Достоевский «Неточка Незванова» – история создания.

Неточка – это девочка, которая живет в доме в Петербурге, но живет она на чердаке. У нее также есть мать, которая зарабатывает на жизнь своей дочери и себе именно шитьем, и даже тем, что готовит кое-как еду. Но у Неточки даже есть отчим, который раньше занимался музыкой, играя на скрипке, теперь вообще ничего не делает. Так как этот наглец ругается на женщину, которую опорочил, потому что она якобы загубила его талант. Этот человек очень груб, а также, слишком бесцеремонен, но все же живет с ними на чердаке, совсем не работая. Но мать Неточки все равно продолжает любить бывшего музыканта.

Когда-то Ефимов, как звали скрипача бывшего, учился играть у великого музыканта, который после того, как умер, завещал ему свою необычную скрипку великого человека. Теперь отчим девочки считает себя гением.

Когда-то Ефимову помогали помещики даже граф, они давали ему деньги, потому как тот считался остаточно гениальным, или так по-крайней мере, казалось. Кроме того, у него был друг, который когда-то с ним учился играть. Но когда Ефимов через некоторое время снова встретил своего бывшего товарища, увидел, что тот ленив, и к тому же слишком самодоволен. Сам же отчим в то время также пропивал деньги, которые ему жертвовали более богатые люди.

Ефимов скатился до самого низа, и так как нашлась женщина, которая влюбилась в него, да еще к тому же поверила ему так доверчиво, он стал совсем не работать. С той маленькой работы, где он еще мог продержаться - его просто выгнали, но даже тогда он не давал зарплату своей жене. Сама же Неточка тоже привязалась к отчиму своему, и она такая же мечтательная, как и ее отчим, и тогда они договорились, что когда мать умрет, они пойдут навстречу своим мечтам, скитаться по миру.

Неточка после смерти матери попадает в дом к князю, а также – после того, как она начинает слишком пылко любить дочку князя, ровесницу свою, ее отправляют в другой дом, где женщина средних лет заменяет ей мать. Там девочка находит книги, и начинает их запоем читать.

Картинка или рисунок Неточка Незванова

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Песнь о вещем Олеге Пушкин

    Князь Олег – это великий человек, который многое сделал для своей родины, для своей страны. Этот человек – много сражался, и все же оставался жив многое время, хотя не раз стрела из вражеского лука или оружие чуть не наносили ему вреда, и тем не менее

  • Краткое содержание Оперы Любовный напиток Доницетти

    В одной из деревень живет парень Неморино страстно влюбленный в девушку Адину, но его любовь безответна. Она не только его, но и других парней избегает, а так же говорит колкости

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

  • Краткое содержание Дюма Дама с камелиями

    В доме недавно умершей парижской куртизанки Маргариты Готье проводится аукцион, чтобы распродать все ее имущество и оплатить долги. На аукцион приходит мужчина и покупает роман «Манон Леско».

  • Краткое содержание Белов Скворцы

    Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен. Рассказ начинается с того, как мама делает уборку и тщательно натирает самовар песком. Мальчику ничего не остаётся как только

Восьмилетняя Неточка живет в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьем и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Он талантливый скрипач, но забросил музыку, потому что «злодейка» жена якобы загубила его дарование. Только её смерть «развяжет» его.

Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живет за счет опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.

В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушел после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был «дурным человеком», но с чертами сверхъестественного. «Дьявол ко мне навязался», — вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть. С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.

Здесь уже 30-летний скрипач сошелся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало «глубокое, <…> инстинктивное понимание искусства», но удручали самоуверенность и «беспрерывная мечта о собственном гении». Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая «ни терпением, ни мужеством», постепенно спивался и вел себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности. Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и «дочери», пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к «отцу». Он так же «гоним» строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с «отцом» покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь — в «дом с красными занавесами», богатый особняк, видный из их окна.

Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С-ц — ничто перед его не признанным из-за «злых» людей, но великим гением. Где взять деньги на билет? Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги «отцу», девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С-ца. Ефимов уходит. Потрясенная женщина в этот же вечер умирает. Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С-ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему «отцу» и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мертвой матери. На улице Ефимов убегает от «дочери», которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Теперь Неточка живет в том самом «доме с красными занавесами», принадлежащем князю X-му, умному, доброму и сострадательному «чудаку». Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Кат я вначале невзлюбила грустную и болезненную «сиротку», ревнуя к ней своего отца. Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной теткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в темной комнате до четырех часов утра, потому что о ней забыли. Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними — открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела «помучить» её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.

Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. «Тихая, нежная, любящая» женщина рада заменить «сиротке» мать и много сил отдает её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчетной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны. Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и «двусмысленно сострадателен», а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.

Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для нее романы. Теперь она живет «фантазиями», «волшебными картинами», далеко уносящими её от «унылого однообразия» жизни. В течение трех лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у нее «чудный голос»: с этих пор девушка учится пению в консерватории.

Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника. После недолгого и вполне «безгрешного» счастья начались «пересуды», «злоба и смех» — общество отвернулось от «преступницы». Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с «забывшейся» «грустной красавицей».

Потрясенная Неточка открывает смысл «долгого, безвыходного страдания» Александры Михайловны, её «жертвы, приносимой покорно, безропотно и напрасно». Ведь Петр Александрович «презирает её и смеется над ней»: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом «переделывает» свое лицо. Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо «преступнику, который прощает грехи праведнику».

Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому. Неточка не опровергает клеветы, боять «убить» подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом «грехе», чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, «чтоб доказать», что он «безгрешнее ее»! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна еще поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.

«Неточка Незванова»: краткое содержание повести Достоевского

Неточка Незванова — молодая женщина, которой хватило сил для плавания по бурному житейскому морю. Она вспоминает свое детство, свою чердачную комнату в бедном квартале, с которым связаны ее первые воспоминания о тяжелой жизни. Это своего рода автобиография.

Жизнь на чердаке уныла и беспросветна, время от времени ее разнообразят только шумные скандалы между отчаявшейся от нищеты матерью Неточки и ее отчимом — скрипачом, который нигде не работает. Уже в восьмилетием возрасте восприимчивая Неточка считает, что ее дом — это череда вечных и невыносимых страданий. Эта беспросветная жизнь, эта тяжелая и затхлая атмосфера загоняют ее в угол, и совершенно бессознательно девочка ищет спасение в мечтаниях.

Каждый вечер она мечтает о «богатом доме с красными занавесами», который виден из ее окна. В этом доме тепло, светло и шумно, там всегда весело и празднично. Неточка теряет грань между сном и явью, она мечтает о том, что когда-нибудь она поселится в этом доме с красными гардинами. Все больше и больше она живет своими грезами.

Неточка испытывает какую-то странную любовь по отношению к своему отчиму Егору Ефимову. Хотя тот и является причиной несчастной жизни Неточки и ее матери, ей становится жаль этого человека, ей нестерпимо хочется утешить его. В душе девочки просыпается потребность любить, но у нее нет друзей и подруг, и эта потребность реализуется в любви к отчиму. Ей приходит в голову такая фантазия, что мать является помехой ее счастью, и она даже начинает желать ее смерти. Когда матери не было дома, она совершенно серьезно уверяет отчима, что «когда умрет матушка, то мы уже не будем жить на чердаке, что он куда-то поведет меня, что мы оба будем богаты и счастливы». Ее душевное состояние внушает опасения.

Потом мать и отчим один за другим умирают, саму Неточку поражает тяжкий недуг, но добрый князь Х-ий и его семья спасают Неточку, она потихоньку выздоравливает и через какое-то время избавляется от своих болезненных фантазий.

«Неточка Незванова»: анализ произведения

Подробное описание болезни Неточки и ее выздоровления показывает, что, еще будучи молодым, Достоевский глубоко проник в самые глубины детского сердца. Пребывая на затхлом чердаке, впечатлительная девочка не по возрасту рано постигает трагедию человеческой жизни, и Достоевский смог вообразить, какими фантазиями пленялось сердце девочки.

В произведениях Федора Михайловича часто появляются несчастные дети. И хотя для их возраста веселая игра является самым естественным занятием, с малых лет их постигают несчастия. Их беззащитное тельце брошено в этот безжалостный мир, они испытывают совершенно недетские страдания, они безмолвно погибают под ударами судьбы. Уже в дебютном произведении «Бедные люди» встречается эпизод, когда сынишка бедняка Горшкова тихо умирает от слабости. В «Ёлке и свадьбе» появляется мальчик, которого заставляют думать, что лучше бы он умер.

