Цитаты и способы цитирования. Требования к оформлению сочинения

Приветствую на блоге! Основная тема на сегодня - цитаты и антиплагиат. Он видит заимствованные слова, что может не очень хорошо сказаться на уникальности. Если же текст полностью авторский, то обычно все бывает нормально.

Впервые задумался над тем, как сделать цитирование для антиплагиата в соответствие с действующими правилами, когда учился в ВУЗе. В то время я нашел много интересной информации по этому поводу, однако на практике она мне тогда особо не пригодилась. Почему? Дело в том, что не уникальные фрагменты всё равно находились. Я долго думал, почему так происходит и пришел к, казалось бы, очевидному выводу.

Антиплагиат просто видит заимствован участок текста или нет. Вот и всё.

Однако существуют способы текстового анализа, которые проводятся с учетом исключения первоисточников. Об этом тоже расскажу.

Аналогичная ситуация.

Как видите, источники цитирования можно исключить во время проверки. Однако стоит понимать, что воспроизведение чужой мысли или текста так или иначе будет являться заимствованием и должно быть должным образом оформлено.

Заключение

Нужно понимать, что каждый сервис для анализа уникальности имеет свои особенности. Поэтому с возможностями каждого желательно ознакомиться в официальной справке.

Какой-то универсальный способ сделать цитирование для антиплагиатов так, чтобы они вообще не видели скопированные текстовые фрагменты, мне не встречался. Хотя я в свое время долго и упорно искал ответ на данный вопрос.

Если подумать, то основная цель антиплагиата - найти заимствованные текстовые участки. И как же он может их не увидеть? Это же будет вопреки его основной функции. Исключение первоисточников - это конечно здорово, но антиплагиат все равно их видит, как заметили на примерах выше.

На этом статья подходит к концу. У вас есть полезная информация, которая сможет ее дополнить и найти другим читателям ответы на свои вопросы? Будет здорово, если поделитесь своими знаниями в комментариях.

Также прямо сейчас у вас есть возможность ознакомиться с различными тонкостями работы и получения хороших доходов в интернете. Для этого достаточно просто посмотреть текущие публикации на этом блоге. Хотите знать больше? Оставайтесь на связи. Подписывайтесь. Регулярно буду публиковать новую информацию. До связи.

Текста имеет не менее важное значение, чем его смысловая нагрузка. В частности, это касается цитат. Ошибки с подобными элементами текста – одни из наиболее распространенных, в том или ином виде их допускает большинство студентов. Далее мы детально разберем, как оформлять цитаты в курсовой, и приведем несколько практических примеров.

  1. Злоупотребление прямыми цитатами – признак курсовой работы низкого качества, умышленно «раздутого» ее объема. Кроме того, неуникальные цитируемые отрывки текста снижают общую уникальность курсовой. Не забывайте, что этот параметр принципиален во многих ВУЗах, и неудовлетворительное его значение ведет к снижению балла студента.
  2. Недопустимы слишком большие цитаты, занимающие едва ли не треть страницы. Причины те же – снижение уникальности работы, а следовательно, и ее качества. Большие цитаты допустимы лишь в исключительных случаях, к примеру, когда необходимо проанализировать отрывок художественного произведения, рассмотреть используемые автором средства художественной выразительности, манеру изложения и т.д.
  3. Цитирование справочной литературы не всегда уместно. Упоминание разного рода словарей и справочников вкурсовой не приветствуется, ссылки на такую литературу допустимы лишь во введении и при необходимости определения терминов.

Как оформлять цитаты в курсовой: самые распространенные способы

Существует две разновидности цитирования:

  • прямое
  • непрямое

В свою очередь, прямые цитаты могут вводиться в текст работы несколькими способами:

  • с указанием автора и источника непосредственно в тексте
  • со ссылкой на автора и источник

Непрямое цитирование

По оформлению этот способ наиболее простой. Еще одно его преимущество состоит в том, что текст цитаты можно изменять, использовать его дословно необязательно. Студент может изложить суть цитаты своими словами, выбрать из нее ключевые мысли.

