Формирование личности, процесс формирования личности. Факторы влияющие на развитие личности

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы Они являются основными на начальных поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности - это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего "Я". В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся:

- наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения);

- среда (природная - биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда);

- образование (включая: воспитание, обучение, просвещение);

- собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование)

Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние?

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.



Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияет разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда, или микросреда и макросреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к – ближайшему. В понятии социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их еще раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Вот почему ими заинтересовались и антропологи, и педагоги, и психологи. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки.

Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Среда является условием и источником развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личностью. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Огромную силу воспитания признали и многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования.

Я.А. Коменский «Едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки хоть как-нибудь не воспринимало изображения, едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь нельзя было написать. Однако, если попадется зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать…»

В чем сила воспитания? Почему она оказывается решающим, главным фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду; во-вторых, все дети проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для эффективности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознание человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Для того, чтобы проявились творческие задатки, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

И.М. Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее воспитание и уход, тем не мене не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определенную роль в развитие и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностный качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Эти факторы являются внешними по отношению к личности. Однако мы не должны забывать о самопроизвольном внутренним ее изменении, определяемом внутренними противоречиями. Каждая личность развивается по своему пути.

И.Кант: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

Следовательно, четвертым фактором развития личности является собственная активность личности, ее саморазвитие и самовоспитание.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В связи с этим при рассмотрении вопроса о особенностях развития личности необходимо учитывать влияние такого фактора как собственная активность личности, в частности самовоспитание.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование культуры личности.

Таким образом, основными факторами развития личности является наследственность, среда, воспитания и саморазвитие (самовоспитание) личности. Но ни сила влияния, ни изменчивость этих факторов, ни их самая тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без ее активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развитие личности, т.е. человека члена общества.

Власенко Марина

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональная учебно-научная конференция учащихся

«ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»

Факторы, влияющие на формирование личности

Выполнила:

Власенко Марина Олеговна,

Обучающаяся 11 класса

член ШНОУ «Мысль»

МКОУ СОШ с. Бобровка

Руководитель:

Волкова Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

г. Саратов

2012г

Введение…………………………………………………………………

1. Факторы, влияющие на формирование личности…………………..

2. Социальные факторы, воздействующие на личность………………

2.1 Роль семьи в формировании личности………………………….

2.2 Влияние коллектива на формирование личности………………

Вывод…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………..

Приложение……………………………………………………………...

Введение

Предметом моего исследования является изучение факторов, которые влияют на развитие личности в юношеском возрасте. Важность этого вопроса я вижу в том, что именно на данном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения происходит выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение. Проблема смысла жизни очень значима для нас, подростков, и смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а подготавливаются всем ходом предыдущего личностного развития. Можно сказать, что это период формирования личностного фундамента.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

1. Факторы, влияющие на формирование личности

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.

Здесь я и подошла к главному вопросу своей работы. Так какие же факторы оказывают на нас влияние? А главное, кто является непосредственным участником этого воздействия?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. На них и сосредоточу основное внимание.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Значительный интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельно с ти, что указывает, прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Рассматривая вопрос о генетическом наследовании, я занялась изучением работы Э.Эриксона, его теории о формировании личности. Меня заинтересовало это учение своим нетрадиционным подходом к трактовке генетики как нечто предопределенного, социально присущего каждому человеку.

Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, он подчеркивает, что существует генетическая предопределенность стадий развития.

Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.

1.Кризис доверия – недоверия (на первом году жизни).

2.Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет).

3.Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет)

4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Поздняя зрелость. Осмысление всей жизни, мудрость в противовес смерти и отчаянию (от 65 лет).

Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.

И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы .

Я рассматриваю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе . К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

2. Социальные факторы, воздействующие на личность

Вопросы моих анкет (см. приложение) были направлены на выявление взаимоотношений в семье , школе и коллективе, так как главное в воспитании и дальнейшем формировании личности маленького человека – достижение душевного единения, связи родителей с ребенком. Также известно, что ребенок, находясь во взаимодействии с той или иной средой, непременно подстраивается под нее и становится ее частью. При этом чем больше времени человек проводит во взаимодействии с этой средой, тем большее влияние она оказывает на него. Рассмотрим влияние этих сред на развитие и формирование личности.

2.1 Роль семьи в формировании личности

На формирование личности человека большое влияние имеет воспитательное воздействие. Огромная роль здесь отведена семейному воспитанию. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети.

Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным моего исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.

Но часто в возрасте 14 – 16 лет многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются предрассудки и комплексы. Принижение роли семьи может привести к большим потерям, в основном нравственного порядка, которые впоследствии могут обернуться крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Как говорит следующая цитата: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».

2.3 Влияние коллектива на формирование личности

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации системы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него особое воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру .

Школа является вторым по значимости после семьи социальным

институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения. Результаты моего опроса показали, что 50% ребят на вопрос: «Кто на тебя оказывает большее влияние?» затрудняются ответить.

Влияние коллектива на формирование личности я рассматриваю на примере взаимодействия в учебной группе (классе), потому как именно годы, проведенные в школе – это во многом определяющий период в жизни каждого человека. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором находится человек. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем, выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности. Для анализа и характеристики этого периода я задала ребятам вопрос: «С кем бы вам больше хотелось поехать отдохнуть?» , 80% опрошенных ответили, что у них отличный класс, много друзей и они не прочь поехать куда-нибудь с одноклассниками, но 20% ни за что бы так не поступили. Это свидетельствует о наличии конфликтной атмосферы в среде сверстников-подростков.

Вывод

В ходе теоретического анализа литературы и результатам анкетирования по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она находится. Результаты опроса представлю в виде графиков. По характеру кривых видно, что на первом этапе (8 – 9 класс) в процессе формирования личности роль семьи и коллектива оказывается примерно одинаковой. К концу периода роль семьи в формировании личности снижается на фоне роста влияния коллектива. Я связываю это с началом периода определения областей своего преимущественного интереса, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни.

Рис. 1.

Полагаю, что дальнейшее резкое увеличение влияния коллектива, наблюдаемое у старших школьников, связанно с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов.

Говоря о сравнении формирования личности мальчиков и девочек, хочу отметить, что в период развития соответствующий обучению в 8 – 9 классах протекает примерно одинаково. Период пребывания в старших классах школы, отмеченный резким увеличением влияния коллектива, наиболее характерен для девочек. Я не связываю данный процесс с особым влиянием социальной среды, на мой взгляд, это в большей степени связанно с физиологическими различиями.

Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности – только лишь часть огромной системы, воздействующей на личность. Для полной оценки всех факторов влияющих на становление личности необходимо много усилий и знаний в данной области. Мы, сегодняшние дети – это взрослые 21 века. Семья, школа общество должны помочь нам сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1986.-381с.

2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту – М.: Педагогика, 1983.-831.

3. Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.-251с.

4. Лупоядова Л.Ю. Школа и родители. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006.-207с.

5. Эриксон. Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: Флинта,2006.-352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

«Друзья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли у тебя друзей?

а) много б) мало в) друзей мало, но много хороших знакомых

  1. Дорожишь ли ты общением с ними?

а) дорожу б) не дорожу в) дорожу, но не со всеми

  1. Большое влияние оказывают на тебя друзья?

а) большое б) среднее в) небольшое

  1. Всегда ли тебе приятно проводить время в компании друзей?
  1. Ты можешь совершить правонарушение с друзьями «за компанию»?

а) могу б) не могу в) затрудняюсь ответить

а) всегда б) не всегда в) никогда

  1. Всегда ли можешь обратиться к друзьям за помощью?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) никогда

  1. Способен ли ты отказаться от личных убеждений, если они не совпадают с мнением друзей?

а) способен б) не способен в) способен от некоторых

Анкета

« Семья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли времени ты проводишь с семьей?

А) много б) мало в) достаточно

  1. Достаточно ли внимания, на твой взгляд, уделяют тебе родители?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

  1. Гордишься ли ты своими родителями?

а) горжусь б) горжусь только папой (мамой) в) нет, не горжусь

  1. Обладают ли родители в твоих глазах авторитетом?

А) обладают б) не обладают в) обладает только папа (мама)

  1. Хочешь ли ты в будущем быть похожим на своего отца или мать?

а) хочу б) не хочу в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь обратиться за помощью к родителям?

а) всегда могу б) могу, но не всегда в) не могу

  1. Часто ли ты пренебрегаешь мнением родителей?

а) часто б) не часто в) никогда

ОПРОС.

  1. Как ты проводишь свободное время?

а) дома с родителями б) в школе на секциях и кружках в) на улице с друзьями

  1. Что (кто) на тебя оказывает большее влияние?

а) родители б) школа (педагоги) в) друзья

  1. Если у тебя проблема, к кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

а) к родителям б) к друзьям в) к учителю

  1. Кто обладает в твоих глазах большим авторитетом?

а) родители б) педагоги в) друзья

  1. С кем ты поделишься своей тайной?

а) с родителями б) с друзьями в) с учителем

  1. С кем тебе больше хотелось бы поехать отдохнуть?

а) с родителями б) с классом и кл. рук. в) с друзьями

  1. Чье мнение для тебя более ценно и значимо?

а) родителей б) педагогов в) друзей

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци-альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про-изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про-цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив-ность личности, порождаемая противоречиями, интереса-ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро-среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы , тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло-гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на-следственностью (Э. Торндайк , Д. Дьюи , А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен-ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич-ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче-ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден-ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк , Ж.-Ж. Руссо , К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред-расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи-сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ-ствовало утверждение, что психические качества не насле-дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга-низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка-честв своих родителей, в генетических программах челове-ка не заложена информация о социальном поведении. Ка-ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори , К. Лоренц , Э. Фромм , утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе-редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та-ких выводов служат данные, полученные при изучении по-ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав-лова , и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо-ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед-нее время позицию о генной обусловленности нравствен-ности и социального поведения человека занимают отече-ственные ученые (П.К. Анохин , Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз-вития личности является среда. Среда — это реальная дей-ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче-ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще-ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ-водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на-следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль-ная действительность понимается в этом случае метафизи-чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин-дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре-ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен-ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв-ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак-тов между людьми, в формировании межличностных отно-шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей-ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду-ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы-вающим влияние на формирование личности, является вос-питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше-ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело-го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

Большинством исследователей вос-питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен-ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно-шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со-знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед-ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по-тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги-ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз-действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ-ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз-нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна-вательной, трудовой, общественной, политической, худо-жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че-ловека, деятельность:

Обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

Способствует удовлетворению естественных челове-ческих потребностей;

Содействует познанию и преобразованию окружа-ющего мира;

Является фактором развития духовного мира челове-ка, формой и условием реализации его культурных потреб-ностей;

Дает возможность человеку реализовать свой личност-ный потенциал, достичь жизненных целей;

Создает условия для самореализации человека в сис-теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди-наковых внешних условиях во многом зависит от собствен-ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока-зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек-тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек-тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор-ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз-витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со-циальными факторами, которые действуют не изолирован-но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.