Что значит числительные. Имя числительное

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Числительные отвечают на вопросы: сколько? или какой?

Числительные делятся на количественные и , изменяются по и могут быть разными членами предложения (). В научной лингвистической литературе нет единой точки зрения в определении объёма слов, относящихся к числительным, также нет единого мнения в выделении семантических .

Виноградов В. В. подчёркивает, что в современном русском языке категория имён числительных ещё не достигла той степени абстрактности, которая характерна для западно-европейских языков. По происхождению числительные являются разными частями речи.

Некоторые известные отечественные лингвисты не считают имя числительное самостоятельной частью речи. Например, Пешковский А. М. относил слова четыре , пять , шесть к счётным ; четвертый , пятый - к счётным ; дважды , трижды - к счётным .

Виноградов В. В., Гвоздев А. Н., Розенталь Д. Э. относят к числительным такие слова, как много , мало , немного , столько , сколько , несколько и др. Поэтому можно говорить о широком и узком понимании числительных как части речи.

Узкое понимание числительного как части речи у Галкиной–Федорук Е. М.: «К имени числительному относятся только количественные числительные, порядковые - исключаются». В «Грамматике - 80» исключаются и .

При широком понимании к числительным причисляются:

  1. количественные числительные (3 группы, как и при узком понимании);
  2. порядковые числительные: второй , десятый , пятнадцатый ;
  3. неопределённо–количественные слова: много , мало , столько , сколько .

Существует еще одна проблема: куда относить порядковые числительные?

I точка зрения:

Востоков А. Х., Пешковский А. М., Виноградов В. В., авторы «Грамматики - 70, 80», Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что порядковые числительные - это : по значению выражают отношение к числу, имеют словоизменительную , и падежа также, как прилагательные. В предложении являются согласованными определениями. Кроме того, некоторые порядковые числительные могут приобретать качественное значение: первый сорт , второй сорт , на вторых ролях .

II точка зрения:

Овсяннико-Куликовский Д. Н., Шахматов А. А., Гвоздев А. Н. рассматривают порядковые числительные как разряд числительных.

Признаки, которые позволяют рассматривать порядковые числительные как особый разряд числительных:

  1. имеют числовое значение;
  2. имеют структуру (как и количественные числительные могут быть составными): сорок пятый , восемьсот двенадцатый ;
  3. тенденция к употреблению количественных числительных в значении порядковых: дом двадцать шесть - дом двадцать шестой .
Категориальное значение числительного:
  1. обозначение отвлечённого числа: двадцать , тридцать ;
  2. количество предметов: три окна , шесть ламп ;
  3. порядок при счёте: первый , второй , пятый .
  • В какой колонке выделенные слова обозначают:
    1. количество предметов и отвечают на вопрос сколько?,
    2. число и тоже отвечают на вопрос сколько?,
    3. порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой?
  • Определите падеж выделенных слов.

Выделенные слова - имена числительные . Числительные, отвечающие на вопрос сколько?, - количественные .

Числительные, отвечающие на вопрос какой? (какая? какое? какие?), - порядковые .

Некоторые учёные считают порядковые числительные порядковыми прилагательными в силу того, что они не обозначают количество и число и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?).

Имена числительные бывают разными членами предложения:

Два да два - четыре .

Разделите шесть на три .

Мы живём на втором этаже.

Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения:

Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов .

  • Что обозначают и на какие вопросы отвечают имена числительные?
  • Какими членами предложения могут быть имена числительные?

Применяя данное определение, рассуждайте так: Четыре книги лежат на столе. Сколько книг? Четыре. Это количественное числительное. С существительным книги оно образует словосочетание, которое является одним членом предложения - подлежащим. Рассмотрите рисунок на восьмой странице. На какой странице? На восьмой. Слово восьмой - порядковое числительное. В предложении является определением.

345 . Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к. , над порядковыми - букву n . Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков.

1. Вход..т семь богатырей , семь румяных 3 ус..чей. 2. С первого щ..лчка прыгнул поп до потолка; со второго щ..лчка л..шился поп языка, а с третьего щ..лчка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поз..но вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, приш.л невод с одной ры..кой. (А. Пушкин.) 5. Три - нечётное число. 6. Семь и четыре - одиннадцать .

Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами.

346 . Дополните каждый ряд данными словами. Составьте два предложения с однородными членами, используя любые количественные и любые порядковые числительные.

Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак , (стал) пятиклассником , (громадная) пятерня , пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

347 . Числительные чаще записываются цифрами, чем прописью. При чтении текста с цифровой записью числительных нередко допускаются ошибки: числительные употребляются не в том падеже, который требуется. Проверьте себя, правильно ли вы употребляете числительные. В скобках записаны по две формы числительных. Выберите ту, которая соответствует нормам литературного языка. Прочитайте вслух.

Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты. Они достигают 150 (сто пятьдесят, ста пятидесяти) метров. Ель вырастает до 60 (шестьдесят, шестидесяти) метров, сосна - до 48 (сорок восемь, сорока восьми) метров. Берёзка бывает высотой около 36 (тридцать шесть, тридцати шести) метров, а дуб - до 25 (двадцать пять, двадцати пяти) метров. Богат и разнообразен мир живой природы, и человек должен беречь его.

348 . В каком стиле написан текст? Назовите в нём порядковые числительные. Составьте и напишите расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в школе.

Расписка

Мною, Ивановым Виктором, учеником 6 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки в классе новинок детской литературы.

Числа от 1 до 999999 обозначаются при помощи 13-ти корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча. Простые числительные состоят из корня и окончания (шесть) или из корня и суффикса (шестнадцать). Сложные числительные образуются с помощью двух корней (шестьдесят, шестьсот). Составные числительные образуются комбинацией простых и сложных числительных (шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть).

Морфологические признаки

Перечислим морфологические (грамматические) признаки целых количественных числительных.

1. Количественные числительные до тысячи не имеют рода и числа. Исключение два слова: один, два.

  • Два - средний и мужской род (два моря, два материка);
  • Две - женский род (две реки);
  • Один - мужской род (один материк);
  • Одна - женский род (одна река);
  • Одно - средний род (одно море).
    Примечание. Если составное целое числительное заканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе: шестьдесят один ученик (а не учеников).
  • Одни - обычно употребляется с существительными, имеющими только множественное число, но значения множественности не передает: одни ножницы, одни часы, одни санки. Примечание. Слово одни в остальных случаях выступает в роли других частей речи.
    В классе были одни мальчики (одни в значении частицы «только»).
    Одни важные гости не приехали на встречу, а другие опоздали (в значении неопределенного местоимения «какие-то, некоторые»).

2. Если числительные один и два имеют изменяемую категорию рода, то числительные тысяча, миллион, миллиард - неизменяемую: тысяча - только женский род, миллион, миллиард - только мужской род.

4. Количественные числительные склоняются, то есть изменяются по падежам все без исключения, но они не имеют единого образца. Различают семь способов склонения.

  • Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.
  • Числительные два, три, четыре - как прилагательные во множественном числе.
  • Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят - как существительные 3-го склонения (как ночь). У числительных на -десят склоняются обе части.
  • Числительные сорок, девяносто, сто имеют всего две формы.
  • В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят склоняются обе части как существительные 3-го склонения.
  • В числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части: первая часть - как простое числительное, а вторая часть - как существительное во множественном числе.
  • Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион и др. сходны по морфологическим признакам с именами существительными. Они имеют: род (тысяча - женский род, миллион - мужского рода), число (тысяча - тысячи, миллион - миллионы), склоняются как существительные (тысяча - по 1-му склонению, миллион - по 2-му склонению). Многие лингвисты данные слова относят к существительным, но в школьной программе они считаются числительными.

Синтаксические функции

Если числительные употребляются без существительных, то обозначают отвлеченное число: Шесть да два - восемь. Если числительные употребляются с существительными, то обозначают количество предметов: Двадцать пять мячей положили в корзину. Если числительное стоит в им.п. (вин.п.), то оно управляет существительным:

  • числительные два, три, четыре, а также числительные, оканчивающиеся на эти числа (двадцать два), требуют постановки существительного в родительный падеж единственного числа: два обруча, три обруча;
  • остальные числительные (от пяти) требуют постановки существительного в родительный падеж множественного числа: пять обручей, одиннадцать обручей.

Если числительное стоит в косвенных падежах, то оно зависит от существительного и согласуется с ним: род.п. - (чего?) пяти мячей, дат.п. - (чему?) пяти мячам, тв.п. - (чем?) пятью мячами.

Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.

Грамматические признаки числительного

Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.

Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:

Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;

Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;

Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.

Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).

Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.

Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.

Виды числительных

Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.

Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.

В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

II. Знакомство с новой темой.

Откройте тетради и запишите дату.

Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

Слово учителя.

Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

III. Изучение нового материала.

(Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

  1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
  2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

  3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
  4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
  5. Словарное слово – пьедестал.

  6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
  7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

    Глагол: утроить, удесятерить.

    Имя числительное: шестнадцать, четыре.

  8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

– На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

Карточка №1.

Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

– Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

– Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

– Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

– Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

– Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

Деловой человек поднял голову.

– Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

– Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

V. Итог урока.

В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

Блиц-опрос:

1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

4. Что обозначают количественные имена числительные?

5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

6. Что обозначают порядковые имена числительные?

7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.