Что дают метафорические ассоциативные карты. Групповое генерирование идей

Метафорические ассоциативные (интуитивные) карты (МАК) , которые стали очень популярными в психологии, называются картами, потому что представляют из себя набор небольших картинок, выполненных в виде гадательных карт или открыток. На метафорических картах могут быть изображены люди, различные жизненные ситуации, абстрактные картинки и пятна, животные и птицы, природные и городские пейзажи, предметы быта, сюжеты из сказок. Колода ассоциативных карт может состоять из набора любых картинок.

Наборы ассоциативных метафорических карт, в отличие от, например, не имеют четкой композиционной, логической и количественной структуры, у этих карт нет заранее определенных толкований. Некоторые колоды ассоциативных карт состоят из изображений с надписями или пояснительными текстами, другие включают в себя только карты с картинками, есть наборы, состоящие из карт с изображениями и карт со словами.

Существуют также и метафорические карты, на которых содержатся только тексты. Каждая колода метафорических ассоциативных карт уникальна, но может бесконечно комбинироваться с другими наборами, открывая новые возможности для воображения.

Психологи называют использование метафорических карт техникой самопознания, потоком свободных ассоциаций, осознанием скрытых переживаний и потребностей, пониманием бессознательных импульсов и стремлений человека, работой с подсознанием. Однако, нет никакой разницы, как именно назвать такой процесс познания себя – гаданием или техникой самопознания. Ведь любое это тоже обращение к себе, к своему внутреннему состоянию, к своим переживаниям и мыслям. Именно поэтому процесс работы с метафорическими ассоциативными картами можно назвать гаданием, в результате которого человек получает анализ текущей ситуации и прогноз на будущее. Причем, такой прогноз не будет предопределяющим или предрешающим обязательные события, – он, как и во всех гаданиях, вполне может поменяться после каких-то действий человека в настоящем, изменения его отношения к происходящим событиям, смены психологического состояния или настроения.

Как уже говорилось выше, у каждой метафорической ассоциативной карты нет изначально заложенного значения, а изображение на ней представляет собой лишь символ или метафору. При гадании важна личная реакция человека на выпавшую ему картинку, – одно и то же изображение каждый будет интерпретировать и толковать по-своему, бессознательно связывая карту со своими переживаниями. Больше того, – в разные периоды жизни и в разных жизненных ситуациях один и тот же человек может по-разному воспринимать и толковать одну и ту же картинку метафорических ассоциативных карт.

Так, например, карту с фотографией вечерней пустынной улицы, освещенной редкими фонарями, один человек воспримет как пугающий образ одиночества, а другой – как позитивный символ окончания трудового дня, когда можно, наконец, отдохнуть от тяжелой работы.

Как гадать на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах

Правила являются гибкими и не ограничены никакими рамками. Чтобы работать с интуитивными картами, требуется гораздо меньше специальных знаний и навыков, чем, к примеру, для . Если в случае последних нужно разбираться в развитой и довольно сложной знаковой системе, то с метафорическими картами все гораздо проще: что видит на карте и при этом чувствует человек – это и есть результат.

Гадая на ассоциативных метафорических картах, можно задавать любые вопросы: на ситуацию, на выбор пути, на начало любого дела, на отношения, на результат тех или иных действий. При этом главное – понимать, что здесь очень важна правильная формулировка вопроса. У интуитивных карт не следует спрашивать, например, «Когда я найду работу?», «Выйду ли я замуж?» или «Когда я разбогатею?». Метафорические карты не имеют какого-то определенного толкования, и никто не сможет сказать, что выпавшая карта значит для конкретного человека, – важны только ассоциации, которые она вызывает лично в гадающем. Именно эти ассоциации и являются ответом на вопросы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют работать только с собственным «Я». С их помощью нельзя узнать, что, например, думает о нас другой человек. Если же мы все же задаем подобный вопрос, то должны помнить, что ответом будет не то, что думает человек о нас, а как мы сами представляем себе, что о нас думает этот другой человек.

Метафорические ассоциативные интуитивные карты онлайн

Вопросы при гадании на метафорических ассоциативных (интуитивных) картах должны быть такого характера: «Каким будет мой путь?», «Над чем я должен поработать в себе, чтобы найти подходящую работу?», «Как будет продвигаться мое дело?», «Что я должна осознать в себе, чтобы выйти замуж?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы добиться желаемого?», «Что поможет мне на путь к моей цели?», «Что мне нужно понять и осознать, чтобы случилось то, что я хочу?», «Что мне мешает на пути к цели?», «По какой причине в наших отношениях не хватает тепла?», «Что мне нужно изменить в себе, чтобы наши отношения изменились?».

Сложные вопросы лучше делить на простые, то есть спрашивать не «Почему я не могу найти новую работу и что мне поможет это сделать?», а «Что мне мешает найти новую работу?» и «Что поможет мне найти новую работу?». Для каждого вопроса ответом будет своя карта.

В остальном – принцип самостоятельного гадания на метафорических ассоциативных картах ничем не отличается от такого же процесса на любом другом карточном : после формулировки вопроса из колоды выбирается одна карта, которая и является ответом. В работе с ассоциативными картами существуют различные подходы или техники, которые можно сравнить с различными карточными раскладами. Как при можно рассмотреть ситуацию с помощью разных раскладов, так и в гадании на метафорических ассоциативных картах можно применить разные техники: например, одной или трех карт.

Для того, чтобы помогать в работе с метафорическими ассоциативными картами другим людям, нужны и специальное образование, и знания, и опыт. Именно поэтому многие техники предполагают работу с интуитивными картами под руководством опытного ведущего-психолога. Но эти карты хороши тем, что их, даже не имея специального образования, можно использовать просто для себя.

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное. Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году, первая колода называлась “ОН” и способствовал этому Эли Роман, профессор искусствоведения, он хотел приблизить искусство к людям, сделать его более доступным и понятным. В 1983 году Эли Роман знакомится с Моритцом Эгетмейером, который считал, что с помощью карт “ОН” можно побудить человека к искреннему разговору о себе и своих проблемах. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, карты стали новым инструментом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам, используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий “ОН-институт” под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства “ОН”. Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: “Дуэт” Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, “Аниби” - для работы с детьми и с внутренним ребёнком, “Ключевая фигура” Тамар Стон и “В ритме сердца” Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, “Картинка, слово и вопрос” Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

Чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

Создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

Возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

Развитие творческих способностей;

Гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

Привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова.

Карты стимулируют взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга (образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым оформлением представления), что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Есть два способа выбирать карту: “вслепую” - карты лежат кверху рубашкой, и “в открытую” - карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это “сознательное” мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному. Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет “изменение масштаба”. Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово “конфликт”, связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом “достаток”, встречаются интерпретации как по типу “причина развода – отсутствие достатка в семье”, так и по типу “с меня достаточно”), либо по антониму (например, выпадает карта “общность”, “общение”, “близость” - это как раз то, чего не хватает партнёрам в распадающемся браке, это неудовлетворённые потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Затем психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. “В чём проблема?” Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. “Чего вы хотите добиться?” Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить “мостик” из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

4 этап. “Что ещё можно сделать по этому поводу?” Просим клиента вслепую вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.

5 этап. После осмысления всех карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, “присоединения к будущему”, просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод “Семейный альбом”, “Миби”, “Персона” - она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Дополнительные правила, связанные с использованием проективных карт.

Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает тот, кто её вытащил. У карт нет фиксированного “правильного” значения, что подразумевает различные толкования одной и той же карты разными людьми, в разных контекстах, в разное время и в разное настроение.

Правило невмешательства: если человек по личным причинам не хочет говорить о своих картах, он может отложить их и отказаться от интерпретации. Он может никому не показывать вытянутые карты.

Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а участник желает взять две или даже больше, это допустимо. В обсуждении прислушайтесь к тому, какие аспекты карт, следующих за первой, оказались особенно важны для участника.

Метафорические, они же ассоциативные, они же терапевтические, они же проективные. Все эти названия используются как синонимы, хотя чаще используется термин “метафорические”, потому что основная психологическая суть работы с ними – работа со зрительной метафорой.

Метафора - это переносное употребление слова, образование такого значения. Ассоциативные – устанавливаемые по ассоциации (связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). Проективные – свойственные проекции (изображению пространственных фигур на плоскости), характерные для неё.

Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать. Метафорические карты – это отнюдь не новый вид терапии, не её отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или др., это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал.

Список литературы. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.

  • Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010
  • Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012
  • Одними из самых популярных карт в работе психотерапевта являются:

    Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы. Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б. Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

    Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

    Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

    Метафорические ассоциативные карты - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

    Изначально это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

    Для работы с семейной системой используются обычно портретные колоды карт, например, «Persona». Колода - это набор лиц людей любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Вы встретите в колоде любые выражения лица: и неприкрытое счастье, и грусть, и страх, и напряжение, и недоверие, и усталость, и поиск контакта, и надежду, и светлую радость. При помощи этих портретов мы можем рассматривать любые отношения, выбирая карты на роль заместителей участников отношений. Когда клиент психолога выбирает какую-либо карту, чтоб представить себя или другого участника прорабатываемых отношений, психолог спрашивает его, на основе какого именно сходства был сделан этот выбор. Выражение лица? Послание, транслируемое миру? Внешнее сходство, стиль одежды, аксессуары, атрибуты? На начальном этапе работы с ассоциативными картами вас удивит, как часто люди выбирают в качестве своего заместителя человека другого пола, совершенно неподходящего возраста, иногда другого цвета кожи - где наблюдателю никак не возможно было бы понять, на чем основан этот выбор. Здесь уместно проявить любопытство и узнать, какие черты выбранного человека имеют важность для клиента, и что он хочет рассказать нам о себе, выбирая эту карту.

    Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. Иной раз можно просто показать собеседнику три портрета и сказать: «Я чувствую себя вот так, как на первой карте, а хочу чувствовать себя вот так, как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте» - и собеседник поймет тебя без лишних слов.

    Таким образом, помимо использования метафорических ассоциативных карт «Persona» как психотерапевтического инструмента в профессиональной психологической практике, мы можем применять их в наших семейных и личных отношениях для общения с членами семьи и близкими людьми на острые, возможно болезненные, глубоко личные темы. Посредничество карты создает дополнительно атмосферу безопасности и доброжелательного внимания и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семьях. Метафорические ассоциативные карты развивают способность общаться с другими, понимать их, находить в каждом человеке позитивные черты и то общее, что объединяет вас с другими.

    Метафорические ассоциативные карты (МАК, карты ОХ или проективные карты) – это не гадание и не волшебство. Это – проективная психологическая методика, эффективный инструмент в руках профессионального психотерапевта.

    У метафорических карт нет определенных значений, как в Таро или Оракуле Ленорман. Здесь важно личное видение каждого клиента, его ассоциативный ряд, мысли, ощущения и чувства, которые вызывает изображение на выбранной карте. Одну и ту же карту разные клиенты воспринимают абсолютно по-разному, каждый видит в ней что-то свое, важное непосредственно для него на данном жизненном этапе.

    Анализ именно этой информации помогает найти причины происходящих с человеком событий и скорректировать ситуацию.

    Преимущества МАК

    Универсальность и простота

    Проективные карты просты в использовании и подходят для работы с клиентами всех возрастов и национальностей. Высокоэффективны они как при индивидуальной и семейной терапии, так и при групповой.