Примеры непрямого цитирования:

Прямое цитирование

Несколько правил пунктуации при прямом цитировании:


Как привести неполную цитату? Иногда необходимо приведение цитаты без определенной ее части. В подобном случае слова, которые опускаются, заменяются троеточием. Такая конструкция может располагаться в любом месте отрывка – в конце, середине или самом начале. Если три точки расположены перед текстом, то есть опущено начало фразы, ее продолжение пишется уже с маленькой буквы. В одной цитате точками могут заменяться сразу несколько отрывков, на усмотрение автора работы.

Как цитировать, ссылаясь на источник?

К такому способу введения цитат прибегают чаще всего. Здесь допустимо использование сносок или квадратных скобок.

Если вы решили использовать сноски, это необходимо делать следующим образом:

То есть, следует привести цитируемую фразу, поставив после нее номер сноски. Номер указывается с включением параметра «Надстрочный знак». Внизу страницы ставится укороченная горизонтальная линия, под которой дублируется номер сноски (то есть «1»), ставится точка и указывается источник, чаще всего – с обозначением страницы.

Обратите внимание! Оформление сносок должно быть постраничным. Иными словами, недопустимо, чтобы цитируемая фраза оставалась на одной странице, а сноска с указанием ее источника оказывалась на следующей или далее. Дело в том, что нумерация сносок может быть не сквозной по всему тексту курсовой работы, а постраничной. То есть каждая следующая сноска считается первой для новой страницы.

При использовании квадратных скобок цитата вводится в текст отдельным предложением, без изменений текста и без упомянутых выше знаков препинания. После нее открываются квадратные скобки, в которых указывается номер источника и конкретная его страница.

Это выглядит так:

Обратите внимание! При использовании квадратных скобок учитывайте требования вашего ВУЗа относительно составления списка литературы. Нумерация цитат может быть как в порядке появления их по тексту, так и в алфавитном порядке (по названиям источников).


Итак, наконец-то можно приступить к завершающей части этой статьи. Как ясно из названия, посвящена она будет оформлению цитат. Но для начала давайте немного поговорим об этом термине.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста. © Википедия

Конечно, понятие это очевидное, но для полноты этой части необходимое. Теперь я могу смело утверждать, что каждый, читавший эту часть будет знать, что такое цитата и в далее изложенном тексте не возникнет недопонимания.

А теперь перейдём к основным правилам оформления:

· Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.

· Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения, то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации.

Думаю, эти два пункта вполне очевидны. Само определение данного термина говорит о том, что текст передаётся не просто дословно, но и со всеми знаками препинания. На то это и цитата.

· В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках или особым шрифтом.

Итак, разберём пункт более подробно.

С кавычками, наверное, каждый разберётся. Но всё же дополню, что для оформления используется обычно два вида: французские кавычки, иначе ещё именуемые ёлочками («…»), и немецкие, также известные как лапки („…“).

Особым шрифтом, как утверждает Википедия, называется уменьшенный кегль, со втяжкой, курсивом. Однако не на всех ресурсах бывает возможность оформить так цитату, поэтому кавычки - беспроигрышный вариант.

Также хотелось бы отметить, что в других языках могут использоваться другие правила цитирования, но о них распространяться в данной статье не стану, так как все мы пишем на русском языке. Хотя бы в пределах фикбука.

Кстати говоря о нашей любимой «Книге фанфиков». Иногда я замечал, что на этом ресурсе цитаты просто выделяются курсивом. Также нередко мне встречалось обозначение цитаты знаком копирайта. Да я и сам в статьях частенько им пользуюсь, приводя цитаты.

Так что, как можно заметить, способов цитирования существует безгранично много.

Но в данной статье подробно рассмотреть мне хотелось бы именно оформление кавычками.

· При пропуске какого-либо фрагмента цитаты его необходимо заменить многоточием, которое иногда расположено в угловатых скобках.

На этом пункте остановимся более подробно. Чтобы долго нудно не разъяснять его, приведу пример такого цитирования. Точнее как будет выглядеть сама цитата с «вырванным куском», который встречался мне недавно в учебнике русского языка.

Пример:

«Но почему же я так помню? <…> Потому, что прошло каких-нибудь три-четыре часа, и все это - наше чудное купание вдвоем, и сонное озеро с неподвижно отраженными берегами, и еще тысяча других мыслей, чувств, впечатлений, - все это вдруг ушло куда-то». (Вениамин Каверин «Два капитана»)

Хотелось бы отметить, что пропущенный фрагмент цитаты также располагается внутри кавычек. И обратите, пожалуйста, внимание на то, что точка ставится после закрывающей кавычки.

Также я бы выделил ещё один случай, когда после двоеточия текст цитируется не с самого начала. В данном случае после двоеточия внутри кавычек ставится многоточие, а сам текст пишется с маленькой буквы.

Пример:

Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

· Варианты включения в текст цитат могут быть различны.

Мне известны два вида цитирования. Как прямая речь и как косвенная. А теперь более подробно разберёмся с каждым способом.

С цитированием как прямой речью всё очень просто. К таким цитатам применимы как раз те правила оформления прямой речи, что были изложены мною в предыдущей части данной статьи.

Пример:

«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь», - говорит князь Андрей Пьеру.

С косвенной речью дела обстоят несколько иначе и в каком-то плане даже проще. В данном случае цитата является неотъемлемой частью предложения и пишется всегда с маленькой буквы. Исключением может быть только случай, если начинается она с имени собственного.

Пример:

Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь».

Все эти правила характерны для цитирования прозаических текстов. А теперь давайте поговорим о стихотворных цитатах. Ведь они имеют свои особые правила.

· Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами.

Цитируя стихотворения подобным образом, искажается смысл, что порой это может выглядеть смешно и абсурдно.

Пример того, как делать не надо:

Пушкин пишет, что он любит Петра творенье.

· Общие правила оформления стихотворной цитаты.

Но говоря в общем о правилах цитирования стихотворения, можно снова выделить только два. Каждый из них, естественно, я подробно рассмотрю.

Итак, первый с соблюдением графического облика строфы. Цитируя таким образом, текст приводится без кавычек, пишется после двоеточия.

Пример:

«Чудная картина…» А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

Второй способ цитирования применим к небольшим по размеру стихотворным цитатам, которые не превышают одну-две строки. В данном случае цитата берётся в кавычки.

Пример:

«Чудная картина» А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…»

В данном случае один раз уже было указано, о каком произведении или его создателе идёт речь, потому и повторяться нет нужды.

· Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после неё.

Если имя называется до цитирования стихотворения, то сама цитата пишется после двоеточия. Если же автор указывается в конце, имя указывается в скобках.

Примеры:

1. А. Фет пишет:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

2. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна…

· Цитаты разных поэтов.

Если в тексте приводятся стихотворения разных авторов, имя каждого необходимо указать в скобках после его работы.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

(«Зимнее утро»)

Мчатся тучи,
вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…

И на этой ноте, пожалуй, можно закончить эту часть, а вместе с ней и всю статью. Надеюсь, она оказалась в какой-либо мере полезной.

Прим. Автора: Дабы не нарушать никаких законов и не находить проблем себе на пятую точку, указываю источник, с которого частично были заимствованы материалы для написания данной части статьи - http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.8

Статью подготовил Максим Клоков (Zebrul) специально для группы «Учебный центр «Бета - Гамма» (vk.com/beta_gamma).

Материал заимствован из статьи «Правила оформления прямой речи и цитат» того же автора.

Публикация данной статьи за пределами группы строго запрещена! Уважайте чужой труд, господа!

· Цитата в начале предложения (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с заглавной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

· Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится много­точие), и с заглавной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается с заглавной буквы (в этом слу­чае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

· В цитатах сохраняются грамматическая форма и знаки препинания, которые имеются в цитируемом источнике.

· Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце, ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Если при цитировании двух абзацев пропущено первое предложение второго абзаца, то последний должен на­чинаться с многоточия. Если при цитировании двух абзацев пропущено последнее предложение или его окончание в первом абзаце и первое предложение или его начало во втором абзаце, следует ставить многоточие в конце первого абзаца и в начале второго абзаца.

· Если предложение исследования заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является са­мостоятельным предложением (входит в текст предложения цитируемого источника).

