Что символизирует кадило и каждение? Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе.

греч. ?????????, позднее????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) - богослужебная утварь для совершения каждения - сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. - переносный.

Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, - небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).

Так приносится Богу бескровная жертва. В кадиле сжигаются ароматические вещества, и душистый дым – фимиам – возносится в небо.

Кадило состоит из двух, обычно сферических, половинок. Нижняя называется чашей, в ней находятся горящие угли и лежащий на них ладан. Верхняя – это крышка чаши, которая очень похожа на купол храма, увенчанный крестом. К крышке и чаше с трех сторон крепятся цепочки. Иногда на них бывают звонцы – шарики с металлическими ядрами. При каждении они мелодично звенят.

Этой традиции не одна сотня лет. Каждение совершается еще с апостольских времен. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других даров истинному Богу приносить и ароматы благовонного курения, указывает и особый состав ароматических веществ, в который входит чистый ливан. Так называется душистая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников, произрастающих в восточных странах, в том числе и в Ливане, – отсюда и название. Но в русском языке это слово постепенно превратилось в «ладан».

Ни одно богослужение не проходит без каждения. И это действие, и само кадило имеют глубокий символический смысл. По толкованию святых отцов, огонь кадящих углей знаменует Божественное начало Христа, сам уголь – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.

Каждение бывает полным, когда оно охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

Ботафумейро из Сантьяго-де-Компостела. Ботафумейро — это испанское слово в переводе на русский язык означает «испускающий дым». Так называется самое большое в мире кадило, которое находится в соборе Святого Иакова испанского города в Галисии. Оно весит более 80 кг и подвешено к потолку канатом.
В такое кадило вмещается 40 кг ладана и углей. В движение его приводят восемь человек. Чтобы воскурить в нем фимиам, необходимо раскачать чашу с углями до скорости 60 км в час.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) Благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». В ней батюшка просит в ответ на молитвы людей послать на них благодать Святого Духа. Видимый дым кадила – это образ невидимой Божией благодати, поэтому в ответ на каждение принято склонять голову.

Ладанное дерево произрастает в Юго-Западной Аравии на сухих склонах гор в Сомали. Эта страна стала основным центром по заготовке ладана

В феврале-марте на дереве делают надрезы, из которых обильно вытекает древесный сок. На воздухе сок твердеет, после чего засохшую смолу собирают с дерева

Ладан – одно из древнейших благовоний, которое приносили царям в знак особого благоволения. В числе прочих даров волхвы принесли младенцу Иисусу ладан

Благодатная сила Святого Духа очищает, освящает верующих и весь храм, прогоняя духов тьмы. Каждение подготавливает пришедших на службу людей к искренней, сердечной молитве и достойному созерцанию богослужения.

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

Каждое христианское богослужение - в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. - всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были - чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.


Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя».

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный - Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения - кадильнице.
До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

КАДИЛО

Что такое кадило, для чего им кадят, откуда берется ладан, причем здесь жертвенники, как выглядит кация и какими кадилами пользовались в Древней Руси?


Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.


Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:


Каждение в Святая Святых

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1-9).»


Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Кадило, Москва, конец XV века

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.


Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.


Ладан

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII в.

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

Самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км/час.

Кирилл БАГЛАЙ