Должностные инструкции судового 3 го механика. Механик (судовой)Должностная инструкция

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

третьего механика

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность третьего механика подразделения «Ядерные технологии» (далее - Третий механик) Санкт-Петербургский филиал НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» (далее Учреждение).

1.2. На должность третьего механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:

  • - подготовка по охране в соответствии с Правилом VI/6 Конвенции ПДНВ;
  • - подготовка по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с Правилом VI/4-1 Конвенции ПДНВ;;
  • - подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе в соответствии с Правилом VI/3 Конвенции ПДНВ;;
  • - подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с Правилом VI/2-1 Конвенции ПДНВ;;
  • - начальная подготовка по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 Конвенции ПДНВ;;
  • Свидетельства, выданные учебным тренажерным центром, о прохождении подготовки по следующим программам, согласованным Росморречфлотом:;
  • Высшее образование - специалитет в области эксплуатация судовых энергетических установок в морском образовательном учреждении по программе, соответствующей требованиям Конвенции ПДНВ и Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, согласованной Росморречфлотом;
  • с опытом практической работы:

  • Сменный механик - опыт работы на судне с ЯЭУ не менее 12 месяцев в рядовой должности, из которых не менее 8 месяцев чистого плавания;
  • Главный механик - опыт работы на судне не менее 24 месяцев в должности второго механика;
  • Четвертый механик - стажировка под руководством дипломированного специалиста продолжительностью не менее трех месяцев на судне с ЯЭУ и прохождение проверки на допуск к самостоятельной работе и на знание электрооборудования судна, правил, норм и инструкций ПТЭ, ПОТ, РМРС и ЯРБ с оформлением протокола СКК;
  • Третий механик - опыт работы на судне с ЯЭУ не менее 12 месяцев в рядовой должности, из которых не менее 8 месяцев чистого плавания;
  • Второй механик - опыт работы не менее 12 месяцев в должности третьего или четвертого механика и не менее 4 месяцев в должности инженера 1 категории (оператора);
  • Помощник старшего вахтенного механика - опыт работы не менее 12 месяцев в должности третьего или четвертого механика и не менее 4 месяцев в должности инженера 1 категории (оператора);
  • Старший вахтенный механик - опыт работы не менее 6 месяцев в должностях второго механика или помощника старшего вахтенного механика;
  • Старший механик АППУ - опыт работы не менее 6 месяцев в должности старшего вахтенного механика;
  • Старший инженер-механик - опыт работы не менее 12 месяцев в должностях старшего механика АППУ или старшего вахтенного механика;
  • Главный инженер-механик - опыт работы не менее 12 месяцев в должности старшего инженера-механика;
  • Старший механик - опыт работы не менее 24 месяцев в должности второго механика;
  • Особые условия допуска к работе третьего механика:

  • Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • Диплом вахтенного механика, второго механика, старшего механика;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Прохождение специальной тренажерной подготовки, связанной с управлением и обслуживанием ЯЭУ атомного судна;
  • 1.3. Третий механик должен знать:

  • Правила технической эксплуатации судовых ЯЭУ;
  • Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы;
  • Организация системы судна, конструктивные и технические характеристики и возможности инженерно-технических средств атомного судна;
  • Нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по вопросам выполнения работы;
  • 1.4. Третий механик должен уметь:

  • Принимать при возникновении эксплуатационных происшествий и аварийных ситуаций необходимые меры;
  • Вырабатывать рекомендации и указания для выполнения особо ответственных работ;
  • Оперативно принимать решения в сложных ситуациях;
  • Организовывать проведение инструктажа персонала по ядерной безопасности;
  • Организовывать и контролировать проведение технической учебы;
  • 1.5. Третий механик назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    1.6. Третий механик подчиняется генеральному директору Учреждения и начальнику подразделения «Ядерные технологии»

    2. Трудовые функции

  • 2.1. Обеспечение ядерной безопасности при проведении потенциально опасных работ.
  • 2.2. Контроль соблюдения персоналом службы технической эксплуатации норм и правил по ядерной и радиационной безопасности.
  • 3. Должностные обязанности

