Главные правила игры в биллиард. Русский бильярд

Существует несколько общих правил для русского бильярда.

Партия начинается с расстановки шаров. Набор из пятнадцати белых шаров, пронумерованных от 1-15, выставляются на бильярдный стол. С помощью треугольника они ставятся вплотную друг к другу, располагаясь таким образом, чтоб передний шар был на отметке, расположенной в центре задней половине игрового поля стола, а основание пирамиды параллельно короткому борту.

Любая игра в бильярд начинается с удара, не удивительно, потому что, он является одним из основных составляющих игры. Соответственно существует несколько видов удара и связанные с ним действия и классифицируются с точки зрения на правильный или неправильный удар.
Началом удара считается касание набойки кия к битку. Соударение – т.е. сильный толчок, кия по битку и как результат следующее за ним движения шара или шаров – начало игры. Касание битка с прицельным шаром является обязательным условием любого правильного удара. Окончанием удара следует считать остановку всех шаров, по всей поверхности стола, включая шары, вращающиеся на одном месте. Удар кием по битку (шару по которому наносят удар кием) выполняется набойкой кия в направлении его продольной оси. При этом должно соблюдаться обязательное условие, при котором одна нога игрока должна стоять на полу или касаться его. При нарушении этого правила игрок штрафуется. В момент удара все шары должны быть неподвижными. Выскочившие, неправильно забитые шары, должны быть выставленными в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки в направлении заднего борта.

Видов ударов в бильярде так же несколько. Они делятся на простые и сложные:
Простые - это клапштос, накат, оттяжка, правый и левый боковик.
"Клапштос " - основной удар, удар в центр битка. Этот удар основывается на законе физики: шар, движущийся по плоскости, ударившись о другой, равный ему не только по массе и объему, но и по упругости, неизбежно останавливается на месте, в точке соприкосновения, а свою скорость движения и его направление передает другому, тому, о какой он ударился.
"Накат " - удар в верхнюю точку строго над центром битка он считается одним из самых легких в игре.
"Оттяжка " - удар в нижнюю точку строго под центром битка. При этом виде удара действуют 2 силы: это сила удара, заставляющая шар продвигаться вперед и сила обратного вращения, действующая оттого, что удар нанесен в точку шара, расположенную ниже центра.
"Правый боковик " - удар в среднюю точку на правой стороне битка.
"Левый боковик " - удар в среднюю точку на левой стороне битка.

Сложными ударами считаются:
"Верхний правый боковик" - удар в верхнюю точку на правой стороне битка.
"Верхний левый боковик" - удар в верхнюю точку на левой стороне битка.
"Нижний правый боковик" - удар в нижнюю точку на правой стороне битка.
"Нижний левый боковик" - удар в нижнюю точку на левой стороне битка.

За неправильно произведенный удар в бильярде налагается штраф. К неправильным ударам относятся:
1) двойной удар – двукратное касание набойкой кия шара по которому производится удар;
2) пропих – возникает в случае затягивания контакта набойки кия, до момента соударения битка с прицельным шаром;
3) нажим – один из запрещенных ударов, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплотную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу;
4) промахом называется неудачный удар, при котором, биток не коснулся ни одного из прицельных шаров.

Второй главной составляющей в бильярде является положение шара. Положение шара определяется положением его центра относительно разметки игрового стола. Шар, стоящий в точности на линии дома (прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.), считается расположенным вне него, относительно выполняющего удар игрока.

Инвентарь для игры в русский бильярд должен строго соответствовать определенным техническим характеристикам, предъявляемым Федерацией Русского бильярда. Основные нормы таковы:
1. размер стола должен составлять 3600 х 1800 мм;
2. размер шара - 68-70 мм;
3. угловые лузы размером - 72 + 1 мм;
4. средние лузы - 80 + 1 мм.

Для того чтоб начать игру нужно определить, кто из игроков разобьет пирамиду, поэтому производится розыгрыш права первого удара. Участники игры становятся у переднего борта с разных сторон от продольной линии. На какое место встать они определяют жеребьевкой или договорившись между собой. Установив по одному шару в доме (часть игрового стола) игроки параллельно выполняют удар и посылают шары к заднему борту. Право первого удара получает тот, чей шар остановился ближе к переднему краю игрового стола.

Если же оба шара остановились на равном расстоянии о борта, розыгрыш повторяется. Победитель может сделать удар сам или отдать свое право сопернику.

Розыгрыш считается проигранным, в нескольких случаях:
а) шар не коснулся заднего борта;
б) шар коснулся длинного борта;
в) шар упал в лузу или выскочил;
г) шар пересек продольную линию.

В случае если розыгрыш провалился он повторяется опять. Играющий получивший право первого удара должен разбить пирамиду. Этот удар называется начальным ударом. Разбитие пирамиды считается правильным, при следующих условиях: если один из шаров забит в лузу, три прицельных шара коснулись борта, 2 шара коснулись бортов и один из них пересек центральную линию.

Шар считается правильно забитым, т.е. сыгранным, если он упал в лузу в результате правильного удара. Любой удар (за исключением начального) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений Правил, предъявляемым Федерацией Русского бильярда.

Кроме того после соударения битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола:
1) забит в лузу или отражается от любого борта, а затем
а) касается другого борта или
б) доводит до другого борта любой шар; или
в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту.
2) пересекает центральную линию, и:
а) касается любого борта;
б) доводит до любого борта любой шар;
в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту.
3) Шар отражается от любого борта а затем:
а) пересекает центральную линию;
б) перекатывает через нее любой шар.

