Что такое святое миро. Миро, мироварение, миропомазание, елеопомазание, мироточение и виды мироточения

Мирра представляет собой смолу низкорослых деревьев семейства Burseraceae. Она делится на 2 вида — горькая и сладкая (опопанакс). Горькую мирру собирают с деревьев Commiphora mirrha (Commiphora abissinica), которые выращивается для нужд экспорта в Сомали и на юге Аравийского полуострова (Оман, Йемен). Сладкая мирра же добывается из деревьев Commiphora erytharaca.

Запах этой ароматной смолы теплый и сладкий, бальзамический, к которому примешиваются камфорно-лекарственные, пряные и смолистые нотки.

С давних пор способ добычи мирры претерпел не много изменений. Человек делает на дереве небольшой надрез специальным инструментом. Оттуда вытекают капли древесной смолы, которые при взаимодействии с воздухом застывают «слезами» на коре. Спустя две недели их собирает сборщик, а после этого кусочки ароматического вещества сортируются и оцениваются.

Аравия славилась на весь мир как родина большинства употребляемых в древние времена ароматов. Геродот в V в. до н.э. писал: «Аравия — единственная страна, которая производит благовония: мирру, кассию и корицу… благовонные деревья, охраняют разноцветные крылатые змеи небольшого размера» . А Диодор Сицилийский во второй половине II в. до н.э. утверждал, что вся Аравия источает тончайший аромат, и даже моряки, проходящие мимо ее берегов, могут почувствовать сладкий запах, который дает здоровье и энергию.

Именно оттуда ароматическая смола попала в Египет. Мирра наряду с уже упомянутой кассией использовалась при бальзамировании тел фараонов. Измельченную смесь этих двух благовоний с добавлением других веществ помещали в тело умершего после того, как из него были удалены органы.

Любовь к этому благовонию приобрели и иудеи во время своего египетского рабства. Мирра, по всей видимости, была для древних евреев чем-то поистине драгоценным, так как входила в число даров, принесенных тремя волхвами младенцу Христу. Невозможно не упомянуть и изысканную «Песнь Песней», которая изобилует упоминаниями этого благовония: «Твои масти приятны для обоняния, имя твое мирровое масло», «Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» .

О том, насколько мирра была популярна в Древней Греции можно судить хотя бы по тому, что любые благовонные вещества греки называли словом «myron». Истинные сибариты не удовольствовались наружным употреблением этого вещества, а добавляли его также и в вино наряду с цветами и медом.

В Древнем Риме популярностью пользовались духи под названием «susinum», в состав которых входили лилии, мед, бегеновое масло, масло кальмуса, корицы, шафрана и мирры.

Пряные кусочки ароматной смолы начали завоевывать Ближний Восток, начиная с 1500 г. до н.э. Оттуда они попали в Китай. Мирра упоминалась в книге, которая датируется IV в.н.э. как лекарственное средство. Ее употребляли для улучшения кровообращения, заживления ран, болезненных опухолей и других болезней, связанных с застоем крови.

Спустя века ее лечебным свойствам отдавал должное великий ученый Средней Азии — Абу Али ибн Сина, более известный в Европе как Авиценна. В своем знаменитом трактате «Канон врачебной науки» он посвятил ей отдельную главу, где указал, что она «полезна от расслабления желудка». Ученый также рекомендовал для «сведения следов язв», избавления от неприятного запаха изо рта и подмышек, а также при многочисленных женских болезнях.

К сожалению, столь популярная в древности, сейчас она не пользуется большим спросом. Это можно объяснить тем, что в старину ценились именно смолы, так как именно они обладали устойчивым ароматом. В то время еще не были изобретены средства для «удержания» эфирных масел в составе парфюмерии.

В наше время к помощи этой смолы прибегают поклонники древнеиндийской медицинской системы — аюрведы. Считается, что ее аромат идеально подходит для медитации, несет свет и стимулирует рост позитивной энергетики. Не брезгуют миррой и стоматологи, признающие альтернативные методы лечения. Они рекомендуют это вещество при кровоточивости десен, пародонтозе, стоматите.

Что такое миро и где его найти?

Но вернемся к поговорке о «мазаных одним миром». Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, это: «Поговорка о нескольких лицах или вообще о людях, отличающихся какими-н. одинаковыми (неодобрительными) свойствами; то же, что „одного поля ягоды“» .