В «Мальчике у Христа на ёлке» («Дневник писателя», январь 1876 г.), появляется шестилетний мальчик. Он, несмотря на зимнюю стужу, одет в самую скверную одежонку. Он выбирается из своей темной подвальной комнаты и идет по трескучему морозу. В этой комнате вроде бы спит его мать, но на самом деле она уже умерла. Мальчик видит, как за окнами богатой усадьбы играют его сверстники. Он подходит ближе и, не помня себя, входит в дом через ярко освещенный подъезд. Его немедленно выгоняют. Мальчик продолжает бродить по холодным улицам. Никто из взрослых не окликает его. На следующее утро во дворе какой-то усадьбы обнаружили его замерзшее тело.

Дети, которые, подобно Неточке, вынужденной в своей малости нести бремя несчастной судьбы из-за отчима и рано сталкиваться с трагедией человеческой жизни, появляются и в «Униженных и оскорбленных» (Нелли), и в «Вечном муже» (Лиза), и в «Братьях Карамазовых» (Илюша). Неточке повезло и она спаслась, но несчастные у Достоевского обычно так и умирают несчастными.

Федора Михайловича называют специалистом по несчастьям и страданиям. Их выразителем в крайней форме являются беспомощные дети — они страдают, не в силах сопротивляться или воззвать о помощи. В «Братьях Карамазовых» есть глава «Бунт», где Иван Карамазов настолько переживает из-за страданий невинных детей, что проклинает этот созданный всемогущим Богом мир. Протест Ивана против такого «абсурда» является выражением гуманистического мировоззрения Достоевского, что вызывало сочувственный отклик у многих его читателей.

Достоевский последовательно изображал страдания детей. Он вообще обладал обостренным восприятием по отношению к страданиям и не мог удовлетвориться изображением несчастий и страданий одних лишь взрослых. Ведь взрослые не могут страдать с такой детской непосредственностью. Дети же ужасно страдают даже от таких обид, которые впоследствии кажутся просто царапинами. Достоевского привлекала чистота детских страданий, он умел слышать вопли этих безропотных созданий.

При чтении «Неточки Незвановой» обращаешь внимание на еще одну сторону детской жизни. Это отношение ребенка к смерти родителей. То, что Неточка в детском возрасте бессознательно желала смерти своей матери, оставило в ее душе глубокую рану. В журнальном варианте «Неточки Незвановой» появляется мальчик Ларенька. Он думает, что является причиной внезапной смерти своих родителей, жестоко мучается от угрызений совести, хиреет. Таким образом, в начальном варианте «Неточки Незвановой» тема детской ответственности за смерть родителей появляется дважды.

Когда Достоевскому было семнадцать лет и он учился в Военно-инженерном училище, в своей деревне внезапно скончался его отец. Считается, что его убил крепостной человек. Достоевский отца не любил. Тот был человеком со сложным характером: постоянно жаловался своей жене Марии, что он неудачник, мучил ее подозрениями в том, что она беременна не от него.

Зигмунд Фрейд допускал, что Достоевский желал отцу смерти. Можно сказать, что младший сын Иван из «Братьев Карамазовых», который тайно желал смерти своему отцу Федору, — это автопортрет писателя. Догадка Фрейда, может быть, и верна. В любом случае, Достоевского с молодых лет волновала тема ответственности ребенка за смерть родителей.

В произведениях Федора Михайловича появляется один пугающий образ. Я называю его «хохочущим стариком». Есть он и в «Неточке Незвановой». Когда добрый князь Х-ий спас Неточку, и она находилась на излечении в его доме, однажды ночью она вспоминает о своем отчиме и чуть не сходит с ума. В этот момент ей является «хохочущий старик». Такие же горящие глаза «хохочущего старика» появляются и в «Хозяйке», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании». Кажется, что этот старик владеет тайной того, кто смотрит на него, кажется, что он — его злейший враг. Все те, кто повстречался с этим взглядом, испытывают непреодолимый ужас — они словно цепенеют или же теряют сознание. Это нечто такое страшное, на что невозможно смотреть хоть сколько-то долго. Молодой писатель Иван Петрович из «Униженных и оскорбленных», который, несомненно, является двойником самого Достоевского, подвергается нападению «хохочущего старика». Писатель испытывает «мистический ужас», который напоминает ему ужас человека, который боится покойников.

Среди персонажей Достоевского множество таких, кто мучается от страха перед смертью — начиная от Вареньки Доброселовой из «Бедных людей» и кончая Федором Карамазовым из «Братьев Карамазовых. Свидригайлову из «Преступления и наказания» и Ипполиту из «Идиота» «хохочущий старик» не является, но о близости смерти им возвещают видения пауков и скорпионов.

Каждый раз, когда у Достоевского случался эпилептический припадок, он неизменно ощущал приближение смерти. Федор Михайлович хорошо знал, что такое свет и что такое тьма, и этот «хохочущий старик» был еще одним ярким олицетворением смерти, ощущение которой всегда было живо в его сердце.

Как в Неточке образ смерти связывался со смертью от безумия ее отчима Ефимова, так и в Достоевском страх смерти связывался с насильственной смертью его отца. Его жена Анна Григорьевна свидетельствует, что писатель страшно боялся увидеть во сне своего отца. В письме к ней Достоевский писал: «...я сегодня ночью видел во сне отца, но в таком ужасном виде, в каком он два раза только являлся мне в жизни, предрекая грозную беду, и два раза сновидение сбылось» (28 апреля 1871).

В «Неточке Незвановой» есть еще одна тема, которая заинтересует читателя. Это страстное желание соединиться, которое возникает между девочками.

Дочь князя Х-го, Катя, прелестная девочка того же возраста, что и Неточка, становится ее подругой. Возможно, писатель хочет сказать, что у обеих девочек до сих пор не было подруг по играм, но все равно эта близость выглядит несколько странной. Девочки лежат, обнявшись, в кровати Кати, осыпают друг друга поцелуями, признаются в любви, плачут и смеются, словно безумные.

Девочки, каждая из которых была до этого погружена в мир фантазий, наконец-то обнаружили того, кто понимает ее истинные желания, и, восполняя прежнюю пустоту, они с жадностью притягивают друг друга к себе, отдают себя, в каком-то безумном порыве мечтают о том, чтобы стать одним целым.

В начале «Слабого сердца», написанного за год до «Неточки Незвановой», подробно описано, как два молодых друга резвятся, словно щенки; один даже носит на руках другого, что является непосредственным выражением их дружеской приязни. Ордынов и Катерина из «Хозяйки», исступленно и страстно желают через любовь стать одним, причем сцена лишена налета чистой сексуальности. Мечтатель из «Белых ночей», не имевший прежде друга, перед которым можно было бы выговориться, встречает Настеньку, и теперь их свидания проходят на таком подъеме, что читателю остается только удивляться слиянности их сердец.

В Достоевском присутствует не только страх перед смертью и отчаянное одиночество, в нем есть и завораживающая тяга к единению. Это не привычная любовь между мужчиной и женщиной, скорее, это всепоглощающая жажда к полному единению тела и духа. Сбросить все покровы, обнажиться, отринуть себя, по неведомой причине загореться предчувствием великой радости, слиться воедино, стать чистым «одним» — вот что такое эта жажда. Невольно вспоминаешь «Грозовой перевал» Эмилии Бронте, где между Хитклифом и Кэтрин возникает такая же любовь, требующая такого же единения, недоступного в этом мире. Нам, современным читателям, разговоры между Ордыновым и Катериной напоминают бред, но их страстные речи имеют истоком именно такую жажду единения. У молодого Достоевского были близкие друзья-мужчины, но никакого опыта любви к женщине он не знал. Не было у него и желания обзавестись женщиной для того, чтобы жить с ней. Только в тридцать три года он впервые страстно полюбил Марию, у которой был ребенок. Тогда он воображал в ней «младшую сестру», обладающую безграничной, по-детски доброй душой. В письме к А.Е. Врангелю (от 23 марта 1856) он признавался, что если он потеряет этого «ангела», то или сойдет с ума, или бросится в Иртыш. Это не обычная любовь, а страстная, всепоглощающая жажда слиться с «прекрасным человеком», нарисованная его воображением.

