Древние пророчества: разрушение Дамаска и война на Ближнем Востоке. Краткая история государства израиль

История государства Израиль представляет собой долгий и тернистый путь, бесконечную череду войн, века порабощения и борьбы за свободу. Первые упоминания о еврейском государстве датированы XI - X веками до н. э. Однако, в связи с тем, что в данном регионе последовательно набирали силу и сменяли друг друга такие могущественные государства, как Ассирия, Вавилон, Персия и Македония - начиная с VIII века до н.э. еврейское государство на долгие века утратило независимость.

В 63 году до н. э. Римская Империя захватила данные территории, разделив их на отдельные провинции. Далее, после распада Римской Империи в 395 году, территория Палестины отошла к Византии.

Начиная с 636 года, на протяжении последующих шести веков, этнические территории еврейского народа находились под контролем династий арабских халифов династии Омейядов и Аббасидов.

Стоит также упомянуть о крестоносцах, которые в 1099 году основали Иерусалимское королевство, однако под натиском арабских армий в 1187 году покинули Иерусалим.

В 1517 году израильские территории вошли в состав могущественной Оттоманской империи. После ее распада в 20-х годах XX века, Британия установила свое управление в Палестине по мандату Лиги Наций.

Невзирая на то, что земли Израиля, являлись священными для евреев, и согласно Библии были завещаны им Богом, большинство данного народа было разбросано по всему миру. Однако еврейская интеллигенция продолжала вынашивать идею о независимом государстве для евреев на их этнической территории.

В 1947 году ООН, не видя перспективы в разрешении многолетней вражды между мусульманами и евреями, приняла план по разделу Палестины на арабское и еврейское государство.

14 мая 1948 года было объявлено о создании государства Израиль на отведенных для этого территориях. Арабские государства не признали независимости Израиля и ввели объединенные войска на его территорию. Но вооруженные силы Израиля (ЦАХАЛ) сумели не только отразить вторжение, но и захватили часть территорий, которые по плану ООН были предназначены для арабского государства.

Вторая арабо-израильская война (операция «Кадеш») велась Израилем, при поддержке английских и французских войск против Египта за установление контроля над Суэцким каналом.

Во время «Шестидневной войны» 1967 года израильская армия, благодаря превосходству в воздухе, достигла убедительной победы над войсками Лиги арабских государств, захватив новые территории, в частности, Голанские высоты.

Следующая арабо-израильская война началась в октябре 1973 год с нападения Сирии и Египта, однако в очередной раз завершилась победой Израиля. Конфликт продолжался 18 дней, при этом, сопровождаясь тяжелыми потерями в людях и технике с обеих сторон.

В 1980 году правительство Израиля подписало Кэмп-Дэвидское соглашение, в результате которого, Египту были возвращены территории на Синайском полуострове, захваченные во время операции «Кадеш».

В 1982 году вооруженные силы Израиля вторглись на территорию Ливана с целью уничтожения террористических баз Организации освобождения Палестины. В результате конфликта в Южном Ливане была создана «зона безопасности», которая контролировалась Израилем до 2000 года.

Начиная с 1993 года, Израиль подписал ряд соглашений, которые были направлены на создание Палестинской национальной администрации. Но в 2001 году палестинские террористические организации возобновили свою деятельность.

В августе 2006 года состоялось вооруженное столкновение израильской армии с террористической группировкой «Хезболла» на территории Ливана. Боевые действия были завершены по настоянию Совета Безопасности ООН.

Для защиты территории Израиля от регулярных ракетных обстрелов в мае 2008 года в секторе Газа началась операция «Литой Свинец». 21 ноября 2012 года было пописано соглашение между Израилем и ХАМАС о прекращении огня.

Невзирая на данное соглашение, необходимо понимать, что пока рано говорить о завершении арабо-израильского конфликта.

Современный Израиль и его территория таят в себе множество религиозных тайн, политических историй и пролитой за землю крови. За эту часть Ближнего Востока люди сражались еще в до- библейские времена и сражаются до сих пор. Его нынешнее население, по большей части, не имеет наследственных корней с населявшим его территорию несколько веков назад и именно войны на национальной почве, жажды власти над землей и, как не парадоксально - религии, стали этому причиной.