В данном случае говорится о мире, священном масле, которое используется в христианских обрядах. Некоторые люди думают, что слова «миро» и «мирра» — это синонимы. Однако это не так.

Слово «миро» созвучно «мирре» именно благодаря его происхождению от греческого слова «μύρον», о котором уже говорилось выше.

Миро упоминается в Священном Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти…»

Эта священная смесь использовалась только в религиозных обрядах, в том числе и для освещения новых храмов, а раньше еще и для помазания на царство (отсюда выражение «помазанник Божий»).

Помазан миром был и сам Иисус Христос при крещении его Иоанном Крестителем.

В наше время в православной Церкви основным составляющим священного мира является елей — оливковое масло самого лучшего качества, смешанное с белым вином и еще 40 ингредиентами. В их число входят ладан, розовое, гвоздичное и лимонное масло и др. Варение священного мира в церкви представляет собой настоящий ритуал. И процесс его приготовления строго регламентирован.

Миропомазание совершается после таинства крещения. Это таинство заключается в том, что священник крестообразно мажет человека миром — лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Считается, что таким образом, на окрещенного снисходит божественная благодать.

Что касается широко известного явления мироточения, то о его природе до сих пор ведутся ожесточенные споры. Верующие люди уверены, что «плачут» божественные лики, являя людям Божью скорбь в связи с трагическими событиями и во времена упадка веры.

Скептически настроенные люди считают, что оно происходит благодаря ухищрениям священнослужителей. Либо из-за того, что икона, постоянно находясь в храме, накапливает в себе ароматические масла, а потом они конденсируются на ее поверхности.

Известен случай, когда Петр I лично взялся за разоблачение мироточивой иконы. Отношения духовенства и царя в то время не ладились, священнослужители исподволь пытались настроить народ против государя. И когда в одной из церквей весьма некстати заплакала мироточивыми слезами икона, монарх решил брать ситуацию в свои руки. Священный лик был доставлен во дворец и детально осмотрен в присутствии канцлера и наиболее приближенных придворных. В результате этого были замечены небольшие углубления напротив глаз иконы. В них было обнаружено «несколько густого деревянного масла», которое, видимо, от тепла свечей размягчалось и стекало.

Впрочем, верующих людей подобные свидетельства не смущают.

Вне зависимости от своего происхождения и предназначения благовония и ароматические масла, как и прежде, шлют свой эфемерный привет из глубины веков. Ведь человеку во все времена свойственна была тяга к окружению себя приятными вещами и запахами.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает , однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.

Чин мироварения совершается на в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной в , после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Мироварение (историко-литургический очерк)

иерей Анатолий Трепачко

Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.

Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. , ученика мужа апостольского св. , уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано , что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).

Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.

Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».

В творениях (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.

«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву « Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»

У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».

Русская , получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.

С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.

Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.

В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.

Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у . Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.

В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.

В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.

В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.

Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.

На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает: «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют: «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.

Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.

Иеромонах Макарий Маркиш

Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.

Целебное масло мирры популярно во всём мире. Его уникальные свойства упоминаются ещё в Библии. Получают такой продукт из смолы одноимённого дерева. Это масло ценится благодаря своим чудодейственным свойствам.

Что это такое?

В действительности масло мирры - это древесная смола. Её скопление происходит в тех местах, где кора дерева повреждается. В связи с тем, что в этой смоле содержатся эфиры, кажется, что кора ароматизирована. Само масло получается путём дистилляции.

Внешне мирровое масло похоже на тянущуюся жидкость. Аромат у него - это сочетание нот древесины и дыма. Цвет - желтоватый, может быть бледным, а иногда встречается масло яркого янтарного оттенка.

Полезные свойства для медицины

Это ещё не все вещества, которые содержатся в масле мирры. Но именно они дают возможность врачам рекомендовать это средство, чтобы:

  • снять воспалительный процесс в лимфоузлах;
  • улучшить кровообращение;
  • ускорить заживление тканей после операций;
  • восстановить иммунитет;
  • нормализовать работу желудка и кишечника;
  • восстановить функции матки;
  • скорректировать менструальный цикл;
  • расслабиться.

Мирра - это великолепное противогрибковое средство. Достаточно нескольких процедур с использованием этого эфирного масла, чтобы избавиться от такой проблемы. В медицине широко применяется и его отхаркивающее свойство. Поэтому при бронхитах и всевозможных простудах обязательно прописывают ингаляции с маслом мирры.

Масло мирры. Свойства и применение в косметологии

Угри, сыпь, дерматиты различного характера могут быстро исчезнуть, если правильно применить мирровое масло. Если регулярно его использовать, то можно даже подтянуть овал лица, избавиться от мелких морщин и рубцов, попрощаться с венозными сеточками, вернуть былую упругость.

В каких целях косметологи используют мирровое масло?

  1. Для сухой кожи, чтобы устранить трещины и восстановить нормальный водный баланс.
  2. Для увядающей кожи, чтобы помочь клеткам регенерироваться, вернуть упругость, эластичность.
  3. Для проблемной кожи, чтобы убрать все воспаления.

Важно отметить, что масло мирры помогает справиться с ожогами, убрать послеоперационные рубцы, а также вылечить такие серьёзные болезни, как лишай, экзема или даже герпес.

Как правильно выбрать?

Масло миррового дерева сегодня производят несколькими способами:

  1. Методом дистилляции.
  2. Углекислой экстракцией.

Если это дистиллированное масло, то у средства будут более эффективные и мягкие свойства. Его можно будет без опаски наносить на чувствительную кожу. Масло, полученное путём экстракции, требует особого внимания. Нужно внимательно и аккуратно наносить его, т. к. оно может легко вызвать аллергию или другие неприятные проявления.

Противопоказания

Несмотря на многочисленные полезные свойства масла мирры, у него есть и свои противопоказания для приёма внутрь:

  • Болезни печени.
  • Воспаления кишечника.
  • Почечные инфекции.

Строго противопоказан приём растения, его экстрактов беременным женщинам. Оно увеличивает тонус матки, что может привести к выкидышу или преждевременным родам.

Правильное использование

Нужно правильно использовать масло «Мирра». Применение во многом зависит от проблемы, которую нужно победить. Чтобы ухаживать за волосами, кожей тела и лица можно средство добавлять в уже привычные косметические препараты. На каждые 10 мл базовой основы достаточно 5-7 капель масла.

Есть проблемы с полостью рта? Мирру используют для полосканий. В тёплой чистой воде просто растворяют 2-3 капельки средства.

Мышечные боли и частые спазмы ест возможность победить, если делать компрессы с мирровым маслом. Они должны быть обязательно холодными. В стакан воды добавляют 7 капель средства. В раствор окунают тряпочку из натурального материала. Затем её следует приложить непосредственно к больному месту.

Активно масло мирры используют в ароматерапии. Оно успокаивает, позволяет избавиться от бессонницы, убирает депрессию, сильное напряжение и нервные расстройства. 5 капель средства нужно добавить в аромалампу. Это позволит в полной мере насладиться приятным запахом мирры и нормализовать свои эмоции.

Ароматические ванны помогут расслабиться. Необязательно полностью погружаться в воду с маслом мирры. Можно сделать эффективные ванночки для ног или для рук. Это поможет отдохнуть от лишних хлопот.

Мирра для ногтей

Эфирное масло мирры благотворно влияет на ногти. С его помощью можно укрепить ногтевую пластину, избежать расслоения, залечить трещинки и воспаления, которые присутствуют на кутикуле. Оно прекрасно питает ногти, а также лечит их, т. к. обладает антисептическим действием.

Питательное средство можно сделать и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого потребуется:

  • 4 капельки миррового масла.
  • 15 капель
  • 1 большая ложка миндального масла.
  • 10 капелек лимонного эфирного масла.
  • Большая ложка

Получившуюся смесь переливают в ёмкость из тёмного стекла. Ей нужно настояться около суток. Только потом можно использовать. 1 капля на 1 ноготь ежедневно и ногти будут здоровыми, блестящими и красивыми.

Мирра для кожи

Для красоты кожи лица и тела эфирное мирровое масло можно применять несколькими способами:

  • В чистом виде.
  • В качестве добавки к имеющимся средствам.
  • Как ингредиент «домашней» косметики.

Некоторые рецепты очень просты и доступны каждой женщине:

  1. Омолаживающая маска-лифтинг. Понадобятся овсяные хлопья (50 гр). Их нужно тщательно перемолоть в муку. В таком виде их заливают 30 мл жирных сливок. В этот состав добавляют 5 капель миррового масла. Готовое средство наносят на кожу, через 20 минут смывают, а поверх накладывают питательный крем. Результат - чистота и упругость кожи уже спустя несколько сеансов.
  2. Маска от рубцов поможет убрать следы от угрей, ран, воспалений. 3 капли эфирного гвоздики и мирры добавляют в 10 мл обычного крема. Готовый препарат наносят на нуждающиеся в том участки. Смывать маску не нужною Достаточно подождать, пока всё средство впитается.
  3. Маска - активное увлажнение. Это идеальное средство, которое спасает от сухости кожи. Понадобится 2 измельчённых листа шпината, 15 мл витамина Е и совсем немного (буквально 3-4 капли) масла мирры. Маска наносится на четверть часа, потом смывается.

Что такое Ми́ро?

Ми́ро (ст.-слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице , которая устанавливается на престоле.

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

Мироварение

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Освящение приготовленного мира

Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

Миропома́зание

Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma ) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в православии, католицизме, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь соСвятой Троицей и умножает дары Святого Духа.

Историческое происхождение

Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием » (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).

Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия » . Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства :

  • Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться? ».

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее :

В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом —миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза,ноздри, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет слова молитвы: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь ».

Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но когда в отдалённые местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых. После смерти апостолов, миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или инойПоместной церкви.

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре в двух томах 1913 года написано, что помазание на царство это вторая, высшая, степень таинства Миропомазания.

Согласно 105 главе Большого Требника через миропомазание принимаются лица, крещенные в младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры.

Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистамитаинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей согласно 95 правилу Трулльского собора миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей). В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин) .

Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

Елеопомазание

Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.

Исторически восходит к установленному через Моисея указанию помазывать освящённым маслом Аарона, его сыновей, а затем всех их потомков, ставших священнослужителями в Иерусалимском Храме (до его постройки — в скинии). Елеопомазание упоминается и в Новом Завете (Иак. 5:14) как обряд, совершаемый пресвитером над больным.

Елеопомазание совершается:

  • на воскресной и праздничной утрени. В России это происходит после чтения Евангелия (на полиелее), в Греции — по окончании утрени. Верующие после поклонения праздничной иконе и Евангелию подходят к священнику, который их помазывает с произнесением слов «Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха» , или «Сла́ва Го́споди свято́му воскресе́нию Твоему́» , или «Пресвята́я Богоро́дица спаси́ нас» , или «Святы́й (имярек) моли́ Бо́га о нас» . В Типиконе это описано так:

И исхо́дит иерей с кадилом, предыду́щу ему́ свети́льнику, кади́т на анало́гии ико́ну свята́го апо́стола, и отда́в кади́ло стои́т одесну́ю страны́ анало́гиа: и прихо́дит игумен ко анало́гию, и твори́т два покло́ны, и целу́ет ико́ну свята́го апо́стола. И по целова́нии еди́н покло́н: и взем струче́ц на то устро́енный, помазу́ет себе́ от канди́ла святы́м еле́ем крестообра́зно, на челе́ свое́м: и бра́тия подо́бне целу́ет ико́ну свята́го, игу́мен же помазу́ет святы́м еле́ем иере́а, и про́чую бра́тию. По пома́зании же свята́го еле́а, пое́м час пе́рвый.

Архиепископ Вениамин (Румовский-Краснопевков) полагает, что к елею из кандила (лампады) следует добавлять и елей, освящённый на литии. Он же возводит эту традицию, как «нерушимую связь» между Законом Моисеевым и христианством.

На Афоне помазание совершается во время пения т. н. хвалитных псалмов. В некоторых монастырях сохраняется старинный обычай помазания при помощи двух пальцев.

  • во время таинства крещения перед погружением в купель. Помазание «елеем радования» («елеем заклинания», «елеем оглашенных») известно с древних времён, о нём сообщают Ипполит Римский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Симеон Солунский и другие. Это действие, по мнению учителей церкви, напоминало крещаемому о «духовной брани» и готовило его к миропомазанию, а также отгоняло нечистую силу. После погружения в купель ранние христиане помазывали «елеем благодарения» (впоследствии этот обряд был вытеснен миропомазанием).
  • над усопшим. Это также весьма древний обычай. По мнению Дионисия и Симеона Солунского, он связан с предыдущим и символизирует завершение «жизненного подвига».

Помазание также совершается по желанию верующих елеем из лампад от почитаемых икон и мощей.

Что такое Мироточе́ние?

Мироточе́ние — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением » или «росоточением »).

Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и учёных. Проведению научного объективного исследования феномена мироточения препятствует отсутствие способов надёжного воспроизведения этого явления.

Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относятся:

  • благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно;
  • мироточение мощей апостола Филиппа (согласно апокрифу «Деяния апостола Филиппа », памятник II—III веков);
  • «Мученичество Феодота» (III век) сообщает об истечении мира от останков мученика;
  • многочисленные сообщения об обильном мироточении мощей Димитрия Солунского (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году);
  • мощи св. Николая Чудотворца, находящиеся с 9 мая 1087 года в крипте базилики святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро, которое ежегодно извлекается священниками через небольшое отверстие в крышке гробницы.

Современные примеры:

  • Монреальская Иверская икона Божией Матери по многочисленным свидетельствам почти непрерывно мироточила в течение 15 лет (1982—1997).
  • В 2009 году во время богослужения в воинской части в Севастополе святая икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» замироточила с кровью.

Когда икона источает миро, это может считаться добрым знаком, умилением образа. Лабораторные анализы показывают, что миро - это жидкость органического происхождения. Каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, было установлено, что "это самые настоящие слезы". Миро возникает на иконе буквально "из ничего".

Теперь и в нашем храме есть такое чудо - Мироточит икона святого князя Александра Невского!

Состав и история

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещённых использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ » , которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам .

Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам . До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг . На Западе с V века освящение мира стало совершатся в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis .

В Католицизме

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Миро (масло)" в других словарях:

    - (греч. myron жидкое благовоние, от myro течь капля по капле). Деревянное масло и красное вино, сваренные с благовониями и освященные по уставу церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИРО греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МИРО, (миро) ср. благовонное масло, пахучая масть или душистое маслянистое вещество. | В церк. ·знач. вареное деревянное масло, с красным вином и благовониями, освящаемое в великий четверток, для совершения таинства миропомазания. Они везде (попы … Толковый словарь Даля

    миро - МИРО, арх., церк. – Благовонное масло, миро. Образы, местные, и книги, и двери царские, и ризы, и поручи, и покровы, колокола и кадило, копье и всякие церковные деревянные сосуды присланы на Пелым с сыном боярским Петром Албычевым да со стрельцом … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Кукиш с маслом!, подливать масло в огонь.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. масло смазка, масть, (машинное, техническое) масло, олеонаф, оксоль; (растительное, постное,… … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    Одним миром мазаны.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. миро мазь, елей, масло Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Миро - (греческое myrrha благовонное масло), в христианстве состав, употребляемый при совершении таинства миропомазания. Миро первоначально представляло собой растительное масло. С 6 в. к нему добавляют бальзам и ароматические вещества. В православной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Миро: Вещества Миро ароматическое масло, которым смазывают тело человека во время одного из христианских таинств, Миропомазания. Миро вещество, источаемое иконами или мощами в процессе мироточения. Имена Миро, Жоан каталонский… … Википедия

    миро - и мирра. В знач. «благовонное масло, применяемое при христианских церковных обрядах» миро, ср., род. мира. В пословице: одним миром мазаны (о людях с одинаковыми недостатками). В знач. «ароматическая смола, употребляемая в медицине и парфюмерии»… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    МИРО, а, ср. Деревянное масло с красным вином и благовониями, употр. в христианских обрядах. Одним миром мазаны (перен.: о людях с одинаковыми недостатками; шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Чудо веры , Отсутствует. Вас ждет захватывающий и вдумчивый рассказ о чудесных явлениях, которые происходят в Русской Православной Церкви. Мироточение икон и Святых Мощей. Необъяснимое «удвоение» Святых Ликов и… аудиокнига