Игра ориентировка на листе бумаги в подготовительной группе. Конспект урока по математике: "Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине листа."

Надежда Евгеньевна Иликбаева
Картотека игр по математике «Ориентация на листе бумаги»

РАЗРАБОТАЛА : ИЛИКБАЕВА Н. Е.

ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ

ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНА»

КАРТОТЕК ИГР

ПО ТЕМЕ «ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ »

Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги . Определите и обозначьте разноцветными линиями его стороны : верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа . Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги . Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.

«Волшебные квадраты» . Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый) . Усложненный вариант задания - наложенные квадраты.

«Муха» . Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9-25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.

Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку . Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три - вправо и т. д.)

«Следопыт» . Положите перед ребенком лист , расчерченный на 9-25 квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист , в одном из квадратов которого нарисован «клад» , положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.

«Тропинки» . Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле.

«Обводилки» . Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное направление движения : слева направо, сверху вниз.

«Перерисуй» . Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры, затем более сложные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку .

Копирование сложных фигур на чистом листе .

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр 2-3 года Д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного числа глаголов. - Оборудование: кукла.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр (по 5 игр для каждой возрастной группы) 2-3 года д/и «Олины помощники» Задачи: Образовывать форму множественного.

Картотека игр по математике Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений. «Количество и счёт»: «Кто знает, пусть дальше считает».

Картотека игр со сказками «Заюшкина избушка» Программное содержание: 1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Развивать у детей умение разыгрывать.

Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека пальчиковых игр Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка. Воспитатели замечают что.

Конспект занятия «Деление круга на 4 части. Сравнение предметов по высоте. Ориентировка на листе бумаги.» Тема: Деление круга на 4 части. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры. Ориентировка на листе бумаги. Цифры от.

Конспект занятия по математике для средней группы «Счет от 1 да 9. Ориентация в пространстве. Геометрические фигуры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка» г. Волгодонска Конспект НОД «Счёт от 1 до 9. Ориентация.

Задачи: провести первичную диагностику умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; учить выполнять графический диктант.

Оборудование: колокольчик; ксерокопии «дорожки» и тетради в клетку (по числу детей); простой карандаш; ручка; знаки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Пальчиковая гимнастика

Учитель. Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.
Мы капусту рубим-рубим (реба ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей, – 3 раза ),
Мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли, – 3 раза ),
Мы капусту жмем-жмем (сжимание и разжимание кулачков – 3 раза ),
Мы капусту трем-трем (потирают ладошки – 3 раза ).

Тест на развитие мелкой моторики руки. Езда по «Дорожкам»

Каждому ребенку выдается ксерокопия «дорожки».

У. Кто скажет, на чем мы будем путешествовать по дорожкам? Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках.

Дети. Самолет, вертолет, велосипед.

У. На чем путешествовать сложнее всего? Почему? По какой дорожке ехать легче всего? Почему?
Представьте, что вы сели за руль автомобиля. Ваша спина должна касаться спинки сиденья машины. Ноги крепко стоят на полу. Лист «Дорожки» лежит на парте с небольшим наклоном влево, а уголок листа смотрит вам в грудь. Голова немного наклонена вперед. Двигаться по дорожке будем слева направо. Ехать надо посредине дорожки, не съезжая на обочины. Карандаш нельзя отрывать от бумаги. Лист бумаги нельзя двигать и переворачивать.

Учитель показывает правильное положение карандаша в руке.

– Кроме вас в машине поедет вся семья: мама, папа, бабушка и дедушка.

Учитель показывает и называет все пальцы.

– Дедушка и бабушка старенькие, они поедут на заднем сиденье и не будут держать руль. Загните эти пальцы. Папа – глава семьи, ее опора. Он будет держать руль – это карандаш. Положите карандаш на средний палец. Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху.

По команде учителя (звонку в колокольчик) дети выполняют задание теста. Учитель проверяет соблюдение детьми правил посадки и положение карандаша в руке.

Физкультминутка

У. Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повторяйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю. Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону, обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сторону, обе вверх, обе на пояс.

Затем учитель начинает путать детей, его движения не совпадают с командами. Учитель награждает самых внимательных.



Ориентировка на листе бумаги

Детям выдаются тетради в клетку с разметкой.

У. На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать предметы, о которых я вам скажу. А где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.
Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.
Мы ждем, когда наступит бабье лето, потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.
Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу.

Учитель раскрывает доску, дети сравнивают свои рисунки с образцами.

Итог занятия

У. Чему новому вы сегодня научились на уроке? Кто очень старался, чтобы все получилось? Что нужно делать ученику, чтобы на уроке было все понятно?
Наступило время высадить первые цветочки. Но цветы наши непростые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение сегодня. Каждый раскрасит лепесток тем цветом, какой похож на его настроение.

На доске появляется большой цветок, который в целом характеризует настроение класса после урока: красный – восторженное, оранжевый – радостное, желтый – светлое, приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное, синий – грустное, фиолетовый – тревожное, белый – трудно сказать.

Тема 2. Диагностическая методика «Елочка» («Дерево»)

Задачи: выявить тип ситуации в развитии ребенка; уточнить представления детей о школьнике; закрепить школьные правила.

Оборудование: знаки школьных правил; карточки с рисунками елочки для диагностики; цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Скажите, как вы сейчас поздоровались? Как школьники или дошкольники? Попробуем еще раз.
Кто вы теперь, школьники или дошкольники? Чем отличается школьник от дошкольника? Покажите, как сидит дошкольник, как школьник.



Повторение школьных правил

У. Какие школьные правила знает и использует школьник?

Дети отгадывают загадки с применением школьных правил.

Диагностическая работа

У. Нашим соседям – ребятам из детского сада – дали задание: раскрасить елочки (демонстрация образца елочки). Но оказалось, что они еще не могут справиться с этим заданием. Малыши просят у нас помощи. Он могут нарисовать только игрушки на елке, а саму елочку им закрасить тяжело. Давайте поможем нашим малышам-дошкольникам.
Сделаем так: вы раскрашиваете елочку, оставляя место для игрушек, которые потом нарисуют малыши. Что мы будем закрашивать? Каким цветом?
Вы должны раскрасить свои елочки (демонстрация первой части методики) зеленым цветом, а для игрушек оставить пустые белые места. Игрушки потом дорисуют дошкольники в детском саду.

Учитель раздает листочки с елочками.

– Рассмотрите свои листочки. Что мы будем сейчас делать?

Дети. Раскрашивать елочку.

У. Каким цветом будете раскрашивать елочку?

Д. Зеленым.

У. Всю ли елочку будете закрашивать? Какого цвета должны быть пустые места? Любого?

Д. Белого.

Дети выполняют работу индивидуально, учитель не оказывает им никакой помощи.

Физкультминутка

Успешность изучения математики в школе во многом определяется не только запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (умение считать, знание чисел и т.д.), но и наличием у ребенка устойчивого произвольного внимания, богатым словарным запасом и, что особенно важно, высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности мышления. При подготовке детей к школе родители, как правило, особое внимание уделяют обучению детей счету, ознакомлению их с величиной и формой предметов, и меньше – ориентировке детей в пространстве.

Знание работы по формированию пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, воображение, мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.

Диктанты

Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и «слуховые» диктанты. Сначала проведите серию «зрительных» диктантов. На листе выложите орнамент из геометрических фигур, предложите ребенку составить такой же (по образцу). Позже образец можно убрать, ребенок составляет узор по памяти. И, наконец, ребенок действует под диктовку взрослого («слуховой» диктант). Взрослый говорит, где какие фигуры нужно положить, например, положи круг в середине листа, вокруг него размести шесть треугольников (острым углом к кругу), между треугольниками – овалы; в верхнем левом углу – квадрат и т.д. В дальнейшем ребенок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друг друга.

Организуйте с ребенком игры «Найди такой же узор» (подобрать одинаковые варежки, коврики), «Найди узор по описанию», «Что изменилось?» (некоторые фигуры поменять местами), «Составь узор по описанию» и др. В таких играх развивается внимание, наблюдательность, зрительная память.

В клеточку...

Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку.

Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ваш ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д.

Дети очень радуются, когда видят положительный результат и огорчаются неудачами. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Конспект открытого занятия по психомоторике

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги

Задачи:

Развивать умение выделять углы на листе бумаги, мелкую моторику пальцев, активный словарь

Научить умению двигаться в заданном направлении

Корректировать внимание, межличностные отношения

Воспитывать уважение друг к другу, вежливость

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Кто вспомнит, чем мы занимались на прошлом занятии? (ответы детей)

Сегодня мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги

Актуализация знаний учащихся

Чтение стихотворения В. Берестова с последующим разбором.

Стоял человек на развилке дорог

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукой, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

Вопросы:

1.О чем это стихотворение?

2.Для чего нужно знать, где какая сторона?

Объяснение новой темы

Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее.

Где у нас левая рука. Поднимите ее.

Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу?

Педагог - психолог уточняет эти понятия:

Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Назовите предметы, которые находятся на высоте.

Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней начти чего - нибудь, под чем - нибудь. Назовите предметы, которые находятся внизу.

Знаете ли вы, где находится цент?

Центр - место, одинаково удаленное от краев, концов, т.е. середина. Назовите предметы, которые находятся в центре.

Перед вами белый лист бумаги.

У листа есть края. Это правый, а это левый. Ближе к вам - нижний, а дальше от вас - верхний.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол.

Найдите левую сторону листа. На левой стороне -один и другой левый угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол.

Повторяем названия и показываем вместе с детьми.

Физкультминутка

На доске картинка домика. Это домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери.

Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Медведи предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школы была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построить школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. Заяц просит построить в правом нижнем углу. В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в центре». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

Молодцы ребята!

Закрепление изученного материала

Сейчас ребята мы посмотрим как вы научились ориентироваться на листочке и находить нужное место.

Задание для самостоятельно работы.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

Наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнышко в левом верхнем углу.

Появились первые цветы. Выложите цветок в левом нижнем углу.

Нас это радует. Выложите в верхнем правом углу улыбку.

Прилетели птицы. На середине листа выложите птичку.

Зеленеет травка. Нарисуйте ее по нижнему краю

Плывут по небу облака. Выложите их по верхнему краю листа.

Какой угол остался свободным? Там мы подписываем рисунок.

Проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.

Итог

Чем мы занимались на занятии?

Вам понравились игры?

Оценивание работы класса и каждого ученика.

Тема: Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине листа.

Цель: научить ориентироваться на плоскости листа.

Задачи:

Образовательные:

Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа

Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение выделять углы на листе бумаги

Развитие устной речи, путем требования полных ответов на вопросы учителя.

Развитие мелкой моторики посредством выполнения практической работы.

Развитие мышления посредством включения в урок заданий на умения находить закономерности.

Корригировать внимание, межличностные отношения.

Коррекция общей моторики через проведение физкультминутки и смены динамических поз;

Коррекция мелкой моторики через предметно-практическую деятельность;

Коррекция речи через полные ответы на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской культуре.

Воспитывать дисциплинированность, умение слушать одноклассников, бережное отношение к раздаточному материалу и к учебным принадлежностям.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, набор для аппликации, лист с заданиями, наборы геометрических фигур, игрушки машинки, картинка «дерево настроения», изображение осенних листочков.

Ход урока

Подготовительная часть

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для Вас,

Все зашли спокойно в класс.

Встаньте все у парт красиво,

Поздоровайтесь учтиво!

Не ленитесь – улыбнитесь,

И тихонечко садитесь! (Дети садятся.)

2. НПП - «Дерево настроения».

Какое время года?

Что происходит с деревьями осенью?

Наше дерево настроения немножко загрустило.

Давай украсим дерево – листочками и проверим, какое у вас настроение. Красный, желтый и зеленый - это хорошее, радостное настроение, а коричневый - это грустное настроение.

И в конце урока, мы проверим ваше настроение. И посмотрим каким оно стало после урока. Вы определите свое настроение и украсите дерево листочками.

Основная часть.

1. Беседа о том, что изучали на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы учились ориентироваться в классе.

Вот сейчас и проверим, как вы научились ориентироваться в классе. (дверь, окно)

2. Сообщение темы и целей урока.

Мы будем учиться ориентироваться на листе бумаги, чтобы вы в дальнейшем могли определять верх, низ, право, лево и середину листа.

3. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, сегодня мне на телефон пришло сообщение от лесных жителей.

- В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери

построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали

думать, в каком месте ее поставить.

Заяц предложил построить в левом нижнем углу.

Лиса хотела, чтобы школа была в правом верхнем углу, рядом со своей норой.

Медведь настаивал на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу,

Волк просит построить в правом нижнем углу.

В разговор вмешалась мышка. Она сказала: «Школу нужно построить в середине». Прислушались звери к совету мыши и решили строить школу на лесной поляне посередине. Так всем удобно.

Давайте с вами проверим, правильно прислушались звери к совету мышки. Но для этого нам самим надо научиться ориентироваться на листе бумаги.

4. Объяснение новой темы.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Давайте представим, что мы фокусники. Мы научимся проводить на листе бумаги невидимые линии. Положите перед собой вот так лист бумаги (показывает учитель).

Поднимите правую руку и положите на правую сторону листа, потом - левую руку положите на левую сторону как я. Сложите лист бумаги пополам, уголок к уголку. Переверните лист бумаги и еще раз сложите пополам. Разверните лист бумаги и что вы видите (ответы детей).

Где линии пересеклись - это середина листа. Покажите середину листа.

У листа есть края. Я вам покажу. Это правый, а это левый. Ближе к вам нижний, а дальше от вас - верхний. Покажите края листа.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне - один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа - это правый нижний угол. Покажите как я сначала верхний, а потом нижний угол. Найдите левую сторону листа. На левой стороне - один и другой левый угол. Угол вверху листа - это левый верхний угол, а внизу листа - это левый нижний угол. Покажите как я сначала верхний, а потом нижний угол

Повторяйте за мной названия и показывайте.

5. Физкультминутка (ноутбук).

Давайте проверим, правильно ли лесные жители прислушались к совету мышки? (работа на доске).

6. Закрепление изученного материала.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Выкладывание по инструкции - картина.

Перед детьми лежит лист бумаги и в конверте раздаточный материал.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы
узнаете, если будете внимательно меня слушать.

    Наступила осень. В небе светит солнышко. Разместите солнце в левом верхнем углу.

    Плывет по небу облако. Разместите его в правом верхнем углу.

    Вдруг подул ветер. С деревьев опадают листочки. Разместите дерево по середине листа.

    Красный листочек разместите в нижнем левом углу.

    Желтый листочек разместите в нижнем правом углу.

    проверьте себя. Посмотрите, как должно было получиться.

Вот какие красивые у нас получились картины.

Заключительная часть.

Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке?

А что вам понравилось на уроке?

Давайте дерево пополним листочками своего настроения. Выберите тот цвет листочка, который соответствует вашему настроению в конце урока.