Где используется масштаб. Виды масштабов

Масштаб – степень уменьшения горизонтальных проложений линий местности при их изображении на плане и карте. М вычисляют как отношение длины линии на чертеже, плане, карте к длине горизонтального проложения этой линии на местности.

Горизонтальное проложение – ортогональная проекция линии с физической поверхности Земли на горизонтальную плоскость. Виды Масштаба:

а) численный;

Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) на местности.

Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1 000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.

б) именованный;

вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке.

в) линейный;

Линейный масштаб- это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части.

г) поперечный

масштаб - график (обычно на металлической пластинке) для измерения и откладывания расстояний на карте с предельной графической точностью (0,1 мм).

Расстояние на местности, соответствующее наименьшему делению линейного масштаба карты. Расстояние на местности, соответствующее 0,1 мм в масштабе карты, называется предельной точностью масштаба .

Виды карт: Оперативные (1:10 6 ,500к,200к) тактические (1:100к,50к,25к,10к). Типы: Мелко-(1,2), средне-(3,4), крупномасштабные(5,6,7)

Виды карт

Масштаб карты

Типы карт

Порядок образования листа карты

Схема образования листа карты

Размер листа карты

Пример номенклатуры

Оперативные

Мелкомасштабные

деление земного эллипсоида параллелями, меридианами

деление листа миллионной карты на 4 части

Среднемасштабные

деление листа миллионной карты на 36 частей

Тактические

деление листа миллионной карты на 144 части

Крупномасштабные

деление листа карты М. 1:100 000 на 4 части

деление листа карты М. 1:50 000 на 4 части

деление листа карты М. 1:25 000 на 4 части

2" 30" × 3" 45"

4.Понятия о плане и карте. Условные знаки.

План местности - простейшая разновидность географической карты; чертёж небольшого участка местности в крупном масштабе. Планы применяются туристами, коммунальными и аварийными службами, в сельском хозяйстве и в других местах, где нужно ориентироваться на местности и изучать участки

Карта - Географической картой называется уменьшенное в определенном масштабе изображение на плоскости земной поверхности в определенной картографической проекции. Это изображение обычно условное, так же это может быть чертеж земной поверхности или объекта, в уменьшенном или обобщенном виде.

В отличие от плана карта имеет более мелкий масштаб. Так на плане он крупнее, чем 1: 5000. Изображения земной поверхности с более мелким масштабом можно считать картами.

Масштаб влияет на изображаемую площадь. Чем крупнее масштаб, тем меньшую площадь можно изобразить. Соответственно на планах изображается небольшая территория, а на картах можно изобразить любую площадь, в том числе и весь земной шар.

На планы обычно стараются нанести все детали изображаемой местности, а на карту только наиболее существенные объекты. Причем карты бывают разного типа, и соответственно важные объекты для каждого типа карты свои.

На планы не наносят параллели и меридианы, в то время как на картах их обозначают всегда.

Условные знаки служат для того, чтобы на карте показать тот или иной объект (очень простым языком)

Картографические условные знаки - система символических графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».

Например: Леса (вырубленный, горелый и др), колодцы, пещеры, ямы, болота, мосты, скалы, пещеры, ключи, жд дороги, овраги и тд.

ВОТ ВАМ КАК ПРИМЕР

Аксенова М.Ю., кандидат географических наук, доцент кафедры географии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры естествознания УИПКПРО.

Тема 1.1. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

План

1. Масштаб, виды записи масштаба.

2. Стороны горизонта.

3. Методические приемы построения профиля по карте.

1. Масштаб

Расстояние на местности измеряют рулеткой или специальными приборами. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояние уменьшать. Для этого надо выбрать масштаб. Масштаб – это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность. С помощью масштаба по карте легко прочитать, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре плана или карты. Это важнейшая характеристика карты или плана, так как от нее зависит полнота и подробность изображения местности, она дает возможность выполнить измерения по карте или плану, определить общий размер изображаемой территории.

Существует несколько видов записи масштаба:

– численный масштаб 1:1 000;

– именованный масштаб (в 1 см – 10 м). Расстояние на местности, соответствующее 1 см плана или карты, называется величиной масштаба. В данном случае величина масштаба – 10 м;

– линейный масштаб. Это прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). У каждого деления линии подписывают соответствующее ему расстояние на местности. С помощью линейного масштаба можно определить не только размеры объектов, но и расстояние между ними. В данной работе используют циркуль-измеритель. На любой карте, как правило, можно увидеть все три вида записи масштаба в углу карты или на ее легенде.

Таблица 1

Виды масштабов

Вид масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

1. Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние

Для краткой записи

2.Численный

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

3. Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Все географические карты по своему масштабу подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты масштабов от 1:10 000 до 1:200 000 включительно. К среднемасштабным – от 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным – менее 1:1 000 000.

Наиболее подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах. При уменьшении масштаба карты подробности приходится исключать и обобщать (генерализовать). Отдельные объекты заменяются их собирательными значениями. Отбор и обобщение становятся очевидными при сравнении разномасштабных карт населенного пункта. В масштабе 1:10 000 он дается в виде отдельных строений. На такой карте четко прослеживаются улицы, различные объекты. В масштабе же 1:1 000 000 этот населенный пункт изображен в виде условного знака. В зависимости от назначения необходимы и те, и другие карты.

Точными и подробными являются топографические карты и планы, составляемые в масштабах 1:1 000 000 (в 1 см – 10 км) и крупнее.

2. Азимут

Азимут – это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря – от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке – 90°, на юге – 180°, на западе – 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить (рис.1).

Рис.1. Определение азимута.

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Стороны горизонта нанесены на циферблат компаса. Это север, юг, запад и восток (рис.2).

Сориентироваться – значит определить свое положение относительно основных сторон горизонта или, как еще говорят, сторон света. А идти по курсу – это значит придерживаться выбранного направления.

Рис. 2. «Роза сторон горизонта».

На компасе стороны света обозначены буквами С,В,Ю,3 (север, восток, юг, запад). Промежуточные направления - СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Еще более точные данные можно получить, разделив циферблат компаса на 360 градусов по окружности.

Так, например, если повернуться лицом к северу, то юг окажется сзади, запад - слева, а восток - справа. Если встать лицом к западу, сзади будет восток, справа - север, слева - юг. И, наконец, если встать лицом к востоку, то сзади окажется запад, слева - север, справа - юг.

Научитесь быстро определять стороны горизонта. Промежуточные направления (рис. 2) лежащие между направлениями на север, юг, восток и запад, называют так:

Направление посредине между севером и востоком - северо-восточным направлением (СВ).

Направление посредине между востоком и югом - юго-восточным направлением (ЮВ).

Направление посредине между югом и западом - юго-западным направлением (ЮЗ) Направление посредине между западом и севером - севевро-западным направлением (СЗ).

3. Методические приемы построения профиля по карте

Построение профиля рельефа местности по топографической карте включает два вида деятельности: во-первых, умение переводить масштаб изображения на карте путём увеличения его изображения на профиле, во-вторых, непосредственно построение профиля местности. Для решения первой задачи необходимо внимательно прочитать условие (совпадает ли масштаб карты с масштабом профиля местности). Масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м, т. е. в 2 раза крупнее. Поэтому при перенесении основы профиля в бланк ответов № 2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте, а расстояние до контрольной точки на профиле в 2 раза больше, чем на топографической карте. В легенде карты показано, как проведены горизонтали на топографической карте. Внимательно изучите территорию поверхности земли, по которой проведена линия построения профиля. Если линия профиля пересекает реку, то рельеф к руслу реки будет понижаться, наличие берштрихов также указывает на направление склона. для точного построения профиля измерьте расстояние от точки до ближайшей горизонтали по линии А – В (строим профиль от точки А к В – слева направо); полученную цифру умножьте на 2 (в связи с укрупнением масштаба профиля) и пометьте это расстояние на горизонтальной оси (от вертикальной левой оси, на которой есть отметка точки А). Сделайте отметку высоты горизонтали на горизонтальной линии профиля. Когда все высоты горизонталей будут отмечены на горизонтальной линии профиля, проведите перпендикуляр от горизонтальной линии на уровень отметки этой высоты на вертикальной линии, обведите полученную точку, так же соотнесите отметки высот других горизонталей. Полученные точки соедините плавной линией, отражающей перепады высот рельефа в границах линии А – В. Не забудьте пометить Положение контрольной точки (указанной в задании) на профиле местности.

II. Алгоритмы решения задач по теме 1.1

Задание № 18 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте расстояния.

Задание № 19 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте направления.

Задание № 20 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

Задание № 21 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты.

Рис.3 . Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

1. Найдите на карте (рис. 3) необходимые объекты. Соедините эти объекты прямой линией. При помощи линейки измерьте полученный отрезок линейкой = 4,2 см.

2. Узнайте с помощью именованного масштаба, сколько километров (метров) на местности соответствует одному сантиметру на карте: в 1 см – 100 метров.

3. Измеренное расстояние умножить на количество метров на местности для данного масштаба.

4,2 х 100 = 420 м.

Обратите внимание, ответ необходимо округлить до десятков метров и записать цифрами.

Ответ: 420.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

Ответ: ___________________________.

Последовательность выполнения задания:

1. Найдите на карте, пользуясь условными обозначениями, необходимые объекты: башня и родник.

2. Помните, что на топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Вспомните расположение сторон горизонта. Родник находится от башни строго в северном направлении.

Ответ: С или север или в северном.

Задание 3. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Последовательность выполнения задания:

1. Используя топографические знаки карты, необходимо проанализировать географические условия каждого участка по следующим критериям: экспозиция склона, наличие или отсутствие дороги, близость к населенным пунктам.

2. Опишите каждый из участков и сделайте соответствующий вывод. Участок 1 – северная экспозиция, рядом шоссе, участок 3 – южная экспозиция, но удален от дороги. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. он имеет южную экспозицию и находится рядом с шоссе.

Задание 4. На рисунках (рис.4) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис.4. Варианты профилей

Последовательность выполнения задания:

1. Определите изменение рельефа на профиле. Идет понижение рельефа в сторону реки. Из всех приставленных профилей, не подходит только № 2.

2. Определите, между какими и/или на каких горизонталями расположены точки А и В.

Точка А расположена между горизонталями 102,5 и 105 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В – на горизонтали 107,5.

Подходит только № 4.

3. Какие объекты пресекают линию профиля. В данном задании – это река. Определите, на уровне каких горизонталей она расположена.

Река протекает между горизонталями 87,5. Из всех приставленных профилей, также подходит только № 4.

III. Практикум по теме 1.1

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 5).

Рис. 5 . Карта

Задание 1. Определите по карте (рис.5) расстояние на местности по прямой от дома лесника до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2,6 см.

3. 2,6 х 100 = 420 м.

Ответ: 260.

Задание 2. Определите по карте (рис.5), в каком направлении от дома лесника находится отдельно стоящее дерево.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой.

Отдельно стоящее дерево от дома лесника находится строго в южном направлении.

Ответ: Ю или юг или в южном.

Задание 3. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис.5) цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Решение

1. Критерии для анализа: положение на склоне или пологость местности, наличие или отсутствие древесной или другой растительности, болот, оврагов и другое.

2. Участок 1 – имеет крутизну склона, но на участке есть препятствие в виде леса, участок 3 –пологая местность. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. есть склон, и отсутствует лес.

Задание 4. На рисунках (рис.6) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 6. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена между горизонталями 30 и 32,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В между 50 и 52,5.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 1.

2. От точки А к точке В идет повышение. До горизонтали 35 метров идет постепенный подъем, а начиная с 35 горизонтали, они расположены более близко друг другу. Из всех приставленных профилей, подходит только № 3.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 7).

Рис. 7. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2 см.

2. Масштаб именованный в 1 см – 100 метров.

3. 2 х 100 = 200 м.

Задание 6. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Следовательно слева будет запад, справа – восток.

Колодец от школы находится строго в западном направлении.

Ответ: З или запад или в западном.

Задание 7. Школьники из села Лужки выбирают место для обустройства футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Решение

1. Критерии для анализа: крутизна склонов, характер поверхности.

2. Участок 1 – луг, но расположен на склоне, участок 3 –болото. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. ровная местность и луг.

Задание 8. На рисунках (рис. 8) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 8. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена внутри замкнутой горизонтали 27,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В чуть выше горизонтали 25.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 3.

2. Линию профиля пересекает овраг. Овраг нанесен только на двух профилях № 3 и № 4, но на профиле № 3 неверно нанесено положение точек А и В.

I V. Задания для самостоятельной работы по теме 1.1.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 9.

Рис.9. Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.

Задание 3. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 4. На рисунках (рис.10) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 10. Варианты профилей

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 11.

Рис. 11. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 6. Определите, в каком направлении от точки В находится дом лесника.

Задание 7. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 8. На рисунках (рис. 12) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 12. Варианты профилей

V . Ответы на задания самостоятельной работы по теме 1.1.

Задание 1. 110, 120, 130.

Задание 2. Юг.

Задание 3. Участок № 2, потому что на нём нет леса и есть склон.

Участок 1 равнинный. На участке 3 пни. Следовательно, подходит участок 2.

Участок 2, так как там уклон и нет препятствий.

Задание 4. 4.

Задание 5. 200, 210, 220.

Задание 6. СВ, северо-восток, в северо-восточном.

Задание 7. Участок № 2, потому что на нем нет леса и есть склон.

Участок 1 ровный. На участке 3 пни и кусты. Следовательно, подходит участок 2.

  • Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

    Контрольные вопросы

    Любые записи . Л.С. ... быть построен профиль по ... разного масштаба . ... как по горизонтали , так и по вертикали... сторону листа, при конструировании - не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок - видит ... по возможности деятельности. Методические приемы , ...

  • Рабочая программа «география» 5-9 классы составитель

    Рабочая программа

    ... Масштаб и его виды . Что показывает масштаб . Виды записи масштаба ... по картам стороны горизонта ... Построение профиля рельефа по параллели 40º с.ш. с соблюдением горизонтального и вертикального масштабов ... методические рекомендации, атлас, контурные карты ...

  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников строительного направления составитель доцент итф кондратьева Евдокия Николаевна 2001 г

    Методические указания

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ ... карт ... Построение топографического плана Построение координатной сетки. Координатную сетку в виде квадратов со сторонами по ... Приемы ... Записав ... горизонта . Для удобства построений па профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб ...

  • Масшта́б- в общем случае отношение двух линейных размеров. Во многих областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.

    Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть три вида масштаба: численный, именованный, графический.

    Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически.

    -Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) на местности.

    Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1 000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.

    -Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные.

    -Линейный масштаб - это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части.

    -Поперечный масштаб - это графический масштаб в виде номограммы, построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла. Поперечный масштаб применяют для более точных измерений длин линий на планах. Поперечным масштабом пользуются следующим образом: откладывают на нижней линии поперечного масштаба замер длины таким образом, чтобы один конец (правый) был на целом делении ОМ, а левый заходил за 0. Если левая ножка попадает между десятыми делениями левого отрезка (от 0), то поднимаем обе ножки измерителя вверх, пока левая ножка не попадёт на пересечение к-либо трансвенсали и какой-либо горизонтальной линии. При этом правая ножка измерителя должна находиться на этой же горизонтальной линии. Наименьшая ЦД=0,2 мм, а точность 0,1.

    Точность масштаба - это отрезок горизонтального проложения линии, соответствующий 0,1 мм на плане. Значение 0,1 мм для определения точности масштаба принято из-за того, что это минимальный отрезок, который человек может различить невооруженным глазом. Например, для масштаба 1:10 000 точность масштаба будет равна 1 м. В этом масштабе 1 см на плане соответствует 10 000 см (100 м) на местности, 1 мм - 1 000 см (10 м), 0,1 мм - 100 см (1 м).

    План, карта, профиль. Условные знаки.

    План-(топографич.)-это уменьш.и подобное изображение на плоскости контуров местных предметов и форм рельефа.

    План -(инж. топограф.)-это топогр. план, на котором изображены подземн. и надземн. сооружения и инженерные сети.

    План -(контурный(ситуационный))-это план, на котором изображены только контуры местных предметов

    Карта - уменьшенная и построенная по определенным математ.законам изображение значит уч-ков земной пов-ти на плоскости

    Профиль -это уменьшенное и подобное изображение вертикального разреза местности по заданной линии.

    Условные знаки -система символических графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».

    Масштабные У.З - характеризуют местоположение предмета и его размеры(Площадные и Линейные)

    Внемасштабные У.З - указывают местоположение предмета и не говорят о его размерах


    11)Рельеф- совокупность неровностей земной пов-ти.