Все правильно сыгранные шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке, а игрок получает право сделать другой удар. Шар, который отразился от скобы лузы на игровую поверхность стола, не считается сыгранным. Если с момента начала удара и до момента его завершения было нарушено хотя бы одно правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются. Иногда шар зависает над лузой. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, в случае того, что он был задет одним из приведенных в движение шаров, после окончания удара или сотрясения стола, то все шары устанавливаются с максимальной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы, а затем падает в лузу до окончания этого удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

Штрафы игроку налагаются в следующих случаях:
в случае, если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
в случае, если после удара биток выскочил за борт;
в случае, если до завершения предыдущего удара сделан следующий удар;
в случае, если при осуществлении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;
при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;
за осуществление неправильного удара по битку;
при неверном ударе по близко стоящему прицельному шару;
при осуществлении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на Ѕ радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;
при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;
за осуществление удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;
в случае, если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо расположенный в доме прицельный шар;
при нанесении удара не битком;
при падении битка в лузу;
в случае, если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стенки длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;
при вмешательстве в игру противника.

Отыгрыш
Удар, назначенный правилами данной игры, называется отыгрышом.
1. Выскочивший шар
Шар, вылетевший при ударе за игровую поверхность стола и не попавший в лузу, считается выскочившим.
После удара выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку без наложения штрафа на игрока. При этом засчитываются все забитые шары.
Согласно правилам, штраф налагается, когда выскакивает биток. Тогда сыгранные шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола.
Кроме того, штраф налагается, когда вылетевший шар задевает кий на поверхности стола либо ударяет игрока. Это является нарушением правил. Такой шар может стать выскочившим, либо вернуться на игровую поверхность стола и остаться в игре.
При этом шар отскакивает от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора. В этом случае нарушения правил не происходит.

2. Выставление шаров
На заднюю отметку выставляются не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие прицельные шары. Когда задняя отметка занята, шары выставляются двумя способами. Первый способ – на продольной линии в сторону заднего борта, рядом с мешающим шаром. Второй способ – в сторону центральной отметки, если указанное место уже занято.
При выставлении нескольких шаров первый ставится, как описано, а остальные располагаются вплотную.

4. Запрет использования бильярдного инвентаря
Для определения расстояния (между шарами, шаром и бортом) возбраняется пользоваться бильярдным инвентарем (за исключением кия).

5. Вступление в игру соперника
После нарушения правил, либо когда игроком не был забит шар, в игру вступает соперник.
Соперник может потребовать игрока сделать очередной удар, если на игрока был наложен штраф.

6. Вмешательство соперника
Вмешательство соперника происходит, если соперник сделает удар не в свою очередь или прикоснется к шару. Судья штрафует его, возвращает шары в прежнее положение и игра возобновляется.

7. Вмешательство постороннего лица
Положение шаров может измениться в результате действий постороннего лица, каких-либо чрезвычайных обстоятельств (падение осветительного прибора). При этом, игра продолжается после того, как судья восстанавливает прежнее положение шаров.
Игра приостанавливается до тех пор, пока посторонний не уйдет, если он вмешивается в игру умышленно.

8. Незафиксированный выигрыш
Происходит когда партия длится после того, как один из соперников выиграл (например, сыграл 8 шаров). Как только это обнаруживается, ему присуждается победа. Штраф, наложенный после незафиксированного выигрыша, не учитывается. Победа присуждается, даже если после незафиксированного выигрыша игрока его противник тоже закончил партию.


Русский бильярд. Общие правила

Комментарий: с 1 января 2005г. были введены и уже действуют на всех официальных соревнованиях, новые правила Русского бильярда, являющиеся международными. Новые правила претерпели значительные изменения и прежде всего это касается переименовывания всех пирамидных игр, по которым будут проводиться спортивные соревнования. Изменены даже некоторые бильярдные термины. Безусловно эти "новшества", пришлись по душе не всем - ведь по сути из наименований исклечено исконно Русское начало. Все это объясняется "современными" "международными" требованиями времении. Тем не менее дух и сущность Русского бильярда от этого никоим образом не менятся, а принятая новая терминология не сможет заменить привычных названий известных бильярдных игр и будет являться лишь официальной.

И так новые спортивные соревнования будут проводиться по следующим четырём видам Пирамиды:

1) "Свободная пирамида" т.е. "ПИРАМИДА" или "АМЕРИКАНКА".
2) "Свободная пирамида" ("Американка с продолжением", "Большая американка")
3) "Комбинированная пирамида" - "СИБИРСКАЯ ПИРАМИДА" ("СИБИРКА") или "МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА" ("МОСКВИЧКА").
4) "Динамичная пирамида" - "НЕВСКАЯ ПИРАМИДА".
5) "Классическая пирамида" - "МАЛАЯ РУССКАЯ ПИРАМИДА".
________________________________________
Удар по битку

Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара

Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к заднему борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему.

Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.

Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров
Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар ("С руки и из дома")

При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома.

Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: (биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.

Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

Сыгранные шары

Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы.

Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары

Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.

Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры. При этом штраф не накладывается.


Комбинированная пирамида (СИБИРКА или МОСКВИЧКА или МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА)

Еще эту игру называют "сибирской", "комбинированной". При игре в "московскую" следует руководствоваться "Общими правилами русского бильярда», а также, нижеследующими правилами.

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.

Расстановка шаров
Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар
Начальный удар производится "с руки" из "дома".

Ведение игры
Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.

Единичный шар выставляется на заднюю отметку.

Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

Штрафы за нарушения
Штраф в виде одного шара взыскивается:
при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;
при ударе по битку турником или боковой частью кия;
при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;
при промахе, когда "свой" не коснулся ни одного из шаров:
при вылете за борт "своего" шара;
при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки

Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Особые случаи
При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись о кого-либо, возвратился на бильярд. Штраф не взимается. Если заказанный или играемый шар упал в лузу, то он не засчитывается. Удар переходит к партнеру
Биток или любой шар выскочил и остановился на борту. Шар ставится плотно к борту около того места, где он остановился на борту. Удар переходит к партнеру, но если был положен шар, то он засчитывается.
Кто-либо из посторонних или партнер во время удара случайно помешал: толкнул, задел и т. п. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено. Удар переигрывается.
Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания другого партнера и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах.
Удар сохраняется за промахнувшимся. Упавший шар выставляется на точку 3 или на ближайший к ней короткий борт. Биток переставляется в "дом" и удар выполняется оттуда на общем основании.

ОТЛИЧИЕ МОСКОВСКОЙ ОТ НОВОВВЕДЕННОЙ КОМБИНИРОВАННОЙ ПИРАМИДЫ:
После забитого битка, игрок сам снимает шар на полку. В «московке» это делал соперник. Игра ведется без заказа. В случае штрафа игрок наказывается не снятием забитых шаров на стол, а снятием шара на полку соперника. В связи с чем, возникла коллизия последнего шара – в теории игрок может закончить партию не результативным ударом, а шаром после штрафа.


Классическая пирамида - Малая Русская пирамида

Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар - биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров.

Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола - «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды - «двоика» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» - в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды.

Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков - 140.

Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья.

Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья.

При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков.

Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий - как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т.д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе - не имеет значения.

Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара.

При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется.
Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился.

Кому начинать игру в первой партии - определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.

Штрафные санкции.
При игре в пирамиду предусмотрены штрафы:
а) 5 очков, которые снимаются со счета провинившегося и прибавляются к счету партнера;
б) выставление шара, положенного в лузу, на стол.

Ошибки, за которые назначается штраф в 5 очков:
а) падение битка в лузу;
б) биток выскочил при ударе за борт;
в) удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;
г) биток не задел шар-мишень и не коснулся ни одного из шаров, находящихся на столе (в том числе и при самом первом ударе);
д) удар выполнен не наклейкой, а турняком или боковой частью кия;
е) во время удара партнер стушевал (коснулся) любой шар кием, одеждой, рукой и т.д.;
ж) удар во время движения шаров от предыдущего удара;
з) касание шаров игроком, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
и) прямое попадание в шар, находящийся в «доме», при игре «с рук».

При ошибках, предусмотренных пунктами а) и б), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то - на короткий борт с внутренней стороны пирамиды.

Иногда ошибки, отмеченные в пунктах д) и е), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать.

Если один из партнеров после удачного удара посчитал, что у него партия, и смешал остальные шары (пункт з), то положение шаров восстанавливается, игра продолжается, удар переходит к сопернику.

Ошибки, после которых сыгранный шар не засчитывается:
а) шар положен запрещенным ударом («пропнх», «нажим»);
б) при игре «с рук» часть корпуса и ноги игрока выступают за линию длинного борта;
в) во время удара партнер, навалившись на край стола, не касается пола ногами.
Во всех перечисленных случаях штраф ограничивается тем, что сыгранный шар выставляется на стол на общих основаниях. Удар переходит к партнеру. Если все шары находятся в «доме», а играть надо «с рук», то временным «домом» становится «глубина» стола, находящаяся в районе третьей точки.


Динамичная пирамида - Невская пирамида

Цель игры
Первым забить восемь шаров.

Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой.

Расстановка шаров:
Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.

Начальный удар (с руки из дома)
Этот удар разрешается производить из любого положения, в том числе и выходить за внешнюю сторону длинного борта, но не заходя за продолжение передней линии (линии дома). При правильном ударе засчитывается все шары, сыгранные в любую лузу, после выхода битка из дома, либо его соприкосновения с прицельным шаром, находящимся вне дома.

Ведение игры
Игра идет с двойным заказом, т.е. можно заказывать и "свой", и "чужой" шары одновременно; заказ засчитывается, если упадет даже один шар.
В ходе игры после любого сыгранного по заказу шара, любые, случайно упавшие шары, засчитываются. После забивания "своего" шара игрок ставит "свой" шар на любое место стола обязательно под "чужой" шар, т.е. играет "с руки".
Если при игре "с руки" "свой" шар падает вместе с "чужим", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.
Если при игре "с руки" падает только "свой" шар, а не "чужой", то это не штраф, но удар "с руки" переходит к сопернику.

Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие, а также шары, снятые с полки за штраф, устанавливаются на заднюю отметку (третью точку). Если же это место занято, то шары выставляются на продольной линии как можно ближе, но не вплотную к мешающему шару в сторону заднего борта, а если и эта линия занята, то в сторону центральной отметки. Если одновременно выставляется несколько шаров, то они ставятся вплотную друг к другу.

Штрафы за нарушения
За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.


Свободная пирамида (ПИРАМИДА или АМЕРИКАНКА)

1. Цель игры
Первым (раньше соперника) набрать восемь очков.

2. Штрафной шар
2.1. В случае нарушения правил один из ранее правильно забитых нарушителем шаров выставляется. Такой шар называется штрафным шаром.
2.2. Если у нарушителя нет правильно забитых шаров, то в качестве штрафного шара выставляется первый правильно забитый им шар.

3. Биток и прицельные шары
3.1. В "Пирамиде" нет постоянного подразделения шаров на единственный биток (по которому бьют кием) и прицельные шары (по которым бьют битком).
3.2. При выполнении любого удара (за исключением начального) игрок может использовать в качестве битка любой шар на игровой поверхности стола (независимо от его номера и цвета). Соответственно все остальные шары на игровой поверхности стола (независимо от их номера и цвета) могут служить в качестве прицельных.

4. Соударение
4.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров является обязательным условием любого правильного удара, включая начальный.
4.2. Битком можно ударить по прицельному шару как напрямую, так и от любого борта (бортов).
4.3. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

5. Правила ведения игры
5.1. Перед каждым ударом (за исключением начального) игроку предоставляется право выбора битка.
5.2. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.
5.3. Если при правильном ударе ни один из шаров не забит в лузу, то право следующего удара c правом нового выбора битка переходит к сопернику.
5.4. Забивать в лузу можно как любой прицельный шар, так и биток от любого прицельного шара.
5.5. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитываются все упавшие в лузы шары.

6. Игра после нарушения
В случае нарушения правил соперник имеет право:
(1) сам произвести следующий удар или
(2) потребовать продолжения игры нарушителем.

7. Розыгрыш начального удара
7.1. При розыгрыше начального удара (разбития пирамиды) используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.
7.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:
(1) шар зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта или
(7) коснулся заднего борта более одного раза.
7.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
7.4. Победитель розыгрыша имеет право:
(1) сам произвести начальный удар или
(2) уступить его сопернику.

8. Исходная расстановка шаров
8.1. Перед начальным ударом пятнадцать нумерованных шаров цвета слоновой кости устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Все шары должны быть плотно прижаты друг к другу.
При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.
8.2. Цветной шар (без номера), используемый в качестве битка при выполнении начального удара (разбития пирамиды), располагается в доме.

9. Положение шара
Положение шара определяется положением его центра.

10. Дом и линия дома
10.1. Линия дома не является частью дома.
10.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)
11.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.
11.2. В качестве битка при выполнении начального удара следует использовать цветной шар (без номера).
11.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома.
Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.
Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его попра-вить.
11.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия.
11.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой штраф.

12. Правильный начальный удар
12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того - после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один из шаров (биток или любой прицельный шар) правильно забит в любую лузу; или
(2) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся двух бортов; или
(3) один из шаров (биток или любой прицельный шар) коснулся борта, а затем пересек центральную линию.
Если ни одно из указанных требований не выполнено, на игрока налагается штраф.
12.2. Если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и заставить нарушителя продолжить игру; или
(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, заставить нарушителя произвести начальный удар еще раз.

13. Попеременное разбитие
В каждой последующей партии матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара
14.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
14.2. Запрещается начинать следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае - штраф.

15. Удар кием по битку
Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае - штраф.

16. Касание ногой пола
При выполнении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае - штраф.

17. Запрещенное касание шаров
За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара, запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. В противном случае - штраф.

18. Запрет двойного удара
При выполнении удара наклейка кия должна коснуться битка лишь один раз. В противном случае - штраф.

19. Запрет пропиха
19.1. При выполнении удара по битку любым способом кроме двух описанных в разделе 18.2, запрещается затягивать контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В противном случае удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.
19.2. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта - "наклейка кия-биток-прицельный шар" (это расстояние, как пра-вило, не превышает размера стандартного бильярдного мелка), то удар кием по битку не квалифицируется как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или
(2) таким образом, что биток прошел вслед за прицельным шаром не далее чем на полшара.
В противном случае - штраф.
Примечание:
Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без смещения последнего с места) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, то удар считается неправильным и наказывается штрафом.

20. Правильный удар
Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих правил и кроме того после соударения (касания) битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем: (а) касается другого борта, или (б) доводит до другого борта любой шар или (в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем: (а) касается любого борта или (б) доводит до любого борта любой шар; или
(4) отражается от любого борта, а затем: (а) пересекает центральную линию или (б) перекатывает через нее любой шар.
Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.
Примечания:
1. Все элементарные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в указанной выше последовательности. В противном случае - штраф.
2. Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар отражается от борта, в свою очередь бьет по битку и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается правильным только в том случае, если имело место два отдельных соударения - "биток-прицельный шар" и "прицельный шар-биток". В противном случае - штраф.
3. Шар пересекает центральную линию только в том случае, если центральную линию пересекает центр шара.
4. Если один из шаров отражается от губы ("носика") средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, то его центр по меньшей мере один раз пересек центральную линию.

21. Правильно и неправильно забитые шары
21.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.
21.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)
21.3. Если же при ударе было нарушено хотя бы одно из положений настоящих правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.
21.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются наряду со штрафным шаром.
21.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

22. Шар на краю лузы
22.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
22.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары восстанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
22.3. Если движущийся шар на мгновение останавливается на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу в вследствие произведенного удара и не восстанавливается.

22. Выскочивший шар
22.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т.п.).
22.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола. Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
22.3. Если любой шар (биток или любой прицельный шара) выскакивает за борт, то игрок штрафуется.
22.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара вместе со штрафным.

23. Выставление шаров
23.1. Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
23.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам. В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
23.4. Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.

24. Замедленная игра
Если по мнению судьи игрок своей замедленной игрой затягивает ход соревнования или партии, то судья после предупреждения игрока может ввести сорокапятисекундное временное ограничение на подготовку ударов обоими игроками (т. е. игра и того, и другого контролируется с помощью секундомера). Если после этого один из игроков, предупрежденный судьей за 10 секунд до истечения отпущенного времени, не укладывается в установленные временные рамки, то объявляется штраф.
Контрольный секундомер включается после завершения предыдущего удара и контролирует время до начала следующего. Время, пока шары на столе находятся в движении, не учитывается.
Если игрок еще не подошел к столу для удара, то за 10 секунд до истечения отпущенного времени должно последовать предупреждение со стороны судьи
В случае если игрок склонился над столом для нанесения удара ранее чем за 10 секунд до истечения отпущенного времени, то временное предупреждение не делается и штраф не налагается. Если же игрок вновь выпрямился, то судья действует в соответствии с обычной процедурой контроля времени.
Каждый игрок один раз за партию имеет право на двукратное продление временного ограничения. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну (контровую) партию, то каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок должен своевременно объявить о продлении и убедиться в том, что судья уведомлен об этом.