  • 3.1. Рассмотрение и утверждение специальных технических решений, рабочих программ и методик, плана-графика проведения потенциально опасных работ.
  • 3.2. Оформление письменных распоряжений в соответствии с нормативно-техническими требованиями к проведению наиболее трудоемких и продолжительных потенциально опасных работ.
  • 3.3. Проведение инструктажей по ядерной безопасности перед проведением потенциально опасных работ.
  • 3.4. Разработка дополнений к плану мероприятий при угрозе радиационной опасности и стояночного расписания по тревоге «Радиационная опасность» на период проведения потенциально опасных работ.
  • 3.5. Разработка расписания по тревоге «Радиационная опасность» и руководство действиями по борьбе за живучесть атомного судна при объявлении судовых тревог.
  • 3.6. Обеспечение постоянной готовности и безотказного действия систем безопасности АППУ и технических средств обнаружения и локализации радиоактивных загрязнений.
  • 4. Права

    Третий механик имеет право:

    4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности третьего механика.

    4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

    4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию третьего механика.

    4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

    4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

    4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

    4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.

    5. Ответственность

    Третий механик несет ответственность за:

    5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.

    5.2. Невыполнение распоряжений и поручений генерального директора Учреждения.

    5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.

    5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.

    5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    За вышеперечисленные нарушения третий механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.

    Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Механик судов с ядерно-энергетическими установками, судов атомно-технологического обслуживания (всех категорий)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 222н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

    УТВЕРЖДАЮ
    __________________ (___________________)
    (подпись) (фамилия, и.о.)
    Генеральный директор ___________________
    (название организации)
    "___"____________ ____ г.
    (дата утверждения)
    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    Должность Вахтенный механик

    Статус Является начальником всей вахты судомеханической

    Службы. Подчиняется вахтенному помощнику,
    а в части эксплуатации технических средств -
    главному (старшему) механику
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Несет ответственность за надежную работу технических средств, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, охрану человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды.
    ОБЯЗАННОСТИ
    1. Руководить вахтой; обеспечивать безопасность работ.
    2. Обеспечивать установленный режим работы технических средств и постоянную готовность к действию средств по борьбе за живучесть судна, подачу электроэнергии, пара, воды потребителям; при получении их извне обеспечивать подключение.
    3. По указанию с мостика производить прием, откачку и перекачку балласта, откачку воды из трюмных льял; следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника производить их откачку, не допуская загрязнения морской среды; обеспечивать правильное проведение бункеровки судна.
    4. Не допускать проведения огневых и сварочных работ без принятия необходимых мер противопожарной защиты.
    5. При обнаружении пожара или поступлении воды внутрь корпуса, других аварийных случаях сообщить вахтенному помощнику и принять меры по их ликвидации.
    6. Своевременно извещать главного (старшего) механика в случаях: возникновения угрозы для безопасной работы механической установки или для судна в целом; нарушений нормальной работы технических средств, могущих привести к аварийной ситуации; аварийной обстановки, а также любых сомнений по ходу вахты.
    7. Несмотря на извещение главного (старшего) механика, вахтенный механик должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, его механизмов и экипажа.
    8. Присутствие главного (старшего) механика в машинном помещении не снимает ответственности с вахтенного механика за несение вахты и работу технических средств до тех пор, пока главный (старший) механик специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и это будет взаимно понято.
    9. Делать записи в машинном журнале о работе, техническом обслуживании и ремонте технических средств; обеспечивать должный порядок в машинных помещениях.
    10. Не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту механик не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, и уведомить об этом начальника службы.
    При заступлении на вахту:
    1. Прибыть в машинное отделение заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы убедиться в нормальной работе технических средств, проверить вахту и провести необходимый инструктаж.
    2. Ознакомиться с записями в машинном журнале, записями самописцев и других регистрирующих устройств; с замечаниями по работе технических средств, ходом ремонтных и профилактических работ, распоряжениями по вахте.
    3. Получить сведения, касающиеся способа управления главной энергетической установкой; распоряжений начальника службы и вахтенного помощника об эксплуатации систем и механизмов и сбросе загрязненной воды; неисправности технических средств; остатков воды в балластных, сливных и сточных цистернах, указаний об использовании или удалении их содержимого; режимов использования технических средств из-за неисправности оборудования или неблагоприятных условий плавания.
    4. Проверить работающие технические средства, рулевую машину, состояние оборудования котлов, включая системы их автоматического регулирования и защиты, уровни топлива и масла в расходных, сливных, отстойных и резервных цистернах, рабочие параметры главных и вспомогательных механизмов энергетической установки, готовность аварийных технических средств.
    5. Принять заданные режимы работы технических средств.
    6. Принять доклады о заступлении на вахту; сделать запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить на мостик. Вахта считается переданной (принятой) после подписи в машинном журнале сдающего и принимающего вахту механиков. Смена вахт во время маневров или аварийных ситуаций допускается только с разрешения начальника службы и в его присутствии.
    На ходовой вахте:
    1. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении (МО) или ЦПУ находиться на посту управления энергетической установкой и обеспечивать режим ее работы; при необходимости обхода помещений оставлять вместо себя на посту моториста (машиниста).
    2. При управлении энергетической установкой с мостика (без постоянной вахты в МО или ЦПУ) находиться в любом помещении, оборудованном аварийно-предупредительной сигнализацией и двусторонней связью с мостиком с извещением своего местонахождения вахтенного помощника.
    3. При управлении энергетической установкой с мостика с постоянной вахтой в МО или ЦПУ при необходимости прибыть на пост и принять управление установкой.
    4. Дублировать и исполнять команды с мостика; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасности для людей, сообщить об этом на мостик и начальнику службы; при повторной команде выполнить ее, сделав соответствующую запись в машинном журнале; при угрозе аварии или опасности для людей вывести из действия энергетическую установку, любое техническое средство и немедленно доложить об этом на мостик и начальнику службы.
    5. Получив с мостика предупреждение о сложных условиях плавания, доложить начальнику службы, одновременно подготовить энергетическую установку с обеспечением резерва мощности, готовность необходимых технических средств.
    6. При дистанционном управлении установкой фиксировать в машинном журнале каждый перевод с поста на пост.
    На стояночной вахте:
    1. Обеспечить контроль и управление техническими средствами, надежную работу оборудования, связанных с производственной деятельностью и безопасностью судна, порта и окружающей среды, а также готовность средств по обеспечению живучести судна.
    2. Быть готовым к срочному приведению энергетической установки к действию.
    3. Делать обходы судна; устранять неисправности технических средств; контролировать ход ремонтных работ.
    При подготовке энергетической установки к действию:
    1. Получить указание вахтенного помощника капитана (начальника службы) о времени и порядке готовности.
    2. Проверить средства связи с мостиком и постами управления установкой, аварийным освещением, противопожарными и осушительными средствами; сверить часы в машине и на мостике.
    3. Проверить действие системы ДАУ.
    4. Подготовить установку к действию; производить проворачивание и пробные пуски установки с подключением к гребному винту только с разрешения вахтенного помощника.
    5. Фиксировать в машинном журнале все команды, время выполнения основных операций, результаты проверок и замеров.
    6. О готовности установки к действию доложить начальнику службы и с его разрешения - вахтенному помощнику.
    Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.
    С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять
    _______________ (________________________)
    (подпись) (фамилия, и.о.)

    Генеральный директор

    ОАО «____________»

    __________________ __________

    от ___ ____________ 20__ г.

    Должностная инструкция механика – судового

    Общие положения

    1.Данная инструкция определяет функциональные обязанности механика–судового, который относится к командному составу судна. 2. Механик – судовой назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя предприятия в порядке, установленном законодательством Украины.

    3. Должностной оклад механика–судового устанавливается согласно штатного расписания по предприятию.

    4. Механик–судовой является ответственным лицом за техническую эксплуатацию судна и прямым начальником членов экипажа, выполняющих работу по механической и электротехнической частям.

    5. К выполнению обязанностей механика–судового допускаются лица не имеющие противопоказаний по медицинскому освидетельствованию и, признанные пригодными к выполнению работ на судне в данной должности, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий диплом, знающие правила безопасных приемов и методов работы, прошедшие вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу, первичный инструктаж на рабочем месте, проверку знаний по охране труда.

    6. Механик–судовой подчиняется непосредственно капитану– первому помощнику механика теплохода и является его заместителем, оперативно подчиняется диспетчеру порта. 7. Распоряжения и указания механика–судового по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа. 8. В ведении механика–судового находятся главные двигателя, валопроводы и движительно-рулевой комплекс, вспомогательные механизмы, системы, холодильное оборудование и электрооборудование, машинные помещения, механическая и электрическая части палубных механизмов, устройств и бытовой техники.

    9. В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений механика–судового, он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав. 10. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования инструкций и Устава. 11. Механик–судовой является материально-ответственным лицом за запасные части, инвентарь, материалы и другое имущество, относящееся к машинной части, и ведет по ним соответствующий учет. 12. Распоряжения по службе должен отдавать в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание должен убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить об этом лицу, отдавшему приказание. 13. В своей работе руководствуется: 13.1.Уставом внутреннего водного транспорта; 13.2.Уставом о дисциплине работников речного транспорта; 13.3.Правилами плавания по внутренним судоходным путям; 13.4.Уставом службы на судах; 13.5.Основами трудового законодательства; 13.6.Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности; 13.7.Правилами технической эксплуатации речного транспорта; 13.8.Действующим законодательством Украины; 13.9.Правилами и др. методическими и нормативными документами по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; 13.10. Приказами и указаниями, распоряжениями непосредственного руководителя. 14. Должен знать: 14.1. Правила перевозок отдельных грузов; 14.2. Правила пожарной безопасности на речном транспорте; 14.3. Порядок и методы производства ремонтных работ, технологию ремонтных работ; 14.4.Правила техники безопасности; 14.5. И уметь определять пожарную безопасность грузов; 14.6.Необходимые приемы по борьбе с пожарами; 14.7.Правила безопасности опасных грузов.

    15. При назначении на судно новых членов экипажа механик–судовой ознакамливает, в пределах своей компетенции, с их обязанностями по работе, правилами и порядком производства и технологией ремонтных работ.

    16. Остальные действия производить согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства и Устава службы на судах.

    Обязанности 1. Механик–судовой в отсутствие капитана выполняет его обязанности и пользуется правами, предусмотренные Уставом. 2. Механик–судовой обязан обеспечивать: 2.1.техническую эксплуатацию и содержание закрепленной судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими документами; 2.2.выполнение и соблюдение по своему заведованию правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и технической эксплуатации судна и судовой техники; 2.3.соблюдение правил пожарной безопасности в машинных помещениях и в помещениях своего заведования, постоянную готовность к действию пожарных и водоотливных насосов, систем и устройств; 2.4.по указанию капитана руководство управлением энергетической установкой при входе судна в другие порты и выходе из них, а также при плавании в сложных условиях; 2.5.выполнение всех распоряжений капитана, связанных с режимом работы энергетической установки; в случаях, когда исполнение распоряжения может вызвать выход из строя судовой техники, механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана с записью в машинном журнале; 2.6.техническое обслуживание палубных механизмов и устройств и корпусных конструкций; 2.7.принятие необходимых мер по сохранности, служебной и коммерческой тайн; 2.8.выполнение производственного плана, графика движения (расписания), заданных измерителей работы судна; 2.9.составление календарных графиков проведения технического обслуживания судовой техники, составление ремонтных ведомостей, контроль за качеством и полнотой объема ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию закрепленной судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами; 2.10. проведение теплотехнического контроля и выполнение нормативных технико-эксплуатационных показателей по машинной части; 2.11. своевременное устранение неисправностей судовой техники и организацию ее ремонта силами экипажа без вывода судна из эксплуатации, а в случае обнаружения неисправностей, которые не могут быть устранены силами экипажа, докладывать об этом капитану для принятия мер в установленном порядке; 2.12. выполнение указаний и требований органов надзора за безопасностью плавания и других контролирующих органов (инспекции Речного Регистра, санитарной инспекции, пожарного надзора, охраны труда и техники безопасности и т.п.); 2.13. своевременное предъявление с ведома капитана судовой техники к освидетельствованию органами Речного Регистра; 2.14. соблюдение трудовой дисциплины и надлежащую организацию несения вахт, выполнение работ подчиненными ему членами экипажа; 2.15. изучение членами экипажа, подчиненными ему, правил, положений, инструкций и других документов по технической эксплуатации судовой техники; 2.16. своевременное ознакомление членов экипажа с приказами, распоряжениями, инструкциями, а также с заданиями на рейс и особенностями предстоящего рейса; 2.17. руководство техническим обслуживанием и надзор за его выполнением; 2.18. контроль за учетом и хранением запасных частей, инвентаря, материалов, топлива и смазочных масел по своему заведованию; 2.19. ведение и хранение судовой технической документации и отчетности по своему заведованию; 3. Механик–судовой обязан: 3.1. выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью; 3.2.знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относится к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов; 3.3.знать устройство судна, свою специальность, заведование, термины, относящиеся к ним, постоянно совершенствовать свои профессиональные знания; 3.4.содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведования; 3.5.знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам, уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения, знать сигналы бедствия, уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам; 3.6.быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды; 3.7.соблюдать чистоту и порядок на судне; 3.8.охранять природную среду, не допуская ее загрязнения; 3.9.правильно организовать труд подчиненных, создавать условия, обеспечивающие участие членов экипажа в решении производственных задач на судне, знать обязанности подчиненных по судовым расписаниям; 3.10. всесторонне знать и изучать личные и деловые качества своих подчиненных, передавать им свои профессиональные знания и опыт; 3.11. информировать своих подчиненных о задачах и особенностях предстоящего рейса; 3.12. участвовать в организации и подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна и руководить борьбой за живучесть в машинно-котельных помещениях;

