Гибралтарский пролив где находится. Гибралтарский пролив - "последняя точка земли"

Говоря о Средиземном море, нельзя пропустить и его ворота в Атлантику. Я имею в виду Гибралтарский пролив.

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега , примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья - Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Евразию с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать, а в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и издан-

Просмотрите хорошую и замечательную статью:

Ной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано: «Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарика ибн Сеида Джебель-ат-Тарик (то есть «горой Тарика»), Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

В 1309 году кастильские войска осадили крепость. В то время на Пиренейском полуострове шла Реконкиста. Народы, с давних пор населяющие эти земли, захваченные арабами и берберами (последних местное население называло маврами), поднялись на борьбу за освобождение, захватили крепость и по приказу короля превратили ее в тюрьму - поселили там преступников.

Несколько раз Гибралтар переходил из рук в руки. Такое упорство понятно. Крепость стояла в самом узле морских дорог.

В 1704 году во время войны за испанское наследство англо-голландская эскадра захватила Гибралтар. Отбить крепость испанцам не удалось, и девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно был закреплен за англичанами, став опорной базой Великобритании.

Мы мало знаем о Гибралтаре, поэтому я решил поместить примечание, повествующее об этом интересном регионе и его жителях.

Гибралтар с 1713 года был самоуправляющейся британской колонией, владением Великобритании. По окончании войны за испанское наследство по Утрехтскому мирному договору 1713 г. Испания «уступила» полуостров Великобритании.

23 мая 1967 года королева Елизавета II пожаловала Гибралтару конституцию, самоуправление во всех вопросах, кроме внутренней и внешней безопасности и внешней политики.

В 1973 году Гибралтар вместе с Великобританией присоединился к ЕС, получив особый статус. А в 2006 году Британия и Испания подписали Кордобское соглашение, чем и закончились все споры относительно принадлежности региона. На полуострове проживает постоянно около 30 тысяч человек, большинство являются потомками выходцев с Британских островов , Испании, Италии, Мальты, Португалии, стран Британского Содружества и Магриба. Сами себя они называют «льянитос» («жители долин»). Кроме того, на полуострове проживает около 10-15 тысяч человек, граждан других государств. Часть из них имеют двойное гражданство. Главное занятие жителей - обслуживание туристов и бизнес. Гибралтар является офшорной зоной.

Для туризма полуостров, конечно, очень интересен. Но проехать по нему непросто. Дороги хотя и находятся в хорошем состоянии, но они чрезвычайно узки, так что далеко не везде два встречных автомобиля могут разъехаться. Кроме того в заповедной зоне множество пешеходных туристов и обезьян. И если туристы идут по обочинам дорог, то обезьяны вольно бегают, не признавая никаких ограничений, не только по территории всего полуострова, но и по горным дорогам и по городским окраинам.

Значение Гибралтара еще увеличилось, когда был построен Суэцкий канал. Через Гибралтарский пролив и Средиземное море, а затем через Суэцкий канал стал проходить кратчайший водный путь из Атлантики в Индийский океан. Это обстоятельство получило не только коммерческое значение, но и военное.

В Первой и во Второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, даже маленькой рыбке не прошмыгнуть, чтобы ее не обнаружили акустики. И тем не менее фашистские подводные лодки запросто хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть?

Еще в XIX веке русский адмирал С. О. Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря постоянно оказывается ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, существует противотечение, которое идет из моря в океан .

Этими течениями весьма ловко пользовались командиры фашистских подводных лодок. У входа в пролив в Атлантическом океане они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в

Море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Общая информация

Гибралтарский пролив был известен еще древним мореплавателям, которые считали его географическим краем света, своеобразной границей между окружающим и неизведанным мирами.