25. Вмешательство постороннего
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это /при этом штраф/ не налагается. Это правило применяется также и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, внезапное отключение света и т. п.)
Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной ненумерованный шар устанавливают в доме (если ненумерованный шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе нумерованных шаров), все оставшиеся на столе нумерованные шары устанавливают в форме пирамиды (или укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара. Счет сохраняется таким же, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

26. Вмешательство в игру соперника
Если игрок, завершивший свой игровой подход, наносит удар вне очереди или же смещает (касается) любого шара во время игры соперника, то это рассматривается как вмешательство в игру и влечет за собой штраф.

27. Штрафы
27.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:
(1) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
(2) при неправильном начальном ударе;
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего;
(4) при неправильном ударе кием по битку;
(5) при нанесения удара по битку с отрывом обеих ног от пола;
(6) при запрещенном касании шаров;
(7) при двойном ударе;
(8) при пропихе;
(9) при неправильном (неправильно завершенном) ударе;
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
(11) при нарушении положений раздела "Замедленная игра";
(12) при вмешательстве в игру соперника.
27.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере


Свободная пирамида (Американка с продолжением, Большая американка)

Игра ведётся по правилам обычной свободной пирамиды ("Американки"), но есть следующие отличия:

1) Игра ведётся до 80 забитых шаров
2) Когда на столе остаётся два шара, пирамида выставляется заново, но игрок может выбрать:
- либо поставить всю пирамиду и разбой идёт с дома
- либо шары остаются на своих местах и ставится усеченная пирамида (без одного шара)

P.S. Игра идеально подходит для тренировки серийного забития шаров (серии более 10 шаров)

Играйте и наслаждайтесь.

Бильярдом называют настольные игры с разными правилами. Общее у них стол. А вот луз может не быть, как в карамболе. В остальных видах бильярда чаще всего по 6 луз, но в столах поменьше бывает и 4. Во время игры шары передвигают по полю, используя кий. Сколько шаров в каждом бильярде? Разное количество.

Количество в разных играх

Это зависит от того, в какой вид бильярда вы играете. В русском, например, шаров всегда 16. В американском, смотря какая игра, их бывает от 4 до 16, а в английском всегда 22 (снукер).

Бильярд считается игрой интеллектуалов. Невозможно находить оптимальные ходы и успешно забивать шары в лузы, если мозг человека недостаточно интеллектуально развит.

Русский бильярд

В современном бильярде 16 шаров, а были времена, в начале XIX в., когда играли 5-ю. И в это же время из Европы завозят в Россию новинку, игру на 16 шаров, которую называют «Пирамидкой Фигаро». Здесь шары были цветными и меньше современных – 5,24 см.

Во 2-й половине XIX в. же вошли в моду более крупные шары 6,8 см, а количество осталось прежним. Бить по ним ещё большее удовольствие, чем по более мелким.

Размеры

Важен как материал, из которого делают шары, так и их размеры. Шар из фенолформальдегида для русского бильярда сейчас выпускается в диаметре точно 6,8 см. Он подходит для стола любого размера от самого маленького до большого.

Весит он всего 290 г, а способен выдержать нагрузку в 5 т. Это очень много. Потому, когда будете производить сильные удары, не бойтесь, что шар расколется. Напоминаем, что сделан он из синтетического материала фенолформальдегида.

Сколько слоних подобный шар выдержит? Интересное наблюдение, что если на такой шар может наступить 3 т слониха и он её выдержит и даже 1,67 слоних, а вот 2 его уже раздавят. Вот такой удар может выдержать шар, как 1,67 слоних.

Шары из слоновой кости

Долгое время шары делали из слоновой кости. Считалось, что лучшие шарики в бильярде получаются из бивней самок. Истребляли в те времена много слонов и их поголовье значительно сократилось. По слоновым бивням идут нервные волокна с капиллярами и у слоних эти каналы расположены строго по центру, что идеально балансирует будущие шары. Из одного бивня получается всего 4 или большого 5 шаров. Значит, чтобы получить шары для 1 набора, потребуется 2 слона.

Нашли альтернативу

Такое производство явно не гуманное и шаров стало мало для возросшего спроса. В средине ХIХ в. один американец даже обещал большой денежный приз изобретателю лучшего материала для шаров. Его предстояло синтезировать. К сожалению, такого учёного не нашлось в то время.

Лучшим материалом тогда считались шары из коллодия или нитрата целлюлозы. Но кто-то распустил слухи, что такие шары при игре взрываются. Такого не могло быть, они лишь раскалывались, но народ верил и производство из этого материала пришлось свернуть. Конечно, продали любителям достаточно комплектов, но это был ещё не тот материал, из которого сегодня наладили массовое производство.

В ХХ в. уже больше возможностей синтезировать новые материалы и начали изготавливать шары из бакелита, который не горел и был достаточно лёгким или пластика. Второй сжимали, используя большое давление. В 30-е гг. придумали подходящее вещество смолу (фенолформальдегидную). Они были выгодными для массового производства, задействовалась довольно простая технология и затраты были небольшими.

Эта смола спасла жизни многим слонам, но ценители бильярда утверждают, что с удовольствием играть сбалансированными костяными шарами ничто не сравнится. Сколько сейчас стоят костяные? Такие шары очень дорогие и довольно редкие. Набор передаётся в семьях из поколения в поколение, конечно, ими владеют состоятельные ценители игры и коллекционеры.

Американский пул

Сколько здесь принимает участие шариков? От 4-х и в некоторых разновидностях до 16 шаров бывает в американском пуле. Чаще всего здесь цветных 15 и 1 остаётся белым. Это и есть биток.

У прицельных шаров свои номера. №1-8 являются сплошного окраса и каждый будет:

  • Жёлтым №1.
  • Синим №2.
  • Красным №3.
  • Фиолетовым №4.
  • Оранжевым №5.
  • Зелёным №6.
  • Бордовым довольно тёмным №7.
  • Чёрным №8.

У шаров №9-15 есть полоса цветная. Она проходит по экватору шара. А цвета такие же как №1-8. Сколько таких шариков и какие они по цвету? Их 7 и каждый будет:

  • Жёлтым №9.
  • Синим №10.
  • Красным №11.
  • Фиолетовым №12 и прочие.

Так разделили шары для того, чтобы каждый игрок выбрал свои сплошного цвета или с полосой, ими и играл эту партию или все следующие в этот день.

Снукер

Сколько здесь всего шариков? В игре участвуют 22 шара. Из них 15 будут красными, 1 белым и это биток, а 6 цветными. В диаметре они все по 52 мм. За каждый забитый шар дают определённое количество очков:

  • По 1 оценивают красные.
  • 2 получите за жёлтый.
  • 3 за зелёный.
  • В 4 оценивают коричневый.
  • 5 дают за синий.
  • 6 за розовый.
  • 7 – это чёрный.

Во время игры вы услышите, что шар сыгран. Это значит, что удар был произведён верно, и шар попал в лузу. Шаром на игре либо на очереди считается тот, которого в прошлом ударе коснулся биток. Объявленный это тот, который заказывает сам игрок либо судья. Он следующий в очереди. Теперь понятно сколько шариков в снукере. Всего 22.

Карамболь

Это безлузная игра в бильярд. Сколько в ней шариков? Используется всего 3 шт. Один красный, второй белый и третий белый в чёрной точкой.

Теперь вы знаете, сколько шариков бывает в основных разновидностях бильярда. Изучайте хорошенько правила, учитесь отменно играть и с удовольствием проводите досуг. Возможно, увлекутся ваш сын или дочь и бильярд станет для них образом жизни и спортом.

История

Бильярд такой же древний, как и шахматы и сколько ему точно лет? Никто из исследователей не знает. Некоторые считают, что эта игра пришла к нам из Азии, а другие уверенны, что изобретатели китайцы. Ведь именно у них купцы купили первые бильярдные наборы и привезли в Европу. Те торговцы были родом из Генуи.

У англичан есть очень давняя игра, в которой используются шары с битами, но поле здесь не стол, а земля. А вот предки немцев гоняли по столам специальные шары из камня. Как видите, игра действительно древняя и не стоит удивляться, если окажется, что уже пещерный человек толкал палкой круглые твёрдые плоды и так играл.

В современном бильярде демократия. Гоняют шары по столу дети и взрослые всех сословий по всему миру. Если вы до сих пор не умеете в неё играть, учитесь и присоединяйтесь к многочисленным поклонникам. В бильярде всё просто и сложно одновременно. У этой игры будут поклонники многие тысячи лет.

Что требуется для бильярда?

Стандартный набор – это стол с шарами и 2 киями. Идеально, когда в бильярде для стола используют монолитную каменную плиту. Именно на подобных столах проводят чемпионаты.

Лучшими были и продолжают оставаться шары из слоновой кости. Популярность игры росла, а количество слонов стремительно сокращалось и решили искать альтернативу, материал, из которого можно сделать отличные шары для игры.

В ХХ в. фирма из Бельгии смогла изготовить арамит. Это был прорыв в бильярде! Из него продолжают делать шары для бильярда и в наши дни. Этот материал считается идеальным. Шары выходят такие, что центр их тяжести именно в центре, что очень ценно. В разных играх они имеют различные диаметры 40-70.

Кием в бильярде производят удары. Нет какого-то чёткого стандарта и каждый игрок выбирает кий под себя. В среднем они от 150 до 170 см. И весят от 700 до 900 г. Зазоры небольшие.

Для игры в «американку» или карамболь берут кии немного короче. Для изготовления удобных киев в бильярде выбирают твёрдые породы дерева. Если посмотреть на него, то по форме он сделан в виде конуса. Более толстую сторону называют «турняком». Чтобы она была тяжелее, туда добавляют свинец. Он заливается.

Дополнительным инвентарём считаются машинки или в разговорной речи тёщи. Это такое приспособление, благодаря которому удар кием совершать легче. Есть «мазик». Им пользуются в бильярде, как однорукие, так и новички.

Нет похожих постов.

Русский бильярд так же зовется «пирамидой». Это совокупность ряда подвидов игр, каждый из которых имеет собственные правила. Помимо прочего, эта игра требует особых параметров для оборудования: размер и цвет шаров, ширина створа угловой и средней луз. Правила общепризнаны и используются национальными ассоциациями / федерациями бильярдного спорта многих стран, подтверждением чему являются видео – записи турниров по этой разновидности бильярда в разных странах.

Особенности стола

Для начала ознакомимся с особенностями стола для этого вида бильярда (наглядно представлен на изображении). На сукне стола присутствует разметка. Мы имеем дело с несколькими видами разметки. Итак, на столе мы можем обнаружить отметки и линии. Отметки – это точки, расположенные в конкретных местах, а линии – проводятся, как правило, от борта. Глядя на стол, мы видим три типа отметок и три типа линий.

В центре стола здесь располагается серединная (центральная) отметка, через которую, перпендикулярно длинным сторонам стола, проходит серединная линия. Она делит стол на переднюю часть и заднюю. По центру каждой из этих частей стоит соответствующая отметка (передняя и задняя). Через переднюю отметку на столе проходит линия дома. Пространство между коротким бортом и линией дома именуется домом. Линия дома к дому не относится. От задней отметки и к середине короткого заднего борта обозначена линия выставления шаров.

Первый удар

На многочисленных видео демонстрируется, как перед началом игры, разыгрывается право первого удара. Для этого игроки в бильярд располагаются у переднего борта, по обе стороны от продольной линии. Позиции выбираются либо по договоренности, либо посредством жеребьевки. Затем в доме каждый игрок устанавливает шар, после чего все одновременно наносят удар, посылая свой шар к заднему борту. Правила этого вида бильярдаподсказывают нам, что возможность сделать первый удар получает тот игрок, чей шар после рикошета от заднего борта встанет ближе к переднему. Розыгрыш считается проигранным, когда шар не достиг заднего борта стола; соприкоснулся с длинным бортом стола; пересек продольную линию; выскочил со стола или отправился в лузу; несколько раз коснулся заднего борта стола.

Победитель розыгрыша имеет возможность самостоятельно нанести первый удар, либо уступить это право сопернику. Розыгрыш права первого удара необходим только в первой партии турнира. Во всех остальных партиях это право предоставляется победителю предыдущей игры.

После розыгрыша права первого удара, все пятнадцать шаров для игры выстраиваются в пирамиду при помощи треугольника (показано на видео). Основание пирамиды необходимо расположить параллельно заднему борту, а вершина пирамиды должна приходиться на заднюю отметку. Биток допускается расположить в любой точке дома. Важно, чтобы биток располагался конкретно в доме, а не на линии дома (правила гласят, что линия дома домом не является). После того, как пирамида выстроена и установлена на свое место, в игру вступает тот игрок, который выиграл право первого удара.

Правила этого вида бильярда строго оговаривают, что первый удар игры в обязательном порядке должен быть совершен битком. Биток можно считать введенным в игру только после того, как по нему будет совершен удар наклейкой кия. До ввода битка в игру, его можно двигать и поправлять, однако, как только ввод был произведен, за любое неигровое касание битка (или шара, выбранного таковым), а так же других шаров полагается штрафная санкция. Все последующие удары в ходе партии – в зависимости от разновидности игры в бильярд: в качестве битка может выступать только биток, либо любой шар в игре. Все остальные шары кроме битка (или того шара, который им назначен) являются прицельными. Механика первого удара отлично просматривается на многочисленных видео – записях турниров по бильярду различных уровней.

Первый удар можно считать произведенным правильно, если после касания битка и одного шара среди прицельных, как минимум один из них отправлен в лузу, либо коснулся двух бортов игрового стола. Если не случилось ни одно из этих событий, в ход идут штрафные санкции. В случае, когда первый удар произведен не верно (не соблюдено ни одно условие), то соперник может принять текущую расстановку шаров и продолжить игру самостоятельно, либо предоставить такую возможность нарушителю. В качестве альтернативы, соперник может заново произвести расстановку шаров и заново начать игру, произведя первый удар самостоятельно, либо снова доверив эту возможность нарушителю.

Главное условие

Главным условием при игре является касание (соударение) битка как минимум с одним прицельным шаром, при чем, это касание может произойти либо напрямую, либо от любого борта бильярдного стола. Если соударение не произошло, удар не засчитывается, а на игрока, совершившего такой удар, налагаются штрафные санкции. При игре в русскую версию бильярда удар длится с момента соприкосновения кия с поверхностью шара, а заканчивается с полной остановкой всех шаров на столе. Следующий удар не может быть начат, пока не завершится предыдущий. Во время удара правила требуют однократного соприкосновения наклейки кия и шара.

Ситуация, в которой имеет место длительное соприкосновение наклейки кия с шаром, до момента соприкосновения с прицельным шаром, называется «пропих». Если пропих имел место быть, на нарушителя накладывается штраф. Если просматривать видео – записи трансляций бильярдных матчей, то подобные моменты обычно повторяют в замедленной съемке.

Шар сыгран правильно

Шар сыгран правильно, если он был отправлен в лузу правильным ударом. Если между началом и завершением удара были нарушены правила, ни один попавший в лузу шар не засчитывается в пользу игрока; а если нарушение имеет место после того, как удар завершен, то налагается штраф, однако шары, оказавшиеся в лузах, зачитываются в счет игрока.

Шары, забитые неправильно, выставляются на игровой стол. Если шар выскочил из лузы, то забитым он не считается, но и не изымается из игры. Правильные и неправильные варианты забивания бильярдных шаров на своих видео – уроках разъясняют признанные мастера бильярдной игры.

Шар может остановиться на самом краю лузы, а потом – самопроизвольно упасть в нее, безо всякого соприкосновения с другими шарами. Если это не оказало никакого влияния на результат удара, этот шар восстанавливается в предыдущее положение, а игра – продолжается. Если же самопроизвольное падение шара в лузу произошло в ситуации, когда он неизбежно был бы забит при ударе, шары выставляются на стол в композиции, максимально соответствующей их положению до удара.

Так же шар может выскочить со стола: на момент окончания удара он останавливается либо на борту, либо вне стола. Правила указывают, что штрафные санкции включаются только в случае, если со стола вылетел биток. Выскочившим так же считается шар, коснувшийся неигрового предмета (мел, лежащий на борту стола, относится к неигровым предметам). Все шары, признанные выскочившими, выставляются по окончании удара.

