Дед архип и ленька описание. Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького "Дед Архип и Лёнька"7 класс

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от бере-го-вого обрыва и смот-рели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмо-тьях он казался корявым сучком, отлом-ленным от деда — старого иссох-шего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда припод-ни-маться и выжимал крупные слёзы. Степное марево закры-вало всё вдали, но дед не был знаком с этим явле-нием и считал, что жара да степь отни-мают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспо-коила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду стано-ви-лось тошно и хоте-лось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдум-чивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невда-леке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед пред-ложил привя-зать к Лёнь-киной ноге поясок и держать, но Лёнька сооб-разил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выра-зить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согла-сился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди — пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Маль-чику надоели эти разго-воры, ведь они закан-чи-ва-лись ссорами, потому что сначала ему стано-ви-лось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти рабо-тать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В мона-стырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожа-ло-вался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высо-сали, исто-щили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить мило-стыню, врать про голод в России, чтобы больше пода-вали, и его снова будут зади-рать маль-чишки. Из мило-стыни в основном пода-вали еду, но она порти-лась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали день-гами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их пере-но-че-вать. Лёнька захотел разой-тись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что поте-ряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьет её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже пред-ложил защи-тить её перед отцом. Но девочка отка-за-лась — её мать не любила нищих, — и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они усло-ви-лись встре-титься с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много пода-вали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подо-шедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где разме-ща-лось станичное прав-ление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбра-сывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обви-нили в воров-стве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпу-стили и вывели из станицы.

По дороге дед подо-брал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же пред-ставил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, назы-вает его воришкой. Начи-на-лась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его буду-щего. Мальчик испу-гался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испу-гав-шись, Лёнька не выдержал и убежал. На следу-ющий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоро-нить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похо-ро-нили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похо-ро-нили рядом с дедом и поста-вили каменный крест.

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты. Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал. Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы. По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Максим Горький

«Дед Архип и Лёнька»

Ожидая паром, дед Архип и Лёнька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Лёнька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Лёнька был маленький, хрупкий мальчик лет десяти, в своих лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слёзы. Степное марево закрывало всё вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было хуже, чем обычно, он чувствовал, что скоро умрёт, и его беспокоила мысль о внуке. Куда денется Лёнька? От этой мысли деду становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь, по Кубани, подают хорошо, хотя народ богатый и нищих не любит.

Проснулся Лёнька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, потому что его никто не звал. Лёнька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к Лёнькиной ноге поясок и держать, но Лёнька сообразил, что так река унесёт их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея выразить словами свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что всё вокруг: и они, и города, и все люди — пыль. Он пожалел, что мальчик не смог учиться грамоте, и уже в который раз перевёл разговор на тему собственной смерти и судьбы Лёньки.

Мальчику надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, потому что сначала ему становилось страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Лёнька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Лёнька хотел пойти работать в трактир. Дед боялся, что его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед.

Тут появился сытый, сильный и здоровый казак на арбе и позвал паром. Дед пожаловался, что в России голод и люди мрут как мухи. По мнению деда голод начался оттого, что люди высосали, истощили землю, а казак возразил, что от хороших рук и камень родит. На пароме Лёнька стоя задремал и упал.

Казак довёз их до станицы. По дороге Лёнька думал, что снова придётся просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подавали еду, но она портилась, и её никто здесь не покупал, а лучше бы давали деньгами.

По приезде казак назвал себя Андреем Черным и пригласил их переночевать. Лёнька захотел разойтись с дедом, хотя отдельно он собирал намного меньше. Дед затянул свою песню, а Лёнька заснул в кустах. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Лёнька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла новый платок, который купил ей отец. Лёнька решил, что отец побьёт её, но всё равно велел ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась — её мать не любила нищих, — и ушла.

Лёнька пошёл к церкви, где они условились встретиться с дедом, по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деду много подавали, и он решили идти искать Андрея Чёрного. Но подошедший к ним казак повёл их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Лёньке свёрток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Лёнька заметил в свёртке голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед украл бельё, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Лёньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывели из станицы.

По дороге дед подобрал свёрток с платком и кинжалом и показал Лёньке. Мальчик сразу же представил, как все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Лёнька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что всё делает ради Лёньки, его будущего. Мальчик испугался и начал звать деда обратно в станицу, а тот всё говорил и говорил.

Гроза была в разгаре. Испугавшись, Лёнька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же, он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер. На погосте хоронить деда было нельзя, как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним. Деда похоронили там же, где нашли. Лёньку нашли через несколько дней: он лежал в грязи возле оврага лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

Старый дед и хрупкий мальчик лет десяти в тени берегового обрыва ждали паром. Паром не шел к берегу, потому что никто не звал. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть от боли в груди. Он кашлял хрипло, удушливо, так что выступали слёзы. Сегодня он особенно переживал, что умрёт скоро, и его беспокоила судьба внука. Ему хотелось вернуться в Россию, домой, но это далеко. Здесь, в Кубани, подают очень хорошо.

Лёнька проснулся, поднял не по-детски вдумчивые большие голубые глаза. Паром не шел. Лёньке хотелось бы искупаться, но река так быстра - унесет. Дед хотел привязать Лёньку пояском и держать, но мальчик подумал, что унесёт обоих. Дед опять завёл разговор про смерть и про судьбу Лёньки. Надоели мальчику уже эти разговоры - они заканчивались ссорами.

Тут к берегу на арбе подъехал сытый сильный казак, позвал паром. На пароме Лёнька снова задремал стоя и даже упал. Андрей Черный – так назвался казак - довёз их в станицу и пригласил переночевать.

Внук и дед пошли собирать милостыню порознь – так захотел Ленька, хотя знал, что вместе им всегда больше подавали.

Позже Лёнька, спавший в кустах, услышал чей-то плач. Девчонка лет семи, горько плакала: она потеряла платок, который отец купил ей недавно. Лёньке хотелось ей помочь, но он ничем не мог. Велел девочке идти домой и предложил защитить перед отцом. Девочка отказалась, сказав, что мамка нищих не любит.

Лёнька пошёл к церкви, где должен был уже ждать его дед. У деда милостыни было много – ему хорошо подавали сегодня. Они хотели искать Андрея Чёрного, чтобы переночевать, но другой казак повёл нищих в станичное правление - сборную. И тут дед незаметно сунул Лёньке свёрток, велев: выброси и запомни место. Лёнька увидел голубой платок девочки. В правлении их обвиняли в воровстве кинжала и платка. Дед клялся, что не виноват, а Лёньке сделалось так плохо, что он упал. Их вывели из станицы, отпустили. Дед по дороге подобрал выброшенный свёрток. Мальчик живо представил, как смеются казаки над ними, прямо им в лицо, как девочка, сверкая глазами, называет его вором. Начиналась гроза. Лёнька неистово кричал на деда, обзывал вором. Дед тоже в отчаянии кричал, что всё это ради будущего Лёньки. Мальчик испугался, а дед всё говорил, говорил, не в силах остановиться. Лёнька убежал. Гроза продолжалась страшная.

Деда нашли на следующий день. Дед Архип ещё был жив, но язык у него отнялся. Он глазами шарил по толпе, словно искал кого-то и все время плакал. Умер он ближе к вечеру. Хоронить вора на погосте не захотели как вора: платок и кинжал нашли рядом с ним в грязи. Похоронили деда там, где нашли, за околицей станицы. Лёньку обнаружили через несколько дней в овраге - он лежал лицом вниз. Похоронили с дедом рядом, поставив один на двоих каменный крест.

Главные герои рассказа М.Горького «Дед Архип и Лёнька» — старик по имени Архип и его внук, Лёнька. Дед с внуком уже много лет жили тем, что собирали подаяние. Дед Архип чувствовал приближение смерти, и беспокоился о том, как десятилетний внук будет без него искать себе место в жизни. Он мечтал скопить достаточную сумму денег, чтобы Лёнька мог на них жить, когда останется один.

В поисках лучшей доли дед и внук отправились на Кубань, где милостыню подавали более щедро, чем у них на родине. Одна беда, подавали им, в основном, еду. Подавали хорошо, еда оставалась, и ее приходилось выбрасывать, а покупать еду у них никто не хотел.

На переправе через реку Кубань дед разговорился с одним казаком, который интересовался, как живется людям в тех местах, откуда пришли два путника?

Дед Архип стал рассказывать о голоде, о том, что земля перестала быть плодородной. На это казак возразил, что причина плохой жизни не в истощенной земле, а в плохих руках у людей, которые не умеют на этой земле работать.

Казак оказался добрым и подвез двух путников до своей станицы. Узнав, что дед с внуком пойдут по станице собирать подаяние, он сказал им, чтобы вечером они приходили в его дом переночевать.

Дед с внуком, договорившись вечером встретиться у церкви, разделились и пошли по улицам станицы. Лёнька не любил просить подаяние, ему было трудно унижаться перед людьми. Выбрав место поукромнее, он уснул. Разбудил его детский плач. Плакала маленькая девочка. Лёнька узнал, что она потеряла новый платок. Как мог, Лёнька ободрил плачущую девочку и ушел.

Когда он добрался до церкви, туда пришел и дед Архип. Он нес тяжелый мешок с подаянием. Они уже собирались искать дом того казака, что пригласил их на ночлег, когда к ним подошел другой казак и потребовал следовать за ним.

Лёнька понял, что дед опять что-то натворил. Старика уже ловили однажды на краже, и в этот раз он тайком сунул Лёньке сверток, попросив выбросить его незаметно. Внук выполнил просьбу деда, но в этом свертке он распознал голубой платок, и сразу понял, что этот тот самый платок, что потеряла девочка.

Потом деда и внука обыскивали, говоря, что в станице пропали кинжал и платок. Дед Архип говорил, что они ни в чем не виновны. У нищих ничего не нашли, но все равно выгнали из станицы.

Сидя под корявым деревом неподалеку от селения, внук услышал от деда историю о том, как тот в одном доме тайком снял со стены дорогой кинжал, который можно выгодно продать. Он же нашел и потерянный платок, который и не подумал возвращать владельцам. Эти вещи дед сумел подобрать, когда их выпроваживали из станицы, и, сидя под деревом, он рассуждал о том, как много за них денег можно будет выручить для будущей жизни Лёньки.

Внук был против того, чтобы дед занимался воровством. Он потребовал, чтобы они вернулись в станицу и отдали вещи их владельцам. Возникла ссора, которую усилила начавшаяся гроза. В результате, Лёнька убежал от деда, куда глаза глядят.

Утром деда Архипа, еле живого, обнаружили местные ребятишки. При нем были пропавшие кинжал и платок. К вечеру старик умер, и его похоронили под тем деревом, возле которого нашли. На погосте его не стали хоронить, признав в нем вора.

А через два дня нашли и его внука, Лёньку. Он лежал на дне оврага, в который мальчик сорвался в ту грозовую ночь. Поначалу его, как невинного ребенка, хотели похоронить на погосте, но потом передумали и положили рядом с дедом, поставив над могилой каменный крест.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Горького «Дед Архип и Лёнька» заключается в том, что даже в самых тяжелых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не следует опускаться до воровства. Дед Архип, который украл кинжал, желая обеспечить жизнь внука, был похоронен, как вор. И его внука Лёньку, о судьбе которого дед так заботился, люди тоже сочли вором, положив его рядом с дедом.

Рассказ учит за добро платить добром. Казаки по-доброму отнеслись к двум нищим: их подвезли до станицы, дали хорошее подаяние и пригласили на ночлег. А в ответ дед Архип совершил кражу.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Дед Архип и Лёнька»?

Нищему нет друга.
Старый — что малый, а малый — что глупый.
Украсть – в беду попасть.

Тема. Вне классное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

    Что такое тема художественного произведения?

    Что такое идея?

II . Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

    Понравился ли вам рассказ?

    Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Раб ота с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», ... «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» - 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки...»

Лёнька: «... лежал калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях...» - Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «... большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые...»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием - смятением старика.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!...»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный...»

Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча...» и заканчивая словами: «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

- Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

- Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота - судьба Лёньки. Она под ударом.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь...» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел...»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь... Враги друг другу - сытый и голодный...»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство - нора рабской морали», - говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

    Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

    Рефлексия:

    С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

    Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

    Какова основная идея рассказа?

    Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V . Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконструкция