Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э

Содержание:

Психосоциальное развитие

Каждый человек развивается в конкретном обществе, которое через свои социальные институты и специфические культурные паттерны детского воспитания глубоко воздействует на способы, которыми человек разрешает конфликты. Эго связано не только с биологическими (психосексуальными), но и межличностными аспектами, которые Эриксон назвал психосоциальными. Эриксоновское понимание роли культуры явилось его фундаментальным вкладом в психоанализ.

Вопреки мнению Фрейда о главенствующей роли сексуальности, Эриксон (Erikson) предположил, что первичная к развитию является социальной:
О личности… можно сказать, что она развивается и соответствии с шагами, детерминированными готовностью человеческого организма быть движимым в направлении расширяющегося круга значимых индивидов и институтов, осознавать этот круг и взаимодействовать с ним .

Многие психологи расценивают социальные детерминанты как имеющие особое значение. Возможно, это объясняет широкую популярность теории психосоциального развития, выдвинутой Эриксоном.

Обзор теории Эриксона

Как показано в табл. 1, теория Эриксона затрагивает основные теоретические вопросы.
Таблица 1

Предварительный обзор теории Эриксона

Индивидуальные различия Индивиды различаются силой своих эго. Мужчины и женщины различаются в степени обусловленности личности биологическими различиями
Адаптация
и приспособляемость
Сильное эго есть ключ к душевному здоровью. Оно возникает при хорошем разрешении восьми стадий развития эго, в которых позитивные силы эго преобладают над негативным полюсом (доверие над недоверием и т. д.)
Когнитивные процессы Бессознательное является важной силой в личности. Опыт претерпевает влияние со стороны биологических состояний, которые выражаются в символах и игре
Общество Общество оформляет пути человеческого развития (отсюда термин «психосоциальное» развитие), Культурные институты продолжают поддерживать силы эго (религия поддерживает доверие или надежду и т. д.)
Биологические влияния Биологические факторы являются важными детерминантами личности. Половая специфичность личности находится под сильным влиянием специфичности «генитального аппарата».
Детское развитие В своем развитии дети проходят четыре психосоциальные стадии, каждая из которых представляет кризис, в условиях которого развивается отдельная сила эго
Взрослое развитие В своем развитии подростки и взрослые проходят четыре дополнительные психосоциальные стадии. Опять-таки каждая из них подразумевает кризис и развивает отдельную силу эго.

Эпигенетический принцип

Свое понимание развития Эриксон основывал на эпигенетическом принципе: «Все, что растет, обладает основным планом, из этого основного плана возникают части, каждая из которых имеет свое время господствующего влияния, покуда все возникшие части не сформируют функционирующее целое». Этот принцип приложим к физическому развитию плода перед его рождением (где легко увидеть постепенное появление все более дифференцированных частей) и к психическому развитию людей на протяжении жизни. Для развития единого здорового эго должны последовательно развиться несколько частей. Эти части идентифицированы Эриксоном как силы эго, они развиваются в восьми стадиях. На каждой стадии существует специальная сосредоточенность на каком-то одном аспекте развития эго: доверии в младенчестве, автономии при первых шагах и т. д.

Восемь стадий психосоциального развития

Эриксон (Erikson, 1959) пересмотрел психосексуальные стадии Фрейда, выделяя в каждой из них социальные аспекты. Далее, он распространил концепцию стадийности на всю жизнь, предлагая подход к развитию, исходящий из продолжительности жизни. Первые четыре стадии Эриксона соответствуют оральной, анальной, фаллической и латентной стадиям Фрейда. Фрейдовская генитальная стадия охватывает четыре последние стадии Эриксона (табл. 2).

Стадии психосоциального развития в сравнении со стадиями психосексуального развития

Психосоциальная стадия Психосексуальная стадия, или модальность Сравниваемая стадия Фрейда Возраст
1. Доверие- недоверие Орально-респираторная, сенсорно-кинестетическия (инкорпорирующая модальность) Оральная Младенчество
2. Автономия- стыд, сомнение Анально-уретральная, мышечная (ретенциоино-элиминирующая модальность) Анальная Раннее
детство
3. Инициатива - вина Инфантильно-генитальная локомоторная (интрузивная — присваивающая, инклюзивная — исключающая модальность) Фаллическая Игровой возраст
4. Трудолюбие-
неполноценность
Латентная Латентная Школьный
возраст
Генитальная Пубертат
6. Интимность — Изоляция Генитальиость Генитальная Юность
7. Продуктивность — инертность Прокреативность Генитальная Зрелость
8. Интеграция- отчаяние Генерализация чувственных модальностей Генитальная Старость

Каждая стадия подразумевает кризис, и конфликт сосредоточивается на отдельной проблеме. Кризис можно рассматривать как поворотную точку в развитии. Точно так же как сердце, руки и зубы биологически наиболее быстро развиваются в разное время, то же самое происходит с эго-силами надежды, волн, цели и т. д. Из каждого кризиса возникает сила эго, или «свойство», специально соответствующее данной стадии. Затем сила на всю жизнь включается в репертуар эго-навыков индивида. Каждая сила развивается в отношении к противоположному, или негативному, полюсу. Сила доверия развивается в отношении к недоверию, сила автономии - в отношении к стыду и т. д, При здоровом развитии процент сил выше процента слабостей. Кроме того, эти силы развиваются в отношениях со значимыми людьми, начиная с матери и заканчивая расширенным кругом лиц, на который они распространяются в течение жизни (табл. 3).

Таблица 3

Силы, развивающиеся на каждой стадии психосоциального развития, и их социальный контекст

Психосоциальная стадия Сила Значимые люди Соответствующие элементы в обществе
1. Доверие — недоверие Надежда Материнская персона Космический порядок (например, религия)
2. Автономия — стыд, сомнение Воля Родительские персоны Закон и порядок
3. Инициатива- вина Цель Базальная семья Идеальные прототипы (например, мужской, женский, социо-экономический статус)
4. Трудолюбие- неполноценность Компетентность Соседи, школа Технологический порядок
5. Идентичность- смешение идентичности Верность Сверстники и группы вне круга общения. Модели лидерства Идеологическое мировоззрение
6. Интимность — изоляция Любовь Партнеры по дружбе, сексу, конкуренции, кооперации Паттерны кооперации и конкуренции
7. Продуктивность- инертность Забота Разделенный труд и общее хозяйство Направления образования и традиции
8. Интеграция- отчаяние Мудрость «Человечество» и «Лично я» Мудрость

Хотя каждый эго-навык имеет свой период наибольшего роста в отдельный период жизни, дорогу для этой силы мостит более раннее развитие, а более позднее способно в некоторой степени модифицировать раннее разрешение (рис. 1).

Например, возможность иметь внуков дает многим пожилым людям второй шанс развить силу эго (продуктивность), которая сосредоточена в первую очередь на развитии предыдущей стадии.

Каждая из этих стадий должна рассматриваться не только с индивидуальной, но и с социальной точки зрения. Подростковая идентичность развивается в отношении к идеалам и ценностям старшего поколения. Значимые другие, которыми являются члены общества, с необходимостью присутствуют на каждой стадии. Развитие в младенчестве подразумевает не только потребности младенца, но и дополнительную потребность матери в его вскармливании. Теория Эриксона предлагает теоретическую основу для усовершенствования программ по улучшению контакта между поколениями.

Стадия 1: доверие — недоверие

В первые годы жизни у младенца развиваются базальное доверие и базальное недоверие. Базальное доверие есть ощущение того, что окружающие зависимы и обеспечат все необходимое, равно как и чувство себя как заслуживающего доверия. Оно основывается на хорошем отношении родителей (Эриксон традиционно выделял хорошее материнство) с адекватным поступлением пищи, уходом и стимуляцией. Младенец подходит к миру в инкорпорирующей модальности, вбирая не только молоко и пищу, но также сенсорную стимуляцию, взгляды, прикосновения и т. д. Первоначально этот процесс начинается как сравнительно пассивный, но становится все более активным в позднем младенчестве. Эта стадия взаимности, а не просто получения; младенец ищет материнской заботы и стремится исследовать окружающую среду тактильно, визуально и т. д.