Как только удар заканчивается, правила игры гласят, что на стол выставляются шары, отложенные за штрафы и выскочившие за борт. Если требуется выставить только один шар, он ставится на заднюю отметку. Если таких шаров несколько, их устанавливают по линии выставления шаров в произвольном по¬рядке, от задней отметки к аналогичному борту. Поставить шары следует так близко, как только это возможно, однако, они не должны быть поставлены вплотную друг-к-другу. В случае, если в игре есть шары, мешающие процессу выставления, выставляемые шары ставятся по линии выставления шаров по максимуму близко к задней отметке и так же максимально близко к мешающим шарам. Они не должны соприкасаться как друг-с-другом, так и с другими шарами. Детально правильное выставление шаров в подобном случае можно рассмотреть в видео – записях матчей и в обучающих видео – роликах.

Штрафы

Если происходит так, что в игру вмешивается посторонний или соперник, меняя диспозицию шаров на столе, правила требуют восстановления исходной расстановки шаров. Если соперник вмешался (произвел удар не в свой ход), на него накладывается штраф.

Отдельного внимания заслуживают некоторые моменты, касающиеся штрафных санкций в игре. Штраф, помимо прочего, имеет место быть, если в процессе прицеливания игрок в бильярд не придерживает кий рукой, а просто кладет его на стол. В случае, если за один удар совершено ряд нарушений, штрафные шары снимаются в одинарном размере.

А когда после удара, повлекшего за собой нарушение правил, игрок не имеет шаров в своем арсенале, то взимание штрафного шара откладывается до первого удара, принесшего результат. В этом случае, идет отрицательный счет очков (от минус одного и ниже). Разумеется, чтобы избежать штрафных моментов в реальной партии, следует не только прочитать свод правил, но и ознакомиться с обучающими видео. Так же штрафные санкции включаются, если игроком превышен лимит времени на совершение удара. В зависимости от разновидности игры, на удар дается от 30 до 40 секунд.

В каждом из случаев, когда игрок штрафуется, соперник, после выставления выскочивших и неправильно забитых шаров, имеет возможность самостоятельно нанести следующий удар, или уступить эту возможность нарушителю.

Конец партии

Партия подходит к концу, когда участник набирает 8 шаров или необходимое количество баллов (в зависимости от разновидности русского бильярда).

Весьма интересно наблюдать за ТВ-трансляцией, или просто просматривать видео – записи бильярдных турниров, ведь не смотря на кажущуюся скуку, это очень захватывающе. Особенно – для начинающих бильярдистов, для которых это прекрасная возможность понаблюдать со стороны за механикой этой интересной игры.

Нет похожих постов.

В первую очередь вам необходимо определиться, для какого вида бильярда вы делаете ваше приобретение.

  • Для широко распространенного в России русского бильярда используют 15 пронумерованных белых шаров и 1 биток. Шары имеют массу 280-290 г и достигают 68 мм в диаметре. Биток обычно желтого цвета, реже используется темно-красный.
  • Для американского пула - самого популярного в мире вида бильярда - необходим комплект из 1 битка, а также 15 пронумерованных шаров, каждый из которых имеет определенную расцветку: шары номер 1-8 одноцветные, а шары номер 9-15 полосатые. Шары для пула весят 156-170 г, а их диаметр составляет 57,2 мм.
  • В популярном в Британии снукере используется набор из 1 битка, 15 красных и 6 цветных шаров. Шары для снукера - самые маленькие: масса каждого шара составляет 142-156 г, а диаметр - 52,4 мм.
  • Не настолько широко распространенный, но самый сложный в исполнении французский карамболь требует всего лишь трех шаров - 2 белых и 1 красного. Масса шара составляет 200-215 г, а размер достигает 61 мм в диаметре.

Размер шаров для одного вида бильярда может колебаться в пределах десятых долей миллиметра, а его вес может иметь расхождение в пределах около 15 грамм. Важно, чтобы в пределах одного набора шаров вес и размер были одинаковые, то есть на столе в игре должны быть максимально одинаковые шары. Поэтому не рекомендуется перетасовывать наборы даже одного вида и производителя.

Материалы , из которых делаются шары, не особо разнообразны: более дорогостоящие и качественные шары изготавливают из фенолальдегидной смолы , а более дешевые - из полиэстера и полимеров .

Одно из основных преимуществ шаров из фенолальдегидной смолы - их износостойкость. При трении об сукно шар может нагреваться до 250 градусов. Полимерные шары такую температуру могут попросту не выдержать - на их поверхности образуются так называемые ожоговые пятна. Кроме того, шары, особенно биток, постоянно выдерживают сильные удары, в результате которых на них могут образовываться микротрещины.

Полимерные шары часто не служат и десятой доли срока, который способны прослужить шары из синтетических смол. Это немаловажный фактор, которым руководствуются владельцы бильярдных клубов среднего и высокого уровня. Для них выгоднее сделать выбор в пользу качества и износостойкости инвентаря. Кроме того, качество шаров влияет не только на долговечность их самих, но и на долговечность сукна, с которым они постоянно соприкасаются. Некачественные шары могут загубить даже достаточно качественное сукно, приведя к непредвиденным затратам.

Особая технология обработки фенолальдегидной смолы обеспечивает отсутствие микроскопических пустот внутри материала, что обеспечивает центр тяжести точно посередине шара. Также имеет значение и поверхность шара - она, разумеется, должна быть максимально приближенной к идеалу. Таким образом, обеспечивается самый главный фактор для игрока - наибольшая предсказуемость траектории качения шара.

Китайские производители предлагают широкий выбор относительно недорогих шаров из полимеров и полиэстера. Однако истинные ценители качественного бильярда всё же предпочитают наборы шаров бельгийского производителя. Европейские шары произведены из фенолальдегидной смолы, а их цена превышает китайские примерно в 5-8 раз.