· Если в каком-либо исследовании Вы обнаружили принципиально Важную для Вас цитату из работы, которая Вам по тем или иным причинам недоступна (автор ссылается на заграничное или дореволюционное издание и т.д.), то Вы можете включить эту цитату в свой текст, обязательно указав не только автора приводимых слов, но и источник цитирования. Ссылка в таком случае оформляется так: «Цит. по: » или «Цит по кн.» или «Цит. по ст.:».

· Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается или иллюстрируется положение Вашего текста, то в таких случаях можно использовать слова «См., например:», «См. в частности:»

· Следует помнить, что фрагментарное использование ­отдельных частей текста грозит ошибками в понимании и искажением смысла источника. Поэтому при цитирова­нии необходимо учитывать контекст.


· Недопустимы чрезмерно обширные цитаты, их нужно заменять пересказом своими словами со ссылками на соответствующую литературу. Можно использовать монолитную цитату из нескольких предложений только в случае особой важности точных выражений цитируемого текста. Большие периоды используемого текста источникового материала имеет смысл выносить в приложения. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и первое и второе снижает уровень научной работы: чрезмерно обширные цитаты создают впечатление компилятивности исследования, а недостаточное количество цитированного материала уменьшает научную ценность работы. Цитирование должно быть логически оправданным и неразрывно связанным с текстом, достаточно убедительным и соответствующим требованиям правил оформления цитат.

· При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже логически связанных между собой. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

· При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора (авторов) и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

· Нельзя забывать о необходимости однозначного определения основных понятий, используемых в работе. То или иное понятие в научной литературе разными авторами может трактоваться по-разному, но во всем тексте Вашего исследования, от начала до конца, оно должно иметь только одно, четко определенное автором значение. Целесообразно оговорить значения ключевых понятий во Введении.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник, ссылка на который приводится в соответствии с установленными нормами.

Правила оформления ссылок. Библиографические ссылки – необходимая часть научной работы. Ссылки делаются не только при прямом цитировании (в этом случае заимствованный фрагмент текста заключается в кавычки), но и в тех случаях, когда заимствуются важные данные, новые факты, цифровой материал и т.п. Ссылки принято делать при упоминании или анализе работ того или иного автора, а также при необходимости адресовать читателя к трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

Существуют разные способы оформления сносок.

Затекстовое оформление сносок является наиболее удобным для автора. Непосредственно после упоминания произведения или цитаты в квадратных скобках дают­ся две цифры: сначала жирным шрифтом пишут номер, соответствующий номеру данного документа в списке источников и литературы, а через запятую указывают страницу, на которой содержится использованная цитата или высказывается приведенное в тексте мнение (например, [4 , с. 241]). РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕННО ЭТОТ СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК.

Концевое оформление сносок, т. е. ссылки на источники или литературу даются в конце работы. В этом случае непосредственно после цитаты или места в тексте, требующих ссылки или комментария, ставятся цифры (начиная от единицы) в верхней половине строки (например, «...»"). В конце работы после Заключения следует раздел Примечания, в котором в порядке нумерации (1, 2, 3, ...n) помещаются ссылки.

Постраничное или подстрочное оформление сносок наиболее удобно для читателя. В этом случае ссылки на источники и литературу приводятся под текстом на той же странице, на которой сделана ссылка.

Ссылки нумеруют в последовательном порядке (1, 2, 3,...n) в пределах каждой страницы, главы или всего текста. Следует иметь в виду, что при таком способе оформления ссылок могут возникать технические сложности. Если при доработке текста вы будете вставлять в него какие-либо фрагменты, новые цитаты и т.д., либо, напротив, сокращать текст, то расположение сносок на странице может нарушиться, они могут исчезнуть, переместиться на другой лист и т.д.

Внимание! Вне зависимости от того, какой способ оформления сносок Вы используете в своей работе, ссылка на Библиювсегда приводится следующим образом: непосредственно после цитаты в круглых скобках дается сокращенное название книги (напри­мер, Бытие - Быт. или Иоанн - Ин.), номер главы и стих через двоеточие; если цитируется несколько стихов, то ставится дефис (например, Мф. 22: 14 или Мф. 22: 41-46). При ссылках на Коран указываются номер суры и аята: (например , Коран.10:33).

