Экологический урок на тему: "Воды России". IV

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Линия УМК О. С. Габриеляна. Естествознание (10-11) (баз.)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна.

Интернет-ресурсы

Цель урока: Показать учащимся проблемы, стоящие перед человечеством из-за безответственного отношения к водным ресурсам. Показать ответственность каждого за сохранность природных богатств. Возможность человека разумно управлять своей деятельностью.

Повторение тем: Вода, растворы, роль воды в жизни живых организмов, металлы, соединения азота, кальция, магния, жесткость воды, минеральные удобрения, фенол, реакции ионного обмена, решение аналитических задач.

Умения: Анализировать, делать выводы, применять теоретические знания на практике. Выработка навыков обращения с лабораторным оборудованием, техникой проведения химического эксперимента, работы в группах.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Необходимое оборудование: образцы воды, плакаты, пробирки, растворы: фенол, щелочь, роданид калия, карбонат натрия, хлорид железа, сульфид калия, фенолфталеин, спиртовка, компьютер, презентация. http://prezentacii.com/ekologiya/8277-zagryaznenie-vodnoy-sredy.html

Структура и ход урока

  1. Вступительное слово учителя о цели урока и о воде.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Класс делится на бригады, каждая из которых получает задание для исследования, теоретические вопросы и экологические задачи.
  4. Заслуживаются и обсуждаются результаты работ.
  5. Заключительное слово учителя.
  6. Подведение итогов урока.

Сегодня мы проводим экологический урок на тему «Вода». Мы поговорим о воде ни как о веществе, а как о частице природы, коей является и сам человек. Мне бы хотелось начать наш разговор с древнегреческого изречения: «Самое лучшее – это вода, лучше, чем олимпийские игры, лучше, чем золото»

Так считали древние греки, но, к сожалению, современный человек не считает воду богатством. Вода для нас это такая же обыденность, как луч солнца, воздух, леса. И действительно, человек и вода неразделимы. Мы пьем, готовим пищу, стираем, моем, купаемся, поливаем растения, забывая, что через несколько десятков лет однажды наши внуки откроют кран, а вместо прозрачной живительной влаги получат лишь химический коктейль, а то и вовсе ничего.

Вода – универсальный растворитель. В ней может растворяться множество токсичных веществ, наносящих вред окружающей среде. Именно с этим связано большое количество экологических проблем.

В настоящее время экологи, ученые, да и просто здравомыслящие люди бьют тревогу: «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ – ЭТО ТА ЖЕ САМАЯ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА, НО РАСТЯНУТАЯ ВО ВРЕМЕНИ».

Вот почему сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Ведь просто не может такого быть, чтобы от каждого из нас ничего не зависело! Итак, для чего же человеку нужна вода? Как он ее использует? И что оставит своим потомкам?

Сообщение: Роль воды в жизни человека

Вода составляет 80–90% массы растений и 75% массы животных. В составе человеческого тела воды 65%. Вода служит постоянным участником интенсивных биохимических процессов, происходящих в человеческом организме. Ни один жизненный процесс не совершается без нее. Нарушение водного баланса ведет к серьезным сдвигам в организме человека. При утрате 6–8% влаги от массы тела человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 12% и выше процентов влаги наступает смерть. Сколько же человеческому организму нужно воды?

Ученые считают, что в среднем человеку нужно 2,5 литра воды в сутки, при этом один литр приходится на питьевую воду. Однако при определенных условиях потребность в воде возрастает до 4–5 л, а в условиях жаркого климата при низкой влажности воздуха достигает 6 л и более. Человек может прожить без пищи пять-шесть недель, без воды - пять дней. Здесь уместно привести слова Дж. Байрона: «Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода».

Главным потребителем воды на Земле является человечество и его деятельность. И не случайно все великие цивилизации древности возникали и развивались вблизи воды, в больших речных долинах. Не существовало ни одной великой цивилизации в местности, лишенной воды.

Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что вода - хранитель и распределитель на нашей планете солнечной энергии, главный творец климата, ежедневной погоды, аккумулятор тепла и, что особенно важно, необходимейшее условие жизни на планете. И нет на Земле ничего, к чему надо было бы относиться с большим вниманием и осторожностью, чем к столь привычной для нас воде. По образному выражению академика А. Л. Карпинского, «вода - это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Вода является главным фактором, определяющим климат на поверхности Земли.

Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для жизненных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды, как известно, фотосинтез не может происходить. Процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты. Вода - единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода необходима для биохимических и биофизических процессов, обеспечивающих возможность жизни на Земле. Образно говоря, в капле воды заключена жизнь

Сообщение: Использование воды в промышленности, быту и сельском хозяйстве

В структуре водоотведения 35% приходится на все отрасли промышленности, кроме теплоэнергетики, 33% – на теплоэнергетику, 18% составляют сбросы стоков с мелиорированных полей и 14%сбросы коммунально-бытового хозяйства городов и сельских населенных пунктов.

Одним из главных потребителей воды является орошаемое земледелие – 190 м 3 /год. Чтобы вырастить 1 т. хлопка, требуется 4–5 тыс. м 3 пресной воды, 1 т. риса – 8 тыс. м 3 . При орошении большая часть воды расходуется безвозвратно.

Коммунально-бытовое потребление воды превышает 20 км 3 /год. Важной задачей является сокращение потребления водопроводной воды на технические нужды. В Москве, например, на долю промышленности приходится 25% подаваемой в столицу водопроводной воды. Однако нет никакой необходимости использовать питьевую воду на технические нужды. Для этого необходимо расширить сеть технических водопроводов, что существенно снизит себестоимость потребляемой воды.

Велики расходы воды в промышленности (около 90 км 3 /год). Для выплавки 1 т. стали требуется 200–250 м 3 воды, 1 т. целлюлозы – 1300 м 3 ,... Велики резервы экономии воды в промышленности за счет внедрения прогрессивных технологических процессов. Например, на старых нефтехимических заводах для переработки 1 т. нефти расходуется 18–22 м 3 воды, в то время, как на современных заводах с оборотным водоснабжением и системами воздушного охлаждения – около 0,12 м 3 /год.

В настоящее время положение усугубляется тем, что после приватизации основного числа предприятий, в том числе и экологически грязных предприятий, новым хозяевам не хватает денег для постройки или модернизации очистных сооружений. Человечество улучшает свою жизнь с помощью технической революции, забывая при этом, что он сам часть природы и Земля – его дом. Поэтому и превращаются наши реки и озера в помойки. Что же угрожает нашим рекам?

Сообщение: Что угрожает рекам?

Положение с некоторыми главными реками мира приближается к кризисному из-за перегруженности плотинами, морским транспортом, загрязнения и климатических изменений.

Об этом предупреждает Всемирный фонд охраны дикой природы, который опубликовал свой отчет в преддверии Всемирного дня воды, отмечаемого 22 марта.

В отчете, который озаглавлен "10 главных рек мира – под угрозой", указано, что по степени важности эту проблему можно сравнить с проблемой изменения климата на планете. Из десяти рек, о которых говорится в отчете, пять находятся в Азии. В их числе – Янцзы, Меконг и Ганг. В черном списке оказались также европейский Дунай и североамериканская Рио-Гранде. Во Всемирном фонде охраны дикой природы считают, что состояние водных ресурсов является вопросом национальной безопасности. Всемирный фонд охраны дикой природы свои выводы основывает на ряде последних исследований, которые позволили ему оценить степень угрозы главным рекам мира. Организация указывает, что для рек наиболее опасны строительство плотин, чрезмерное использование воды для промышленных целей и сельского хозяйства, изменение климата, загрязнение и судоходство.

Международный фонд защиты дикой природы выступил с предупреждением, что существование значительной части мировых рек под угрозой из-за их запруживания и пересыхания, Только треть из 177 рек, чья длина превышает 1000 километров, по-прежнему текут беспрепятственно, и их число постоянно уменьшается. Представитель фонда заявил в интервью Би-би-си, что запруживание рек превратилось в глобальную мировую проблему, угрожающую популяции рыб. Так, редкие виды рыб в Амазонке и Меконге и речные дельфины Ганга находятся под угрозой исчезновения. В докладе также указывается на сокращение запасов чистой питьевой воды.

Сообщение: Проблемы мирового океана

Мировой океан – «житница» человечества – стал всемирной свалкой, куда выбрасывает человек отходы своей деятельности. Средиземное море – колыбель нескольких цивилизаций – получило название «Великого больного». К 2000 г. объем выбрасываемых отходов достиг 100 млрд.т. Объем загрязненной воды увеличился в 10 раз. Мировые ресурсы чистой воды могут быть исчерпаны. В 20 из 69 исследованных участков Токийского залива вообще не обнаружено признаков жизни, 60% рыбы, выловленной в других местах залива, отравлено. В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе, и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

Сообщение: Влияние загрязнений вод на здоровье людей

Вода – это минерал, обеспечивающий существование живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения. Недостаточное количество воды в организме человека приводит к нарушению вывода продуктов обмена пищеварения, кровь обедняется водой, человека лихорадит. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека, животных и их здоровья.

Сегодня во всем мире наибольшую опасность водам суши несет загрязнение. Под загрязнением подразумеваются всевозможные физические и химические отклонения от природного состава воды: частое и длительное ее помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества, нередко, присутствие в воде сероводорода и других ядовитых веществ. Ко всему этому прибавляются еще и сточные воды: хозяйственно-бытовые, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Нередко сточные воды содержат нефтепродукты, цианиды, соли тяжелых металлов, хлор, щелочи, кислоты. Не следует забывать и о заражении вод гербицидами и радиоактивными веществами. Так же сегодня повсеместно воды загрязнены сбрасываемым отовсюду мусором. Кроме того сбросовые воды с полей попадают в водоемы неочищенными.

В результате роста промышленности сильно загрязняются водоемы и реки. . Среди загрязняющих веществ от промышленных предприятий наиболее заметно загрязнение углеводородами. Производство и широкое применение синтетических поверхностно-активных веществ (ПАВ), особенно в составе моющих средств, обуславливает их поступление, вместе со сточными водами во многие водоемы. В том числе источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Неэффективность очистки воды от ПАВ является причиной их появления в питьевой воде водопроводов. Поверхностно-активные вещества могут оказывать отрицательное влияние на качество воды, самоочищающую способность водоемов, организм человека.

Интенсивное использование земель в сельском хозяйстве усилило загрязнение водоемов смывами с полей вод, содержащих химические вещества, пестициды. Многие загрязняющие вещества могут попадать в водную среду из атмосферы вместе с осадками. Например, такой элемент как свинец. Первым под удар попадают нервная и кровеносная системы, особенно к свинцовым отравлениям чувствительны дети.

Химические вещества, сбрасываемые вместе со сточными водами, попадая в реки и озера, часто изменяют водную среду. Под действием таких веществ вода может стать непригодной для деятельности человека и поддержания жизнедеятельности флоры и фауны.

Большой урон могут нанести не только химические вещества, но и органические. Сброс органических веществ в чрезмерно большом количестве приводит к тяжелым отравлениям природных вод. В конечном счете от загрязнения природных вод страдает сам человек и его деятельность. Водоснабжение населенных пунктов целиком зависит от рек, а обработка вод с высоким содержанием органических и минеральных примесей становится все труднее и дороже. В силу этих обстоятельств, здоровье населения подвергается серьезному риску. Последствия нахождения в воде некоторых веществ, полное удаление которых не может обеспечить ни одна система очистки сточных вод, могут с течением времени сказаться на человеке. Загрязнение пресных вод является серьезно проблемой человечества.

