Человек — венец творения. Венец творения

четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево..."; в 14, 18: " И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул..."). - По видению прор. Даниила, есть ангелы, которым доверяется Богом наблюдение за судьбою существующих на земле народов и царств (Дан. 10, 11 и 12 гл.).

Православная Церковь верует, что каждый человек имеет своего ангела хранителя, если его не отдалил от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю всем, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного " (Мф. 18:10).

Человек - венец творения

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он "Не много ты умалил его пред Ангелами " (Пс. 8:6). Прор. Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всею землею... И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его... " (Быт. 1:26-27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его "по образу Божию и подобию " и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и

стал человек душою живою " (Быт. 2:7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: "Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после" (Точное изложение веры, кн. 2, гл. 12, о человеке). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит - унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал 5:24; Иуды ст. 7-8; 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор.6:20). "И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому,

что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни" (2 Кор. 5:10).

Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? " (Матф. 16:26). Господь наставлял учеников: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить " (Матф. 10:28).

Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: "Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый... Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества". (Сл. 7, о душе).

Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражении делать основание для учения, что душа "божественна", в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа - происхождения небесного, - не значит, что душа божественна по существу. "Вдунул дыхание жизни " есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как - дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа - или есть элемент - Божества. Златоуст пишет: "Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, "вдунул", говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?" (Златоуст, Толкование на книгу Бытия).

Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. "Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, - так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью". В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: "мы не говорим, будто Божество имеет руки...; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке" (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430-431).

Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела

Древние отцы и учителя Церкви, строго следуя Священному Писанию в учении о самостоятельности и само ценности души, разъясняли и раскрывали отличие души от тела, чтобы опровергнуть материалистическое мнение, что душа есть лишь выражение гармонии членов тела или результат физической деятельности тела, и что она не имеет своей особой духовной субстанции, или природы, Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:

1. что душе свойственно управлять телесными стремлениями, а телу - принимать управление (Афинагор и др.);

2. что тело есть как бы орудие или инструмент художника, а душа - художник (Ириней, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.);

3. что во время сна душа способна отрешаться от тела как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить (Тертуллиан);

4. что душа не, безусловно, подчиняется побуждениям телесным, способна даже вступать в борьбу со стремлениями тела, как с чем-то ей чуждым и враждебным, одерживать над ним победу, свидетельствуя этим, что она не то же, что тело, но что она есть существо невидимое, иной природы, превосходящей всякую натуру телесную (Ориген);

5. что она неосязаема и неуловима, не есть ни кровь, ни воздух, ни огонь, но самодвижущее начало (Лактаций);

6. что душа представляет собой силу, приводящую в полное согласие и в полное единство все члены организма (Афанасий Вел., Василий Вел.);

7. что душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю (Ориген и др.);

8. Человек, находясь телом на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает; будучи смертен по телу, рассуждает о бессмертии, и нередко, из любви к добродетели, сам на себя навлекает страдания и смерть; имея тело временное, умом представляет себе вечное и устремляется к вечному, пренебрегая тем, что у него под ногами: само тело не помыслило бы о себе ничего подобного (Афанасий Вел.).

9. Говоря о самой природе души, отцы и учители Церкви указывают на простоту и невещественность души, в противоположность сложности и материальной грубости тела, на ее безвинность и полное отсутствие формы и вообще на то, что она не подлежит всем тем измерениям (пространства, веса и пр.), каким

подлежит тело (Ориген и др.).

По поводу факта, что состояния тела отражаются на душевной деятельности, могут ослаблять и даже извращаться, напр., при болезни, старости или опьянении. Отцы Церкви пользуются часто сравнением тела с орудием, находящимся в управлении. Различная степень проявления души в теле свидетельствует лишь о превратности орудия - тела. Неблагоприятные для проявления души состояния тела можно сравнить с внезапной бурей на море, которая мешает кормчему проявить свое искусство, но не доказывает его отсутствия; примером может также служить расстроенная лира, из которой и самый искусный музыкант не извлечет стройных звуков (Лактаций); так и плохие кони не дают возможности наезднику показать свое умение (блаж. Феодорит).

Некоторые из древних (Амвросий, папа Григорий Вел., Иоанн Дамаскин), признавая духовность души в отличие от тела, в то же время приписывали ей некоторую относительную телесность или вещественность. Этим предполагаемым свойством души они имели в виду отличить духовность человеческой души, как равно и духовность ангелов, от чистейшей духовности Божией, в сравнении с которой все должно казаться вещественным и грубым.

О происхождении душ отдельных людей

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как "тайна, ведомая одному Богу" (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, "творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: "от одной крови Он произвел весь род человеческий " (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, "Сам дая всю жизнь и дыхание, и все " (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: "Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и

в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ... Как дыхание в музыкальной трубе

в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум" (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: "Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: "Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего)всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне,

единокровного мне человека), как самого себя ". Естественная необходимость исполнять эти заповеди" (Моя жизнь во Христе).

Дополнительные мысли о времени творения души Из "Догматического Богословия" Митрополита Макария (Булгакова).

Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться толькомгновенно , и действительно творится и

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8:6 ). Пророк Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всею землею... И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его...» (Быт. 1:26-27 ). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его «по образу Божию и подобию» и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7 ). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение веры, кн.2, гл. 12, о человеке ). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит - унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал. 5:24; Иуд. 7-8; 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор. 6:20 ). «И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни» (2 Кор. 5:1 0).

Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26 ). Господь наставлял учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28 ).

Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: «Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый... Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества» (Сл. 7, о душе ).

Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражении делать основание для учения, что душа «божественна», в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа - происхождения небесного, - не значит, что душа божественна по существу. «Вдунул дыхание жизни» есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как - дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа - или есть элемент - Божества. Златоуст пишет: «Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, «вдунул», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?» (Златоуст, Толкование на книгу Бытия ).

Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, - так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью». В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: «мы не говорим, будто Божество имеет руки...; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке» (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430-431 ).

Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела

Древние отцы и учителя Церкви, строго следуя Священному Писанию в учении о самостоятельности и само ценности души, разъясняли и раскрывали отличие души от тела, чтобы опровергнуть материалистическое мнение, что душа есть лишь выражение гармонии членов тела или результат физической деятельности тела, и что она не имеет своей особой духовной субстанции, или природы, Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:

  1. что душе свойственно управлять телесными стремлениями, а телу - принимать управление (Афинагор и др.);
  2. что тело есть как бы орудие или инструмент художника, а душа - художник (Ириней, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.);
  3. что во время сна душа способна отрешаться от тела как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить (Тертуллиан);
  4. что душа не, безусловно, подчиняется побуждениям телесным, способна даже вступать в борьбу со стремлениями тела, как с чем-то ей чуждым и враждебным, одерживать над ним победу, свидетельствуя этим, что она не то же, что тело, но что она есть существо невидимое, иной природы, превосходящей всякую натуру телесную (Ориген);
  5. что она неосязаема и неуловима, не есть ни кровь, ни воздух, ни огонь, но самодвижущее начало (Лактаций);
  6. что душа представляет собой силу, приводящую в полное согласие и в полное единство все члены организма (Афанасий Вел., Василий Вел.);
  7. что душе принадлежит разум, она обладает самосознанием, она имеет свободную волю (Ориген и др.);
  8. Человек, находясь телом на земле, умом мыслит о небесном и его созерцает; будучи смертен по телу, рассуждает о бессмертии, и нередко, из любви к добродетели, сам на себя навлекает страдания и смерть; имея тело временное, умом представляет себе вечное и устремляется к вечному, пренебрегая тем, что у него под ногами: само тело не помыслило бы о себе ничего подобного (Афанасий Вел.).
  9. Говоря о самой природе души, отцы и учители Церкви указывают на простоту и невещественность души, в противоположность сложности и материальной грубости тела, на ее безвинность и полное отсутствие формы и вообще на то, что она не подлежит всем тем измерениям (пространства, веса и пр.), каким подлежит тело (Ориген и др.).

По поводу факта, что состояния тела отражаются на душевной деятельности, могут ослаблять и даже извращаться, напр., при болезни, старости или опьянении. Отцы Церкви пользуются часто сравнением тела с орудием, находящимся в управлении. Различная степень проявления души в теле свидетельствует лишь о превратности орудия - тела. Неблагоприятные для проявления души состояния тела можно сравнить с внезапной бурей на море, которая мешает кормчему проявить свое искусство, но не доказывает его отсутствия; примером может также служить расстроенная лира, из которой и самый искусный музыкант не извлечет стройных звуков (Лактаций); так и плохие кони не дают возможности наезднику показать свое умение (блаж. Феодорит).

Некоторые из древних (Амвросий, папа Григорий Вел., Иоанн Дамаскин), признавая духовность души в отличие от тела, в то же время приписывали ей некоторую относительную телесность или вещественность. Этим предполагаемым свойством души они имели в виду отличить духовность человеческой души, как равно и духовность ангелов, от чистейшей духовности Божией, в сравнении с которой все должно казаться вещественным и грубым.

О происхождении душ отдельных людей

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым Вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26 ). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25 ). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ... Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе ). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе ).

Дополнительные мысли о времени творения души из «Догматического Богословия» митр. Макария (Булгакова)

Когда же именно творятся человеческие души и соединяются с телами? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно; а душа, существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению православной Церкви, «в то время, когда тело образуется уже и сделается способным к принятию оной» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 28 ).

Так учили и древние учители Церкви: Кирилл александрийский, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, и в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: Исх. 21:22-24 . Вот как; например; раскрывает мысль свою блаж. Феодорит:

«Тот же пророк (Моисей) в законах своих еще яснее учит; что сперва образуется тело, а потом вливается душа. Ибо говоря о том, кто поразит беременную женщину, он дает такой закон: „Когда кто ударит беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда (младенец ее неизображен), то взять с виновного пеню... а если будет вред (если же [младенец] изображен будет), то отдай душу за душу, око за око“ и проч. (Исх. 21:22-24 ). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу» (кратк. Излож. Божест. Догмат. Гл. 9, в Хр. Чт. 1844, VI. 221-222 ).

Бессмертие души

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7 ). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете» - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «...только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3 ). Ту же мысль выражает Псалмопевец словами Господа: «Я сказал: вы - Боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:6-7 ). Несомненность идеи бессмертия в Ветхом Завете приходится подчеркивать потому, что существует взгляд, отрицающий существование у евреев веры в бессмертие души. В повествованиях Моисеевых есть указание на веру в бессмертие души. Относительно Эноха Моисей замечает, что «не стало его, потому что Бог взял его», т. е. Он переселился к Богу, не испытав смерти (Быт. 5:24 ). Библейские выражения о смерти Авраама (Быт. 25:8 ), Аарона и Моисея (Втор. 32:50 ): «и приложился к народу своему» - нелогично понимать в смысле положения в одной гробнице или месте, даже в одной земле со своим народом, так как каждый из этих ветхозаветных праведников умирал не в земле своих предков, а в новой области переселения (Авраам) или странствования (Аарон, Моисей). Патриарх Иаков, получив весть о растерзании своего сына зверями, говорит: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35 ) - ад, очевидно, не в смысле гробницы, а в смысле пребывания души. Это состояние души по смерти изображалось в Ветхом Завете, как схождение в преисподнюю, т. е. как безрадостное состояние в области, где не слышно даже хвалы Господу, как это выражено в ряде мест книги Иова и в псалмах.

Но уже в Ветхом Завете, особенно, ближе к пришествию Спасителя, слышится надежда на то, что избегнут этого безрадостного состояния души людей праведных. Напр., в книге Премудрости Соломоновой: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их...; а праведники живут в веки, награда их - в Господе» (паремии кн. Прем. Сол. 3:1; 5:15 ). Яснее и отчетливее выражается надежда на будущее некогда избавление душ праведных из ада в словах псалма: «даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление» (Пс. 15:9-10; также Пс. 48:16 ).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», «плен пленил» (Ефес. 4:8-9 ). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3 ); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43 ).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение..., имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23 ). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2 ).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16 ).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

Можно сделать и обратное заключение: в тех исповеданиях и мировоззрениях, хотя бы и христианских, где меркнет сила веры в живое, загробное бытие души, где нет молитвенной памяти об умерших, сама вера христианская находится в упадочном состоянии. Верующий в Бога и сознающий любовь Божию не допускает мысли, что его Небесный Отец захотел бы совершенно пресечь его жизнь и лишить его связи с Собой, подобно тому, как и дитя, любящее мать и любимое матерью, не поверит тому, чтобы мать не хотела его жизни.

По праву должно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Душа и дух

В Священном Писании духовное начало в человеке, противоположное телу, обозначается двумя почти равнозначащими терминами: «дух» и «душа». Употребление слова «дух» вместо «душа» или обоих терминов в одном и том же значении встречаем, в частности, у ап. Павла. Это видно, напр., из сопоставления следующих двух текстов: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20 ) и - «очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1 ). Между тем в писаниях этого Апостола есть два места, где рядом с душой поминается еще и дух; это дает повод поставить вопрос: не указывает ли Апостол в человеческой природе, кроме души, еще и дух как составную часть этой природы? Также и в писаниях некоторых святых Отцов, в особенности в аскетических творениях, есть различие души и духа. У ап. Павла первое место находится в послании к Евреем и читается так: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12 ). Другое место у того же Апостола - в послании к Солунянам: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся» (1 Сол. 5:23 ). Нетрудно, однако, видеть, что в первом месте разумеется под духом не отдельная и не зависимая от души субстанция, а только внутренняя, сокровеннейшая сторона души. Здесь отношение души и духа ставится в параллель отношения составов (членов) и мозгов; что как последние составляют внутреннюю часть того же телесного существа, или содержимое по отношению к содержащему, - так, очевидно, и дух мыслится Апостолом, как сокровенная часть душевного существа человека. Что касается второго места, то здесь, по-видимому, под духом разумеется тот особенный высокий строй сокровенной части души, который созидается под влиянием благодати Духа Святого в христианине, - тот дух, о коем в других местах Апостол говорит: «духа не угашайте» (1 Сол. 5:19 ), «духом пламенейте» (Рим. 12:11 ).

Таким образом, Апостол имеет здесь в виду не всех вообще людей, а одних только христиан, или верующих. В этом смысле встречаем у апостола противопоставление человека «духовного» человеку «душевному», или плотскому (напр. 1 Кор. 2:14-15 ). Духовный человек обладает душой, но, будучи возрожденным, взращивая в себе семена благодати, он возрастает и приносит плоды духа. Чрез небрежение же к своей духовной жизни может и духовный человек низойти на степень человека плотского, или душевного («так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» - пишет тот же Апостол, Гал. 3:3 ). Поэтому нет оснований считать, что мысли ап. Павла не согласны с учением о двухсоставной природе человека.

Ту же мысль о духе как о высшей, благодатной форме душевной жизни человека имели, очевидно, те из христианских учителей и Отцов Церкви первых веков, которые отличали в человеке, кроме души, еще и дух (такое различение находим у св. Иустина Мученика, Татиана, Иринея, Тертуллиана, Климента Александрийского, Григория Нисского, Ефрема Сирина, а равно и у позднейших писателей-подвижников); значительное же большинство Отцов и учителей Церкви прямо признает двучастность природы человека - тело и душу (свв. Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин, Иоанн Дамаскин). Блаженный Феодорит пишет: «По учению Аполлинариеву (еретика Аполлинария), в человеке три составные части: тело, душа животная и душа разумная, которую он называет умом. Но Божественное Писание признает только одну душу, а не две, что ясно показывает история сотворения первого человека. Бог, образовав из персти тело и вдунув в него душу, показал сим, что в человеке два естества, а не три».

По общепринятой в библеистике классификации восьмой псалом обычно относят к псалмам природы. Хотя любая классификация носит в какой-то мере приблизительный характер. Исходя из содержания в нем можно найти и все признаки хвалебной песни и гимна хвалы. На фоне неумолчной хвалы Творцу и картин природы в псалме также явственно проступает и антропологическая составляющая.

Бог, природа, человек представлены в самом тесном взаимодействии. Вполне вероятно, что псалом родился у Давида, когда он жил в доме отца и пас стада. В это время он мог с волнением и трепетом, молитвенно созерцать величественный нерукотворный храм природы, ощущая в нем живое присутствие Создателя. Величайший поэт Израиля созерцает Бога, природу и размышляет о месте человека в Божьем мироздании.

Высокое достоинство человека псалмопевец видит в его особом предназначении. Человек получил от Бога призвание и право быть царем, пророком и священником. Все низшие творения находятся в подчинении человеку: «…поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:7–9). Человек - представитель Бога на земле. На него возложены царские обязанности заботиться о других существах и благоустраивать землю. Псалмопевец почти дословно воспроизводит благословения, данные первым людям - Адаму и Еве (см.: Быт 1:28). Как владыка над низшими творениями, человек нарекает имена животным. Он дает им не просто случайные клички, но имена. А имя, как известно, выражает суть, природу и характер существа. Не случайно особое внимание и любовь к животным испытывают дети. Дети гораздо более наблюдательны и внимательны к жизни природы, они чувствуют себя первооткрывателями Божьих чудес и частью сотворенного Богом мира.

Как Божий соработник на земле, человек призван и к пророческому служению. В широком смысле пророк не только предсказатель судеб народов и отдельных лиц. Он прежде всего провозвестник Божьей воли, личность, наделенная исключительным даром чувствовать пульс Вселенной и слышать, как «звезда с звездою говорит». Об этой особенности пророка писал Пушкин в известном стихотворении: «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье» . И псалмопевец, говоря о чести, которой Бог удостоил человека, подчеркивает его связь со всем творением на земле и чувство ответственности, вложенное в него свыше.

А разве человек не призван быть священником? Понятно, что не все люди входят в круг священнослужителей Господних. Но любой человек, как венец творения, как дитя Божье, познавшее милость и заботу Отца Небесного, призван священнодействовать. Совершать молитву за хлеб насущный, благодарить Бога за милости, щедроты, испытания, прославлять Творца в уединении и в собрании святых - разве это не широчайшее поле, где человек выступает, может быть не подозревая об этом, в статусе священника? В священническое служение такого рода псалмопевец включает даже беспомощных детей: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу…» - утверждает Давид (Пс 8:3). Присутствие Бога, Божественное величие, явленное в мироздании, чувствуют даже грудные младенцы. Младенцы, инстинктивно ощущающие Божью любовь, в данном случае служат живым укором тем взрослым, которые глухи и слепы по отношению к Божьим деяниям. Этот стих псалма прозвучал из уст Христа в ответ на негодование первосвященников по поводу восторженных славословий детей в храме в честь Спасителя (см.: Мф 21:15). В иносказательном смысле образ младенцев и детей, прославляющих Бога, может подразумевать и вполне зрелых людей, приходящих к Богу с простой, смиренной, детской верой. «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11:25), - сказал Христос о таковых.

В христианском богословии есть учение об особом и общем Откровении Бога. Восьмой псалом - наглядная иллюстрация к общему Откровению. Бог открывает Себя через природу, историю, человека. «Две вещи удивляют меня - звездное небо надо мною и закон нравственности внутри меня» - это известное изречение Иммануила Канта указывает на два источника богопознания: разумно устроенную Вселенную и человека, созданного по образу и подобию Божьему. Познавая законы природы, изучая дух, душу и физиологию организма человека, мы тем самым приобретаем знания о Боге - Творце всего сущего.

Бог во всей полноте Своей природы и славы непознаваем. В Боге присутствует определенная тайна. Немало тайн сокрыто и в природе человека. От дней глубокой древности наука, искусство, религия изучают человека. Однако предельная точка человековедения пока что недосягаема. В человеческом обществе время от времени появляются таланты и гении. Наличие таковых среди рода людского - еще одно свидетельство существования Премудрого Бога Творца, вложившего в отдельных людей проницательный разум и сверхчуткое сердце.


«…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс 8:5) - восклицает псалмопевец. По сравнению с необъятной Вселенной человек - всего лишь микроскопическая песчинка. Но у этой песчинки есть дух, душа и разум. «Вселенная обнимает и поглощает меня, как точку, - рассуждал Блез Паскаль. - Мыслью же своей я обнимаю ее». Никто не забыт у Бога, не брошен на произвол судьбы и не появился на земле случайно. Человек - часть великого Божьего замысла. Восклицание псалмопевца несет в себе и мессианские мотивы. Когда пришла полнота времени, Любящий Бог в Иисусе Христе посетил падший, грешный мир. Посетил не для того, чтобы подвергнуть заблудших грешников заслуженной каре, но для того, чтобы извлечь души из омута греха и беззакония. Таинственный акт Боговоплощения соединил небо и землю. Творец миров не погнушался человеческой природой, облекся в нее ради спасения сынов Адама. Бог приходит к человеку, чтобы вернуть человеку его достоинство.

Вступительная пометка к псалму указывает на инструмент, предназначенный для музыкального сопровождения этого песнопения. Он назывался гефским орудием, так как изготавливался в филистимском городе Гефе и представлял собой изящную трубку с отверстиями, похожими на отверстия в виноградном точиле. Этот псалом исполнялся как народная песнь при уборке винограда. «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс 8:2) - неслось к небесам восторженное славословие с полей виноградных.

Легко и радостно трудились виноградари. Они чувствовали себя Божьими соработниками, живыми, одухотворенными инструментами в руках Всемогущего Бога. Здесь нет противопоставления человека и Вселенной. Человек и мироздание, бытие и быт сливаются воедино. Автор восьмого псалма запечатлел, таким образом, всеобъемлющий космический взгляд на Бога, природу и человека.

Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства?

День шестой (часть 2)

Человек как венец творения

КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 1

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их . 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле . 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу .

ВОПРОСЫ

В конце шестого дня творения, как он описан в Книге Бытия 1: 27—29, содержится явное указание на то, что вся Вселенная существует исключительно ради человека. Эта же идея развивается и в Талмуде, где она проиллюстрирована следующим сравнением:

Адам был создан накануне Субботы; почему же? Это может быть уподоблено тому, как земной царь из плоти и крови строит дворец, и обставляет его, и готовит трапезу, а затем приводит в него своих гостей.

Чтобы убедиться, насколько абсурдно такое утверждение, достаточно взглянуть на далекие звезды. Во Вселенной миллиарды звезд. Какое отношение к человеку могут иметь все эти бесчисленные звезды, рассыпанные по бесконечным далям внеземного пространства? До недавнего времени, до того, как были изобретены мощные телескопы, никто даже и не знал, что существует так много звезд. Вера в то, что существует связь между человеком и далекими звездами, является предрассудком или предметом астрологии.

Таков распространенный взгляд на вещи. А теперь рассмотрим научные данные, которые дают объяснение библейскому тексту.

ОТДАЛЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ

Новейшие достижения астрономии сделали очевидной поразительную связь между жизнью на Земле и отдаленными звездами. Не будет, в сущности, преувеличением сказать, что без звезд жизнь на Земле была бы невозможна.

Тела всех живых организмов содержат такие химические элементы, как углерод, водород, кислород и азот, с небольшой, но жизненно-необходимой добавкой других элементов. Откуда взялись эти элементы?

Согласно хорошо обоснованной современной космологической теории, через несколько мгновений после возникновения Вселенной в ней существовали лишь два элемента: водород и гелий. Не было ни углерода, ни кислорода, ни всех прочих необходимых для жизни элементов. Эти элементы образовались лишь значительно позже, в раскаленных внутренних сферах гигантских звезд. Вот как объясняет это профессор университета в Нью-Мексико Майкл Зейлик:

Продолжительность жизни больших звезд насчитывает всего несколько миллионов или десятков миллионов лет, после чего наступает катастрофа: они взрываются. На протяжении их короткой жизни термоядерная «печь» в недрах этих звезд производит такие тяжелые элементы как углерод и железо; при их гибели чудовищная сила взрыва сверхновой звезды создает еще более тяжелые элементы и выбрасывает до 90% звездного материала в межзвездное пространство. Из этих звездных отходов со временем образуются новые звезды и планеты, такие, как наше Солнце и наша Земля. Скажем более: жизнь на нашей планете возникла благодаря тому, что некогда существовали и погибли гигантские звезды; не произойди взрыва сверхновых звезд, в межзвездном пространстве не распространился бы углерод, ключевой элемент для жизни в той форме, в какой мы ее знаем.

Таковы результаты новейших исследований. А вот что говорится в Кембриджской Астрономической Энциклопедии:

Прежде считалось, что состав Вселенной всегда был таким же, каким мы его наблюдаем сегодня… Не все, возможно, отдают себе отчет в том, что все атомы Земли [кроме водорода] образовались внутри звезд, существовавших до рождения Солнца и планет. Уяснив себе, как создавались и создаются элементы в космической среде, физическая наука совершила одно из величайших завоеваний двадцатого века… Каждый атом нашего тела «сплавился» в предыдущих периодах фантастической галактической истории. Поистине, мы — дети Вселенной.

Еще один важный фактор в наших взаимоотношениях со звездами — это огромные расстояния между нами. Как выяснилось, эти расстояния играют критическую роль в нашем существовании. Звездные взрывы выбрасывают в пространство не только химические элементы, без которых жизни быть не может — они рассеивают также «космическую радиацию», которая губительна для этой жизни. От космической радиации нас спасает только огромная отдаленность звезд от нашей планеты. Проходя сквозь эти неизмеримые пространства, космическая радиация теряет свою силу и, к тому времени как она достигает Земли, перестает быть вредной. Как пишет профессор Принстонского Института Новейших Исследований Фримен Дж. Дайсон,

Огромность межзвездных пространств ослабляет концентрацию космических лучей настолько, что они не могут изжарить нас заживо или, по меньшей мере, стерилизовать. Не будь этих гигантских пространств, изолирующих спокойные области Вселенной от неспокойных, никакая [биологическая] система не могла бы существовать.

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ

Ознакомившись с некоторыми из новейших астрономических открытий, касающихся человека, мы можем теперь сопоставить библейский текст с данными современной науки. Рассмотрим вопрос, поднятый в начале данной главы.

Все виднейшие талмудисты придерживаются основного принципа, гласящего: человек есть венец творения; все, что только существует во Вселенной, создано для его пользы. Этот принцип как нельзя лучше подтверждается недавними научными открытиями, показавшими, что даже отдаленные звезды сыграли жизненно-важную роль в создании условий для существования человека. («Жизнь на нашей планете возникла благодаря тому, что некогда существовали и погибли гигантские звезды.») Стало известно, что все необходимые для жизни элементы (кроме водорода) образовались первоначально в глубочайших недрах звезд. Позже, когда звезда взрывалась, превращаясь в сверхновую, эти элементы выбрасывались в пространство. В конце концов, эти вещества достигли нашей Солнечной системы, где из них образовались живые ткани растений, животных и человека. («Поистине, мы — дети Вселенной.»)

Это — лишь один пример из длинного перечня различных событий, которые должны были свершиться ради существования и благополучия человека. Вообще, многочисленные «стечения природных обстоятельств», произошедшие словно специально для нашей пользы, представляют собой удивительный феномен, отмеченный многими учеными. Особенно выразительно говорит об этом профессор Ф.Дж. Дайсон:

Когда мы вглядываемся во Вселенную, изучая многочисленные стечения обстоятельств в области физики и астрономии, в совокупности своей пошедшие нам на пользу, начинает казаться, что Вселенная словно бы знала заранее о нашем предстоящем появлении.

Обратите внимание, как полно слова знаменитого ученого гармонируют с высказываниями мудрецов-талмудистов.

ЧЕЛОВЕК ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ

В предыдущей главе мы говорили о том, что в библейском описании человека, сотворенного «по образу Божию» (1: 27), подразумеваются уникальные умственные и творческие способности, которыми наделил его Творец. В заключение этой темы, поговорим о трех аспектах человеческой исключительности.

Общение

Последние несколько тысячелетий были свидетелями грандиозного прогресса человека во всех областях умственной деятельности. Существенным элементом этого прогресса является уникальная способность членов рода человеческого общаться друг с другом. Она помогает человеку пользоваться плодами достижений его предшественников. Исаак Ньютон как-то заметил: «Мне удалось заглянуть дальше [чем другим] потому, что я стоял на плечах гигантов».

Важность общения трудно переоценить. По мнению многих комментаторов Библии, именно способность человека пользоваться речью и делает его уникальным. Онкелос, переводивший во втором веке Библию на арамейский язык, в своей версии Бытия 2: 7 называет человека «говорящим существом». Комментируя те же строки, и Раши, и Саадия Гаон, и Сфорно, и Рамбан отмечают, что превосходство человека над животными заключается в его речевых и умственных способностях.

Технические нововведения, которые революционизировали человеческое общество, были результатом совместных усилий множества одаренных людей. Поскольку люди могут общаться между собой, ученому нет нужды «заново изобретать колесо», прежде чем он внесет свой вклад в науку. Возможность строить на основе уже построенного другими привела к быстрому технологическому прогрессу, который и является отличительным признаком цивилизации.

Способность человека общаться с себе подобными является первым аспектом уникальности человека, созданного «по образу Божию».

Жажда знания

Человек — единственное живое существо, проявляющее интеллектуальный интерес к вещам, которые не повышают непосредственно его шансы на выживание. Все другие виды заботятся исключительно о пище, об укрытии от непогоды, о том, чтобы избежать опасности, найти себе пару и т.п. — каждый для себя, а также для своего семейства, племени или колонии. В отличие от них, люди с огромным интересом и с большой затратой времени отдаются накоплению знаний и искусствам, не влекущим за собой никаких практических последствий.

Отличной иллюстрацией к этому феномену является книга, которую вы держите сейчас в руках. От чтения этой книги ни заработок ваш не увеличится, ни еда на вашем столе не улучшится, ни здоровье не поправится. Тем не менее, несмотря на отсутствие какой-либо ощутимой выгоды, вы продолжаете ее читать, удовлетворяя свое интеллектуальное любопытство. Интеллектуальное любопытство является вторым аспектом уникальности человека, созданного «по образу Божию».

Совесть

Самая поразительная форма проявления уникальности человека относится к нравственной области. Человек — и только человек — способен принимать решения, исходя из абстрактных принципов добра и зла. Человек в состоянии пожертвовать своим личным благополучием и даже жизнью из нравственных соображений.

Бедственное положение миллионов людей, умирающих с голода в Северной Африке, вызвало волну помощи во всем мире. Ничто не объединяет этих африканцев со средним американцем или европейцем — ни раса, ни религия, ни язык, ни идеология, ни образ жизни. Тем не менее, зрелище голодных детей на экране телевизора затрагивает душу зрителя, и его совесть «требует», чтобы и он помог страдающим людям.

Человек — единственный представитель животного мира, которого волнуют моральные проблемы. И только человек обладает духовными способностями, позволяющими ему выносить нравственные суждения. Эта божественная привилегия и связанная с ней ответственность даны только нам, ибо человек был сотворен «по образу Божию».

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь…» (Второзаконие 30: 15, 19).

ПРИМЕЧАНИЯ

Талмуд, Синедрион, 38а.

Подробное описание космологической теории «большого взрыва» дается в главе, относящейся к первому дню творения.

S. Mitton,ed.-in-chief. The Cambridge Encyclopedia of Astronomy (London: Jonathan Cape, 1977) стр. 121, 123, 125.

Zeilik, стр. 110.

Mitton, стр. 125.

Интеллекта в сравнении, скажем, с человекообразными обезьянами акулам действительно не хватает. Но они обладают довольно сложным поведением. Нынешние семейства этих совершенных морских убийц появились совсем недавно, в так называемом миоцене — в период от 5 до 20 млн лет назад. Кстати, со времени своего появления акулы все сильнее и сильнее теснили тогдашних хозяев моря — морских рептилий, и скорее всего именно они в жесткой конкурентной борьбе победили ихтиозавров. Несмотря на то что у акул действительно нет костной ткани — и на этом основании их называют живыми ископаемыми, — некоторые из них имеют ряд прогрессивных признаков, например живорождение! Ни птицы, ни большинство рептилий, ни тем более костные рыбы таким эволюционным достижением похвастаться не могут.

Рептилия — это такая ящерица

Очень неточно. На сегодняшний день считают, что у современных рептилий и млекопитающих предками были разные амфибии. Эволюционная ветвь, которую венчают млекопитающие, называется зверообразующей. Та, которую венчают, грубо говоря, птицы, — ящерообразующей. Эти ветви все время боролись между собой за господство на земле.

Сначала побеждал «зверский» клан. Среди «звероящеров» были первые настоящие хищники, евшие именно мясо, то есть своих травоядных собратьев, а не каких-то там многоножек и пауков. Затем в поздней перми (около 255 млн лет назад) в их скорее массивных, нежели стройных рядах появились так называемые зверообразные рептилии, имевшие развитое обоняние и усы на морде. Зверообразные были покрыты шерстью и, значит, являлись теплокровными. Хотя они и откладывали яйца, как положено рептилиям, детенышей они уже выкармливали выделениями специальных желез. Совсем так, как это делают самые примитивные из ныне живущих млекопитающих — утконосы и ехидна. Другими словами, официально считающиеся рептилиями зверообразные имели множество признаков, присущих млекопитающим, и на привычных нам ящериц внешне походили значительно меньше, нежели на своих потомков-млекопитающих.

Млекопитающие появились после динозавров

Вовсе нет. Зверообразные рептилии господствовали примерно 50 млн лет, и лишь в триасе (от 248 до 205 млн лет назад) «ящерицы» взяли реванш. В это время начинают резко эволюционировать так называемые архозавры (ящеры) — к ним относятся и ныне здравствующие крокодилы и динозавры. От архозавров ведут свой род и птицы. К слову, получается, что из ныне живущих существ наиболее близки птицам именно крокодилы. Так что исторический ответ безымянного малороссийского прапорщика на вопрос: «Летают ли крокодилы?» — «Летают, но низэнько-низэнько» — с точки зрения палеонтолога не лишен эволюционных оснований. В те непростые времена архозавры господствовали в категории «тяжеловесы». А вот в легких весах (размерами меньше одного метра) все это время вполне уверенно чувствовали себя представители «зверского» клана — сначала зверообразные рептилии, а затем пришедшие им на смену млекопитающие. Между прочим, именно легкие веса являются «колыбелью» эволюции, то есть в среде легковесов рано или поздно появляется некое прогрессивное существо, которое выводит эволюционную «гонку вооружений» на новый уровень. Так благодаря чему же «ящерицы» перешли в решительное наступление, потеснив будущих «зверей»? Оказывается, они хитрым образом перестроили свои конечности, что позволило им встать на две ноги и перемещаться быстрее всех. Итак, древностью рода млекопитающие вовсе не уступают динозаврам. Они немирно сосуществовали в разных весовых категориях примерно 120 миллионов лет.

Перья выросли у птиц как приспособления для полета

Вся история Земли учит нас: чтобы летать, иметь перья необязательно. Я уже не говорю о том, что с помощью машущего полета воздушную среду успешно освоили млекопитающие — летучие мыши. Намного раньше птиц в воздух поднялись родственные динозаврам и покрытые волосками птерозавры. Что же касается перьевого покрова, то он все-таки возникает у многих нелетающих динозавров. Для чего? Чтобы согреться. Ведь перья — отличный теплоизолятор. Именно перьевой покров позволял мелким рептилиям сохранять тепло в мышцах и, следовательно, готовность резко стартовать от опасности тогда, когда другие рептилии этого сделать были не в состоянии (например, в предрассветных сумерках). Это потом оказалось, что с перьями и летать сподручно.

Динозавры жили на планете долго и счастливо и вымерли в один день

Как правило, те, кто настаивает на внезапном исчезновении динозавров, в качестве причины указывают на свалившийся буквально на голову рептилиям громадный астероид. Но падение огромного небесного тела, вызвавшее глобальную катастрофу (похолодание), не объясняет, почему же уцелели не только теплокровные — птицы и млекопитающие, но и вполне холоднокровные крокодилы, черепахи и ящерицы. По данным палеонтологов, в позднем мелу (этот период окончился около 67 млн лет назад), во время расцвета динозавров, естественное вымирание видов шло примерно одним и тем же темпом. Но с определенного момента на смену вымершему виду не приходил новый (как это случается обычно). На вопрос, почему же на смену вымершим динозаврам не пришли новые, можно дать и такой ответ. Примерно 240 млн лет назад изначально господствовавших зверообразных вытеснили более шустрые (двуногие) динозавры. Они появились в легком весе (менее 1 метра), а затем перешли в следующую весовую категорию. Как более проворные, они вытеснили остатки зверообразных в легкие веса. В легких весах и произошел переход зверообразных в млекопитающие. Последние же обладали рядом прогрессивных признаков и, не суетясь, переждали невзгоды. Рано или поздно, но среди «легковесов» появляются продвинутые теплокровные «млекопитающие» хищники. Они захватывают господство в своей категории, и кроме того, наносят существенный урон детям динозавров-гигантов, особенно по ночам, когда имеют неоспоримое преимущество в скорости перед холоднокровной молодью рептилий. Итак, победив в легких весах, лишив динозавров детства и, соответственно, будущего, млекопитающие предопределили их вымирание. Так что астероид и последовавшие за его падением невзгоды лишь забили последний гвоздь в гроб гигантских рептилий.

Человек — венец творения

К сожалению, нет. Как это ни прискорбно, но строение зубной системы и такого важного органа, как плацента, у крыс и мышей по сравнению с человеком более совершенно. Кроме того, попытки создать человека природа предпринимала неоднократно. Еще у предков людей — австралопитеков — сосуществовали две формы, назовем их для простоты массивной и субтильной. Именно субтильные, не брезгующие мясом австралопитеки породили первого представителя рода хомо — человека умелого. Потом появился человек прямоходящий. Всевозможные представители рода хомо не раз жили примерно в одно и то же время. Например, около сотни тысяч лет назад неандертальцы встретились с людьми современного типа (кроманьонцами). Неандертальцы если в чем и уступали кроманьонцам, то только в навыках устной речи и, видимо, в уровне агрессивности. Кто победил, нам объяснять не надо.