Алёша и Наташа из «Униженных и оскорбленных», Мышкин и Настасья Филипповна из «Идиота» свидетельствуют о том же. Достоевский изображал и отношения, похожие на те, которые бывают у обычных людей, но и здесь это не просто любовь между мужчиной и женщиной, суть этой любви состоит в желании отказаться от себя и стать одним. Это желание чересчур сильно, и женщины сходят с ума. Герои Достоевского не способны наслаждаться спокойной любовью, они не стремятся к тому, чтобы любовь вызрела до состояния уютного семейного гнездышка.

Признания в любви Неточки и Кати — это не лесбийская любовь, их отношения — того же сорта, что и диалоги между Мечтателем и Настенькой, они суть выражение тяги Достоевского к единению сердец.

В общем, слушайте. Закончил я читать ночью роман Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова". На протяжении всего поглощения текста я был там. И я хотел прожить его. Дочитав до последней страницы, удивлению моему не было предела! Я был вне себя от расстройства. Меня так затянуло.. а в итоге оказалось, что это неоконченный роман.

А сегодня я нашёл неизданные главы из дневника Достоевского! Оказывается, после каторги он отказался даже от мысли закончить "Неточку Незванову". Федя меня расстроил, конечно.

Хотя, я совсем забыл сказать о том, что несмотря на то, что в романе всё закончилось именно так, произведение на меня произвело неизгладимое впечатление. А каждая из трех дошедших до нас частей - это, в своём роде, законченная новелла с особым сюжетом, особой завязкой, кульминацией и развязкой.

Ниже приведу весьма интересный текст истории создания повести Ф.М. Достоевского "Неточка Незванова".

Впервые это произведение было опубликовано в «Отечественных записках» в 1849 году под названием «Неточка Незванова. История одной женщины». Первые две части вышли в январе и феврале, а третья часть романа появилась в майском номере, однако уже без подписи - автор в то время находился в Петропавловской крепости. 23 апреля 1849 года Достоевский был арестован за участие в собраниях петрашевцев.

В журнальной редакции «Неточка Незванова» состояла из трех частей - «Детство», «Новая жизнь» и «Тайна». Впоследствии Достоевский отказался от мысли закончить это произведение, переработав начало романа (имевшего в журнальной редакции подзаголовок «История одной женщины») в повесть о детстве и отрочестве героини, убрал деление на части, ввел нумерацию глав, исключил несколько эпизодов, вводивших новые лица для развития сюжета, и внес некоторые сокращения.

Работа над «Неточкой Незвановой» началась в декабре 1846 года. О своем новом замысле Достоевский сообщил брату: «...пишу день и ночь <...> Пишу я со рвением. Это будет исповедь, как Голядкин, хотя в другом тоне и роде». Несмотря на то, что писатель собирался закончить это произведение осенью, работа затянулась, и печатанье романа началось в журнале А.А. Краевского лишь в начале 1849 г.

Тем не менее к середине 1848 г. была, по-видимому, не только задумана, но и написана часть ранней редакции романа. Так, П.П. Семенов-Тян-Шанский рассказывает в «Мемуарах», что на собраниях у М.В. Петрашевского Достоевский «читал отрывки из своих повестей «Бедные люди» и «Неточка Незванова».

О ранней редакции романа, где повествование велось от лица автора, а не героини, можно судить по сохранившемуся отрывку рукописи. Из него видно, что значительную роль в ней играл образ мечтателя Оврова. Именно он, а не Неточка должен был обнаружить письмо неизвестного к Александре Михайловне. В окончательном варианте роман обрывается на первой краткой встрече Неточки с Овровым - помощником в делах Петра Александровича.

В журнальной редакции повествование уже велось от лица героини. А каждая из трех дошедших до нас частей не только звено в композиции целого, но и внутренне законченная новелла с особым сюжетом, особой завязкой, кульминацией и развязкой.

Первая часть - «Детство» - выдержана в тонах романтической новеллы о выдающемся музыканте с трагической судьбой. Скрипач, композитор, создатель новой теории музыки, Ефим Егоров задавлен нуждой, зависимостью и неудачами, усугубленными его непомерной гордостью и тщеславием.