В США отравлена вся система Великих озер. Схожее положение и в Европе и в нашей стране: многие крупнейшие речные артерии отравлены.

В результате переизбытка новых веществ, природа не в состоянии переработать промышленные отходы. Сейчас ежегодно синтезируется 260 новых веществ. Что же делается у нас в стране для улучшения катастрофического положения?

Сообщение «Меры по водоохране»

Кроме проблемы загрязнения, на повестке дня стоит не мене актуальный вопрос дефицита воды. Мы, живя в данном регионе на себе это практически не ощущаем, но есть районы, где все не так благополучно. Проблема дефицита воды стала общемировой. Какие проекты нам предлагает наука?

Сообщение: Решение проблем дефицита воды

"Сейчас в мире кризис с запасами пресной воды. Эта проблема не менее важная, чем глобальные климатические изменения", – указывает Дэвид Тикнер, глава водной программы британского отделения Всемирного фонда охраны дикой природы. "Необходимо, чтобы представители деловых кругов и политики признали, что климатические перемены – не единственная экологическая проблема, требующая срочного вмешательства. Они должны понимать, что проблемой пресной воды нужно заняться прямо сейчас", – добавляет он. В ХХ в. население земного шара выросло в три раза. За это же период потребление пресной воды увеличилось в семь раз, в том числе на коммунально-питьевые нужды – в 13 раз. При таком росте потребления стало резко не хватать водных ресурсов в целом ряде регионов мира. По данным Всемирной организации здравоохранения более двух миллиардов человек в мире страдают сегодня от нехватки питьевой воды. В ближайшие 20 лет, учитывая современные тенденции роста населения и мирового хозяйства, следует ожидать увеличения потребности в пресной воде не менее чем на 100 км 3 в год. Проблему дефицита пресной воды в мире пытаются устранить различными способами.

Экспорт воды. Соглашения по транспортировке воды заключены между Турцией и Израилем; Белоруссией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, Кенией, Киргизией и Германией и другими странами. Между Израилем и Турцией заключен договор на 20 лет на доставку по морю 50 млн м 3 ежегодно по цене 0,7 долларов за кубический метр воды. Объёмы других подобных контрактов измеряются сотнями миллионов долларов.

Создание искусственных водоёмов. В Туркмении в пустыне Каракум планируется реализовать проект крупнейший в мире водоёма. Срок реализации проекта 20 лет, стоимость 12 млрд долларов.

Экономия расхода воды. Американский Конгресс принял еще в 1992 г. специальный закон об уменьшении на 70 % объёма воды на коммунальные нужды.

Опреснение морской воды или солёной воды из подземных источников. Выработка пресной воды в мире растет непрерывно и высокими темпами.

В настоящее время основным источником пресной воды продолжают оставаться воды рек, озер, артезианских скважин и опреснение морской воды. В то же время, если во всех речных руслах находится 1,2 тыс. км 3 , то количество воды находящееся в каждый данный момент в атмосфере равно 14 тыс. км 3 . Ежегодно испаряется с поверхности суши и океана 577 тыс. км 3 и столько же потом выпадает в виде осадков. Вода в атмосфере в течение года обновляется 45 раз.


По высоте влага распределена неравномерно. Половина всего водяного пара приходится на нижний, полуторакилометровый слой атмосферы, свыше 99% – на всю тропосферу. У земной поверхности абсолютная влажность в среднем по миру составляет 11 г/м 3 . Многие из стран жаркого пояса страдают от отсутствия пресной воды, хотя ее содержание в атмосфере значительно. Например, в Джибути в течение всего года практически не бывает дождей, в то время как абсолютная влажность в приземном слое воздуха колеблется от 18 до 24 г/м 3 . В пустынях Аравийского полуострова и в Сахаре над каждым квадратом поверхности со стороной 10 км в сутки проносится такое же количество воды, какое содержалось бы в озере площадью 1 км 2 и глубиной 50 м. Чтобы взять эту воду, надо только открыть символический «кран».

А теперь поговорим о состоянии водных ресурсов в нашем районе.

Сообщения: Какую воду мы пьем

Водопроводная вода

Давно обнаружена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни человека .

К сожалению, наша страна по этому показателю занимает 50-е место, и вода, которую мы ежедневно пьем, играет здесь не последнюю роль.

Поскольку основные источники питьевой водопроводной воды – реки и подземные воды, которые находятся под постоянной угрозой загрязнения промышленными отходами, применяемыми в сельском хозяйстве химическими веществами, а также конечными продуктами обмена веществ человека и животных, становится понятным, насколько насущна проблема качества воды в наших водопроводных трубах.

Наиболее низким качество водопроводной воды бывает обычно весной, в период таяния снегов, но и в любое другое время года мы не застрахованы от того, что в один прекрасный момент из водопроводного крана не польется вдруг этакая странная жидкость с экзотическим запахом и цветом. Да и пресловутое хлорирование воды, спасая нас от серьезных недугов, положительных качеств ей, очевидно, не прибавляет.

Химический состав водопроводной воды и его влияние на организм человека

Химические вещества поступают в организм человека не только при прямом потреблении воды в питьевых целях и при приготовлении пищи, а также и косвенно.

Например, при вдыхании летучих веществ и кожном контакте во время принятия водных процедур. Вода, текущая из наших кранов, имеет определенный химический состав. Химические вещества, содержащиеся в воде, можно разделить на несколько групп.

  • Первая группа объединяет вещества, которые наиболее часто встречаются в водопроводной воде. К ним можно отнести фтор (F), железо (Fe), медь (Си), марганец (Mn), цинк (Zn), ртуть (Hg), селен (Se), свинец (РЬ), молибден (Мо), нитраты, сероводород (H 2 S) и др.
  • Вторая большая группа – это вещества, остающиеся в воде после реагентной обработки: коагулянты (сульфат алюминия), флоккулянты (полиакриламид), реагенты, предохраняющие водопроводные трубы от коррозии (остаточные триполифосфаты), а также остаточный хлор.
  • К третьей группе относятся химические вещества, которые попадают в водоемы со сточными водами (бытовые, промышленные отходы, поверхностные стоки сельскохозяйственных угодий, которые были обработаны химическими средствами защиты растений: гербицидами и минеральными удобрениями). Это пестициды, тяжелые металлы, детергенты, минеральные удобрения и др.
  • И последняя группа химических веществ – это компоненты, которые могут попадать в воду из водопроводных труб, переходников, соединений, сварочных швов и др. (медь, железо, свинец).

Система фильтрации на станциях водоподготовки очень примитивна:

  • сетка от крупного мусора,
  • коагулянты, осаждающие различные примеси,
  • H 2 O пропускают через песчаные фильтры,
  • обеззараживают хлором и выпускают в водопроводную сеть.

Накладывается на эту «чистоту» изношенность водопроводной системы.

Сообщение: Какие же водоохранные меры предлагаются учеными?

Для кардинального решения проблемы качества воды в условиях будущего необходим комплекс скоординированных мер, основной задачей которых является прекращение сброса сточных вод в реки и водоемы, то есть отделение хозяйственного звена круговорота воды от источников водных ресурсов.

Один из путей решения этой проблемы – улучшение и совершенствование технологических процессов на промышленных предприятиях, создание на них расширенных и законченных циклов производства с использованием образующихся при этом отходов и переход на повторное использование вод.

Необходим срочный переход от “прямоточного” (река-предприятие-река) водоснабжения предприятий к замкнутому циклу, то есть чтобы взятая однажды вода находилась все время в обороте, это предположит полное исключение попадания сточных вод в реки и водоемы. Создание систем такого рода водоснабжения промышленных предприятий дают большой экономический эффект.

Для бытовых сточных вод перспективным является повторное использование в тех отраслях промышленности, которые не требуют воды высокого качества, а также для орошения земледельческих полей. Это дает большой эффект, так как бытовые стоки содержат большое количество органических веществ. Вместе c тем это способствует почвенному обезвреживанию сточных вод. Конечно, перед тем как проводить такое использование нужно осуществлять проверку на наличие вредных веществ.

Также не менее важным для решения проблемы охраны водных ресурсов является снижение водоемкости производства и расходования воды на единицу продукции.

Одним из путей борьбы с количественным истощением водных ресурсов будет также снижение количества воды, расходуемого в орошаемом земледелии. Например, для выращивания 1 тонны риса расходуется 7000 тонн воды. Необходимо также стремиться снизить количество воды, расходуемой на производство единицы сельскохозяйственной продукции. Меры, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов в земледелии, имеют большое значение.

«Что пользы в том, что ты многое знал, Раз ты не умел применять свои знания к твоим нуждам». Петрарка, 14-й век.

Сейчас вам предстоит побыть в роли исследователей, химиков аналитиков. Вы знаете, что любое растворимое вещество можно обнаружить с помощью характерных реакций. Вам предстоит провести исследование проб воды, взятых из различных водоемов. Как наличие этого вещества может отразиться на экосистеме местности?

Какие меры надо предпринять для устранения данного загрязнения?
Также вы получаете экологическую задачу, решение которой предполагает аналитическую работу. Затем мы выслушаем ваши отчеты о работе.

Учащиеся выполняют работу.

Мне хочется закончить урок словами Д.И. Менделеева: «В химии нет отходов, а есть неиспользуемое сырье».

Причина экологического кризиса не в бурном развитии науки и техники, а в несовершенстве технологии, складывающейся в условиях полного пренебрежения к вопросам взаимодействия с окружающей средой, в экологической отсталости соответствующего производства. Сегодня решается вопрос о малоотходной и безотходной технологии.

А как мы с вами можем позаботиться о сохранении природных богатств?

Совсем просто. Не сломай ветку, не сорви цветок, посади дерево, покорми птицу, почини подтекающий кран.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Общероссийский образовательный проект «Вода России. Чистые реки» реализуется в рамках федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при поддержке Зелёного движения России ЭКА.

Цель урока — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России, познакомить их с главными реками страны и направлять их к совершению конкретных шагов по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

Задачи:

  • Расширить представление учащихся о строение рек и показать зависимость между строением рек и выполняемыми ими природными функциями.
  • Расширить представление учащихся о значении рек в природе и для человека.
  • Познакомить с 5 великими реками России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
  • На примере 5 великих рек России обсудить экологические проблемы, характерные для рек России в целом и пути решения этих проблем.
  • Предложить возможные подходы к экономии и меньшему загрязнению воды в быту.
  • Способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.

Начался урок так: мы обсудили с учащимися способы пополнения рек водой. Сначала дети устно разгадывали ребусы и узнавали названия разных типов питания рек, а потом смотрели презентацию об особенностях каждой реки.

Разобравшись с особенностями строения рек в целом, учащиеся отправились в виртуальное путешествие по России и познакомились с 5 главными реками страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Перед началом «путешествия» на каждый стол были положены набор карточек. Задача детей - после того, как они услышат рассказ про очередную реку, отобрать карточки, на которых изображены те функции, которые может выполнять, по их мнению, эта река в хозяйстве человека. Затем обсудили с детьми их решения.

Для получения информации о том, как способствовать сохранению рек чистыми и полноводными, учащиеся выполнили игровое задание. На каждый стол выдан был комплект карточек. Учащиеся советовались в группе и отбирали те действия, которые помогут снизить загрязнение воды от различных хозяйственных действий человека. После выполнения задания состоялось обсуждение, благодаря которому были проверены как правильность выполненных заданий, так и сформированы конкретные советы по водосбережению.

В конце урока учащиеся получили книжки-памятки, которые забрали с собой для выполнения домашнего задания по теме урока.

Такие уроки помогают с ранних лет прививать детям уважение и бережное отношение к водным ресурсам, сохранять водные богатства нашей страны.

25-26 мая 2018 года в 5-7 классах лицея № 87 прошёл Всероссийский интерактивный урок «ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И СВЯЗЬ С СОХРАНЕНИЕМ ЛЕСОВ».

ЦЕЛЬ УРОКА — с помощью увлекательных игровых форматов рассказать о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям.

А главное — вдохновить и научить школьников действовать для сохранения лесов и более благоприятного климата!

БЛАГОДАРЯ УРОКУ учащиеся узнали, как устроено и живет дерево; какие важные функции выполняют леса в природе; что происходит с экосистемой, когда вырубается лес; как мы, люди, меняем климат и чем это грозит нам и природе; какую роль играют леса в замедлении изменения климата; какие простые правила нужно соблюдать, чтобы сохранить лес.

Ребята научились в ходе игровых заданий моделировать разные ситуации, находить и обосновывать решения по сохранению леса и благоприятного климата; беречь лес и его богатства и снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; делиться этими знаниями со своими сверстниками и родителями.

Изменение климата и сохранение лесов — крайне актуальные на сегодняшний день темы, которым очень важно уделять внимание и время при работе со школьниками!

Лес и климат — вещи неразрывные. Без лесов невозможен благоприятный для нас климат, а если допустить сильное изменение человеком климата планеты, то исчезнет очень много лесов. Нашим детям предстоит жить в меняющемся мире, и они должны понимать как причины происходящих изменений, так и то, что можно делать на разных уровнях, чтобы эти изменения в будущем были менее опасными для людей и природы. Мы должны беречь лес и делать всё, чтобы избежать слишком сильных изменений климата.

Благодаря экоуроку «Лес и климат» школьники узнали о функциях лесов в природе, их роли в замедлении изменения климата, о мерах по их сохранению и др. Обучающиеся научились снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий. В ходе игровых заданий ребята совершили путешествие по нашей планете вместе с молекулами углекислого газа.

Игровые задания позволили детям выработать меры и решения, соблюдение которых поможет сохранить леса, чтобы они, в свою очередь, помогли замедлить изменение климата и уменьшить разрушительную силу его последствий. Урок получился очень динамичный и гармоничный, благодаря интересной и познавательной беседе, показу презентации, развивающей игре и, конечно же, отзывчивым сердцам ребят. Дети очень активно участвовали в ходе беседы и игры, рассуждая и делая соответствующие выводы.

У нас в школе проводился экологический урок. Буду рада, если кому-то пригодится моя разработка.

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России - водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Просмотр содержимого документа
«urok_2klas_okruzh_mir»

Экологический урок «Вода России»

Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

2 «Д» класс

Тема урока: Вода России

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России – водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Знакомство со значением воды в жизни человека;

Расширение знания o формах существования воды в природе.

Задачи урока.

знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

ХОД УРОКА

Орг. момент

– Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

Постановка темы и цели урока .

О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, послушав стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!

-Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке? Чему учиться?

Мотивация учебной деятельности

Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

На столе стоит глобус.

Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательой площадке?

    Что такое глобус? – Д. это модель Земли

    Раскрути глобус.

    Какого цветом кажется глобус?

Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.

Аукцион загадок:

    Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

    Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

    Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

    Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

    Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

Работа по теме урока

А какое значение имеет вода?

С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.

Значит вода – это здоровье.

По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.

Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека

Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

Физминутка (электронная «Злая тучка»)

Работа по теме урока

Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!(подготовленные дети разыгрывают сказку )

Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Салым я поспешил

Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Может, рыбку золотую?

Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Что же делать? Как нам быть?

Соберу-ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

Грустная сказка! Но и быль не радостней.

Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Объясните, отчего загрязняется вода?

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

Как еще человек загрязняет воду?

Бросает мусор, моет машины.

Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем городе Ивантеевка на реке Уча?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)

    Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

    По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

    Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.

    Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

    Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)

Надеюсь, вы так и будете поступать.

Практическая работа.

Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями.

Опыт №1

Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?

Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)

Она текуча.

Какой сделаем вывод?

Вода-жидкость.

Опыт №2

Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

Какой сделаем вывод?

Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?" Д. Она испарилась.

Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.

Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Минутка отдыха

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег,

Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой

И отправились домой.

Работа в группах по карточкам

Сейчас вы посмотрите мультфильм «Капелька» и ответите на вопросы в карточках. Будьте внимательны.

1ряд.

    Что происходит с водой, когда она нагревается?

    Почему намокли бабушкины очки?

2 ряд.

    Почему по утрам трава мокрая?

    Что происходит с водой при сильном охлаждении?

3ряд.

    Из чего состоит туман?

    Почему туман рассеивается?

Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?

Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

И какие выводы сделали для себя?

Просмотр содержимого презентации
«2 класс»

Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.









Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,


Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …


3 / 4


Тело медузы

на 90 – 95% состоит из воды

Тело человека

состоит на 2 / 3 из воды





Физкультминутка

Физкультминутка

роса,

снег,

дождь,

иней,

туман,

град,

облака,

снежинка





5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


« Вода – это жизнь»

Экологический урок, посвящённый Всемирному дню воды (22 марта).

Цели:

Экологическое воспитание подрастающего поколения;

Расширение кругозора школьников.

Ход урока.

Сегодня у нас с вами очень необычный, но интересный урок. А чтобы узнать о чем мы будем сегодня говорить, нам необходимо разгадать несколько загадок.

1. По морю шумно идет, к берегу подойдет – сразу пропадет. (Волна)

2. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)

И так, вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о воде. 22 марта отмечается праздник – Всемирный день воды.

Наша планета Земля – планета воды: более ¾ занимают воды океанов, морей, озёр, рек, льдов. Облака – тоже скопления воды. Если посмотреть на нашу планету из космоса, то мы увидим голубой шар, так как воды на планете очень много. Мы с вами не первый раз рассматривали глобус и видели, что больше всего на нем голубого цвета.

И действительно, если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Река или озеро, в котором мы купаемся, - это вода. Когда наступают морозы, на траве появляется иней, речка прячется под лед, а сверху ее укрывает пушистое одеяло – снег. Это тоже вода, только замерзшая, твердая. По небу плывут облака – это вода, превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из жидкости. Вся жизнь на земле когда-то, очень давно, зародилась в океане. Вода нужна растениям и животным.

Но чтобы урок у нас прошел интересно, мы его проведем в виде игры. И для этого давайте разделимся на две команды – «Капелька» и «Волна».

И так, начинаем нашу игру.

Сначала проверим домашнее задание. Вам нужно было найти пословицы и поговорки о воде. Все подготовили? Молодцы. Давайте послушаем. (Ученики читают по очереди пословицы)

Не зная броду, не суйся в воду.

От жара и вода кипит.

Под лежачий камень вода не течет.

Пролитую воду не соберешь.

Вода -то близко, да ходить склизко.

Воду в ступе толочь - вода и будет.

Это вилами на воде писано.

Вода сама не подойдет, подойдет жажда.

Где вода напрет, тут и ход найдет.

Что с гуся вода.

Заработала вода - загудели провода. (гидроэлектростанция)

Воду жалеть и каши не сварить.

Крещенская водица весь год пригодится.

Вода с водой - не гора с горой: сольется.

Вода и землю точит и камень долбит.

Вода не любит грязных людей.

И тихая вода плотины рвет.

Где одна вода лед положит, там другая снесет.

Вода может нести лодку, а может и перевернуть ее.

Вода студёна - тело ядрено.

Если вода не идет за тобой, ты иди за водой.

Покуда есть хлеб да вода - все не беда.

Задание 1. Конкурс загадок. (Команды отвечают по очереди)

1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

2. Падает горошком,

Скачет по дорожке. (Град)

3. С неба - звездой

В ладошку – водой. (Снежинка)

4. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег)

5. Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило. (Дождь)

6. Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит. (Снег)

7. Висит за окошком

Кулёк ледяной

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

8. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да перышки. (Туча)

9. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

10. Без крыльев летят, без ног бегут

Без паруса плывут. (Облака).

11. В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

12. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море. (Река)

13. туча шла – прошла,

На асфальте – зеркала.

Солнце в них заглянет-

И зеркала не станет. (Лужи)

14. Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней)

Задание 2. «Подумай и ответь»

Вода бывает жидкой, твердой, в виде пара. Подумайте и ответьте на вопрос: «Когда вода бывает…»:

пушистой (снег, снежинки);

скользкой (лед, сосулька );

высокой ( сугроб, волна);

круглой ( озеро, болото );

смешной ( пар, облако, лужица)?

Задание 3. «Как бы вы поступили, если бы увидели…»

1. Что из неисправного крана течет вода?

2. Что на берегу реки валяется мусор?

Задание 4. «Волшебная палочка».

Ученики встают в круг. Волшебную палочку держит тот, кто в данный момент отвечает на вопросы ведущего:

1. «Какая бывает вода?» (Газированная, горячая, холодная в реке, озере, море, океане, роднике, кипящая, грязная, мутная, чистая, зеркальная и т.д.)

2. «Где можно найти воду в доме?» (В кране, в графине, в чайнике, в стакане, в чашке, в ведре, в ванной и т.д)

Задание 5. «Оживи облако».

На листе бумаги нарисован контур облака. Необходимо с закрытыми глазами дорисовать ему глаза, нос, рот, брови, ресницы (одна команда рисует грустное выражение лица, другая – веселое)

Задание 6. «Превращение слова»

Каждой команде выдается карточка с записанным словом. Нужно придумать как можно больше слов, заменив одну букву в заданном слове.

«Речка» - ручка, печка, репка, рейка;

«Море» - горе, морс, морг;

Задание 7. «Расшифруй слово»

Командам выдаются листы с зашифрованными словами. Чтобы прочесть их, нужно решить примеры, возле каждого из которых указаны буквы. Решив примеры, игроки определяют, какие буквы каким цифрам соответствуют, и заменяют в шифровках цифры на буквы, получая слова.

РОДНИК

45-42=….Д 100-94=….К 95-90=….И

59-55=….Н 78-77=… Р 82-80=….О

ОЗЕРО

30-28=…..З 2+1=… Е 58-53=….О

44-40=…Р 60-59=….О

Задание 8. «Аттракцион»

1. Кто быстрее выпьет сок из стакана через соломинку?

2. Кто быстрее заполнит водой литровую бутылку, используя мерный стаканчик.

Заключение.

День воды – очень важный праздник. Нам кажется, что воды вокруг много, но ведь и используем мы ее постоянно, в больших количествах. Чистая вода необходима всем. А значит, нужно относиться к ней экономно и бережно. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь действительно, мы не слишком ценим воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран.

Бережливым будь с водой!

Хорошенько кран закрой!

С. Я. Маршак

Тема урока: Вода. Экологические аспекты водопользования

Продолжительность урока – 2 часа.

Форма проведения урока – ролевая игра.

Цель урока: рассмотреть некоторые экологические аспекты водопользования.

Задачи урока : изучить понятие «экологическое природопользование воды», провести анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и по содержанию общего железа в водопроводной воде, рассмотреть основные источники загрязнения природной воды и обсудить пути решения проблемы охраны вод.

