Должно возникнуть умения и навыки. Сущность умений и навыков

1 УМЕНИЯ…………………………………………………………………………………………5

2 НАВЫКИ…………………………………………………………………………………………7

2.1 Виды навыков………………………………………………………………………………….9

2.2 Роль упражнения в выработке навыков……………………………………………………..10

2.3 Взаимодействие навыков……………………………………………………………………..11

3 ПРИВЫЧКИ……………………………………………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………17


ВВЕДЕНИЕ

Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.

Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны. Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося - одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек - самое изменчивое существо.

В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего состоят в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.

Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.

Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего.

1 УМЕНИЯ

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Пример соотношений элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя.

Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в пе­риод обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психоло­гия, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий «контраст ощущений», «отношение фигуры и фона», «распреде­ление и концентрация внимания» обосновывает требования, ко­торые предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место дос­ки, беспорядочно стирает ранее написанные выражения, так что на доске после урока остается каша бессвязных символов.

Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится эле­ментом мастерства учителя, для которого характерно видение всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраивается на доске во время урока.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подра­жания, из случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в столярную или слесарную мастерскую умеют пи­лить, но у большинства из них приемы обращения с инструмен­тами неправильны. Первоочередная задача учителя - вырабо­тать правильные навыки применения инструментов и в дальней­шем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех уме­ний, складывающихся только в результате наблюдения и под­ражания.

2 НАВЫКИ

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

24. Профессиональная деятельность врача, психологическая характеристика .

Принципы психологической теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер

(принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык. Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой представляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения. Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению. Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествует навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план - такова, скажем, работа типографского или издательского корректора. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающемся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть, способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык. Но в ряде случаев, когда действие сложное и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий. Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения: 1) первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык; 2) способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:

  • 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
  • 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
  • 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
  • 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
  • 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).

Однако далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом, общие, до 4-го уровня, после чего в последующем обучении они совершенствуются. Полагаем, что овладение различными уровнями учебных умений и навыков и применения их на практике, можно было бы назвать структурированием знаний.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применение знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающие успешность труда.

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными. Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фиксирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т.д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т.д.

Добавим: общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, дисциплинам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих школьных предметах и в повседневной жизни. Для усвоения их необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных. Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании - сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому подобные навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому данное умение является узкопредметным.

Четкую границу между узкопредметными и общеучебными умениями и навыками провести довольно трудно. Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача.

Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения. Это положение неверно. Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время, преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т.д.), и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию. У учащихся на всем протяжении школьного обучения следует формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же при этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановка цели и организация деятельности. Прежде всего, перед детьми ставится особая цель - овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями. Очень распространенный недостаток организации учебной работы школьников состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы. Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности.

Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации, у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.). Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме - перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом. Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме - составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как видно из приведенного примера, совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь - совместная деятельность, а метод - выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет. Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане. На сегодняшний день, при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена, в школе, на самых разных уроках, дети занимаются тестированием в очень широком масштабе - учителя стремятся буквально «натаскать» их, давая огромное количество тестов из материалов ЕГЭ за предыдущие года. Что происходит здесь - отработка навыков или умений, автоматизация или тренировка памяти? Полагаем, что, с точки зрения психологии, появление новообразований на этом этапе (последнем в школьной жизни), скорее всего, не происходит - обилие материала для среднего ученика превышает его интеллектуальные возможности, позволяя лишь «зацепиться» совсем немногим новым и, главное, необходимым знаниям, умениям и навыкам - и часто на экзамене в форме ЕГЭ приходится сталкиваться с тем, что так называемые «слабые» ученики совершенно бездумно заполняют бумажную форму, не анализируя текст, содержание экзаменационного задания.

Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными. Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т.е. избежать формализма знаний.

Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения. Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер. Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым.

Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, т.к. действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Вопросы и задания

  • 1. Что понимают под умениями и навыками педагоги-практики и психологи различных научных направлений?
  • 2. Попробуйте установить разницу между умениями и навыками и точки взаимоперехода.
  • 3. Расскажите об уровнях овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам.
  • 4. Что такое структурированность знаний?
  • 5. Каким образом происходит применение знаний и умений на практике?
  • 6. В чем различие в применении умений и навыков в сферах гуманитарных и точных наук?
  • 7. В чем заключается эвристический и творческий характер применения умений и навыков?
  • 8. Расскажите о роли самоконтроля в успешном применении знаний, умений и навыков.
  • 9. Чем различаются общеучебные и узкопредметные умения и навыки?
  • 10. В чем заключаются особенности их формирования?
Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