    4. Контролирует состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил.

    5. Обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара.

    6. Проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий.

    7. При постановке судна на ремонт, длительной стоянке, а также во время производства грузовых работ при низкой температуре наружного воздуха механик судовой обязан обеспечивать проведение мероприятий и предупредительных мер с целью предотвращения размораживания судовой техники.

    8. При работе судна с закрепленными баржами без команд механик судовой обеспечивает техническую эксплуатацию судовой техники на баржах, за исключением средств связи.

    9. Механик судновой, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке судовую технику, топливо, смазочные материалы, инвентарь, запасные части и приспособления, нормативную техническую документацию, а также делопроизводство и отчетность по своему заведованию.

    Обязанности работника по соблюдению требований

    нормативно-правовых актов по охране труда

    1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ, соблюдать личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, в помещениях судна, на причале и в других подразделениях и территории порта.
    2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
    3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

    Права

    1. Механик-судовой имеет право требовать, в пределах своей компетенции, от подчиненного персонала действующих правил, наставлений, приказов, инструкций и точного выполнения обязанностей по ремонту и техническому обслуживанию механизмов и устройств. 2. Имеет право самостоятельно выводить из действия отдельные элементы судовой техники, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию. 3. Имеет право отстранять подчиненный персонал от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану судна, если действия кого-либо из персоналу угрожают выходом из строя судовой техники.

    Ответственность

    1. Механик-судовой несет личную ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных действующими правовыми нормами и настоящей должностной инструкцией, а также за состояние охраны труда в его заведовании, за нарушения требований, изложенных в данной Инструкции согласно действующему законодательству, и лично отвечает за свои действия в части соблюдения требований техники и пожарной безопасности.

    2. Несет в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

    3. За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.

    4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота..

    5. За непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и других правил, создающих угрозу деятельности судну и его экипажу.

    6. За несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины подчиненного персонала его заведования на судне.

    Взаимодействие

    1. Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей непосредственно решает с директором по эксплуатации флота и диспетчером порта, а при необходимости и с другим персоналом порта. Квалификация 1. Должен иметь специальное или высшее судоводительское образование, необходимые для исполнения своих обязанностей навыки, знания и умения, соответствующие документы (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.) на право занятия данной должности и стаж плавания в должности механика судового не менее трех лет. Руководитель структурного подразделения _____________ .

    (подпись, ФИО)

    СОГЛАСОВАНО:

    Юрисконсульт ______________ .

    (подпись, Ф.И.О.)

    Инженер по охране труда ______________

    (подпись, Ф.И.О.)

    С инструкцией ознакомлен:___________________________

    (подпись, Ф.И.О.)

    Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции механика, образец 2019/2020 года. Должностная инструкция механика должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности механика, права механика, ответственность механика.

    В должностной инструкции механика должны быть отражены следующие пункты:

    Должностные обязанности механика

    1) Должностные обязанности. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.

    Механик должен знать

    2) Механик при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений; организацию ремонтной службы на предприятии; Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования; перспективы технического развития предприятия; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия; организацию и технологию ремонтных работ; методы монтажа, регулировки и наладки оборудования; основы технологии производства продукции предприятия; порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации.

    3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

    1. Общие положения

    1. Механик относится к категории специалистов.

    2. На должность механика принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

    3. Механик принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

    4. Механик должен знать:

    • постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений;
    • организацию ремонтной службы на предприятии;
    • Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;
    • перспективы технического развития предприятия;
    • технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия;
    • организацию и технологию ремонтных работ;
    • методы монтажа, регулировки и наладки оборудования;
    • основы технологии производства продукции предприятия;
    • порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации;
    • правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;
    • организацию смазочно-эмульсионного хозяйства;
    • требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования;
    • передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания на предприятии;
    • основы экономики, организации производства, труда и управления;
    • основы трудового законодательства;
    • основы экологического законодательства;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    5. В своей деятельности механик руководствуется:

    • законодательством РФ,
    • Уставом организации,
    • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
    • настоящей должностной инструкцией,
    • Правилами внутреннего трудового распорядка организации,

    6. Механик подчиняется непосредственно главному механику.

    7. На время отсутствия механика (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

    2. Должностные обязанности механика

    1. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования.

    2. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха.

    3. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации.

    4. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ.

    5. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.

    6. Изучает условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования.

    7. Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества.

    8. Подготавливает для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора.

    9. Осуществляет техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организует регенерацию отработанных масел.

    10. Участвует в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, по безопасному ведению ремонтных работ.

    11. Рассматривает рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним, обеспечивает внедрение принятых предложений.

    12. Организует учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели.

    13. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ.

    14. Руководит работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

    15. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

    16. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    17. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.

    18. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

    3. Права механика

    Механик имеет право:

    1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

    • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
    • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
    • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

    2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

    3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

    4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

    5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

    6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

    4. Ответственность механика

    Механик несет ответственность в следующих случаях:

    1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

    2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством российской Федерации.

    3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


    Должностная инструкция механика - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности механика, права механика, ответственность механика.

    Обязанности и права 3 помощника механика земснаряда, землесоса, дноочистительного снаряда регламентированы и установлены Уставом службы на судах внутреннего плавания Российской Федерации, в соответствии с Правилами плавания по ВВП РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ и других актов действующего за­конодательства и распространяются на лицо, занимающее данную должность как при нахождении его на судне, так и при исполнении им слу­жебных обязанностей на берегу. Лицо, занимающие данную должность, обязано знать и точно выполнять требования настоя­щего Устава. Нарушение требований настоящего Ус­тава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную зако­ном.

    Третий помощник механика (четвертый механик)

    Третий помощник механика непосред­ственно подчиняется механику.

    В ведении третьего помощника меха­ника находятся:

    Вспомогательная котельная установка с обслуживающими ее техническими средст­вами;

    Двигатели спасательных шлюпок, ме­ханическая часть палубных механизмов, средств трюмной механизации и бытовой тех­ники;

    Системы водоснабжения, сточно-фановая, отопления и вентиляции (кроме их электрической части);

    Средства автоматизации (кроме их электрической части) и контрольно-измери­тельные приборы своего заведования.

    Третий помощник механика по своему заведованию обязан:

    Обеспечивать техническую эксплуата­цию и содержание судовой техники в соот­ветствии с правилами технической эксплуа­тации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими докумен­тами, издаваемыми министерством транспорта РФ или судовладельцем;

    Устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судо­вой техники;

    Руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;

    Составлять календарные графики тех­нического обслуживания и ремонтные ведо­мости, контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ре­монта судовой техники, выполняемых берего­выми и судовыми специалистами;

    Перед каждой перегрузочной работой совместно со вторым помощником осматри­вать и проверять действие грузоподъемных устройств;

    Составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его по­лучение и хранение, вести его учет;

    Вести установленную техническую до­кументацию;

    Обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное время докладывать механику;

    При несении вахты обеспечивать наи­более эффективную технологию работы зем­снаряда, следить за исправным действием на­вигационных знаков на разрабатываемом пе­рекате, габаритными размерами судового хода; принимать меры к безопасному про­пуску транспортного флота, своевременно об­мениваться с судами звуковыми и световыми сигналами, предусмотренными Прави­лами плавания;

    принимать участие в учалке земкаравана перед буксировкой на очередное место работы.

    Вахтенный механик

    Вахтенный механик является началь­ником всего состава машинной вахты и под­чиняется непосредственно вахтенному на­чальнику, а в части специальных вопросов эксплуатации технических средств - меха­нику.

    Вахтенный механик при заступлении на вахту обязан:

    Лично проверить состояние работаю­щих технических средств механической уста­новки (в том числе состояние рулевой ма­шины);

    Просмотреть машинный журнал и про­верить соответствие записей в нем собствен­ным наблюдениям;

    Получить у сдающего вахту вахтенного механика сведения о способе управления главными двигателями, состоянии и режимах работы всех технических средств, замечен­ных неисправностях в их работе, о проводи­мых работах по техническому обслуживанию и ремонту, а также ознакомиться со всеми по­ступившими замечаниями и распоряжения­ми;

    Принять доклады о заступлении на вахту от лиц машинной команды, произвес­ти запись в машинном журнале о приеме вахты и доложить о заступлении на вахту вахтенному начальнику.

    Вахтенный механик обязан:

    Обеспечивать установленный режим работы судовых технических средств, соблю­дение правил их технической эксплуатации, инструкций и указаний механика по их об­служиванию, контролировать выполнение правил безопасности труда и пожарной безо­пасности при работе членов экипажа в ма­шинных помещениях;

    О всех обнаруженных неисправностях технических средств немедленно доклады­вать механику и принимать меры к их ус­транению;

    Обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна;

    Обеспечивать подачу электроэнергии, воды и пара потребителям;

    Следить за правильным расходованием во время вахты топлива, смазочных, обти­рочных и других материалов;

    Не допускать скопления подсланевых вод в машинных помещениях и своевременно производить откачку их в цистерну сбора подсланевых вод; --- следить за тем, чтобы за­грязненная вода и мусор машинных помеще­ний не удалялись за борт;

    По распоряжению вахтенного началь­ника производить прием, откачку и перекач­ку балласта и топлива, а также откачку во­ды из отсеков;

    Обеспечивать поддержание должного порядка и чистоты в машинных помещениях.

    При возникновении каких-либо сомне­ний, касающихся несения вахты, или необхо­димости оказания технической помощи (кон­сультации) вахтенный механик обязан выз­вать в машинное отделение механика.

    Присутствие механика в машинном отделении не снимает с вахтенного механи­ка ответственности за несение вахты до тех пор, пока механик не возьмет управление энергетической установкой на себя.

    Пробные пуски и проворачивание главных двигателей после выполнения тех­нического обслуживания вахтенный механик имеет право производить с разрешения вах­тенного начальника в присутствии первого помощника механика.

    В случае необходимости остановить главный двигатель, изменить режим работы механизмов, заданный с мостика, или же отключить технические средства ответствен­ного назначения вахтенный механик обязан доложить об этом вахтенному начальнику и механику.

    При непосредственной угрозе аварий или опасности для жизни людей вахтенный механик имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм и не­медленно доложить об этом вахтенному на­чальнику и механику.

    При обнаружении пожара или поступ­лении внутрь корпуса судна забортной воды вахтенный механик обязан немедленно до­ложить об этом вахтенному начальнику и организовать тушение пожара или борьбу с водой, используя для этого все возможные и эффективные меры.

    На судах, где не предусмотрено несе­ние вахт электромеханиками, вахтенный ме­ханик обязан обеспечивать управление элек­трооборудованием. При возникновении ка­ких-либо неисправностей судового электро­оборудования вахтенный механик обязан выз­вать в машинное отделение электромеханика.


    Заключение.

    Я, Старинский Иван Александрович, курсант 4 – го курса ЯИВТ, специальность «Эксплуатация внутренних водных путей». Проходил производственную практику в Якутском районе водных путей и судоходства на землесосе «Индигирка», в должности старшего матроса – оператора спец устройства.

    Землесос «Индигирка» в навигацию 2015 г. производил дноуглубительные работы на баре реки Индигирки и Яны. Во время моей практики мне удалось побывать в качестве рулевого на двух морских переходах б.р. Индигирка (Восточное – сибирское море) на б.р. Яна (море Лаптевых) и обратно.

    За время моей практики мне удалось не раз применить мои теоретические знание, данные мне нашими высококвалифицированными преподавателями, которые не раз облегчали мне труд в той или иной задачи. И перенять опыт старших поколений.

    После окончания института планирую идти на постоянную работу на данный землесос уже в командной должности и связать свою жизнь с флотом.


    Список используемой литературы.

    А.Ф.Гогин «Судовые дизели». М., Транспорт 1978 г.

    «Правила технической эксплуатации дизелей». Л., Транспорт 1989 г.

    Д.И.Горбунов «Дноуглубление». М., Транспорт 1984 г.

    «Инструкция по производству землечерпательных работ». М., Транспорт 1989 г.

    Н.И.Ильин «Судовой лебедчик – моторист». М., Транспорт 1977 г.

    Заводская техническая документация WARTSILA. Финляндия 1985 г.

    «Правила безопасности труда на судах речного флота». М., Транспорт 1976 г.