Самостоятельные политические и военные амбиции, уже современное государство Израиль, начало проявлять в середине двадцатого века, после того как в 1948 году его государственность была признанна ООН. Такая возможность выпала молодой стране в ходе послевоенного решения о разделе Палестины на два государства, арабского и еврейского. Однако, решение ООН устраивало не всех, в первую очередь Лигу Арабских Государств, которая изначально не разделяла планы ООН по переделу палестинских земель. С тех самых пор, современный Израиль, несмотря на небольшие размеры и немногочисленность населения, с незавидной частотой отстаивал свой ближневосточный статус и по сей день доказывает «дружелюбным» соседям своё право на государственность.

После второй мировой войны и после описанного выше признания Израиля, его народ, оправданно обиженный на фашизм и территориальные соседские аппетиты, борется за формирование внутринационального осознания населением обретенной государственности. Формируется современная централизованная структура власти, создаются политические и духовные движения, словом, формируется общество. Израиль все чаще играет на сцене мирового дипломатического театра.

Тем не менее, новому государству и по сей день не удавалось и до сих пор не удается стать мирным игроком. Нестабильность в регионе и непризнание Израиля Лигой Арабских Государств и некоторыми другими геополитическими оппонентами является и нынешней причиной современных войн в регионе. Более того, с момента своего основания, набравшись многострадального опыта в международной дипломатии, Израиль становиться своеобразным международным посредником военно-политических игр более «взрослых» геополитических гигантов. Небезосновательно полагать, что такое посредничество играет на руку самому еврейскому обществу, так как только это может защитить государство от таких неспокойных соседей, как например - Иран, который исторически воспринимает Израиль за некую раковую опухоль в регионе.

Если проследить истории конфликтов с 1948 года на Ближнем востоке, то окажется, что в любом из конфликтом тем или иным образом принимает участие либо непосредственно еврейское государство, либо его небезызвестные секретные спецслужбы. Со времен признания Израиля вспыхивали около десятка военных конфликтов и очень сложно представить себе агрессивно-настроенных евреев с оружием, которые без дипломатической международной «крыши» завоевывают регион. На сегодняшний день святая земля стала своего рода большим плацдармом современной «военной демократии», которую давным давно посеяли западные спецслужбы. Израильская армия - армия международных наемников, которую по большому счету давно нельзя назвать национальной.

К сожалению, пока на Ближнем Востоке будет разыгрываться эта военная партия геополитического преферанса, Святая земля, такой долгое время являться не сможет. Уж слишком много крови пролито на ней, за неё и её сынами.

Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы. А историю или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.

Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.

Народ Израильский

Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов. После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль. От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.

Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.

Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач. Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с , их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи. С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.

Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в , их самый святой город?

Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.

Процесс рождения нового государства

К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.

С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.

Предпосылки рождения

Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии. В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям. Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.

В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.

После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия. Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»). Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.

Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство». Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории. Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.

Смысл независимости

«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа. Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев. Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:

«выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;

Сформировать национальную культуру независимого народа;

Уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).

Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.

Декларация графа Артура Бальфура

До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться. Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка. Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.

Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе. Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура». Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.

В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину. Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты. Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.

Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….

Британский мандат

В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций. Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна. То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.

Конфликт двух народов

В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».

Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.

Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий. Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла. Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.

Период Второй мировой

Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.

И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году. Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции. Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.

План ООН

Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году. Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке. Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.

Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля. Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики. Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.

Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.

Провозглашение и первые шаги

Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.

А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.

Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!


Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно. Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками. Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.

Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды». Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур. Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.

Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:

Независимость,

Государственный герб и «Ха-Тиква».

Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.

Приобрело в 1948 году, когда Бен Гурион объявил на весь мир о провозглашении независимого суверенного государства Израиль.

Это заявление Бен Гурион прочитал в здании музея на улице Ротшильда в Тель-Авиве. Независимость Израиля была провозглашена за один день до окончания британского мандата на управление Палестиной.

Тогда при создании Израиля в Декларации о его независимости писалось, что в ноябре 1947 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой еврейское независимое государство Израиль было создано в Эрец-Исраэле.

Та же декларация Организации Объединенных наций подчеркивала, что, как и любой другой народ, еврейский народ может быть независимым, имеет право на свободы и независимость, а также на суверенитет в своем независимом и суверенном государстве.

Сразу же суверенное независимое государство Израиль открыло свои границы для репатриации еврейского народа со всех стран мира, а единственной целью – объединения всех евреев, рассеянных по миру. В Декларации об основании Израиля говорилось также, что новое государство приложит максимально много усилий для развития нового еврейского государства и блага еврейского народа. Основным постулатом декларации звучали слова о том, что отныне политическое устройство государства Израиль направлено на развитие и сохранение таких главных демократических устоев как свобода и справедливость, мир и спокойствие, а также полностью будет соответствовать всем учениям древнееврейских пророков.

Главными государственными принципами будут: полноправие граждан страны, как в вопросах политических, так и в общественных, при этом не зависимо от его вероисповедания, пола и расы. В Декларации, об основании Израиля говорилось, что каждому гражданину государства Израиль будет гарантировано свобода слова, свобода вероисповедания, свобода совести, право говорить на родном языке, право на хорошее образование, на сохранение культуры и , на достойное развитие.

И еще, в Декларации четко говорилось о том, что новое государство будет свято хранить на территории Израиля памятники и всех трех религий, а также будет придерживаться и соблюдать принципы Хартии ООН.

Сразу же в 1948 году, после провозглашения независимости государства Израиль, было объявлено о том, что новое независимое государство будет и готово к сотрудничеству с Организацией объединенных наций, с ее органами и представительствами по вопросам введения в жизнь резолюции принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 года.

А, кроме того, новое государство будет предпринимать все возможные шаги по осуществлению экономического единства Израиля.

Тогда же, при создании Израиля, после провозглашения об образовании нового еврейского государства, арабскому населению, которое проживает на территории Израиля, было выдвинуто воззвание о соблюдении мира и принятия участия в строительстве и возрождении нового суверенного государства, в основе которого будут стоять равноправие. Всем , проживающим на территории Израиля, было обещано равное представительство во всех учреждениях и организациях государства.

В год провозглашения независимости государства Израиль протянул руку для добрососедских отношений со всеми государствами-соседями, их народам, воззвал сотрудничать с народом Израиля, с народом, который так долго шел к независимости на своей земле.

В декларации говорилось так же о том, что Израиль обязательно внесет лепту в скорейшее развитие Ближнего востока.

Первым государством, которое де-факто приняло Израиль, стало государство – Соединенные Штаты Америки. Президент Трумен объявил об этом в 1948 году 14 мая, сразу же после Декларации о Независимости, провозглашенной Бен Гурионом. Страна, которая первой признала Израиль де-юре – стал Советский Союз. Это произошло в мае 1948 года, после основания Израиля и провозглашения суверенного Израиля. А уже через год суверенное независимое государство Израиль стало членом Организации объединенных Наций.

Создание Израиля проходило болезненно и довольно тяжело. После провозглашения Декларации о Независимости, на второй день существования нового независимого государства на его территорию вступили вооруженные армии арабских государств: Сирии, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ливана, Йемена, Египта. Они и начали войну против Израиля. Цель нападения была одна – уничтожение еврейского государства, так как страны арабского мира не признали новое государство Израиль.

Израильская армия с честью отвоевала свою независимость, в дальнейшем война 1948 года будет иметь названии Войны за Независимость. Надо добавить, что израильтяне не только отстояли свою независимость, но и отвоевали часть арабских земель, тем самым, расширив территорию Израиля. Война закончилась в июне 1949 года, только через год был подписан мирный договор, в котором говорилось о прекращении военных действий.

В тяжелое время, время войны, проходило становление и создание Израиля как государства. стала существовавшая на полуподпольном положении организация ХАГАНа, а в 1948 году Бен Гурион, ставший первым в истории независимого государства премьер-министром, подписал указ о создании спецслужбы «Шай», основной функцией которой было проведение всех видов разведки: контрразведки, разведки.

В дальнейшем из одной службы были произведены сразу три разведывательных управления: военная разведка, политическая и контрразведка. Создавались все три спецслужбы в новом государстве на основе спецслужб Британии. Сегодня эти спецслужбы имеют названия – служба Военной разведки Израиля АМАН, Общая служба безопасности «Шабак» – так стала называться контрразведка, и «Моссад» – такое название имеет политическая разведка.

При создании Израиля было установлено политическое и государственное устройство страны.

Глава государства Израиль – Президент. Его избирают члены Кнессета на семь лет тайным голосованием. Первым президентом нового государства Израиль был Хаим Вейцман. По Президент Израиля не имеет полномочий власти, скорее является представительской фигурой в политической иерархии. Президент – это символ государства, его задача – выполнять представительские функции. Что же может президент в Израиле? Кроме представительских функций, он утверждает новый состав правительства после очередных выборов, а также предоставляет амнистии осужденным.

При основании Израиля высшим законодательным органом власти был определен – Кнессет. Это парламент, в состав которого входит 120 депутатов, избирающиеся по партийным спискам, с помощью прямого голосования. Первый Кнессет заработал после первых выборов в 1949 году. Центральный исполнительный орган – правительство. Во главе правительства находится премьер-министр, который фактически и является главой государства Израиль. Первым премьер-министром был Бен Гурирон.

