Что такое ярило. Ярило - Бог весеннего солнца, юношеской силы, страсти

Ярило – бог солнца, весны, силы и расцвета жизни. Его отцом считается Велес, а матерью Додола, которая является женой Перуна. Подобная измена стала причиной борьбы между двумя богами на смерть. Славяне считали Ярило символом обновления. С ним ассоциируются только добрые и светлые понятия, к примеру, искренность, чистота, нежность и др.

Кто такой бог Ярило?

Изображали его молодым парнем без рубашки. Привлекал он многих своими голубыми глазами. У него были светлые с легким рыжеватым оттенком волосы. За плечами у Ярило развивался большой плащ красного цвета. Передвигался он на белом коне или же пешком. Там, где ступала его босая нога, поднимались растения и расцветали цветы. Кстати, согласно некоторым поверьям Ярило изображали женщиной, но только в мужской одежде. Были у нее собственные атрибуты, так в правой руке она держала чучело человеческой головы, а в другой колоски ржи. На голове находился венок из первых полевых цветов. В некоторых мифах у западных славян говорится о том, что был у Ярило еще один атрибут – щит, на котором было изображено солнце. Многие считали его еще богом молодости и плотского наслаждения. Согласно существующим легендам Ярило был достаточно любвеобильным. Поскольку этого бога еще считали покровителем физической любви, на некоторых изображениях присутствует напряженный фаллос – символ плодородия. В принципе можно сделать вывод, что Ярило является славянским богом не только солнца, но и . Люди верили, что ему также подчиняются все дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой он становился Морозом и убивал все, что создал весной.

Главный миф с участием этого бога имеет отношение к созданию жизни на земле. Когда Земля-Матушка спала под покрывалом Хаоса, появился Ярило. Он стал ее страстно целовать, что заставило Землю проснуться. В месте, где бог солнца оставлял свой поцелую появлялись цветы, поля, леса, реки, моря и т.д. Тепло славянского бога Ярило настолько разгорячило Землю, что она родила животных, птиц, рыб и другую живность. Именно поэтому часто живых существ называют «детьми Ярило». Особенные и пылкие поцелуи привели к рождению человека.

У славян с богом Ярило связано много различных обрядов, в которых использовались куклы и чучела олицетворяющие его. К примеру, в начале весны пели различные песни и проводили празднования в честь бога солнца, где выбирали Ярилу и Ярилиху. В конце торжества чучело, посвященное Ярило, отпевали и хоронили в чистом поле. Подобный ритуал символизировал приход весны. Ежегодно бог солнца умирал и рождался снова.

Символ бога солнца Ярило у славян

Свастика играла большую роль в жизни славян. Различные символы наносились на здания и вышивались на одежде. Изображения использовали для создания различных оберегов и браслетов. Что интересно, неоязычничество постоянно приписывает Ярило новые солярные знаки и на сегодняшний день их насчитывается, примерно 150 шт. В общем, есть несколько символом, принадлежность которых к этому богу все же удалось доказать:

  1. Коловрат – восходящего солнца, а также он указывает на вечность жизни и на победу зла над добром.
  2. Посолонь – символ заходящего солнца, а указывает он на конец созидательной продуктивной деятельности.
  3. Колард – символ плодородия и процветания.
  4. Инглия – символ первичного огня, из которого появилось мироздание.
  5. Сваор-Солнцеврат – символ движения Ярило по небу.

Чтут языческого бога Ярило 21 марта, в день первого месяца языческого года. Кстати, почитали в это время также других богов, которые пробуждают жизнь: Жива, Даждьбог и Сварог. Вспоминают Ярило еще и на Юрия Зимнего – 9 декабря.

Ярило – Яростный – в славянской мифологии значит неукротимый, яровать – неистовать забываясь. Сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в веденье» славянского Бога Ярило. То есть его можно назвать в какой-то степени богом любви.
Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне (по другим поверьям Ярило изображался в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой ржаные колосья. На голову Яриле надевали венок из первых полевых цветов) Именно так на праздники весной наряжали девушку древние славяне, сажали ее на коня и водили по полям)
Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия (именно это означает чучело головы в его руке) Ярила был богом весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью. Именно из-за отца Ярило стал земледельцем ведь его отец могучий Велес , как и его мать он стал воином (матерью была Дива-Додола ) Родился Ярило от того что Дива понюхала чудесный ландыш в который превратился Велес.
Ярило подчиняются дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой Ярила превращается в Мороз и уничтожает то что родил весной.