На этой стадии, в той мере, в какой младенец не получает отклика от мира в ответ на свои потребности, у него развивается базальное недоверие. Определенное недоверие неизбежно, ибо никакое вскармливание не может быть надежнее связи через пуповину, Некоторый уровень недоверия даже необходим для последующей адаптации. Мир, с которым столкнется индивид по завершении младенчества, не всегда будет достоин доверия, и реалистическая адаптация потребует умения не доверять. При здоровом разрешении кризиса между базальным доверием и базальным недоверием доверие будет преобладать, обеспечивая силу для продолжающегося развития эго на последующих стадиях, Во взрослой жизни умение доверять другим людям даже при том, что они могут обмануть это доверие, является важным качеством, которое способствует приспособляемости и счастью.

Стадия 2: автономия — стыд и сомнение

На втором году жизни у ребенка развивается чувство автономии. Этот период включает в себя обучение туалету, которое выделял Фрейд, но также и более широкие проблемы контроля над мускулатурой вообще (научение хорошо ходить) и контроля в межличностных отношениях. Начинающий ходить ребенок экспериментирует с миром через модальности удержания и отпускания. Ребенок требует поддержки взрослых, чтобы постепенно развить в себе чувство автономии. Если детская ранимость не находит поддержки, развиваются чувства стыда (преждевременной демонстрации) и сомнения. Здесь, как и на первой стадии, должен главенствовать позитивный полюс (автономия), но для здоровья и ради общества необходимы также некоторые стыд и сомнение.

Стадия 3: инициатива — вина

Четырех- и пятилетние дети стоят перед третьим психосоциальным кризисом: инициатива — вина . Ребенок может выбирать, каким ему быть, отчасти основываясь на идентификации с родителями. Эриксон соглашался с Фрейдом в том, что ребенок в этом возрасте интересуется сексуальностью и половыми различиями и развивает сознательность (суперэго). Маленький ребенок действует в интрузивной модальности, физически и вербально вторгаясь в чужое пространство. Ребенок приближается к неизвестному с любопытством. Для мальчика эта интрузия совпадает с ранним осознанием сексуальности, описанной фаллической стадией Фрейда. Для девочки на этой стадии важно осознание ее отличного физического строения согласно Эриксону, который утверждал, что дети отражают эти, различные типы сексуальности в своих играх (описанных ниже). Если эта стадия получает удовлетворительное разрешение, у ребенка в большей степени развивается инициатива, нежели вина.

Стадия 4: трудолюбие — неполноценность

Остаток детства, вплоть до пубертатного периода, посвящен главной задаче школьного возраста, соответствующего стадии 4: развитие чувства трудолюбия . Негативный полюс — неполноценность. На этой стадии ребенок «учится завоевывать признание путем производства вещей». Ребенок, который работает над заданиями, пока не выполнит их до конца, достигает удовлетворения и развивает упорство. Качество продукции является важным. Если ребенок не в силах произвести приемлемый продукт или не может снискать за него признания, то в этой ситуации преобладает неполноценность. На этой стадии особенно важны педагоги, поскольку значительная часть данного развития происходит в школе.

Стадия 5: идентичность — смешение идентичности

Наибольшей известностью пользуется эриксоновская концепция кризиса идентичности - стадии развития, соответствующей подростковому возрасту. В это время перехода к взрослым ролям подросток борется за приобретение чувства идентичности. Эриксон определил чувство эго-идентичности как «осознание того факта, что в методах синтезирования эго имеются внутренняя однородность и целостность, стиль собственной индивидуальности, и этот стиль совпадает со значимостью индивида для значимых других из непосредственного окружения». Задача состоит в отыскании такого ответа на вопрос «Кто я?», который обоюдно бы устраивал как индивида, таки окружающих. Ранние идентификации с родителями и Другими ролевыми моделями оказывают свое влияние, однако подросток дол жен развить личную идентичность, которая выходит за рамки этих идентификации, од занятий часто является важным стержнем идентичности, а изучение различных карьерных возможностей представляет часть процесса ее достижения.

Смешение идентичности происходит в случае, когда не может быть достигнута гармоничная идентичность. Ни одна идентичность не преобладает в качестве стрежня. Другое нежелательное разрешение кризиса идентичности — развитие негативной идентичности, то есть идентичности, основанной на нежелательных для общества ролях — такой как идентичность с малолетними правонарушителями. Когда юные нарушители порядка оказываются в тюрьме вместе с преступниками, это может стимулировать развитие подобной негативной идентичности. Культура обеспечивает четкие образы таких негативных идентичностей, делая их привлекательными для тех, кто находит позитивно оцениваемую идентичность недостижимой.

Общество может способствовать разрешению этой стадии, обеспечивая мораторий - период, когда подросток свободен исследовать разнообразные взрослые роли, не отягощаясь обязанностями, которые появятся при наступлении подлинной зрелости. Мораторий обеспечивается возможностью исследовать различные сферы и даже менять изучаемые в колледже дисциплины, прежде чем остановиться на какой-либо профессии. Эриксон подчеркивал важность исследования, опасаясь, что слишком раннее избрание конкретной идентичности чревато неудачным выбором. Кроме того, этим бы не создавалась возможность развивать на данной стадии такую силу эго, как верность, которую он определял как «способность поддерживать свободно объявленные привязанности, невзирая на неизбежные противоречия ценностных систем». До обретения идентичности подросток спрашивает и экспериментирует; впоследствии взрослый «уже взявший на себя обязательства, стремится их соблюсти».

Стадия 6: интимность — изоляция

Первой из трех стадий взрослого возраста является кризис интимности - изоляции. Согласно Эриксону, психологическая близость с другим человеком не может наступить, пока не будет установлена идентичность индивида. Интимность предполагает способность к психологическому слиянию с другим человеком - другом или возлюбленным - при уверенности, что идентичность индивида не будет поглощена этим объединением. Эриксон рассматривал дистанцирование как противоположность интимности, определяя ее как «готовность отречься, изолироваться и, если необходимо, уничтожить силы и людей, которые представляются опасными для “я” индивида». Взрослый, который не разрешает этот кризис удовлетворительным образом, остается погруженным в себя и изолированным.

Интимность повышается в юношеские годы. Многие молодые люди переживают этот кризис через социальную роль брака, хотя брак не гарантирует его успешного разрешения. Кроме того, психологическая интимность не равнозначна сексуальной интимности, и супруг не - единственный значимый другой, могущий сыграть роль в разрешении этой стадии.

Стадия 7: продуктивность — инертность

Седьмая задача состоит в развитии эго-силы продуктивности, «интереса к становлению и воспитанию следующего поколения». Современные исследователи предложили описание высокоразвитой продуктивности: «Продуктивные индивиды глубоко поглощены своей работой и воспитанием молодежи, а также озабочены социальными проблемами более широкого характера. Они терпимы к отличающимся идеям и традициям и способны сохранять равновесие между заботой о собственных и чужих интересах» (Bradley & Marcia). Продуктивность часто, но не обязательно, выражается через родительские роли. Альтернативой может быть роль учителя или наставника. Неудача в оптимальном развитии на этом стадии оставляет человека с чувством застоя (инертности), неспособности полностью погрузиться в заботу и воспитание других людей.

Стадия 8: интеграция — отчаяние

Задача преклонного возраста состоит в разрешении кризиса интеграции — отчаяния. Чувство интеграции означает способность оглянуться на свою жизнь оценить ее как прожитую со смыслом и не мечтать об ином развитии ее событий. В этом воспоминании выделяются периоды важных поворотов и выборов. Согласно данным исследователей, анализировавших автобиографии знаменитых психологов последние фокусировались на годах, проведенных в колледже и аспирантура которые определили их профессиональную жизнь. При отсутствии чувства интеграции наступает отчаяние, а также неготовность принять смерть.

Роль культуры в развитии восьми стадий

По словам Эриксона, сами по себе стадии универсальны, но каждая культура по- своему организует опыт своих членов. Путь, которым люди разрешают каждую стадию, вбирает конкретные особенности культуры. Культура не только обеспечивает условия, в которых люди встречаются и справляются с психосоциальными кризисами; она также непрерывно поддерживает силы эго, когда те оказываются под угрозой в последующей жизни. Каждая стадия обладает собственным культурным институтом, который поддерживает ее развитие. Эриксон перечислил эти соотношения и заметил, что точно так же, как проблема базального доверия изначально родственна институту религии, так проблема автономии отражается в базальной политической и правовой организации, а проблема инициативы - в экономическом строе. Аналогичным образом трудолюбие родственно технологии; идентичность - социальным слоям; интимность - паттернам любовных отношений; продуктивность - образованию, искусству и науке; и наконец, интеграция - философии.

Влияние осуществляется в обоих направлениях. Социальные институты поддерживают индивида. Но, кроме этого, «каждое поколение может и должно оживлять каждый институт как раз тогда, когда врастает в него».

Первая стадия: религия

Позитивное развитие на первой психосоциальной стадии оставляет человека со способностью к надежде. Эриксон писал, что «религия веками служила возрождению через регулярные интервалы времени чувства доверия в форме веры, в то же время придавая ощутимую форму чувству зла, которое она обещает предать анафеме». Таким образом, она поддерживает развитие эго, свойственное первой стадии психосоциального развития: базальное доверие и базальное недоверие. Религию могут заменить другие формы культурной поддержки этих сил эго. К источникам веры для некоторых людей Эриксон причислил «товарищество, продуктивную работу, социальные акции, научный поиск и художественное творчество».

Вторая стадия: закон

Позитивное развитие на второй психосоциальной оставляет человека со способностью к воле, или с силой воли, которая развивается из борьбы в ребенке автономии и стыда. Институциональная поддержка воли обнаруживается в законе, который легитимизирует и обеспечивает границы индивидуальной автономии. Закон также обеспечивает наказания. В прошлом наказание иногда заключалось в публичном поношении. Людей, пойманных за неблаговидными занятиями, выставляли у позорного столба, с руками и головой, заключенными в деревянную раму, и подвергали общественному презрению. Сегодня ожидаемые наказания — тюрьма и/или штраф. Кое-кто предлагал, чтобы судьям позволили приговаривать к публичному поношению как современному наказанию, но эта идея спорна.

Третья стадия: идеальные прототипы

Третья стадия психосоциального развития закладывает в ребенке базальное свойство обладания целью. Соответствующим элементом социального порядка для этой стадии выступают идеальные прототипы общества. Эриксон заявил, что примитивные культуры обеспечивают небольшое количество неизменных прототипов, которые близки образу жизни племени - например, охотников на бизонов из племени сну. Последние дают наглядные модели для детей, помогающие направить их инициативу в игре (например, играть в охоту на бизона с игрушечными луками и стрелами), и для взрослых с целью направить и поддержать их инициативу в серьезных аспектах этих ролей. В отличие от примитивных культур, в цивилизованных - прототипы многочисленны, фрагментарны и изменчивы. Какие же детские роли сохраняют свою значимость и продолжаются во взрослой жизни?

Американцы ценят социоэкономический статус и на угрозу ему реагируют чувством вины, как это предписывается развитием на третьей стадии. Однако такой социоэкономический статус абстрактен и фрагментарен по сравнению с целостной личностью прототипа охотника на бизонов. Другим идеальным прототипом, который рассматривал Эриксон, является военный прототип, направляющий в соответствующие русла важные на этой стадии агрессивные идеалы. Сексуальные роли, занимающие центральное место в психоаналитической теории этого возраста, обеспечивают идеальные прототипы для поддержки инициативной силы эго.

Четвертая стадия: технологические элементы

Чувство компетентности, которое развивается на четвертой стадии, в культуре поддерживается технологическими элементами, прежде всего формами разделения труда. Возможности, несправедливо ограниченные дискриминацией, наносят особый ущерб развитию на этой стадии, как это бывает при чрезмерной поглощенности работой, превращающейся в основу для идентичности.

Пятая стадия: идеологические взгляды

Верность - свойство, возникающее на пятой психосоциальной стадии, позволяет индивиду быть преданным идеологии. Поэтому идеологические взгляды общества укрепляют, а иногда эксплуатируют эту силу эго. Причина может быть политической. социальной, профессиональной или принимать иную форму. Эриксон указал на сложную связь между стадиями развития и изменением в культуре:

Именно через идеологию социальные системы впитываются следующим поколением и пытаются оживить свою кровь омолаживающей силой юности. Поэтому отрочество является регенератором жизни в процессе социальной эволюции, поскольку юность может предложить свою преданность и энергию как сохранению того что продолжает ощущаться истинным, так и революционной правке того что утратило свою регенеративную значимость.

Эта стадия позволяет пересмотреть роль технологии и подыскать для нее подходящие рамки. Другая возможность состоит в создании более инклюзивной «включающей в себя» идентичности, которая может вместить как расовую, так и американскую идентичность чернокожих американцев. Поскольку индивид и общество взаимосвязаны, постольку невозможно полное разрешение идентичности на индивидуальном уровне. Однако развитие личной идентичности у таких людей, как, скажем, Ганди, способно помочь в указании пути, по которому должно направляться развитие общества.

Шестая стадия: паттерны кооперации и конкуренции

Успешное разрешение шестой стадии дает силу эго, которую Эриксон назвал способностью к любви. Эта сила поддерживается и направляется через то, что Эриксон обозначил как «паттерны кооперации и конкуренции». Для многих эту роль выполняет брак, хотя, помимо семьи как ядра, культуры могут обеспечивать и другими видами формирования чувства общности. Последнее также может быть развито в гомосексуальных и несексуальных отношениях.

Седьмая стадия: направления образования и традиции

Сила заботы развивается на седьмой стадии развития. На этой стадии человек выполняет функцию воспитания младшего поколения старшим - например, как родитель, учитель и наставник. Социальное условие этого явственно проступает в таких институциализированных формах, как школьные системы. Эриксон полагал, что психосексуальное прокреативное побуждение (которое, на его взгляд, было недостаточно оценено Фрейдом) можно перенаправить в профессиональную деятельность типа учительства, если личный выбор или иные причины не позволяют индивиду стать родителем.

Восьмая стадия: мудрость

При существующих демократических изменениях культура все чаще вспоминает о своих пожилых представителях. Что предлагает им общество для продолжения психического развития и что могут предложить обществу они? Силой эго, развивающейся в преклонном возрасте, является мудрость, описанная Эриксоном как «осознанная и бесстрастная озабоченность жизнью как таковой перед лицом смерти как таковой». В идеальном случае индивид обретает с вязь с «мудростью веков», которая стремится постичь смысл индивидуальной и коллективной человеческой жизни. Этот интерес выражается в религии и/или философии. Пожилые калифорнийцы, которых интервьюировали Эриксон с женой и младшим коллегой, отмечали это развитие, заявляя по сути следующее: «Я совершенно не жалею ни о вещах, которые случились в моей жизни, ни о моих поступках» (Erikson, Erikson & Kivniсk).

Этими связями между развитием индивидуального эго и культурной поддержкой (религия, закон и т.д.), особенно подчеркнутыми Эриксоном, эмпирическое исследование пренебрегало. Его предположение о взаимном переплетении личности и культуры получило широкое одобрение, тем не менее оно требует более детального научного изучения. Логичными здесь стали бы межкультурные исследования. Любая теория, которая пытается рассматривать культурные факторы, рискует запутать дело из-за определенного опыта и ценностей теоретика, а эриксонианский перечень сил эго критиковали как отражающий идеологию среднего западного класса.

Различные общества практикуют различные ритуалы, каждый из которых уникальным образом поддерживает силы эго членов данного общества. Молитва и искупление — например, в ритуальном Танце Солнца у дакотских сиу - поддерживают «рай оральности», доверие первой стадии. Культурные обряды имеют тенденцию к усилению сил эго, необходимых для удовлетворения специальных культурных потребностей. Например, племя юрок, жизнь которого зависит от улова лосося за короткий период года, когда рыбу в реке можно брать сетью, отправляет ритуалы, развивающие черты орального характера, включая строгие пищевые обряды. Последние готовят индейцев к непредсказуемости каждого лова лосося. Такие культурные обряды адаптивны.

Для поддержания сил эго индивиды могут развить и свои собственные ритуалы (например, навязчивое мытье рук). Когда подобные ритуалы застывают, скорее защищая эго, чем укрепляя его, они превращаются, согласно Эриксону, в ритуализмы.

