Что случилось с югославией. Советско-югославский конфликт – кратко

Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн.

Военно-политические предпосылки развязывания конфликта в Югославии носят во многом сложный характер, более того, аспекты протекания рассматриваемого конфликта, имеют прикладной характер для политического руководства любого государства вследствие того, что без глубокого и четкого понимания причин развязывания локального военного конфликта, нельзя своевременно и адекватно реагировать на динамичные изменения внешнеполитической ситуации в мире, принимать обоснованные военно-политические решения следуя четко сформированной концепции национальной безопасности государства.

Представители разных этнических и религиозных групп не смогли сосуществовать мирно, и в начале 90-х годов Югославия распалась на отдельные государства. Из состава федерации Югославия (СФРЮ) вышли 4 республики из 6: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногория образовали новое, меньшее по площади, государство, сохранившее прежнее название "Югославия" (СРЮ).

25июня 1991г. Словения объявила о своей независимости. 27 июня армия прежней югославской федерации, имеющая современное вооружение, начала бомбить расположенные вдоль границ населенные пункты и аэропорт. Но уже 7 июля было заключено соглашение о прекращении боевых действий. Вскоре, после этого Словения, признанная международным сообществом, в условиях мира и демократии начала строительство национального государства.

Вооруженный конфликт в Хорватии продолжался несколько месяцев. 19 декабря 1991г. в районах, населенных сербами, была провозглашена республика Сербская Краина. Конфликт был погашен после введения войск ООН в начале 1992г.

В Сербии конфликт принял значительно больший размах. Еще в 1990г. на территории автономного края Косово большинство граждан которого этнические албанцы, вспыхнули беспорядки на межнациональной почве. Косово или Косово и Метохия, находится на месте средневековых областей Метохия, Призрен и Косово поле, которые вошли в состав Сербии еще в конце XIIв. Вокруг Косово формировалось средневековое Сербское государство. Там располагалась резиденция сербских епископов и столица страны. В 1389г. на Косовом поле сербы потерпели поражение от турок и надолго попали к ним в вассальную зависимость. Сербы все долгие века турецкого ига хранить и развивать свои духовные традиции и Косово всегда было для них символом возрождения. До конца XIIв. Сербы составляли большинство в Косово. Но политическая и демографическая ситуация сложилась так, что в XXв. Преобладающей нацией в крае стали албанцы-мусульмане. Сепаратистские движения поддерживаемые Албанией, всегда были сильны в Косово. Югославские власти пытались проводить политику ассимиляции, используя и силовые методы, но это ни к чему ни привело. И по конституции 1974г. автономный статус Косово был довольно высок. Крупнейшей этнической группой в крае были албанцы (77% населения), сербы составили 13%, боснийские мусульмане 4%, цыгане 2% черногорцы 2% 6 .

Пришедший к власти Слободан Милошевич начал проводить политику по снижению автономного статуса. Это привело только к сопротивлению албанцев, беспорядка и военному положению. К 1989г С.Милошевичу удалось назначить своих ставленников на руководящие посты в Косово. В 1992г. албанские политики заявили об отделении Косово от Сербии. Сербия признала это заявление не конституционным, распустило правительство края и ввела на его территории свое правление. Однако фактически в Косово сохранялось двоевластие. В 1990-х гг. численность албанского населения продолжала быстро увеличиваться. Численность сербов уменьшалась.

Очень напряженным было положение также в Боснии и Герцеговине. Босния и Герцеговина насчитывала 4,5 млн. боснийцев, среди которых был 31: православных сербов, 18% хорватов-католиков и 44% мусульман. На референдуме 1-2 марта 1992г. большинство населения высказалось за независимость. Президент Боснии А. Изетбегович, мусульманский лидер выступил за создание в Боснии исламского государства, которое затем должно было разрастись на всю территорию бывшей Югославии.

2 марта 1992г. в ряде боснийских городов вспыхнули беспорядки. Сербы, не согласившись с такими перспективами, отказались принять результаты референдума и выступили на путь вооруженной конфронтации. Первые вооруженные столкновения произошли в Сараево 6 апреля, когда новое боснийское государство было признано Европейским сообществом и США. В это день по манифестантам, собравшимся перед парламентом, чтобы выступить в поддержку мусульманского режима, сербские снайперы открыли огонь. На следующий день в Пале, пригороде Сараево, боснийские сербы провозгласили «Сербскую республику Боснии-Герцеговины». Ее президентом был избран, Радован Караджич. Сербия поддержала новую республику. Хорваты на следующий день провозгласили хорватское содружество Герцег-Босна. Началось формирование республиканских воинских подразделений. С этого момента можно вести отсчет настоящей войны в Боснии.

В мае сербы захватили более двух третей территории страны, блокировав Сараево и другие районы. Контролируемые мусульманами.17 мая силы по поддержанию мира ушли из Сараево. Их примеру последовали и другие организации. 30мая ООН объявила Сербию агрессором и ввела экономические санкции. Западные лидеры в том числе президент США ДЖ. Буш, заявили о готовности применить силу, если гуманитарная помощь не будет доходить до жителей Сараево. В июле удалось установить воздушный мост для обеспечения мирных жителей продовольствием и медикаментам.

С 6 июля 1992г. стали поступать сообщения об этнических чистках, которые проводились сербами по отношению к мусульманскому населению. Их деревни, дома в смешанных населенных пунктах, их мечети и церкви предаются огню. До международного сообщества доходили сведения, что люди согнанные сербами в лагеря, терпят лишения и побои, зачастую над ними грубо издеваются. Приходят сообщения и о казнях.

В мае 1993г. самолеты ВВС США начали облеты территории Боснии и Герцеговины, установив плотную воздушную запретную зону. Это делалось для ослабления сербских войск на территории Боснии и оказания давления на сербское руководство при проведении переговоров о ликвидации кризиса. Кроме того, в районах конфликта были выведены миротворческие силы ООН.

Президент Сербии С. Милошевич тем не менее заявил о продолжении боевых действий против Боснии. На этом этапе возможности международных организаций ограничивалась размещением миротворческих войск и объявления Сараево и пяти других захваченных сербами городов зоной безопасности.

Прямая интервенция НАТО началась в конце 1993г. после того как сербов обвинили в нападении на зоны безопасности. Соратники Р. Караджича разгромили 5-й корпус боснийской армии в анклаве Бихач, и тогда 30 самолетов НАТО атаковали аэропорт в Сербской Краине. Сербы опровергли выводы о том, что снаряд прилетел с сербской стороны, но НАТО выдвинуло им ультиматум: в течении десяти дней отвести тяжелую артиллерию на 20км от центра города, в противном случае они подвергнутся удару с воздуха. 28 апреля 4 сербских самолеты действительно были сбиты силами НАТО. В дальнейшем сербские позиции неоднократно обстреливались самолетами стран НАТО. После очередной бомбардировки Сараево 28 августа 1995г. против сербской армии начинается операция «Решительные действия», суть которой состояла в нанесении массированных бомбово-ракетных ударов.

Вместе с тем активизируются политические и экономические методы воздействия на сербское руководство. Тщательный контроль за эмбарго на ввоз вооружения в Боснию. Принятии торговых санкций против Сербии, действия, направленные на восстановление диалога, на время приостановили дальнейшее развитие конфликта. Однако после того, как летом 1995г. хорватско-мусульманские силы захватили половину боснийской территории в Дейтоне (Огайо) подписываются мирные договоры под эгидой США. 14 декабря 1995г. в Париже сербский президент С. Милошевич, хорватский - Ф. Туджман и боснийский - А. Изетбегович, подписали соглашения по которым предполагалось создание единого государства состоящего из двух частей: хорвато-мусульманской Федерации и Сербской республики Босния. На территорию Боснии были выведены международные силы НАТО, в функции которых входило обеспечение мирного процесса.

Занимаясь проблемами Боснии, пытаясь урегулировать и косовскую проблему, но к компромиссу не пришли. Все внимание было направлено в другую сторону. Но не прошло и двух лет, как о Косово заговорили во всем мире. В 1997г. в Албании началась гражданская война. Это тут же сказалось на ситуации в крае.

Люди и оружие почти беспрепятственно перемещались через границу Албании и Косово. Албанцы любой ценой стремились выйти из состава Югославии. Прошли многочисленные демонстрации. Сербские внутренние войска подавляли их силой, неоднократно открывая огонь. Многие демонстранты погибли. В ответ албанцы начали террор против сербских властей в Косово. Ответственность за это взяла на себя так называемая Освободительная армия Косово (ОАК).

К лету 1998г. Косово захлестнула волна насилия. Сербские силы безопасности начали партизанскую войну с ОАК. Как и в предыдущем конфликт в Боснии и Герцеговине, сербские войска занимались «этническими чистками», применяя военную силу против гражданского населения. Кровопролитные столкновения между ОАК и правительственными войсками продолжались до осени. К тому времени, когда вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе, число беженцев из Косово превысило 200 тыс. человек. В этой войне США, стремящееся увеличить свое влияние на Балканах, активно выступали против сербов. Уже долго происходило отчуждение Югославии от Европейского сообщества. В начале сентября С. Милошевич за возможность предоставления краю самоуправления. Но уже было поздно. Вскоре было раскрыто убийство 45 албанцев в селе Рачак. Это преступление приписали сербам, кризис усилился. В стране продолжались межэтнические столкновения. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха силами НАТО.

Ведущие политики крупнейших стран Запада и России попытались разрешить конфликт мирным путем. Во французском городе Рамбуйе 7-23 февраля 1999г. прошли переговоры. Страны Западной Европы, не желающие роли усиления США на Балканах, стремились достичь компромисса. Россия, фактически оттесненная от принятия решений, стояла на жестких позициях. В ходе переговоров США сначала несколько смягчили свою антисербскую позицию, но это длилось не долго. Переговоры, возобновившиеся 15 марта, завершились уже через три дня. Руководство НАТО обвинило Югославию в срыве переговоров и настаивало на том, чтобы вывести в Югославию войска. Российское руководство выражало протест, однако все уже было предрешено. 21 марта НАТО объявило Милошевичу ультиматум, и 24 марта по территории Югославии были нанесены первые ракетно-бомбовые удары. Все это проводилось без санкции Совета Безопасности ООН, и раздались голоса о кризисе этой организации. Совет собрался 26 марта. Россия предложила обсудить агрессию НАТО, но поддержки не получила. Тем не менее российские дипломаты все время пытались остановить эту войну. Уже 30 марта Белград посетила российская делегация во главе с премьер-министром Е.М. Примаковым, 13 апреля в Осло состоялась встреча министра иностранных дел России И.С. Иванова и государственного секретаря США М. Олбрайт, а 14 апреля для ведения переговоров спецпредставителем был назначен В.С. Черномырдин. После поездки Черномырдина в Белград переговорный процесс был продолжен, а число его участников расширилось. Пока дипломаты пытались договориться бомбардировки не прекращались. Гибли мирные жители, как сербы, так и косовары, беженцев из Косово становилось все больше. В результате бомбежек стала реальной опасность экологической катастрофы. НАТО продолжало наносить удары по Югославии и в мае, при этом активизировалась и деятельность ОАК. Некоторые страны - члены НАТО (Греция, Нидерланды, Чехия, ФРГ) предложили временно прекратить бомбардировки, но поддержки не получили.

Только в начале июня в Белграде состоялись переговоры президента Финляндии М. Ахисари, С. Милошевича и В.С. Черномырдина. Нсмотря на сдержанное отношение США, они прошли успешно. 10 июня генеральный секрктарь НАТО Х. Солана отдал приказ главнокомандующему вооруженными силами НАТО прекратить бомбардировки. В Косово были введены миротворческие силы.

По разным данным, в Югославии погибли от 5 до 10 тыс. человек, включая албанцев. Число беженцев из Косово достигло почти 1500 тыс. человек. Ущерб от бомбардировок составил от 100 до 130млд. Долларов

В начале 2003г. Югославия прекратила свое существование: Сербия и Черногория стали самостоятельными государствами.

преступление международный правонарушение конфликт югославия

Страница 1 из 2

Одновременно с реализацией натовской стратегии администрация Клинтона внесла основной вклад в создание новой модели урегулирования конфликтов. Теоретическим и практическим полем творчества идеологов-демократов стала бывшая Югославия, кризисы в которой достигли апогея как раз после прихода к власти администрации Клинтона. Отечественные и американские специалисты по международным отношениям отмечали, что если в вопросе расширения НАТО не последнюю роль сыграли лидеры и элиты восточноевропейских стран (а в США – восточноевропейские национальные общины), то в вопросе югославского кризиса важным был западноевропейский фактор.

Во-первых, это неготовность (и нежелание) Европейского Союза взять на себя решение проблем безопасности, в чем не последнюю роль сыграло отсутствие собственных эффективных вооруженных сил. Во-вторых, отсутствие четкой позиции у западноевропейских стран по отношению к США и их роли в формирующемся порядке. В-третьих, сохранение опасений в отношении Российской Федерации и перспективы ее возврата к имперской политике. В-четвертых, преследование собственных политических целей отдельными европейскими державами, заинтересованными в усилении собственного влияния в регионе и в распаде югославской федерации (Германия). В-пятых, существование сложной внутриполитической ситуации в СФРЮ с начала 1990-х годов .

Как отмечают С. П. Глинкина и И. И. Орлик , Балканы всегда были ареной борьбы сверхдержав за влияние в регионе в целях реализации своих геополитических интересов. Балканские страны в свою очередь использовали соперничество великих держав для решения собственных задач. Однако в 90-е годы ситуация изменилась. Хотя геополитическое соперничество по-прежнему присутствовало в регионе, тем не менее, слабость позиций России и ее стремление уйти от лобового геополитического столкновения создавали условия для взаимодействия великих держав по урегулированию югославского кризиса. Это взаимодействие наиболее отчетливо проявлялось в работе Контактной группы по Югославии. Оно показало свою эффективность. Позиции участников иногда принципиальным образом расходились, что наглядно продемонстрировал кризис вокруг Косово, и все же стороны не переступали некую черту, за которой начиналась открытая конфронтация. Российской Федерации удалось избежать втягивания в изнурительную борьбу за геополитическое влияние в регионе. Такая политика, считают С. П. Глинкина и И. И. Орлик, означала бы истощение ее материальных и политических ресурсов, вела бы к конфронтации с НАТО и в результате означала бы изоляцию России в Европе.

Соединенные Штаты заняли активную позицию в кризисе на Балканах, оказывая поддержку вновь образующимся на территории СФРЮ новым независимым государствам, противодействуя объединению боснийских сербов с Сербией, создавая на территории Боснии и Герцеговины Мусульманско-хорватскую федерацию (МХФ) в 1994 г. и оказывая ей военную помощь. Затем США вмешались в гражданскую войну на стороне МХФ против Сербии, осуществили сначала отдельные, а затем и массированные авиаудары по сербам в сентябре 1995 г. Выработка Дейтонских соглашений проходила целиком под контролем США .

Благодаря усилиям непосредственного руководителя операции на Балканах генерала Кларка американские военачальники получили почти неограниченные полномочия в использовании военной силы против сербов. После подписания Дейтонских соглашений, У. Кларк заявил, что НАТО выиграли войну фактически без войны, которую сербы проиграли хорватам и мусульманам.

Вернувшись в США, он получил четвертую звезду и через полтора года вернулся в Европу в качестве Главнокомандующего объединенных вооруженных сил в Европе и на Балканах. При нем и при его самом активном руководстве развернулись события в Белграде и Косово.

Анализируя итоги урегулирования боснийского кризиса, ведущий специалист-конфликтолог В.А. Кременюк признавал, что боснийская война требовала принятия срочных мер, и международное сообщество должно было определенным образом вмешаться в конфликт. Однако вместо глубокого анализа истоков этого конфликта и возможных путей его решения в дело пошли антисербские эмоции (во многом спровоцированные и правительством США в лице государственного секретаря М.Олбрайт, и американскими средствами массовой информации), угрозы в адрес сербов, а затем и бомбардировки их позиций, стало ясно, что речь идет отнюдь не о мире в Боснии, а о чем-то другом. Скорее всего, о создании под эгидой НАТО системы «сдерживания» Сербии, единственной страны, способной и по величине, и по историческому опыту сохранить более или менее нейтральную зону на Балканах. Именно этого не хотели ни США, ни другие страны НАТО, и именно этого они добились .

Т. В. Оберемко считает, что Соединенными Штатами двигало не только (и не столько) стремление остановить этнические чистки и ««произвол сербов», сколько перспектива сделать Боснию важным стратегическим плацдармом для контроля над всем балканским регионом и поддержания выгодного США баланса сил в Средиземноморье. В своих планах, считает Т. В. Оберемко и многие другие российские исследователи, США хотели бы иметь на Балканах систему марионеточных, легко манипулируемых, слабых государств, конфликтующих друг с другом и заинтересованных во внешней опоре и поддержке, в том числе в размещении натовских войск .

Разрешение боснийского конфликта послужило созданию прецедента по военному урегулированию внутреннего конфликта при доминирующей роли США и НАТО. На примере Боснии администрация Клинтона стремилась продемонстрировать способность США выполнять роль лидера и основного исполнителя в решении проблем безопасности после окончания холодной войны. Действия на Балканах позволили Соединенным Штатам подтвердить роль лидера в Европе, обосновать необходимость продолжения американского присутствия в Европе, убедить. европейцев в целесообразности и необходимости сохранения НАТО как дееспособной организации для отражения вызовов постбиполярного мира. НАТО стала активно вытеснять ООН из сферы миротворчества, что сопровождалось общей критикой этой международной организации, наносившей ей серьезный ущерб.

Хотя после подписания Дейтонских соглашении в США говорили об успешном разрешении боснийского конфликта, ситуация в бывшей Югославии оставалась далекой от стабильности. Назревал новый кризис, теперь уже на территории самой Сербии, в связи с сепаратистскими устремлениями албанцев в Косове.

Геополитические интересы США откровенно проявились как во время боснийского кризиса, так и во время событий в Косово, когда США для достижения своих целей открыто использовали двойной стандарт в оценке действий разных сторон: обвинения высказывались только в отношении сербов, а негативные действия хорватов, боснийских мусульман и косоваров замалчивались. Откровенно поддерживалась тенденция к сепаратизму со стороны Косово, что не могло не дестабилизировать обстановку в СРЮ.

К решению проблем в Косово активно подключилось в 1997 г. мировое сообщество в лице ОН, ОБСЕ, Контактной группы НАТО, руководство отдельных стран. США, как всегда, заняли самую жесткую позицию – они предложили применить к Белгороду суровые меры, вплоть до введения экономических санкций и военной интервенции.

И в этом конфликте США избрали силовой путь и лидерство в планировании и проведении военной операции. Они также предприняли попытку превратить НАТО в самостоятельного игрока в решении проблем безопасности и заменить им ООН. США выступали инициатором и этом вопросе, хотя большинство мирового сообщества и европейских стран, да и значительная часть американского внешнеполитического истеблишмента не были готовы отказаться от ООН, считая необходимым реформировать ее и сохранить.

В Косово Совет безопасности ООН был отодвинут на второй план по мере того, как НАТО брала в свои руки урегулирование конфликта. Любая миротворческая операция должка была планироваться и осуществляться под руководством альянса, как и любое решение по использованию силы.

