Храмовая флористика. Особенности и символы

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими. Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева - Божией Матери, далее - образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах - киотах и на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения - панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI - XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

/ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА / ОСНОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА / РОСПИСЬ СТЕН / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ /



1. АННОТАЦИЯ КУРСА "ЦВЕТЫ В ХРАМЕ"

Курс "Цветы в храме" предназначен не только для профессиональной подготовки флористов, но и для людей, не связывающих свою профессиональную деятельность с флористикой, но желающих получить навыки работы с цветами и в дальнейшем оказывать помощь в оформлении храмов.

Основной целью программы является не только обучение основам работы с цветами в храме, но и оказание помощи в процессе восстановления разрушенных церквей и возрождения традиций храмовой православной флористики.

Часть средств получаемых в качестве платы за обучения идут на приобретения цветов и материалов для оформления церкви, в котором принимают участие слушатели курсов.

Программа сочетает в себе как теоретические основы флористики, так и практические занятия по созданию цветочных аранжировок для праздничного убранства храма. Занятия сопровождаются выездом учащихся в храм для украшения его к праздникам.

2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ НА КУРСЕ


Наименование курса:

" ЦВЕТЫ В ХРАМЕ ", 48 час.=6 дней занятий х 8час. (16.00-22.00)


Период обучения на курсе
:

Группы формируются на апрель и июнь:

Благовещение Пресвятой Богородицы (2-3 апреля, 7 апреля или 5, 6, 7 апреля 2016г.) - набора нет;
- Троица (17, 18, 19 июня 2016г.) - есть 2 места!


Требования к знаниям, необходимым для обучения на курсе
:

Принимаются все желающие. Возрастных ограничений у нас нет.


3. НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ БЛИЖАЙШЕЙ ГРУППЫ

Троица (17.06. 16.00-22.00, 18 июня 2016г. весь день)
Начало занятий: 17.06.2016г., пт. в 16.00час.


4. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Основные приемы работы с цветами (правила обработки, технические приемы, обзор каталога цветочного материала)

Основные композиционные принципы цветочной аранжировки, цветовые решения

Правила и традиции цветочного украшения храма

Цветочные композиции

Оформление иконостаса

Оформление икон

Украшение царских врат

Венки. Техники и приемы изготовления

Техники сборки гирлянд

Убранство свечей

ВНИМАНИЕ! Для флористов, прошедших курс обучения по тематике "Цветы в храме", предлагаем возможность прохождения практики в цветочном оформлении храма.





Декоративно-прикладное искусство развивается в разных направлениях. Одно из них - храмовая флористика. Для специалистов, работающих в этой отрасли, важно сочетать профессиональные навыки и умения с духовными усилиями. Недостаточно просто взять в руки список допустимых в храме цветов и изучить правила сохранения их свежести на продолжительный срок. Эта работа должна выполняться с молитвой и любовью.

Главная задача

Церковная флористика ставит перед собой множество задач, но главная из них - гармония цветочного декора с архитектурными особенностями, и резьбой. Важно учитывать, что культовые святыни украшают не только цветы, но и богатые оклады, многочисленные драпировки, вышитые ризы и платы.

Необходимо, чтобы храмовая флористика подчеркивала взаимосвязь человека и природы. Она должна раскрывать красоту мира, сотворенного Творцом, и подводить к мысли, что человек часть этого мира.

Живой материал или искусственный

Никаких запретов на декорирование храмов не существует. Если нет возможности или средств использовать живые растения, то букеты и гирлянды могут быть составлены из тканевых или бумажных цветов. Но все-таки предпочтение следует отдавать живому, поскольку один живой цветочек наделен большей благодатью, чем целая охапка искусственных украшений.

Что используется для составления храмовых композиций

Храмовая флористика - это не только букеты в вазах. Украшения выполняются в виде венков, гирлянд, живых цветущих стен и арок. В качестве основы обычно используют флористические оазисы. Для плетения гирлянд берут зелень рускуса, аспарагуса, туи или еловые лапы. Каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.

Виды цветов

Флористы никогда не используют в композициях ядовитые цветы и растения с сильным дурманящим запахом. Это правило соблюдается неукоснительно. Также воздерживаются от колючих растений. При использовании в украшениях роз, у них полностью удаляют шипы. Принято воздерживаться от использования экзотических видов, таких как протея и антуриум.

Храмовая флористика отдает предпочтение розам, тюльпанам, лизиантусам, аммарилисам, не пахнущим лилиям, нарциссам, герберам, онитогалуму, дендробиуму, ирисам, гладиолусам, гипсофиле, хризантемам.

