Эмоциональное развитие ребенка 3 лет. Эмоциональное развитие детей

Интенсивное развитие личности дошкольника определяет глубокие изменения в его эмоциональной сфере. Если в раннем возрасте эмоции обуславливались непосредственно окружающими влияниями, то у дошкольника они начинают опосередковуватись его отношением к тем или иным явлениям. Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок проявляет способность сдерживать небажа ни эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и до усвоенных норм поведения. Ребенок ориентируется на"хорошо"и"плохо","можно"и"нельзя", все чаще"хочу"уступает"надо"сдержек ния ребенком эмоций приобретает характер их интериоризации, т.е. свертывания внешних проявлений. Например, уже младший дошкольник в ситуации обиды, огорчения пытается сдержать слезы. Старший дошкольник при сдерживании эмоций использует сложившиеся у него представления о должном поведении, особенно, когда она связана с игровой ролью. Вот в"больницу"принесли зайчика, которому волк оторвал ухо. Ребенок-врач едва сдерживает слезы, но"врачи не плачут"Вместе взрослый должен серьезно отнестись к случаям, когда дошкольнику не удается сдержать своих эмоций, не ставить при этом непосильных вы мог перед ребенком. Такие импульсивные эмоции свидетельствуют, как правило, о телесном неблагополучия ребенка (боль, голод, жажду), которое следует устранить правило, про тілесне неблагополуччя малюка (біль, голод, спрагу), яке слід негайно усунути.

Зарождение личности дошкольника происходит на основе способности подчинять общественно важные мотивы (надо) своим импульсивным желанием (хочу). В сложной системе мотивов отличаются главные и и второстепенные, возникает способность ребенка подчинять свое поведение главным за счет потери второстепенных. Деятельность ребенка приобретает развернутого характера, состоит из нескольких этапов, на основ и чего возрастает значение эмоции в функции предсказания. Ребенок хочет получить достаточно отдаленный результат, эмоционально воспринимает возможность его достиженияння.

Важным новым фактом эмоциональной сферы дошкольника становится переживания по поводу возможной реакции взрослых на его действия и поступки:"что скажет мама?","Отец будет ссориться"Таким образом, эмоции дошкольника включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важен их компонентовважливий їх компонент.

Имея достаточно разнообразный опыт общения с помощью речи, ребенок усваивает навыки выражения эмоций в единстве вербальных и невербальных средств. Сначала в общении преобладают невербальные и средства выражения эмоций (мимика, выразительные движения, крик, плач), а к концу дошкольного возраста ребенок умеет обозначить свое эмоциональное состояние в речиі.

Значительного прогресса испытывают высшие чувства, как непременный признак личности. Их развитие происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой. Важную роль види игра общий характер выполнения деятельности дошкольниками, когда они могут сравнивать свои результаты, стремясь к оригинальности. Например, задача украсить комнату, балкон, елку прямо п ередбачае решения детьми эстетической задачи, а при ее достижении дети руководствуются своими эстетическими представлениями. Дальнейшее рассмотрение и анализ выполненных детьми работ обогащает их представления о красивой. Так,. Т. С. Комарова подчеркивает, что целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения составляет единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Знакомя детей с объектами природы, следует обращать внимание на красоту их внешнего вида, вызывать положительное эмоциональное отношение к ним. Изображая природу, дети переживали эстетические чувства .

Эстетические переживания ребенка особенно тесно связаны, с одной стороны с познавательными процессами, а, с другой, с этическими представлениями. Познавательная активность ребенка окрашена интенсивными переживаниями и, приобретая тем самым для ребенка особой ценности. Открывая новые свойства предметов, находя объяснение для таинственных и непонятных явлений природы, ребенок переживает восторг, радость открытого ття, удивление и сомнение, которые становятся достоянием его опыта на всю жизнь. Вот как описал это состояние ребенка писатель. Андреев. Л. Н:"Ему было 6 лет от роду, седьмой, и мир для него был огромным, живым и неотразимо неизвестным". Благодаря эмоциональном сопровождения познавательная деятельность приобретает для ребенка самоценного характера, она стремится к ее продолжению. Отличительной особенностью интеллектуальных эмоционального й является их стимулирующее воздействие на познавательную деятельность. Их формирование у дошкольника благоприятно сказывается впоследствии на этапе школьного обучения шкільного навчання.

Представление ребенка о красивой и безобразное в собственном поведении служит источником нравственных чувств, ассоциируясь с добром и злом. В своих рисунках ребенок передает отношение к положительных героев, подробно. Прома альовуючы их изображение, пользуясь набором цветов. Злых героев малыш изображает ограниченной цветовой гаммой, в виде аморфных образов - это может быть просто черное пятно или что-то похожее на запутанный клубок темных нитоок.

Заключение о развитии эмоций дошкольника:

Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

Вследствие появления опосредованности эмоций, они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

Эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важный их компонент;

Интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка - трудовой, продуктивной, игровой;

Особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет

Елена Николаевна Черепанова

Элеонора Геннадьевна Ковалева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Педагог-психолог

Воспитатель

Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий.

Одной из задач дошкольного образования является обеспечение социально-личностного развития ребёнка. Формирование эмоций служит составной частью этого развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать и чувствовать мир ярче.

Следует отметить, что в последнее время появляется всё больше детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы. Таким детям сложно строить взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, им требуется индивидуальный подход.

С целью оказания помощи этим детям нами был разработан и апробирован Цикл занятий «Наши эмоции» в 2015-2016 учебном году в младшей группе ГБДОУ д/с № 30. Предлагаемый цикл занятий предполагает участие воспитателя в занятии (кроме ведущего педагога-психолога). Такое взаимодействие воспитателя и педагога-психолога позволяет более индивидуально подойти к каждому ребёнку, давать задания, рассчитанные на возможности каждого отдельного ребёнка. Этот цикл можно рассматривать и как канву для последующей индивидуальной работы воспитателя с детьми.

Состоит из 4-х групповых занятий, продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения – один раз в неделю.

С основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть) можно знакомить детей с 3-х летнего возраста. Эти эмоции им доступны для понимания и воспроизведения.

Предварительный просмотр:

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Грусть»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Грусть».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Грусть»;

Развивающие: Грусть » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: радостное облако, картинка с эмоцией « Грусть », музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Приветствие

(Дети здороваются).

П.: - Здравствуйте, ребята! Облачко приглашает вас в гости. А к кому? Вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?»

П.: - Про кого это стихотворение? (Про мальчика). Значит в гости нас приглашает мальчик. (Звучит спокойная музыка и дети за взрослым подходят к стульчикам и садятся).

В.: - Ребята, когда приходят в гости, то что обычно делают? (Здороваются, играют, веселятся).

П.: - Но что это? Мальчик совсем не рад, что мы пришли в гости! Какое у него настроение? (Грустное). Что он делает? (Сидит, не играет, скучает). Когда мы грустим, то можем и плакать. Грустить – это значит не радоваться, не улыбаться, не веселиться, не играть. А почему мальчик грустит? (Заболел, нельзя идти гулять).

В.: - А когда вам бывает грустно? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не грустить? Что нужно сделать, чтобы грусть прошла? (Можно сказать добрые слова, предложить поиграть, можно подарить подарок.)

П.: - Предлагаю поиграть вигру «Что делать после дождика?» Повторяйте все за мной:

Что делать после дождика?

Кораблики пускать! (волнообразные движение сложенными вместе ладошками)

Что делать после дождика?

На радуге кататься! (движения руками над головой)

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (дети улыбаются)

П.: - А сейчас садитесь за столы. Я раздам вам половинки картинок, а вы найдите вторую половинку картинки из тех, что лежат на тарелочке перед вами. (Дети выполняют задание). Назовите настроение колобка на вашей картинке (весёлое).

П.: - Молодцы! Предлагаю порисовать. Перед вами лицо мальчика, но мы не знаем, какое у него настроение. Подумайте, какое у него может быть настроение, если мы сказали ему добрые слова, подарили подарок? (Дети дорисовывают глазки, ротик и объясняют, какое настроение у мальчика - радостное).

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше грустить? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. Подойдите к корзинке, выберите себе мячик и положите его в корзинку с весёлой или грустной картинкой.

Вот и прощаться настала пора,

«До свидания!»

Новой встречи буду ждать я!

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 30

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Злость»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Злость».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Злость»;

Развивающие: развивать умение узнавать, понимать изображение эмоции « Злость » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: мяч, картинка с эмоцией « Злость », стаканы с водой, краски, мешочек.