12 октября 1998 года Североатлантический альянс пошел на принятие самостоятельного решения о начале военной акции против Белграда в случае невыполнения С. Милошевичем резолюции № 1199 СБ ООН. В результате НАТО, оттеснив ООН, ОБСЕ и Контактную группу, взяла на себя роль главного арбитра, в решении косовского вопроса и судьбы политической власти в Сербии.

Б ходе переговоров в Рамбуйе (февраль 1999 г.) и Париже (март 1999 г.) США также использовали силовую модель, что выразилось в фактическом давлении на Сербию. Переговоры велись в форме ультиматума, подкрепляемого угрозой военной операции. Белграду были поставлены незавидные условия: либо под угрозой авиаударов НАТО согласиться на оккупацию страны (поскольку военные предложения предусматривали не только ввод войск НАТО в Косово, до и их свободное передвижение по всей территории Югославии) и с потерей Косово, либо принять на себя авиаудары. По оценке Г. Киссинджера, такая форма переговоров показала свою неэффективность и лишь усугубила ситуацию. Она стала демонстрацией того, что НАТО начала трансформироваться из оборонительной организации в институт коллективной безопасности с глобальными задачами и принудительной, моделью достижения целей и распространения западных ценностей

24 марта 1999 года НАТО начала военную операцию на территории Союзной Республики Югославии. Впервые за 50 лет своего существования альянс применил военную силу за пределами своей территориальной ответственности без получения мандата ООН. Впоследствии новая модель деятельности НАТО получила закрепление в новой стратегии Североатлантического альянса, закрепившей изменение существа и границ его миссии.

Фактически сорвав продолжение переговоров, США и НАТО, нарушив суверенитет независимой Югославии, поправ нормы международного права, обрушили на страну бомбовые удары. Во время агрессии Североатлантического альянса, которая длилась 78 дней, самолеты и крылатые ракеты стремились поразить военные объекты, вывести из строя югославскую армию. Атакам подвергалась вся территория Югославии. Авиация НАТО нанесла воздушные удары по 995 объектам. В налетах принимали участие 1200 самолетов, в том числе 850 боевых, совершивших в общей сложности более 25 тыс. авиавылетов. По территории Югославии было выпущено более 1 тыс. крылатых ракет, сброшено около 3 тыс. бомб. Бомбовые удары кроме военных объектов были нацелены на национальные парки и заповедники, а также средневековые монастыри и святыни: частично или полностью были разрушены 10 православных и католических церквей и монастырей. В ряде городов были поражены центры для беженцев, больницы, водопроводы, мосты, школы, частные дома, телефонные и другие коммуникации и т.д. Уже через несколько дней после начала акции, площадь нанесения бомбовых ударов была расширена на всю Югославию. Пострадали более 150 школьных зданий, ТЭЦ, больницы, телевизионные ретрансляторы, табачная фабрика, крупнейший автомобильный завод «Застава», разрушены и повреждены более 30 мостов, 10 раз ракеты попадали на железную дорогу. В результате агрессии за первые 2 месяца погибли 2 тыс. гражданских лиц, около 7 тыс. получили ранения, 30 % из них - дети. Материальный ущерб Югославии составил более 100 млрд. долларов. Бомбовые удары вызвали лавину беженцев из Косова. С началом агрессии в НАТО, т.е. после 24 марта, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев страну покинули 790 тыс. этнических албанцев, 100 тыс. сербов, а также цыгане, адыгейцы, мусульмане стали беженцами . 20 июня 1999 г. последние части югославской армии были выведены из Косово.

Оценивая действия США на Балканах, большинство российских специалистов по международным отношениям обращали внимание не только на конфликт как таковой (историю, причины, этапы, результаты), но и на то, какие глобальные цели преследовали США и какое значение результаты урегулирования балканского кризиса имели для складывавшегося мирового порядка.

Американские критики политики администрации Клинтона на Балканах обращали внимание на то, что бывшая Югославия не представляла угрозы Соединенным Штатам и большинству европейских государств, поэтому столь жестокий ответ был неадекватным в отношения даже такого режима как режим Милошевича.

По мнению С. Хантингтона, действия Соединенных Штатов наглядно демонстрируют расхождение между декларируемой стратегией «благожелательного лидера», носителя демократических ценностей» свободы и стабильности и их истинными намерениями. Такую же точку зрения высказывает, например, политолог из Института Кейто Б. Кокри. Она считает, что жесткая наступательная политика США с использованием военной силы в бывшей Югославии преследовала две основные цели: 1) продемонстрировать действенность и незаменимость НАТО и 2) на практике отработать технику проведения операций по урегулированию этнических конфликтов, когда НАТО вступает на территорию суверенного государства, т. е. фактически вмешивается в его внутренние дела и нарушает его суверенитет .

Весьма критически высказались и другие американские политологи, усмотревшие в политике администрации Клинтона стремление окончательно разрушить существовавший режим безопасности, составлявший основу продолжавшего существовать модифицированного мирового порядка. Р. Гартофф из Брукипгского института отметил, что решение НАТО отвергнуть традиционное понимание существующих законов и действовать в обход ООН заключает в себе риск подорвать устои международного правопорядка, привести к утрате всякого разумного международного контроля над поведением государств и групп государств на международной арене, создав опасный прецедент .

Г. Киссинджер, выступавший за расширение НАТО и изменение ее миссии в новых международных условиях, особое внимание в критике администрации Клинтона обратил на двойной стандарт в определении объектов «гуманитарной интервенции» НАТО (игнорирование нарушений прав человека в одних странах и преувеличенное внимание к другим), что вносит противоречие в определение основных правовых критериев, на основе которых могут осуществляться военные операции на территории суверенных государств .

Оценивая действия США по урегулированию конфликта на Балканах В. А. Кремешок писал, что продемонстрированный подход выводился из концепции «единственной сверхдержавы», определявшей объем и содержание функций этой державы в современном мире и ответных обязанностей этого мира перед ней. На США и их союзников возлагается ответственность за поддержание общей международной стабильности, в связи с чем возник глубокий кризис в отношении Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях многополярного мира после окончания Второй мировой войны, когда существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного мира, когда из числа великих держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать в качестве дополнительного механизма к двусторонним механизмам согласования их интересов, то в условиях однополярного мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать с кем бы то ни было свои интересы, а, следовательно, не нужен и механизм Совета Безопасности ООН .

В рамках этой концепции, справедливо отметил политолог, стали меняться, и довольно радикально, отношение к использованию силы в международных отношениях и готовность ее использовать. Исчез вынужденный, контроль над собственными планами и амбициями, существовавший в годы холодной войны в связи с опасностью противодействия другой стороны или эскалацией цены применения силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих возможностях как о стержневом механизме поддержания международной безопасности с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и поставок вооружений. В противовес временам холодной войны, оказалось, что применение силы не просто оправданно, но и целесообразно, а также полезно против «плохих людей (стран, организаций, группировок и т.д.).

Критику Б. А. Кременюка вызывает и «миротворчество по-американски»: предлагаемая США политика миротворчества оставляет от него только то, что нужно державе-миротворцу, – предлог для военного вмешательства и для последующей военной оккупации. Происходит распространение военного присутствия США и НАТО в регионы, ранее не относившиеся к зоне их ответственности.

Особую обеспокоенность у российских и американских критиков силовой и асимметричной модели урегулирования конфликтов вызывает «моральная нечистоплотность» миротворчества в его современном виде (плохо завуалированное осуществление политики силы в интересах одного государства и его союзников), не содействующая поискам мира, а откладывающая на время следующий тур противоборства.

Косовский кризис заострил противоречия между США и остальным миром, в том числе, их европейскими союзниками. Авторитетный отечественный специалист по международным отношениям А. В. Торкунов в этой связи отмечал, что «косовский кризис с его еще не до конца и не в полной мере предсказуемыми и прогнозируемыми последствиями оказал весьма существенное воздействие на всю современную систему международных отношений, на общую обстановку в мире и на взаимоотношения между многими ключевыми для современного миропорядка державами. Новый «фактор Косово» и проявившиеся в нем проблемы и тенденции приобретают сегодня особое значение еще и потому, что сама современная система международных отношений по-прежнему находится в процессе становления» . Политолог верно подметил основные факторы, характеризовавшие не только политику Соединенных Штатов, но и международные отношения в целом.

Специалист ИСКРАН С. М. Самуйлов замечает, что «фактическое отторжение Косово от Югославии, которое произошло после окончания войны, ввод в край миротворческих сил НАТО и массовый исход сербского населения из него, решило проблему "этнических чисток" албанцев и стало новым проявлением геосамоуверенности США. Но… США и НАТО, решив одну проблему, создают новую, а именно закладывают почву для новой войны на Балканах в будущем. Американцам еще предстоит извлечь урок из нынешней собственной геосамоуверенности» .

Отвечая на вопрос «Что изменил балканский кризис ?» В. А. Кременюк пишет, что «среди перемен в международных отношениях разного уровня и масштаба, случившихся после нападения блока НАТО на Югославию, доминируют такие, которые свидетельствуют: в мире наступает период неизмеримо более суровый, опасный и угрожающий… Вследствие агрессии НАТО мир отброшен к временам, когда в международных отношениях господствовали не законы, не право, а сила… Сегодня силовому потенциалу США и НАТО не противостоит никакой другой аналогичный потенциал» .

Таким образом, косовский кризис ознаменовал переход международной системы к глубоким переменам во взаимоотношениях между США, как единственной оставшейся после эпохи холодной войны сверхдержавой, лидером НАТО, и остальным миром, причем – как дружественным Вашингтону, так и недружественным или нейтральным. Напав на Югославию и проведя против нее воздушную войну, США сделали заявку:

  • во-первых, на уникальное положение в международных отношениях, когда применение ими силы против других стран регламентируется только их собственными интересами и расчетами и ничем больше – ни правом, ни сдерживающим воздействием другой сверхдержавы, ни, наконец, просто моральными соображениями;
  • во-вторых, с помощью этой агрессии был уничтожен и другой принцип международных отношений, помимо отказа от применения силы, – обязательство использовать только политические и дипломатические средства урегулирования конфликтов, выросшее из понимания опасности применения современных разрушительных вооружений;
  • в-третьих, был нарушен принцип национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Бомбардировки Югославии силами НАТО начались 24 марта и закончились 10 июня 1999 года. Под ударом оказались как военные объекты, так и гражданская инфраструктура. По информации властей Союзной Республики Югославии, за время бомбардировок общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч были серьёзно ранены. Эта операция унесла жизни людей и после своего окончания, поскольку НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обеднённый уран. Бомбардировки были прекращены после подписания Военно-технического соглашения в Куманове между представителями югославской армии и стран НАТО.

Представляем хронологию 11-недельного противостояния в нашей классической фотоподборке.

В середине 90-х начались столкновения сербской армии и полиции с Армией освобождения Косово. 28 февраля 1998 года Армия освобождения Косова объявила о начале вооруженной борьбы за независимость края. В марте 1999 года в конфликт вмешалась НАТО, начавшая бомбардировки СРЮ.


24 марта 1999 года — начало военных действий на территории Югославии. Вечером этого дня были нанесены первые ракетные удары.


Решение о начале операции принял бывший в то время Генеральным секретарем НАТО Хавьер Солана. Ударам подвергся ряд городов, в том числе Белград, Приштина, Ужице, Нови-Сад, Крагуевац, Панчево и Подгорица. В числе попавших под обстрел объектов были крупные промышленные объекты, военный аэродром, а также радарные установки на черногорском побережье Адриатического моря. «Союзная сила» стала одной из первых реальных военных операций НАТО.


Спустя четыре дня президент США Билл Клинтон, после совещания с руководителями Великобритании, Германии, Франции и Италии, подтверждает разрешение усилить военные удары по Югославии.


В США и в России начали проходить акции протеста. Несколько десятков американцев вышли перед Белым домом в Вашингтоне на митинг против операции НАТО. В Москве более сотни горожан прошлись маршем по улицам и устроили митинг возле посольства США на Новинском бульваре, распевая песни о «славянских братьях» в Сербии, требуя прекратить агрессию и начать поставки в Югославию систем С-300.


В ходе операции, которая длилась 11 недель, силы НАТО нанесли по Югославии более 2 тыс. авиаударов и израсходовали 420 тыс. боеприпасов. Часть бомб, которые использовали войска, была начинена обедненным ураном. Жертвами бомбардировок стали около 2 тыс. мирных граждан и 1 тыс. военных, более 5 тыс. человек были ранены, 1 тыс. пропала без вести.


3 апреля 1999 в Белграде было разрушено здание Министерства внутренних дел Сербии и Югославии.


12 апреля парламент Союзной Республики Югославии проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии. Российский парламент на экстренном заседании полностью поддержал сербских коллег. Но президент России Борис Ельцин процесс заблокировал.


14 мая 1999 года произведена одна из наиболее трагичных бомбардировок. Удар был нанесен по албанской деревне Кориша. Число погибших по разным данным составило от 48 до 87, пострадавших — от 60 до 160 человек.


3 июня был сделан шаг к миру: президент Югославии согласился с планом мирного урегулирования конфликта.


В этот же день была принята резолюция Совета Безопасности ООН. Из Косово были выведены военные силы Югославии, на территории края создано международное гражданское присутствие по безопасности. Бомбардировки прекратились. По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял двух военнослужащих.


Общий ущерб, нанесённый Югославии, оценивается в 1 млрд долларов. Сербские источники оценивают ущерб в 29,6 млрд долларов, наибольшую долю которого, 23,25 млрд, составил потерянный валовой внутренний продукт. Публиковалась также оценка — около 30 млрд. Были уничтожены или серьезно повреждены около 200 промышленных предприятий, нефтехранилищ, энергетических сооружений, объекты инфраструктуры, в том числе 82 железнодорожных и автомобильных моста. Также уничтожено около 90 памятников истории и архитектуры, более 300 зданий школ, вузов, библиотек, более 20 больниц. Около 40 тысяч жилых домов полностью разрушено или повреждено. В результате бомбардировок около 500 000 человек в Югославии остались без работы.


По окончании операции была завершена Косовская война. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и международной администрации, которая затем передала большинство полномочий структурам этнических албанцев.


Это была вторая крупномасштабная военная операция НАТО. Операция оправдывалась как гуманитарная интервенция, но она была проведена без мандата ООН, в связи с чем часто характеризуется критиками как незаконная военная агрессия.

Социалистическая Федеративная Республика Югославия включала в состав шесть республик и два автономных социалистических края. В основе модели национального развития лежал принцип федерализма. Все субъекты этой федерации обладали определенной степенью автономности, но в одностороннем порядке выйти из такого союза они не имели права. Война в Югославии 1991-1995 гг. – кровавый сценарий распада единого государства. Для того чтобы понять, как это стало возможным, необходимо еще раз вспомнить события тех лет.

Иосип Броз Тито

Этого политика, ярого приверженца Движения неприсоединения, историки часто называют великодушным диктатором. При этом он жестко подавлял любые попытки национального самоопределения народов входящих в состав СФРЮ. Не боясь пойти на конфронтацию с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным, он с самого начала послевоенного периода построил политику ловкого маневрирования, используя противоречия между США и СССР.

Югославия во Второй мировой войне наиболее эффективно сопротивлялась фашистской оккупации. Броз Тито на тот момент был лидером партизанского движения в этой стране. Боец по своей натуре, он мечтал о создании новой наднациональной общности – югославского народа. Общество, которое забудет этнические чистки и построит мощное государство, в котором все будут равны.

После его смерти в 1980 году пост президента в Югославии упразднили. Власть перешла в руки коллективного руководства - Президиума. Правопреемники Тито очень быстро дискредитировали себя неспособностью вывести страну из экономического кризиса. Это усилило трения между республиками внутри государства.

Экономическое развитие Югославии

По началу Иосипу Тито удавалось усидеть на двух стульях одновременно. Советский Союз и западные страны щедро поддерживали экономику страны – флагмана Движения неприсоединения. В конце 80-х щедрость партнеров иссякла. У советского государства своих проблем хватало, а Запад, видя, что его основной конкурент выдохся, также приостановил экономическую помощь Югославии. Теперь, чтобы получить поддержку, необходимо было провести довольно болезненные экономические реформы.

«Шоковая терапия» для югославской экономики началась с января 1990 года. Она происходила под неусыпным контролем МВФ. Эту организацию ряд экспертов справедливо называют «убийцей экономики». Не стала уникальной и югославская ситуация. За полгода доходы населения снизились на 40 % и продолжали падать. 600 000 югославов потеряли свои рабочие места.

Основная суть войны в Югославии заключается в том, что бедность, неуверенность в завтрашнем дне для себя и своих близких заставляет человека искать виновных. Их, обычно, назначают. В данных исторических условиях врагов определили по этническому признаку.

Победа националистов на всех фронтах

Внутриюгославские противоречия никуда не исчезли. Народы, объединившиеся в рамках социалистической Югославии, во время Второй мировой войны активно противостояли друг другу. Особой жестокостью по отношению к мирному населению отличились хорватские фашисты – усташи. Не отставали от них и сербские националисты – четники. Этнические чистки никто не забыл. Эти раны кровоточили, постоянно напоминая о себе.


Границы республик СФРЮ были созданы искусственно, исходя из экономических и политических целей. Национальные лидеры государств решили провести переустройство, пересмотреть границы. В 1990 году партии националистов уверено взяли лидирующие позиции в руководстве большинства республик. Союз коммунистов Югославии распался.

Вскоре, под влиянием националистов, бывшие союзные республики стали выходить из состава СФРЮ. Не все смирились с таким решением. Сербы, проживающие в Хорватии, решили создать свое государство. Война в Югославии началась с того, что эту инициативу хорватских сербов, провозгласивших свое собственное государство - Республика Сербская Краина, поддержали сербский президент Слободан Милошевич и Югославская народная армия.

Доктрина тотальной народной войны

Югославское руководство в вопросах обороны своего государства делала упор на подготовку населения к боевым действиям партизанскими методами. С этой целью каждая из республик обзавелась собственными силами Территориальной обороны. Лучшие инструктора регулярно проводили занятия с резервистами, которые в случае внешней военной угрозы должны были бы действовать по месту своего жительства.


Поэтому, когда началась война в Югославии, каждая из республик обладала довольно внушительными силами, способными, как показала практика, противостоять Югославской народной армии.

Словения в борьбе за независимость

Словенский парламент (Скупщина) методично проводил работу по выводу Словении из состава СФРЮ. Вначале они изъяли слово «социалистическая» из названия своей республики. Это в начале 1990 г. Затем, летом 1990 года, приняли «Декларацию о независимости». Уже осенью они перестали отчислять налоги в федеральный центр. На эти деньги осуществлялась собственное перевооружение страны.

Югославия в годы войны столкнулась с огромным внешним политическим давлением. С одной стороны это позволило избежать еще больших кровавых жертв, а с другой стороны этот фактор уменьшал ее шансы сохранить целостность. В случае со Словенией конфликт длился около 10 дней. Командование ЮНА продемонстрировало свою бездарность и нерешительность. Ее авиация бомбила собственные части, спецназ практически не был задействован, а механизированные колоны бесцельно мотались по гористой местности. Этим воспользовались сепаратисты, перехватив инициативу.

Руководство СФРЮ было вынуждено подписать Брионское соглашение 7 июля 1991 г. и вывести вооруженные силы из республики.

Хорватия в огне войны


Период конфликта 1991-1995 гг., более известный как война в Югославии, хорватский народ называет Отечественной войной. За это время им пришлось столкнуться не только с Югославской народной армией, но и с хорватскими сербами, которых активно поддерживал Белград. За это время хорваты сумели создать свою эффективную регулярную армию, поучаствовать в боях на территории Боснии и Герцеговины. Военные операции на территории Сербской Краины носили ограниченный характер. Так было до печально известной операции «Буря».

Блестяще подготовленная, она позволила сломить сопротивление хорватских сербов. Затем начались масштабные этнические чистки. Сербам пришлось покинуть дома, спасая свою жизнь. Те же, кто не внял голосу разума, были уничтожены.

Шантаж Германии

В начале 90-х Европа семимильными шагами двигалась по пути строительства Европейского союза. Но для этого необходимо было единство по ключевым экономическим и политическим вопросам. Война в Югославии, односторонний выход из ее состава Словении и Хорватии. Как реагировать на эти действия мятежных республик в Европе не знали, не желая своими действиями спровоцировать еще больший виток насилия. Не знали все, кроме Германии.


Для нее было крайне важно вернуть свое традиционное влияние на Балканах. Поэтому министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер в ультимативной форме заявил, что Германия не будет подписывать Маастрихтский договор (соглашение о создании Европейского союза) до тех пор, пока не признают независимость Словении и Хорватии. Европейцы не желали в этих условиях конфронтации и уступили. Прецедент для дальнейшего раскручивания сепаратистских настроений и войны против Югославии в 1992 году был создан.

Босния и Герцеговина

С Боснией дела обстояли куда сложнее. На тот момент там компактно проживали хорваты, мусульмане, сербы. Никто из них не являлся явным этническим большинством. Каждый из этих народов считал вправе создать собственную государственность. Атмосфера накалялась. Лиссабонский договор был попыткой культурно и мирно разойтись. В нем власть делили по этническому признаку и передавали на местный уровень. Внезапно лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович дал задний ход и прямо заявил, что они не потерпят никакой конфедерации на территории Боснии.

От слов перешли к делу. Начались захваты административных, военных и стратегических объектов. Сербские добровольцы противостояли этому разгулу насилия. Именно сербов обвинили в разжигании межнациональной розни. Югославские военные ушли.


Про войну в Югославии не любят вспоминать западные эксперты. Различные ошибки, случившиеся по вине их руководства, уносили жизни мирного населения. Хорваты и боснийцы схлестнулись в смертельном противостоянии друг с другом. Необходимы были кардинальные меры.

Операция «Обдуманная сила»

Военное превосходство сербов в Боснии не давало покоя натовским военным. Они искали только повод, чтобы возложить всю вину на сербов. Взрыв на рынке в Сараево стал прекрасной возможностью для объяснения мировому сообществу необходимости применения военной силы в Югославии. Война 1995 года показала политику «двойных стандартов» во всей красе.

Теперь уже доподлинно известно, что североатлантический альянс проводил прямую координацию своих действий с боснийскими мусульманами. Они называли цель, а самолеты НАТО бомбили сербские позиции. Сербы сопротивлялись, как могли. Из 13 «Томагавков» сбили 5. Уничтожили французский самолет, а экипаж захватили в плен.

Силы были неравны. За две недели бомбардировок удалось склонить сербскую сторону к переговорам. 14 сентября военная операция североатлантического альянса НАТО была успешно завершена.

Дейтонское соглашение

В штате Огайо на военной базе в Дейтоне был положен конец гражданской войне в бывшей Югославии. Лидеры трех государств (Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии) приехали, чтобы подписать мирное соглашение. Встреча состоялась при участии ведущих государств.

Государство Босния и Герцеговина разделяли на два образования: Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская. Обвиненные в военных преступлениях не могли занимать видные политические посты. 49 % территории оставалось за сербами.

Не обошлось и без казусов. Так самым нелепым образом округ Брчко был наделен правами автономии и, по сути, он вышел из состава Боснии и Герцеговины.

Югославия после войны

После череды вооруженных конфликтов в составе Югославии остались две республики. Произошла ее трансформация в Малую Югославию. Она вошла в состав Сербии и Черногории. Вскоре сербскому лидеру пришлось уже решать вопросы, связанные с Косово. Дальнейшие события показали, что мир на Балканах крайне хрупок. Хватает одной маленькой искры, чтобы пожар межэтнических конфликтов вновь накрыл этот регион.

Кто выиграл от такого раздела? Европейский союз и больше всех Германия. Идея о великой Германии, окруженной странами, полностью от нее зависимыми медленно, но верно воплощается в жизнь. Ей удалось вернуть свое влияние на Балканах.

Обвиняемого в военных преступлениях, совершенных в ходе вооруженного конфликта на территории Хорватии в 1991-1995 гг.

Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) в начале 1990-х годов сопровождался гражданскими войнами и этническими конфликтами при вмешательстве иностранных государств. Боевые действия в разной степени и в разное время затронули все шесть республик бывшей Югославии. Общее число жертв конфликтов на Балканах с начала 1990-х годов превышает 130 тысяч человек. Материальный ущерб исчисляется десятками миллиардов долларов.

Конфликт в Словении (27 июня - 7 июля 1991 года) стал самым скоротечным. Вооруженный конфликт, известный как Десятидневная война или Война за независимость Словении, начался после провозглашения Словенией независимости 25 июня 1991 года.

Подразделения Югославской Народной Армии (ЮНА), начавшие наступление, столкнулись с ожесточенным сопротивлением со стороны местных отрядов самообороны. Согласно даны словенской стороны, потери ЮНА составили 45 человек убитыми и 146 ранеными. Около пяти тысяч военнослужащих и сотрудников федеральных служб попали в плен. Потери словенских сил самообороны составили 19 убитых и 182 раненых. Также погибли 12 граждан иностранных государств.

Война завершилась подписанием при посредничестве ЕС Брионского соглашения 7 июля 1991 года, по которому ЮНА обязалась прекратить боевые действия на территории Словении. Словения приостанавливала на три месяца вступление в силу декларации независимости.

