Что такое кадило? Правила пользования кадилом. Сказание о кадиле: кому и зачем нужно

Кому и зачем нужно кадило в храме? Объясняет архимандрит Алипий (Светличный).

Каждое христианское богослужение - в православном или католическом храме, в церквях армян или коптов, малабар, эфиопов, ассирийцев и т. д. - всегда сопровождается торжественным каждением. Для нас присутствие кадильницы и фимиама стало привычным и традиционным. И возникает впечатление, что кадило существовало в Церкви всегда.

В принципе, так и есть. Однако есть много нюансов.

Возникновение обряда каждения

Дело в том, что сам обряд каждения возник в христианском богослужении далеко не сразу. Есть мнения, что христиане привыкли к благовониям в то время, когда вынуждены были собираться на свои богослужения в погребальных катакомбах. Там были погребения не одних только христиан. Хоронили в этих катакомбах и язычников, и иудеев. По традиции, при посещении посетители воскуряли благовония возле могил. Это было связано с тем, что могилы невозможно было плотно закрыть каменной плитой, и тленные запахи просачивались из погребальных локул.

Первоначально же христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, которые происходили (как и послехрамового периода иудейские) из традиций симпозиумов. Собрание христиан было молитвенным пиром веры и средоточием его были - чаша с Вином и Хлеб.

Роль иудеев и язычников

Воскурение скорее ассоциировалось с традициями иудейскими и языческими. В житиях святых мучеников мы неоднократно встречаем упоминание о том, что страстотерпцев понуждали принести ладан в жертву языческим божествам. Мученики же готовы были идти на любые страдания только бы этого не допустить.

Язычники использовали для воскурений благовоний каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и кимитириях (кладбищах) пользовались бронзовыми или глиняными плашками с полой ручкой наподобие трубки, чтобы раздувать угли.

Иудеи каждение совершали исключительно в Иерусалимском храме. Ладан могли приносить священники. Специальным совком они сыпали благовония на горящие угли в огромном каменном жертвеннике, что был установлен перед святилищем. Золотой совок также использовался и для каждения в Святая Святых раз в году. Первосвященник брал на него горящие угли и сыпал много благовонной смолы. Окутанный благоуханным дымом он входил за пурпурную храмовую завесу. Небольшое помещение Святое Святых наполнялась густым дымом. После чего первосвященник покидал эту таинственную комнату иногда получая особые откровения.

В дни Ирода Великого золотой совок для каждения был заменен на подобие сковороды, также изготовленное из золота.

Странные формы первых кадильниц

Из Египта распространилась традиция в богатых домах иметь курильницы для благовоний. Часто это были на высоких ножках бронзовые неглубокие чаши. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках, которые крепили на специальные Г-образные подставки.

Возможно, что подобным образом были устроены золотые кадильницы с драгоценными камнями, которые император Константин Великий подарил римскому епископу Сильвестру, для Латеранской базилики.

Однако каждения в привычном смысле тогда, в IV веке, еще не совершалось.

Кадильницы начали широко использовать во второй половине V века, когда стали популярны торжественные шествия, наподобие нынешних Крестных ходов. Тогда кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чашки с плоскими, длинными ручками. Иногда кадильницы были невысокими цилиндрами с ручками. Они сопровождали такие шествия, окуривая процессию в самой голове.


Кадильница указанного типа на византийской миниатюре XII века

Появились и стационарные курильницы, подарки ктиторов. Такие курильницы изготавливались из серебра и золота и были сделаны в виде архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, не давая ему затухнуть. Такие курильницы устанавливали обычно на невысоких колонах-постаментах у алтарной преграды или на самой преграде.

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Первые кадильницы на цепочках нам известны с шестого века. Обычно это серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые. Такие кадила свидетельствуют о развитии церковного богослужения, каждение во время Литургии становится естественным. Соответственно, ему придают и особое значение.

Фрагмент мозаики VI века с кадилом на цепочках, базилика Сан-Витале, Равенна

Кадило VI века, Византия-Сирия

Кадило VI века, Византия

Кадило с цепочками на мозаике с образом первомученика Стефана из Михайловского Златоверхого Собора, Киев, XII век

Толкование каждения

Теперь каждение начинает восприниматься как важный акт богослужения. Дым напоминает о древней праведной жертве Авеля. Дым ассоциируется со Шхиной (присутствие Бога), которое сопровождало Ковчег Завета в виде огненного столба ночью и днем в виде дымного столба. Каждение иллюстрировало слова из Откровения Иоанна Богослова: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8:3-4). И 2-й стих 140-го Псалма, который любили произносить во время богослужений: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя».

Кадильницы на Руси

Считается, что до XVII века в Русской Церкви преимущественно пользовались ручными кадильницами – кацеями (кация). Такие кадильницы особенно распространены у староверов до сих пор. Их сегодня активно используют и во время греческих богослужений не только в скитах и монастырях, но и на торжественных архиерейских служениях.

Русская кацея

Скорее всего, кадильницы на цепочках были известны еще в ΧΙ веке на Руси. На это намекают выдержки из древних монастырских уставов и Устав Софийского Новгородского собора. А также мозаика Михайловского Златоверхого монастыря, изображающая св. Стефана именно с кадильницей на цепочках. Такая же мозаика имеется в алтаре Софиивского собора в Киеве. Дошла до наших дней и кадильница святителя Филиппа Московского ΧΩΙ века, она тоже на цепочках.

Кадило, Россия, XVI век

Однако самые роскошные кадильницы стали изготавливаться в царских мастерских в дар монастырям и соборам с XVII века. Они, в основном из серебра и золота, выглядели как модели храмов. Украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями были настоящим произведением ювелирного искусства. Это свидетельствовало, как много значения имело в богослужении каждение и занимало богатую смысловую часть.

Богослужебное значение каждения

Теперь к каждению относились как глубокому символу Воплощения. Сама кадильница виделась образом Богородицы, вместившей в себя Огнь несгораемый и благоуханный - Христа, в углях и фимиаме. Само благоухание означало присутствие Божие, и это выражалось в символике каждения в начале Всенощного бдения, где священник с кадилом символизирует хождение Бога среди первых людей в Раю. На Херувимской песни каждение означало священную жертву Самого Христа Своему Отцу Небесному. Именно в силу такого насыщения образов и прообразов кадило становилось символической иконой и требовало особого подхода и к самому каждению и виду инструмента каждения - кадильнице.
До сих пор в каждом храме кадильница является украшением богослужебного чина и отношение к ней благоговейное как у духовенства, так и у прихожан.

Архимандрит Алипий (Светличный)

При особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ; волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу. Каждение означало силу, отгонающую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона .

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке . Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами , а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом : «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И. С. Тургенев).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кадило . Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы».
  • Кадильница, кадило . Библейская энциклопедия.
  • Кацея . Словарь церковных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кадило" в других словарях:

    См. Угольница (кадильница, кадило) … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Металл, чашка на цепочках, в которой при богослужении курится ладан на раскаленных угольях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАДИЛО металлич. чашка на цепочках, в которой курится фимиам во время… … Словарь иностранных слов русского языка

    Или кадильница сосуд для курения фимиамом, производимого прихристианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой,открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такоеК. носило название кации); такое устройство… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмах … Современная энциклопедия

    Металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах … Большой Энциклопедический словарь

    КАДИЛО, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какую н. деятельность, развернуться; прост.). | прил. кадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 8 богородское зелье (4) кадильница (3) пахлун (5) … Словарь синонимов

Во время православного богослужения совершается каждение всего храма и молящихся. На горящие угли, лежащие в кадиле, священнослужители кладут ладан, который при сгорании дает фимиам, благовонный дым. Издавна во время домашней молитвы использовались кацеи - ручные кадильницы . В настоящее время их используют преимущественно безпоповцы.

Не следует путать кадило с паникадилом - светильником в храме, на котором в определенные моменты службы возжигают свечи или лампады.

История появления христианского кадила

Присутствие кадила в числе церковной утвари и аромат благовонного фимиама во время службы стали для нас привычным и традиционным. Кажется, что всё это существовало в Церкви всегда. Однако каждение не сразу стало частью христианского богослужения. Первоначально христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, а воскурение благовоний ассоциировалось с иудейскими и языческими традициями.