Многие считали, что споткнувшись в этих местах, можно свалиться за край Земли. Гибралтарский пролив, породивший множество легенд и мифов, соединяет Атлантику со Средиземноморьем, в то же время разъединяя Африку и Европу. Находясь у южной оконечности Пиренеев, он на самом узком своем отрезке составляет всего четырнадцать километров, так что в этом месте можно одновременно видеть берега двух континентов. Берега его в основном скалистые: со стороны Европы это монолитные известняковые скалы, а с африканской - гора Джебель-Муса, расположенная в Марокко. Древними эти возвышенности назывались «последними точками земли», а сам пролив Гибралтар ассоциировался с проездом между скалами. Финикийцы называлы это место «Столпами Мелькарта», по имени своего бога мореплавания, римляне же - «Столпами Геркулеса». Согласно греческим легендам, Гибралтарский пролив по краям венчали два колоссальных столпа-колонны, обозначающие переход в неизведанный мир.

Океанография

В этом месте, так же как и в Босфоре, всегда очень сильное течение, объясняемое тем, что уровень Средиземноморья намного ниже Атлантики. Поэтому основную массу воды оно получает именно из океана через Гибралтарский пролив, который, как своеобразный порог, препятствует проникновению в море холодных глубинных вод, образуя такое явление, как гомотермия. Ситуацию усложняют и сильные ветра, которые не редкость в этих местах. За все время своего существования Гибралтарский пролив около одиннадцати раз самопроизвольно закрывался и открывался. К примеру, шесть миллионов лет тому назад его закрытие в результате движения литосферных плит привело к повышению солености в Средиземноморье, образов слой эвапоритов толщиной в 2 километра. И только его открытие спустя 0,7 миллионов лет несколько «оживило» это море.

Британский Гибралтар

До 13-го века территории вокруг пролива со стороны Европы были в руках арабов. С ними же и связано его современное название «Джибралтар», постепенно переросшее в уже привычное нам «Гибралтар». Именно так называются и пролив, и крепость, построенная на берегу. Сегодня город позиционируется как английский. Здесь находится военная база средиземноморских войск НАТО. Столица же скального государства - город Гибралтар - является смешением двух разных культур: испанской и мавританской. Этот типичный средиземноморский порт с постройками в викторианском и георгианском стиле является офшорной зоной. Сами местные жители себя называют «спэнглишами». О британском присутствии в этом месте напоминают не только название улиц, но и обилие пабов, а также английская униформа полицейских и наименование валюты - гибралтарского фунта.

Российским гражданам виза в Гибралтар выдается в английском посольстве или консульских отделах.

Марокканский Гибралтар

На другом берегу от британского Гибралтара находится территория Марокко с его самым значимым поселением - городом Танжером, у которого не менее интересная история, чем у его соседа по ту сторону пролива. Вначале это была территория, управляемая одновременно Францией, Англией и Испанией, но после Второй мировой ее французская часть перешла к испанцам. Однако после окончания войны арабские местные жители постепенно начали выражать недовольство присутствием чужеземцев, и в итоге Танжер в 1956-ом аннексировали марокканцы. Сегодня это достаточно крупный портовый город, который Гибралтарский пролив соединяет с Европой. Он по-прежнему остается европеизированным, поскольку в нем проживают немцы, англичане, испанцы, итальянцы, французы. Есть даже небольшая русская община.

Гибралтарский пролив
исп. Estrecho de Gibraltar , англ. the Strait of Gibraltar , араб. مضيق جبل طارق

Африка (справа, на горизонте) и Европа (слева) из Гибралтара .
Характеристики
Ширина 14-45 км
Длина 59 км
Наибольшая глубина 1184 м
Расположение
35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д. H G Я O L
Связывает Средиземное море , Атлантический океан
Разделяет южную оконечность Пиренейского п-ова и северо-западное побережье Африки
Страны
Аудио, фото и видео на Викискладе

Длина 65 км, ширина 14-44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м) .

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в +17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в +13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря .

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение . В районе пролива расположены испанские порты Сеута , Ла-Линеа , Альхесирас , марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар .

Название

История образования

По одной из гипотез, 5 млн лет назад воды Атлантического океана пробили Гибралтарский пролив и затопили Средиземноморье . По другой теории, более распространённой, Средиземное море является остатком древнего океана Тетис , который постепенно сокращался ввиду движения литосферных плит : это подтверждается областями горной складчатости и современным направлением движения литосферных плит: Африканская литосферная плита (весь континент Африка и прилегающие области под океанами) движется на север-северо-восток со скоростью 1,9 см/год .

Гибралтарский пролив является частью «Гибралтарской Дуги», состоящей из горной системы Баетик на юге Пиренеев, Гибралтарского пролива и северной части Марокко. Университет Гранады в 2017 году создал модель движения каменных блоков (300х150км), которые суммарно повернулись на 53 градуса по часовой стрелке со скоростью 6 градусов в 1 млн лет. Таким образом, «Гибралтарская Дуга» начала образовываться около 9 млн лет назад.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Проект «Атлантропа »

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой , а второй дамбой поменьше - перекрыть Дарданеллы . Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару , чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства . Европа и Африка стали бы одним континентом - Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море - Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш . В была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала [когда? ] возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая ».

Гибралтарский пролив в культуре

В фильме «Лодка » («Das Boot», 1981 г.) экипажу U-96 командование Кригсмарине приказывает пройти через пролив, чтобы проникнуть в Средиземное море и прибыть в Ла-Специю в Италии . Пролив имел очень мощную противолодочную оборону, англичане прекрасно понимали всю его важность, данную самой природой. По сюжету лодка была обнаружена противником, получила прямое попадание авиабомбы и после экстренного погружения провалилась на дно пролива (на глубину 280 м), превысив расчётную глубину погружения. Корпус выдержал огромное давление, после ремонта на дне моря лодка всплыла и смогла вернуться на базу.

В книге американского писателя-фантаста Пола Андерсона «Гибралтарский водопад» (Gibraltar Falls , 1975) из цикла «Патруль времени » действие происходит во времена формирования Средиземного моря.

Местоположение и назначение Гибралтарского пролива

Географические координаты:
Широта 36° 11′ с. ш., Долгота 5°22′ з. д.
Назначение объекта:
Судоходная связь Атлантики и Средиземного моря для обеспечения морского маневра. Гибралтарский пролив важный объект морского пространства, имеющий огромное стратегическое и экономическое значение. Недаром в районе пролива расположены испанские и марокканский порты и даже Английская крепость (военная база Великобритании).

Легенды и история Гибралтарского пролива

Легенды:
В древности о проливе существовало множество мифов. Считалось что он является вратами между миром людей и миром полной неизведанности, краем земли. И скалистые берега, наводящие страх тому подтверждение. Берега называли Геркулесовыми столбами.
История возникновения и географические особенности:
Первая (научная) гипотеза-Средиземное море это остатки единого (Атлантики и Средиземного моря) океана Тетис, который уменьшался в результате движения тектонических плит и в результате образовался узкий перешеек.
Вторая (околонаучная) гипотеза-5 миллионов лет назад, в результате некоего воздействия воды Атлантики «протаранили» себе пролив и образовали Средиземное море.
В проливе существуют два противоположных течения. Поверхностное течение из Атлантики в Средиземное море. Глубинное течение в Атлантический океан из Средиземного моря.

Проезд,визовый режим, связь

Наиболее предпочтительное место для туристов культурный город Гибралтар (территория Великобритании)- Надо иметь действующую шенгенскую мультивизу , либо стандартную 6-месячную британскую визу.
Связь
Отличный уровень сигнала всех операторов связи.

Отели Гибралтара

Sunborn Gibraltar
Rock Hotel
Callaghan Eliott Hotel
Marina Bay Gibraltar
Jasmine Coral Jay
Continental Hotel

Справочная информация о городе Гибралтар

Площадь 6,5 км²
Население 30 001 чел.
Валюта Фунт стерлингов
Гибралтарский фунт
Телефонный код 9567 (для Испании), 350
Национальный домен gi
Английский язык

Гибралтарский пролив или Гибралтар - международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Течения

В Гибралтарском проливе, так же как и в Мессинском проливе и Босфоре, наблюдается сильное поверхностное течение; вызванное тем, что уровень воды в Средиземном море ниже, чем в Атлантическом океане. Дело в том, что Средиземное море вмещает за счет впадающих в него рек лишь небольшую часть тон влаги, которую оно теряет в результате испарений, еще часть воды оно получает из Черного и Мраморного морей через Босфор и Дарданеллы, но основная масса воды поступает в Средиземное море из Атлантического океана через Гибралтарский пролив со скоростью 2 узлов (1 узел - 1,852 км/ч).

При этом Гибралтарский порог, перегораживая пролив, препятствует проникновению в Средиземное море холодных атлантических глубинных вод, что способствует возникновению явления гомотермии, которое усугубляется тем, что средиземноморские воды из-за высокой солености тяжелые (соленость вод Средиземного моря в восточной части составляет 39%, а в западнойв районе Гибралтарского пролива, она падает до 37%).

В свою очередь Средиземное море сбрасывает свои воды в Атлантический океан, образуя второе, подводное течение со скоростью 1,5 узла. Воды юго-восточной части бассейна, в которых концентрация соли больше на 2,5%, опускаются и, возвращаясь на запад, образуют промежуточный слой на глубине 200— 500 м, часть которого выходит через Гибралтарский пролив в океан.

Ситуацию осложняют сильные ветры, замедляющие скорость течения или увеличивающие ее почти в 2 раза в зависимости от направления, а также от приливов (два прилива в сутки), и туманы.

Международный статус пролива

До сих пор остается открытым вопрос о международно-правовом статусе Гибралтарского пролива.

В соответствии с конвенцией, выработанной III Конференцией ООН по морскому праву, судам предоставляется право транзитного прохода через проливы, входящие в систему международного судоходства’. По этому договору, открытому для подписания в 1982 г., Испания и Марокко претендуют на 12-мильную зону территориальных вод, т. е. они фактически выступают за то, чтобы поделить Гибралтарский пролив приблизительно пополам. Однако некоторые страны, в том числе Великобритания и США, не признают такого деления и считают середину пролива открытым морем. При этом они активно используют фарватер пролива для военных перевозок. В частности, в 1973 г. США осуществляли через Гибралтарский пролив военные поставки Израилю вопреки протестам правительств Испании и Марокко. Подобная настойчивость Лондона и Вашингтона вполне объяснима: ведь Средиземное море — зона действия подводного флота НАТО, в его глубинах курсируют подводные лодки США, Италии и Франции, оснащенные ядерными ракетами.

Грузоперевозки через пролив

Ежегодно через Гибралтарский пролив, ширина которого колеблется от 14 до 44 км, проходит около 70 тыс. крупных судов. В среднем по проливу проходит восемь судов в час в обоих направлениях. В основном это нефтеналивные танкеры, идущие из стран Персидского залива, Ливии и Алжира в промышленно развитые страны Западной Европы и в США. Через пролив осуществляется около 5% мировых перевозок нефти.

Кроме нефти суда, проходящие через Гибралтарский пролив, перевозят и другие сырьевые материалы в европейские страны и в Соединенные Штаты, а из них в свою очередь промышленные товары в Африку и далее на восток. В среднем пропускная способность Гибралтарского пролива составляет около 200 судов в день, т. е. он является второй по величине нагрузки «морской трассой» после Па-де-Кале (330 судов ежедневно). Через пролив осуществляется вывоз большей части египетского хлопка, около 80% экспортной продукции Турции, 90% — Греции, 60% — Италии и 60% — Испании.

Связь Европы и Африки

С помощью паромных перевозок по Гибралтарскому проливу осуществляется связь между Европой и Африкой. Эксперты ООН рассматривают также варианты сооружения моста для железнодорожных и автомобильных перевозок, который соединит берега Испании и Марокко. Решение о строительстве этой переправы через Гибралтарский пролив было принято на II сессии Экономического и социального совета ООН.