И, наконец, третья часть - «Тайна» - развертывает судьбу главной героини на фоне семейной драмы одной светской женщины, падчерицы князя Х-го, принявшей на себя опеку над Неточкой. Духовно утонченная и морально чуткая женщина, полюбившая неровню, медленно гибнет от презрения салонной черни и ненависти своего бездушного супруга-бюрократа.

Известно, что Достоевский мечтал о романе, построенном как «Герой нашего времени»: пять или шесть самостоятельных повестей, объединенных только личностью главного героя. Поэтику такого необычного «лермонтовского» жанра он изложит гораздо позже в своих письмах 1856 года и снова разъяснит друзьям в 1868 году, обдумывая план «Жития великого грешника».

Литература

Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965.

Фридлендер Г.М. Комментарии. Ф. Достоевский. Неточка Незванова.

Федор Михайлович Достоевский

Неточка Незванова

Отца моего я не помню. Он умер, когда мне было два года. Мать моя вышла замуж в другой раз. Это второе замужество принесло ей много горя, хотя и было сделано по любви. Мой отчим был музыкант. Судьба его очень замечательна: это был самый странный, самый чудесный человек из всех, которых я знала. Он слишком сильно отразился в первых впечатлениях моего детства, так сильно, что эти впечатления имели влияние на всю мою жизнь. Прежде всего, чтоб был понятен рассказ мой, я приведу здесь его биографию. Все, что я теперь буду рассказывать, узнала я потом от знаменитого скрипача Б., который был товарищем и коротким приятелем моего отчима в своей молодости.

Фамилия моего отчима была Ефимов. Он родился в селе очень богатого помещика, от одного бедного музыканта, который, после долгих странствований, поселился в имении этого помещика и нанялся в его оркестр. Помещик жил очень пышно и более всего, до страсти, любил музыку. Рассказывали про него, что он, никогда не выезжавший из своей деревни даже в Москву, однажды вдруг решился поехать за границу на какие-то воды, и поехал не более как на несколько недель, единственно для того, чтоб услышать какого-то знаменитого скрипача, который, как уведомляли газеты, собирался дать на водах три концерта. У него был порядочный оркестр музыкантов, на который он тратил почти весь доход свой. В этот оркестр мой отчим поступил кларнетистом. Ему было двадцать два года, когда он познакомился с одним странным человеком. В этом же уезде жил богатый граф, который разорился на содержание домашнего театра. Этот граф отказал от должности капельмейстеру своего оркестра, родом итальянцу, за дурное поведение. Капельмейстер был действительно дурной человек. Когда его выгнали, он совершенно унизился, стал ходить по деревенским трактирам, напивался, иногда просил милостыню, и уже никто в целой губернии не хотел дать ему места. С этим-то человеком подружился мой отчим. Связь эта была необъяснимая и странная, потому что никто не замечал, чтоб он хоть сколько-нибудь изменился в своем поведении из подражания товарищу, и даже сам помещик, который сначала запрещал ему водиться с итальянцем, смотрел потом сквозь пальцы на их дружбу. Наконец, капельмейстер умер скоропостижно. Его нашли поутру крестьяне во рву, у плотины. Нарядили следствие, и вышло, что он умер от апоплексического удара. Имущество его сохранялось у отчима, который тотчас же и представил доказательства, что имел полное право наследовать этим имуществом: покойник оставил собственноручную записку, в которой делал Ефимова своим наследником в случае своей смерти. Наследство состояло из черного фрака, тщательно сберегавшегося покойником, который все еще надеялся достать себе место, и скрипки, довольно обыкновенной с виду. Никто не оспаривал этого наследства. Но только спустя несколько времени к помещику явился первый скрипач графского оркестра с письмом от графа. В этом письме граф просил, уговаривал Ефимова продать скрипку, оставшуюся после итальянца и которую граф очень желал приобресть для своего оркестра. Он предлагал три тысячи рублей и прибавлял, что уже несколько раз посылал за Егором Ефимовым, чтоб покончить торг лично, но что тот упорно отказывался. Граф заключал тем, что цена скрипки настоящая, что он не сбавляет ничего и в упорстве Ефимова видит для себя обидное подозрение воспользоваться при торге его простотою и незнанием, а потому и просил вразумить его.