    1-с помощью штрихов

    2-по цвету

    3-с помощью горизонталей

    4-с помощью числовых отметок

    5-с помощью линий уступов(искусств.рельеф)

    К основным формам рельефа относятся:

    Гора – это возвышающаяся над окружающей местностью конусообразная форма рельефа. Наивысшая точка её называется вершиной. Вершина может быть острой – пик, или в виде площадки – плато. Боковая поверхность состоит из скатов. Линия слияния скатов с окружающей местностью называется подошвой или основанием горы.

    Котловина – форма рельефа, противоположная горе, представляющая собой замкнутое углубление. Самая низкая точка её – дно. Боковая поверхность состоит из скатов; линия их слияния с окружающей местностью называется бровкой.

    Хребет – это возвышенность, вытянутая и постоянно понижающаяся в каком – либо направлении. У хребта два склона; в верхней части хребта они сливаются, образуя водораздельную линию, или водораздел.

    Лощина – форма рельефа, противоположная хребту и представляющая вытянутое в каком – либо направлении и открытое с одного конца постоянно понижающееся углубление. Два ската лощины; сливаясь между собой в самой низкой части её образуют водосливную линию или тальвег, по которой стекает вода, попадающая на скаты. Разновидностями лощины являются долина и овраг: первая является широкой лощиной с пологими задернованными скатами, вторая – узкая лощина с крутыми обнаженными скатами. Долина часто бывает ложем реки или ручья.

    Седловина – это место, которое образуется при слиянии скатов двух соседних гор. Иногда седловина является местом слияния водоразделов двух хребтов. От седловины берут начало две лощины, распространяющиеся в противоположных направлениях. В горной местности через седловины обычно пролегают дороги или пешеходные тропы; поэтому седловины в горах называют перевалами.

    Без него невозможно построение ни одной географической карты. Что такое масштаб? И какие виды масштабов существуют в картографии и геодезии? Об этом пойдет речь в данной статье.

    Что такое масштаб?

    Масштаб - это слово немецкое (masstab), которое состоит из двух частей: mass - "мера, величина" и stab - "палка, жердь". Мерная жердь - вот как можно перевести данный термин.

    Что такое масштаб? В общей трактовке это математическая величина, которая показывает, во сколько раз уменьшена модель (изображение) по сравнению с оригиналом. Это понятие активно используется в математике, картографии, моделизме, геодезии и проектировании, фотоискусстве, программировании.

    Иными словами, масштаб - это соотношение двух линейных размеров. В картографии он показывает, во сколько раз отрезок на карте (или плане) уменьшен по сравнению с реальной длиной этого же отрезка. При составлении любой географической карты невозможно изобразить объекты (лес, поселок, здание и т. п.) в реальную величину. Поэтому все величины многократно уменьшают (в 5, 10, 100, 1000 раз и так далее). Масштаб карты - это как раз и есть данная величина, выраженная числом.

    Виды масштабов

    Масштаб показывают на картах и чертежах с помощью чисел либо графически. Соответственно, выделяется несколько их видов.

    Численный масштаб имеет вид дроби. Он наиболее распространен в картографии. Такое обозначение многие из нас видели в нижней части топографической карты или плана местности. Численный масштаб карты имеет следующий вид (к примеру): 1:100 000. Это значит, что реальная длина отрезка на местности в 100 000 раз больше, чем его длина на данной карте.

    Именованный масштаб используется тогда, когда необходимо узнать, чему равен масштаб карты. Его также довольно часто указывают на географических картах. Он имеет такой вид: в 1 см - 1 км.

    Линейный масштаб - это уже графический тип масштаба. Он являет собой линейку, которая разделена на графы соответствующих размеров. На фото выше представлен данный вид масштаба.

    Поперечный масштаб - это более усложненный вариант графического вида. Он используется для максимально точных измерений, и его можно встретить на более серьезных картах.

    Как правильно пользоваться масштабом карты? Предположим, вам необходимо по конкретной карте узнать реальное расстояние между селами А и В. При этом вам дан такой масштаб: в 1 см - 0,5 км (или 1:50 000). Для этого нужно взять обычную линейку и измерить расстояние между двумя пунктами по карте. Затем полученную величину (предположим, это отрезок длиной в 5 сантиметров) следует умножить на 0,5 км, соответственно масштабу нашей карты. Таким образом, мы получим правильный ответ: расстояние между селом А и селом В составляет 2,5 километра.

    Разновидности карт (по масштабу)

    Масштаб выступает одним из критериев для классификации географических карт. Так, согласно ему, все карты делятся на:

    • мелкомасштабные (масштаб до 1:1 000 000);
    • среднемасштабные (от 1:1 000 000 до 1:200 000);
    • крупномасштабные (от 1:200 000 и более).

    Разумеется, на крупномасштабных картах местность более детализирована: здесь могут быть показаны отдельные улицы или даже здания. Чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов местности на ней можно изобразить.

    Мелкомасштабные географические карты, как правило, используются для изображения полушарий и континентов, среднемасштабные - для государств и их частей, крупномасштабные - для отдельных, небольших по площади территорий. С крупномасштабными картами очень хорошо знакомы военные, краеведы, а также туристы.

    Картографическая генерализация

    Какой бы детальной ни была карта, на ней все равно не получится отобразить абсолютно все объекты и детали, которые присутствуют на данной местности. В этом как раз и заключается сущность понятия "картографическая генерализация".

    Слово generalis можно перевести с латинского языка как "обобщенный". Генерализация - это процесс отбора тех географических объектов, которые будут изображены на конкретной карте. Причем этот процесс является объективным, целесообразным и научно обоснованным.

    Чтобы понять, что такое генерализация, достаточно вспомнить те карты, которые вы наверняка держали в своих руках. Так, на карте Евразии вы вряд ли найдете город Череповец. А вот на карте Вологодской области он обязательно будет отмечен.

    Картографическая генерализация помогает сделать карту максимально качественной и функциональной, легкочитаемой. Разумеется, она напрямую зависит от масштаба.

    В заключение

    Итак, что такое масштаб? Данная величина показывает, насколько уменьшено изображение, по сравнению с реальными размерами изображаемого объекта. Это понятие получило наибольшее распространение в картографии и географии. Существует несколько видов масштабов: численный, именованный, линейный и поперечный.

    С термином "масштаб" тесно связано понятие картографической генерализации. Этот процесс позволяет топографам отобрать важнейшие географические объекты и отобразить их на географической карте.

    Цели урока .

    1. Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

    2. Научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в именованный и обратно.

    3. Закрепить понятие “план местности” и знания о способах изображения объектов местности на плане.

    Ход урока

    I. Оргмомент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Тренировочная работа: замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

    От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3).

    Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7 ), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10) . Вскоре мы подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.

    Выставляются только хорошие оценки.

    2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

    В каких ситуациях вы можете использовать план местности?

    Как помогает план местности в жизни?

    III. Изучение нового материала.

    1. Объяснение учителя

    1. Введение понятия “масштаб”.

    Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

    Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая )

    Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь )

    Как выразить уменьшение?

    2. Самостоятельная работа с учебником

    Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12.

    Что такое масштаб?

    Записать определение в тетради

    3. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

    Вопросы для беседы:

    В каких ситуациях вы использовали план местности?

    Люди, каких профессий используют план местности?

    Как помогает план местности?

    4. Объяснение учителя

    Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

    Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

    Запись в тетради.

    1: 50 - 1 см на карте соответствует 50 см на местности.

    1: 100 - 1 см на карте равен 100 см на местности.

    1: 1000 - 1 см на карте равен 1000 см на местности.

    Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

    Например, в 1 см – 1 м.

    А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1: 1000000 см. (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры, т.е. в 1 см – 10 км )

    Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

    Практическая работа.

    Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Игра “Путешествие в страну Масштабию”

    Групповая работа.

    Первый этап

    Перевести именованный масштаб в численный:

    в 1 см – 10 м в 1 см – 200 м

    в 1 см – 50 км в 1 см – 750 км

    Второй этап

    Перевести численный масштаб в именованный:

    1: 10000 1: 30000

    1: 750000 1: 100000

    Третий этап

    Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

    Четвертый этап

    Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

    Пятый этап

    Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см.

    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Что Вы узнали нового на уроке?

    Для чего нужен масштаб?

    Чему Вы научились сегодня на уроке?

    VI. Подведение итогов урока и задание на дом:

    §5, задания 3 и 4 стр.14, выполнить письменно в тетради.