При концевом и постраничном оформлении ссылка оформля­ется следующим образом: фамилия автора, запятая, инициалы имени и отчества, название работы, место и год издания, страница (или страницы), с которой взята информация. Опубликованные источники описываются подобно книгам, статьям.

Немного теории

Прохождение антиплагиата или проверка уникальности текста давно стали важным критерием оценки диплома. Несмотря на это, мало кто до проверки четко представляет что это такое, поэтому давайте разбираться.

Уникальность текста оценивает Антиплагиат - «система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников» (написано на antiplagiat.ru).

Антиплагиат делит текст на заимствованный (плагиат) и уникальный .

Заимствование бывает разным - плагиат, цитирование, парафраз, компиляция.
Плагиат - чужой текст, выдаваемый за собственный.
Парафраз (или «рерайт») -
пересказ чужого текста своими словами (путем замены слов и выражений) без изменения смысла текста.
Компиляция - написание работы на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников, т.е. завуалированный способ использования чужих идей под своим авторством.
Цитирование (или «белое» цитирование) -
точная выдержка из текста с указанием авторства (в виде сноски).

Учебные заведения устанавливают допустимые границы уникальности (оригинальности) текста выпускной работы (от 40% до 80%), чтобы получить допуск до защиты.

Уникальность текста - отношение числа уникальных элементов (слов, фраз) ко всем элементам текста, выраженное в процентах и варьирующее от 0 (полное отсутствие оригинальности) до 100 % (полностью уникальный текст).

А как у юристов?

Справедливой оценке уникальности текста мешают некоторые обстоятельства.

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ ряд объектов с признаками объектов авторских прав не считаются таковыми. Это официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, ... официальные документы международных организаций, а также официальные переводы.

Работа по юриспруденции, особенно ВКР, немыслима без цитирования нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, но с точки зрения программы - это плагиат, хотя с точки зрения ГК РФ - нет. Парадокс.

Аналогична ситуация и с цитированием чужих трудов. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора..., но с обязательным указанием имени автора... и источника заимствования цитирование в оригинале и переводе в научных... или информационных целях... произведений в объеме, оправданном целью цитирования...

При этом закон не устанавливает максимальный объем допустимого свободного цитирования, а сочетание «в объеме, оправданном целью цитирования» является оценочным и дает почву для злоупотреблений (в том числе при проверке выпускных работ). В одних ВУЗах недопустимый объем цитирования из одного источника - это более 15-20% от объема ВКР, в других - любое цитирование.

В чем же проблема?

Формальный подход к подсчету совпадений исключает качественный анализ текста и не учитывает особенности оформления. Поэтому «плагиатом» могут оказаться и цитаты из первоисточников (оформленные по правилам цитирования), и положения нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, и статистические данные, и фрагменты из ранее опубликованных работ автора ВКР, и даже указанные в сносках и списке литературы источники (что уже абсурд).

Сложившаяся ситуация противоречит и мнению ученых. Д.С. Прайс предложил квоту цитирования: работа представляет научную ценность, если в одном печатном листе (это примерно 9 листов А4) содержится 10-20 ссылок. Большее число ссылок заставляет заподозрить компиляцию или работу обзорного характера, меньшее может свидетельствовать о разрыве с научной традицией. Цифра в 10-20 ссылок основана на изучении 154 авторитетных американских и европейских научных журналов.

Не остаются в стороне и СМИ, благодаря которым в последнее время слово «плагиат» стало широко известно. Инциденты в научной сфере, связанные с неправомерным цитированием, превратились в скандальные истории в СМИ. В массовом сознании появился стереотип «плагиата». К сожалению, российские юристы недостаточно активно исследовали такое явление, а это привело к тому, что люди стали понимать слово «плагиат» как текст, в котором используется любой чужой текст.

Таким образом, разногласия из-за норм и принципов применения инструментов проверки диплома на оригинальность текста начинаются на этапе определения предметной терминологии, т.е. трактовки базовых понятий.