Конфликт в Хорватии (1991-1995 годы) также связан с провозглашением независимости этой республикой 25 июня 1991 года. В ходе вооруженного конфликта, который в Хорватии называют Отечественной войной, хорватские силы противостояли ЮНА и формированиям местных сербов, поддержанных властями в Белграде.

В декабре 1991 года была провозглашена независимая Республика Сербская Краина с населением 480 тыс. человек (91% - сербы). Таким образом, Хорватия лишилась значительной части территории. В последующие три года Хорватия интенсивно укрепляла свою регулярную армию, участвовала в гражданской войне в соседней Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы) и проводила ограниченные вооруженные операции против Сербской Краины.

В феврале 1992 года СБ ООН направил в Хорватию Силы ООН по охране (СООНО/UNPROFOR). Первоначально СООНО рассматривались в качестве временного формирования для создания условий, необходимых для переговоров о всеобъемлющем урегулировании югославского кризиса. В июне 1992 года после того, как конфликт усилился и распространился на БиГ, мандат и численный состав СООНО были расширены.

В августе 1995 года хорватская армия развернула масштабную операцию "Буря" и в считанные дни прорвала оборону краинских сербов. Падение Краины обернулось исходом из Хорватии почти всего сербского населения, составлявшего до войны 12%. Добившись успеха на своей территории, хорватские войска вступили в Боснию и Герцеговину и совместно с боснийскими мусульманами развернули наступление на боснийских сербов.

Конфликт в Хорватии сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения. В ходе этого конфликта, по оценкам, погибли 20-26 тыс. человек (в большинстве - хорваты), около 550 тысяч стали беженцами при численности населения Хорватии около 4,7 млн человек. Территориальная целостность Хорватии была окончательно восстановлена в 1998 г.

Наиболее масштабной и ожесточенной стала война в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы) с участием мусульман (бошняков), сербов и хорватов. Эскалация напряженности последовала за референдумом о независимости, прошедшим в этой республике 29 февраля-1 марта 1992 года при бойкоте со стороны большинства боснийских сербов. Конфликт происходил с вовлечением ЮНА, армии Хорватии, наемников со всех сторон, а также вооруженных сил НАТО.

Конец конфликту положило Дейтонское соглашение, парафированное 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) и подписанное 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом. Соглашение определяло послевоенное устройство Боснии и Герцеговины и предусматривало ввод международного миротворческого контингента под командованием НАТО численностью 60 тысяч человек.

Непосредственно перед выработкой Дейтонского соглашения, в августе-сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию "Обдуманная сила" против боснийских сербов. Эта операция сыграла определенную роль в изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил, предпринявших наступление на боснийских сербов.

Боснийская война сопровождалась массовыми этническими чистками и расправами над мирным населением. В ходе этого конфликта погибли около 100 тысяч человек (в основном - мусульмане), еще два миллиона стали беженцами при довоенной численности населения БиГ в 4,4 миллиона человек. До войны мусульмане составляли 43,6% населения, сербы - 31,4%, хорваты - 17,3%.

Ущерб от войны исчислялся десятками миллиардов долларов. Экономика и социальная сфера БиГ оказались почти полностью разрушены.

Вооруженный конфликт в южном крае Сербии Косово и Метохия (1998-1999 годы) был связан с резким обострением противоречий между Белградом и косовскими албанцами (сейчас 90-95% населения провинции). Сербия предприняла масштабную силовую операцию против боевиков албанской Освободительной армии Косово (ОАК), добивавшихся независимости от Белграда. После провала попытки достичь мирных договоренностей в Рамбуйе (Франция) в начале 1999 года страны НАТО во главе с США начали массированные бомбардировки территории Союзной Республики Югославия (Сербия и Черногория). Военная операция НАТО, предпринятая в одностороннем порядке, без санкции СБ ООН, продолжалась с 24 марта по 10 июня 1999 года. Причиной интервенции войск НАТО были названы масштабные этнические чистки.

СБ ООН принял 10 июня 1999 года резолюцию 1244, положившую конец военным действиям. Резолюция предусматривала ввод администрации ООН и международного миротворческого контингента под командованием НАТО (на первоначальном этапе 49,5 тыс. человек). Документ предусматривал определение на более позднем этапе окончательного статуса Косово.

За время косовского конфликта и бомбардировок НАТО погибли, по оценкам, около 10 тысяч человек (главным образом, албанцы). Около миллиона человек стали беженцами и перемещенными лицами при довоенной численности населения Косово в 2 млн человек. Большинство беженцев-албанцев, в отличие от беженцев-сербов, вернулись в свои дома.

17 февраля 2008 года парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии. Самопровозглашенное государство признала 71 страна из 192 стран-членов ООН.

В 2000-2001 года произошло резкое обострение ситуации на юге Сербии , в общинах Прешево, Буяновац и Медведжа, большинство населения которых составляют албанцы. Столкновения на юге Сербии известны как конфликт в Прешевской долине.

Албанские боевики из Освободительной армии Прешево, Медведжи и Буяноваца боролись за отделение этих территорий от Сербии. Эскалация происходила в 5-километровой "наземной зоне безопасности", созданной в 1999 году на территории Сербии по итогам косовского конфликта в соответствии с Кумановским военно-техническим соглашением. По соглашению югославская сторона не имела права держать в НЗБ армейские формирования и силы безопасности, за исключением местной полиции, которой разрешалось ношение лишь легкого стрелкового оружия.

Положение на юге Сербии стабилизировалось после достижения в мае 2001 года между Белградом и НАТО договоренности о возвращении контингента югославской армии в "наземную зону безопасности". Были также достигнуты договоренности об амнистии для боевиков, формировании многонациональных полицейских сил, интеграции местного населения в общественные структуры.

По оценкам, за время кризиса на юге Сербии погибли несколько сербских военнослужащих и гражданских лиц, а также несколько десятков албанцев.

В 2001 году произошел вооруженный конфликт в Македонии с участием албанской Национальной освободительной армии и регулярной армии Македонии.

Зимой 2001 года албанские боевики начали военно-партизанские действия, добиваясь независимости северо-западных районов страны, населенных преимущественно албанцами.

Противостоянию властей Македонии с албанскими боевиками положило конец активное вмешательство Евросоюза и НАТО. Было подписано Охридское соглашение, предоставлявшее албанцам в Македонии (20-30% населения) ограниченную юридическую и культурную автономию (официальный статус албанского языка, амнистия боевиков, албанская полиция в албанских районах).

В результате конфликта погибли, по разным оценкам, более 70 македонских военнослужащих и от 700 до 800 албанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости