Епископа ливенского орловской митрополии нектария селезнева. Орловская митрополия: «Люксовый внедорожник епископа Нектария – подарок от благотворителей

Нектарий, епископ Ливенский и Малоархангельский (Селезнев Николай Васильевич)

Дата рождения: 7 мая 1974 г.
Дата хиротонии: 9 сентября 2014 г.
Дата пострига: 26 апреля 2002 г.
Страна: Россия

Биография: Родился 7 мая 1974 г. в поселке Чульман Алданского района Якутской АССР в семье рабочих. По окончании средней школы № 20 в п. Чульман, окончил ПТУ-81.
С 1991 г. нес послушание при Троицком соборе г. Красноярска. Ввиду недостатка иподиаконов при архиерейском богослужении в Покровском кафедральном соборе был приглашен настоятелем на послушание иподиакона. В 1994-1998 гг. трудился там же по хозяйственным вопросам.
1 марта 1998 г. в Покровском кафедральном соборе г. Красноярска епископом Красноярским и Енисейским Антонием рукоположен в сан диакона.
1 июня 1999 г. назначен на должность личного секретаря управляющего Красноярской и Енисейской епархией.
26 апреля 2002 г. архиепископом Красноярским Антонием пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Оптинского.
21 ноября 2002 г. архиепископом Красноярским Антонием рукоположен в сан иеромонаха и назначен штатным священником в Покровский кафедральный собор г. Красноярска.
10 января 2004 г. утвержден настоятелем Троицкого собора г. Красноярска с сохранением прежних обязанностей.
В 2004 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию.
С 20 марта 2006 г. — исполняющий обязанности наместника Успенского мужского монастыря г. Красноярска.
В 2006 г. возведен в сан игумена.
Решением Священного Синода от 27 марта 2007 г. (журнал № 34) утвержден в должности наместника Успенского монастыря г. Красноярска. В том же году назначен на должность эконома епархии с сохранением прежних обязанностей.
В 2008 г. заочно окончил Киевскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия.
В 2009 г. избран делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Красноярской епархии.
В 2009 г. возведен в сан архимандрита.
1 октября 2010 г. назначен на должность секретаря Красноярской епархии. 1 сентября 2011 г. назначен благочинным Красноярского благочиния с сохранением прежних обязанностей.
4 октября 2011 г. почислен за штат новообразованной Красноярско-Ачинской епархии с правом перехода в другую епархию. 22 октября 2011 г. по зачислении в штат Орловско-Ливенской епархии назначен секретарем епархии и настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери г. Орла.
25 октября 2011 г. назначен временно исполняющим обязанности наместника Успенского мужского монастыря г. Орла.
Решением Священного Синода от 15-16 марта 2012 г. (журнал № 16) утвержден в должности наместника (игумена) Успенского мужского монастыря г. Орла.
Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 67) избран епископом Ливенским и Малоархангельским.
Наречен во епископа 15 августа 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 9 сентября 2014 г. за Божественной литургией в Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Образование:
2004 г. — Московская духовная семинария (заочно).
2008 г. — Киевская духовная академия (заочно; кандидат богословия).

Епархия:
Ливенская епархия
(Правящий архиерей)

Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем - якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали»,— заявил епископ.

Орловская митрополия заявила , что опубликованное изданием «письмо» епископа - подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ "фейк" даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», - говорится в официальном заявлении.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский , доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института , подчеркнул: «Человек не прав, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом - а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, - обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать».

«Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину - тем более, если ее используют в миссионерских целях, - считает владыка. - Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней - тогда умножится и количество прихожан. Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: "отсеки руку свою, вырви глаз". Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его. Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса "люкс", и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее - вот и все преимущество».

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии , отметил: «Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным - если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов. Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника - помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания».

«Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль - просто способ выполнить свое служения. Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея», - заключил епископ.

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , убежден, что «показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям Патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание - в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно. Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: "Как же так"? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили - чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека. Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно».

Протоиерей Игорь Шумилов , настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на , считает, что «вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся. "Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?" - Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:23,24); "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Матф.6:19)". Что касается "демонстративного пристрастия к дорогим вещам" - то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , напомнил, что «Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно. Но епископ - это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ - он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу».

«Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш Патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты. Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка - митрополит Тверской и Кашинский Виктор - ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки. И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен - найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение», - посетовал отец Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ - особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию - никаких миллионов у отца Иоанна не было».

«Я не берусь судить иерархов нашей Церкви - для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем - не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви. Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно - это противозаконное вторжение в личное пространство. Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения - иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно», - констатировал священник.

«А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, Патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, что по проходимости и надежности именно "Тойота Ленд Крузер" - одна из лучших машин», - отметил он.

«Конечно, - продолжил пастырь, - если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на "Роллс-ройсе", это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника - он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием. И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется».

Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства , заявил: «Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, - кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят. Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет».

