Формирование инициативы и самостоятельности дошкольников в доу посредством маршрутной игры. Маршрутная игра для детей старшей группы к Дню Дошкольного работника

Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта и т.д.), а также с успехом использована во взаимодействии педагога с любой возрастной группой учащихся (будь то учащиеся начальной школы, подростки, старшеклассники, студенты и т.д.).

В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по И.П. Иванову.

Общая характеристика игры-путешествия. Игра-путешествие – это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов 9станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждом этапе (станции) судья-инструктор предлагает участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение.

Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов всех этапов (станций) определяется единой темой-проблемой (например, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки и т.д.).

Цели игры-путешествия. Игры-путешествия прежде всего направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей и педагогов.

Участники игры-путешествия. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек, которые создаются на базе одного класса (отряда загородного оздоровительного лагеря). Игра-путешествие может быть проведена как в отдельном классе (отряде), так и в группе (параллели или между параллелями) классов (отрядов).

Порядок реализации технологии игры-путешествия. Реализация технологии включает следующие этапы.

Первый этап. Подготовка игры. При подготовке игры ее организаторам необходимо:

Проложить маршрут игры-путешествия (если игра проводится в школе, то маршрут прокладывается по рекреациям и аудиториям школьного здания; если игра проводится на природе, то протяженность маршрута составляет 1,5 – 2 км; желательно, чтобы маршрут был кольцевым);

Разделить маршрут на ряд (5-7) этапов (станций);

Составить содержание (комплекс вопросов, творческих заданий) каждого этапа игры;

Определить судей-инструкторов для каждого этапа игры;

Определить места стоянок судей-инструкторов на маршруте игры;

Разработать критерии оценки выполнения участниками игры заданий;

Подготовить для каждой команды (экипажа) участников игры маршрутные листы, в которых указываются названия этапов (станций) и порядок их прохождения, судьи-инструкторы на этапах и оценки;

Закодировать в виде рисунков оценки, которые будут выставлять судьи-инструкторы в маршрутный лист, например: «отлично» - солнышко, «хорошо» - цветок-ромашка, «удовлетворительно» - елочка. тучка, кораблик;

Оформить транспаранты, плакаты с названиями этапов (станций) игры-путешествия (они должны быть крупными, яркими, броскими, легко читаемыми) и стрелки, указывающие направление маршрута;

Подготовить награды и призы для победителей игры.

Второй этап. Проведение игры. Начинается игра-путешествие с общего сбора-линейки, на котором:

Участникам игры напоминают ее условия;

Знакомят с порядком проведения игры;

Называют этапы (станции) игры;

Представляют судей-инструкторов (сразу же после представления они отправляются на свои места стоянок на маршруте игры);

Вручают маршрутные листы (закодированные в рисунках оценки не разглашают, сохраняя в тайне);

Сообщают о вручении победителям игры призов.

Общий сбор украсят, сделают более привлекательным для детей элементы театрализации. Например, при проведении игры-путешествия «По тропе Берендея» ее участников может приветствовать царь Берендей – владыка леса со своей свитой.

На маршрут игры команды (экипажи) выходят с временным промежутком в 5 минут (удлинять промежуток не стоит, иначе игра затягивается, теряется динамизм).

На каждом этапе (станции) команда находится не более 5 минут, 2-3 минуты затрачивается на переход с этапа на этап. За соблюдением временных рамок игры строго следят судьи-инструкторы.

На каждом этапе судьи-инструкторы предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение в соответствии с принятыми критериями и выставляют закодированный балл в маршрутный лист.

На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного, оперативного подведения итогов игры-путешествия).

Третий этап. Подведение итогов. Проводится анализ игры каждым участником, фиксируется состояние развития (эмоций. чувств, сознания и т.д.), а также определяются причины этого состояния.

Судьи-инструкторы по каждому маршрутному листу подсчитывают сумму баллов, набранную командой. Определяются победители игры-путешествия – команды, занявшие 1, 2, 3-е места.

На итоговом общем сборе объявляются окончательные результаты игры, называются победители, вручаются призы.

Можно подготовить фотовитрину по итогам игры, рассказывающую о ее проведении, победителях.

Среди критериев выполнения участниками игры предлагаемых судьями-инструкторами заданий могут быть следующие:

    полнота и глубина знаний;

    эрудиция;

    сообразительность, смекалка;

    системность знаний;

    умение использовать знания на практике;

    адекватность сознания и поведения;

    развитость воображения, наблюдательности;

    творчество в деятельности;

    умение организовать коммуникацию между членами команды (экипажа);

    взаимодействие всех членов команды (экипажа);

    активность всех членов команды;

    мотивация участия в игре, выполнения заданий членами команды;

    проявление эмоций, чувств;

    стремление к анализу, обобщению и другим мыслительным операциям;

    самооценка своей деятельности.

Жиркова Лариса Платоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чуораанчык"
Населённый пункт: с. Кюсюр. Булунский район. Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Маршрутная игра
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Маршрутная игра

«ПОХОД В ТУНДРУ»
Двигательная активность имеет особое значение среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Удовлетворение двигательной активности как естественной потребности в движении является важнейшим условием всестороннего развития ребенка.
Цель игры:
 Повышение двигательной активности, сохранение и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.  Создание условий для всестороннего развития детей (с учетом всех направлений развития: физического, социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического).
Задачи:
 Повышение двигательной активности воспитанников;  Создание у них положительного эмоционального настроя;  Развитие социально – коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;  Расширение кругозора. Предварительная работа:  Рассказ детям о первопроходцах, которые каждый год наши учащиеся ходят по различным маршрутам Булунского улуса и по Республике.  Рассматривать фотографии с изображением участка рыбаков, гор и тундры, маршрутные карты.  По изобразительной деятельности рисовать на тему: «Поход в тундру». Особое внимание уделять подбору музыкального сопровождения, которое поможет стимулировать движения дошкольников, повышающих их эмоциональность и определяющих их ритм и темп. В данной игре использовать разнообразные игровые задания на развитие ловкости и быстроты, координации, точности их выполнения движений, внимания. Таким образом, преодолевая встречающиеся на пути препятствия, воспитанники, удовлетворяют естественную потребность в двигательной активности и испытывают радость.
Сценарий маршрутной игры

«Поход в тундру».

для подготовительной к школе группы.

Оборудование
: Детская горка, дощечки, две стойки, две веревки, два обруча, ткань, компас, котелок, бумажные ягоды, геометрические фигуры напольные, (по количеству детей), «костер» (бумажный макет) медиапрезентация. Музыкальное сопровождение: аудиоприложение на СD к медотическому пособию «Звук природы». Действующие лица: Ведущий – воспитатель
Ход игры:
Дети в спортивных костюмах, с маленькими ранцами за спиной входят в зал.)
Ведущий:
Сегодня к нам пришло немало гостей!
Дети:
(Хором) Здравствуйте!
Ведущий:
Как вы думаете, какое у меня сегодня настроение?
Дети:
Радостное и веселое!
Ведущий:
Верно! Возьмемся за руки, и я передам вам свое хорошее настроение. Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг к другу улыбнемся! Ребята, в этом году юбилей похода Кюсюр – Булун - Кюсюр которые наши мамы папы, бабушки и дедушки ходили играть в поход. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы идем в поход! Вот на столе находятся вещи, что необходимо надо взять с собой? Надо выбрать 6 предметов (находятся компас, корзина, рюкзак, часы, термос, кружка, компьютер, телефон).
Ведущий:
Сколько предметов взяли самых необходимых для похода!
Дети:
6 предметов.
Ведущий:
Молодцы! И так направо за мной шагом марш! Звучит музыка (Звук природы). Дети повторяют движение ведущего. Ведущий проговаривает движения, дети их выполняют (движения носят имитационный характер): Тяжелый рюкзак! Держим лямки рюкзака.
(И.п.: корпус слегка наклонить вперед, руки согнуть в локтях.) Устали… (Провести правой рукой по лбу слева направо (на 4 счета). И левой рукой справа налево (на 4 счета). Повторить все движения еще раз.)
1 –е препятствие – «Гора»
Для выполнения данного задания используется детская горка. Для начало имитируем залезания на горку. (И.п.: стоя, ноги слегка расставить. Вытянуть обе руки вверх, сжать кулаки и напряженно опустить руки вниз до уровня плеч, не разгибая локти (подтянулись) на 8 счетов. Выполнять движение 4 раза.)
Ведущий:
вот и мы подошли к перевалу самому высокому гору. Дети по очереди поднимаются на горку и скатываются с нее. Ведущий страхует их, следить за соблюдением правил безопасности.
Ведущий:
Вот мы забрались на самую высокую вершину горы. Вдохните глубоко! Горный воздух полезен для здоровья.
Дыхательная гимнастика «Горный воздух»
Ведущий проводит дыхательную гимнастику, контролирует правильность ее выполнения детьми, подсказывая им соответствующим стихотворным текстом.
Ведущий:
Увидели мы горы, Красивые, высокие! Воздух горный мы вдохнем, Дышим носом, а не ртом. Плечи не поднимаем, Животом помогаем.
Ведущий:
Ребята, давайте посмотрим, что нас ждет дальше. (Обращает внимание детей на презентацию, слайд 2.) А дальше у нас следующие препятствия – узкое ущелье, а за ним темный тоннель. Ущелье мы преодолеем по мосту. Будьте осторожны, соблюдайте дистанцию!
2-е препятствие- «Ущелье»
Для прохождения этого препятствия на полу раскладываются дощечки, между двумя стойками закрепляется веревка. Под музыкальное сопровождение. Дети друг за другом проходят по мосту через «ущелье»: передвигаются приставным шагом, держась двумя руками за веревку. Задача – не оступиться, не наступить на пол.
Ведущий:
ущелье мы прошли. Впереди темный тоннель, который мы будем преодолевать на четвереньках. Здесь главное – соблюдать дистанцию и не торопиться.