Но это еще не все. Антиплагиат использует одинаковые критерии проверки уникальности текста при проверке любых работ. Должен ли быть одинаковым подход к проверке научных публикаций, кандидатских и докторских диссертаций, учебно-методических материалов и студенческих работ? Навряд ли.

И другая несправедливость. Где проще получить уникальный текст - в работе по финансам (где можно произвольно менять названия фирм и цифры рассчетов) или по юриспруденции (где требуется дословно цитировать положения НПА\судебной практики)?

С чем же сталкивается дипломник в свете названных проблем? Рассмотрим только варианты, не связанные с повышением уникальности текста обманным путем. Проблемам, которые не учитывают «обманщики», посвящена отдельная публикация.

Следствием необоснованных требований к уникальности текста при формализме проверки работы становится, прежде всего, ограниченный выбор литературных источников. Студент вынужден писать диплом не из всего множества найденных источников, а только из источников с высокой уникальностью текста. И не всегда выбор делается в пользу серьезных научных публикаций - дипломник вместо научности публикации смотрит на уникальность ее текста.

Это глобальная проблема, потому что современное образование не учит студентов работать с литературными источниками, электронными каталогами библиотек, справочно-правовыми системами и прочими благами цивилизации. Научный руководитель, как правило, ограничивается советами «сходить в библиотеку» и «переписать учебник своими словами».

В такой системе координат нет разницы между работой, в которой процитировано 100 источников, отобранных из 300 источников, а процент цитирования из одного источника не превышает 2-3% и скачанным из интернета дипломом без единой правки или дипломом, написанным по одному учебнику, монографии или комментарию. Для Антиплагиата и ленивых\глупых научных руководителей обе работы - работы с низкой уникальностью текста, что грозит недопуском до защиты. И нет разницы, что на первую работу потрачены месяцы, а на вторую часы.

Что же делать?

Последствия обмана Антиплагиата мы рассмотрим в следующей публикации, а сейчас остановимся на другом.

Как можно раньше обсудите с научным руководителем (и на выпускающей кафедре) вопросы о проверке дипломной работы на плагиат. Выясните:

  • есть ли утвержденное положение ВУЗа о проверке работ на уникальность текста. Если есть - ознакомьтесь с ним. Если нет - выясните (желательно письменно или хотя бы под аудиозапись) как тогда решаются спорные вопросы и на чем основаны требования по уникальности текста ВКР;
  • какой системой и на каких условиях проверяется уникальность текста. Обычно это или базовая система Антиплагиат, или Антиплагиат.ВУЗ. Они различаются количеством баз, по которым идет проверка. Чем больше баз - тем с большим количеством текста сравнивается ваша работа. Если вы знаете как и по каким базам проверяется уникальность текста, вы можете заранее проверять источники, пытаться правильно оформлять цитирование и перефразировать.
  • кто проверяет уникальность текста. Многое зависит от компетентности проверяющего. Научный руководитель разбирается в специфике выпускной работы, но не разбирается в специфике работы Антиплагиата, а специальный человек (методист, секретарь или другое лицо) знает ньюансы работы Антиплагиата, но не разбирается в юриспруденции.
  • какие критерии уникальности текста. Выясните заранее у проверяющего считается ли плагиатом «белое» цитирование, собственные ранее опубликованные работы, сноски, список литературы. Требуйте их исключения при проверке.
  • что первично - научность или уникальность текста, что делать при отнесении к плагиату «белого» цитирования, какие критерии оценки компилирования научных мнений.
  • влияет ли (и как) объем цитирования одного источника относительно объема всей работы (есть ли разница, если брать материал из 100 источников по чуть-чуть и одним готовым дипломом из интернета с одинаковой уникальностью текста обеих работ).
  • предусмотрена ли процедура оспаривания результатов проверки уникальности текста, условия и последствия процедуры.

Как итог всего этого абсурда - информационное сообщение Минобрнауки РФ, в котором говорится, что «делать выводы о качестве научного исследования только по результатам компьютерной проверки невозможно и неправомерно. Признание «факта плагиата» может быть сделано только в судебном порядке» - Информационное сообщение Минобрнауки России «По вопросам процедур защиты и проверки текстов диссертаций» от 21.06.2013.