Что такое дух и идеи по беркли. Философия Дж

Школа/традиция Субъективный идеализм Направление Западная Философия Период Философия XVIII века Основные интересы философия , богословие , образование , эпистемология , метафизика , философия науки , математический анализ и Имматериализм Значительные идеи Субъективный идеализм Оказавшие влияние Локк
Мальбранш
Испытавшие влияние Юм , Кант , Шопенгауэр Джордж Беркли на Викискладе

- Быховский Б.Э. Джордж Беркли. - М., 1970. - С. 25.

Отношения двух философов, вернее влияние Беркли на Сэмюэла Джонсона, составило целую главу в истории ранней американской философии . …

Главное философское произведение Джонсона - «Начала философии» («Elementa philosophica») - было опубликовано в 1952 году. Книга разделялась на две части - «Ноэтику» и «Этику». В первой рассматривались гносеологические проблемы, созвучные берклианству, во второй - теория морали.

- Покровский Н.Е . Ранняя американская философия. М., 1989. - С. 182, 183.

Джордж Беркли обладал обширным и многосторонним образованием, не был чужд ни одной отрасли человеческого знания и благородным характером внушал к себе уважение всех приходивших с ним в соприкосновение.

В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств», в 1707 г. - звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавание в колледже . В том же году Беркли завел философский дневник, в котором начал создавать набросок своей будущей философской системы. Дневниковые записи Беркли были впервые обнаружены в 1871 г. А. Фрейзером и опубликованы под названием «Commonplace Book of Occasional Metaphysical Thoughts» («Общая тетрадь для записи различных метафизических мыслей»). Впоследствии Артур Люс, коренным образом переработав эти рукописи, переиздал их под названием «Philosophical Commentaries» («Философские комментарии»). В 1709 г. Беркли опубликовал своё первое крупное сочинение «Опыт новой теории зрения», а в 1710 г. - «Трактат о принципах человеческого знания».

«Трактат» был и остается главным философским произведением ирландского мыслителя… Собственно говоря, это была лишь первая часть «Трактата».

Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М., «Мысль», 1970. - С. 18,19.

Он планировал части II, III и IV, посвященные духу, физике и математике соответственно. Ни одна из этих частей не была написана, но трактаты «О движении» (1721) и «Аналитик» (1734) представляют собой суррогаты частей III и IV.

Как однажды выразился А. А. Люс: «Вы думаете, что он [Беркли] строит дом, а обнаруживаете, что он построил церковь».

Особенно часто Беркли вспоминают в Америке. В епископальной церкви США имя Беркли включено в церковный календарь , 16 июня его день .

Философия

является его главным вкладом в моральную и политическую философию. … Другими важными источниками этических воззрений Беркли являются «Алкифрон» (1732) , особенно диалоги 1-3, и «Discourse to Magistrates» (1738).

Цель сражения, предпринятого Беркли в «Алсифроне», - … опровержение тезиса о независимости морали от религии и веры в бога. … Беркли не создал самостоятельной этической системы, намечавшейся им как вторая часть «Трактата», и все его устремления в «Алсифроне» сводятся к реабилитации христианской этики .

Книга написана в форме семи «платоновских» диалогов. … Рассказ ведётся от лица Диона, одного из гостей, собравшихся на ферме Ефранора, не принимающего участия в длившейся целую неделю дискуссии. Кроме соседей среди приезжих гостей два свободомыслящих философа: Алсифрон, олицетворяющий Шефтсбери , и Лисикл, представляющий Мандевиля , вокруг высказываний которых развёртывается острая, горячая полемика .

Место в истории философии

Философия Беркли представляет чрезвычайно важный момент исторического развития новой философии, знаменуя переход от картезианской и локковской философии к скептицизму Юма и Кантовой критике чистого разума . По характеристике А. Шопенгауэра , Беркли приобрел «бессмертную заслугу перед философией» благодаря тому, что первым выступил с решительным и развёрнутым обоснованием положения о мире как совокупности представлений в сознании субъекта, став тем самым «отцом идеализма» .

Беркли вошёл в учебники как великий представитель «британского эмпиризма » . Он оказал влияние на многих философов Нового времени. Так, Томас Рид признавал, что долгое время находился под обаянием философии Беркли перед тем, как выступил с её решительной критикой .

Идеализм Беркли проложил дорогу скептицизму Юма и Кантовой критике разума.

- Смирнов А.И. Философия Беркли. Исторический и критический очерк. - Варшава: Типография Варшавского учебного округа № 487, 1873. - С. 5.

Сочинение Беркли «Трактат о принципах человеческого знания» увидело свет на три года раньше публикации трактата Артура Коллиера «Clavis Universalis, или Новое исследование истины, являющееся доказательством несуществования внешнего мира». Философские рассуждения А. Коллиера весьма близки имматериализму Беркли, хотя исторически доказана независимость первого от последнего .

При жизни Беркли его философские идеи были сравнительно маловлиятельны . За именем Беркли на долгие годы закрепилась репутация солипсиста, который был не совсем в здравом уме, и ещё столетие после публикации «Трактата…» его концепция служила предметом лимериков, выражавших скорее удивление и насмешку, чем серьёзный интерес . Однако с тех пор, как в 1871 г. «английский берклианец Фрейзер» издал собрание сочинений Беркли, интерес к его философскому учению возрос . Возникавшие на рубеже XIX-XX вв. новые философские учения (эмпириокритицизм , неореализм и др.) обращались к идейному наследию Беркли, называли его своим прямым предшественником, заимствовали и развивали его теоретические положения или, наоборот, ставили задачу опровергнуть их . Так, например, критика тезиса Беркли «esse est percipi» - предмет статьи Дж. Мура «Опровержение идеализма» (1903).

К этому периоду относится и имманентная философия - «интересная, но пока ненаписанная в отечественной истории философии страница необерклианства» :

Та современная наука, которую я обозначаю как имманентную философию, … нашла свою пока что наиболее совершенную разработку в «Теории зрения» и «Трактате о началах…» Беркли" - так характеризует общую тенденцию и конкретное гносеологическое содержание имманентной философии М. Кауфман.

Мощный толчок серьёзным исследованиям по философии Беркли был дан работами Люса и Джессопа, благодаря которым берклиеведение оформилось в самостоятельную область историко-философской науки .

Удельный вес берклиеведения в общей массе историко-философской литературы всё возрастает. Судить об этом можно на основании наиболее полных библиографий по философии Беркли . В них находим, что с 1709 по 1932 гг. было издано около 300 работ, что составляло около полутора работ в год. С 1932 по 1979 гг. вышло уже более тысячи, то есть около 20 работ ежегодно. В 80-е годы количество публикаций ещё удвоилось .

В 1977 г. в Ирландии начал издаваться специальный журнал Berkeley Newsletter («Берклиевский бюллетень»), посвящённый жизни и творчеству Беркли. Среди славянских стран по количеству берклиеведческих монографий лидирует Польша . Даже русскоязычная книга по философии Беркли впервые издана в Варшаве .

В своей известной философской работе "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин негативно отзывается о субъективном идеализме Беркли и критикует его основные идеи с позиций диалектического материализма.

Наиболее известные сочинения

  • «Опыт новой теории зрения» («An Essay Towards a New Theory of Vision» (Лондон, ; новое издание, с примечаниями Коуелея, Лондон, ))
  • «Трактат о принципах человеческого знания» («Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge» (Лондон, ))
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three Dialogues between Hylas and Philonous» (Лондон, ))
  • «Алсифрон, или Мелкий философ» («Alciphron, or The Minute Philosopher» (Лондон, ))
  • «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» («Siris: A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries» ())

Литература

На английском языке

На русском языке

Основная

Дополнительная

  • Багрецов Л. М. Несколько слов по истории появления идеалистической философии Джорджа Беркли // Вера и разум. 1908. № 15. Отд. 1. С.362-376.
  • Васильева М. Ю. Кант и Беркли: сходство или различие? (PDF) // Кантовский сборник. 2009. № 1. С. 30-39.
  • Гайдамака В. П. Проблема духовной субстанции у Д. Беркли // История зарубежной философии и современность / Под ред. проф. А.С. Богомолова. - М. : изд-во Московского университета, 1980. - С. 21-28.
  • Дебольский Н. Г. О философии Беркли // Журнал министерства народного просвещения. 1904. Ч. 356. Ноябрь. Отд. 2. С.114-128.
  • Девяткин С. В.  Берклиеведение: основные этапы, проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государствененного университета им. Ярослава Мудрого. Сер. Гуманитарные науки. 1999. № 12. С.21-25.
  • Заиченко. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных качеств» // Филос. науки . - 1985. - № 4 . - С. 98 - 107 .
  • Мельвиль Ю. К., Сушко С. А. Аргумент доктора Джонсона: Сэмюэль Джонсон как критик Беркли // Вопросы философии . 1981. № 3. С. 133-144.
  • Мур Дж. Опровержение идеализма // Историко-философский ежегодник . 1987. С. 247-265.
  • Покровский Н.Е. Сэмюэл Джонсон // Ранняя американская философия. Пуританизм. - М. : Высш. шк., 1989. - С. 180-208. - 246 с. - (Учеб. пособие для гуманит. фак. ун-тов). - 21 000 экз. - ISBN 5-06-000003-6 .
  • Поппер К.  Заметки о Беркли как предшественнике Маха и Эйнштейна. Перевод с англ. С. В. Девяткина // ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер.: Гуманит. науки. - 2000 - № 16. - C. 82-90.
  • Якапи, Роомет . Беркли и отдельное состояние души: общие замечания = Berkeley and the Separate State of the Soul: A Note / Перевод с английского А.А. Ахвледиани.
  • Беседин А.П. Джордж Беркли как философ Просвещения // Философские науки. 2014. № 5. С. 24-34.
  • Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Философские науки. 2014. № 9. С. 145-155.
  • Беседин А.П. Становление имматериализма Джорджа Беркли // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2015. №1. С. 21-35.
  • Беседин А.П. Джордж Беркли. О духовном притяжении. (Перевод)

Дж. Беркли в художественной литературе

  • «1984» Дж. Оруэлла См. об этом: Wenz P.S . The critique of Berkeley’s empiricism in Orwell’s 1984 // Idealistic studies. - Worchester, 1986. - Vol. 16. - № 2. - P. 133-152. [Критика эмпиризма Беркли в сочинении Дж. Оруэлла «1984»]
  • Произведения Сэмюэля Беккета , в т.ч. сценарий «Фильма », в котором упоминается принцип esse est percipi ; см.: Sylvie Debevec Henning. ‘Film’: a dialogue between Beckett and Berkeley David Berman. Beckett and Berkeley // Irish University Review, Vol. 14, No. 1 (Spring, 1984), pp. 42–45. Frederik N. Smith. Beckett and Berkeley: A Reconsideration. Samuel Beckett Today / Aujourd"hui 7: 331-347.
  • "Священная книга оборотня " В. Пелевина

Библиографии берклиеведческих работ

  • Turbayne C. M. A Bibliography of George Berkeley 1963-1979 // Berkeley: Critical and Interpretive Essays. Ed. by C. M. Turbayne. Manchester. 1982. P. 313-329.
  • Parigi, Silvia.  Berkeley Bibliography (1979-2008) - A Supplement to Jessop’s and Turbayne’s Bibliographies
  • - около 300 наименований с XIX в. по настоящее время
  • Tomy C. A. & Varadarajan N. A bibliography on George Berkeley - на сайте в г. Канпур
  • См. также «Библиографический указатель» ИНИОН РАН

Ссылки

Сочинения Беркли

  • Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет = Alciphron, or the Minute Philosopher. Passive Obedience. Essays in the “Guardian.” / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  • Беркли Дж. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. - М. : Мысль, 1978. - 556 с. - (Философское наследие). - 50 000 экз.
    • Беркли Дж. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. - М. : Мысль, 2000. - 560 с. - (Классическая философская мысль). - 5000 экз. - ISBN 5-244-00947-8 .
  • Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания - главное философское сочинение Дж. Беркли
  • Дж. Беркли «Три разговора между Гиласом и Филонусом» на сайте РГИУ
  • «Три разговора между Гиласом и Филонусом» - параллельный текст на русском и английском языках
  • Джордж Беркли. Будущее состояние души = The Future State // The Guardian No27, Saturday, April 11, 1713 / Перевод с английского Александра Ахвледиани.
  • Джордж Беркли О духовном притяжении. (Перевод А. Беседина) // Историко-философский альманах. - 2012. - № 4. - С. 123–125.
  • Сочинения Дж. Беркли в подлиннике: Mickelsen, Carl.  Readings in Modern Philosophy. George Berkeley - Антология электронных текстов (англ.)

The Works of George Berkeley. Ed. by Alexander C. Fraser . In 4 Volumes. Oxford: Clarendon Press, 1901.

О Дж. Беркли

  • Garth Kemerling.  George Berkeley - указатель ресурсов Интернета (сочинения Беркли, книги и статьи по философии Беркли, в том числе электронные версии)
  • Berkeley Time Line - вехи жизненного пути Дж. Беркли
  • Международное общество Беркли (англ.)
  • Downing, Lisa. George Berkeley - статья в Стэнфордской философской энциклопедии
  • Flage, Daniel E. George Berkeley - The Internet Encyclopedia of Philosophy
  • Atherton , Margaret. (см. её Curriculum Vitae) Статьи по философии Беркли в формате Word 97-2003: (англ.)
  • Bettcher , Talia Mae. Berkeley: A Guide for the Perplexed. - курс и статьи по философии Беркли (California State University)
  • Electronic Texts for philosopher Charlie Dunbar BROAD (1887-1971):
    1. Berkeley’s Argument About Material Substance N. Y., 1975 (Repr. of the 1942 ed. publ. by the British Academy, London.)
    2. Berkeley’s Denial of Material Substance - Впервые опубликовано в: «The Philosophical Review» Vol. LXIII (1954).
  • George Berkeley Study Pack (6 Biographies; 6 Encyclopedia Articles; 12 Literature Criticism Essays; 1 Student Essay)
  • Джордж Беркли - В кн.: История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая. Философия XV-XIX вв.)
  • Эрн Вл. Беркли как родоначальник современного имманентизма // Эрн Вл. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение . - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 592 с. - (Классическая философская мысль). ISBN 985-433-805-3
  • Омельченко Н. В. Всемогущество мыслей Джорджа Беркли, или метафизика тирании. - В кн.: Омельченко Н. В.  Опыт философской антропологии. Волгоград: изд-во Волгоградского университета, 2005. С. 147-153 (Глава 3.1).

См. также

Известные берклиеведы

В западных странах

В славянских странах

  • Миловит Кунинский (польск. Miłowit Kuniński )

На территории бывшего СССР

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Поселение Клойн (англ. Cloyne ) в Ирландии не следует путать с монастырем Клюни (фр. Cluny ) и Клюнийской конгрегацией католиков. Джордж Беркли был по вероисповеданию протестантом, епископом Англиканской Церкви . О городке Клойн см. в статье английской Википедии .
  3. Книгу S. Johnson «Elementa philosophica» можно бесплатно скачать в Архиве Интернета .
  4. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. М., «Мысль», 1970. 220 с. (Мыслители прошлого). С. 17.
  5. «Не следует путать представителя английского Просвещения Сэмюэля Джонсона (1708-1784) с американским философом-берклианцем Сэмюэлем Джонсоном (1696-1772)» (Грязнов А. Ф. Философия Шотландской школы. М., 1979. С. 16, сноска).
  6. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М. : Мысль, 1970. - С. 107. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
  7. Jessop Т. E. Berkeley as Religious Apologist //
    О понятии «естественная теология» см. .
  8. Предисловие к этой книге отсутствует в её электронной версии, предлагаемой проектом Google Books .
  9. О «Календаре Святых» ЕЦ США см. .
  10. См.: Holy Women, Holy Men: Celebrating the Saints. Supplement to the Blue Book 2009 // Standing Commission on Liturgy and Music , p. 277.
    Ср.:

    Система Беркли не была принята церковью, и до настоящего времени субъективный идеализм подвергается критике со стороны церкви - как католической (неотомисты), так и протестантской (см. напр. X. Джонсон. «Христиане и коммунизм», ИЛ. М., 1957, гл. «Значение материи»).

    - Богомолов А.С . Критика субъективно-идеалистической философии Д.Беркли. Лекция. М.: изд-во Московского университета, 1959. - С. 39.

  11. Свой знаменитый принцип «существовать - значит быть воспринимаемым» Беркли часто предпочитал выражать на латыни: esse est percipi.
  12. О трактовке Беркли философской категории бытия подробнее см.: Быховский Б. Э. Указ. соч., глава 4.
  13. См., напр.:
    • Богомолов А.С. Критика субъективно-идеалистической философии Д.Беркли. Лекция. - М. : Изд-во Московского университета, 1959. - С. 9.
    • Быховский Б. Э. Джордж Беркли . - М. : Мысль , 1970. - С. 69. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
    • Ойзерман Т.И. Главные философские направления: Теорет. анализ ист.-филос. процесса . - 2-е изд., доработ. - М. : Мысль , 1984. - С. 96. - 17 000 экз.
  14. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом. Третий разговор // Беркли Дж. Соч. - М. : Мысль , 1978. - С. 327. - 50 000 экз.
  15. Такого рода интерпретацию философии Беркли см., напр., в кн.: Быховский Б.Э. Джордж Беркли . - М. : Мысль, 1970. - С. 56-60. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 28 000 экз.
    Отдельные авторы все же пытаются согласовать признание духовной субстанции и отрицание субстанции материальной в философии Беркли. См., напр.:
    • Atherton, M. The coherence of Berkeley"s theory of mind // “Philosophy a. phenomenological research.” Vol. 43, № 3. - Buffalo, 1983. - С. 389-399.
    • Bettcher T.M. Berkeley"s Philosophy of Spirit: Consciousness, Ontology, and the Elusive Subject . - Continuum Publishing , 2007. - ISBN 9780826486431 .
    Ряд берклиеведов скептически относится к такого рода попыткам придать учению Беркли о духовной субстанции вид логически непротиворечивой концепции (см., напр., рецензию Genevieve Migely на книгу T.M. Bettcher: Berkeley Studies № 19).
  16. Ещё одно доказательство Бога выдвинуто Беркли в его сочинении «Алкифрон…», диалог IV («Истина теизма» / «The Truth of Theism»).
  17. См.: Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII в. М.: Мысль, 1981. - С. 81-82.
  18. Luce A. A. Berkeley and Malebranche. A Study in the Origins of Berkeley’s Thought. N. Y., Oxford, 1967. Repr. of 1934 ed. with new Preface.
  19. Bracken H.M. Berkeley. The Macmillan Press ltd., 1974. - P. 18.
  20. См., напр.:
    • Ayers, Michael R. «Was Berkeley an Empiricist or a Rationalist?» - In: The Cambridge Companion to Berkeley. Ed. by Kenneth P. Winkler. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - Pp. 34-62.
    • James Hill , «Was Berkeley Really an Empiricist?» // Доклад, прочитанный 21 сентября 2006 г. на международном симпозиуме в Праге (см. Программу симпозиума), переведён на чешский язык и опубликован в кн.: Hill, James . Byl Berkeley skutečně empirista? (Přeložila Eva Modrá) // George Berkeley. Průvodce po jeho filosofii / K vydání připravili Petr Glombíček a James Hill s podporou Akademie věd České republiky. - Praha: nakladetelství Filosofického ústavu AV ČR „Filosofia”, 2009. - P. 35-66. - 360 p. - ISBN 978-80-7007-277-6 .
  21. Беркли Дж. Пассивное повиновение // Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - С. 255-280. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  22. Беркли Дж. Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет / Перевод с английского, составление и комментарии А. А. Васильева. - СПб. : Алетейя, 1996. - С. 9-252. - (Памятники религиозно-философской мысли Нового времени.). - 3000 экз. - ISBN (ошибоч.) .
  23. Jakapi, Roomet . «Was Berkeley a Utilitarian?» // Lemetti, Juhana and Piirimäe, Eva, eds. Human Nature as the Basis of Morality and Society in Early Modern Philosophy. Acta Philosophica Fennica 83. Helsinki: Philosophical Society of Finland, 2007. - P. 53.
    «Цель статьи - определить общую теоретическую позицию Беркли в (истории) моральной философии». Помимо личной позиции автора, статья содержит обширный критический обзор комментаторской литературы по рассматриваемой теме, от работ Александра Фрейзера до новейших исследований, в том числе статьи

Джордж Беркли (англ. George Berkeley, 1685-1753) - английский философ, священник. Беркли (рис. 6.8) родился около Томастауна в ирландском графстве Килкенни, был старшим из семи детей мелкопоместного дворянина, англичанина Уильяма Беркли. Стоит отметить, что, несмотря на английские корни, Джордж всегда считал себя ирландцем. Образование он получил в местном колледже и в Тринити-колледже (колледже Святой Троицы) в Дублине. В 1704 г. Беркли получил степень бакалавра искусств, в 1707 г. - звание научного сотрудника и начал преподавать в колледже, в котором учился. К этому же времени относится анонимная публикация его первых научных работ в области математики. В 1710 г. он принимает сан священника и, как утверждают исследователи его творчества, начинает работать над своей философской системой. Одна задругой, начиная с этого момента, выходят его работы, посвященные различным областям научного знания. В 1713 г. Беркли переезжает в Лондон, где благодаря философским работам, а также личным качествам - обаянию и остроумию, быстро становится принятым в высшем свете. В течение следующих восьми лет он часто бывает в Италии, сначала в должности капеллана графа Петерборо, а потом как гувернер его детей.

По возвращении в Лондон в 1721 г. Беркли был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога Грефтона, немногим позднее его произвели в деканы (окружной священник) города Дерри. Тогда же Беркли получил крупное наследство и решил на эти деньги организовать миссионерскую школу на Бермудских островах для обращения индейцев в христианство. В 1728 г. он уезжает на Род-Айленд для осуществления своего плана. К сожалению, без финансовой поддержки английского правительства миссию пришлось вскоре свернуть. Тем не менее, его деятельность в Северной Америке не прошла бесследно, в его честь в 1878 г. был назван город в Калифорнии, известный как научный центр и славящийся своим университетом. В епископальной книге США имя Беркли внесено в церковный календарь (16 июня).

Рис. 6.8.

Вернувшись в Лондон, он активно занимается попечительской деятельностью, в 1739 г. становится управителем Воспитательного дома. Сам Беркли был женат, у него было семь детей, он был счастлив в браке. В 1752 г. он отходит от дел и переезжает в Оксфорд, где живет у сына до самой смерти.

Беркли любил называть себя веселым прелатом, и кроме фразы «Esse estpercipi» (Быть, значит быть в восприятии) широкой аудитории он известен как автор афоризмов и некоторых стихотворений, например посвященного дегтярной настойке: «Пить иль не пить? Вот в чем вопрос».

Основные труды: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Пассивное повиновение» (1712), «Алсифрон, или Мелкий философ» (1732), «Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований» (1744).

Философское учение . Теория Беркли - пример субъективного идеализма. Основной отличительной чертой его учения является отрицание материи как таковой. Беркли предполагал, что то, что есть вещи, по мнению людей, на самом деле - идеи Бога, которые более реальны, чем мы можем себе это представить. Идеи Бога сущностны, поэтому человек может их воспринимать с помощью сознания. «Куда бы и когда бы мы ни направили наш взор, мы во всякое время и на всяком месте воспринимаем явные следы божества, так как каждая вещь, которую мы видим, слышим, осязаем или каким-либо путем воспринимаем в ощущении, есть знак или действие божественного всемогущества...» 1 Вселенная и все возможные миры удерживаются в сознании Бога. Все законы природы - акты воли Бога. И познавая природу и ее законы, человек познает божественное начало. Весь мир удерживается мышлением Бога и его волей. Дух (душа) бессмертен, бестелесен, неделим и активен, продуктами его деятельности являются пассивные и преходящие идеи, неотделимые от него и через которые возможно его познание. Следовательно, идеи не даны вне духа, они его составляющие, поэтому все бытие находится внутри духа, созерцающего их, а быть значит быть в восприятии. «В этом смысле познание мира как идеи Бога и собственного духа, образующего идеи, возможно только с помощью восприятия. Все согласятся с тем, что ни наши мысли, ни страсти, ни идеи, образуемые воображением, не существуют вне нашей души. И вот для меня не менее очевидно, что различные ощущения или идеи, запечатленные в чувственности, как бы смешаны или соединены они ни были между собой (т.е. какие бы предметы ни образовали), не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает» . Таким образом, сущность любого духа (души) - мышление и воля, что соответствует пониманию основных компонентов сознания и, соответственно, предметной области психологии Декартом. С упразднением деления мира на материальное и идеальное снимается вопрос о противоречиях в познании его человеком, а также дуальность человеческой природы. Мир и мы для нас существуют до тех пор, пока есть наше сознание. Расширение наших знаний о мире и нас самих приходит с опытом, причем этот опыт напрямую связан с набором наших ощущений. Например, человек, к которому вернулось зрение, видит мир иначе, чем человек, который не терял этой способности. В трактате «Новая теория зрения» Беркли доказывал, что восприятие пространства связано с одновременным механическим совпадением нескольких ощущений - зрения, осязания и движения. Изначально эти ощущения разделены, но опыт нам всегда предъявляет наличие этой связи, рождая определенные образы в нашем сознании. С точки зрения оптики человек должен был бы видеть мир иначе, но ассоциативное совпадение ощущений рисует нам субъективную картину мира, которая в некотором смысле индивидуальна для каждого. Беркли подчеркивает в этой связи иллюзии восприятия, например, яркие объекты кажутся нам ближе и больше, чем тусклые. Способность соединять идеи разных ощущений дана нам для удовольствия и удобства жизни. Впоследствии подобные идеи будет высказывать Г. фон Гельмгольц, описывая ощущения в «теории символов» и утверждая, что наши ощущения не столько отражают объективный мир, сколько представляют нам тот мир, в котором мы можем существовать в большей или меньшей мере адаптивно.

На основе образов ощущений складываются обобщенные образы восприятия, памяти и мышления. Беркли разделяет образы ощущений и образы воображения по признакам четкости, постоянства и порядка. Образы ощущений четче, более постоянны и упорядоченнее образов, создаваемых нашей волей, поскольку созданы волей Бога. Они более реальны, чем идеи человеческого ума, потому что созданы более могущественным и мудрым духом и запечатлеваются в нас по созданным им же законам. По этой же причине Беркли утверждает истинность образов наших ощущений. При отбрасывании изменчивых свойств объектов, познанных опытным путем, формируются обобщенные идеи (простые, лишенные частных признаков), т.е. понятия. Понятия, полученные путем абстрагирования, используются человеком не столько для процесса познания, сколько для передачи опыта. Беркли отрицает существование априорных абстрактных идей вне сознания человека, а утверждает, что есть только обобщения, полученные в результате опыта ощущения и опыта абстрагирования. «Для всякого, кто обозревает объекты человеческого познания, очевидно, что они представляют из себя либо идеи (ideas), действительно воспринимаемые чувствами, либо такие, которые мы получаем, наблюдая эмоции и действия ума, либо, наконец, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения, наконец, идеи, возникающие через соединение, разделение или просто представление того, что было первоначально воспринято одним из вышеуказанных способов. Например, наблюдают соединенными вместе (to go together) определенный цвет, вкус, запах, форму, консистенцию,- признают это за отдельную вещь и обозначают словом яблоко»К Кроме того, понятие предназначено не только для передачи информации, но оно в ассоциативной связи с чувствами выполняет побудительную функцию как относительно самого человека, так и относительно других людей. Например, мы, подтверждая свои слова, приводим цитату известного философа, чувство уважения к его мнению побуждает собеседника согласиться с нашим мнением. Так Беркли выводит один из законов социального влияния, используемый и по сей день.

Познание человеческого духа невозможно по законам естественных наук, а может осуществляться только путем интроспекции. Познание другого духа происходит благодаря связующему души людей Богом. «Человеческий дух или человеческая личность не воспринимается в ощущении, так как он не есть идея; следовательно, когда мы видим цвет, величину, фигуру и движения человека, то мы воспринимаем только известные ощущения, или идеи, в нашем собственном духе, а так как они представляются нашему взору во многих отдельных группах, то они служат нам для обозначения существования конечных и созданных духов, подобных нам самим» .

В заключение стоит отметить, что Беркли, описывая закономерности деятельности души, вводит принцип ассоциации как механическое совпадение психических актов (ощущений, переживаний, желаний), а соответственно, через ассоциацию функций - ассоциацию идей как их производных.

  • Беркли Дж. Сочинения. С. 172.
  • Беркли Дж. Сочинения. С. 171.
  • Там же. С. 242.
Д жордж Беркли (1685-1753) - наиболее значительный представитель английского эмпиризма. Родился в Ирландии в английской дворянской семье. Окончил Дублинский университет, где в 1704 г. получил степень бакалавра искусств. Вскоре сам начинает преподавать в колледже. С 1713 г. много путешествует по Франции, Италии, Северной Америке, где предполагал заняться миссионерской деятельностью, но из-за отсутствия средств вернулся на родину. Получив сан епископа англиканской церкви, он почти всю остальную часть своей жизни провел в местечке Клойн в Южной Ирландии. Скончался в Оксфорде, куда переехал незадолго перед смертью.

Им были написаны: "Опыт новой теории зрения" (1709), "Трактат о принципах человеческого знания" (1710), "Три разговора между "Гиласом и Филонусом" (1713), "Алсифрон" (1732), "Аналитик" (1734), "Сейрис" (1744).

Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании "собственной философской системы видит в противодействии распространению материалистических взглядов. Защите религии он посвящает всю свою жизнь. Обоснование своих философских воззрений Беркли начинает с анализа и критики сенсуалистического учения Локка. В своей основе юмовская и берклианская системы сходны, т.е. обе они исходят из самых общих эмпирических предпосылок, однако выводы делаются противоположные. Если локковская система была в основном реалистическая, то берклианская философия - идеалистическая. Локк разделял все качества предметов на первичные и вторичные. первым он относил протяженность, вес и т.д., ко вторым - те Качества, которые зависят от первых. Беркли же считает, что все ячества являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и вторичные, ибо такие качества, как протяжение, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, он говорит, что величина предметов - это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким. Т.е. величина предметов - это результат нашего опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств обусловлено нашим восприятием.

Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи. Т.е. если мы воспринимаем треугольник, то это конкретный треугольник, а не какой-то абстрактный, не обладающий специфическими чертами. Таким же образом, согласно Беркли, невозможно образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. "Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях". Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов.

Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи "заключает в себе противоречие", является "наиболее абстрактной и непонятной из всех идей" . Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. "Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия".

Из этих своих рассуждений он переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли "быть - значит быть воспринимаемым" (esse est percipi).

Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды резко противоречили здравому смыслу. Он заявляет, что не отрицает "существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления". Он также говорит, что не сомневается "даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками" . Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании.

Обвинения в солипсизме Беркли также пытается отвергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. "Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Поэтому из вышеизложенных принципов не следует, что тела должны мгновенно уничтожаться и создаваться вновь или вообще вовсе не существовали в промежутки времени между нашими восприятиями их".

Беркли, с одной стороны, утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существуют, с другой - что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются Богом. Он писал: "Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ" .

Свою религиозную позицию Беркли проводил и в области естественнонаучных идей. Отвергая механическое понимание причинности, которое было распространено в то время, он писал: "Во-первых ясно, что философы зря стараются, если они ищут некие естественно действующие причины, иные, чем некая мысль или дух. Во-вторых, если мы считаем все, что сотворено, произведением мудрого и доброго Творца, то было бы лучше для философов, чтобы они занимались (вопреки тому, что некоторые провозглашают) конкретными причинами вещей, и действительно не знаю, почему бы выдвижение различных целей, к которым вещи в природе предопределены и для которых они были с самого начала с невыразимой мудростью сотворены, не должно считать лучшим способом, как объяснить их". Кроме того, Беркли выступал против открытого Ньютоном и -Лейбницем дифференциального исчисления.

Воззрения Беркли критиковались во все времена и со всех сторон представителями различных философских направлений, так как солипсическая установка автора представляла благодатную почву для опровержений. В то же время защитников Беркли было много, и они есть и по сей день. Беркли всегда останется примером идеалистического истолкования философских проблем.

1685-1753) наиболее значительный представитель английского эмпиризма. Родился в Ирландии в английской дворянской семье. Окончил Дублинский университет, где в 1704 г. получил степень бакалавра искусств. Вскоре сам начинает преподавать в колледже. С 1713 г. много путешествует по Франции, Италии, Северной Америке, где предполагает заняться миссионерской деятельностью, но из-за отсутствия средств возвращается на родину. Получив сан епископа англиканской церкви, он почти всю остальную часть своей жизни провел в местечке Клойн в Южной Ирландии. Скончался в Оксфорде, куда переехал незадолго до смерти.

Им были написаны: «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713), «Алсифрон» (1732), «Аналитик» (1734), «Сейрис» (1744).

Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. Задачу своей собственной философской системы он видит в противодействии распространению материалистических взглядов. Защите религии он посвящает всю свою жизнь.

Обоснование своих философских воззрений Беркли начинает с анализа и критики сенсуалистического учения Локка. В своей основе локковская и берклианская системы сходны; обе они исходят из самых общих эмпирических предпосылок, однако выводы делаются противоположные. Если локковская система была в основном реалистическая, то берклианская философия - идеалистическая.

Локк разделял все качества предметов на первичные и вторичные. К первым он относил протяженность, вес и т.д., ко вторым те качества, которые зависят от первых. Беркли же считает, что все качества являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и вторичные, ибо такие качества, как протяжение, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, по его мнению, величина предметов - не нечто объективное, а определяется тем, что предмет кажется нам то большим, то маленьким. Получается, что величина предметов - это результат нашего опытного заключения, которое опирается на органы чувств. Таким образом, существование вторичных и первичных качеств обусловлено нашим восприятием.

Так же рассуждает Беркли и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем абстракции, т.е. отвлечения от предметов общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии прийти к понятию материи таким способом, аргументируя при этом так же, как и в отношении первичных и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих вдей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может быть никакой общей идеи. Поэтому если мы воспринимаем треугольник, то это конкретный треугольник, а не абстрактный, не обладающий специфическими чертами. Таким же образом, согласно Беркли, невозможно образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях» [Соч. М., 1978. С. 157-158]. Поэтому абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов.

Тем самым он не признавал и существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей» [Соч. С. 178]. Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия» [Соч. С. 186].

От этих своих рассуждений он переходил к отрицанию объективного существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то значит все вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприятиями наших органов чувств. Для Беркли «быть - значит быть воспринимаемым» (esse est percipi).

Таким образом, считая, что существовать - это быть воспринимаемым, Беркли отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм, т.е. существование одного человека, для которого мир существует только тогда, когда он его воспринимает. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды резко противоречат здравому смыслу. Он заявляет, что не отрицает «существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления». Он также говорит, что не сомневается даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые он видит своими глазами и которых касается своими руками. Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском его понимании.

Обвинения в солипсизме Беркли также пытается опровергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. «Следовательно, когда говорится, что тела не существуют вне духа, то следует разуметь последний не как тот или другой единичный дух, но как всю совокупность духов. Поэтому из вышеизложенных принципов не следует, чтобы тела мгновенно уничтожались и создавались вновь или вообще вовсе не существовали в промежутки времени между нашими восприятиями их» [Соч. С. 192-193].

Беркли, с одной стороны, утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существуют, с другой - что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются Богом. Он писал: «Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ» [Соч. С. 306].

Свою религиозную позицию Беркли проводил и в области естественнонаучных идей. Отвергая механическое понимание причинности, которое бь}ло распространено в то время, он писал: «Вопервых ясно, что философы зря стараются, если они ищут некие естественно действующие причины, иные, чем некая мысль или дух. Во-вторых, если мы считаем все, что сотворено, произведением мудрого и доброго Творца, то было бы лучше для философов, чтобы они занимались (вопреки тому, что некоторые провозглашают) конкретными причинами вещей, и действительно не знаю, почему бы выдвижение различных целей, к которым вещи в природе предопределены и для которых они были с самого начала с невыразимой мудростью сотворены, не должно считать лучшим способом, как объяснить их».

ДЖОРДЖ БЕРКЛИ

Berkeley), Джордж (12 марта 1685 – 14 янв. 1753) – англ. философ – субъективный идеалист. Род. в Ирландии в англ. дворянской семье. Образование получил в Дублинском ун-те. В 1734 Б. занял епископскую кафедру в Клойне (Ирландия). Уже смолоду Б. вступил в борьбу с совр. ему передовой мыслью. Наблюдая успехи филос. материализма, Б. решил нанести удар не по к.-л. отдельным проявлениям материализма, а по его центр. понятию – понятию материи как веществ. основы (субстанции) тел. Б. выступил также против учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и против учения Локка о происхождении понятий материи и пространства посредством абстрагирования от свойств реальных объектов. Уже в ранней работе "Опыт новой теории зрения" ("An essay towards a new theory of vision", 1709, рус. пер. 1912) Б. вел подготовит. работу в этом направлении. По Б., мы не можем отвлекать протяжение тел в пространстве от всех других осязаемых и видимых качеств и не можем приходить к общей идее пространства, несвязанного ни с одним из этих качеств. Если абстракция пространства невозможна и даже абсурдна, то не иначе, по его мнению, обстоит и с абстракцией материи. Попытке доказать эту мысль Б. посвятил "Трактат о началах человеческого знания" ("A treatise concerning the principles of human knowledge", 1710) и диалог "Три разговора между Гиласом и Филонусом" ("Three dialogues between Hylas and Philonous...", 1713, рус. пер. 1937). В этих соч. Б. заявил, что главная его цель – борьба против атеизма и, следовательно, против материализма и всех проявлений материализма в науке. "... Если бы даже те доводы, – писал Б., – которые мы выдвинули против нее ("материи"), были признаны недостаточно доказательными (что до меня, то я их считаю вполне очевидными), то все же я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными" (цит. по кн.: В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 16). По Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Но это, по Б., невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии Б., "идей". Для вещей "быть" всегда означает "быть в восприятии". Но у нас не может быть, по Б., и общей отвлеченной идеи материи. Ее не может быть так же, как не может быть общей отвлеченной идеи пространства. В противоположность Локку, Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но никак не общую отвлеченную идею материи, в последней философия и наука не нуждаются. Эта идея, во-первых, излишня для познания, т.к. не может прибавить к свойствам вещей ни одного сверх тех, к-рые открывает в них чувств. восприятие. Она, во-вторых, не может объяснить, каким образом возникают наши ощущения и идеи. В-третьих, отвлеченная идея материи внутренне противоречива и потому невозможна. Б. выступил против различения вторичных качеств и качеств первичных: все качества без исключения – вторичные. Их бытие целиком сводится к их способности быть воспринятыми. т. к. идея о двух классах качеств, по Б., ошибочна, то ошибочна и основанная на ней идея материи как "подпорки", или "субстрата" ("субстанции") всех объективных качеств тел. Все идеи существуют, по Б., только в душе – не только наши мысли и страсти, но также и различные ощущения. Идеи не могут быть копиями или подобиями внешних вещей, о к-рых обычно думают, будто они существуют вне духа. Идея может быть сходна только с идеей, а не с вещью, существующей независимо от духа. Учение Б. – учение субъективного идеализма (см. Идеализм). Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия. При этом всю область духовного бытия Б. делил на две части: на "идеи" и на "души". "Идеи" – воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны. Содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. "Когда я открываю глаза при полном дневном свете, – говорит Б., – то не от моей воли зависит – выбрать между видением или н?видением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные изди идеи – не создания м о е й воли" ("The Works", v. 1, Oxford, 1901, p. 273). Напротив, "души", по Б., в отличие от "идей", деятельны, активны, могут быть причиной. Будучи сторонником субъективного идеализма, Б. пытался отвергнуть неизбежные для него выводы, ведущие к солипсизму. Чтобы избежать этого вывода, Б. вносил в свое учение ряд оговорок. Хотя вещи (т.е. суммы "идей") существуют лишь как предмет восприятия, воспринимающий субъект, по Б., существует в мире не один. Вещь, к-рую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринимаема др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме бога. Бог – такой субъект, к-рый, вечно существуя, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Именно бог, по Б., "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей. Здесь Б. "подходит... к объективному идеализму" (В. И. Ленин). Подобно своему старшему современнику – франц. идеалисту Мальбраншу – Б. учил о реальности вещей в уме бога. Тем самым его учение сближалось с учением неоплатоников (см. Неоплатонизм). Б. не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны совр. ему метафизич. и механистич. материализма, а также недостаточную четкость нек-рых понятий новой математики, Б. выступил против материализма и передовых идей в науке. Так, в математике он ополчился против созданного Лейбницем и Ньютоном исчисления бесконечно малых. В физике совр. ему эпохи Б. критиковал те понятия, к-рые связаны с признанием существования материи, а также с признанием причинности и пространства. В идейной борьбе, происходившей в первой пол. 18 в., Б. выступил как убежденный воинствующий реакционер в философии и науке. Его учение не только в совр. ему эпоху, но и в 20 в. оказалось идейной опорой для теорий субъективного идеализма. Чрезвычайно ясно Б. изложил учение, к-рое в позднейших бурж. идеалистич. течениях – эмпириокритицизме и других – было облечено в крайне запутанную, схоластич. форму. Значение Б. в истории философии определил Ленин, показав в "Материализме и эмпириокритицизме", что одним из источников реакц. субъективно-идеалистич. теорий, возникших в конце 19 – нач. 20 вв. в бурж. науке, был субъективный идеализм Б. Сведя все эти теории к их первообразу в учении Б., Ленин доказал их теоретич. несостоятельность и их реакц. сущность. Соч.: The works, ed. by A. A. Luce and т.е. Jessop, v. 1–9, L., 1948–57. "Трактат о началах человеческого знания" – осн. произв. Б. Первое изд. – 1710, Дублин, второе – 1734, Лондон. Первые переводы на нем. яз. 1869, на франц. 1920, на итал. 1909, на польск. 1890. На рус. яз. имеется перевод?. ?. Дебольского (СПБ, 1905). Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Дидро Д., Собр. соч., т. 1, М.–Л., 1935, с. 248–49, 378–79; ?юрго А. Р., Письма к аббату Сисэ Старшему, Избр. философские произв., М., 1937; Смирнов?., Философия Беркли. Исторический и критический очерк, Варшава, 1873; Блонский П. П., Учение Беркли о реальности, Киев, [б. г.]; его же, Беркли как родоначальник современного имманентизма, "Вопр. филос. и психол.", 1910, кн. 103; Деборин?., Феноменализм Беркли, в его кн.: Введение в философию диалектического материализма, П., 1916, с. 70–107; История философии, т. 1, М., 1957, с. 443–48; Богомолов А. С, Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли, М., 1959; Jessop т. ?., A bibliography of George Berkeley, Oxf., 1934; Luce ?. ?., Berkeley and Malebranche. L., 1934; его же, The life of George Berkeley, bishop of Cloyne, L., ; Wild J., George Berkeley, L., 1936; Warnock G. J., Berkeley, L. – Baltimore, 1953; Gueroult M., Berkeley..., P., 1956. В. Асмус. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мурманский Государственный Технический Университет


Кафедра философии


Реферат на тему:


Джордж Беркли


Выполнил:

Клюшев В. С.

Проверил:

к.ф.н., Сохраняева Т. В.


Мурманск

Введение

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.

Родом из Ирландии, старейшей английской колонии, Беркли был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина. С юных лет его жизнь была связана с религией и, получив образование, он бросил все свои силы на создание философской системы, призванной искоренить атеизм и связанную с ним материалистическую философию.

В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится".

Для достижения этой цели Беркли использует все доступные ему средства, его аргументы порой противоречат друг другу, понятия подменяются одно другим, научные принципы доводятся до абсурда, а доказательства не выдерживают критики. Но, не смотря на все слабые места построенной им системы, он делает вывод о существовании бога, "бесконечно мудрого, благого и всемогущего". Бога, существования которого с избытком достаточно для объяснения всех явлений природы.

Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов.

В данной работе рассмотрены основные положения философской системы Беркли, его главные произведения и жизненный путь.


Жизнь и творчество Беркли

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Он учился в школе Килкенни, а затем в колледже Святой Троицы в Дублине, где получил блестящее образование. Беркли был прилежным и талантливым студентом, его интересовали математика и философия, иностранные языки. Он даже организует в колледже философский кружок. В 1704 году он получает свою первую ученую степень бакалавра искусств, а в 1707 году становится научным сотрудником и начинает преподавание в колледже. В это же время он публикует свои первые научные произведения - два трактата по математике, и начинает вести дневник, две тетради, в которых он записывал свои мысли, ставшие основой его философской системы.

Жизнь Беркли неотъемлемо связана с религией и он ставит одной из основных своих целей неопровержимо доказать существование творца и нематериальную природу души. Причиной же заблуждений в науках, атеизма и скептицизма Беркли видит материю, существующую независимо от духа.

В 1709 Беркли получает сан дьякона англиканской церкви и публикует свой первый серьезный труд, "Опыт новой теории зрения", в котором он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объектов.

Он разделяет объекты зрения и осязания и заявляет, что между ними нет естественной и необходимой связи. По его мнению, человек, рожденный слепым и, затем, прозревший, не сможет с помощью зрения отличить куб от сферы, объекты, с которыми он был знаком лишь посредством осязания. Беркли считает, что между объектами зрения и осязания нет ничего общего. "... никогда не бывает, чтобы мы видели и осязали один и тот же объект. То, что видится, есть одна вещь, а то, что осязается, совершенно другая вещь". 1 Тем не менее, та связь между ними, которую мы наблюдаем на практике, всецело является результатом опыта. В этой ранней работе Беркли считает, что объективны лишь осязательные восприятия, а зрительные - субъективны, что, по сути, сохраняет локковское деление качеств на первичные и вторичные.

Понятие расстояния Беркли толкует следующим образом: "...расстояние само по себе и непосредственно, не может быть видимо. Ибо расстояние, будучи линией, перпендикулярной к глазу, проектирует только одну точку на дно глаза, и эта точка остается неизменно одной и той же, будет ли расстояние длиннее или короче". 2 С самых первых строк Беркли опровергает точку зрения оптиков, гласящую, что человек определяет расстояние посредством углов между оптическими осями. Он, напротив, заявляет, что определение человеком расстояния до объекта является актом суждения, основанного на опыте, и проистекает из степени неясности внешнего вида объектов зрения, определенным образом зависящей от расстояния до них.

В этой ранней работе Беркли считает, что материальные объекты могут существовать вне духа, а

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 74

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 54


связанные с ними объекты зрения существуют лишь в духе, но в последующих сочинениях он заявляет, что все объекты существует лишь в духе, и никак не могут существовать вне него.

Спустя несколько лет, в своей работе "Теория зрения или зрительного языка..." Беркли называет зрение "языком творца природы", то есть языком бога. Весь мир, по его мнению, состоит из знаков (объектов зрения) которые, как слова в языке, призваны сообщать человеку суть видимых им вещей.

В 1710 году Беркли публикует одно из главных своих сочинений - "Трактат о принципах человеческого знания", в котором он пытается найти причины заблуждений и затруднений в науках. Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу автор приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей (формы, цвета, запаха, вкуса и т.п.). Сущность же идей, по мнению Беркли, состоит в их воспринимаемости. Следовательно, все воспринимаемые нами объекты не могут существовать иначе как в духе, который их воспринимает. Он пишет: "... весь небесный хор и все убранство земли, одним словом, все вещи, составляющие Вселенную, не имеют существования вне духа; их бытие состоит в том, чтобы быть воспринимаемыми или познаваемыми...". 1 При этом Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума. Идея, по его словам, не может быть похожей ни на что, кроме другой идеи, цвет

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 173

может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру.

В самом начале работы Беркли пытается разобраться с механизмом образования абстрактных идей. По его мнению, существование абстракций невозможно, так как они должны содержать в себе все признаки входящих в них частных понятий, которые, зачастую, совершенно несовместимы. Источником же появления абстрактных идей Беркли считает язык.

Далее, Беркли, наряду с различным комбинациям идей, называемых вещами, выделяет познающую составляющую, ум, дух, который, сам не является идеей, но в котором они существуют. "Нет иной субстанции, кроме духа или того, что воспринимает". 1

Дух, по его мнению, простое, нераздельное, деятельное существо. Как воспринимающее идеи оно именуется умом, как производящее их или действующее на них - волей. Идеи же выступают как нечто пассивное и не могут оказывать влияние на другие идеи. Отсюда следует, что дух не может быть воспринят сам по себе, так как идея не может передать нам через образ или сходство представление о том, что действует.

Беркли также выделяет идеи ощущений и идеи воображения. Первые, по его мнению, определеннее, живее и отчетливее, они имеют порядок, постоянство и связь, и возникают не случайно. "Те твердые правила и определенные методы, коими дух, от которого мы зависим, порождает или возбуждает в нас идеи ощущений,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 174


называются законами природы". 1

Беркли очень своеобразно понимает понятие чисел, явно путая его с системой отсчета. "Число всецело создание духа... одно и то же протяжение есть 1, 3, 36, смотря по тому, рассматривается ли оно по отношению к ярду, к футу, или к дюйму. Число настолько очевидно относительно и зависимо от человеческого познания, что странно было бы думать, чтобы кто-нибудь мог приписать ему абсолютное существование вне духа". 2

Беркли разделяет человеческое знание на две области - знание идей и знание духа. Причиной затруднений в познании идей он видит такое, по его мнению, заблуждение, как двойное существование чувственных объектов - в уме и реальное, независимо от духа. Сама возможность существования вещей вне духа считается им нелепостью и источником всех противоречий и скептицизма. Знание духа, то есть единственно возможной мыслящей субстанции и носителя идей, затруднено, как пишет Беркли, теориями о существовании материи, непостижимой, неощущаемой и, следовательно, несуществующей. Материю Беркли называет "опорой атеистов и идолопоклонников". Дух же принципиально непостижим лишь потому, что не является идеей, и, следовательно, невоспринимаем.

Беркли критикует трактат Ньютона "Математические начала натуральной философии", в котором величины, в том числе пространство и движение, делятся на абсолютное и

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 184

2. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 176


относительное, а это предполагает существование их вне духа, что не согласуется с его системой Беркли.

Он также касается вопросов математики и критикует ученых, занимающихся, по его словам "пустым умозрением над числами, не имеющими никакого применения на практике" 1 , имея в виду тех, кто пытается объяснить суть вещей в природе посредством математических закономерностей.

Беркли затрагивает вопрос о "бесконечной делимости конечного протяжения" в геометрии. Он пишет, что каждое конечное протяжение есть идея, существующая лишь в нашем уме, и, следовательно, любая его часть должна быть воспринимаема. Если же мы, считает Беркли, мы не можем воспринять бесконечное множество частей в конечном протяжении, то их там просто нет.

В 1713 году Беркли покидает Дублин и переезжает в Лондон, где публикует "Три разговора между Гиласом и Филонусом, цель которых - для опровержения скептиков и атеистов ясно доказать реальность и совершенство человеческого познания, нетелесную природу души и непосредственное божественное провидение, а также разработать метод для того, чтобы сделать науки более простыми, полезными и краткими". Эта работа была, по сути, продолжением и развитием "Трактата..." и призвана донести идеи Беркли до широкой публики, которая довольно холодно восприняла его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства среди влиятельных лиц, и, в ноябре 1713 года,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 230

Беркли отправился на Сицилию в качестве секретаря и капеллана лорда Петерборо, английского посла.

Написанный Беркли в 1721 году небольшой труд "О движении" содержал в себе критику работ Ньютона, идеалистическую трактовку понятия физической причинности.

В сентябре 1728 года Беркли, вместе с женой Анной и несколькими друзьями, загрузив книгами 250-тонное судно, отправился в Нью-Порт, Род-Айленд, что в 300 километрах от Нью-Йорка. Там он намеревался организовать колледж святого Павла, для обучения проповедников. Он провел на Род-Айленде 3 года, ожидая от правительства денег на постройку колледжа, которых так и не получил.

За время, проведенное в ожидании, Беркли пишет работу под названием "Алсифрон, или Мелкий философ". В ней в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль.

Вернувшись в Англию, Беркли пишет философско-математическое произведение "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику", опубликованное в 1734 году. В нем он развивает положения, лишь частично затронутые в ранних работах. Научные абстракции толкуются Беркли как условные соглашения, продиктованные практической выгодой, но совершенно произвольные.

В мае 1734 года Беркли получает сан епископа и епархию в Клойне, на юге Ирландии. В тот же год он пишет работу под названием "Вопрошатель", в которой затрагиваются экономические вопросы и труд называется основным источником всех богатств.

Свою последнюю работу "Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований" Беркли публикует в 1744 году. Этот труд, приобретший значительную популярность, был назван критиками "одной из самых причудливых книг, когда-либо написанных философом". В нем Беркли проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.


Философские взгляды

Свою философскую систему Беркли начал создавать еще в колледже, где на него оказали большое влияние работы Декарта, Гоббса, Бэкона и Локка. Основные усилия Беркли были направлены на то, чтобы "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится". 1

Философия Беркли запутана и противоречива. Подчас в ней присутствуют взаимоисключающие точки зрения и парадоксы, которые он сам не смог разрешить. Каждый человек, согласно системе Беркли, живет в своем собственном мире, который совершенно непохож на мир другого человека. Объекты в этом мире существуют до тех пор, пока он их воспринимает. На вопрос, что же происходит с ними, когда они выходят из внимания человека, Беркли так и не смог дать убедительного ответа.

Такие понятия, как материя, пространство и расстояние для Беркли не существуют, более того, в их применении он видит одну из главных проблем науки, порождающую массу всевозможных затруднений.

Являясь человеком глубоко религиозным, Беркли в своих работах уделяет большое внимание религии и богу, сделав их неотъемлемой частью своей философской системы и, подчас, используя их для объяснения слабых мест в ней.

Человек острого ума, он, тем не менее, часто подменяет понятия одно другим, доводя многие ситуации до абсурда. Нередко заведомо ошибочные предположения и выводы являются отправной точкой его рассуждений.

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 9


В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.

Основное положение философии Беркли состоит в полном отождествлении свойств предметов с ощущениями этих свойств человеком. Объекты внешнего мира рассматриваются им как некие комбинации различных ощущений, идей, существующих только в сознании человека. Существовать для вещей значит быть воспринимаемыми - esse est percipi. В основе своей критики материализма Беркли опирается на концепцию абстрактных идей. По его мнению, абстракции, как нечто отвлеченное, не могут существовать вообще, так как нельзя, к примеру, представить себе абстрактный треугольник, который был бы одновременно и остроугольным и тупоугольным и равносторонним. Вместо абстракций он вводит так называемые общие идеи, единичные образы однородных вещей.

Вместе с этим, Беркли критикует точку зрения Локка, подразделявшего все качества материальных объектов на первичные, присущие вещам сами по себе, и вторичные, существующие лишь в сознании человека, их воспринимающего. Беркли сводит первичные качества ко вторичным, тем самым отрицая существование материи, как носителя первичных качеств.

Одно из главных понятий в философии Беркли - это "идея", под которой он видит ощущения или образы, отождествляемые им с качествами предметов. Это приводит к тому, что качества приобретают субъективное содержание. Идея существует лишь в духе, для Беркли она первична. Предметы понимаются им как совокупности разнообразных идей, присущих им, то есть они вторичны. По мнению Беркли нельзя видеть непосредственно предметы, а можно видеть лишь их идеи, цвет, форму, размер. Из этого он делает вывод, что если предметы не более чем набор идей, существующих в духе, то нет никакой необходимости в существовании материального носителя этих идей, так как мы не можем его ощущать и, следовательно, он просто не существует.

Что же, в таком случае, порождает идеи, ощущения, в сознании, если не материя, их носящая? Беркли считает, что материя не может быть причиной идей, так как она, в отличие от духа, по определению является инертной, недеятельной. Это противопоставление Беркли принимает за постулат, даже не доказывая его.

В своих трудах Беркли не мог не уделить внимание понятию бытия. Бытие, то есть существование - это не идея и, следовательно, оно не вписывается в его философскую систему. Он пишет: "Я уверен в том, что у меня нет идеи существования или идеи, близкой к понятию существования, и, если другие имеют ее, для меня это не имеет никакого


значения...". 1 Бытие - это не качество объектов, но чтобы обладать качеством, надо иметь бытие, существовать. Для Беркли бытие вещей сводится к их воспринимаемости - esse est percipi. Парадоксальный момент этого суждения в том, что если мы перестаем воспринимать вещь, то она должна перестать существовать. Если следовать этой логике, то и бог не существует независимо от духа, что для Беркли абсолютно неприемлемо.

В "Трактате о принципах человеческого знания" Беркли противопоставляет идеям, посредством которых мы познаем мир, дух, как познающую составляющую. Дух не есть идея. Отсюда следует, что раз идея не может быть похожа ни на что, кроме другой идеи, то с ее помощью нельзя познать дух. Это приводит к тому, что Беркли выводит еще одно средство познания, которое он называет понятием. Понятие - форма познания активного существа, духа, бытие которого не в том, что он воспринимается, а в том, что он воспринимает идеи. Таким образом, две различные формы познания соответствуют двум различным формам бытия. Это расширяет его принцип "существовать - значит быть воспринимаемым" до "существовать - значит быть воспринимаемым или воспринимающим". Такое дополнение к его формуле бытия позволяет разрешить парадокс существования объектов, которые не воспринимаются в данный момент. Они, следовательно, существуют в сознании других людей.

Отсюда возникает закономерный вопрос: существуют ли вещи, которые в данный момент никем не

1. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970 - стр. 66

воспринимаются, или они переходят в небытие? Чтобы решить эту проблему Беркли опять расширяет свою формулу бытия. Он добавляет к ней возможность быть воспринимаемым - posse percipi. Таким образом, возможность отождествляется с действительностью, то есть здесь Беркли противоречит сам себе, заявляя, что объект может существовать при этом никем не воспринимаясь.

Свою критику материализма Беркли строит на отрицании существования универсалий и абстрактных понятий. Из номиналистического положения о том, что все, что существует, единично, он делает вывод, что все абстрактные понятия - ложные, так как ничто, соответствующее действительности, не может быть неединичным. Тем не менее, во введение к "Трактату о принципах человеческого знания" Беркли признает существование общих идей, например идеи цвета, независимо от формы, но продолжает отрицать существование отвлеченных общих идей. "Я действительно нахожу в себе способность воображать или представлять себе идеи единичных, воспринятых мной вещей и разнообразно сочетать и делить их. Я могу вообразить человека с двумя головами или верхние части человека, соединенные с телом лошади. Я могу рассматривать руку, глаз, нос сами по себе отвлеченно или отдельно от прочих частей тела. Но какие бы руку или глаз я ни воображал, они должны иметь некоторые определенные образ и цвет". 1 При этом, говоря об отвлеченных идеях, он выделяет два вида отвлечения. Первый из них включает свойства предмета,

1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978 - стр. 157


которые могут существовать и порознь. Второй вид включает свойства, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Нельзя, как пишет Беркли, представить себе движение, не мысля, при этом, медленно оно или быстро. В отличие от абстракций, общие идеи - это собирательный образ многих частных идей. Такие понятия, как "вещь", "число" или "бесконечность", за которыми нет наглядных образов, являются, по его мнению, пустыми звуками. Вся теория абстракций Беркли сводится к тому, что реально только то, что воспринимаемо, а не то, что мыслимо. Понятие сводится к представлению, общее - к частному. Точка зрения Беркли в этом вопросе едва ли выдерживает критику. При доказательстве невозможности абстрактных понятий он сам ими и оперирует. Ведь что такое "идея", "бытие", "восприятие" как не абстрактные понятия.

Еще одна цепь доказательств против существования материи строится Беркли из теории Локка о двух группах качеств, присущих материальным объектам. Локк выделял две группы таких качеств - первичные и вторичные. Под первичными, объективными качествами, он подразумевал размер, форму, движение, покой, плотность и число. Под вторичными же - все прочие ощущаемые качества, цвет, запах, звук, вкус и т.п., то есть субъективное отражение первичных. С первичными качествами неразрывно связано понятие материи, как некоей субстанции, находящейся вне духа и несущей в себе первичные качества. Беркли оспаривает эту позицию. По его мнению, первичные признаки неразрывно связаны со вторичными, и, так как последние не могут существовать вне духа, то и первичные признаки также существуют лишь в духе. Следовательно, материя не существует. Интересно доказательство, которое приводит Беркли. Он пишет, что, даже если предположить возможность существования вне духа неких вещественных, имеющих форму и подвижных субстанций, соответствующих нашим идеям о них, то мы не могли бы о них знать. Это объясняется им тем, что мы знаем об объектах лишь на основании наших чувств и ощущений, но нет никакой необходимой и доказанной связи между идеями и материальными объектами. Беркли приводит в качестве примера сон, в котором мы видим и ощущаем объекты, которых на самом деле нет. В итоге он пишет, что предположить, что бог без всякого основания создал множество бесполезных вещей, которые мы не можем ощущать - абсурд.

Идея существования бога - одна из основных в философии Беркли. Сам он ни на секунду не сомневается в реальности творца и его доказательства в пользу этого направлены скорее на разубеждение атеистов, чем на подкрепление веры людей религиозных. Идеализм Беркли берет свое начало именно из религиозных побуждений. Материя, при этом, выступает как полная противоположность богу, нечто, совершенно не могущее с ним сосуществовать. Бытие бога, по мнению Беркли, в самом его существовании. Он творец идей, воспринимаемых нами. Исходя из этого, философию Беркли можно назвать, по сути, теоцентричной.


Уже к 25 годам Беркли полностью разработал свою философскую систему, по крайней мере, все ее основные черты были изложены в его первых работах, и в последствии он не добавил к ней ничего принципиально нового.

Если читать его произведения в том порядке, в каком они были написаны, то создается ощущение, что Беркли как бы подгоняет некоторые свои положения и формулировки, чтобы прикрыть ими слабые места своей системы. Очень часто он опирается лишь на косвенные доказательства и строит свои логические построения на заведомо ложных принципах.


Заключение

Не смотря на то, что учение Беркли по меньшей мере спорно, его, несомненно, можно назвать великим мыслителем. Поставив перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу, он, не смотря ни на что, решает ее, пусть даже методы, использованные им для этого, не всегда корректны и верны.

Так смог ли Беркли доказать существование бога и несостоятельность теории материалистов? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Да, ему удалось привести все свои построения в относительное согласие друг с другом, по крайней мере, его рассуждения не зашли в тупик. В своих работах он критикует материалистов, но в то же время сам попадает под серьезную критику, что заставляет усомниться в истинности его суждений.

Что же касается существования или несуществования бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.

Какую же роль сыграл Беркли и его учение в истории философии? Прежде всего, он стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, его учение очень остро поставило основной вопрос философии.

Философия Беркли, при всей ее противоречивости и, как принято сейчас считать, ошибочности, продолжает привлекать пристальное внимание современных философов из-за своей поучительности, так как в ней наглядно видны все величайшие пороки философского мышления.

Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день.


Литература


1. Беркли Дж. "Сочинения". М.:1978


2. Быховский Б. Э. "Джордж Беркли". М.:1970


3. http://www.utm.edu/research/iep/b/berkeley.htm


4. http://www.maths.tcd.ie/pub/HistMath/People/Berkeley/Stock/Life.html


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.