Иудеи совершали каждение только в Иерусалимском храме: золотым совком они сыпали ладан на горящие угли в большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода совок для каждения был заменен на подобие сковороды.

Для воскурения благовоний язычники использовали каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и на кладбищах пользовались бронзовыми или глиняными емкостями с полой ручкой в виде трубки, через которую раздували угли. Традиция иметь в богатых домах курильницы для благовоний, представляющие из себя бронзовые неглубокие чаши на высоких ножках, распространилась из Египта. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках.

Жития святых свидетельствуют о том, что христиане терпели любые мучения, но не соглашались принести ладан в жертву языческим божествам. В Римской империи христиан преследовали за отказ возжигать ладан перед изображением императора, ведь тем самым они отрицали его божественность.

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века, когда стали проводиться торжественные шествия, которые можно сравнить с современными Крестными ходами. Первые христианские кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чаши с плоскими, длинными ручками или невысокие цилиндры с ручками. Появились также золотые и серебряные стационарные кадильницы в виде различных архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, чтобы он не потух. Такие стационарные кадильницы устанавливали на невысоких постаментах у алтаря.

Первые кадильницы на цепочках появились с VI века. Церковное богослужение развивалось, и каждение стало важной его частью. С этого времени кадильнице придают особое значение, оно уже представляет собой серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые.

В современном христианском понимании кадило символизирует вместилище Невместимого - Пресвятую Богородицу, от которой вознеслось миру Христово благоухание. Именно поэтому во многих молитвословиях Богоматерь именуют благоуханным кадилом: «О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце… » (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы).

Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14).

О каждении пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов в 21 главе Апокалипсиса:

И другии Ангел прииде, и ста пред олтарем имеяи кадильницу злату.

Ангелу было дано множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который был перед престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом.

О кадиле читаем в 140 псалме Давыда :

Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

На Руси кадильницы на цепочках были известны уже в ΧΙ веке, о чем свидетельствуют источники - Устав Софийского Новгородского собора, а также другие уставы древних монастырей.

С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Самые дорогие кадильницы в виде моделей храмов из серебра и золота изготавливали в дар монастырям и соборам в царских мастерских, начиная с XVII века. Это были настоящие произведения ювелирного искусства, украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями.

Изображения кадила в иконографии

В иконографии с кадилом изображаются святой архидиакон первомученик Стефан , побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года, а также святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году.

С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон .

Святой мученик Закхей , диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305), на иконах также изображается с кадилом.

При богослужении мирянским чином у поповцев, а также повсеместно у безпоповцев каждение производится только ручной кадильницей - кацеей. В обоих случаях молитвы, которые по Уставу должен произносить священник, опускаются. Кацеи существовали в древности на востоке и на Руси ещё до появления кадил на цепочках и представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.

Однако кацея не только мирянская кадильница. В келье ею пользовались даже патриархи. В дораскольном чине святительской хиротонии, изданном при патриархе Филарете, указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архиереев именно кацеей.

В начале XIX в. у старообрядцев почти в каждом доме была кацея, иноки и миряне кадили иконы при совершении ежедневного молитвенного правила, особенно на праздники и при заупокойных молениях.

Кацеями пользовались во время келейной молитвы инокини-схимницы Русской Православной старообрядческой Церкви еще во второй половине XX века. Однако традиция пришла в забвение, и многие староверы стали думать, что домашнее каждение кацеей - обычай безпоповский.

Существование обычая мирянского каждения кацеей подтверждается также многочисленными находками домашних кадильниц в традиционных поселениях поповцев, в частности, в Гуслице.

За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона . («Златоструй», 1912, № 7).

«Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей к рест и затем поклоняясь. Самое лучшее - поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности . («Церковь», 1912, № 35).

Безпоповское традиционное название кацеи - кадильница. Исследователи так описывают Выговские кадильницы: они не имели креста на верхней крышке, а вырезы на ней, в виде сердца, отличались от современных тем, что они были острием обращены вверх. В верхней крышке кадильницы имеются 3 крупных отверстия в форме сердца (чаще их делают просто круглыми), еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с трех сторон по числу 12 апостолов. Такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев.

Ладан

Разжигается кадило всегда с молитвой, при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан - душистая смола деревьев ближневосточных пород, при сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

О ладане говорится в Библии, в книге Исход. Там же содержится один из первых рецептов приготовления и использования благовония:

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого л ивана, всего поровну, И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый; И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего (Исх. 30 , 34-38 ).

Первоначально греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания - шишки пиний, листья лавра, смолы и миндальное масло. Около 500-х годов до н.э. к этим веществам добавляется фимиам - смола некоторых видов ладанного дерева, произраставшего в Южной Аравии и Индии, которая при нагревании распространяет бальзамический аромат.

Слово «ладан» в Россию пришло из Ближнего Востока, где с ливанского кедра собирали древесную ароматическую смолу. Так ливанская смола в России стала ладаном. В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан».

С истоков христианства состав благовоний включал четыре компонента, одним из которых был ладан. Со временем так стал называться весь состав для каждения. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ.

Первоначально же ладаном называлась окаменевшая смола, в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров, полупрозрачно-желтого или розоватого цвета, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у смолы терпкий, смолистый. В торговых законах 1200 г. до Рождества Христова Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, а все остальные не имеют никакой ценности.

Средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов, Аль-Бируни пишет: «Лучший ладан - с мужского дерева, белый, круглый, золотистый в изломе и быстро воспламеняющийся…» О индийском ладане он говорит: «Ладан зеленоватого и черноватого цвета. Продавцы придают ему округлую форму так: его режут на небольшие куски различной формы и кладут в кувшин, который вращают, пока куски не станут круглыми. Этот ладан хуже настоящего, он горький и зеленый».

Древнегреческий ботаник Теофраст (ок. 372- ок. 287 гг. до н. э.) так описывает сбор и изготовление ладана: «Иногда одно зерно ладана бывает так велико, что заполняет собой всю горсть и весит больше одной трети мины. Мне же кажется, что это преувеличение; я думаю, такое зерно изготовляли специально, отливая смолу в форму, а затем придавали ей вид естественной капли. Так, чтобы поразить воображение царей. Ибо долгое время считалось, что ладанные деревья произрастают в Раю ».

Сбор ладана в Аравии происходил таким образом: «У деревьев были надрезаны стволы и ветви. Смола частью скатывалась вниз, а частью приставала к дереву. Кое-где под деревьями были расстелены плетенки из листьев финиковой пальмы; а кое-где землю просто утрамбовали и чисто подмели. Ладан на плетенках был чист и прозрачен; стекавший прямо на землю был хуже ».

Мирра также является одним из самых древних благовоний. Это рыжевато-коричневая смола, получаемая от африканских и аравийских деревьев.

Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу.

Ладаница

В древней Церкви ладан хранился в специальных сосудах - ладаницах. Древнейшие ладаницы представляют собой узорчатые ковчеги без поддонов с полукруглой или пирамидальной крышкой, увенчанной четырехконечным крестом. Изображения ладаниц, выполненных в византийских традициях, встречаются на мозаиках, фресках, иконах, миниатюрах рукописных книг XI–XIV в.

В ходе богослужения священнослужитель брал из ладаницы частицы благоуханной смолы для того, чтобы положить их на горящие угли кадильницы.

Использование при богослужении ладаницы отмечено в Чиновнике новгородского Софийского собора, написанном до 1645 г.: «Святитель… покадит крест и на налогех (аналоях) святыя иконы и евангелия и подияков с лампадою и со свещами и с ладанницею… »

Ладаницы, как и кацеи, были широко распространены в древнерусских храмах и монастырях. На Руси ладаницы были известны уже в XI в., о чем свидетельствуют их изображения на мозаиках Софийского собора в Киеве. Так, на мозаике в апсиде Софийского собора в Киеве представлен архидиакон Лаврентий, который в правой руке держит кадило, подвешенное на цепях, а в левой покровенной руке на уровне груди - золотую узорчатую ладаницу с крышкой в виде купола византийского храма.

Здесь же на северо-восточном столбе собора имеется мозаичное изображение первосвященника Аарона, держащего в правой руке кадило на трех цепях, а в левой руке - золотую ладаницу с пирамидальной крышкой и навершием в виде трилистника. Схожее изображение архидиакона Стефана в рост с кадилом и ладаницей есть на мозаике Михайловского Златоверхого собора в Киеве (около 1112 г.).

Золотая ладаница с пирамидальной крышкой лежит на пелене в левой руке у диакона Аифала, представленного в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (около 1156 г.). Аналогичные изображения имеются в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.) - у архидиакона Авива в левой руке богато украшенная узорчатая ладаница в виде ковчега с полукруглой крышкой, а в правой - кадило.

Со временем формы, пропорции, характер декора и типология ладаниц заметно изменялись. Различные типы ладаниц были изображены на стенописи XIV в. новгородской церкви Успения на Волотовом поле. У двух неизвестных диаконов в левой покровенной руке на уровне груди можно видеть ладаницы в виде ковчежцев, которые напоминают миниатюрные каменные палаты с четырехскатной кровлей.

Согласно древним Уставам на малом и великом выходе архидиаконы и диаконы выносили ладаницу, держа ее левой рукой у левого плеча, а в правой руке держа кадильницу с курящимся ладаном. Такой торжественный выход священнослужителя с кадилом и ладаницей связан с древнейшими византийскими традициями богослужения, которые позже были утрачены.

Ковчежец с благовониями был неотъемлемой принадлежностью кадила, однако в отличие от кадила, где сжигалась на углях малая частица благовоний, ладаница была вместилищем большого количества драгоценного фимиама. Особое отношение было к месту хранения ладана. В «Стоглаве» указывалось, что он наряду с другими «священными веществами» и богослужебными предметами должен находиться на жертвеннике храма.

Ладаницы на византийских и древнерусских мозаиках, фресках, иконах и миниатюрах лицевых рукописей нередко изображались на красном или белом плате, который дьякон держит в левой руке на уровне груди, часто дьяконы касаются ладаниц покровенными руками. Так же как богослужебный крест и Евангелие, ладаницу по древним уставам следовало переносить только на пелене. Такое бережное и благоговейное отношение к ладаницам, которых священнослужители касались только через ткань пелены или священнической одежды, зафиксировано на многочисленных древнейших священных изображениях. Таким образом, ковчежцы с ладаном наряду с богослужебными крестами, Евангелиями, евхаристическими сосудами были важнейшими священными предметами церковной утвари, к которым так же, как и к Престолу, не разрешалось прикасаться служителям церкви низших чинов.

Древнерусские ладаницы, как и кацеи, большей частью повторяли образ храма и были увенчаны одной или несколькими главками с крестом. Священные изображения и литургические надписи были связаны с богослужебной функцией и символикой этих произведений.

Постепенно ладаницы теряют свое назначение и, подобно древнерусским сионам, кратирам и панагиарам, выходят из богослужебного обихода.

Каждение у старообрядцев-поповцев

Каждение во время службы бывает полным или малым. Во время полного каждения священник или диакон обходит с кадилом весь храм, кадит иконы и молящихся. В настоящее время у старообрядцев полное каждение храма совершается во время вечернего богослужения: в начале Всенощного бдения, на литии, на полиелеосе, на девятой песни канона. В начале Утрени каждение совершается не в каждом приходе (по обычаю), и оно может быть полным - в небольшом храме, или малым, когда священник или диакон кадит алтарь, иконостас и, стоя на амвоне, молящихся.

Малое каждение бывает и во время утреннего богослужения: в конце девятого часа, во время чтения Апостола и при пении Херувимской. В определенные моменты Проскомидии и Литургии совершается также каждение Святых Даров, находящихся на Жертвеннике или Престоле.

Совершая каждение молящихся, священнослужитель возглашает: «Дух Святыи найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя ». Молящиеся кланяются ему (без крестного знамения) и тихо отвечают: «Дух Твой благии наставит мя на землю праву ».

Каждение совершается также во время совершения Таинств: Крещения, Венчания, Соборования. Погребение, панихиды и прочие заупокойные молитвословия также сопровождаются каждением. Совершается оно и во время молебнов и Крестных ходов.

Каждение у старообрядцев-безпоповцев

Совершая полное каждение, наставник с кадильницей обходит весь храм, а также кадит молящихся. Каждение Креста и Евангелия, иконостаса и предстоящих людей называется малым.