3 – е препятствие – «Тоннель»
Для прохождения этого препятствия заранее сооружается тоннель – два обруча, между которыми натянута ткань. Под музыкальное сопровождение дети друг за другом проходят тоннель на четвереньках. Задача – быстро пройти тоннель, не наталкиваясь друг на друга.
Ведущий:
В тоннеле было так темно, что теперь нашим глазам надо отдохнуть. Предлагаю провести гимнастику для глаз. Зрительная гимнастика «Лучик солнца» Ведущий проговаривает текст, дети выполняют движения глазами в соответствующих направлениях.
Ведущий:
Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты сомной. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду.
Ведущий:
Дальнейший путь мы определим по компасу.
Дети:
(смотрят на компас): Идти надо прямо!
Ведущий:
Продолжаем наше путешествие. (Обращает внимание детей на презентацию слайд 3) Следующее препятствие, которое нам нужно пройти, - горная река. Называется Булункан. Путь наш лежит по извилистой тропинке. А вот и река! (звучить аудиозапись «Звуки горной реки»)
Ведущий:
Нам нужно перебраться с вами на другой берег через опасную горную реку. Чтобы преодолеть это препятствие, нам понадобится специальное приспособление. Это геометрические фигуры
4 – е препятствие – «Горная река»
Для прохождения этого препятствия используется нетрадиционное оборудование – «Геометрические фигуры напольные». Под музыкальное сопровождение дети по очереди друг за другом проходят через горную реку (узкое синее полотно) между берегами (обручами). Задача – удержать равновесие и пройти горную реку от берега до берега.

Ведущий:
Река позади, но каждый из нас должен знать, что в тундру опасность подстерегает на каждом шагу, поэтому нужно быть готовым спасти товарища в трудную минуту. Предлагаю вам разделиться на две группы: «спасатели – это мальчики» и «пострадавшие – это девочки». Аттракцион «Спасатели» Воспитанники делятся на две группы: «спасатели» и «пострадавшие». Под музыкальное сопровождение дети из группы «пострадавшие» ложатся на пол, а «спасатели» бросают каждому из них по очереди веревку и тянут. Задача – быстрее спасти своих товарищей.
Ведущий:
Ребята, я думаю, вы проголодались. Давай я зажгу костер. А мальчики за дровами вам пора. Вот скатерть девочки накройте стол. Открывайте свои рюкзаки, доставайте кружку и тарелку, ложку будем кушать.
Ведущий:
Чай вскипел, налет нам чай самый старший.
Дети:
Это Юра самый старший.
Ведущий:
Ч а й г о р я ч и й д у е м 3 р а з а (д ы х а т е л ь н а я у п р а ж н е н и я) . М ы п о е л и, о ч е н ь в к у с н о б ы л о. С п а с и б о н а ш и м д е в о ч к а м. Убираем за собой. Чтобы тундра наша не засорилось. Аттракцион «Собираем ягоды» Дети выстраиваются в две колонны. Под музыкальное сопровождение воспитанники по очереди бегут к обручу (внутри обруча врассыпную лежать ягоды), собирают ягоды (видны только стволы ягоды). Воспитанники должны знать по стволу и по листочкам какая ягода лежит под снегом. Собирают ягоды и возвращаются обратно. (Девочки собирают морошку а мальчики голубику).
Ведущий:
Молодцы! В тундре можно увидеть много уникальных видов растений. В тундре воздух чистый и свежий! А для того чтобы было всегда так, что сделать?
Дети:
Надо за собой убрать, чистым оставлять нашу тундру.
Ведущий:
А для того, чтобы идти в поход, нужно быть очень сильным и выносливым! Мы с ребятами это уже поняли, когда преодолевали все препятствия. Я поздравляю всех вас. (Дети прощаются и выходят из зала) Перечень использованной литературы:
1. Дошкольное воспитание 10/2012 физическая культура С. Шмакова 2.Формирование элементарных математических предст авлений подготовительная к школе группа. Соответствует ФГОСТ. Москва 2014г. 3. Программа «Северная сияния» Лебедева Н.Н. 2014г.

В преддверии праздника все мамы получили приглашение на неформальное родительское собрание.

Уважаемая _________________________.

Приглашаем Вас на неформальное родительское собрание, посвящённое Дню Матери.

Отдохните от дел ненадолго, приходите к нам в школу, в наш класс.

Будем рады всех видеть сегодня, а ещё есть сюрпризик для Вас.

Классный руководитель, учащиеся 5 "А" класса.

На входе мам встречают дети, вручают подарки, приготовленные к празднику своими руками, и провожают в зал.

Вступительное слово классного руководителя:

Дорогие наши мамы, предлагаем отдохнуть,
И в игре, что мы придумали, уменьями блеснуть.
Мы с ребятами сейчас проведём её для вас,
Не смущайтесь, не теряйтесь, по маршруту отправляйтесь!
Выполняйте все заданья, заработайте признанье!

Прошу Вас получить маршрутные листы, в соответствии с которыми Вы должны сегодня пройти маршрут, блеснуть своими знаниями и умениями, получить максимальное количество баллов. Когда прозвенит звонок, Вы можете пройти на первую станцию, там Вас встретят дети и объяснят, что необходимо сделать. После следующего звонка дети поставят в маршрутный лист баллы, заработанные Вами, и Вы переходите на следующую станцию в соответствии с Вашим маршрутом.

Мамы отправляются в путь. На станциях, которые располагаются в различных кабинетах школы, их встречают дети. Под их руководством мамы должны выполнить задания.

Станция "Лучшая няня".

Слово ведущего.

Лучше мамы няньки нет, это всем известно,
Посмотреть на это нам очень интересно.
Вы должны на нашей станции ребёнка спеленать,
Если что-то подзабыли, то придётся вспоминать.

На этой станции приготовлены куклы больших размеров, пелёнки, подгузники, чепчики. Мамы должны аккуратно запеленать "малыша", а потом распеленать его. При этом они должны обязательно сопровождать свои действия рассказом. Оценка выставляется за качество выполненных "работ".

Станция "Мама - хакер".

Слово ведущего.

Компьютер нам, как вам кастрюля, но чтоб от жизни не отстать,
Должны вы тоже разбираться и это чудо понимать.
Задание совсем простое, сесть, разложить пасьянс "Паук",
Тогда мы с гордостью заявим: компьютер - он и мамин друг!

Эта станция располагается в компьютерном классе, если есть возможность и учитель информатики пойдёт навстречу. На экране открыт пасьянс "Паук". Мамам предлагается разложить пасьянс из карт одной масти. Если мамы не имеют представления о том, как это делается, то дети объясняют правила. 10 баллов, если пасьянс разложен полностью, 5 баллов - если не до конца.

Станция "Лучшая хозяйка".

Слово ведущего.

Мама, как золушка в доме любом, трудится вечером, утром и днём,
Чистит и моет, и убирает, и после работы покоя не знает!
Чтоб настоящей Золушкой стать, надо крупу по сортам разобрать.
Времени зря не теряйте, вот вам крупа, разбирайте!

На этой станции для мам приготовлены различные крупы или семена. Участницы должны разложить разные виды по разным вазочкам. Оценка выставляется за качество и количество разобранных семян или крупы.

Станция "Самая спортивная".

Слово ведущего.

Чтобы всюду успевать, форму надо поддержать,
Призываем наших мам: спорт поможет в этом вам!
Надо проскакать сейчас вам всего лишь десять раз,
Да в корзину мяч забросить - вот задание для вас!

Эта станция располагается в спортивном зале, если есть такая возможность, и учитель физической культуры пойдёт навстречу. Мама предлагается проскакать на скакалке как можно дольше, забросить баскетбольный мяч в корзину (учитывается количество попаданий из 10 попыток), и покрутить обруч как можно дольше. Баллы начисляются за количество выполненных прыжков, попаданий и оборотов обруча.

Станция "Самая творческая".

Слово ведущего.

Чтобы в детях своих творчество по мере сил развить,
Надо вам самим почаще что-нибудь, да сотворить!
Сотворите-ка сейчас вы мозаику для нас!
Вот вам пазлы, начинайте, думайте, не подкачайте!

На этой станции для мам приготовлены наборы паззлов, которые они должны сложить. Баллы начисляются за количество правильно выложенных паззлов.

Станция "Самая музыкальная".

Слово ведущего.

Штука уникальная - мама музыкальная,
Музыку всю знает, деток понимает.
Можем ночью, можем днём слушать музыку вдвоём,
Кто все песни угадает, тот у нас и побеждает!

На этой станции мам ожидает диджей, который включает для них мелодии песен. Мамы должны угадывать название песни или строку из неё. Оценка выставляется за количество угаданных мелодий.

Станция "Лучшая бывшая ученица".

Слово ведущего.

Чтобы ваш ребёнок в школе мог достойно успевать,
Вам приходится уроки ему делать помогать.
Мы проверим, кто из вас выполнит урок сейчас,
Математика и русский - и, пожалуй, хватит с вас.

Здесь мамам предлагается небольшой диктант, позволяющий проверить грамотность и несколько ребусов. Баллы начисляются за количество правильно выбранных слов в диктанте и за количество угаданных ребусов. Диктант и ребусы в приложении 1.

Станция "Дешифровщик".

Слово ведущего.

Очень часто так бывает, дети что-то, да скрывают,
Ведь у них свои секреты! А вам нужны на всё ответы.
Что ж, учитесь понимать, чтоб наши тайны раскрывать.
Предлагаем для начала этот ребус разгадать.

На этой станции мамам предлагается расшифровать приветствие, которое увидел помощник капитана Врунгеля на флагах встречной шхуны. Если оно расшифровано верно, то 10 баллов. Если не до конца, то 5 баллов за участие. Шифровка в приложении 2.

После прохождения всех станций мамы и дети собираются в зале.

Слово классного руководителя.

Вы прошли достойно тут очень трудный наш маршрут,
Отдохните, а ребята сейчас итоги подведут.
Все старались, как могли, с полдороги не сошли,
Все достойны Вы наград, ждём решения ребят.

Пока дети подводят итоги, классный руководитель приглашает родителей на чаепитие, в ходе которого можно обсудить проблемы, высказать пожелания, поговорить по душам. После подведения итогов всем мамам вручаются грамоты за активное участие в игре.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»

Маршрутная игра

«Путешествие любознательных детей»

для детей старшего дошкольного возраста

Давыдова Ирина Анварбековна – старший воспитатель,

Постникова Ирина Евгеньевна – музыкальный руководитель.

г. Ростов Ярославской области

2016 год

Предисловие

В преддверии Старого Нового года возникает желание подарить праздничное настроение себе и детям.

Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение новогодней маршрутной игры. Данная игра стала логическим завершением проекта «Что такое Новый год?» Она проводится после зимних каникул.

Цель данного проекта:

    Создание позитивной атмосферы праздника в детском саду.

    Закрепление знаний детей о зиме, зимних праздниках.

Сценарий игры «Путешествие любознательных детей»

Под музыку новогодней песенки дети заходят в зал.

В зале стоит елка, под ней пустой сундучок.

Ведущая:

Зима укроет белым снегом

Дома, деревья и кусты,

А там приходит праздник следом

Об этом знаем я и ты.

Зовется праздник Новым годом,

Его чудесней в мире нет!

Он с детства всем нам очень дорог,

Он дарит людям счастья свет!

А знаете ли вы, ребята, что в России отмечается два новогодних праздника: Новый и Старый год! Что такое старый новый год? Откуда к нам пришел?

(рассказ ведущей)

Сегодня и в последующие дни мы с вами еще много будем говорить о замечательном и веселом празднике Нового года.

Ведущая:

Да, ребята, Новый год – два волшебных слова,

Это хвойный запах, серебристый лунный свет на еловых лапах.

Невесомые шары с сахарной обсыпкой,

И мерцанье мишуры в полудреме зыбкой.

Это яблочный пирог и подарков груда!

Это сказочный порог, за которым чудо!

Под «волшебную» музыку в зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Здравствуйте, девочки и мальчики!

Снегурочка:

Снегуркой я, друзья, зовусь,

Мне стужа не страшна.

Я зимней стужи не боюсь,

Я даже с ней дружна!

Мороз – мой дед родной,

Снежинки мне родня,

В глуши, в тиши лесной

Есть домик у меня!

Вы, ребятишки, мне друзья

И всех вас рада видеть я!

Дед Мороз: Как вы провели новогодние каникулы? Чем занимались? Что нового узнали? Где побывали? Мы со Снегуркой желаем, чтоб вы вновь нас порадовали своими стихами, песнями, хороводами.

Зажигание фонариков на елке.

Игра «Дед Мороз и дети»

Дед Мороз: Ой, Снегурочка, что-то вьюга разгулялась! Посмотри, сколько твоих подружек – снежинок здесь!

Танец Снегурочки и снежинок.

Ведущая: Дедушка Мороз, Снегурочка, мы с ребятами для вас сейчас концерт устроим.

(Дети поют песни, танцуют индивидуальные, подгрупповые и общие танцы, подготовленные к Новому году, читают стихи).

Дед Мороз: Как весело было на концерте. А теперь в круг вставайте и спойте мою любимую песню «В лесу родилась елочка».

(садятся на места)

Снегурочка: Дедушка, дети так старались, нужно их отблагодарить.

Дед Мороз: Я согласен. У меня как раз под елочкой стоит волшебный сундучок. Помогите-ка, мне его принести, дети!

Сундучок мой, отворись,

И сюрприз мой появись!

(Открывает, в сундучке лежат картинки и конверт)

Снегурочка: Что же это за конверт?

Дед Мороз читает:

По маршрутам вы пройдите,

На все станции зайдите,

Свои знанья покажите,

И картинки получите.

А потом ко мне вернитесь,

Что узнали – расскажите,

Слова главные прочтите

И сюрприз свой получите!

Я предлагаю вам совершить путешествие по сказочным станциям, выполнить все задания, получить картинки. Открою вам секрет: картинки эти не простые. Если их собрать все вместе, то они превратятся в слова и подарки. Получите маршрутную карту и в путь! Дети получают маршрутную карту. (Смотреть на следующей странице).

Станции маршрутной игры:

    «Снежное зазеркалье»

    «Волшебная поляна»

    «Вифлеемская звезда»

    «Игры Скомороха»

    «Два Мороза»

    «В гостях у Снеговика»

Маршрутная карта





Станция «Снежное зазеркалье»

Цель: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, учить договариваться друг с другом, налаживать общение, пополнять знания детей.

Задачи:

    Образовательные: формировать у детей познавательный интерес к национальной культуре – обычаю встречать Новый год с елочкой, с Дедом Морозом с подарками.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать. Развивать связную речь детей, отгадывать загадки и решать кроссворд.

    Воспитательные: воспитывать национальную гордость, чувство причастности к истории России.

Используемый материал:

«Волшебное зеркало» (обруч), кроссворд, кубики – ориентиры.

Ход игры:

Ведущая: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по новогодним станциям. Наша первая станция называется «Снежное Зазеркалье». Но чтобы на нее попасть, нужно пройти сквозь «волшебное» зеркало.

(Дети друг за другом проходят в обруч, оформленный в виде зеркала).

Вот мы все в Снежном Зазеркалье. Теперь вы не девочки, а икчовед. Не мальчики, а икичьлам. А меня зовут не Елена, а Анеле. А как вы думаете, почему нас так зовут? (высказывание детей)

Потому, что мы попали в Зазеркалье, а здесь наши имена читаются и говорятся наоборот. Проходите и присаживайтесь на икичьлутс (стульчики).

Ровно в полночь – динь-динь, дон,

Раздается тихий звон.

Это сказка в дом приходит,

Хороводы тихо водит.

Если только ты не спишь,

Все заметишь, подглядишь…

А теперь замрите тихо…

Сказка в гости к нам идет!

Входит Снегурочка:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Акчоругенс. Я рада видеть вас в Снежном Зазеркалье.

Ребята, а вы знаете, что такое Новый год? Тогда, конечно, справитесь с моими загадками. Слушайте внимательно!

Я модница такая, что всем на удивленье,

Люблю я бусы, блестки, любые украшенья!

Но на мою, поверьте, великую беду,

Наряд мне одевают лишь раз в году! (Елка)

Красна - девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (Снегурочка).

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал!

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес! (Дед Мороз).

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала (Снежинка).

Молодцы, атябер, все загадки отгадали!

Ведущая: А теперь давайте поиграем в игру «Найди ошибки» (Чего не бывает зимой и в Новый год). Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно и найдите то слово, которое здесь лишнее.

    Снег, метель, мороз, листва.

    Санки, лыжи, коньки, велосипед.

    Лиса, волк, заяц, медведь.

    Елка, Дед Мороз, Снегурочка, лето.

А вот следующая игра на внимание. И называется она «Сделай все наоборот». Давайте встанем в круг. Я буду показывать движения, а вы должны сделать все наоборот, ведь мы с вами в волшебном Зазеркалье.

(Дети выполняют задание, затем проходят на места).

Снегурочка: Хоть новогодние праздники и закончились, но к вам я пришла с сюрпризом. А вот какой это сюрприз, вы узнаете, если отгадаете кроссворд, составленный Дедом Морозом.

Снегурочка показывает кроссворд с пустыми клетками.

Вопросы к кроссворду (по горизонтали):

    Жезл Деда Мороза.

    Родина Снегурочки.

    Как называется праздник рождения Спасителя мира.

    В какой стране раздает подарки фея Бефана.

    Какой сказочной героине было противопоказано быть на солнце?

    Главное новогоднее дерево в разных странах.

    Январский праздник святой воды.

П

о

с

о

х

К

о

с

т

р

о

м

а

Р

о

ж

д

е

с

т

в

о

И

т

а

л

и

я

С

н

е

г

у

р

о

ч

к

а

Е

л

к

а

К

р

е

щ

е

н

и

е

Дети подготовительной группы читают получившееся слово «ПОДАРКИ» , а детям старшей группы задается вопрос: «Что вы любите получать на Новый год?»

Снегурочка: Молодца, атябер, отгадали, что приготовил вам Дед Мороз. А вы хорошо знаете Дедушку Мороза? А вот сейчас я это и проверю. Вставайте за мной, поиграем в игру «Дед Мороз». Дети переходят от стойке к стойке «змейкой», если ответили правильно на вопрос Снегурочки. Если ответ неверный, дети стоят на месте.

Дед Мороз – старик веселый? (Да)

Любит шутки и приколы? (Да)

Знает песни и загадки? (Да)

Съест все ваши шоколадки? (Нет)

Он зажжет ребятам елку? (Да)

Носит шорты и футболку? (Нет)

Он душою не стареет? (Нет)

Нас на улице согреет? (Нет)

Дед Мороз несет подарки? (Да)

Ездит он на иномарке? (Нет)

Носит тросточку и шляпу? (Нет)

Иногда похож на папу? (Да)

Молодцы, а вот и подарки! (Сюрпризный момент)

Ведущая : Спасибо Акчоругенс, за подарки Деда Мороза.

Снегурочка: Передаю вам первую картинку. Выделите первый слог, который поможет вам расшифровать ключевую фразу, составленную Дедом Морозом. А мне пора возвращаться. Дети проходят в обруч – «зеркало».


Станция «Волшебная поляна»

Цель: Развивать познавательную активность, сенсорные и интеллектуальные способности детей. Способствовать развитию исследовательской деятельности через экспериментирование с материалом, словом, движением. Развивать воображение и творческое начало.

Задачи:

    Образовательные: приобщать к элементарному доступному возрасту экспериментированию. Побуждать детей ставить цель, определять последовательность действий, оценивать действия. Выполнять опыты по моделям и схемам.

    Развивающие: развивать внимание, память, воображение, умение образно мыслить. Способствовать развитию у детей сюжетно-игрового замысла.

    Воспитательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Вызвать у детей эмоциональный отклик от увиденного.

Материалы: с веча, газета, монеты, широкая тарелка с водой, 2 банки с водой, тарелка, банка 0,5 л, спички, 3 стакана, ватные палочки, лист тонкой белой бумаги, лимонный сок (можно молоко).

Предварительная работа: Постановка опыта «Кристаллизация соли»

Ход игры:

Декабринка: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы пришли на волшебную поляну. Как вы думаете, кто здесь живет? (ответы детей). Здесь живем мы – три волшебницы: Декабринка, Январинка и Февралинка. Я – Декабринка.

Январинка: А я – Январинка. А наша младшая сестрица Февралинка со снежками играла, простудилась и заболела. А я смотрю, вы к нам пришли не с пустыми руками, снега новогоднего принесли. Говорят, что Новый год – время чудес и волшебства. Хочу загадать вам свои загадки-складки. Отгадаете?

Скатерть бела

Весь мир одела? (Зима).

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят? (Месяцы).

Старик у ворот тепло уволок,

Сам бежит и стоять не велит? (Мороз).

Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой? (Снег).

С метелкой, в шляпе из ведра

Директор зимнего двора? (Снеговик).

Все ее, конечно, знают

И загадку разгадают.

Каждый сразу назовет,

Что одно и пар, и лед,

Прозрачной и чистой,

Морской и болотной,

Бывает лечебною даже она,

Вы все догадались,

Ведь это…вода!

Январинка: Раз в Новый год происходят чудеса, сейчас мы их и совершим. Покажем фокус с водой.

Окрашивание воды: Какая сейчас вода в банках? (Бесцветная). А сейчас она будет цветной. Выходите 2 помощника.

Ты, вода – водица,

Друг ты мой студеный,

Стань, вода – водица,

Не простою, а зеленой!

(Ребенок встряхивает баночку, вода становится зеленой, аналогично вторая банка с водой окрашивается в красный цвет).

Январинка: На новогоднем празднике принято свечи зажигать, злых духов отгонять. Давайте зажжем свечу. А теперь ее надо потушить, не дуя.

Опыт со свечой: ребенок накрывает свечу стаканом – свеча гаснет, при этом Январинка колдует: «Ап-ап, шари-вари, свеча, не гори!»

Чтобы в Новом году богатство было, денежки в пирожки запекали. Кто хочет денежку в подарок получить? Тогда попробуем монетку из воды достать, не замочив рук.

Опыт: Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как достать монету, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сомните в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки, вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Декабринка: А я еще один фокус знаю про денежки. Вот видите, ребята, у меня монетка и стакан. Сейчас я поколдую, и монета из стакана исчезнет. (Накрывает стакан платочком и колдует: «Трах, тиби-дох!», убирает платок, монета не исчезла).

Январинка: Плохо ты колдуешь, Декабринка. Давай я поколдую. (Кладет монету во второй стакан, происходит то же самое). Давай, Декабринка, поколдуем вместе. (На дно третьего стакана приклеиваем двусторонний скотч, монета приклеивается к скотчу).

Декабринка: Ребята, вот вы радостные, здоровые, веселые, а наша сестрица Февралинка болеет. Надо ей письмо написать, чтоб выздоравливала скорее. Я волшебными чернилами снежинку нарисую. (Рисует ватной палочкой, смоченной в лимонной кислоте). Красивая получилась? Ничего не видно! Сейчас все исправим! (Нагревает над свечой, безопаснее на закрытом нагревательном приборе). Рисунок проявляется.

Опыт «Кристаллизация соли» (Выполнялся заранее, отмечаем результат). Для опыта лучше брать соль марки «Экстра», она чище. Готовим перенасыщенный раствор поваренной соли. Опускаем в приготовленный раствор нитку. Лучше, чтобы нитка была в подвешенном состоянии, не касалась дна. Можно накрыть банку с водой бумагой, чтобы не попадала пыль. Оставляем на несколько дней, на нитке появляются кристаллы. Если ждать долго, кристаллы будут увеличиваться.

Январинка: Ну что, ребята, понравились вам наши фокусы? Но знайте, что все фокусы надо проводить только вместе со взрослыми, иначе может случиться беда!

А сейчас последний фокус. (Открывает чемодан, в нем лежат фантики от конфет). Сейчас я поколдую. (Чемодан с двойным дном). Сюрприз - конфеты.

Волшебницы раздают конфеты детям.

А еще, ребята, мы хотим окропить вас новогодним растопленным снегом, чтобы вы не болели. Кто новогодним снегом окропиться, тот от недугов исцелится. (Опрыскивают детей водой).

А теперь мы вам хотим передать вторую картинку, выделите первый слог, который поможет расшифровать ключевую фразу, составленную Дедом Морозом, когда вы пройдете все станции.

Пора, ребята, нам прощаться. Будьте здоровы, счастливы в Новом году! До свидания!

Станция «Вифлеемская звезда»

Цель: Дать детям представление о празднике Рождества и почему в Рождество наряжают елку.

Задачи:

    Образовательные: формировать основы православной культуры детей, желание познавать православные традиции своей страны.

    Развивающие: развивать художественное творчество, совершенствовать технические умения и навыки работы с пластилином.

    Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к людям, чувство сострадания. Вызвать желание дарить подарки.

Материал: искусственная ель; на стойках - нарисованные ель, пальма, оливковое дерево. Шаблоны звезд из белого картона. Пенал с неоформленным материалом: бусинки, пайетки, звездочки и т. д.; пластилин. «Младенец» в колыбели в «хлеву»; Вифлеемская звезда; песни на тему Рождества.

Сценарий:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы прибыли на станцию «Вифлеемская звезда». Наступила зима, а вместе с ней и много праздников.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за праздники?

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на елке свечи,

Он заводит хоровод –

Этот праздник… Новый год!

Среди зимы – большое торжество,

Веселый праздник… Рождество!

Зимних праздников много, но основным, самым светлым и радостным на Руси считалось Рождество.

Почему этот праздник называется Рождество? (Дети высказывают предположения: «Значит кто-то родился!»)

Кто родился? Сын Божий, спаситель мира Иисус Христос.

Какое дерево наряжают в Рождество? Елку! Почему? Послушайте об этом легенду.

В давние-давние времена люди жили бедно, были войны и раздоры. Тогда Бог решил облегчить людям жизнь. Он послал на землю своего сына – спасителя. Когда он родился, нарекли его Иисусом, а оповестила о рождении спасителя взошедшая над горой Вифлеем очень яркая звезда.

Звезда загорается.

1 пастух: Вот тот самый хлев, где родился спаситель человечества.

2 пастух: Смотри, смотри, как ярко светит эта новая звезда. Она находится прямо над хлевом. Это добрый знак!

1 пастух: Какой чудесный малыш! А как счастливы его родители! (В колыбели лежит кукла). Мы принесли вам дары – красивые клубки шерсти!

2 пастух: Мать свяжет из них для своего ребенка теплые кофточки и одеяло.

1 пастух: Посмотри, около хлева растут три дерева, они тоже приготовили подарки! (Олива, пальма, елка).

2 пастух: Пальма дарит младенцу финики. Думаю, они придутся ему по вкусу! Ведь они такие сладкие, и к тому же хорошо утоляют голод. 1 пастух: А олива подарит ему свои золотые плоды – оливки! А когда он станет старше, то сможет гулять и отдыхать в тени ее ветвей.

2 пастух: Посмотри, пальма и олива счастливы, потому что смогли преподнести младенцу щедрые дары, а елка стоит грустная, потому что у нее ничего нет, чтобы пришлось по вкусу младенцу и его родителям. Ведь шишки на елке есть нельзя, а иголки колючие. Что же делать?

1 пастух: Не расстраивайся, елочка! Мы что-нибудь придумаем!

2 пастух: А давай попросим звезду, чтобы она спустила с небес своих подружек – маленьких звездочек. Ими мы украсим колючие ветки елки.

1 пастух: Верно! Станет елочка красивой и нарядной, и обязательно понравится младенцу.

Оба: Звездочки небесные, просим вас спуститься к нам!

Танец со звездочками.

2 пастух: Ребята, посмотрите, какая красивая Вифлеемская звезда! Как она ярко светится! А наши звезды не горят. Давайте украсим их и подарим елочке.

Продуктивная деятельность детей, затем дети

украшают елку звездами.

1 пастух: Это просто чудо!

2 пастух: Ничего красивее мы не видели. Даже самые злые и ледяные сердца сможет растопить и сделать добрыми рождественская елка! Рядом с ней люди забудут о грехах, обидах и злобе! Только доброта и милосердие живут рядом с рождественской елочкой. Но к сожалению, нам пора прощаться.

1 пастух: А как же подарки? Ведь в праздники их всегда ждут!

2 пастух: Чтобы получить подарки, ребятам сначала нужно ответить на наши вопросы:

    Какой христианский праздник считался на Руси самым радостным и светлым?

    Кто родился в этот день?

    Какие подарки принесли деревья младенцу и его семье?

    Чем же порадовала младенца елка?

1 пастух: Молодцы, ребята! За то, что вы были внимательными, мы принесли вам свои подарки! (Мандарины в фольге).

Пастухи отдают следующую картинку маршрута с последующим выделением первого слога.


Станция «Игры со Скоморохом»

Цель: познакомить с персонажем Скоморохом, его ролью в жизни людей.

Задачи:

    Образовательные: познакомить со скоморохом как персонажем уличных праздников, пиров, с русскими обычаями проведения массовых гуляний. Выполнение правил проведения спортивных эстафет.

    Развивающие: разнообразить двигательную активность детей в условиях соревнований.

    Воспитательные: создать радостное настроение у детей. Воспитывать уважение к русским обычаям; учить действовать в команде, болеть за общее дело.

Материалы и оборудование: валенки, хоккейные клюшки, мешочки с песком, ватные комочки, канат.

Сценарий проведения:

В зал заходят дети, садятся на стулья. Появляется скоморох. Воспитатель спрашивает: «Кто это, дети?»

Скоморох:

Сегодня у нас веселье!

Новогодних праздников продолженье!

Все уселись? Все ли согрелись?

Эй, честной народ! Раскрывай пошире рот!

Распотешил я вас?

Раскрывай пошире глаз!

Вот идет по дороге Ероха,

Полюбуйся, народ, на скомороха!

Многим скоморох представлялся грубым шутом,который отпускает неприятные шутки. Это не так. Скоморохи – желанные гости в домах и на праздниках. Наряд скомороха превратился в карнавальный костюм. Основными музыкальными инструментами скомороха были гусли, трубы, бубны, сопелки, свирели и т. д.

Скоморохи были первыми древними артистами, театралами и массовиками–затейниками. В народе скоморохов так и называли: «веселые люди» или «веселые молодцы», которые смешили людей и были всегда желанны на княжьих пирах и свадьбах.

У скоморохов были разные обязанности: певцы, плясуны, смехотворцы.

А сегодня к вам пришел скоморох – игрун. Зазываю вас на свои зимние игры. А чтобы было интересней, мы будем играть, соревнуясь. Мы разделимся на 2 команды: команда «Елочка» и команда «Снеговик». Игры будут в виде эстафет.

«Валенки – скороходы»

Двум соперничающим командам дают валенки больших размеров (взрослые). Дети утопают в них и, действительно, похожи на лилипутов в валенках – скороходах. Перед детьми на расстоянии 3-5 метров стоят стойки, которые дети должны обежать. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

«Забавный хоккей»

Каждой команде дается по хоккейной клюшке и мешочек с песком вместо шайбы. Дети ведут «шайбу» змейкой между кеглями, передавая эстафету друг другу. Побеждает команда, закончившая задание первой.

«Иголка с ниткой»

Первый ребенок каждой команды – «иголка». Каждый раз, обегая стойку, к «иголке» присоединяется еще один ребенок – «нитка».

«Игра в снежки»

Обе команды «снежком» (ватным комочком) пытаются попасть в цель (в обруч). Побеждает та команда, у которой внутри обруча больше «снежков».

«Перетягивание каната»

Подведение итогов.

Скоморох Ероха отдает детям следующую карточку маршрута.

Станция «Два Мороза»

Цель: знакомить с народными традициями зимних новогодних праздников и забав, используя игровые ситуации; доставить радость от решения различных заданий.

Задачи:

Образовательные:

    Учить детей концентрировать внимание;

    Учить эмоционально-выразительным движениям;

    Закрепить умение соотносить выполнение движения с соответствующим сигналом;

    Закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

    Учить детей составлять слова, продолжать работу над умением дифференцировать звуки «с» и « ш» , распределяя их на соответствующие группы.

Развивающие:

    Продолжать развивать память детей, логическое и пространственное мышление;

    Развивать речевое и зрительное восприятие;

    Развивать словесно-логическое мышление при отгадывании загадок;

    Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

    Развивать четкость речи при произнесении скороговорок.

Воспитательные:

    Создать положительный эмоциональный фон;

    Закреплять интерес к заданиям на смекалку и сообразительность;

    Формировать у детей представления о дружбе, взаимопомощи и культуре общения при проведении соревнования между двух команд.

Используемый материал:

    Звездочки из картона для фиксации правильно выполненных заданий;

    Костюмы 2 Морозов – Красный нос и Синий нос;

    Снежные ватные комочки для игры «Назови ласково»;

    Две магнитные доски и маркер;

    Карточки с буквами для слов «снег», «зима»;

    Картинки, в названиях которых имеется звук «с » и «ш»;

    Дидактические варежки с узорами (По семь пар на каждую команду);

    Силуэт кошки и зайца для игры «танграмм»;

    Корзиночка с шишками и угощение.

Ход игры.

В зал входят два Мороза в синем и красном костюмах. Морозы здороваются с детьми и объявляют им, что дети прибыли на станцию «Два Мороза».

Морозы: Я Мороз - Красный нос! Я Мороз - Синий нос! Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

Морозы: Сейчас мы поделим вас на две команды. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать звездочку. Чья команда наберет больше звездочек, та и победит. Команды приветствуют друг друга.

Задание 1. «Назови друг друга ласково по имени».

Игру проводит Мороз – Красный нос. Дети передают «снежный» комочек друг другу и называют соседа ласково.

Задание 2.«Невпопад»

Проводит игры Мороз – Синий нос.

Инструкция детям: Я буду задавать командам вопросы, а вы отвечайте хором: «Да» или «Нет».

Задание для первой команды: Что такое Новый год?

Это дружный хоровод?

Это молния и гром?

Это дождик за окном?

Это снежная метель?

Это звонкая капель?

Это лыжи и коньки?

Это знойные деньки?

Это смех и мишура?

Это солнце и жара?

Это елочный наряд?

Это шумный маскарад?

Это добрые мечты?

Это летние цветы?

Задание для второй команды:

Если мы пришли сюда хулиганить будем? (Нет).

Слово доброе в ответ людям скажите вы? (Да).

Никому и никогда не поможем, верно? (Нет).

Если вам немного лет, надо быть культурным (Да).

Из рогатки вы всегда пострелять готовы? (Нет).

Другу передать привет очень вы хотите? (Да).

Здесь устроим без труда драку мы, конечно? (Нет).

Хоть жара, хоть холода, озорству мы скажем…(Нет).

Друг расскажет вам секрет, утаите его? (Да).

Когда вам дадут конфет, скажите «спасибо»? (Да).

Задание 3. «Острый взгляд».

Проводит Мороз - Красный нос.

Задание для детей подготовительной группы:

Слушайте внимательно! Напротив каждой команды стоит магнитная доска с буквами. Каждый член команды находит и убирает две одинаковые буквы, далее передает эстафету следующему игроку. На доске должны остаться буквы, из которых последний игрок составит слово (первая команда - слово «зима», вторая команда - слово «снег»). Победит та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Задание для детей старшей группы:

Напротив каждой команды стоят столы с картинками. Игроки первой команды ищут картинки, в названии которых есть буква «с». Игроки второй команды ищут картинки, в названии которой есть буква «ш». Игроки прикрепляют картинку на магнитную доску. Выигрывает команда, которая безошибочно выполнила задание.

Задание 4. «Найди пару».

Проводит Мороз – Синий нос.

Инструкция детям: Сейчас мы раздадим каждой команде разные варежки, вы под музыку будете танцевать в зале. С прекращением музыки игроки каждой команды соберутся в кружок, рассмотрят варежки, найдут себе пару с варежкой одинакового узора и встанут рядом с ней.

Задание 5. «Загадки».

Всех загадок вам по шесть,

Ответ даст тот,

У кого смекалка есть!

Загадки для первой команды:

Бегут полозки, задрав носки? (Лыжи).

Белая, ушастая, с головой дружится, мороза не боится? (Шапка).

Что за звездочка такая на пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь – вода в руке? (Снежинка).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Лишь солнце ее припечет, растает она и умрет? (Сосулька).

Лежало одеяло, бело да мягко,

Солнце припекло, оно и утекло? (Снег).

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная? (Коньки и лед).

Загадки для второй команды:

Рыбам зиму жить тепло – толстое стекло! (Лед).

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился! (Варежки).

Трескуч и ядрен, намостил мостен,

По дворам пробежал,

Все окна расписал! (Мороз).

По снегу покатите, я подрасту.

На костре согрейте, я пропаду! (Снежный ком).

Все лето стояли, весны ожидали,

Дождались поры – помчались с горы! (Санки).

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки румяные на дереве снуют,

И рябину красную яблоки клюют! (Снегири).

Задание 6. «Танграмм».

Проводит Мороз – Синий нос.

Инструкция детям:

Есть у нас льдинки – картинок половинки,

Половинки вы сложите и картинку соберите.

Дети выкладывают картинки кошки и зайца геометрическими фигурами по образцу.

Задание 7. «Конкурс на лучшего исполнителя скороговорок».

Проводит Мороз – Красный нос.

Инструкция: Каждый член команды произносит скороговорку. Кто правильно и быстро скороговорку произнесет, тот и звезду команде принесет.

Для детей старшей группы: «У Сени сани едут сами».

Для подготовительной группы: «У сени сани зимой едут сами».

Задание 8. «Будь внимателен!»

Проводит Мороз – Синий нос.

Инструкция: Сейчас команды по очереди будут двигаться по кругу. С окончанием музыки дети будут слушать хлопки и изображать:

1 хлопок – ветер, 2 хлопка – метель, 3 хлопка – снег. Невнимательные дети выбывают из игры. В какой команде останется больше игроков, та команда и победит.

Итог игры: Славно вы посоревновались, на уловки не поддались. Подводится итог игры.

Вам, ребята, дорогие дошколята, мы приготовили угощение.

Морозы достают корзиночку с угощением, но в ней лежат елочные шишки. Морозы колдуют над корзинкой: «Вьюги, метели, летите и шишки унесите, а угощенье детям принесите!»

Морозы угощают детей, передают им следующую картинку с целью выделить первый слог. Затем прощаются и уходят.


Станция «В гостях у Снеговика»

Цель: Закрепить знания о зимних видах развлечений, способствовать творческому самосовершенствованию детей.

Задачи:

Образовательные:

    Совершенствовать умение составлять описательные рассказы по картине;

    Учить изображать снеговика в нетрадиционной технике «торцевание»;

    Способствовать творческому самовыражению детей, побуждая их выполнять подражательные движения: катание на санках, лыжах, коньках.

Развивающие:

    Развивать познавательную активность в процессе отгадывания загадок;

    Развивать память, мышление, воображение.

Воспитательные:

    Вызвать положительные эмоции от встречи с прекрасной музыкой;

    Воспитывать чувство товарищества и взаимопонимания.

Ведущий:

Каждый раз под Новый год

Сказка в гости к нам идет.

По заснеженным тропинкам

Идет сказка – невидимка.

Ровно в полночь – динь, динь, дон,

Ты услышишь тихий звон.

Это сказка в дом пришла…

Тише, тише, вот она!

Из домика выходит Снеговик с метлой, он метет двор и поет свою песенку (Муз. и сл. Т. Боковой)

Снеговик:

Во дворе я все подмел? Подмел! (Уносит метлу и снова возвращается).

В доме чистоту навел? Навел! (Поправляет занавески на окнах).

Угощенье приготовил? Приготовил! (Приносит миску с орешками).

Ничего я не забыл? Ой, нет, кажется, забыл!

(Берет объявление)

Объявление составил, да на лавочке оставил!

Вот оно! Ах, я старый какой, голова моя с дырой…(Читает):

«Приглашаю на новоселье тех,

Кто любит смех да веселье,

Тех, кто к скуке не привык,

В гости ждет вас Снеговик!»

(Вздохнув, вешает объявление на свой дом).

Кто теперь ко мне придет,

С кем я встречу Старый год? (Уходит в дом).

Ведущий: Ребята, Снеговик только что повесил написанное им объявление. Теперь к нему на новоселье может никто не прийти! Как хочется ему помочь! А может быть нам с вами пойти в гости к Снеговику? Вот он обрадуется! Согласны?

Да только в гости без подарков не ходят. Что же нам ему подарить? (Предложения детей). Верно, подарим ему наши песни, веселые игры и танцы.

(Подходит к домику Снеговика, стучится)

Здесь живет Снеговик,

Не мал и не велик?

Ведро на голове,

Метелка в руке,

Здесь новоселье справляют?

Здесь гостей встречают?

Снеговик выходит из домика:

Здесь, здесь! Я очень рад!

Кто пришел ко мне?

Ведущий: Детсад!

Снеговик:

Заходите в гости в дом,

Новоселье в доме том!

Ведущий:

С новосельем поздравляем,

Поздравляем от души!

Свои песни, свои танцы

Тебе подарят малыши.

Исполняется «Снежная песенка» муз. Д. Львова-Компанейца.

Снеговик:

Очень я люблю играть,

Песни петь и танцевать.

Снеговик я не простой,

Я веселый, озорной!

Ведущий:

В круг скорей вставайте,

Игры, пляски начинайте!

Снеговик:

Снег, мороз, метель и ветер,

Кто же, дети, мне ответит,

В какое время года

Стоит такая погода? (М. Картушина)

Песня-игра «Что нам нравится зимой» музыка Е. Тиличеевой

Снеговик: Правильно, зимой весело. Можно кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговиков, играть в снежки.

На магнитной доске картина «Зимние забавы»,

дети составляют рассказ по картине.

Снеговик:

Вот настали холода,

Да ведь это не беда!

Вы оденьтесь потеплей,

Вам зимою веселей! (Г. Галкина)

Под « Новогоднюю песенку» муз. Г. Гладкова дети выполняют ритмические движения по показу педагога.

Снеговик:

Падал, падал снег с утра,

То-то рада детвора!

Не теряют ни минутки,

Во дворе и смех, и шутки! (Л. Герасимова)

А теперь хотите посмеяться?

Хором дружно отвечайте!

Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто любит груши?

Кто с утра не моет уши?

Кто любит лыжи и коньки?

Кто зимой играет в снежки?

Кто за все благодарит?

Кто «спасибо» не говорит?

Кто любит купаться в реке?

В ванне?

В душе?

В луже?

В путь-дорогу нас зовут

Зимние просторы.

Крепко скованные льдом
Реки и озера.

Загремели бубенцы

Над снегами звонко,

До чего же хороша

Русская сторонка! (В. Бредис)

Оркестр исполняет музыку «Сани с колокольчиками»,

музыка В. Агафонникова. Снеговик – дирижер.

Снеговик загадывает загадки:

Известно ребятам, что есть у меня

Два друга веселых, два резвых коня.

Они, то несутся, то плавно скользят,

То бросить на лед голубой норовят! (Коньки).

(Дети имитируют езду на коньках)

Какие, скажи, две чудесных доски

По склонам несут меня горным?

Не каждому сразу послушны они,

Лишь смелым, спортивным, проворным! (Лыжи).

(Имитация движений лыжников)

Снеговик (на фоне «Вальса снежных хлопьев», муз. П.Чайковского):

Падал, сыпал снег,

А потом устал…

Чем же, снег-снежок,

На земле ты стал?

Для озимых стал я снежною периной.

Для осинок – кружевною пелериной,

Для зайчишек стал подушкою пуховой,

Для мальчишек их любимою игрою!

«Игра в снежки» музыка Н. Вересокиной

Снеговик: Что–то вьюга разгулялась! Ничего не вижу кроме снежинок!

Танец снежинок.

Снеговик:

Зима, зима!

Веселая зима!

Ты игры нам

Придумала сама! (О. Высотская)

Проводится игра «Сосулька и косулька».

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий – «сосулька» и выполняют движения в соответствии с текстом:

На сосне висит сосулька. Поднимают руки вверх.

Под сосной стоит косулька . Прикладывают указат. пальцы к голове.

Убегай скорей, косулька , Топают ногами, согнув кисти руки груди.

Лесной дорожке,

А не то тебе сосулька Грозят пальцем.

Упадет на рожки! Кладут ладони на голову.

(М. Яснов)

Убегают, ведущий-«сосулька» их догоняет.

Ведущий:

Песни пели?

Танцевали?

В игры веселые играли?

А про подарок для Снеговика забыли?

Но это не беда! Давайте спросим, что бы хотел Снеговик получить от нас в подарок?

Снеговик:

Дом у меня большой. Мне с вами было очень весело! Но вы уйдете, и я останусь совсем один, а мне так бы хотелось иметь много друзей, таких же, как вы.

Ведущий:

Не беда, Снеговик! Ребята тебе помогут!

(Дети выполняют практическую работу «Снеговички» с использованием нетрадиционной техники «торцевание».)

Снеговик благодарит детей за то, что они подарили ему столько друзей.

Ведущий:

Ах ты, зимушка – зима!

До чего ж ты хороша!

Принесла ты нам коньки,

Саночки, игру в снежки,

Принесла ты снег и лед,

Славный праздник Новый год!

Новогодний хоровод

Будем помнить целый год!

Дружно за руки беритесь,

В круг скорее становитесь! (М. Картушина)

Исполняется любая новогодняя песенка – хоровод по выбору детей.

Снеговик благодарит детей и угощает их, а также отдает последнюю карточку – шифровку, дети выделяют первый слог.


Прощание с Дедом Морозом и Снегуркой

На следующий день дети встречаются с Дедом Морозом и Снегуркой, рассказывают им о том, на каких станциях они побывали, что нового и интересного узнали. Дед Мороз предлагает соединить картинки-шифровки. Вот что получилось:

Мо

лод

цы

ма

лы

ши

Дед Мороз: Я рад, что путешествие по станциям вам понравилось! Вы многое узнали, со многими героями повстречались! До встречи в будущем году! (Дарит угощение, прощается с детьми до следующего года и уходит со Снегуркой).

Используемая литература:

    «Истории про Новый год» Н. Популяк

    «Энциклопедия Деда Мороза» В. И. Искоркин

    Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №10 2005 год

    Издательство «Либерия – Бибинформ» Москва 2004 год.

    «Мы играем, рисуем и поем» М.Ю. Картушина, Москва 2009 год.

    Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2004 год.

    Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2006 год.

Маршрутная игра «Путешествие в город Веселых мастеров»

с детьми старших и подготовительных групп
Направленность игры : социально-личностная

Цель: помочь детям осознать значимость труда для жизни людей, побуждать к продуктивной деятельности и получению удовлетворения от ее результатов.
В создании игры участвовала творческая группа педагогов ДОУ №54:

зам. зав. по УВР Камалова Т.А., музыкальные руководители Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В., педагог-психолог петрова М.А., воспитатель Щебитченко Л.Л., руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Ведущий : Ребята! Вы когда-нибудь слышали о городе мастеров? (Ответы детей). В этом городе живут очень добрые, веселые, смешные и умелые человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Горгана. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым и вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица, ни одной яркой краски. Скорее приезжайте, помогите нам!» Ну что, ребята, поможем человечкам из города мастеров? Тогда в путь!

Горгана: (звучит запись) Ха-ха-ха! Как бы не так! Кто это осмелился разрушить мои чары и расколдовать город?

Ведущий: Уважаемая колдунья Горгана. Мы отправляемся в путь по просьбе веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй город.

Горгана: Ну, что ж, раз вы такие все отважные, вот вам тру-у-у-у-удное задание: вам нужно сделать кое-чего, воспользоваться кое-чем, достать все то, что там находится, и правильно его разместить. Ха-ха-ха! Встретимся в конце пути!

Ведущий: Ребята! Давайте разделимся на 4 команды, каждая пойдет по своему маршруту спасать город (вручает воспитателям маршрутные листы). Звучит веселая музыка, дети уходят по маршрутам.

^ Станция «Улицы мастеров»

Комната речевого развития.

Проводит воспитатель Щебитченко Л.Л.

Задания для детей подготовительной группы

Чтобы вернуть в город этот домик нужно сделать его веселым и нарядным.

А для этого вам предстоит выполнить задания.

Готовы ли вы их выполнить?
Отгадайте, кто живет в этом доме? Перед вами жители. Посмотрите на звуковые схемы и скажите, кто хозяин этого дома? (Гном)

/Коллаж с изображением куклы, утки, собаки, гнома/
Угадайте, как зовут этого гнома? (По первым буквам названий предметов на карточке) ВАСЯ (в илка, а пельсин, с анки, я блоко)
Злая Горгана сняла в волшебном городе таблички с названиями улиц.

Чтобы узнать, какие улицы были в волшебном городе, достаньте из этой коробки карточку и дайте название улице. (апельсин – апельсиновая, вишня – вишневая, солнце – солнечная и т.д.)
А теперь послушайте стихотворение и добавьте словечко, чтобы получилось стихотворение. Задание называется «Подскажи словечко».

Поезд водит – (машинист)

Пашет поле – (тракторист)

Самолетом правит – (летчик)

Клеит книги – (переплетчик)

В школе учит нас – (учитель)

Строит здания – (строитель)

Красит стены нам – (маляр)

Мебель делает – (столяр)

Песни нам поет – (певец)

Торговлей занят – (продавец)

На станке ткет ткани – (ткач)

От болезней лечит – (врач)

Лекарства продает - (аптекарь)

Хлеб печет в пекарне – (пекарь)

Пишет красками – (художник)

Сапоги сошьет – (сапожник)

Часы починит – (часовщик)

Погрузит краном – (крановщик)

Рыбу ловит нам – (рыбак)

Служит на море – (моряк)

В машине возит груз – (шофер)

Хлеб убирает – (комбайнер)

За свинками следит – (свинарка)

Доит коров всегда – (доярка)

Главный в поле – (агроном)

Звезды знает – (астроном)

Ходит в горы – (альпинист)

Вглубь плывет – (аквалангист)

В доме свет провел – (монтер)

В шахте трудится – (шахтер)

В жаркой кузнице – (кузнец)

Кто всех знает МОЛОДЕЦ!

Человечки, жившие в этом городе, были хорошими мастерами. Посмотрите, солнышко, без лучиков. Лучики у солнышка появятся, если вы скажете что умели делать мастера? (ответы детей: лепить, рисовать, строить, выращивать цветы и т.д.)
Итак, вы выполнили все мои задания, и я могу одну деталь от этого дома вам вручить. (Достаю из «Чудесного мешочка» деталь и прикрепляю к домику)
^ Задания на станции для детей старшей группы
Посмотрите на мои губы и скажите, какой звук я хочу произнести? (У)

Сейчас мы будем собирать слова, в которых есть звук У.
^

Игра называется: «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».


(Дуб, колобок, сумка, дом, лягушка, стена, кукла, дверь, утка).

В этом домике поселился жилец в названии которого есть звук О .

Кто это? (Гном)
^

В этой букве нет угла, потому она кругла


До того она кругла, покатиться бы смогла.

Что это за буква такая?(О)

Дети выкладывают под музыку «Лошадки» букву из арбузных косточек.
В городе Веселых Мастеров исчезли таблички с названиями улиц. Возьмите из волшебной коробочки карточку и скажите название улицы.

(Образование прилагательных: солнечная, виноградная и т.д.).
Гномик в домике загрустил. И у нашего солнышка очень мало лучиков. Если мы скажем про солнышко, какое оно, то лучиков у него добавится и оно согреет своим теплом маленького гномика.

^ Доброе, ласковое, жаркое, лучистое, золотистое, озорное, веселое, теплое.

Из этой чудесной книжки я хочу вам загадать загадки, а отгадки вы должны найти на этой страничке.

Загадываю загадки из книги «Уроки правильной речи» Татьяны Успенской.

Детям вручается деталь к «заколдованному домику».
^ Станция «Музыкальный город»

Виртуальная студия.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, проектор, ППС «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта» (для старшей группы) и ППС «Играем с музыкой Чайковского. Щелкунчик» (для подготовительной группы)

Музыкальные руководители: Шорина Т.В. и Бельдяева Т.В.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие необычные дома в этом заколдованном городе. Как вы думаете, кто может жить в этих домах? (ответы детей).

Да! Судя по домам, в них живут мастера-музыканты. Но злая колдунья отобрала инструменты у музыкантов и спрятала их в оркестровой яме. Нам нужно выполнить задание: отгадать, какой звучит инструмент, и вернуть их музыкантам. Если вы правильно выполните задание, то сможете услышать, как они прекрасно играют вместе. (Для детей старшей группы компьютерная игра «Волшебная флейта» - Книга; для детей подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик» - Голубой слон).

Ребята! Вы молодцы, хорошо справились с заданием. Но вам предстоит выполнить еще одно, не менее трудное задание.

Колдунья заколдовала не только веселых человечков, но их друзей: сказочных героев, птиц, животных. Прежде чем приступить к этому заданию, давайте расскажем стихотворение с помощью деревянных палочек. Если мы расскажем его ритмично, дружно, то сможем перейти к трудному заданию.

(Логоритмическое упражнение, сборник «Удивительный ритм»).

для подготовительной группы компьютерная игра «Щелкунчик, фрагмент «Ёлка».

После выполнения всех заданий ведущий станции отдает детям цветную деталь домика, которую нужно прикрепить к «Заколдованному домику».

^ Станция «Дом эмоций»

Театральная студия

Педагог-психолог Петрова М.А.

- Вы уже, наверное, знаете, что злая волшебница Горгана заколдовала наш город. Все краски пропали! А когда мир серый, скучный, то нет и эмоций. Все скучное, однообразное..»

Дети: «Жалко.. Грустно..»

Ребята, поможем вернуть краски и эмоции в город?

Тогда, ребята, я расскажу вам историю. У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в нем прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить хозяину.

Также и с чувствами. Один человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Другой человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими.

Ребята, а бывает такое, что от радости вы так придушите своего друга, что ему больно будет? А от злости что-нибудь сломаете? (Ответы детей)

Давайте тогда наводить порядок в нашем доме. В каждое окошко поселим по чувству. Чтобы и у нас был полный порядок с нашими эмоциями.

Давайте вспомним, какие у нас есть чувства. (Показываются картинки с изображением различных эмоций).

Дети : Радость. Удивление. Злость, Страх, Грусть.

Возьмите белые кружочки у вас на столах. Нарисуйте в ней любое чувство… Помните, что в нашем доме, как и в нас самих, уживаются разные эмоции. Старайтесь нарисовать разные эмоции. Пока рисуете, обращайте внимание на то, что происходит с бровями, глазами, ртом и даже носом, когда мы радуемся, грустим, боимся и удивляемся.

Теперь вы заселим наших человечков в дом и украсим их, Выберите для своего человечка детали: волосы, банты или уши.

Молодцы, ребята! Своим мастерством вы победили злое волшебство Горганы и вернули одну из деталей «заколдованного домика».

Счастливого вам пути!

^ Станция «Переход через джунгли»

Физкультурный зал. Руководитель физвоспитания Соколова А.Д.

Звучит музыка «Чунга-Чанга». Детей встречает ведущий станции в костюме мартышки. Предлагает вместе с ней отправиться в джунгли на поляну игр.
^ 1 задание «Проберись через джунгли»

Командная эстафета. Дети делятся на 2 команды. Первые игроки надевают на себя коробку, декорированную лентами, листьями. Необходимо добежать до стойки, обежать ее, вернуться к команде и передать коробку следующему игроку.
^ 2 задание «Мартышки»

На противоположных сторонах зала отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики – это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок. Остальные дети – «мартышки», у них за пояс закреплены ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала, берутся за руки и по команде в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:
В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.

Огромное количество веселых шалунишек

Набеги совершают на местные сады

Когда они появятся – уж точно жди беды.

Сторож ловит мартышек, стараясь выдернуть ленточку. Если это ему удалось сделать, то мартышка считается пойманной.
^ 3 задание «38 попугаев»

Командная эстафета. Оборудование: 2 «змеи» для хождения. (Пособия сшиты из ткани и наполнены синтепоном).

Дети делятся на 2 команды. Игроки по очереди проходят по «змее», возвращаются бегом обратно.

^ Ведущий станции: Какие вы ловкие и смелые. Все задания выполнили! Получайте деталь к «заколдованному домику».

Итог маршрутной игры

Пройдя все маршруты, дети возвращаются в зал

Воспитатели закрепляют домики на центральной стене. Звучит таинственная музыка и голос Горганы.

Что!! Не верю своим глазам! Вы все справились с моими трудными заданиями? Все равно не уступлю!

Ведущий : Горгана! Это не честно! Мы выполнили твое условие, Сними теперь свое колдовство с веселых человечков.

Горгана : Ни за что!

Ведущий : Ребята, давайте попробуем победить ее улыбкой и веселой песней. Исполняется песня «Улыбка» (Пока дети поют, воспитатели прикрепляют на домиках человечков, которые улыбаются).

Ведущий : Дети! Посмотрите, у нас опять веселый и счастливый город. Мы победили злую колдунью!