Цветочные композиции часто дополняют ягодами рябины или калины - как живыми, так и засушенными. В большом количестве используются ветви различных деревьев.

Какие места в храме принято украшать цветами

Православная церковь, в отличие от протестантской и католической, не приветствует слишком обильные и пышные цветочные украшения. Поэтому (храмовая флористика) обязана соблюдать баланс между скромностью и потребностью выразить По традиции цветами украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.

Перед началом работы всегда советуются со священником храма. Он объясняет предпочтения в выборе материала, цветовой гаммы и мест для декорирования. Цветочные украшения размещают вокруг наиболее почитаемых икон, украшают выносной крест, потолочные и настенные светильники и подсвечники. Кроме того, не забывают про плащаницу, двери и дверные проемы, входы и арки. Всегда уделяется внимание Раке со святыми мощами, аналою и Царским вратам.

Украшение храма к святым праздникам: Рождество

Все святые праздники имеют устоявшиеся особенности, которые соблюдает церковная флористика. К Рождественским праздникам, например, в храмах обязательно ставят пышную ель. А в оформлении используют большое количество еловых ветвей и небольшие деревца в вазонах. Допустимо заменить молодые деревца конусообразными цветочными композициями. Цветы в композициях желтого или белого цвета. Они должны символизировать чистоту и создавать атмосферу чуда. Все выполняют в едином стиле, создавая общую композицию внешнего и внутреннего убранства.

Вербное воскресение

В этот день также активно задействуется храмовая флористика. Вербное воскресенье отмечается за 7 дней до Пасхи. Оно символизирует вход Господень в Иерусалим. В праздничном убранстве используются пальмовые ветви и пушистая верба. В этот праздник веточки вербы освящаются, и прихожане уносят их домой. Вербные букетики не выбрасывают, а засушивают и сохраняют. Часто в воде веточки выпускают корни, тогда вербу высаживают в удобном месте.

Пасха

На Пасху храмы украшают особенно тщательно. Используют пышные композиции в белой или красно-белой цветовой гамме. Часто букеты дополняют оранжевыми цветами. Флорист должен выразить в ярком убранстве храма всенародное ликование, наполнившее сердца христиан.

Часто с обеих сторон от располагают композиции в форме яйца, которое является основным символом праздника. Вход в храм украшают приветствием «Христос Воскресе!», которое составляют из живых цветов, закрепленных во флористическом оазисе.

Троица

Традиционно на Троицу в убранстве храмов преобладает зеленый цвет. Используются зеленые ветви березы, луговые травы и полевые цветы. Праздничное убранство храма выглядит пышным и многоцветным, создавая ощущение свежести.

Богородичные праздники

Украшение на все праздники Богородицы выдерживаются в бело-сине-голубой гамме. Это связано с тем, что облачение священнослужителей в этот день состоит из этих же тонов. Плащаница украшается синими цветами, подчеркивая возвышенность и сердечность отношения к Царице Небесной. Цветком непорочной Богородицы считают лилию. Флористы дополняют композиции белыми розами, гипсофилой, хризантемами и фрезией.

Соответствие внутреннего убранства храма с цветовой гаммой облачения священнослужителей - одно из основных правил храмовой флористики. Это первое, о чем рассказывают новичкам в этой отрасли. Украшение также зависит от финансовых возможностей прихожан. Флористам приходится учитывать, какую сумму может потратить храм на декорирование. В маленьких церквях большую часть зеленых украшений (ветвей лиственных и хвойных деревьев) прихожане собирают самостоятельно.

Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.

В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри - потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма - церковные флористы или, по-простому, цветочницы.

Шесть часов поисков

Два дня до престольного праздника - дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
- Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
- Нам бы что-то нежное, для мамы.
- Здравствуйте! - вдруг замечает нас один из продавцов. - Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и - просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.

На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему

В этот раз по рынку ходим втроем - Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность - на улице зима, все серое.

Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов

Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился - столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.

Готика и колокольчики

Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
- У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все - любители, - скромно по­ясняет наш главный флорист с большим опытом.- Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье - я могу украшать храм!
- А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
- Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе - попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение - основной цвет белый, Троица, преподобные - зеленый и так далее. Бывают и проблемы.

Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой

Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят - они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится - это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример - модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!

Начали!

Основа для будущей композиции - специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой - за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень - разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.

Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой

У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, - рассказывает Татьяна Олеговна. - Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как - на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы - будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.

Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом

Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.

С пальмой по Москве

Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.

Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать - она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму - просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.

Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме - с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.

Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне

Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы - зачем, мол, это надо? - спрашиваю Татьяну Олеговну.
- Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы… А что, без цветов - разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена - будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.

На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук