613 (период превращения соборов в важнейшую часть государственно-административной системы, поскольку созыв собора 1613, выбравшего Михаила Романова на царство, был логическим следствием создания Совета всея земли в Ярославле в годы борьбы с польскими и шведскими интервентами; на земском соборе 1613 были представители даже от черносошного крестьянства), 1613–1622 (период становления соборов лишь как совещательных органов). В 1622–1632 соборы не собирались. Период 1632–1653 отмечен редкостью упоминаний о соборах, которые созывались теперь лишь для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики: принятие Соборного Уложения в 1649, воссоединение Украины с Россией 1653 и т.п. Последний период 1653–1684 – период падения значимости созыва земских соборов, усиление черт абсолютизма в системе русского самодержавного управления.

Созыв собора осуществлялся призывной грамотой, послышавшейся от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население.

Выборы представителей на земские соборы (количество членов не было определено и колебалось от 200 до 500 человек) проходили в уездных городах и в губных станах в форме собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые – со своими уездами – составляли избирательные округа. В проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. Протокол отсылался в Посольский или Разрядный приказ.

Выборные брали с собой необходимый запас провианта или денег, которыми их снабжали выборщики. Жалование выборным не платилось, но челобитные о выплате жалования встречались. Заседания соборов могли проходить годами, поэтому было чрезвычайно важно запастись выборным всем необходимым. Быть выборными могли себе позволить лишь обеспеченные люди (своеобразное препятствие для малоимущих).

Каждый Земский Собор открывался торжественной службой в кремлевском Успенском соборе, иногда случались и крестные ходы, после чего происходило торжественное заседание собора в полном составе. Царь произносил речь. После устраивались совещательные заседания выборных между собой. Каждое сословие заседало отдельно. Голосование по основным вопросам происходило в специальных «каморах» (комнатах). Нередко под конец Земского собрания устраивалось совместное заседание всего собора. Решения принимались обычно единогласно. При закрытии собора царь давал торжественный обед для выборных.

Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. «церковного устроения» в годы раскола. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы. Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические (С.О.Шмидт).

Земские соборы исчезли (перестали созываться) в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича .

Наталья Пушкарева

В XVI столетии в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор. Земский собор - высшее сословно-представительское учреждение Русского государства, начиная с середины XVI до конца XVII столетия. Это сбор представителей всех слоев населения (кроме крепостного крестьянства) на котором обсуждались экономические, политические и административные вопросы.

Состав Земского собора

В составе Земского собора были: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговый люд, крупное купечество), а порой – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатный. В верхней палате был царь, входили Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а принимали участие в ней в соответствии с занимаемым положением.

Порядок выборов на собор

Члены нижней палаты были выборные. Порядок выборов на собор был такой. Из Разрядного приказа воеводам приходило предписание о выборах, которое зачитывали жителям городов и крестьянам. После чего составляли сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Но выборы проводили не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе важную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговый люд, потому как от их участия в этом собрании зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, в первую очередь оборонных и военных.

В качестве представителей от населения приглашали не специально избранных депутатов, а преимущественно должностных лиц, стоявших во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая какое либо решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период начала XVII века соборное представительство было только выборное, а постоянными членами его были представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, образовывающее с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было тоже представлено на соборах, однако крепостные крестьяне в них не принимали участия.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью»

Обсуждение вопросов. Продолжительность

На земском соборе обсуждение вопросов проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».

Регулярность и продолжительность заседаний соборов не были регламентированы в зависимости от обстоятельств, важности и содержания обсуждаемых вопросов. Бывали случаи когда земские соборы функционировали непрерывно. На них решались основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждали по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а после в результате их обобщения составляли приговор, принимаемый всем составом собора.

Так, у правительства была возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Однако в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирали на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позднее – в Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», у этого представительного учреждения были и другие названия: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор

Первый Земский собор был созван в России в 1549 году и в историю он известен как Собор примирения. Причиной его созыва послужило – восстание 1547 году в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.

Земский собор 1613 год: сделал Романовых царской династией

Основываясь на исторических документов насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 таких соборов. Все из можно условно поделить на 4 группы: созванные государем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирали царя.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 года относится ко второй группе, потому как он созывался по требованию сословий. Собор 1598 года избрал на царство , 1613 год – .

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI веке имели Стоглавый собор 1551 года и Собор 1566 года.

1551 год — по инициативе государя и митрополита был созван церковный собор, который получил название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Наиболее спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы .

Собор 1566 года был более представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось 5 курий, объединявших различные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решали вопрос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно констатировать, что на них рассматривали вопросы:

Избрания на царство;

Войны и мира;

Принятия новых нормативных актов;

Налогообложение.

В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, "государевы люди", позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Созыв Собора свидетельствовал о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. Земский собор включал в себя Боярскую думу, представителей духовенства, феодалов и горожан. Хотя Соборы не ограничивали власти царя и носили совещательный характер, они способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти. Поскольку юридический статус Земских соборов не был определен, собирались они крайне неравномерно. Избранная рада направила верховную власть на путь сближения с обществом и устроения государства при общественном содействии. Ее внушению, по всем данным, обязан своим созывом Земский собор. Весьма вероятно, что идея созыва Собора зародилась в среде окружавшего царя духовенства, которое знало Собор церковный для устроения дел церкви. На созыв Собора, быть может, навели царя митрополит Макарий и некоторые другие лица, «пресвитерством почтенные», которые были душой «избранной рады», окружавшей царя. Но и среди боярства, принадлежащего к этой избранной раде, идея Земского собора пользовалась сочувствием. Из речи царя, которую он произносил на церковном соборе 1551 года, выносится впечатление, что первый Земский собор созывался для всеобщего примирения, для прекращения тяжб и неудовольствий, накопившихся в обществе от предшествовавшей эпохи боярского, а затем царского произвола и тирании. Итак, первый Земский собор собирался в Москве для внутреннего умиротворения государства после неурядиц 30-х и 40-х годов. Роль его, по всем признакам, не ограничилась только общей постановкой этой задачи. В истории развития верховной власти нового Московского государства наступил момент, когда установилось некоторое ограничение монархического абсолютизма. Это ограничение было преимущественно делом известного кружка лиц, воспользовавшегося благоприятным поворотом в душевной жизни царя, а не результатом дружного отпора, солидарных усилий всего высшего класса или большей его части. Не будучи результатом борьбы целого класса с монархом, это ограничение не было закреплено должными политическими гарантиями, известной конституцией, которая определяла бы точно права и обязанности монарха в отношении подданных. Вследствие всего этого и ограничение оказалось непрочным и оказалось не в состоянии предотвратить наступление еще горшей тирании.