Расовая и этническая идентичность

Эриксон отмечал, что впервые обратил внимание на идентичность во время своей психиатрической практики, когда иммигрировал в Соединенные Штаты. Местное население, отличающееся разнородностью происхождения (особенно в крупных городах), должно по-новому защищать себя, как это пришлось делать самому Эриксону. когда он сменил имя. Даже для не иммигрантов, расовые и этнические меньшинства обладали достаточной определенностью, чтобы интегрироваться в формировании их идентичности. В 1960-х Эриксон писал, что особые трудности с идентичностью он наблюдал у чернокожих американцев, что было вызвано глухотой общества к их нуждам.

Межкультурные исследования сообщают о различиях, проявляющихся между национальными и этническими группами на некоторых психосоциальных стадиях. Например, в различных выборках чернокожих взрослых Южной Африки обнаружена меньшая идентичность, чем у белых. О мексиканских американцах сообщалось, что они чаще, чем англоамернканцы, оказывались обделенными идеологической, но не межличностной идентичностью (Abraham). Теория Эриксона относит такие различия на счет культурных факторов типа расизма, а исторические изменения, в соответствии с ней влияют на вопросы идентичности каждого поколения. Несмотря на такие различия, эти процессы влияют сходно на развитие идентичности в различных группах, как сходны они и в других исходах развития.

Со времени выдвижения Эриксоном идентичности в качестве конструктивной идеи другие ученые расширили эту концепцию для лучшего понимания расовой и этнической идентичности. Человек может развить у себя сильную идентичность со своей этнической, расовой или культурной группой: этническую идентичность или гендерную идентичность. Эта идентификация может обеспечить основу для силы и повышенного чувства собственного достоинства. Однако на последнее это способно оказывать и пагубное воздействие, поскольку группа может оцениваться как позитивно, так и негативно (ср.: Deaux). Влияние статуса меньшинства позитивно, когда этническая идентичность предполагает сильное чувство членства в этнической группе и когда группа позитивно оценивается более крупной культурой (Phinney) или когда в группе развилось чувство ее собственной позитивной ценности. Такое возможно, когда уважаются характерные для группы язык, традиции и ценности. Для преодоления современных трудностей, с которыми сталкиваются подростки из меньшинств при разрешении вопросов идентичности, иногда обращаются к специальным программам по повышению идентичности меньшинств (Spencer & Markstrom-Adams).

Недавняя история зафиксировала перемены в общественном восприятии расовых меньшинств в Соединенных Штатах, включая принятие термина «афроамериканцы» взамен «черные» в качестве предпочтительного определения с целью подчеркнуть, скорее, культуру, чем расу. Многие индивиды, особенно в обществах, где господствует плюрализм, могут объявлять о своих законных связях более чем с одной культурной группой. Многие коренные американцы (индейцы) имеют индейских предков из разных племен, а также афроамериканские и иные корни. Смешанная родословная может породить конфликт, особенно в случае, если одна из этих идентификаций обесценивается. В поисках позитивно оцениваемой личной идентичности подростки to смешанным происхождением могут обесценить один из наследственных корней и в этом процессе обесценить часть себя. Поскольку разрешение идентичности наступает в ходе диалога между индивидом и обществом, такие конфликты и подавления более вероятны при обесценивании обществом меньшинствуюших групп. Другим источником затруднений является ситуация, когда общество сваливает в одну кучу группы, которые представляются различными их членами, и считает, например, латиноамериканцами чикано, мексиканцеви кубинцев. Для тех, кто в состоянии разрешить ценностные конфликты, которые возникают в случае принадлежности к двум разным культурам, возможны даже психологические преимущества по сравнению с теми, кто обладает лишь основным, монокультурным опытом: они, к примеру, могут добиваться успехов в русле основной культуры, одновременно черпая поддержку в обширной семье и чувстве общности, которое характерно для разнообразных этнических меньшинств.

Для групп меньшинств процесс разрешения идентичности подразумевает учет дополнительных факторов — в отличие от основного потока молодежи, поскольку коллективная групповая идентичность должка быть установлена и, кроме того, объединена с личной идентичностью. Были теоретически описаны стадии этого процесса. Согласно Кроссу (Cross), первая стадия является предстолкновением : черная молодежь мало задумывается о расовой принадлежности или даже может рассматривать статус меньшинства как препятствие, перенимая от белой культуры пренебрежение к черным. На второй стадии - столкновения - человек, «обнаружив» свою чернокожесть, начинает развивать «черную» идентичность. Эта стадия может форсироваться личным опытом дискриминации или историческими событиями — например, смертью чернокожего лидера. Третья стадия погружения-всплытия - время значительной включенности в черную культуру: манера одеваться, речь, праздники и т. д. На последней стадии — интернализации — человек приобретает внутренние уверенность и спокойствие, основанные на его идентичности.

Другие группы в известной мере могут проходить через сходные стадии, хотя будут сталкиваться с большими трудностями при отсутствии достаточной культурной группировки, способной обеспечить поддерживающие идентификацию традиции, как это бывает со многими группами американских индейцев (Mihesuah). Однако мы не должны принимать априори, что теоретические идеи об идентичности приемлемы для любой из культур. Многие психологи исследовали различия между индивидуализмом и коллективизмом в различных культурах. Идентичность имеет врожденный индивидуалистический характер. Из этого следует, что задача формирования идентичности (которая считалась бы здоровой), исходя из оценок индивидуалистической западной теории Эриксона, будет особенно проблематичной для подростков со смешавшимися культурными аффилиациями: одной - индивидуалистической (такой, как для белых американцев), а второй - коллективистской (такой, как для латиноамериканцев или азиатов). Для индивидов задача развития состоит в интеграции релевантных социальных идентичностей или категорий, а также более индивидуальных черт и интересов в единую индивидуальную идентичность (Deaux).

В том, как каждое поколение определяет свою идентичность, Эриксон видел силу, которая изменяет мир так же, как она изменяет индивида. Мы, следовательно, можем ожидать, что среди этих подростков со смешанными корнями есть те, которые помогут психологии и обществу стать более инклюзивными по отношению к взглядам каждого человека (Sampson). Эта инклюзивная цель соответствует духу ценностей, представляемых Эриксоном: четкое изложение этих этических представлений содержится в его описании псевдоспецификации. Этим термином обозначается преувеличенное чувство, которое свойственно многим - особенно национальным и этническим - группам, считающим себя кардинальным образом отличными от других. Во времена первобытных культур, когда межгрупповых контактов было меньше, чем сегодня, эта убежденность не представляла опасности. Однако Эриксон предупреждал, что в ядерный век подобные взгляды повышают напряженность и угрозу ядерной войны. В качестве решения он предлагал развитие более широкого, более инклюзивного чувства идентичности, которое вобрало бы все человеческие группы с их разнородными членами, преодолевая тенденции к псевдоспецификации.

Пол

Эриксона критиковали за неадекватное понимание женщин (например, Gergen). Несмотря на свое осознание социального контекста развития, Эриксон всё же соглашался с положением психоанализа, согласно которому различия между мужчинами и женщинами в основном определяются биологией. Будучи чутким к значимости культуры, он недооценивал ее роль в создании (а потенциально — в модификации) различий между мужчинами и женщинами. Давайте рассмотрим, как разрешают проблемы идентичности подростки и занятые игрой дети.

Детская игра

Описание детской игры у Эриксона ярко иллюстрирует его «биологическую» точку зрения па гендерные различия. На протяжении двух лет Эриксон наблюдал 300 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 12 лет. Он предоставил в их распоряжение большое количество игрушек, включая человеческие фигурки и строительные кубики, и попросил каждого ребенка сконструировать что-нибудь интересное, похожее на сцену из фильма. В итоге было отмечено, что девочки спокойно и поступательно сооружали закрытые, мирные строения с продуманной системой входов-выходов. Мальчики же строили высокие башни и вносили больше движения и активности, что иногда приводило к разрушению построек. Эриксон интерпретировал эти различия как проекции детского генитального аппарата: ограждения символизировали матку, а башни - пенис. Женственность, в соответствии с его выводами, начиная с детства, предпочитает «внутреннее пространство», предоставляя мужчинам для добра или зла «внешний мир» (рис. 2).

Рис. 2. Игровые конфигурации, описанные Эриксоном для мальчиков и девочек.

Хотя метафора «внутреннего пространства» может показаться не очень точной, исследование чувства «я» в подростковом возрасте все же покрывает что женщинам больше, чем мужчинам, свойственно «частное я». Кроме того девушки-подростки больше используют психоаналитические защиты эго, классифицирующиеся как «интернализация» (восстание против «я»), тогда как юноши больше прибегают к защитам «экстернализации» (проекция и «агрессия, направленная вовне») (Levit).

Паула Каплан (Caplan) проанализировала данные Эриксона и сделал вывод, что они не подкрепляют его пространных утверждений о сексуальных различиях. Те его утверждения, которые имели статистическую значимость, касались менее 2 % расхождений, и в любом случае мальчики строили ограды и башни в соотношении 3:4. Более того — возраст субъектов Эриксона составлял 11-13 лет, но тот тем не менее представил свои интерпретации как общие для всех возрастов: например, что эти различия существовали и в дошкольные годы.

Далее Паула Каплан предположила, что социализация сексуальных ролей могла бы объяснить остающиеся различия. Основываясь на том, что типизированные по половому признаку игрушки детям давали на протяжении нескольких лет, она доказала, что мальчики чувствовали себя комфортнее, играя с блоками, а девочки — с мебелью и фигурками людей. Из блоков легче построить башни, а мебель и человечки побуждают построить комнату, в которую их можно поместить. Когда мальчики и девочки пользовались одними и теми же игрушками, девочки строили башни и другие сооружения, которые были такими же высокими, как и постройки мальчиков, и оба пола в равной пропорции возводили ограды и башни. Другие также сообщали о значимости специальных материалов для игр (Budd, Clance & Simerly). Похоже на то, что открытия Эриксона не столь достоверны, какой утверждал, что заставляет усомниться в его анатомической интерпретации.

Мужская и женская идентичности

Эриксон (Erikson) постоянно настаивал, что мужчины и женщины были и будут разными. Даже в своем футуристическом видении мирового сообщества, не разделенного конфликтующими групповыми идентичностями, он описывал вклад мужчин как изменение деструктивного использования технологии на конструктивное, а женщинам отводил развитие — «мощного потенциала охранительного материнства». Хотя он вскользь отмечал технологическую и воспитательную роли обоих полов, последние в его послании четко разделены в соответствии с традиционными ролями.

Эриксон, подобно Фрейду, принимал анатомическую основу половых различий в личности. Эта биологическая интерпретация контрастирует с более явным социальным акцентом, свойственным теоретикам феминистического и социально-ролевого толка (например, Eagly; Eagly & Wood; Gilligan), которые объясняют половые различия различием переживаний в мире, полагающим разнополость в основу своих ожидании. Критики говорят, что Эриксон недалеко продвинулся в замещении фрейдистского биологического детерминизма признанием культурного влияния на половые роли (Lerman). Наверное, сама по себе биологическая метафоричность эпигенетического принципа не позволяет теории Эриксона быть полностью культурологической.

О чем говорят факты? Они, несмотря на многие утверждения, будто в развитии идентичности присутствуют важные половые различия, говорят в пользу сходства. Многие исследователи, разделяющие точку зрения «разница», полагают, что женщины разрешают проблемы идентичности иначе, чем мужчины, в большей степени останавливаясь на межличностных вопросах, в противоположность мужскому акценту на вопросах профессиональных и идеологических. Они полагают, что последовательностью развития от идентичности к интимности можно описывать развитие мужчин, но не женщины. Согласно этому доводу, развитие женской идентичности задерживается до более полного развития аспектов интимности (Douvan & Adelson; Hodgson & Fischer), и женщины могут переживать кризис идентичности при кризисе отношений, а не профессиональной деятельности (Josselson).

Однако этот аргумент опровергается исследованием, которое показывает, что идентичность одинаково развивается у обоих полов. Полы не отличаются друг от друга уровнем идентичности и другими показателями индивидуализма (самоактуализацией, внутренним локусом контроля и принципиальной моральной аргументацией). Более того - эти показатели предсказывают позитивное психологическое функционирование, одинаково хорошее для мужчин и женщин, из чего следует, что полы и в самом деле абсолютно схожи в процессах разрешения идентичности и психологического индивидуализма.

Один из путей разрешения этого очевидного конфликта заключается в разграничении между процессом разрешения идентичности (который может быть одинаковым для всех) и содержанием идентичности. Эриксон не связывал разрешение идентичности только с профессиональным выбором. Некоторые люди могут разрешать идентичность через другие роли - например, религиозные, семейные или политические (Kroger). Для девушек, несмотря на культурные изменения, выбор семья — карьера остается более важной проблемой в преддверии зрелости, нежели для юношей (Curry et al.). Данное наблюдение находит подтверждение в исследованиях, результаты которых свидетельствуют о большей развитости девочек в разрешении проблем идентичности, касающихся семейных ролей (Archer) и сексуальности (Orlofsky; Waterman & Nevid).

Разрешение идентичности студентками, ориентированными на карьеру, исторически тормозилось ограниченными карьерными возможностями и отсутствием соответствующих женских моделей достижения в обществе и, что наиболее важно, отсутствие подобных моделей, созданных «материнским» поколением (Ceila, DeWolfe & Fitzgibbon), хотя это положение дел сегодня меняется (Stewart & Ostrove). Более того, Движение женщин для многих из них обеспечило социальную идентичность, поддерживающую их личностный рост. Результаты одного из лонгитюдных исследований свидетельствуют, что женщины, разделявшие основные идеи Движения женщин, развили в себе за годы после окончания колледжа большую уверенность, инициативность и чувство собственного достоинства.

Мы могли бы ожидать большого успеха в разрешении проблемы идентичности от мужественных мужчин и женственных женщин (ср. Lobel & Gilat), но это не подтверждается изучением половой типизации и идентичности: при тестировании личности обычно выявляется связь маскулинности с разрешением идентичностн и благополучием обоих полов. Термин маскулинность способен ввести в заблуждение. Шкалами «маскулинности» измеряются личностные характеристики, которые отражают индивидуализм и автономию, улучшающие развитие личности для обоих полов. Идентичность переходит на более высокий уровень у женщин, выходящих за рамки традиционных женских ролей. Лонгитюдные исследования показывают, что такие женщины достигли больших успехов в развитии идентичности (Vaudewater, Ostrove & Stewart).

Исследование развития на психосоциальных стадиях

Эриксон (Erikson) основывал свою теорию на клинических данных. Наверное, именно поэтому его теория, как и другие психоаналитические подходы, подверглась критике как эфемерная и потому плохо поддающаяся верификации (Chess, Fitzpatrick, Wurgaft). Вероятно, эта критика более оправдана в отношении его психоисторических трудов, нежели выдвинутых им стадий развития, которые стимулировали солидные эмпирические изыскания - особенно в плане развития подростковой идентичности.

Статус идентичности

В исследовании идентичности преобладали труды, фокусирующиеся на статусах идентичности, или уровнях развития. Эта парадигма статуса идентичности развивалась своим собственным путем, некоторым образом обособившись от теории Эриксона (Cote & Levine; Waterman). Идентичность чаще всего оценивается посредством интервью. Вопросами «нащупываются» кризис и предпочтения в сферах занятости и идеологии (Marcia). Джеймс Марсиа сделал вывод, что полное развитие идентичности наступает в случае, если индивид пережил кризис и прошел через него с обоснованно твердой приверженностью своему делу и/или идеологии. Этот зрелый итог Марена называет достижением идентичности . Возможны н три менее зрелых исхода: диффузия идентичности , при которой обязательства и кризис отсутствуют (наименее зрелый исход); мораторий, при котором кризис переживается в настоящее время, но пока еще не взяты никакие обязательства, и лишенность идентичности , когда обязательства были взяты без переживания кризиса и без особого исследования альтернативы - часто путем простого принятия родительского выбора (Марсиа использовал термин «диффузия идентичности» вместо «смешения идентичности», поскольку последнее являлось более ранним термином Эриксона, которым тот по-прежнему продолжал пользоваться в период разрабатывания шкалы).

— Достигший идентичности: ясная, целостная личность; продуктивен
— Мораторий: озабочен философскими материями, мятежен, нонконформист
— Диффузия идентичности: непредсказуем; нерасположен к поступкам
— Лишенность: консервативен; склонен к морализаторству.

Марена доказывал, что люди начинают с состояния диффузии идентичности и для оптимального разлития должны через мораторий проследовать к достижению идентичности. Лишенность является нежелательным исходом; она может стать окончательным тупиком или быть временной, если позднее на пути к достижению идентичности выбирается исследование (моратории). Эта теоретическая последовательность развития обнаруживается не всегда. Взрослея, люди подчас делаются менее убежденными в своей идентичности (Cote & Levine, 1988а, 1988с).

Другие психосоциальные стадии

Установление Эриксоном стадийных последовательностей предполагает, что в надлежащие периоды своей жизни люди будут больше поглощены определенными вопросами: идентичностью - в отрочестве, продуктивностью — и зрелости и т, д. Одним из способов проверить эту гипотезу — проанализировать записи человека, если бы он их делал на протяжении многих Лет. Такой личностью была британская романистка и хроникер Вера Бриттен (Vera Brittain), чьи дневники и художественное творчество были проанализированы с точки зрения эриксоновской идентичности, интимности и продуктивности. Как прогнозировалось теорией Эриксона с возрастом, она все реже обращалась в своих записях к вопросам идентичности и интимности и чаще - к темам продуктивности (Peterson & Stewart).

Возрастные изменения обнаруживаются и при проведении объективных тестов. Джордж Домино и Диана Аффонсо (Domino & Alfonso) разработали анкету-самоотчет для оценки позитивных и негативных аспектов всех восьми стадии развития. Этот опросник психосоциального равновесия требует от субъектов оценки степени, в которой они согласны с каждым из 120 высказывании. Отдельные пункты звучат так:

  1. Как правило, я могу положиться на других (Шкала доверим)
  2. Мне по-настоящему нравится работать (Шкала трудолюбия).
  3. Иногда мне интересно, кто я такой на самом деле (Шкала идентичности).
  4. Жизнь была благосклонна ко мне (Шкала интеграции эго).

Как и ожидалось, баллы Опросника психосоциального равновесия в целом повышались у субъектов из более старших групп. Фактически лонгитюдное исследование с использованием Опросника психосоциальною развития указывает, что взрослые, перешедшие 20-летннй рубеж, продолжают развиваться не только, как можно было этого ожидать, на стадиях идентичности и интимности, но и на более ранних стадиях, которые должны были бы с детства оставаться стабильными. При других измерениях было обнаружено, что стадии также могут обгонять биологический возраст.

Корреляты показателей стадии

В ряде исследовании более высокие показатели психосоциальных стадий связаны с лучшим функционированием. Говард Протинский наблюдал, что, по сравнению с нормальными подростками, проблемные набрали более низкие баллы на трех из пяти психосоциальных стадий (доверие, инициатива и идентичность). Хотя для идентификации специальных бихевиоральных импликаций различных стадий еще многое предстоит сделать, уже проделана большая исследовательская работа — особенно в отношении пятой стадии.

В стадиях Эриксона чаще всего изучается идентичность . Многие исследования показывают, что субъекты, демонстрирующие высокие показатели при различных измерениях идентичности, функционируют лучше. Как правило, студенты колледжей, обладающие более развитыми статусами идентичности, заранее выбирают себе карьеру. Они прибегают к более зрелым защитным механизмам; в условиях стресса лучше, чем другие, справляются с задачей по приобретению общих представлений; получают лучшие оценки; обладают более высокими концепциями «я» и обнаруживают более высокие показатели при оценке моральных суждений. Они лучше вспоминают события личной жизни, а их ранние воспоминания отражают более зрелые темы с заметной психодинамикой образов.

Субъекты моратория переживают более высокую тревогу, которая может замедлить их деятельность. У них выше показатели тревожности, связанной со смертью, и они меньше удовлетворены обучением в колледже. Они менее склонны к профессиональному выбору. Субъекты, лишенные идентичности, более авторитарны и импульсивны.

Разрешение интимности коррелирует с самозаявленным поведением в межличностных ситуациях. Студенты-юноши, которые демонстрируют невысокие показатели разрешения на стадии интимности (изоляты), сообщают, что в пору взросления у них было меньше друзей (Orlofsky). Среди студентов, но не среди студенток, разрешение вопросов интимности коррелирует с женственностью в Полоролевом опроснике Бема (Bem Sex-Role Inventory).
Высокопродуктивные взрослые, выбранные из среды школьных учителей и общественных волонтеров, описывают свою жизнь, упоминая в качестве основных целей облегчение чужих страданий, улучшение условии жизни других люде и службу на благо общества. В своих семьях и на работе продуктивные женщины выражают просоциальные установки, помогая окружающим. Продуктивность объединяет индивидуальный поступок (действие) с заботой об обществе (единение) по мере того, как индивид активно осуществляет нечто (действие) для других (единение), и выше у людей прективное ТАТ-тестирование которых обнаруживает потребность во власти (действие) и интимности (единение). Продуктивность некоторых людей выражается в работе; других в их родительской деятельности, а некоторые направляют ее в русло политической деятельности и общественной активности/ Продуктивность влияет на родительский стиль в сравнении с авторитарными родителями, которые склонны наказывать детей, продуктивные родители более авторитетны: они скорее управляют, чем заставляют, и потому добиваются лучшего результата.

Интеграция эго (восьмая стадия), оцениваемая посредством письменного опроса, исследовалась у пожилых мужчин и женщин, проживающих в доме престарелых и стационарном жилом комплексе. Лица с более высокими показателями сообщали о меньшем страхе смерти. Домино и Ханна (Domino and Hannah) изучали долгожителей. Высокие показатели по шкале продуктивности Опросника психосоциального равновесия (Domino & Affonso)предсказывали высокую самореализацию, измеренную по Калифорнийскому личностному опроснику. Но фактически предиктивными были и все остальные семь стадий развития, даже при учете их положительных взаимных корреляций. Одна из интерпретации этого открытия состоит в том, что, как следует из эпигенетического принципа Эриксона, силы и слабости каждой стадии продолжают влиять на функционирование на протяжении всего периода жизни.

По теории стадий, предложенной Эриксоном, человек, который не достигает успешного разрешения конфликта на какой-либо стадии, окажется неполноценным на последующих стадиях (в чем-то уподобляясь студенту, который не владеет базовым математическим или языковым курсом и которому, следовательно, труднее усвоить дальнейший материал). Исследователи изучали прогноз, согласно которому люди, чьи показатели личностного тестирования указывают на их несостоятельность на одной стадии, обладают низкими показателями и на последующих стадиях. Отдельно от теоретического прогноза такие положительные корреляции могли бы проявиться и в случае, если в измерения показателей на различных стадиях был бы случайным образом включен какой-нибудь общий фактор типа социальной желательности.

В направлении к психоаналитической социальной психологии

Подобно многим теоретикам, Эриксон верил, что из его теоретических построений следуют выводы, способные послужить как улучшению человеческого бытия, так и его познанию (Wurgaft). Эриксон ясно представлял себе психоаналитический подход, который учитывал бы социальные и культурные реалии, вместо того чтобы сосредоточиваться исключительно на индивиде, как это сделал Фрейд. В своих изысканиях и теоретических разработках Джеимс Коте и Чарльз Левин создали такую психоаналитическую социальную психологию (Cote и Levine). Как общество влияет на личность и ее развитие Как влияет на общество личность? Эти вопросы — главные для теории личности, учитывающей социальный контекст.

Согласно этому направлению психологические процессы претерпевают культурное воздействие. Гендерные различия зависят от культурного контекста и вряд ли имеют универсальный характер. Этнические и межкультурные различия понимаются с точки зрения социальных процессов, а не через неправильно употребленные биологические концепции типа псевдоспецификации. Как отражаются в культуре психические структуры (ид, эго, суперэго)? Джеймс Коте предполагает, что эти психические структуры отражаются и управляются социальными институтами.

Например, ИД выражается в музыке, танцах, спорте и публичных домах; суперэго — в религиозных, правовых и военных институтах, а эго — в работе, управлении и образовании.

На развитее личности влияет культура, которая обеспечивает период моратория на время самоопределения и поиска самоидентификации, особенно для студентов, изучающих гуманитарные науки (Cote & Levine). Моратории - это не просто время для выбора профессии. Это также время для разрешения проблемы личной системы ценностей, которая на языке психоанализа звучит как борьба между суперэго (воплощающим ценности, представленные индивиду семьей и обществом) и эго (воплощающим собственные ценности, принятые индивидом). Гуманитарные дисциплины побуждают к большему размышлению над человеческим бытием и человеческими дилеммами (Cote & Levine).

Эта связь между развитием индивидуальной самоидентичности и культуральностью карьеры — пример откровенной социальной направленности, позволяющей исследовать способы, которыми «культура, структура общества, социальный класс, переплетения интеракций и прочее могут функционировать поддерживая пли ущемляя определенные фирмы развития», Такие исследования индивида в социальном контексте воплощают мечту Эриксона: «Мы нуждаемся… в концепциях, проливающих свет на взаимную комплементацию синтеза эго и организации общества, культивация которой на самых высоких уровнях есть цель всех терапевтических усилии, социальных и индивидуальных».

Резюме

Эриксон создал теорию психосоциального развития , которая описывает восемь стадий, составляющих человеческую жизнь. Согласно эпигенетическому принципу , эти стадии надстраиваются друг над другом и приходят с неизменной последовательностью в разных культурах. Индивид на каждой стадии переживает кризис, который решается в контексте общества. Этими стадиямиявляются: доверие — недоверие, автономия — стыд и сомнение, инициатива — вина, трудолюбие — неполноценность, идентичность — смешение идентичности, интимность — изоляция, продуктивность — инертность и интеграция — отчаяние. На каждой стадии на развитие влияет культура. В свою очередь индивиды также воздействуют на культуру посредством своего развития на каждой стадии, прежде всего — развитием своей идентичности. Психологические стадии подверглись серьезному изучению. Были найдены описанные в теории возрастные изменения, а показатели формирования идентичности предсказывают позитивные личностные корреляты высшего статуса идентичности.

В своих межкультурных исследованиях племен сиу и юрок Эриксон исследовал связь между развитием индивидуального эго и культурой — тему, которая была продолжена исследователями статуса идентичности. Он говорил, что биологические факторы серьезно влияют на половые различия, и подкреплял свою точку зрения наблюдениями за игровыми постройкам детей. Эти выводы подвергались критике за пренебрежение социальными детерминантами гендерных различий. Эриксон предупреждал, что конфликт между группами возрастает из-за псевдо- спецификации, и настаивал па развитии более инклюзивных идентичностей ради уменьшения политических и социальных конфликтов в мире.

Глоссарий

Автономия — позитивный полюс второй психосоциальной стадии.
Верность — способность поддерживать свободно заявленные привязанности; базальное свойство, развивающееся на пятой психосоциальной стадии.
Вина — негативный полюс третьей психосоциальной стадии.
Воля — убежденность в том, что то, чего желает индивид, может произойти; базальное свойство, развивающееся на второй психосоциальной стадии.
Диффузия (смешение) идентичности — негативный полюс пятой психосоциальной стадии (в более ранней терминологии).
Доверие — позитивный полюс первой психосоциальной стадии.
Достижение идентичности — статус, воплощающий оптимальное развитие на пятой (подростковой) психосоциальной стадии,
Забота — способность опекать развитие следующего поколения; базальное свойство, развивающееся на седьмой психосоциальной стадии.
Идентичность — чувство тождественности значения индивида для себя со значением его для других в социальном мире; позитивный полюс пятой психосоциальной стадии.
Изоляция — негативный полюс шестой психосоциальной стадии.
Инертность — негативный полюс седьмой психосоциальной стадии.
Инициатива — позитивный полюс третьей психосоциальной стадии.
Интеграция — позитивный полюс восьмой психосоциальной стадии.
Интимность - позитивный полюс шестой психосоциальной стадии.
Компетентность — ощущение мастерства, развивающихся навыков; базальное свойство, развивающееся на четвертой психосоциальной стадии.
Лишенность идентичности - неадекватное разрешение пятой психосоциальной стадии, при котором идентичность принимается без адекватного исследования.
Любовь - способность формировать интимные взаимоотношения с другим человеком; базальное свойство, развивающееся на шестой психосоциальной стадии.
Мораторий — период, обеспечиваемый обществом, когда подросток достаточно свободен от обязательств, чтобы быть способным исследовать идентичность; также является стадией развития идентичности, на которой происходит такое исследование и которая предшествует достижению идентичности.
Мудрость - зрелое чувство осмысленности и целостности опыта; базальное свойство, развивающееся на восьмой психосоциальной стадии.
Надежда — фундаментальная убежденность в том, что мир заслуживает доверия; базальное свойство, развивающееся на первой психосоциальной стадии.
Негативная идентичность — идентичность, основанная на социально девальвированных ролях.
Недоверие — негативный полюс первой психосоциальной стадии.
Неполноценность — негативный полюс четвертой психосоциальной стадии.
Отчаяние — негативный полюс восьмой психосоциальной стадии.
Продуктивность — позитивный полюс седьмой психосоциальной стадии.
Псевдоспецификация — преувеличенное чувство, которым обладают многие — особенно национальные этнические — группы, говорящее об их отличии от других и приводящее к конфликту между группами.
Психосоциальность — эриксонианский подход к развитию, предложенный как альтернатива психосексуальному подходу Фрейда.
Ритуал — культурная практика или традиция, поддерживающая силы эго.
Ритуализм - неадекватные, повторные действия индивида, призванные компенсировать слабые аспекты развития эго.
Смешение (диффузия) идентичности — негативный полюс пятой психосоциальной стадии.
Стыд — негативный полюс второй психосоциальной стадии.
Трудолюбие - позитивный полюс четвертой психосоциальной стадии.
Цель — ориентация на достижения через устремленность; базальное свойство, развивающееся на третьей психосоциальной стадии.
Эпигенетический принцип — принцип психосоциального раз вития, основанный на биологической модели, в которой части проявляются в порядке возрастающей дифференциации.

Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)

Разработанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Первая стадия - младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем - различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей па развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на этом этапе. Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом - формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия - раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение станет благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.

Третья стадия - детство (по терминологии Эриксона - возраст игры; 3-6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность: он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. И фа очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности - волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

Четвертая стадия - младший школьный возраст (6-11 лет). Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребенка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.

Пятая стадия - подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет). На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.

На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаст целостную форму эго-идентичности, находит свое "Я", признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "непризнания себя" со стороны окружающих.

Шестая стадия - молодость (от 20 до 25-30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество. Стадия молодости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; соответствует периоду становления, самоутверждения человека в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Седьмая, центральная стадия - взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь; идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).

В зрелые годы выделяются два кризисных периода.

* Кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: "Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?" И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.п.

Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. Он уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.

* Кризис 45-55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 60-65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

Восьмая стадия (после 60-65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.

Стадии и положительные/отрицательные выходы на каждой из них приведены на рис. 2.

Известный американский психологи и психоаналитик Э. Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида. Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона - это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности. «Нормативный кризис идентичности» - является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному поведению (Приложение Б).

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения. Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия. Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность - это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности (Приложение А):

Первая стадия - это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Вторая стадия - автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Третья стадия - инициатива. В этой стадии появляется установка - «Я - то, что я буду» и вырабатывается установка «Я - то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) - школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я - то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Шестая стадия - это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Седьмая стадия - это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос - «Могу ли я иметь интимные отношения?». Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия - поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Можно сделать вывод, что основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

IV. Лекция по психологии развития

Список литературы

1) Кроль В. Психофизиология человека. − СПб.: Питер, 2003. − 304 с.

2) Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Психофизика: Учеб. пособ. − Екатерибург: УрГУ, 1997. − 100 с.

3) Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Александрова Ю. И. 3-е изд., доп. и перераб. − СПб.: Питер, 2007. − 464 с.

4) Путято Л. М. Психология сенсорных процессов: Учеб. пособие. − Гродно: ГрГУ, 2001. − 80 с.


В психологии существует множество различных теорий развития личности в онтогенезе (то есть развития от рождения до смерти). Обратимся к трем наиболее популярным и важным из них: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, теория психосексуального развития личности З. Фрейда, генетическая теория развития интеллекта Ж. Пиаже.

В основе теории лежит постулат, что у человека есть потребность в формировании социальной идентичности, то есть у человека есть стремление отождествлять себя с какой-либо социальной группой («я экономист», «я студент», etc. − примеры социальной идентичности). Э. Эриксон утверждает, что социальная идентичность является характеристикой целостной личности, а потеря идентичности ведет к распаду личности.

Всего Э. Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, на каждой из которых человек должен сделать выбор (неосознанно, бессознательно) между двумя полюсами развития. Этот выбор появляется в связи с наличием конфликта, свойственного каждому возрастному периоду. При этом результат этапа переходит на следующий.

Первая стадия развития личности, которую выделяет Э. Эриксон, называется доверие или недоверие (basis trust vs. basis mistrust), которая длится в течение первого года жизни человека (0-1 год). На этом этапе у ребенка происходит созревание сенсорных систем (зрительной, слуховой, etc.), а также их координация. Ребенок нуждается во внешних сенсорных впечатлениях, он как бы впитывает мир, жаждет внешних впечатлений. Основной конфликт этого возраста можно сформулировать так: «Любим или отвергаем».

Развитие идет по положительному пути, если ребенок получает все, что он хочет, если выполняются все его потребности, если он любим и принимаем. С ребенком нужно много играть, ласкать его и разговаривать с ним. Тогда ребенок начинает считать, что мир − это уютное и безопасное место, а люди достойны доверия. Ребенок готов без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения. Будучи взрослым, такой человек будет способным устанавливать теплые и глубокие отношения с другими людьми.


Если же ребенок не получает должного ухода, если родители не проявляют достаточно любви и заботы, то у ребенка появляется дискомфорт − ребенок отвергается матерью. Тогда у ребенка формируется недоверие и боязливость ко внешнему миру и людям. Конфликт может проявляться в острой депрессии: отказ от пищи, от общения с окружающим миром, могут быть психосоматические нарушения.

Следующая стадия длится с 1 года до 3 лет и называется «самостоятельность или нерешительность » (autonomy vs. shame). Ребенок активно вторгается в этот мир, и это нарушает внутреннее единство, которое он успел сформировать на первом году жизни. Ребенку нужна новая идентичность.

Основной конфликт этой стадии можно выразить так: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится». Конфликт может проявляться в страхе и нерешительности, двигательной настороженности. На этой стадии формируется следующая идентичность ребенка: «Я тот, кто быстро бегает и высоко прыгает».

Такая идентичность формируется, если родители дают возможность ребенку делать то, что он в состоянии делать, а не организовывают его активность. Родителям следует быть терпеливыми и не торопить ребенка. В этом случае у ребенка появляется потребность в самостоятельности, возникает чувство субъективного контроля за собственным телом и внешним миром. Закладывается основа самоуважения и сотрудничества.

Однако развитие может идти по другому пути, если родители ограничивают ребенка, много запрещают, торопят его, следят за «несчастным случаем». Тогда у ребенка закрепляется нерешительность и неуверенность в себе, а также чувство стыда перед людьми. Он стыдится себя, своего тела, своих мыслей (дети этого возраста думают, что их мысли знают все). Более того, могут появиться аутоагрессивные реакции (направление агрессии на себя, свое тело). Кроме того, закрепляется скованность в поведении и постоянная настороженность.

Следующая стадия длится с 4-х до 5 лет. Ее название − «предприимчивость или чувство вины » (initiative vs. guilt). В этом возрасте ребенок очень любознателен, задает множество вопросов. Возникают первые представления о том, кем он хочет стать в будущем. Определяются границы дозволенного. Основной конфликт этой стадии таков: мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, так как я все делаю неправильно. Конфликт может проявляться в страхах за тайные мысли, пассивности, вялости, самоотрицании и самоограничениях − ребенок не принимает себя. В этом возрасте ребенок идентифицирует себя со взрослым определенного пола и осваивает свойственные этому полу формы поведения.

Развитие идет по положительному пути, если взрослые поощряют инициативность ребенка, если ребенок имеет возможность свободно играть, бегать, кататься на санках или велосипеде. Важно, чтобы родители были готовы отвечать на все вопросы ребенка, не мешали ему фантазировать и играть. Следует вступать с ребенком в сотрудничество (давать возможность помочь вымыть посуду, постирать белье и так далее). В этом случае вырабатывается и закрепляется чувство товарищества с родителями, возникает предприимчивость, появляется склонность к самонаблюдению и самоуправлению.

Если же родители показывают, что игры ребенка вредны, нежелательны и утомительны, его вопросы назойливы, а фантазии − бестолковы, то развитие идет по отрицательному пути. Тогда возникает чувство вины, которое проносится через всю жизнь, возникает покорность и отсутствие инициативы из-за переживания постоянных неудач.

Следующая стадия длится с 6 до 11 лет, и она называется «умелость или неполноценность » (industry vs. inferiority). В этом возрасте ребенок вступает в социальные связи, начинается школьная жизнь. У него обостряется интерес к тому, как устроены вещи. Основной конфликт этого периода − хочу признания, но не могу его добиться, так как я − ничтожество. Основная идентификация − с представителями определенных профессий.

Развитие идет по положительному пути, если взрослые поощряют ребенка мастерить что-либо и разрешают довести начатое дело до конца; хвалят за результат. В этом случае вырабатывается умелость и творческое отношение к жизни, ребенок обретает чувство компетентности. Развивается трудолюбие и способность к самовыражению в деятельности.

Если же родители не поощряют занятия ребенка, видят в них баловство и глупость, то развитие идет по негативному пути. Тогда развивается чувство неполноценности, ребенок теряет авторитет среди сверстников.

Следующая стадия развития захватывает подростковый и юношеский возраст и длится от 11 до 20 лет. Она называется «идентичность или спутанность ролей » (identity vs. role diffusion). В этом возрасте формируется отношение к себе и к миру, к своим способностям и возможностям. Задачей этого возраста следует считать интеграцию личности, сведение воедино всего достигнутого к этому моменту и проектирование на основании этого своего будущего.

Вероятность интеграции увеличивается, если предыдущие стадии проходились ребенком положительно. Тогда ребенок понимает, кто он и куда идет. Если же предыдущие стадии шли по негативному пути, то возникает высокая вероятность спутанности ролей. Возникают проблемы в обществе, нетерпимость к чужим мнениям и отвержение вкусов и норм чужих групп. Отмечается склонность к формированию группировок и банд, готовность следовать за лидером, который предлагает четкие и простые доктрины. Ребенок готов отождествить себя с лидером ценой потери своей идентичности. Характерно презрительное отношение ко всему национальному. Ребенок переживает ощущение тревоги и изолированности от мира, неспособность сделать выбор.

Следующая стадия длится 20-25 лет и называется «интимность или изоляция » (intimacy vs. isolation). Это период ухаживаний, первого брака, ориентации на профессию и карьеру. Человек в этом возрасте готов к интимным отношениям в психическом и сексуальном планах.

Интимность − положительный путь развития − понимается многопланово − чувство к родителям, сиблингам (родным браться и сестрам), детям, etc. Интимность − это способность слить себя с другим человеком, не потеряв при этом свою собственную идентичность. Настоящая интимность невозможна без стабильной идентичности.

Развитие может идти и в сторону изоляции. Человек вступает в отношения, чтобы обрести себя, свою идентичность. Возникает излишняя поглощенность собой, избегание отношений, социальная изоляция, чувство одиночества и вакуума.

Следующая стадия длится с 26 до 64 лет и называется «продуктивность или стагнация » (generativity vs. stagnation).

Продуктивность проявляется в заботе о другом поколении, в участливом отношении к тому, в каком мире будут жить дети. Возникает умение заботиться о другом.

Если же развитие идет по пути стагнации, то усиливается поглощенность собой, личными нуждами и удобствами; человек потворствует своим желаниям. В итоге возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни.

Заключительная стадия, согласно Э. Эриксону, наступает после 64 лет и называется «эгоинтеграция или отчаяние » (ego integrity vs. despair). Это начало старости, человек начинает пересматривать свои жизненные решения, оценивать их. Возникает множество нужд, так как ухудшается здоровье. Отдельной задачей является приспособление к смертям близких.

Если человек этого возраста, оглядываясь назад, говорит себе, что он ничего не хотел бы изменить в прожитой жизни, если он доволен тем, как прошла его жизнь, то это − путь эго интеграции. Человек видит свое продолжение в детях или делах − страх смерти не выражен.

В случае «отчаяния» жизнь представляется чередой ошибок, нереализованных дел. Возникает страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, сожаление, что жизнь нельзя прожить заново. Это может приводить к старческому слабоумию, депрессии, озлобленности, ипохондрии и паранойе.