Ход мероприятия

Приветствие

В.: - Ребята, к нам снова в гости пришла Е. Н.! Подойдите, пожалуйста, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

П.: - Сегодня мы поздороваемся с помощью мячика. Встаньте в круг. Повернись к соседу, улыбнись ему, скажи: «Здравствуй, …!» и передай ему мячик.

П.: - (Дети садятся на стульчики полукругом). Посмотрите на картинки. Это один и тот же мальчик. Одинаковое ли лицо у него? (Ответы детей). Почему оно разное? (Ответы детей). Верно, у него разное настроение.

П.: - посмотрите на этого мальчика. Какое у него настроение? (Злое). Что он делает? (Хочет ударить котёнка). Когда мы злимся, то хочется драться, говорить плохие слова. Злиться – это значит сердиться, драться. А почему мальчик злится? (Он не знает, что маленьких нельзя обижать, животных нужно защищать).

В.: - А вы когда-нибудь злились? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не злиться? Что нужно сделать, чтобы злость прошла? Я предлагаю несколько способов: можно потопать ногами, сжать руки в кулачки и быстро разжать их, можно покричать в «Мешочек для крика».

П.: - Поиграем в игру «Уходи, злость, уходи!»

Вытяните ручки вперёд, сожмите крепко-крепко кулачки, а теперь разожмите кулачки и скажите: «Уходи, злость, уходи!».

П.: - А сейчас садитесь на стульчики. Когда у нас все хорошо и спокойно, то настроение похоже на прозрачную чистую воду (показать стакан с водой). Если мы радуемся, то настроение у нас весёлое, радостное (как эта вода с блёстками). А если нам грустно, то настроение похоже на синюю воду (разбавляем синюю краску). Когда мы сердимся, злимся, то настроение похоже на чёрную воду.

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше злиться? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. По очереди подойдите к мольберту, выберите понравившуюся вам краску и нарисуйте кусочек радуги. Замечательно! Я рада, что у вас хорошее настроение. Пришло время прощаться! «До свидания!»


Балдина Ольга

Игры на эмоционально-волевое развитие детей 2-3 лет.

Цель: знакомство детей с основными эмоциями.

Задачи:

Познакомить детей с базовыми эмоциями.

Обучить детей распознаванию и произвольному проявлению чувств.

Обучить детей умению владеть своими чувствами.

Научить детей умению принимать во внимание чувства другого человека.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов воспитателя, родителей и детей.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т. д.

Игры - главное средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Эмоциональные зверята»

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать; снятие психоэмоционального напряжения.

Описание игры:

Изобрази радостного зайчика (медвежонка, лягушонка и т. д.);

Изобрази сердитого (грустного, веселого и т. д.) медвежонка (зайчонка и т. д.);

Превратимся в лесных зверюшек и изобразим разные настроения.


Игра «Театр настроения»

Цель: способствует развитию понимания себя, знакомит детей с азбукой выражения эмоций.


«Эмоции в стихах»

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту.

«Разрезные картинки»

Цель: расширение представлений об эмоциях и их проявлениях, учить детей из частей составлять целое изображение.

«Найди такую же эмоцию»

Цель: учить находить две одинаковые эмоции, Развивать у детей речь, внимание, логическое мышление.


«Наши эмоции»

Цель: научить детей распознавать чувства и эмоции по мимике лица.


«Настроение»

Цель: Понимать и различать эмоциональных состояний людей (радость, злость, слезы,удивление)


Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Дидактические игры на сенсорное развитие детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Фролова Елена Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени «Ум ребенка находится.

Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.

Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет Картотека игр на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет. "Накроем стол для кукол" Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить.

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет) Цель: упражнение продолжает знакомство,.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Развитие мозга ребенка

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода в первые недели внутриутробного развития ребенка . На десятой неделе внутриутробного развития мозг делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. Количество нейронов стабильно на протяжении всей жизни, место расположения тоже. Окончательное формирование мозга заканчивается к первому году жизни.
Функции мозга первые 15 дней после появления на свет в основном заключаются в собирании информации как извне, так и изнутри своего организма и приспосабливание к этой информации.