В разных согласиях старообрядцев-безпоповцев существуют отличия каждения людей. Например, в общинах федосеевцев молящихся не кадят, а только нательные кресты: каждый, достав свой нательный крест, держит его с обеих сторон за гайтан. Наставник кадит сначала честныи Крест, святые иконы, а затем нательные кресты молящихся: сначала у мужчин, а потом у женщин. Подобный обычай каждения нательных крестов сохранился в Верхокамье и частично в республике Коми.

В некоторых общинах по этой причине наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина - такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно.

Филипповцы кадят обводом, федосеевцы и поморцы крестом, при этом кацею чаще всего держат (не все наставники и не во всех общинах), сложив персты как для крестного знамения: два перста вытягиваются вперед, а тремя держат саму ручку кацеи.

Обычаи каждения

О каждении святых икон из книги святаго Епифания Кипрскаго, глава 39-я, вопрос 30-й некоего старца ко святому Флавиану патриарху: «Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам? »

Ответ 30. «Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. И егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно и глаголет се что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. Но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. И трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. И тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. Проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. И того ради учит апостол Павел, со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь»;

Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Указания о каждении мирянами содержатся в творениях святых отцов, вероучительных и уставных книгах.

«А мирским людем в своих домех православне живуще по закону, неприсовокупився к жене своей: достоит им кадити самим святыя иконы, аще не будет ту священника, и не токмо самим мужем но и женам благочестивым, и чистым от мужа кадити, и детей своих сему учити, аще и вельми малы, понеже православных сия обычай суть» (От послания Фотия митрополита Московскаго в лето 6927 ) .

«Подобает же и всякому брату имети иконостас. А ще ли невозможно есть кому святых икон стяжати, а один крест. и тако при нем пети уставленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю во время пении соборных. Аще ли кому невозможно есть, кадити по уставленных, а он по единою днем. Н еподобает оставляти непокадив, кроме великия нужа. И ли по прилучая и згожается некогда» (Из книги Нила Сорския пустыни ) .

«Правило иноку на всяк день. ниже: Кажение святым, 2-жды. или единою» (Из Псалтыри со воследованием, московския печ. в начале правил; также кн ига Канонник с емидесятник , начало Правилу. лис. 5 об. и 6. и лист. 37 ) .

«Подобает же всякому брату имети в келии своей иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, и он поне крест. и тако при сем пети уставленныи канон в келии своей. и кадити иконы святыя по обычаю во время пений соборных» (Из старописменнаго устава соловецкаго ) .

«Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» (Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго ) .

«И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» (От жития преп одобного Саватия соловец кого ч юдотворца ) .

«Мирским мужам благочестно живущим кадить можно в домех своих и женам» (Кн ига «Старчество» древлеписьменная, л ис т 304 ) .

«Вжещи свещи, и благоговейно покадити фимианом» (Кн ига «Сын Церковный». Чин како подобает самому себе причащати. лис т 43 2-го счета).

«Мирским мужем и женам кадить во своих домех» (Кормчая древлеписьменная . гл. 94. лис. 220 об.).

«Всякому брату подобает кадити иконы, а кто этому нерадит в ересь мессалиян поткнулся» (Сборник «О последних мнисех». Лис т 145).

Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. (Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. Лис т 21).

«Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» (Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой).

«Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» (Пролог, октября в 19 день).

«Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, (Исидора мученика) и честне покадивши, в нарочитом месте положи» (декабря во 2 день, от жития святыя муч еницы Миропии).

Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, (иже мучениковы мощи имеяше) неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» (Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа).

«Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» (Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя).

В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один или два раза в день кадить иконы. В Житии преподобномученика Епифания Соловецкого описывается, что святой кадил кресты, хотя не был священником. Протопоп Аввакум в своих письмах предписывает мирянам для очищения оскверненных сосудов кадить их и омывать святой водой, также и мощи убиенных за старую веру советует кадить.

Отношение к кадильнице, углям и ладану всегда было бережным и благоговейным. Так, после того, как на угли был положен ладан и совершалось каждение, эти угли запрещалось рассыпать, а если выпадал из кадильницы уголёк, то обратно его в кадильницу уже не клали, а закапывали в чистом месте или «полагали в горн». Попа, рассыпавшего кадилу, полагалось извергнуть из сана, а кто уголь из кадила растопчет по небрежению попа или пономаря, то такого человека «святии отцы проклятию предают».

Соборные постановления безпоповцев о каждении

Решения Первого Всероссийского Собора 1909 г.:

Вопрос : В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Святые иконы и братию, и всех ли?

Ответ : Кадить крестообразно

Вопрос : Кто, кроме отца духовнаго, может кадить?

Ответ : Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный.

Вопрос : Можно ли кадить замирщенных и отлученных?

Ответ : Замирщенных и отлученных не кадить.

Вопрос : Можно ли кадить иконы за стеклом?

Ответ : За стеклами иконы кадить можно.

Решения Третьего Всероссийского собора 2006 г.

Вопрос : Допустимо ли вкупе покадить молящихся?

Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16.

Вопрос : Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших?

Ответ : Допустимо при погребении вдовам и девицам (старицам) с согласия духовного отца. Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра.

Порядок мирянского каждения

После приходного начала и в определенных местах богослужения старший из молящихся благословляется перед образами, берет кадильницу и крестообразно осеняет иконы. Вначале Крест и Евангелие, затем образ Спаса и Богородицы, святых. После каждого осенения иконы кадильница перекладывается в левую руку, совершается крестное знамение и поясной поклон. Затем кадильница снова перекладывается в правую руку. Во время каждения произносят (про себя) запевы Господу, Богородице и святым, изображенным на иконах.

Из книги « История и обычаи Ветковской церкви » И. Г. Кабанова: «Каждение во святых церквах совершашеся по древнему Преданию и обычаю церковному: трикратным видом, дважды праве, и третие преки, крестообразно, по свидетельству священнаго отца Феодосия, от древлеправославныя Церкве приятое, тако бо мы (рече) научихомся от отец своих кадити. И в неприсутствии священника иноцы во святых церквах кадят трикратным же видом, подобне и в келиях по тому же совершают каждение». Так, на Ветке иноки кадили троекратно, дважды прямо и третий раз поперек. Только использовали при этом не кадило на цепях, а кацею.

Известны и другие способы каждения ручным кадилом: подносной, (когда кацея устанавливается под образом, подносится к нему), каждение обводом.

В некоторых приходах староверов-поповцев во время службы, совершаемой без священника, на пении «Господи воззвах», на литии, на величании, на 9-й песни канона утрени и в других местах богослужения разожженную кадильницу с фимиамом ставят на подставке среди храма или на солее. При этом разжигать и обносить кадило во время богослужения без священника может только человек, получивший на это благословение, однако кадить в алтаре и молящихся он не может, так как это могут делать только священники и диаконы (2 Пар. 26, 16-20).

В Ветхом завете говорится о том, как Корей, Дафан, Авирон и 250 человек с ними использовали священнические кадильницы по образцу, указанному Законом, с которыми они и явились ко входу Скинии собрания (Чис. XVI). Левит Корей вместе с Дафаном и Авироном оспаривали право Аарона на первосвященство. Как только они попытались возжечь курения Господу - обряд, который должен совершать священник, - они и остальные, пришедшие с ними, оказались поглощенными землей.

О том, что «восхищающии недарованная им раздражают Бога, яко же сынови Кореови и Иозия царь», подробно говорится в Священном Писании: «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Иозии царю и сказали ему: не тебе, Иозия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не (будет) тебе это в честь у Господа Бога. И разгневался Иозия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь. И был царь Иозия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли. Прочие деяния Иозии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк. И почил Иозия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него». (2 Пар.26:16-23).

Заключение

Благословляя кадило, священник читает молитву: «Кадило Ти приносим Христе Боже наш, в воню благоухания, еже прием в Пренебесныи Свой Жертвенник, низпосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа ». Он просит принять аромат кадила в знамение духовного благоухания людей и их молитв перед Богом, ниспослать благодать Святого Духа на людей. Поэтому благовонный дым кадила есть видимый образ невидимого присутствия благодати Святого Духа, которая наполняет храм и духовно радует верующих.