Возможно, что Яровит и Руевит - Ярый и Рьяный - два имени единого божества у западных славян. Ругевит или Руевит - у ругов-руян, семиликий бог войны, кумир стоял в г. Карензе (Корница) на Рюгене. Саксон пишет:
"(Город) знаменит капищами трех славных храмов. Главное капище находилось посреди передней части храма, которая так же как и капище, не имея стен, завещано было пурпуровой тканью, так что кровля лежала на одних колоннах. Когда сорваны были оба покрова, то дубовый идол Руевита безобразно раскрылся со всех сторон ".
Кумир Руевита был истреблен епископом Абсалоном в 1168 году. Он имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, седьмая звериная была на груди. Разве лишь атрибутика говорит, что это разные боги в понимании ругов и штетинцев. Символом Яровита был огромный щит, скореевсего олицетворяющий солнце, поскольку праздники в четь него устраивали перед началом лета (как и у Ярилы, призывая плодородие на поля).
Весьма характерно, что Ярило в белорусских праздниках участвует то в виде Яры-Ярилихи, то в виде мужчины с огромным фаллосом. Между тем корень "яр" присутствует в таких специфические "женских" словах: яровая овца - ярка, ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, а вот употребление данного корня в женском роде: ярость, доярка, ярь, ярина (овечья шерсть), яра (весна).
Мы рассматриваем Ярилу как умирающего и воскресающего сына или явью ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой. Его день - вторник. Его месяц - март, названный так в честь бога войны - Марса, его металл - железо, камни -янтарь, рубин, гранат, гематит.
Для нас представляется интересным, что этот бог имел свои аналоги у целого ряда народов. И, хотя ряд исследователей скорополительно записывают Ярилу в позднесредневековые выдумки, это не может быть так поскольку корень "яр" является древнейшим общеславянским и даже индоарийским корнем. Напомним, что этимологически и функционально славянскому Яриле соответствуют, римский Эрил, имеющий несколько жизней, как и Марс, бог ярой силы возрождения природы, хетто-хурритский бог войны Ярри, аккадский бог войны Эрра, греческий бог войны Арес-Арей.
Празднование Ярилы во-первых приходится на 21 марта, начало первого месяца языческого года, связано это с тем, что "скотий бог вздевает Зиму на рога". Возможно, в тот же день чествовались боги, пробуждающие жизнь - Жива , Даждьбог и Сварог . Чтут Ярилу и на Юрия Зимнего - 9 декабря, вместе с Даждьбогом.