  • 2097 40
  • источник: www.dw.com
  • Это перестало быть смешным. "Мне подарили", "сдал старую машину в трейд-ин и доплатил", "спецномер нужен, чтобы полиция пропускала на мероприятия"... Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру Николай Селезнев), 1974 года рождения, заставил говорить о себе всю страну.

    "Всего" три миллиона

    Назовем вещи своими именами: оказавшийся в центре внимания СМИ владыка из Орловской области, счастливый обладатель Toyota Land Cruiser V8 показал себя недальновидным церковным начальником. Агрессивная попытка заткнуть рот журналистам газеты "Орловские вести", опубликовавшим материал об элитном внедорожнике епископа, неуклюжие оправдания епархиального пресс-секретаря, мобилизация на защиту чести и достоинства архиерея орловского губернатора Вадима Потомского, разговаривающего на блатном жаргоне персонажа достойного отдельной колонки - все эти нелепые действия превратили публикацию провинциальной газеты во всероссийскую сенсацию.

    Собственно, одной фразы про то, что на самом деле машина обошлась владыке не в шесть, а "всего" в три миллиона рублей - и это в области, находящейся в шестом десятке по уровню валового регионального продукта - должно было быть достаточно для быстрого назначения епископа Ливенского настоятелем какого-нибудь далекого и труднодоступного монастыря, где его спесь и глупость не были бы так заметны.

    Инцидент едва ли порадовал патриарха Кирилла, и без того что ни день отбивающегося от критики общественности. Даже те публицисты, которые обычно бросаются на защиту чести и достоинства церковной иерархии, пытаются отмежеваться от незадачливого Нектария.

    Главное - лояльность

    Однако можете не сомневаться - когда скандал утихнет, владыка Нектарий продолжит кататься по разбитым сельским дорогам Орловщины на своем джипе. Подобно дипломату Владимиру Сафронкову, прославившемуся в апреле хамской речью в Совете безопасности ООН, епископу никакие последствия не грозят. Он лоялен начальству, а это в русской церкви, как и в русской власти, самое главное. Более того, молодой архиерей (он был рукоположен в епископа в 41 год) - типичный продукт так называемой эпохи "церковного возрождения", о которой так любит говорить священноначалие Русской православной церкви.

    Выпускник поселкового ПТУ в Якутии закончил и духовную семинарию, и духовную академию заочно (последнюю - с заочным же присвоением степени кандидата богословия). Зато еще до пострига в монахи успешно подвизался "по хозяйственной части", о чем сообщает его официальная биография .

    Несколько лет назад патриарх Кирилл решил значительно увеличить число митрополий и епархий. Официально - для того, чтобы снять нагрузку с более чем ста епископов и приблизить епископат к верующим. А неофициально - еще и для создания прочной сети лояльных предстоятелю новоиспеченных архиереев. Они, вдобавок, должны более пристально, чем раньше, присматривать за состоянием церковных финансов на местах. Орловский владыка - один из таких назначенцев .

    Искушение деньгами и властью

    Финансы - самая непрозрачная и закрытая часть церковной жизни. Однако, в целом, ясно, как устроена система: деньги поступают от приходов в благочиние, из благочиния - в епархию, из епархии - в митрополию, а оттуда - в Москву. На каждом этапе что-то остается местным иерархам. И на каждом уровне воспроизводится система отношений, существующая между церковью и государством на общенациональном уровне. Связке "президент-патриарх" на уровне региона, как правило, соответствует схема "губернатор-епископ" или "губернатор-митрополит".

    Архиереи по факту, если не по официальному статусу, принадлежат к региональным правящим элитам. Многие из них приобретают те же привычки, что и чиновники. Искушение деньгами и властью оказывается слишком сильным. В этом смысле, "Нектариев" в России не один десяток - хамоватых, плохо воспитанных и образованных, самоуверенных, властолюбивых и одновременно вечно озабоченных демонстрацией лояльности, чтобы не потерять кресло.

    Церковь империи

    История орловского архиерея - это иллюстрация того главного, что не так с Русской православной церковью, прежде всего - со священноначалием. Оно, по образному выражению публициста Сергея Чапнина , готово и даже активно хочет быть прежде всего "церковью империи", предлагая власти и массам "православие без Христа" - один из главных элементов российской имперской идеологии, насаждаемой Кремлем.

    Сегодня этот симбиоз церковной иерархии, государственного аппарата, коррупции и морального разложения кажется незыблемым. Однако неизбежная смена политического режима в России нанесет удар по всей системе, в том числе, по церковной иерархии, превращающейся в глазах граждан в один из элементов власти. Сто лет назад Русская церковь заплатила страшную цену за навязанную ей Петром Великим близость с государством. Такое вполне может случиться вновь. На своей Ливенской и Малоархангельской кафедре, со своим джипом и "подарившими" его спонсорами владыка Нектарий по мере сил, увы, приближает эту неприятную развязку.

    Интересна статья?