Высший орган судебной власти государства – Верховный суд, который в Израиле имеет название Высшего Суда Справедливости. Все основные правительственные и государственные учреждения и организации находятся в .

Исполнительная власть при создании Израиля также была определена – это мэры городов, которые избираются на местах с помощью прямого голосования. И еще, от государства не отделена, а потому в городах имеются еще религиозные советы, состоящие из духовных лиц Израиля. Услуги, которые предоставляют религиозные советы касаются в основном культовых обрядов и служб, заключения актовых состояний: брака, развода, рождения или смерти.

Введение. 3

1. Предыстория и создание национальной администрации. 6

3. Торжественная церемония и Декларация Независимости. 13

4. Вопрос о Конституции государства Израиль. 22

5. Отличительные особенности системы государственной власти государства Израиль 26

Заключение. 37

Для большинства евреев создание государства было уже свершившимся фактом. Теодор Герцль, в конце 19-го века ставший глашатаем современного еврейского национализма, в 1897 году провозгласил грядущее государство на первом сионистском конгрессе в швейцарском городе Базеле, а в 1917 году декларация Бальфура подтвердила право еврейского народа на национальный очаг в Эрец-Исраэль (Палестине).

Еще в октябре 1947 г. объединенная комиссия Национального комитета (Ваада леумми) и исполкома Еврейского агентства составила проект конституции. В марте 1948 г. были созданы временные законодательные и исполни тельные органы: Народный совет (Моэцет хаам), состоявший из 37 представителей всех партий и группировок ишува - согласно их реальному политическому весу, - и Народное правление (Минхелет хаам).

Народный совет, в свою очередь, утвердил тщательно сформулированное положение о Временном правительстве, которое должно было начать функционировать после окончания действия английского мандата. Законодательным органом стал Временный государственный совет. В него вошли все 37 членов Народного совета и 13 членов Народного правления. 14 мая совет принял постановление, формально узаконивающее его полномочия. Прежде всего, он отменил ряд наиболее враждебных ишуву британских законов, включая Белую книгу 1939 г. (см т. 2, с. 123 - 131) и последующие декреты 1941 - 1945 гг., накладывавшие дополнительные ограничения на еврейскую иммиграцию, на приобретение евреями земли и на свободу передвижения. 16 мая совет избрал своим председателем (но еще не президентом Израиля) Хаима Вейцмана и приступил к управлению государством в условиях военного положения. За редким исключением, министерства были образованы из бюро и отделов, существовавших при Национальном комитете, Еврейском агентстве или мандатной администрации.

Для евреев же в Эрец-Исраэль Государство Израиль стало реальностью еще 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея Объединенных наций двумя третями голосов утвердила план раздела Палестины на два государства: еврейское и арабское. В тот день толпы людей заполнили улицы Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы и поселений, по всему ишуву, выражая ликование в песнях и плясках. Евреи получали свое государство, пусть маленькое, и британские мандатные власти должны были покинуть страну к 1 августа 1948 года.

Но в ноябре ничего еще по сути не изменилось. Отвергнутое арабским блоком и, разумеется, не поддержанное британским правительством, Государство Израиль было провозглашено лишь через пять с половиной месяцев в условиях нарастающего террора и дипломатических перепалок, совсем не так, как предполагалось на берегах озера Лейк Саксесс. Руководство ишува несколько месяцев целиком занималось борьбой с британцами и было застигнуто врасплох их поспешным уходом из страны (дату эвакуации Англия в одностороннем порядке перенесла на 15 мая). Поэтому руководство недооценило серьезность военной угрозы со стороны арабских государств.

Евреи Палестины отчаянно нуждались в оружии, к тому же ударом стало предложение Соединенных Штатов отложить раздел страны и учредить временную опеку ООН над ней (это была инициатива государственного департамента США, противоречившая позиции президента Гарри Трумэна).

Исполнительный комитет Еврейского агентства, который возглавлял Бен-Гурион, в ответ немедленно известил Вашингтон, что сионисты воспротивятся любой отсрочке еврейской независимости. Предложение о временной опеке ООН было выдвинуто на обсуждение заседания Совета безопасности 19 марта. Но международная поддержка этого предложения оказалась незначительной: его расценили как принижение авторитета ООН. Первого апреля Совет безопасности принял значительно более умеренное решение, призвав евреев и арабов заключить перемирие. В этот день Бен-Гурион по рекомендации командовавшего Хаганой (Хагана - подпольная военная организация до образования государства, ставшая ядром Армии Обороны Израиля после его образования.) Игала Ядина принял решение преобразовать Хагану в армию, способную вести наступательные операции. Поскольку Иерусалим и большая часть Галилеи были отрезаны, перед новой армией была поставлена задача взять под контроль все дороги страны и высоты над ними. К концу апреля Хагане удалось пробиться в осажденный Иерусалим с большим количеством грузов и овладеть Хайфой, а в начале мая - Цфатом, восстановив тем самым связь с еврейскими поселениями в Восточной Галилее. Тем временем интерес ООН к событиям в Палестине заметно остыл, и евреи активно взялись за изменение военной обстановки в стране.

Среди исторических свершений ХХ века знаменательным является акт, который стал судьбоносным для еврейского народа: после двух тысяч лет рассеяния в мае 1948 года Организация Объединенных Наций декретировала создание Государства Израиль.

Думаю, найдутся читатели, даже достаточно осведомленные, которым было бы интересно узнать (или вспомнить) о событиях на Ближнем Востоке вокруг создания еврейского государства и его борьбе за свое существование. Тем более, что все мы знаем внешнеполитическую ситуацию, подготовившую этот акт, и гораздо меньше знаем о закулисной дипломатии, которая происходила в те годы в кулуарах ООН.

Вcе эти события видятся в новом свете благодаря уникальному изданию: вышел в свет к знаменательной дате двухтомный сборник документов «Советско-израильские отношения», подготовленный совместно министерствами иностранных дел России и Израиля.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций одобрила план создания в Палестине двух независимых государств — еврейского и арабского.

Документы свидетельствуют, что из всех великих держав в то время Советский Союз занял наиболее определенную и четкую позицию в вопросе о разделе Палестины.

Первоначально советское руководство было за создание единого арабо-еврейского государства, но затем склонилось к мнению, что раздел подмандатной территории станет единственно разумным вариантом урегулирования конфликта между ишувом и арабами Палестины.

Позиция СССР

Отстаивая резолюцию № 181 на Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в апреле 1948 года, А. А. Громыко подчеркивал: «Раздел Палестины дает возможность каждому из населяющих ее народов иметь собственное государство. Он тем самым дает возможность радикальным образом урегулировать раз и навсегда отношения между народами».

И США, и СССР в ноябре голосовали за резолюцию № 181. Позиция СССР осталась неизменной. США стремились отсрочить и видоизменить текст резолюции до голосования. «Корректировка» ближневосточной политики США произошла 19 марта 1948 года, когда на заседании Совета Безопасности ООН американский представитель выразил мнение, что после окончания действия британского мандата в Палестине возникнут «хаос и крупный конфликт», а поэтому, заявил он, Соединенные Штаты считают, что над Палестиной должна быть установлена временная опека. Таким образом, Вашингтон выступил фактически против резолюции № 181, за которую голосовал в ноябре.

Советский представитель С. К. Царапкин выступил против: «Никто не может оспаривать высокого культурного, социального, политического и экономического уровня еврейского народа. Такой народ нельзя опекать. Такой народ имеет все права на свое независимое государство».

Великобритания — против

Последовательно антиеврейскую позицию занимала в этот ответственный момент Великобритания. Вынужденная отказаться от мандата на Палестину, она голосовала против резолюции № 181, а затем по существу проводила обструкционистскую политику, создавая серьезные препятствия на пути урегулирования палестинской проблемы. Так, английское правительство не выполнило решение Генеральной Ассамблеи ООН об открытии в Палестине с 1 февраля 1948 года порта для еврейской эмиграции. Более того, британские власти задерживали в нейтральных водах Средиземного моря суда с еврейскими эмигрантами и насильственно направляли их на Кипр, а то и в Гамбург.

28 апреля 1948 года, выступая в палате общин Британского парламента, министр иностранных дел Э. Бевин заявил, что, в соответствии с трансиорданским договором, заключенным в марте, Великобритания «и впредь намерена предоставлять средства на содержание Арабского легиона, а также посылать военных инструкторов». Содержание Арабского легиона обходилось англичанам в два с половиной миллиона фунтов стерлингов в год; во главе его находился английский генерал Джон Глабб («Глабб-паша»), командный состав был укомплектован англичанами.

Почему СССР отстаивал право евреев на свою государственность и почему США хотели хотя бы отсрочить принятие резолюции № 181?