По толкованию святого патриарха Константинопольского Германа (VIII в.), кадильница означает благоуханнейшее веселие. Духовная радость, веселие, утешение - всё это согласно с евангельским учением о Господе, как об Утешителе, Сокровище благих и жизни Подателю. Каждение очищает молящихся от суетных помыслов, направляет к достойному слушанию и созерцанию богослужения. Дым фимиама возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с христианскими молитвами.

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, - все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками - музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь
Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, - ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником - то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, - то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви. В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.

Каждый человек, присутствовавший на христианском богослужении, видел металлический сосуд на цепях и задумывался, а чем размахивает священник во время службы . Это и есть кадило, или кадильница, - один из неотъемлемых атрибутов церковных обрядов. Он служит для курения ладаном.

Что такое кадило

Происхождение слова

Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».

Значение понятия

Изначально кадило использовалось в иудаизме как храмовая утварь для курения фимиама. Кадильный дым символизирует сожжение жертвы Богу. По сути кадильник - жертвенник для приношения бескровных жертв (курений из благовоний).

Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.

Символическое толкование

Есть четкие толкования святых отцов относительно того, что означает каждение в храме и кадило. Так, кадило является образом Богородицы, что вместила в себе невместимое - Христа. Огонь кадила воспринимается в образе Бога, раскаленные угли - его человеческая природа. Ладан же - это молитвы людей, приносимые Богу.

Сам процесс окуривания священных предметов означает воздаяние Богу хвалы и чести в виде молитв людских, которые символизирует возносящийся дым. Когда же совершается окуривание человека, - это является формой благословения и снисхождения Святого Духа.

Для чего нужно

В христианстве кадило используется во многих обрядах для каждения на богослужениях и требах. Машет б атюшка в церкви кадильницей, в которой на древесном угле сгорает ладан, - душистая смола деревьев, выделяя через воздушные отверстия благовонный дым - фимиам. Кадильный дым - это благоуханная жертва Богу.

История появления кадильниц

Первое использование

История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.

Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.

Распространение в церкви

Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила - кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.

На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.

Современное положение

Нынешние богослужения и требы не обходятся без кадильниц. Запах, источаемый ладаном, который кладут в кадило в церкви, прочно ассоциируется с религиозным культом.

Современная кадильница - это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).

Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.

Разновидности кадил

На сегодняшний день распространены кадила двух видов: на цепочках и кадильницы с ручкой (кацея, кация или кацья).

Кацея является разновидностью домашнего или келейного кадила и известно еще со времен Древнего Египта. По форме кация представляет собой ковш с ручкой.

Широкое распространение кацея имеет у старообрядцев и в Греческой церкви, используют ее и миряне во время домашних молитв.

Правила использования кадильницы

Как правильно разжигать

Как правило, современные кадильницы представляют собой сосуды с двойными стенками (порой в целях пожарной безопасности) со встроенным электронагревательным элементом. Размещение в сосуде электронагревательного элемента обеспечивает получение тепловой энергии для нагрева ладана без применения открытого огня.

Классический же вариант розжига кадила выглядит так:

  1. Нагреть до красна древесный уголь на электрической или газовой плите с двух сторон.
  2. Поместить разогретый уголь в кадильницу (лучше использовать щипцы или большой пинцет).
  3. Разложить вокруг угля кусочки ладана.
  4. Закрыть крышкой.
  5. Размахивать кадилом.

Не следует класть ладан на раскаленные угли, потому что он будет сильно гореть и выделять резкий запах. Нужно подождать, пока угли остынут.

В качестве альтернативы газовой и электроплите можно использовать лампаду со специальным приспособлением «паучок». На металлическую подставку («паучок») помещается уголь, который разжигается от жара пламени лампады. При таком способе розжига угля нужно быть предельно внимательным, так как перемещение фитиля лампады могут привести к ее затуханию.

К слову сказать, воскуривать ладан можно и без кадила, а устраивать его прямо на «паучке».

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.

Выделяют два вида каждения:

  • полное. При этом виде каждения священник обходит с молитвой и окуривает кадильником весь храм (иконы и росписи стен). Полное каждение возможно только на Вечерни, Утрени и на 6-часе. Сначала полностью кадится алтарь, после - храм;
  • малое. Только на Божественной Литургии. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, затем братия и люди в храме.

Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Совершать каждения - одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.

В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.

Польза и значение каждения

Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.

Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.

Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.

Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.