Проблемный вопрос : Какую воду мы пьем? Кто виноват? Что делать?

Тип урока: сообщение новых знаний.

Эпиграф:


Даже малую былиночку любя.

Е.Евтушенко

Подготовка к уроку. Класс делится на группы: лаборанты (лаборатория № 1, лаборатория № 2), представители комитета природных ресурсов, юные химики. Учащиеся предварительно готовятся к уроку, собирая информацию о воде, готовят презентации, лаборанты изучают методику оценки качества питьевой воды. Отделы продумывают названия группе, девиз, создают визитные карточки, эмблемы.
На доске – карта г. Ноябрьска, на которой отмечены флажками места взятия проб воды и записаны слова:

«Земли не вечна благодать,
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать…»

В.Федоров.

Оборудование и реактивы:

  • для лаборантов лаборатории № 1: колбы на 250 мл, мерные цилиндры, листочки с текстом, стеклянные пластинки, водяная баня, инструкционные карты, пробы воды, маркеры;
  • для лаборантов лаборатории № 2: консервированные пробы воды, роданид калия, азотная кислота, пероксид водорода, пробирки, белый лист бумаги, стеклянные трубочки или пипетки для воды.
  • карта г.Ноябрьска, на которой отмечены районы, из которых взяты пробы воды для анализа на содержание общего железа, указка;
  • для комитета природных ресурсов: литература по теме, учебники;
  • для химиков: три пробирки под номерами: № 1 – хлорид натрия, № 2 – ортофосфат калия, № 3 – сульфат натрия; бутыльки с растворами: нитрата серебра, хлорида бария; планшетки;
  • кристаллы, видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора», информация для составления рубрики: «Знаете ли вы, что…»;
  • компьютеры, тест по теме: «Вода» и презентация (Power Point), анимационная модель «Круговорот воды в природе», проектор.
  • для всех групп: оценочные листы, лист с заданием;
  • листочки или таблички с названием отделов;
  • оборудование и реактивы для взрыва гремучего газа;
  • минеральная вода, разовые стаканы.

Структура урока:

I. Актуализация. Урок начинает учитель, используя презентацию в Power Point <Приложение 4 . Слайды 1-15>

Учитель: Здравствуйте! Я приветствую всех и поздравляю с наступающим праздником, ведь завтра, 22 марта – Всемирный день воды и наш урок посвящается самому удивительному из веществ – воде. Согласитесь, немногие из нас отказались бы: прогуляться по берегу моря, послушать шум водопада, прокатиться на катере или на яхте, искупаться в искристых брызгах фонтана, посидеть на берегу тихой речки, поиграть с морской волной или полежать на пляже... . Всё это будет летом, а пока мы можем любоваться снегами, умываться чистой водой, закаляться, пить воду и готовить пищу, есть… Можем сходить в бассейн … . Ведь это так прекрасно! <Приложение 4 . Слайд 16>

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи. <Приложение 4 . Слайд 17>
Тема урока: «Вода». При подготовке к уроку, я прочитала утверждение, которое меня очень удивило: «Если воспринимать информацию о воде, при помощи цифр, кодов, символов на самом современном компьютере, в круглосуточном режиме, то на это понадобится 100000 лет земного времени». У нас времени очень мало, поэтому мы всего лишь затронем одну струну этого уникального инструмента под названием «вода», и называется она «Экологические аспекты водопользования».

Цель урока: рассмотреть некоторые аспекты водопользования.

Задачи:

  • провести анализ водопроводной воды;
  • выяснить основные источники загрязнения воды;
  • рассмотреть возможные пути охраны природных вод.

II. Постановка проблемы и задания группам

Прежде, чем приступить к работе, необходимо пройти тестирование, которое поможет определить уровень компетенции сотрудников.

IV. Изучение нового материала, решение проблемы

Учащиеся работают с информацией, выполняют задания (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 ). Включаем музыку. 10-15 мин

IV. Выступления специалистов

а) Слово предоставляется лаборантам лаборатории № 1. Лаборатория проводила анализ водопроводной воды по органолептическим показателям и установила следующее:
из трех проб воды, исследуемых нами, можно применять только образец № 1, проба взята из питьевого крана в начальной школе МОУ СОШ № 7.
Проба № 2 может применяться для культурно-бытовых целей, готовить пищу на этой воде и пить такую воду нежелательно, т.к. она не соответствует ГОСТу по мутности, прозрачность составляет 5 см. Пить такую воду можно только после дополнительной очистки. Мы рекомендуем жильцам дома № 6, ул. Советская, использовать дополнительные фильтры, а так же обратиться в ЖЭУ с заявлением о проведении экспертизы и решения вопроса о повышении качества питьевой воды.
Третий образец взят из крана в бытовой комнате ООО «Нордпласт» на промзоне, вода не соответствует ГОСТу по всем органолептическим показателям, это вода технического назначения, пить такую воду нельзя!

б) Слово предоставляется заведующей лаборатории станции обезжелезивания Бень Екатерине <Приложение 4 . Слайды 19-23> которая вместе с группой посетили станцию обезжелезивания, познакомились с её сотрудниками, узнали о работе станции и научились проводить качественный анализ на содержание общего железа в воде. (Учащиеся рассказывают о результатах своего исследования водопроводной воды в различных районах города и сообщают о результатах анализа питьевой воды на содержание общего железа).
Из трех проанализированных проб по этому показателю пригодна для питья только проба № 1 (питьевой кран МОУ СОШ № 7), в пробе № 2 повышено содержание общего железа, а пробу № 3 – употреблять категорически запрещается, т.к. налицо явное превышение ПДК (ПДК 0,3 мг/л).
Кроме того, сдав пробу данной воды на количественный анализ общего железа в лабораторию станции обезжелезивания, мы получили данные, что содержание общего железа в ней превышает ПДК в 20 раз!<Приложение 4 . Слайды 24-25 >
Учитель: поговорим об охране природных ресурсов.
Конституция РФ.
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии … .
Ст.58. Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. <Приложение 4 . Слайд 26 >
А вот наша любимая тундра, последствия аварии на нефтепроводе… <Приложение 4 . Слайд 27>
А это кит. Кит, выбросившийся на берег, - последствия загрязнения моря отходами химического производства. Северное море. Нидерланды.
Почему так происходит? Основные источники загрязнения воды, их причины выясняли представители комитета природных ресурсов, им слово.

в) Выступление сотрудников комитета природных ресурсов

Выступления учащихся сопровождается демонстрацией слайдов. <Приложение 4 . Слайд 27>

Основные источники загрязнения воды:

1. Загрязнение твёрдыми частицами.
2. Загрязнение минеральными веществами:

  • соединениями металлов;
  • минеральными удобрениями.

3. Загрязнение органическими веществами.
4. Загрязнение нефтью и её производными. <Приложение 4 . Слайд 28>

Пути решения проблемы загрязнения гидросферы:

  • Безотходные технологии – кардинальное решение проблемы.
  • Процесс очистки сточных вод:
  • очистка и обеззараживание бытовых и животноводческих стоков;
  • очистка стоков предприятий транспорта;
  • очистка стоков, содержащих нефтепродукты. <Приложение 4 . Слайды 29-30>

V. Пресс-конференция

Возможные вопросы специалистам.

  1. Каковы основные источники загрязнения природных вод в нашем регионе?
  2. Кто осуществляет контроль над состоянием водных объектов?
  3. Как обычный житель может принять участие в охране воды?
  4. Как в домашних условиях оценить качество воды?
  5. Можно ли определить содержание железа в воде визуально?
  6. Какие заболевания возникают у людей, которые употребляют некачественную воду?
  7. Можно ли избавиться от лишнего железа кипячением?
  8. Куда обращаться, если из крана течет вода, непригодная к использованию?
  9. Какова экологическая ситуация в нашем городе?
  10. Каковы основные экологические проблемы в нашем регионе?
  11. Чистая ли вода в наших реках и озерах?

VI. Викторина

Юные химики подготовили для нас викторину.

  • Может ли вода гореть? <Приложение 4 . Слайды 31-33>

Видеоролик «Горение воды в атмосфере фтора» (Приложение 6 ).

  • Как известно, вода – хороший растворитель, а возможен ли обратный процесс?
  • Можно ли из раствора вырастить кристалл? <Приложение 4 . Слайд 34>

Демонстрация кристаллов медного купороса и алюмокалиевых квасцов, выращенных учащимися.

  • Чем отличаются круговорот воды в естественных условиях от круговорота в условиях загрязнения окружающей среды?

Демонстрация анимационной модели«Круговорот воды в природе». Программы Физикона. Открытая химия 2,5.

V. Закрепление. Подведение итогов, выводы

– Итак, мы сегодня много говорили о воде, о проблемах, связанных с водопользованием.
– Что такое водопользование?
– Можно ли считать водопользование в нашей стране, городе рациональным? Почему?
– Мы искали ответы на вопросы:

  • Какую воду мы пьем?
  • Кто виноват в загрязнении воды?

– Мы выяснили, что пьем мы не всегда чистую воду, что виноват в загрязнении воды сам человек. Наше государство, власти принимают определенные меры по охране вод, но как показывает жизнь, этих мер недостаточно, но не только потому, что эти меры дорого стоят, а еще и потому, что экологическое сознание нашего общества сформировано недостаточно.
Экологическое водопользование каждый человек понимает по-разному. Обычный человек расскажет о том, как исчезла в реке рыба, а чистое озеро превратилось в болото и появились комары, которых никогда раньше не было; биолог, возможно, будет говорить о исчезновении видов, о мутациях; географ вспомнит мертвый Арал и высохшие реки; эколог обязательно скажет о нарушении связей в экологических сообществах; химик же будет искать причину в использовании веществ.

  • Как вы понимаете термин «экологическое водопользование»?

– Я хотела бы в заключении привести пример своей семьи. Я родилась на берегу маленькой горной речки у истоков Оби. Мой отец рассказывает, что раньше из реки пили воду и ловили ценную рыбу; я – рыбу уже не помню, но помню, что всё лето мы купались в реке, а моя дочь – видит планшет на берегу реки «Купаться запрещено!». Хочется спросить: «Что с нами происходит и что достанется нашим внукам?».

Вывод: экологическое водопользование означает бережное отношение к воде: рациональное использование, восстановление и охрану природных вод.

«Человекразумный» должен использовать водные источники так, чтобы всем было хорошо: и растениям и животным, главная задача – не нарушать веками устоявшееся равновесие в природе. С другой стороны – мы должны обеспечить источникам воды такие условия, чтобы они дарили нам здоровье и радость. Ведь человеку ничего не стоит из «живой» воды сделать «мёртвую», тому немало примеров.

  • Как мы должны относиться к воде?

– Очень жаль, что у нас мало времени, и мы не поговорили об уровне экологического сознания нашего общества, ведь от него зависит судьба воды и будущих поколений. <Приложение 4 . Слайды 35-41>

Учитель: Вода – наше богатство, она нужна всем: человеку, растениям, дельфинам, рыбкам и другим животным. Урок заканчиваю словами Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

VI. Демонстрация опыта «Взрыв гремучего газа»

– Приглашаю вас пройти в кабинет химии и завершить урок уникальным опытом. Мы станем свидетелями рождения воды!

– Сегодня мы много говорили о воде, о проблемах, связанных с водой, приглашаю вас испить чистой водички! Будьте здоровы! Благодарю всех за сотрудничество!