Что такое морфемика и морфема.
В данной главе:
§1. Морфема
Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы
служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Запомни:
Слова без корня в русском языке невозможны.
В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .
Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .
Запомни:
Слово не может состоять только из приставки.
Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .
Запомни:
Слово не может состоять только из суффикса.
Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс
.
К интерфиксам в русском языке относят буквы о
и е
в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл
о
ход
, пар
о
воз
, сам
о
вар
.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание
- это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол
- нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал
- нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
Запомни:
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
- у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
- у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
- у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
- у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
- у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
- у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
- у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан
Не путай:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени -л : ходил , повелительного наклонения -и : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий -е :тише .
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.
Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Что является минимальной значимой частью слова?
- Морфема
Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?
Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?
- Словообразовательные
- Формообразующие (словоизменительные)
Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?
- Корень
- Приставка
- Суффикс
Может ли слово состоять только из приставки?
Может ли слово состоять только из суффикса?
Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?
- Суффикс
- Окончание
Зачем нужны интерфиксы?
- Для словообразования
- Для передачи нового значения
- Для формообразования
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
- Корень
- Суффикс
- Окончание
Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?
Правильные ответы:
- Морфема
- Словообразовательные
- Корень
- Окончание
- Для словообразования
- Окончание
Вконтакте
Морфема - наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933 году). Термин введён И. А. Бодуэном де Куртене. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.
Морфы и алломорфы
Строго говоря, морфема , будучи абстрактной языковой единицей, является не знаком, а классом знаков. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (в последнее время чаще) морфом .
При этом, морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф .
Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу , беж- в бежишь и беж- в бежит ) и только двумя алломорфами (бег- и беж- ).
Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.
В обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин «морфема» часто употребляется в значении морф . Иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты. Следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме, идёт речь.
Классификация морфем
Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни , или основы ), и аффиксальные (аффиксы ).
Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня. Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду ) не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы , располагающиеся перед корнем, и постфиксы , располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки .
В зависимости от выражаемого значения, постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Традиционное название флексий русского языка - окончания , так как они, в основном, располагаются в самом конце слов.
Есть языки, которые не употребляют префиксов (тюркские, некоторые угро-финские), а всю грамматику выражают постфиксами. В некоторых других языках, например, суахили (семейство банту, Центральная Африка), используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. Индоевропейские языки, к которым принадлежит русский язык, используют и префиксы и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.
Помимо префиксов и постфиксов, встречаются и аффиксы иных типов. Интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о -тряс ). Конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge -lob-t - «хваленый»). Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня (встречаются в индонезийских языках). Трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).
Литература
- А. А. Реформатский. Введение в языкознание
- Современный русский язык (под ред. В. А. Белошапковой)
Морфемика
Литневская Е. И.
Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
Морфема - это минимальная значимая часть слова. В этом определении одинаково важны обе части - минимальная и значимая: морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение, она не членится на более мелкие значимые части слова.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (то есть не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных.
Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем.
о / # (беглый гласный): сон - сна;
е / #(беглый гласный): день - дня;
е / о: бреду - бродить;
о / а: смотреть - посматривать;
е / о /# / и: соберу - сбор - собрать - собирать;
о / у / ы: сох - сухой - высыхать;
Чередования согласных и их сочетаний:
1) чередование парных твердых с парными мягкими:
[б] - [б"]: моль[б]а - моль[б"]е;
[в] - [в"]: тра[в]а - тра[в"]е;
[г] - [г"]: но[г]а - но[г"]е и т. д.
2) чередование заднеязычных с шипящими:
г / ж: нога - ножка;
к / ч: рука - ручка;
х / ш: муха - мушка;
3) чередование зубных с шипящими:
д / ж / жд: водить - вожу - вождение;
т / ч / щ: светить - свечу - освещение;
з / ж: возить - вожу;
с / ш: носить - ношу;
ц / ч: огурец - огурчик;
ст / щ: грустить - грущу;
4) черередование губных с сочетанием губной + [л"]:
б / бл: любить - люблю;
п / пл: купить - куплю;
в / вл: ловить - ловлю;
ф / фл: графить - графлю;
м / мл: кормить - кормлю.
В русском языке представлены и другие чередования, но они менее распространены, например: казак - казацкий, друг - друзья.
Перечисленные выше чередования отражаются на письме разными буквами. Однако нефонетическое чередование твердого согласного с парным ему мягким согласным обозначается не согласной, а последующей гласной буквой: ру[к]а - ру[к"]е.
Часто в одной морфеме бывает представлен целый ряд чередований согласных, наиболее распространенным из которых является тройное чередование парный твердый / парный мягкий / согласный другого образования, например:
[с] / [с"] / [ш]: нёс - носить - ноша;
[в] / [в"] / [вл"]: лов - ловить - ловлю.
Кроме того, в русском языке возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а (я) / им: снять - снимать;
а (я) / ин: жать - пожинать;
и / ой: бить - бой;
е / ой: петь - пой.
В одной и той же морфеме могут быть представлены чередования и гласных, и согласных, например: ход - хожу - хаживать - хождение (о / а, д / ж / жд).
Классификация морфем русского языка.
Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка, словообразующий суффикс, постфикс), называемые аффиксами, и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс), называемые флексиями.
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (дом) и без окончаний (метро). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, азываются связанными, например: с-ня-ть / под-ня-ть, агит-ирова-ть / агит-ациj-я.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс, постфикс
Словообразующие некорневые морфемы (аффиксы) служат для образования новых слов и делятся на приставки (префиксы), суффиксы и постфиксы. Эти виды аффиксов различаются по их месту по отношению к корню и другим морфемам.
Приставка - словообразующая морфема, стоящая перед корнем (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где), в том числе и перед другой приставкой (до-разо-брать, не-раз-борчивый).
Словообразующий суффикс - словообразующая морфема, стоящая после корня, но перед флексией, если в слове есть флексия (стол-ик, красн-е-ть); в производном слове русского языка часто бывает несколько суффиксов, например: пис-а-тель-ниц-а.
Постфикс - словообразовательная морфема, стоящая после окончаний и формообразующих суффиксов.
В русском языке представлены постфиксы -ся(-сь), -то, -либо, -нибудь (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Морфема. Что такое морфема? Что такое морфемный разбор слова?
Вопрос закрыт, так как является дубликатом вопроса "Морфема - что такое? Какие есть виды морфем?"Морфема - это часть слова, причем его самая минимальная. Любое из слов, в русском языке, состоит из морфем, подразделяемых на два вида: это обязательные, называемые корнем (например: вода - водяной - водопад - подводник, у всех этих слов примерно одинаковое значение, связанное с водой и общий корень) и не обязательные, входящие в состав лексемы либо нет (например: походить, выходить, уходить, заходить) С помощью морфемного разбора слов, мы можем разобрать его структуру и определить и подобрать родственные по смыслу слова. При морфемном разборе, в первую очередь, можно определить основу слова и его корень, так же, если слово, каким то образом изменяется, то нужно найти его окончание, с помощью спряжения и склонения.
Любое слово разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами . Морфемы, это:
- корни (главная морфема в слове),
- суффиксы,
- приставки,
- интерфиксы (соединительные гласные),
- постфиксы,
- окончания.
Раздел науки о языке, который изучает состав слова, носит название морфемика .
Владсандрович
Само по себе слово морфема, переводится как часть слова, ну и соответственно морфемный разбор, это разбор слова по частям.
Части эти слова в большинстве своем известны все, так как в школьный курс входят такие разборы, это: суффикс, приставка, корень и другие.
Помимо этого есть некоторые дополнительные характеристики, как например выведение основы слова или способа образования. Конечно нормы и требования к стандартам разбора меняются, а потому, их изменения есть необходимость, которая возникла как данность времени и является естественным явлением разбора слова и всех других норм в русском языке.
Metelitsa
Морфемы - это части, из которых состоят слова: корни, приставки, суффиксы, окончания и интерфикс (соединительная гласная в составе сложного слова). Все эти части слова находят при морфемном разборе слова, то есть, морфемный разбор слова - это разбор слова на составные части, другими словами морфемный разбор еще называют разбором по составу.
При морфемном разборе морфемы слова выделяют различными путями: изменяя слово, подбирая однокоренные слова, подбирая слова, содержащие такую же морфему.
Valentina51
морфема -это значимая часть слова, а морфемика изучает эти части (корень, приставку, суффикс, окончание). соответственно, морфемный разбор- это разбор слова по составу, не путать с морфологическим, когда слово разбирается как часть речи. В учебниках задание по разбору слова по составу обозначается цифрой 2 над словом.