28. Знания, умения, навыки и привычки

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

Упражнения на развитие умения работать с понятиями Обобщение и ограничение понятийИнструкция: «Произведите обобщение и ограничение понятий, т. е. подыщите каждому заданному понятию подчиняющее (более общее понятие) и подчиненное (более частное) понятия».Для каждого

Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин Константинович

Глава 5 Умения и навыки Полезная автоматизация и вредный автоматизмВ литературе часто описывается важнейший этап автоматизации двигательных навыков – переход на работу без зрительного контроля. Но не надо путать полезную автоматизацию со всегда вредным

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Пространство знания и знания Чем отличается Знание от знаний? Первое живёт внутри изначально, а вторые человек приобретает в школе, вычитывает в книгах. Любое Знание живое, и поэтому оно составляет тонкую материю вселенной. Это пространство в Уме, к которому можно

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у учителя коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Что подкрепляет иллюзии умения и значимости? Когнитивные иллюзии зачастую устойчивее обмана зрения. Ваше знание об иллюзии Мюллера-Лайера никак не влияет на ваше восприятие длины линий, но изменяет поведение. Вы понимаете, что нельзя верить первому впечатлению о длине

Из книги Сила привычки автора Дахигг Чарлз

Разговоры об иллюзии умения «Он знает, что, исходя из данных обследования, предсказать развитие болезни практически невозможно. Откуда же такая уверенность? Это похоже на иллюзию значимости».«Она связала все, что знала, в стройную систему, и когерентность помогает ей

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Петля привычки. Принцип действия привычки IОсенью 1993 года человек, которому суждено будет опрокинуть большую часть наших представлений о привычках, пришел на назначенную встречу в лабораторию в Сан-Диего. Немолодой, под метр восемьдесят, в аккуратной, застегнутой на все

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Краеугольные привычки, или Баллада о Поле о’Ниле. Какие привычки самые важные IВ один бурный октябрьский день 1987 года множество видных фондовых аналитиков и инвесторов с Уолл-стрит собрались в танцевальном зале шикарного отеля на Манхэттене, чтобы познакомиться с новым

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Внутренний контроль: умения, а не внешний вид Самое лучшее объяснение, по-видимому, заключается в том, что молодые люди считают важным в жизни: в различии между внутренними и внешними целями. Внутренние цели включают превращение молодого человека в зрелую личность

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Из книги автора

Польза от умения учиться Вы сможете максимально использовать свои возможности. Прикладные знания – мощное оружие в ваших руках. Вы опережаете своих конкурентов, зная то, чего не знают они. Вы можете менять мир к лучшему, приобретая больше знаний и навыков. Вы

Из книги автора

Используйте умения и навыки подчиненных Ирена считала, что обязана знать сильные стороны всех своих подчиненных. Каждому из них она давала задания, наиболее соответствующие его способностям. Люди уважают начальника, признающего наличие у них особых способностей и

Из книги автора

Принципы умения слушать Вот восемь принципов, которые помогут вам стать хорошим слушателем.1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником.2. Почувствуйте то, что не было произнесено. Следите за языком тела собеседника.3. Будьте терпеливы. Не перебивайте, не

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность

находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знания о той области действительности, в которой онаосуществляется или будет осуществляться, необходимы че-ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес-нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что -то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова-ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо-соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми-рованию навыков, в других - являются результатом даль-нейшего развития деятельности. Например, нередко уче-ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме-ния основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельно-сти в новых условиях, сознательное применение имею-щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что-бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре-нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия,которые образуются в результате упражнений. Навыки необ-ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч-ших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи-сать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи-рованный характер навыков означает, что не все внима-

ние человека принимает участие в выполнении деятель-ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе-циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю-щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при-стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна-ния, сами делают все, что надо» 1 .


Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз-можности для творческой работы. Например, ученик пи-шет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел-лектуальные) - чтение, вычисление, доказательство тео-рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя-занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу-ховые различения и пр.); навыки поведения.

Навыки образуются посредством упражнений, обуче-ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз-личия - у одних навыки формируются значительно ско-рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ-сальной кривой обучения.

Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер-но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото-рый во многом зависит от внимания и поведения взрос-лых по отношению к детям.

1 Чуковский К. Из воспоминаний. - М., 1959. - С. 104

Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо-действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек-тивность. Например, навык беглого чтения мешает прове-рять свои ошибки ученику или чужие - учителю.

Очень важное свойство навыков перенос - распростра-нение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык-это умение, возможность произвести то или иное дей-ствие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. На-вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель-ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не-возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож-дается неприятными чувствами. Привычки так же много-образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль-турного поведения и другие привычки бывают как полез-ные, так и вредные.