Что будет если отпеть некрещеного. Что следует делать, когда умер некрещенный родственник (отец)

Утрата близкого - это боль и скорбь. Мы отчаянно думаем, как мало сделали для умершего. Хочется возвратить время и исправить ошибки, уделить больше внимания тому, кого рядом уже нет. Не удивительно, что мы стараемся позаботиться о мёртвом и на том свете.

В православной церкви устоялась традиция отпевать покойных. Но что делать, если умер некрещёный человек? Разве можно оставить его без этой, казалось бы, обязательной процедуры?

И даже если некрещеного по своей воле нельзя отпевать, то как быть с умершими младенцами? Они-то выбора не имели.

Тут же всплывает вопрос о похоронах: как поступать с ними, нужен ли крест? А молиться за некрещёного можно?

Всё это обобщим так: допускает ли православная церковь обряды для умерших некрещёных? Начнём разбираться по порядку.

Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения

Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.

Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?

Справедливо, ведь он - не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.

Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны - с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.

Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.

до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение

Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.

Взрослым некрещёным устраивают обычные похороны, но без православных молитв и атрибутов

Взрослого некрещёного человека точно так же не отпевают и не поминают. Об этом сказано в церковном уставе. Но с мирской точки зрения ничего катастрофического не происходит. Такой же гроб, та же могила, венки - обычные похороны. Просто без православной атрибутики.

Не нужно воспринимать это как трагедию. Если человек при жизни не тянулся в церковь, не захотел быть к ней приобщённым, то нет смысла имитировать его религиозность после смерти.

Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды

Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.

Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.

Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.

Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку. Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.


Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа - свобода выбора. И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит - и против Бога.

Отпевание

это просьба к Всевышнему простить грехи умершему

Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение - своего рода доверенность ей. Оттого и слово - «вера».

А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом. Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».

И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.

Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете

Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».

«Всё мне можно, да не всё полезно», - гласит христианская истина.

Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.

Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.

Для многих крест - это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.

Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест - символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.

Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.

В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, - это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.

Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме

Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Макарий (Булгаков)

Митрополит

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Блаженный Августин ещё более категоричен:

Блаженный Августин

Древнеримский богослов

«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.

Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.

Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, - но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:

Афанасий (Сахаров)

Епископ Ковровский

«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных»

При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:

Лев Оптинский

Российский монах

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.

На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит - смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Представители других религий, даже католики, не поминаются и не отпеваются православной церковью

В отношении католиков, протестантов и других представителей различных христианских конфессий действует то же самое правило - поминать в православии их нельзя. Да, католик - христианин. Но он - не православный христианин.

Соответственно, православная церковь не имеет никаких полномочий в отношении его души. Поэтому на атеистов, мусульман, католиков и представителей всех возможных религий действуют ровно те же правила, что и в отношении других некрещёных в православии людей.

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия .

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru /Патриархия.ru

Материалы по теме

[Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Евангелистской ассоциации Билли Грэма Ф. Грэмом

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи выступил на II Гиппократовском медицинском форуме