Ярило божество весеннего плодородия у восточных славян. Его образ реконструируется на основе календарных обрядов, поздних народных верований, языковых данных, а также с помощью сопоставления с типологически близким персонажем в мифологии балтийских славян.
Имя божества восходит к древнему корню яр-, связанному с представлениями о весеннем плодородии. В современных языках восточных славян сохранилось довольно много слов с этим корнем, значение которых включают понятия весны, хлеба, плодородия, молодости, страсти.
Так, в русских диалектных говорах слова «яровой», «ярый» означают «весенний», «посеянный весной»; «яровое», «яровик» - «поле, засеянное яровым хлебом»; «ярина» - «ячмень, овес»; «ярь», «ярица», «яровина» и подобные - обозначают хлеб; «яровик» - «молодой бычок»; «ярка», «ярушка» - «молодая овца» (до года); «ярые пчелы» - «молодой рой»; «ярый» - «сердитый», «горячий», «огненный»; «ярость», «яр» - «огонь, пыл». Слово «ярун» употребляется для обозначения животного «в поре течки и рущенья», глухаря во время токованья, любого, кто «ярует», то есть находится в возбужденном состоянии. В украинском языке «ярь» означает «весна», а «ярий» - «молодой», «весенний», «полный сил», «страстный». В диалектах обоих языков слово «ярость» сохранилось в таких значениях, как «похоть, возбужденное состояние у животных в период течки» и «страстность, любовная готовность», а глаголы «ярить», «наяривать» - в значениях «делать что-либо быстро и неутомимо» и «находиться в половой связи». На игре значений этих слов построена, в частности, загадка «с картинками», то есть с двусмысленным содержанием, о венике: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, зачал бабу ярить, только палка стучит».
Показательно, что западные и южные славяне располагают близким комплексом языковых данных, касающихся слов с корнем яр-: круг их значений примерно тот же, - что свидетельствует о древнеславянском происхождении этого корня.
Первое упоминание о Яриле как календарно-обрядовом персонаже относится к 1765 году и принадлежит Тихону Задонскому, наблюдавшему языческое празднование в Воронеже в мае того же года. В своем послании, осуждающем языческое действо, он писал: «избирался миром человек, которого обвязывали всякими цветами, лентами и обвешивали колокольчиками <...> В таком наряде под именем Ярилы ходил он, пляшучи, по площади в сопутствовании народа обоего пола». В этом же послании Тихон Задонский сообщил, что среди собравшегося на празднество народа он увидел много пьяных, в том числе и женщин, которые плясали под «скверные» песни, а также иных, ссорящихся и дерущихся между собой. Совершенно неудивительно, что церковь воспринимала такие игрища как «бесовские».
В белорусской традиции имя Ярилы сохранилось только в обрядовой песне, а само гулянье происходило в конце апреля. Существует описание белорусского ритуала, относящееся к середине XIX века. На роль главного персонажа крестьяне выбирали красивую девушку, наряжали ее в белую одежду, украшали ее голову венком и сажали на белого коня, привязанного к столбу. Затем вокруг нее девушки, тоже с венками на голове, водили хоровод или вели коня по засеянной ниве. Xoждeниe сопровождалось песней:
Валачывся Ярыло
Па усему свету,
Полю жито радзив,
Людзям дзеци пладзив.
А гдзе ж он нагою,
Там жито капою,
А гдзе же он ни зырне,
Там колас зацвице
Текст песни с полной очевидностью указывает на продуцирующее значение обряда относительно и урожая в поле, и рождения детей, а также на причастность к силе плодородия мифологического персонажа «Ярылы».
Празднества в честь Ярилы в некоторых местах у русских - Нижегородской, Симбирской, Рязанской, Ярославской губерниях - справляли во второй половине XIX века, а кое-где - и в начале XX века. Они назывались «ярилами», «ярилками», «Яри-лиными игрищами» или «Ярилиными гуляньями». Празднества обычно приурочивались к первому дню Петровского поста, к Иванову дню или его кануну. В Поволжье петровское заговенье или понедельник после него назывался Ярилиным днем. В По-шехонье Ярославской губернии за неделю до Иванова дня отмечали «молодого Ярилу», а перед самим Ивановым днем «старого Ярилу».
Практически все источники об этих празднествах указывают на их широкий разгульный характер. Гулянья сопровождались не только плясками, ряженьем, но и пьянством, буйным поведением, исполнением неприличных песен, вольными отношениями молодежи обоих полов. Так, известный литературовед Н. М. Мендельсон в конце XIX века записал в Зарайском уезде Рязанской губернии, как здесь справляли Ярилки в 1860-1870-е годы. В его записях отмечается, что в ночь на последнее воскресенье перед Петровским постом молодежь отправлялась по реке к холму, который носил название «Ярилина плешь». Семейные люди на Ярилки не допускались. Особенностью празднования были зажигание костра на «Ярилиной плеши», исполнение песен «с причинкой», то есть явного эротического содержания, и разнузданные оргии, кончавшиеся только к утру. На вопрос исследователя о том, кто же такой был Ярила, местными жителями был дан следующий ответ: «Он любовь одобрял».
Эротический элемент составлял неотъемлемую часть и приуроченных к празднованию Ярилы земледельческих обрядов, сведения о которых дошли до нашего времени лишь в небольшом количестве. К первой половине XIX века относится описание костромского гуляния, во время которого совершалось погребение Ярилы: старик, обряженный в лохмотья, нес в небольшом гробике куклу в виде мужчины «с его естественными принадлежностями»; при этом пьяные бабы провожали гробик до могилы. Еще в первых десятилетиях XX века в Даниловском уезде Ярославской губернии также сохранялся обычай, который назывался «погребать Ярилову плешь». В заговенье парни лепили из глины антропоморфное изображение «Ярилы» - в рост человека с подчеркнутыми мужскими признаками, - а напротив него ставили «Ярилиху». После гулянья кукол «Ярилы» и «Яри-лихи» разбивали и сбрасывали в реку. Если учесть, что одно из значений слова «плешь» в русских народных говорах - «мужской половой орган», то вполне прозрачными становятся как названия местного топонима «Ярилова плешь» и календарного обряда «погребать Ярилову плешь», так и смысл ритуальных действ - сообщить земле плодородие. В Пензенской губернии говорили, что «на Ярилу земля ярится».