Katalina
Значимая часть слова называется морфемой. Отсюда следует, что морфемным разбором мы будем заниматься в случае разбора слова по составу: найдем корень, выделим приставку, определим суффикс и окончание. Разбирая слово по составу, нельзя забывать, что делается это на основе современных правил русского языка.
Moreljuba
Под морфемой в русском языке подразумевается самая маленькая часть слова, которая может быть в нём выделена. Каждое слово как раз таки и состоит из разного количества морфем. В свою очередь морфемы носят такие названия:
Морфемный разбор подразумевает выделение всех возможных морфем в конкретном слове.
МОРФЕМА - это значимая часть слова, из морфем (то есть значимых частей) состоят слова в русском языке. Корень, суффикс, префикс и окончание- все это морфемы. Но здесь есть НО - значимая часть слова, это не одно и то же, что часть слова, и многие ошибаются, путая эти значения.
Искатель приключений 2000
Добрый день, как известно в школе проходят разбор слова по составу, в словах можно выделить следующие части:
Так вот все эти части называют морфема . Поэтому все люди сталкиваются с этим в школе и узнают, как можно разбирать слово.
Морфема, в переводе с древнегреческого значит "форма". Значимая часть слова, двусторонняя единица языка. Одна сторона называется - семантическая (содержание). Вторая сторона - фонетическая (выражение).
Любое слово которое разбивается на минимально значимые части, которые называют морфемами. Морфемы (с древнегреческого переводится как "форма"), это: корни (эта самая главная морфема в слове), суффиксы (после корня), приставки (перед корнем), интерфиксы (соединительные (беглые) гласные), постфиксы (после окончания),окончания (не входит в состав слова).
А раздел науки о языке, который изучает состав слова называется морфемика.
Морфемы это
Яна андреева
Морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов - фонем.
Морфы и алломорфы
В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.
При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.
Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).
Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи) , аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.
Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.
Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты» . Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности - конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме - идёт речь» .
Классификация морфем. Корни и аффиксы
Морфемы подразделяются на два основных типа - корневые (корни) , и аффиксальные (аффиксы) .
Корень - основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского "вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание) "). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово - только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду) , не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов - префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка - приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр. , вид у глаголов) .
В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение) . Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция) . Флексии - словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка - окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.
Вики бокарева
Приставка, корень, суффикс, окончание-это морфемы (части слов). Каждая из них имеет свое смысловое значение. Например, приставка при- слове приехал обозначает приближение. Морфемы как части слова изучается в особом разделе науки о языке-морфемике.
Морфемика (студ.)
Морфемика
Морфемика как раздел языкознания
Морфема и морф. Разновидности морфов
Типы морфем. Корень и аффиксы
Функциональные типы аффиксов
Позиционные типы аффиксов
Литература
___________________________________________________
Морфемика как раздел языкознания
Морфемика –
1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;
2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].
Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .
Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:
приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
корня друж- ,
двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и
- ть- (суффикс инфинитива),
постфикса -ся ‘взаимное действие’.
Это область морфемики .
Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.
Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением
приставки по- ‘начало действия’
и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):
Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:
подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)
подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)
Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.
Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:
дру г -а – дру г’ е – дру з ’ j - a – дру ж -ить ,
ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’ -у
Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .
К задачам морфемики относятся:
рассмотрение принципов выделения морфем,
выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
классификация морфем.
Морфема и морф
Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.
Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).
Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.
От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:
мыш-онк-у
План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.
План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.
В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:
нос, стол, лез ;
нос-ø, стол-ø, лез-ø.
Исключение составляют одноморфемные слова:
вдруг, пальто.
Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):
ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …
голов-а голов-ы голов-у голов-ø…
книг-а книг-и книг-у книг-ø…
Ср. также голов-а – голов- к -а с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].
Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .
Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .
Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.
Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.
корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;
рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;
суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к -е ;
- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.
В одну морфему объединяются морфы, которые
имеют тождественное значение,
обладают формальной, т.е. фонематической близостью .
Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):
алломорфы ,
варианты .
Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :
корень: у-бр-а-ть – у -б и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;
приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;
суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;
окончание: кресл- ом – пол- ем ;
англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.
Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:
окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;
окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .
Типы морфем. Корень и аффиксы
В структуре слова среди морфем выделяются:
корень и
аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).
Деление морфем на корни и аффиксы опирается на
функцию в составе словоформы и
тип выражаемого значения .
Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.
Не существует знаменательных слов без корня .
Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].
Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:
бег – бег -ать;
черн -ый – черн -ота – черн -ить…
Корень может существовать в языке самостоятельно :
вдруг, завтра, теперь.
Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.
Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:
дом-ø, ног-а.
Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:
до бав ка, при бав ка,
об у ть, раз у ть .
Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.
В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:
префиксоиды: полу- – полукруг, полубог…
авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…
само- – самооанализ…
суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…
-фил – славяновил …
-видн- – стекловидный, змеевидный …
[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].
Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:
дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,
рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,
красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .
Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.
Функциональные типы аффиксов
С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на
словообразовательные ,
словоизменительные (формообразовательные ).
Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:
дом – дом- ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;
слон – слон- ёнок ;
бег-: про -бег, за -бег, на -бег.
Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.
Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
бег-а- ть – бег-а- л .
бег-: бег- у , беж- ишь …
ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.
Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:
построил домик- Ø ,
вышел из домик- а .
Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:
чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.
Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:
девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;
читающ- ий мальчик- Ø – читающ- его мальчик- а – читающ- ему мальчик- у …
Позиционные типы аффиксов
По положению относительно корня аффиксы делятся на
стоящие перед корнем– префиксы (приставки),
стоящие после корня:
постфиксы ,
суффиксы ,
окончания (флексии ),
вставляемые внутрь корня:
инфиксы ,
трансфиксы ,
вставляемые между корнями –интерфиксы ,
окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).
┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐
перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня
│ ┌─────┴────┐ │ │ │
префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы
(приставки) (конфиксы)
┌────────┬────────┐
суффиксы флексии собственно
постфиксы
1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :
пере-рыв, под-писать, не-глубокий.
in-active, re-fresh.
В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании –очень редко .
Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:
делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .
Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :
В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].
Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :
wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- – будущее время, si- – отрицание, po- – условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].
Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .
2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .
Этот термин используется в двух значениях :
он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;
собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .
Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:
нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.
Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .
2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:
рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;
конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.
Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:
рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л -и ;
рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;
рассказ-а- в ;
красив-ый – красив- ее .
_____________________________________
1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.
2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.
красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;
расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем …
Постфикс является флексией, если он
имеет хотя бы одно реляционное значение,
входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].
Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.
В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:
ворон- ø – ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;
бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое … ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;
добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .
В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.
Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:
среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,
чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;
языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:
3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.
Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :
sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,
pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,
sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,
pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.
В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.
В латинском:
vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).
старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;
л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.
англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].
4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».
Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :
КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства
КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’
КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’
КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’
КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].
5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].
Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :
пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.
-е- и - s - внемецких сложных словах:
Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].
Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:
чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.
Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:
чит-а- j -у, бол-е- j -эт … [Реформатский, с. 267].
В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .
6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:
под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .
Нем. :
lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;
find-en ‘найти’ – ge -fund- en ‘найденный’
nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.
Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.
ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.
ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.
Морфемика (студ.)
Морфемика
Морфемика как раздел языкознания
Морфема и морф. Разновидности морфов
Типы морфем. Корень и аффиксы
Функциональные типы аффиксов
Позиционные типы аффиксов
Литература
___________________________________________________
Морфемика как раздел языкознания
Морфемика –
1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;
2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].
Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .
Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:
приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
корня друж- ,
двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и
- ть- (суффикс инфинитива),
постфикса -ся ‘взаимное действие’.
Это область морфемики .
Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.
Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением
приставки по- ‘начало действия’
и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):
Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:
подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)
подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)
Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.
Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:
дру г -а – дру г’ е – дру з ’ j - a – дру ж -ить ,
ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’ -у
Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .
К задачам морфемики относятся:
рассмотрение принципов выделения морфем,
выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
классификация морфем.
Морфема и морф
Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.
Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).
Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.
От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:
мыш-онк-у
План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.
План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.
В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:
нос, стол, лез ;
нос-ø, стол-ø, лез-ø.
Исключение составляют одноморфемные слова:
вдруг, пальто.
Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):
ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …
голов-а голов-ы голов-у голов-ø…
книг-а книг-и книг-у книг-ø…
Ср. также голов-а – голов- к -а с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].
Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .
Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .
Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.
Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.
корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;
рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;
суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к -е ;
- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.
В одну морфему объединяются морфы, которые
имеют тождественное значение,
обладают формальной, т.е. фонематической близостью .
Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):
алломорфы ,
варианты .
Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :
корень: у-бр-а-ть – у -б и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;
приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;
суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;
окончание: кресл- ом – пол- ем ;
англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.
Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:
окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;
окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .
Типы морфем. Корень и аффиксы
В структуре слова среди морфем выделяются:
корень и
аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).
Деление морфем на корни и аффиксы опирается на
функцию в составе словоформы и
тип выражаемого значения .
Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.
Не существует знаменательных слов без корня .
Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].
Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:
бег – бег -ать;
черн -ый – черн -ота – черн -ить…
Корень может существовать в языке самостоятельно :
вдруг, завтра, теперь.
Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.
Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:
дом-ø, ног-а.
Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:
до бав ка, при бав ка,
об у ть, раз у ть .
Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.
В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:
префиксоиды: полу- – полукруг, полубог…
авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…
само- – самооанализ…
суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…
-фил – славяновил …
-видн- – стекловидный, змеевидный …
[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].
Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:
дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,
рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,
красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .
Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.
Функциональные типы аффиксов
С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на
словообразовательные ,
словоизменительные (формообразовательные ).
Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:
дом – дом- ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;
слон – слон- ёнок ;
бег-: про -бег, за -бег, на -бег.
Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.
Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
бег-а- ть – бег-а- л .
бег-: бег- у , беж- ишь …
ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.
Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:
построил домик- Ø ,
вышел из домик- а .
Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:
чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.
Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:
девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;
читающ- ий мальчик- Ø – читающ- его мальчик- а – читающ- ему мальчик- у …
Позиционные типы аффиксов
По положению относительно корня аффиксы делятся на
стоящие перед корнем– префиксы (приставки),
стоящие после корня:
постфиксы ,
суффиксы ,
окончания (флексии ),
вставляемые внутрь корня:
инфиксы ,
трансфиксы ,
вставляемые между корнями –интерфиксы ,
окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).
┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐
перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня
│ ┌─────┴────┐ │ │ │
префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы
(приставки) (конфиксы)
┌────────┬────────┐
суффиксы флексии собственно
постфиксы
1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :
пере-рыв, под-писать, не-глубокий.
in-active, re-fresh.
В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании –очень редко .
Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:
делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .
Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :
В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].
Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :
wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- – будущее время, si- – отрицание, po- – условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].
Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .
2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .
Этот термин используется в двух значениях :
он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;
собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .
Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:
нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.
Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .
2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:
рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;
конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.
Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:
рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л -и ;
рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;
рассказ-а- в ;
красив-ый – красив- ее .
_____________________________________
1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.
2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.
красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;
расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем …
Постфикс является флексией, если он
имеет хотя бы одно реляционное значение,
входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].
Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.
В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:
ворон- ø – ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;
бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое … ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;
добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .
В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.
Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:
среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,
чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;
языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:
3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.
Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :
sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,
pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,
sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,
pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.
В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.
В латинском:
vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).
старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;
л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.
англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].
4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».
Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :
КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства
КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’
КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’
КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’
КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].
5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].
Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :
пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.
-е- и - s - внемецких сложных словах:
Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].
Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:
чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.
Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:
чит-а- j -у, бол-е- j -эт … [Реформатский, с. 267].
В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .
6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:
под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .
Нем. :
lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;
find-en ‘найти’ – ge -fund- en ‘найденный’
nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.
Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.
ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.
ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.
Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.
В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.
Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).
Ещё одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определённой части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
о / Ø (ноль звука, беглый гласный): сон - сна,
е / Ø: день - дня,
е / о: бреду - бродить,
о / а: смотреть - посматривать,
е / о / Ø / и: соберу - сбор - собрать - собирать
о / у / ы: сох - сухой - высыхать.
Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.
Чередования согласных:
парный твёрдый / парный мягкий: ру[к]а - ру[к"]е,
г / ж: нога - ножка,
к / ч: рука - ручка
х / ш: муха - мушка,
д / ж: водить - вожу,
т / ч: крутить - кручу,
з / ж: возить - вожу,
с / ш: носить - ношу,
б / бл: любить - люблю,
п / пл: купить - куплю,
в / вл: ловить - ловлю,
ф / фл: графить - графлю,
м / мл: кормить - кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
а(я) / им: снять - снимать,
а(я) / ин: жать - пожинать,
и / ой: бить - бой,
е / ой: петь - пой.
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие(окончание и формообразующий суффикс).