Православная Церковь не молится за усопших некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.
К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. А некоторые (по незнанию) даже спрашивают: «А нельзя ли окрестить умершего?», - что звучит почти кощунственно. Мертвого крестить уже незачем.
Что же касается некрещеных, то Церковь за них не молится, так как эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное церковное поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви.
По Уставу Церкви нельзя также совершать православные обряды погребения и церковного поминовения и людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой. Или считаясь православными, увлекались мистическими восточными религиями, искажали и толковали Евангелие по своему усмотрению, ища в нем скрытый смысл для посвященных.
Раньше таких людей отлучали от Церкви, провозглашали анафему (вспомним Л.Н. Толстого и его религию «непротивления злу»). Сегодня такое делается очень редко, потому что такие крещеные люди и в церковь-то не ходят, и по сути они уже отлучили себя от Церкви сами.
Странно было бы совершать молитвы наравне с верными чадами Церкви и за людей неправославной веры, не признающих нашу Православную Церковь за Церковь истинную и даже откровенно враждебно относящихся к ней и выступающих против нее.
Поскольку во все времена при служении Православной Церкви поминались души только усопших православных христиан, потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, так как нигде и никогда их не поминали.
Святые апостолы и отцы Церкви не могли даже и предполагать, что кому-либо из членов Православной Церкви когда-либо придет в голову отыскивать в их правилах запрещение церковного моления за усопших иноверцев.
Еще живых их Церковь молитвенно зовет к покаянию, следуя древней традиции молиться об обращении заблудших – еретиков, язычников и всех неверующих.
Но поскольку умершие неправославными лишены уже возможности соединиться с Церковью, то совершать за них молитвы представляется невозможным.
Церковные правила весьма определенно и строго запрещают молиться с неправославными совместно любой молитвой и в любом месте (10-е Апост. правило, 2-е правило Антиох. Собора). С другой стороны, нет запрещения молиться о неправославных, еще живущих на земле, к чему и призывает апостол Павел: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2. 1-2).
«Нет никакого основания поминать в церковных молитвах, ни отступников и отлученных от церкви, ни неправославных и старообрядцев, потому что они не принадлежат Церкви», - сказано в Настольной книге священнослужителя.
Некрещеные люди, как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, поэтому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно.
Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в землю вместе с зерном здоровым.
И такому зерну, в отличие от зерен, не поврежденных гнилью, не поможет уже ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца. Так и душам, погасившим в себе Дух Христов, не помогут молитвы близких.

Часто можно слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, ведь среди них встречаются очень хорошие и добрые люди.
Так что же мешало этим хорошим людям стать членами Церкви? Ведь для этого нужна только вера в Спасителя а не требуются какие-то нечеловеческие усилия.
Нужно лишь прочесть Евангелие – слово Божие и принять его сердцем, а не разумом, как некую красивую сказку. «Вера твоя спасла тебя!» – говорит в нем Иисус Христос именно такому человеку, который в конце концов уверовал в него.
У некрещеных людей всегда найдутся «уважительные причины». Один боялся потерять положение, другой – должность, третий – потерпеть по службе.
Ведь раньше верить было запрещено. У целых поколений была своя «религия» - партия, атеизм, и искра Веры так и не загорелась в них до самой кончины. Третьи и теперь боятся крещения или им некогда.

Но в основе всех этих причин лежит одна – неверие в Бога. И это неверие, то есть отрицание Бога, эти души так и уносят с собой в загробную жизнь, где уже новые качества они не приобретают. Можно только представить, каково для них бывает начало новой загробной жизни: удивление, отчаяние, угрызения и муки совести, чувство безвозвратно утерянного времени на земле.
Поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. По своей сути, неверующий человек – это человек противящийся Церкви.
«Спрашиваете, будет ли принято церковное поминовение о противившихся Святой Церкви. Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умерших, то поверьте мне, что церковное поминовение таковых не только будет приятно, но противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзнувший по таким творить поминовение, смертно согрешает», - говорит прп. Паисий Величковский.
Если усопший был православным христианином и еще в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение.
А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? И ведь нежелание креститься нельзя объяснить только равнодушием, так как Сам Христос сказал нам: «Кто не со Мной, тот против Меня».
Как можно, молясь за некрещеного или вероотступника, допустить себя до некоторого прикосновения к его богоборческому настроению, которым его душа была заражена?
Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, которыми были полны их души? Не значит ли это – сознательно подвергать свою душу опасности заражения такими же настроениями?
Вот о чем должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносятся в загробную жизнь после смерти человека и становятся благодатной почвой для восприятия молитв живущих.
Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви – это не что иное, как самый тяжкий смертный грех – хула на Духа Святого.
В Евангелии сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого – не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского.
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца, и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».
Православная Церковь не молится и о людях, нарушивших шестую заповедь Закона Божия, - самоубийцах.
Преступность греха самоубийства состоит в том, что человек, дерзнувший на это, восстает на самого Бога, на его Промысел и свое назначение, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу и окружающим людям.
Жизнь дарована человеку для нравственного совершенствования, а не для злоупотребления ею. По сути дела, самоубийство – это поваленный крест, а самоубийцы – люди, отказавшиеся нести этот жизненный крест.

Обязательное богослужение или отпевание усопшего заключается в последовательном сочетании молитв с песнопениями, которые четко оговариваются в порядках Православной церкви. Они могут проводиться как в Святом храме, так и в доме, где проживал покойный или на кладбище, непосредственно перед захоронением.

У всех людей, принявших Таинство Крещения при жизни, неважно произошло ли это в младенчестве или в зрелом возрасте, имеется право на проведение чина погребения. Если же человек не сподобился быть крещеным, то он такого права лишен.

Кого и когда нельзя отпевать

К каждому верующему христианину Православная церковь относится лояльно, и тут нет никаких исключений. Не возбраняется совершение чина погребения над православными, совершившими убийство, ведущими аморальный образ жизни или замеченных в совершении неправомерных действий. Но имеются категории людей кому церковь отказывает в отпевании.

В их число входят:

  • Люди, прервавшие линию своей жизни посредством самоубийства.
  • Людей, не познавших Таинства Крещения.
  • Людей, придерживающихся учений других вер.

Для человека совершившего суицид в состоянии обострения психического заболевания отпевание проводится. Если смерть человека наступила в результате несчастного случая, то и ему положен чин погребения в соответствии с канонами Православной церкви.

Церковными правилами допускается проведение и заочного отпевания. Это возможно или в том случае, когда похороны уже прошли, а также если тело покойного не может присутствовать на службе. Речь тут идет о людях, пропавших без вести, смерть которых доказать смогли, а найти тело не получилось по каким-то причинам.

Правила погребения Православия не могут быть применены к взрослому человеку, который отрицал свою принадлежность к христианскому вероисповеданию, отказывался посещать церковь и не считал необходимым проведения Таинства Крещения. Людей, которые уже покинули наш бренный мир крестить не позволяется, так как данный выбор должен делаться сознательно и при наличии доброй воли.

Еще в 1984 году Московская Патриархия издала «Чин погребения не православного усопшего». Однако он не нашел практического применения так как официальными представителями Православной церкви было принято решение о несоответствии данного служения канонам веры.

Родственникам покойного, который не был крещен при жизни, предлагается в домашних условиях обратится с молитвой к мученику Уару, перечитывая соответствующий канон. За упокой души усопшего можно ставить свечи. Человек, который заказывает отпевание, будучи в курсе что покойный не сподобился принадлежать к Православной церкви, совершает очень большой грех. На могиле умершего некрещенным не допускается установка символа христианской веры в виде креста. Если родственники это все-таки сделали, то их поступок считается богохульным.

Почему недопустимо отпевание некрещенных младенцев

Если плод погиб внутри утробы матери, произошел выкидыш или беременность прервалась самопроизвольно, то не положено совершать богослужение отпеванием или православный чин погребения. В таких случаях ребенок становится в один ряд с людьми, не принадлежащим к православной вере и не имеющих принадлежности к церкви.

Однако вопрос о возможности отпевания не прошедших обряд крещения младенцев нельзя считать окончательно решеным. Мнения священнослужителей по этому вопросу расходятся. Единственно реальной возможностью решить эту проблему сегодня является проведение таинства крещения в пределах больницы невзирая на угрозу жизни ребенка.

Если смерть наступила в утробе матери, то еще нерожденный плод не может стать объектом проведения обряда. Исключены также заказ панихиды, литургии и молитвы у служителей церкви. На могиле усопшего младенца нельзя ставить крест, ведь он еще не был обращен в православную веру.

Родители в таком случае должны поступать следующим образом:

  • Дома самостоятельно вознести молитву за упокоение души умершего ребенка.
  • Обратиться за помощью к святому мученику Уару.
  • В храме поставить свечку за упокой души.

Каждый младенец, чья жизнь оборвалась преждевременно, безусловно безгрешны. А значит у родителей есть возможность найти утешение в обращении к Богу с искренними молитвами.

На вопрос Похороны. Если человек был не крещен и не был верующим, надо ли его отпевать умершим? заданный автором Прослышать лучший ответ это просто по-человечески похоронить.
Можно, конечно, соблюсти все те обряды, которые считают для себя обязательными и важными родственники. Ну, например, положить в гроб, одеть и накрыть как положено, руки на груди скрестить и т. д. Это же все христианские уже традиции идут. Можно и церковные покрывало с венчиком и рукописанием положить, даже крестик с иконкой оставить. Но все это не ему нужно, а родственникам.
Отпевать нельзя, да и ни к чему это. Мы можем с трупом делать что угодно, он сопротивляться не может, но это уже не человек, а труп. Поэтому "не прокатит". "невольник - не богомольник" Если при жизни не хотел человек, то не стоит насиловать его волю после смерти. Это будет уважением к его выбору и к нему как к человеку.
В конце концов отпевание - это всего лишь обряд. Пусть важный, но только обряд.

Ответ от Европейский [активный]
Как по мне, умер человек и умер. Соблюли чисто гигиенический обряд. Закопали труп. И все. Собрались компашкой помянули, и все на этом. Ему уже будет до фонаря. И к тому же, если он не верил в бога, то и хрен с ним. Это выбор человека. Ему уже точно все равно. Лучше не занимайтесь ерундой. А лучше всего закопайте труп и посадите дерево.


Ответ от Лидия... [гуру]
Если человек при жизни отверг Бога то после смерти ему отпевание уже не поможет.


Ответ от Александр К [гуру]
Когда человек умирает по своей смерти или случайной то отпевать обязательно надо.это делается для того чтоб грехи остались бы с телом в земле и на том свете душе легче жить было бы.
А если самоубийца то таким не должны отпевать,душа грешна,потому что Бог дал тело и только Бог может забрать душу с тело.
Крестить надо в какую то веру.Иначе если не крещёный никто отпевать не будет и не будет ангела,ангел будет по любому у ребёнка с рождения.Но там просто нету веры,ребёнок в жизни будет мучется не крещёный и бесы его сожрут



Ответ от OgnenniyStrannik [гуру]
атеист это человек которий вобще ни во что не верит и я сомневаюсь что на земле такие есть хоть и в самого дявола но человек во чтото или в когото верит вы спросите зарание как он хочет чтоб его похоронили это будет его волей и заповедю


Ответ от Yury Tuev [гуру]
Надо. Душу свою успокоите.


Ответ от Михаил Тимаков [гуру]
А зачем отпевать? Подумайте, как он воспринял бы это, если бы видел? Я, атеист, воспринял бы как оскорбление, что меня называют "рабом божьим".
Так что просто соберитесь с друзьями и помяните этого человека - каким он был хорошим и добрым (надеюсь, что это так).


Ответ от . [гуру]
Отпевать вообще никого нельзя, это обряд разрывания сущности и запечатывания ее части в землю. Лучше всего кремировать без вскрытия. Чем меньше людей участвуют в похоронах, тем лучше. Никаких цветов и никакой музыки. Тихо, спокойно, интимно и без каких-либо ритуалов - это то, что нужно умершему.


Ответ от Наташа журкина [гуру]
если неверующий - просто хороните. Мои мне сами говорили - церковных обрядов не хотим. В памяти сохраняйте, соболезную


Ответ от Иван Иванов [эксперт]
Ибо сказано: пейте песни, отпевайте и выпивайте. Псалом 10.


Ответ от Александр [гуру]
Отпевать можно, но не обязательно. То что он был не верующий, это сугубо его дело. То что не крещённый, это не повод не отпевать. Главное в морге возьмите справку, что тело бальзамировано и готово к проведению религиозных обрядов, без неё не пустят. Ибо церковь (храм) - общественное место.
А какой город? Помощь агента нужна?


Ответ от Незнакомка [гуру]
если будет его воля перед смертью


Ответ от *Евгений* [гуру]
Я думаю не стоит. Если он не верил в него при жизни, то и при смерти вряд ли станет.
Лучше в Церкви спросить.


Ответ от Ноуникнейм [гуру]
Да ты сама пошутила....Нахрена неверующего отпевать то???


Ответ от Batterian [гуру]
Не надо отпевать.
Хоронить по гражданскому обряду.