Помещик немедленно послал за отчимом.

– Для чего ж ты не хочешь отдать скрипку? – спросил он его, – она тебе не нужна. Тебе дают три тысячи рублей, это цена настоящая, и ты делаешь неразумно, если думаешь, что тебе дадут больше. Граф тебя не станет обманывать.

Ефимов отвечал, что к графу он сам не пойдет, но если его пошлют, то на это будет воля господская; графу он скрипку не продаст, А если у него захотят взять ее насильно, то на это опять будет воля господская.

Ясное дело, что таким ответом он коснулся самой чувствительной струны в характере помещика. Дело в том, что тот всегда с гордостию говорил, что знает, как обращаться со своими музыкантами, потому что все они до одного истинные артисты и что, благодаря им, его оркестр не только лучше графского, но и не хуже столичного.

– Хорошо! – отвечал помещик. – Я уведомлю графа, что ты не хочешь продать скрипку, потому что ты не хочешь, потому что ты в полном праве продать или не продать, понимаешь? Но я сам тебя спрашиваю: зачем тебе скрипка? Твой инструмент кларнет, хоть ты и плохой кларнетист. Уступи ее мне. Я дам три тысячи. (Кто знал, что это такой инструмент!)

Ефимов усмехнулся.

– Нет, сударь, я вам ее не продам, – отвечал он, – конечно, ваша воля…

– Да разве я тебя притесняю, разве я тебя принуждаю! – закричал помещик, выведенный из себя, тем более что дело происходило при графском музыканте, который мог заключить по этой сцене очень невыгодно об участи всех музыкантов помещичьего оркестра. – Ступай же вон, неблагодарный! Чтоб я тебя не видал с этих пор! Куда бы ты делся без меня с твоим кларнетом, на котором ты и играть не умеешь? У меня же ты сыт, одет, получаешь жалованье; ты живешь на благородной ноге, ты артист, но ты этого не хочешь понимать и не чувствуешь. Ступай же вон и не раздражай меня своим присутствием!

Помещик гнал от себя всех, на кого сердился, потому что боялся за себя и за свою горячность. А ни за что бы он не захотел поступить слишком строго с «артистом», как он называл своих музыкантов.

Торг не состоялся, и, казалось, тем дело и кончилось, как вдруг, через месяц, графский скрипач затеял ужасное дело: под своею ответственностью он подал на моего отчима донос, в котором доказывал, что отчим виновен в смерти итальянца и умертвил его с корыстною целью: овладеть богатым наследством. Он доказывал, что завещание было выманено насильно, и обещался представить свидетелей своему обвинению. Ни просьбы, ни увещания графа и помещика, вступившегося за моего отчима, – ничто не могло поколебать доносчика в его намерении. Ему представляли, что медицинское следствие над телом покойного капельмейстера было сделано правильно, что доносчик идет против очевидности, может быть, по личной злобе и по досаде, не успев овладеть драгоценным инструментом, который для него покупали. Музыкант стоял на своем, божился, что он прав, доказывал, что апоплексический удар произошел не от пьянства, а от отравы, и требовал следствия в другой раз. С первого взгляда доказательства его показались серьезными. Разумеется, делу дали ход. Ефимова взяли, отослали в городскую тюрьму. Началось дело, которое заинтересовало всю губернию. Оно пошло очень быстро и кончилось тем, что музыкант был уличен в ложном доносе. Его приговорили к справедливому наказанию, но он до конца стоял на своем и уверял, что он прав. Наконец он сознался, что не имеет никаких доказательств, что доказательства, им представленные, выдуманы им самим, но что, выдумывая все это, он действовал по предположению, по догадке, потому что до сей поры, когда уже было произведено другое следствие, когда уже формально была доказана невинность Ефимова, он все еще остается в полном убеждении, что причиною смерти несчастного капельмейстера был Ефимов, хотя, может быть, он уморил его не отравой, а другим каким-нибудь образом. Но над ним не успели исполнить приговора: он внезапно заболел воспалением в мозгу, сошел с ума и умер в тюремном лазарете.