    Мягкость, комфорт и безопасность

    Карты ОХ позволяют мягко и деликатно обращаться к подсознанию. Работать с ними комфортно для человека, ведь он рассказывает и фантазирует о персонажах и действиях, изображенных на карте, а не о своей жизни. Клиент сам выбирает карты, в своем темпе трактует их, рассказывает о своих ассоциациях.

    Язык метафор и образов снижает шансы дополнительной ретравматизации, потому что в метафорической карте человек увидит только то, с чем готов работать.

    Именно в такой безопасной обстановке можно найти корни проблемы и смоделировать конструктивное решение.

    Сниженное сопротивление

    Работая с проективными картами, легче обходить сопротивление и другие защитные механизмы психики клиента. Обращение к правому полушарию через образ позволяет проникнуть непосредственно к внутреннему подсознательному конфликту. Страхи, неуверенность, обиды и т.д., с которыми человек хотел разобраться, открываются в его историях и ассоциациях. Распознав их и проведя параллели со своей жизнью, клиент может начать корректировать свое поведение.

    Быстрота и глубина диагностики

    При правильном сопровождении терапевта и нужных уточняющих вопросах работа с Метафорическими ассоциативными картами позволяет выйти на реальный запрос клиента за несколько минут. Карты ОХ очень быстро помогают прояснить и осознать проблему клиента, понять его восприятие и неконструктивные шаблоны поведения. При этом на поверхность выходят субъективные причины сложностей клиента, лежащие в глубоких слоях подсознания. И задачей терапии является не залечивание симптомов и избавление только лишь от болезненных последствий, а трансформирование установки, которая лежит у истоков проблемы.

    Терапевтический эффект и уникальный способ выхода из ситуации

    Вербализовать проблему (т.е. проговорить ее вслух, признаваясь себе в том, что она существует) – само по себе является очень важным шагом на пути к преодолению.

    Метафорические карты помогают реконструировать травматическое событие, произошедшее с клиентом, и выразить его словами. А после запускают ресурс – внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

    Все правильные ответы и решения всегда есть внутри самого человека. Анализируя выпавшую карту, клиент сам отвечает на поставленный вопрос. Потому что только он сам способен найти оптимальный выход из ситуации.

    Моделирование будущего

    Сначала рождается мысль и наше видение ситуации, а только потом происходят реальные события. Поэтому очень важно вкладывать в подсознание продуктивные установки и образы. Работа с проективными картами дает возможность исследовать любые процессы в прошлом, настоящем и будущем и моделировать новые варианты разрешения ситуаций. Впоследствии положительные установки и настрой на успех принесут свои плоды в реальной жизни клиента.


    Как проходят сеансы с использованием МАК?

    1. Клиент и терапевт обсуждают ситуацию, выясняют цель работы, формируют запрос. Например: «Я хотел бы избавиться от страха одиночества и начать жить полноценной жизнью»; «У меня очень большая обида на отца. Как мне ее отпустить?»; «В чем причина моих финансовых проблем? Как нормализовать свое материальное состояние?» и т.д.
    2. Начинается работа по методике, предложенной терапевтом. Клиент вытаскивает в открытую или вслепую карты и рассказывает, что он на них видит, что чувствует в этот момент. Терапевт слушает очень внимательно и задает нужные уточняющие вопросы.
    3. Клиент и терапевт обсуждают и анализируют то, что было увидено на картинке. Проводят параллели с реальной жизнью клиента, устанавливают причинно-следственные связи.
    4. Терапевт сопровождает клиента на пути к решению его вопроса. Клиент самостоятельно ищет вариант выхода из ситуации, осознает свой ресурс, отмечает для себя первые шаги для достижения цели.

    Какие сложности помогает преодолеть работа с Метафорическими ассоциативными картами?

    • Проблемы в личной жизни
    • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
    • Межличностные и внутриличностные конфликты
    • Обида, чувство вины
    • Зависимости
    • Стресс, патологическая усталость
    • Психосоматические заболевания
    • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
    • Проблемы в бизнесе