К трем годам объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Причем увеличение объема мозга осуществляется за счет особых глиальных клеток, необходимых для существования нейронов. Еще несколько десятков лет назад некоторые западные специалисты утверждали, что за первые три года мозг практически полностью формируется, и в дальнейшем изменить что-либо уже практически невозможно. Сегодня доподлинно известно, что нейронные связи могут формироваться до конца жизни.
Для развития головного мозга ребенка необходима насыщенная положительными впечатлениями среда. Это заставляет мозг работать активнее и стимулирует его развитие.
Развитие мозга в возрасте до трех лет похоже на рост дерева. После десяти лет какие-то ветви дерева отмирают, а вместо них растут новые.

Интересно то, что если ребенок выучил иностранный язык до 18 лет, но практически не применяет свои знания, связи нейронов, которые создались для обслуживания этих знаний, могут разрушиться и «пользоваться» этими знаниями мозг будет посредством совершенно других механизмов.

Развитие речи у детей

Основное развитие речи у детей происходит в промежуток между 8 месяцами и 4 годами. Именно в это время ребенок осваивает язык, на котором будет говорить в будущем. К концу этого периода ребенок говорит не менее тысячи слов. Нормой считается, если слова произносятся правильно, без обрезаний «неудобных» слогов. Малыш может своими словами рассказать коротенький рассказ, а также передать впечатления о прошедшем дне, высказать мнение о каких-либо событиях, произошедших с ним.

Некоторые этапы развития речи:

  • 8 - 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля ,
  • 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам ,
  • 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
  • 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
  • 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
  • 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Временные рамки перечисленных этапов могут сдвигаться немного в ту или иную сторону. Девочки начинают говорить раньше и словарный запас у них поначалу больше, особенно это касается названий объектов. А вот фразы у них складывать получается позже. Вместе с тем составляют они фразы более тщательно, стараясь быть похожими на мам и пап.

Мальчики же сначала осваивают глаголы, начинают их сочетать с другими частями речи. Они чаще девочек придумывают и коверкают слова. Говорить начинают, как правило, позже.

Настораживающие моменты:

  • Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
  • Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
  • Старается не просить ни о чем взрослых,
  • В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
  • Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
  • По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
  • Неправильное воспитание, недостаток общения,
  • Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать?
Идти на консультацию логопеда . О нарушении речи можно говорить, лишь если ребенку уже исполнилось 3 года, но словарный запас его ограничивается детским лепетом. До трех лет детей, как правило, к логопеду не направляют. Занятия следует начинать как можно раньше, тогда эффект будет заметен быстрее.

Влияние еды на развитие памяти у детей

Оказывается, рацион ребенка тоже влияет на то, как быстро и качественно он запоминает информацию.
Питаться ребенок должен небольшими порциями, но с малыми промежутками. Это позволит поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови, что необходимо для стабильной работы головного мозга.

В меню ребенка обязательно должны присутствовать: сыр, орехи, семена, фасоль , горох , гречка, цельнозерновая выпечка, каши, фрукты, жирная рыба, овощи. В перечисленных продуктах в больших количествах содержатся биологически активные вещества, нужные для развития мозга и его нормального снабжения кислородом и питательными веществами.
Кроме этого, желательно, чтобы в меню ребенка были оливковое , подсолнечное, соевое, арахисовое масла. Необходимо время от времени давать ребенку витаминно-минеральные добавки, рыбий жир.

Между прочим, обилие простых углеводов (сладостей ) в меню ухудшает запоминательную функцию головного мозга. Плохо на функцию запоминания влияет и тревожный сон урывками, недостаток сна.
Для улучшения кровообращения в области мозга полезно заниматься физкультурой.

Психическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка осуществляется по этапам:
  • 0 – 12 месяцев в основном развиваются моторные функции,
  • От 12 до 36 месяцев развиваются чувствительность, и усложняется моторная функция,
  • От 36 месяцев до 12 лет происходит становление эмоциональной функции,
  • После 12 лет заканчивается становление мыслительной функции.
На первом году жизни для нормального психического развития очень важно общение со взрослыми, постоянные впечатления. Чем больше будет общения с родителями, тем активнее развивается ребенок.
В возрасте от года до трех важно вовремя поощрять или наоборот пресекать действия малыша, который познает мир. Именно таким образом у ребенка появляется представление о том, каким образом вести себя среди людей.

В три года у малышей наступает период кризиса. Они становятся упрямыми, так как именно теперь малыш начинает осознавать себя личностью.

В возрасте трех – четырех лет малыш предпочитает общение со взрослыми играм с детьми. Ведь взрослый может внести в игру что-то новое и интересное, у самих же малышей еще пока не хватает умения развлечь себя. Они еще не достаточно хорошо концентрируются, да и память не так хороша. Следует снисходительно относиться к некоторым речевым помаркам, если добиваться от ребенка четкой и грамотной речи в этом возрасте, он может замкнуться и в будущем стесняться.

С четырех до пяти малыш уже начинает размышлять о том, что слышал от других, но сам не видел. Сейчас уже интереснее играть со сверстниками, причем пока в играх нет духа соревнования, дети взаимодействуют на равных. В этом возрасте детям необходимо читать и рассказывать как можно больше сказок. Это период окончательного становления психики. Согласно мнению психологов , именно в первые пять лет закладываются основы психики человека.

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции.

Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни родители должны стараться, чтобы ребенок был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Причем взрыв переживаний короток, но может быть настолько бурным, что ребенок даже не может себя контролировать. Это не совсем осознанная реакция. Подобные особенности психики объясняют то, что малыш может плакать и через несколько секунд вдруг начать смеяться.

Приблизительно с возраста четырех лет дети начинают испытывать отрицательные эмоции, например, недовольство или гнев. В этом возрасте «скачки» настроения никогда не бывают без веской (с точки зрения ребенка ) причины.
Родителям не следует пытаться подавлять такие негативные проявления эмоций. Нужно попробовать разобраться в их причине. Вместе с тем и взрослые, общающиеся с малышами, должны контролировать свои эмоции.

Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности, а также отношения к окружающим. Дети, у которых эмоциональная сфера в порядке, имеют высокую самооценку в будущем.

Наиболее эффективный способ развивать эмоции ребенка – это играть с ним в различные игры.
1. Журнал эмоций . Можно найти в журналах изображения людей в разных эмоциональных состояниях, вырезать их портреты и вклеить в отдельную тетрадку. Вместе с малышом иногда просматривать картинки и обсуждать настроение человека, а также вероятные причины этого настроения. Можно сымитировать это настроение и попросить ребенка повторить имитацию. Такие занятия можно проводить с малышами, достигшими годовалого возраста.

2. Игра в эмоции . Эта игра подойдет для детей с четырех лет. Следует предложить малышу:

  • Разозлиться, как медведь, которому упала шишка на лоб, как малыш, у которого забрали конфету,
  • Обидеться, как ребенок, с которым не захотели играть,
  • Нахмуриться, как злой человек, как туча перед дождем,
  • Испугаться, как три поросенка, когда за ними гнался волк, как собака, увидевшая машину, как малыш, потерявшийся в магазине,
  • Улыбнуться, как будто он увидел радугу в небе, как веселый человек, как будто он получил подарок,
  • Погрустить, как ослик Иа, как будто на улице идет дождь.

Таких примеров можно придумать множество и все они помогут малышу научиться выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей. Исследования психологов показывают, что уже к семи годам девяносто процентов детей умеют правильно оценить эмоции людей.

Во время просмотра мультфильмов или прослушивания сказок дети сочувствуют вымышленным героям также сильно как своему брату, поранившему о гвоздь ногу.
Одной из наиболее ярких эмоций, переживаемых малышами, является страх. Появляется он обычно у тех детей, родители которых сами очень тревожны и считают, что ребенок окружен опасностями. Именно подобное состояние мам и пап провоцирует развитие страха и тревожности у детей.

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие – это приучение ребенка к культуре, традициям общества, в котором он проживает. Наиболее активно социальное развитие проходит в первый год жизни малыша. Находясь в окружении взрослых людей, ребенок сам того не осознавая, приучается жить по законам общества, выполнять некоторые правила, считаться с окружающими.
Основное значение в данном случае имеет семья. Малыш смотрит на то, каковы отношения членов семьи между собой и перенимает эту схему для своей будущей взрослой жизни.
Для нормального социального развития ребенку необходимо общение с людьми разного возраста.

Игра – важнейшая форма социального развития. Во время игры дети общаются, развивается их психика, эмоции, физические способности. Навыки социализации ребенок получает в ролевых играх при имитации поликлиники, магазина, школы. Именно во время игры малыш получает уроки правильного поведения при различных ситуациях, иногда конфликтных.

Как помочь ребенку социализироваться?

  • Обсуждать с ним различные жизненные ситуации и варианты выхода из них,
  • Водить его на концерты, в театр, обязательно обсуждать после представления,
  • Хвалить, если ребенок помог кому-то в чем-то и разъяснять важность помощи,
  • Наблюдать вместе за поступками людей и обсуждать их,
  • Всегда отвечать на все вопросы ребенка.