СССР хотел убрать империалистическую Великобританию с Ближнего Востока, укрепить свои позиции в этом стратегическом регионе.

Не исключено, что Сталин видел в борьбе евреев за свою государственность «национально-освободительное движение», надеялся, что поселенцы-социалисты установят в Палестине демократическое (атеистическое), дружеское Советскому Союзу государство.

Борьба с «космополитизмом» в США

Бытует мнение, что правительство США задолго до событий 40-х годов заняло однозначно просионистскую позицию в Палестинском вопросе. Это не так. На деле в подходе к решению этой проблемы Соединенные Штаты проявляли серьезные колебания из-за сильных проарабских и антиеврейских настроений в правящих кругах страны.

В США в это время преобладал антисемитский настрой. Достаточно вспомнить антисемитскую кампанию Генри Форда, тиражировавшего по всей Америке «Протоколы сионских мудрецов». Антиеврейские настроения еще более усилились, когда в 1947 году была обвинена в «антиамериканской деятельности» знаменитая «голливудская десятка» кинодраматургов и режиссеров, — восемь человек из их числа были евреями. Так что и в США по-своему тоже боролись с «космополитизмом».

В этих условиях столкнулись два мощных лобби: нефтяных монополий с многомиллиардными инвестициями в арабских странах и еврейское лобби не только в США, но и в международном масштабе.

Белый дом оказался перед лицом сложного выбора. В США приближались президентские выборы. С пятимиллионным еврейским электоратом нельзя было не считаться.

И, наконец, США не могли позволить себе остаться в изоляции, когда стало ясно, что на Генеральной Ассамблее ООН за резолюцию № 181 проголосует большинство стран.

Британский мандат официально закончился в полночь, в 12:00, 14 мая 1948 года. В 4 часа дня в Тель-Авиве на собрании членов Еврейского национального совета было провозглашено создание Государства Израиль. 15 мая Лига арабских стран заявила, что «все арабские страны с этого дня находятся в состоянии войны с евреями». В ночь с 14 на 15 мая Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия и Йемен вторглись в Палестину с севера, востока и юга, а король Абдалла поторопился выпустить новые денежные знаки со своим портретом и надписью: «Арабское Хашимитское королевство».

Внешнеполитическая ситуация Израиля в то время была сложной: враждебное арабское окружение, недружественная позиция Англии, неустойчивая поддержка США и меняющиеся к худшему отношения с Советским Союзом.

Прозападная ориентация Израиля

Последнее было неизбежно. Все более определялась демократическая политическая система Израиля и его прозападная ориентация, что не отвечало надеждам сталинского руководства.

В 1951 году в Израиле побывал корреспондент журнала «Новое время». Он писал: «Три года существования Израиля не могут не разочаровать тех, кто ожидал, что появление нового независимого государства на Ближнем Востоке будет содействовать укреплению сил мира и демократии».

А в 1956 году в журнале «Международная жизнь» было сказано: «Израиль развязал войну против арабских стран буквально на следующий день после того как 14 мая 1948 года в Иерусалиме был спущен английский флаг и провозглашено образование Государства Израиль».

А США заключили с Израилем «Соглашение о помощи по обеспечению взаимной безопасности». И предоставили Израилю заем в 100 миллионов долларов, что свидетельствовало о том, что молодое государство имеет контакт не только с американскими евреями, но и с правительством этой страны.

Становилось все более ясным, что будущее Израиля все больше и больше будет зависеть от дружественных отношений с США. Но, с другой стороны, необходимо было сохранить позитивные отношения и с СССР. Не только правительство, но и значительная часть населения возрожденного еврейского государства были заинтересованы в развитии экономического, культурного и военного сотрудничества с могущественной державой, имевшей к тому же большой авторитет в мире после победы над нацистской Германией.

По случаю 35-й годовщины Октябрьской революции премьер-министр Бен-Гурион направил поздравление на имя Сталина. В Тель-Авиве 8 ноября 1952 года был торжественно открыт Дом Дружбы Израиля с СССР.

Госсекретарь США Джон Фостер Даллес в личной беседе с послом Великобритании Макдональдом в ноябре 1948 года сказал: «Англия оказалась ненадежным гидом на Среднем Востоке — ее предсказания так часто не оправдывались. Мы должны стремиться сохранить англо-американское единство, но Соединенные Штаты должны быть старшим партнером».

Именно такое разделение ролей в дальнейшем и сложилось — «гидом» на Ближнем Востоке постепенно становились США.