В некоторых местах в Поволжье в Ярилин день - петровское заговенье - тоже совершали обряд с изготовлением соломенного чучела, ношением его по селу и проводами - сжиганием или потоплением. Однако здесь чучело чаще называли не Ярилой, а «весной», «русалкой» или другим именем. При этом считалось, что с празднованием Ярилы «провожают весну». Действительно, все упоминаемые выше сроки празднований, имеющих отношение к Яриле в его поздних обрядовых воплощениях в культуре восточных славян, осмыслялись в народной традиции как временая граница между весной и летом, когда силы природы приближаются к своей высшей точке.
Таким образом, Ярила в обрядности XIX - начала XX веков выступает как сезонный персонаж, связанный с земледельческим культом и воплощающий плодородие. В накопленных языковых и обрядовых данных, касающихся образа Ярилы, современные исследователи видят отзвуки древнеславянского культа языческого божества весеннего плодородия.
О праславянском характере этого культа свидетельствуют бал-тославянские данные о Яровите, имя которого также включает корень яр-. Известно, что у балтийских славян Яровит был богом плодородия, ритуалы в его честь совершались 15 апреля. Яровит считался также богом войны. Поэтому на стене его святилища в Вольгасте висел щит, украшенный золотыми бляхами; в мирное время щит нельзя было сдвигать с места, а во время военных действий его несли перед войском. Функции и атрибуты Яровита, имеющие отношение к его продуцирующей функции, согласуются с чертами Ярилы: письменные источники сообщают, что во власти Яровита находились зелень и плоды земли.
После принятия христианства некоторые функции Ярилы воспринял св. Георгий, или Егорий и Юрий, как его называли в народе. Отождествлению Ярилы с Юрием способствовало, прежде всего, созвучие их имен, поскольку слова с корнями яр- и юр- в славянских языках имеют близкие значения. Для примера приведем лишь некоторые слова с корнем юр-. Так, слова «юра» и «юри-ла» в русских говорах означают «непоседа, юла»; на Смоленщине и в болгарском языке слово «юр» означает «ярость, похоть, вожделение»; украинское «юрити» - «беситься».
Соотнесение в народном сознании языческого божества и христианского святого основывалось также на близости календарных сроков праздника Ярилы (конец апреля - июнь) и Юрьева дня (23 апреля), а также из специфики текстов, которые относятся к образу св. Георгия и связаны с весенней обрядностью.
В народном культе св. Георгия, в юрьевских обрядах и обрядовых текстах очевидно проступают архаичные черты празднеств в честь Ярилы и самого его образа. Так, на основе материалов приведенного выше белорусского весеннего ритуала и фольклорных текстов, в частности заговоров, устанавливаются некоторые общие черты мифопоэтических образов Ярилы и св. Георгия. Это белый цвет одежды и коня. В белорусских заговорах этот цвет соответствует атрибутам Бога или Егория: выяжжал к нам Господь Бог на белом коне и у белом платьтю загорадживать нашу скотину зялезными тынамя, замыкая золотыми ключами, поня-се золотыя ключи на синяя мора»; «Вот выизжал святэй Яго-рий на сваим белым конику»
В народной традиции св. Георгию, как и Яриле, приписывалось покровительство плодородию земли и плодовитости животных. А некоторые тексты, указывающие на продуцирующую функцию Егория, чрезвычайно близки песне с упоминанием «Ярылы», сопровождавшей весенний белорусский обряд и приведенной выше, например:
Святы Юрай по полям ходзиу
Да жито радзиу.
Где гора, там жита копа,
Где лужок, там сена стожок,
Где долинка, там жита скирда.
В церковном календаре было два дня памяти св. Георгия: весенний - 23 апреля, и осенний - 26 ноября. В народной традиции эти дни являлись существенными вехами земледельческого цикла и сезона пастьбы, а в целом осмыслялись как начало и конец теплого времени года. Действительно, 23 апреля, какой бы ни была погода в этот день, домашний скот в первый раз обязательно выгоняли на улицу. С весеннего Юрия, как и Ярилиного дня, по народным представлениям, начиналось лето. В обрядовой поэзии это представление реализуется с помощью мотива отмыкания ключами весны и лета:
Подай, Юрью, звонки ключи,
Отомкнуты красну весну, Красну весну, тепло лито
Мотив ключей и открывания ими земли, травы, росы, воды, жеребят, бычков, женитьбы характерен для «юрьевских песен» не только у восточных, но и у западных славян, а также у балтийских народов.
В некоторых местностях у русских, белорусов и украинцев существовал обычай катания по росе или по земле, приходившийся на какой-нибудь из весенних праздников, в том числе и в Юрьев день, и сопоставимый с особенностями Ярилиных гуляний: этот обряд граничит с традиционно осуждаемой свободой в отношениях мужчин и женщин. Так, в Полесье на Юрьев день до восхода солнца парни с девушками, разбиваясь на пары, катались по житу, что объяснялось следующим образом: «С хлопцем покатаешься - чтоб хлопец любил <...> чтобы взял меня замуж». В Смоленской губернии день «на Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю». Значение этого действа объясняется типологически близкими обрядами, совершавшимися в Вознесенье или на Пасху. В Калужской губернии после молебна в Вознесенье крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы «снопы были тяжелыми», «посевы тучными»; если же священнослужители отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно. В Рязанской губернии пасхальный обычай, согласно которому женщины хватали попа или пономаря и, повалив на землю, катали по ней, объяснялся желанием, чтобы лен уродился лучше. Таким образом, обряд катания по земле был направлен на продуцирование как урожая хлеба и качества льняного волокна, так и заключения брачных союзов.

Славянская культура отождествляла природные явления с определенным божеством, где каждый бог являлся покровителем в определенной сфере или цикле жизни. Отношение к разным явлениям и растениям окружающего мира как к живой сущности помогало нашим предкам жить в гармонии с природой и собой.

По легендам славян бог солнца имел 4 ипостаси соответствующие времени года (жизненному циклу).

    металл - используется для создания мужских оберегов (золото и железо);

    день недели - воскресенье.

Помимо перечисленных атрибутами весеннего солнца являются все солярные символы, а также белый конь, колосья спелой пшеницы, человеческий череп. Оберег Ярило создается с использованием любого из атрибутов и призван усилить плодородие, в том числе делается и для бездетных пар желающих зачать и родить ребенка.

Яровита изображали на белом коне в одной руке с пшеничными колосьями, в другой с черепом. Так он объезжал весенние поля даруя плодородие. Этот образ создан на основе описания празднования Ярильего дня, встречается во многих литературных и исторических источниках.

Символы

Символы славянских покровителей имеют большую силу и используются в изготовлении оберегов и амулетов. Каждый бог является покровителем определенных даров. Бог Ярило не исключение.

Символы славянского весеннего солнца и любви также имеют большую силу. Самые распространенные знаки, нашедшие доказательства в мифологии, легендах и сказаниях.

Существует множество других знаков Ярило олицетворяющих солнце и плодородие, но не все нашли подтверждение в исторических трудах доступных современным археологам и историкам.

Сила оберега

Талисман Ярило (амулет с изображением солнца) относится к сильному оберегу положительно влияющему на раскрытие внутреннего потенциала человека, усиливает творческий потенциал и желание создавать что-то новое, усиливает энергетику обладателя.

Изображение солнца также является символом мужского плодородия.

Изготовление оберега «солнце» из нитей оберегает дом и семью от влияния негативной энергии, усиливает позитивное мышление, избавляет от депрессии и недобрых мыслей.

Изображение солнца можно использовать в украшении одежды или интерьера в виде пано, картины, вышитого или связанного изделия.

Носить солнечный оберег можно всем (детям, женщинам, мужчинам). При этом амулеты из золота или железа больше подходят мужчинам, а узелковые (из нити) или вышитые хорошо подойдут женщинам и детям.

Ярила в православном кал ендаре (олицетворение весеннего равноденствия)

После внедрения христианства образ Руевита претерпел изменения и был частично перенесен на святого Георгия (Егория, Юрия).

Главным днем считается весеннее равноденствие 21-22 марта. В современное время праздник носит название масленицы и проводится с обрядовым сжиганием чучела. Данный обряд имеет древние славянские корни когда прощаясь с зимой сжигали обрядовую куклу , прощаясь с зимой приветствовали пробуждение природы весельем и играми молодецкими. Встреча весны носила названия Яриловых гуляний.

После проводился обряд сжигания Ярило и приветствие Купалы (день Ивана-Купала), отмечался 3 июня и ознаменовал конец весны - начало лета.

Божества связанные с Ярилой

Образ бога солнца меняется с временем года от новорожденного Коляды до пожилого Свянтовита.

Бог весны и плодородия связан с Яровитом (балтийский бог плодородия). Руевит также связан с Ярилой, что переводится со славянского «ръвати» как разрывающий ледяные покровы.

Также сравнивали с Костромой, где по некоторым легендам она являлась женой Ярила - ярилихой. По другим источникам женская ипостась бога солнца (данное предположение не подтверждается).

Существовал обряд чествования Ярилы и Ярилихи, что указывает на то, что это разные божества и Кострома (Костробунька) все же относится к его супруге.

Данный обряд свершался на купалу, в конце Русальей недели (15 апреля). Роль Ярилы и Ярилихи исполняли выбранные парень и девушка или ряженные куклы. Одевали в белые нарядные одежды и чествовали играми да весельем. В конце обряда чучело закапывались в землю. Обряд посвящен был главному событию славянского рода - началу посевной.

Заключение

Ярило, сын Велеса является хранителем жизни и покровителем пробуждения. плодородия и страсти. Бог солнца благоволит людям схожим с ним по характеру (веселым, влюбчивым и светлым). Оберег Ярило имеет множество вариантов от простого изображения небесного светила, до изображения самого бога и его атрибутов.

Сила символа “солнце” направлена на созидание, развитие талантов и уравновешивания характера. подходит для украшения жилья и ношения в качестве нательного талисмана. Относится к универсальным обережным знакам подходящих для детей и взрослых. Однако варианты из металла больше все же мужские.

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Ярило

Ярило – солярное божество древних славян периода языческой Руси, который являлся самым младшим из солнечных богов, составляющих пантеон. Люди считали его братом Даждьбога и Хорса, веря, что он был незаконнорожденным сыном бога-оборотня Велеса и жены бога-громовержца Перуна Додолы. При этом, дошедшие до нас данные настолько скудны, а родословная богов славян настолько запутана, что сегодня разобраться в ней нет никакой возможности.

Легенда о славянском боге Ярило

Однако, из ранних летописных текстов нам историкам известно, что Ярило славянские народы относили к поколению внуков и сыновей основных богов. Ярило-Солнце считался божеством, одаривающим людей неистовой страстью и здоровыми детьми. Таким образом, он ассоциировался не только с расцветом природы и человеческих сил, но и с плотской любовью. Также, это божество довольно часто древние авторы называли воплощением весеннего солнца и богом весны.

При этом, если бог Коляда «заведовал» только рождённым, молодым светилом, которое только начинает свою жизнь после холодной зимы, то Ярило отожествлялся с набравшим силу весенним солнцем. Характерными чертами этой божественной сущности выступали искренность, яркость темперамента, неистовость и чистота. В целом, ему приписывались все так называемые «весенние» черты характера человека. Ассоциации данного бога с культом весны также можно отследить по названию яровых культур зерновых, засевающихся перед началом весны.

Словесное описание бога Ярило

Древним славянам Ярило представлялся молодым и статным парнем с голубыми глазами и прекрасными чертами лица. В большинстве случаев его изображали нагим по пояс, что символизировало не только жаркую погоду, за которую отвечал весной солнечный бог, но и его покровительство влюблённым и молодым людям. Однако, исследователи акцентируют, что божество не отвечало за чувства людей друг к другу, но лишь «вдохновляло» их желанием плотской любви.

Согласно одной из дошедших до нас легенд, прекрасная богиня Леля полюбила бога Ярило и признавшись ему, получила от него взаимность. При этом, Ярило признавался в любви Ладе, Маре и множеству земных женщин. Этот бог не признавал священные узы брака и семью, но выступал лишь за неукротимую страсть.

Праздник бога Ярило

День почитания этого солярного славянского божества или же Ярилин день на Руси праздновали в самом начале июня (по современному календарю). Как правило, празднование приходилось на первое – пятое число этого первого летнего месяца. Но, это совершенно не значит, что о нём забывали в другие важные сезонные праздники. К примеру, Ярила почитали на праздник весеннего равноденствия, на Ивана Купала, Масленицу и праздник Сороки. Это свидетельствует о важности для славянских народов поклонения солнечному свету и теплу.

Ярилин день являлся праздником конца весны и начала летних дней. Согласно народным поверьям, в данный день нечистая сила старалась спрятаться в самые недоступные места (под камни, в болото и пр.), ведь в этот день солнечные лучи обладали особой магической силой.

Стоит заметить, что отмечали этот праздник вплоть до восемнадцатого века, о чём есть свидетельства в записях Воронежской и других губерний. В Киевской Руси в этот праздник люди устраивали яркие масштабные ярмарки, которые заканчивались танцами и хороводами вокруг больших костров. Есть народная поговорка: «На праздник Ярилы все святые с ним борются, но побороть не могут», что свидетельствует ещё раз о том, что невзирая на запрет христианских священников и государства этот языческий праздник продолжал праздноваться людьми.

На празднике мужчины устраивали кулачные бои, веря, что и сам бог Ярило не отличается покладистым и мягким характером. Обязательными блюдами в этот день были яичница, сладости и пироги. Кроме того, ни один Ярилий день не обходился без обязательной требы идолам этого солнечного божества. Как правило, в качестве необходимой жертвы выступало пиво и мёд. Как и на каждый языческий праздник к ночи разжигались костры у которых плясала молодёжь, одевшая свои самые лучшие и яркие наряды. Согласно некоторым литературным источникам, имели место быть и игры брачного характера.

При этом, все заключённые в этот вечер браки считались полностью законными, а рождённые после праздника дети являлись рождёнными в браке. Не менее популярны в этот день были и походы к тем, кто делал привороты или умел гадать на судьбу и любовь.

Древнеславянский миф о Яриле рассказывает о любви этого божества к Матери-Земле, что по сути, является отражением верований о самом зарождении жизни на всей земле и о воскрешении этого мира после каждой зимы. Из этого текста мы узнаём, что изначально солярное божество влюбилось в пустую и холодную землю. Желая оживить её, он спросил разрешение у остальных богов, которые запретили ему это. Тогда Ярило направил к земле свой взгляд и вопреки их воле пробудил безжизненную землю, наполнив её своим теплом.

0 Сегодня вы узнаете о Ярило, славянском боге войны, который также является богом плодородия и весны. Его также называют "Ругевидом ", "Геровитом " и "Яривидом ". Ярило - сын Перуна, бога грома, но его украли у его отца, а затем отправили в подземный мир, где он был спасён Велесом. Некоторые люди представляли себе Ярило, как очень красивого молодого человек в белых одеждах, который скачет на белом коне. Его одежда была украшена цветами и колосьями.
Из-за этого в различных весенних ритуалах девушки украшают себя белыми цветами и садятся на лошадей в честь этого божества. Существует ещё одно убеждение, что Ярило был семиглавым воином в рыцарских доспехах. Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы всегда получать только полезную и проверенную информацию.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на парочку интересных публикаций по тематике образования и науки. Например, кто такой Световид , что такое Ипостась , как понять слово Аспект , узнайте больше про Кельтских богов и т. п.
Итак, продолжим, Ярило, бог славян, значение?

Ярило - это славянский бог растительности, плодородия и весны.

Этимология названия «Ярило»

Этот термин образовался от протославянского прилагательное «jarъ » (jâr = rage, jarko = bright, žar = fire, passion) выражает то, что характеризуется, как "молодая жизненная сила ", "яростная сила роста ". Эта мощь не воспринимается абстрактно, а является архаичным понятием. Эта сила проявляется в определённое время года, весной. Это весенняя энергия, которая открывает лето, знаменует собой начало лета и возрождение для природы.

По названию прилагательного во всех трёх его версиях: "jarъ", "jara" и "jaro " подразумевает «весну», «тепло», «свирепость», «молодой год » и т. д.
В Хорватии и Сербии "jar " означает «гнев», «жестокость », а в польском языке "jar " и украинском "йар " переводится, как «весна». В России "яр " (žar) означает «огонь», «гриль ».
Очевидно, что первоначальный смысл протославянского "jar " может в равной степени относиться к росту молодых животных и растений.

Ярило Воин

Итак, Ярило был представлен семью разделёнными статуями или даже, как одна статуя с семью головами. Есть много теорий, почему у Ярило было семь голов. Некоторые эксперты утверждают, что это существо на самом деле состоит из семи богов в одном теле, а другие предполагают, что его семь голов представляют семь месяцев в году, за которые отвечает Ярило. Одна сторона этого бога была связана с войной и его воинственным характером. Когда дело доходит до этой стороны характера, нужно понимать, что Ярило вовсе не был кровожадным. Он защищал слабых и беспомощных славянских людей от нападений. Он хотел мира и гармонии, поэтому из-за этого у Ярило в одной руке находится оливковая ветвь, в то время как в другой он сжимает меч.

Если не было другого способа решить проблему, Ярило использовал свой меч. Он нёс восемь мечей и большой щит, украшенный золотом. В то время, как семь мечей представляли семь месяцев в году, которые находятся под юрисдикцией Ярило, восьмой меч был его собственным. Самый большой храм Ярило находился на острове Рюген в Германии. В корне его названия лежит слово «jar », что означает "огонь", "ярость", "мощь " и, таким образом, раскрывает его огненный темперамент. Но, как говорилось ранее, Ярило не был злым богом, он был праведным и добродушным.

Ярило на самом деле является комбинацией несовместимых характеров. Прекрасный баланс между двумя совершенно разными понятиями. С одной стороны, у него присутствует ярость, мощь, мужество и навыки отличного бойца, а с другой - доброта, нежность, красота и плодовитость, выступающие в качестве олицетворения весны и лета.

Бог весеннего плодородия

Он стоит напротив Поревита (пятиликий бог у вендов, почитавшийся в городе Коренице на о. Рюген), который правил в течение оставшихся пяти месяцев зимы (в то время как Ярило царствовал ещё семь месяцев). Поревит также был братом Геровита (Ярило), чей храм находился на острове Рюген. Как божество плодородия, Ярило олицетворял собой исключительно наше жаркое светило, которое позволяет кукурузе быстро расти и вовремя вызревать, а так же защищает урожай от разрушительных штормов.

Святой Георгий и Ярило

Святой Георгий заменил Ярило в христианстве. Этот святой сражался с Драконом, который олицетворял собой тьму и зло. Одной из причин, почему Ярило был связан с Георгием, является сходство в их именах. Сегодня среди славянских народов имеются имена, основанные на имени Ярило (Ярослава, Яромир, Ярослав).
У Ярило были так же дни, когда люди праздновали и поклонялись ему. Славяне приносили в жертву Ярило свой скот (овец или коз), и люди использовали цветы и листья для украшения своих домов. После прихода христианства, его имя постепенно забывается, хотя существуют ещё люди, которые поклоняются древним богам.

Прочтя эту полезную статью, вы узнали, о славянском боге Ярило, и теперь не попадёте в затруднительное положение, если вам вдруг придётся услышать это имя.

Узнайте больше о славянских богах!