Развитие моторики у детей

Участки головного мозга, которые контролируют движения пальцев и речь находятся рядом. Поэтому, активизируя двигательные центры, мы одновременно активизируем и речевые.
Развивать моторику можно начинать уже с первых месяцев жизни. Для этого каждый пальчик крохотных ручонок следует массировать по нескольку раз в день. Когда малыш станет чуть старше, можно начинать делать пальчиковую гимнастику – простые движения пальчиками, которые делаются под стишок.
  • Волшебный мешочек. В тканевый мешочек сложить разные по фактуре и размеру мелкие предметы. Малыш нащупывает предмет и называет его. Делать нужно по очереди обеими руками.
  • Лепка из соленого теста или глины, пластилина. Можно слепить даже цифры, а потом пощупать их и отгадать.
  • Обводить уже нарисованные картинки, простые фигурки. Можно рисовать лабиринт. Очень удобно делать это упражнение с помощью трафаретов.
  • Рисование по крупам. На поднос высыпается не толстым слоем любая мелкая крупа. Пальцем ребенок рисует по крупе все, что ему хочется.

Диагностика развития ребенка

Для диагностики развития ребенка используются специальные тесты. Тесты разрабатываются для детей в возрасте до 3 лет, 3 – 6 лет, 6 – 10 лет. Для малышей до 6 лет все тесты представляют собой конкретные пособия в виде предметов для действий, картинок. После 6 лет можно давать тесты на логику. Левое полушарие мозга, отвечающее за логику, начинает активно развиваться только после пяти с половиной лет.

Некоторые показатели развития ребенка в возрасте до 3 лет

Тест 1.
Дать малышу десять кубиков одинакового размера, показать, как делать из них башенку, гусеницу, мостик.
  • В 1 год 3 месяца ребенок сделает башенку из двух кубиков,
  • В 2 года башенку из восьми кубиков, делает гусеницу,
  • В 3 года башня из девяти кубиков, собирает гусеницу и мостик.
Тест 2.
Дать ребенку пирамидку, разобрать и собрать ее. То же с матрешкой.
  • В 1 год 6 месяцев собирает кольца в произвольном порядке,
  • В 2 года легко управляется с двумя объектами разного размера,
  • В 3 года легко собирает пирамиду, а также четыре матрешки.
Тест 3.
Бытовой.
  • В 1 год 6 месяцев сам снимает носки, перелистывает жесткие странички по две, ест кашу сам,
  • В 2 года попадает ключом в замок, перелистывает книгу с тонкими страницами, нажимает на дверную ручку и кнопку звонка, может надеть носки, брючки,
  • В 3 года может повторить многие бытовые манипуляции за мамой и папой, сам застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Тест 4.
На внимательность.
Выложить перед ребенком тридцать картинок с разными предметами, показать ему картинку, повторяющую одну из тех, что выложены и попросить найти. Трехлетка из десятка картинок отыскивает половину.

Тест 5.
На развитие речи.
Положить перед малышом 6 – 7 обычных предметов и попросить их назвать.

  • В 1 год 6 месяцев ребенок упоминает один предмет,
  • В 2 года от 2 до 5 предметов,
  • В 2 года 6 месяцев может назвать все предметы.
Тест 6.
На крупную моторику.
  • В 1 год 6 месяцев легко преодолевает ступеньки без помощи, переступает палку, тянет за собой на веревочке машинку,
  • В 2 года поднимает с земли предмет, может футболить мячик,
  • В 2 года 6 месяцев переступает последовательно через ряд палочек, выложенных с промежутками 0,2 метра,
  • В 3 года прыгает на обеих ногах, справляется с велосипедом (3-х колесным ), может устоять пару секунд на одной ножке.
Тест 7.
На мелкую моторику.
Положить перед малышом лист бумаги и фломастер. Попросить его изобразить треугольник, крест, квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную полосы. Показать, как это делается.
  • В 1 год 6 месяцев рисует короткую линию,
  • В 2 года может нарисовать горизонтальную и вертикальную линию (по примеру ),
  • В 2 года 6 месяцев рисует крест с несколькими линиями,
  • В 3 года рисует крест, круг, может изобразить подобие человечка (голова и ручки – ножки ).