Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей. Развитие обоняния

Игры ко «Дню здоровья»

Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.
Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.
(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.
Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.
А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.
Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.
Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.
Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.
(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

Дидактическая игра «Наполни баночку витаминами»

Цель: развивать мелкую моторику кистей рук, учить располагать изображение равномерно по всей поверхности.

Детям предлагается нарисовать «витамины» – кружочки с помощью трафаретной линейки. Можно налепить пластилин на картон, вырезанный в форме баночки, а сверху надавливанием заполнить горошинами – «витаминами».

Дидактическая игра «Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

Все мы скажем «нет» простуде.
Мы с зарядкою дружны.
Упражненья делать будем,
Нам болезни не страшны.
Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам.
(В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Сегодня хотелось бы написать несколько слов о том, как научить малыша такому важному умению, как нюхать. Еще в свое время Мария Монтессори, автор уникальной методики раннего развития, уделяла огромное вниманию развитию пяти основных органов чувств – это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Для многих родителей загадка, как же научить их малышей нюхать. А все ни так сложно, как казалось бы.

Учить малышей нюхать можно начинать уже 6 месяцев, когда малыш может уже устойчиво сидеть и с интересом изучать все, что окружает его.

Итак, сам процесс.

Возьмите для первого примера, два сильно пахнущих предмета (желательно на контрасте), один из них медленно поднесите к своему носу и попробуйте громко втянуть ноздрями воздух. Малыш должен при этом смотреть на Вас. А теперь подставьте этот предмет к носу малыша и предложите ему тоже попробовать понюхать. Сразу же возьмите второй предмет и также понюхайте его и предложите малышу.

Не каждый ребенок с первого раза поймет, что от него требуется, поэтому пробуйте снова и снова. При этом обязательно демонстрируйте малышу, как Вы сами громко нюхаете и как Вам это нравиться делать.

Помните, очень важен именно контраст запахов, на нем малышу будет легче понять, что от него хотят.

И еще ни в ком случае не используйте в качестве запахов освежитель воздуха, парфюмерию и косметику. У малыша может появиться аллергия на такие запахи.

А теперь давайте разберемся, что можно нюхать нашим любим малышам?

Практически в каждом доме наверняка есть баночки с кореньями и травами. Если нет, то их легко можно купить в ближайшей аптеке.

Очень хорошие травы – мята, валериана, ромашка, пустырник, мелисса, зверобой и др. Не обязательно нюхать все из этого списка, выберите для себя 2-3 травы и нюхайте. Валериана, кстати, очень полезна для детей.

Как их можно нюхать?

Положите травы по небольшим коробочкам, желательно распечатать изображение растений и приклеить к коробочке, приоткройте ее, дайте малышу понюхать и громко озвучьте, какую именно траву Вы нюхаете.

Или другой вариант, можно разложить несколько картинок с травами и показывать на картинку малышу, когда будете нюхать. Потом можно предложить поиграть малышу в игру – разложить изображения трав и предложить малышу угадать, что это за трава по запаху:))

Аромамасла.

При выборе масла будьте очень осторожны. На рынке представлены два вида масел – это настоящее сырье – натуральные масла и искусственное, получаемое путем добавки в него искусственных ароматизаторов, соответственно в нем ничего полезного нет и не может быть.

Очень здорово будет, если Вы на ночь будете разжигать аромалампу и добавлять в нее 5-6 капель лавандового масла или иного успокаивающего масла. Кроме того, можно добавлять масла в ванну малышу, только не выливайте масло сразу, налейте несколько капель в сливки или молоко, взболтайте все, а потом уже переливайте в ванну.

Как будем играть с аромамаслами?

Берем несколько одинаковых маленьких бутылочек, например, от йогуртов, детского питания или аналогичных им, внутрь них кладем ватку, пропитанную запахом ароматических масел.Теперь открываем каждую баночку и нюхаем. Кроме того, в баночки можно положить кофе, специи, чеснок, цикорий, имбирь, чай и сверху прикрыть ваткой, чтобы малыш не вдохнул мельчайшие частицы. Можно еще искать определенный запах для куклы, другой запах для мишки, третий запах для котика. Или понюхать один запах, например, кофе, смешать бутылочки и потом искать его среди остальных запахов. Еще интересна игра – можно сделать несколько баночек с одинаковыми запахами по парам и предложить малышу рассортировать их.

Что мы будем нюхать?

  • кофе (растворимый и натуральный), чай (зеленый, черный, со всякими добавками), какао, цикорий. Очень осторожно давайте понюхать эти сыпучие напитки, чтобы малыш не смог втянуть мелкие частицы себе в носик.
  • хлебобулочные изделия, особенно свежеприготовленные (черный, белый, ржаной и другие виды хлеба, булочки, пряники – мятные, имбирные и т.д. и т.п.)
  • молочные продукты (кефир, молоко, творог, сметана, масло, йогурт со всякими фруктовыми добавками).
  • фрукты и овощи (здесь нужно учитывать следующий момент – давайте малышу понюхать сначала сам фрукт или овощ целиком, а потом разрежьте его на части – запах намного усилиться и тоже понюхайте с малышом).
  • специи в баночках (перец, различные приправы).
  • пряные травы в сыром и засушенном виде (петрушка, базилик, укроп, кинза, щавель и т.д.)
  • супы, каши, мясо в готовом виде. Каждый раз, когда Вы садитесь за стол, чтобы покушать с малышом поднесите ложку с тем или иным продуктом к своему носу, зажмурьтесь, понюхайте и произнести: “Ах, как вкусно пахнет.” А потом предложите понюхать своему малышу. Вот увидите, с каким желанием он будет повторять за мамой.
  • чеснок, лук, имбирь – учимся распознавать “резкие” запахи.

И еще, каждый раз когда Вы сами нюхаете и даете понюхать своему ребенку тот или иной продукт, обязательно называйте его. Например: “Солнышко, давай понюхаем, чай с жасмином. Ой как вкусно он пахнет. Аромат просто волшебный.”

Еще можно поиграть в такую игру, но для деток уже постарше, лет с 2,5.

Предложите своему ребенку есть с закрытыми глазами. Можно поиграть в угадайку. Малыш закрывает глаза, Вы даете ему понюхать, а потом кладете ему в ротик дольку апельсина или кусочек яблочка и предлагаете угадать, что же он будет кушать. Для него это будет невероятным открытием отгадать по запаху и вкусу, что же это за продукт.

Еще можно сходить в кафе или ресторан. Только выбирайте такое заведение с открытой кухней, чтобы можно было ощутить все необыкновенные ароматы. Например, можно сходить в индийский, китайский или итальянский ресторан.

И еще, обязательно характеризуйте сам запах, чтобы малыш умел их отличать. Например, нюхаем лимон. При этом говорите малышу следующее: “Солнышко, мы нюхаем лимон, у него запах кислый”. А потом еще раз повторите: “Кислый пахнет кислым”.

Или другой пример. А вот банан, у него сладкий запах. Сладкий пахнет сладким.

Подбирайте хотя два-три прилагательных, чтобы описать запахи.

Готовим с малышом.

Можно еще попробовать приготовить, что-нибудь вкусненькое с малышом. Например, вымесить тесто. Малыш получит огромное удовольствие от такого действия, как вымешивание, почувствует запах теста в сыром виде, а потом в приготовленном. Мы с дочкой очень любим готовить курочку, сначала мы ее совместно моем, натираем солью со специями, я режу в ней небольшие дырочки, дочка закладывает в них маленькие дольки чесночка, кладем ее на продвинь и запекаем в духовом шкафу. Время от времени мы подходим к духовке, проверяем готовность курочки и вдыхаем необыкновенно вкусный запах. Попробуйте и Вы своим малышом, что-нибудь приготовить. Нам еще года не было, как мы уже вместе это все проделывали.))

А теперь, еще немного о наших домашних запахах.

В нашем доме, помимо кухни можно ощутить огромное множество запахов. Итак, что еще можно понюхать:

  • комнатные растения и цветы. Очень хорошо подойдет для этого герань, она растет и цветет практически в каждом доме, если у Вас ее нет, то наверняка есть у Вашей свекрови. Чтобы усилить запах герани, можно потереть пальчиком листик растения и запах многократно усилится. Цветы можно купить и нюхать их, а потом засушить. Еще можно вместе с малышом нарисовать цветочек и капнуть капельку аромамасла в центр цветка, повесить его на видное место – пусть малыш подходит к нему и снова и снова ощущает этот удивительный аромат.
  • одежда – научите малыша распознавать, как пахнет ткань – хлопок, лен, шелк, как пахнет папин кожаный ремень, как пахнет чистая и грязная одежда – пусть малыш поучиться сортировать ее по запаху и так далее.

Что не стоит давать нюхать?

Это, конечно же, бытовую химию, всяческие ароматизаторы и тому подобные вещи. Осторожно! У малыша может возникнуть аллергия.

А теперь, понюхаем, чем же пахнет на улице.

У нас в городах, пахнет скажем так не очень. Но все равно все запахи можно характеризовать. Например, Вы проходите с малышом, мимо парфюмерного магазине, обязательно опешите малышу, какой запах Вы ощущаете, или Вы заехали на машине на автозаправка, скажите малышу, что чувствуете резкий запах бензина и т.д.

Очень хорошо, если у Вас появилась возможность выбраться в парк, лес или съездить на дачу. Свежий воздух очень положительно действует на малыша.

1. Поиски запаха.

Суть игры в следующем. Выбираете любой запах, желательно чтобы аромат был сильным (лучше всего подойдет запах какого-нибудь аромамасла, например, лаванды), кроме того, запах должен нравится вашему малышу и быть из тех, которые он точно узнает.

Теперь подготовка к игре. Заходите в комнату без малыша, капаете несколько капель, например, на стул или на другую мебель, недалеко от этого места поставьте открытую баночку от аромамасла. А теперь скорее бегите с вашим малышом в комнату и предложите ему найти по запаху, где же баночка с ароматным маслом. Как Вы сами догадались запах рядом с баночкой будет многократно сильнее, чем во всей комнате.

Эта игра очень веселая, хорошо развивает обоняние и логику у малыша. Мы в нее играем приблизительно с полутора лет.

2. Игра с аромамаслами .

с 2х лет.

Итак, кладете малыша в кроватку или сажаете за стол, в общем в любое место, откуда малыш не сможет сразу убежать. Теперь отходите от него на несколько шагов, капаете несколько капель аромамасла себе на руки и расстираете, чтобы оно сильнее пахло, а теперь начинаете водить руками перед малышом. Запах должен постепенно распространятся по комнате и дойти до малыша. То есть тут главное, чтобы он сделал для себя открытие, что запах сначала очень тонкий, а потом, когда доходит до него становится интенсивным и насыщенным, как бы долетает до него. Тоже самое можно делать не только с аромамаслом, но и со специями, травами и т.д. Главное, для малыша здесь почувствовать момент, когда он начал ощущать приятный запах и сделать свое собственное открытие.

В эту игру мы с дочкой играем в стульчике для кормления, чтобы она сразу не сбежала и пробовала прочувствовать запах)).

3. Игра в смешивание запахов трав и масел.

Можно начать с простого чая. Заварите для малыша в один день мятный чай. Дайте попробовать, объясните, что чай мятный. Понюхайте, насладитесь необыкновенным запахом мяты.

В другой день заварите ромашковый чай. Проделайте все тоже самое.

На третий день добавьте в чай лимон или чуть-чуть имбиря. Каждый раз рассказывайте малышу, что входит в чай, с наслаждением нюхайте, пробуйте. На четвертый день приготовьте смесь из нескольких чаев, например, мята с ромашкой, мята с имбирем и лимоном, ромашка с имбирем и лимоном. Понюхайте и попейте с малышом. В годик малыш, конечно же не скажет Вам из чего состоит его чай, но если Вы будете часто экспериментировать с разными травками для заваривания в чай, каждый раз нюхать и описывать, то что Вы пьете, малыш долго не заставит себя ждать и уже скоро он войдет в кухню и скажет чем пахнет, чем несказанно порадует Вас.

Тоже самое и с маслами, их также можно смешивать вместе с малышом поочередно и нюхать. Тоже очень увлекательное занятие.

4. Игра в запах, который больше всего нравится малышу.

Очень интересная игра. Суть в следующем – дайте малышу 2-3 баночками с различными аромамаслами и предложите выбрать, какой запах ему больше всего нравится. Малыш выберет одну из баночек, а теперь капните маленькую капельку ему на шейку, пусть этот прекрасный запах будет находится с ним целый день. Эта интересная игра развивает у малыша не только обоняние, но и такое важное качество как умение принять решение, оказывается, этому надо учится с самого раннего детства!

Итак, небольшой план занятий по изучению запахов для самых маленьких и развитию у них обоняния.

  • В возрасте 6 месяцев можно начинать знакомить Вашего малыша с запахами. На первом этапе просто даете понюхать ему все, что Вас окружает (можно начать с продуктов, аромамасел, специй, цветов т.д.) и называете чем пахнет.
  • Приблизительно с 1 года начинаем учить малыша показывать, что он понюхал, т.е. Вы даете ему понюхать что-либо, а он выбирает картинку или продукт, который он нюхал. Когда малыш подрастет он сможет уже называть то, что нюхал.
  • Игры, на подобие ищем запах. См. выше. Можно играть приблизительно с полутора лет.
  • Игры в смешивание запахов и угадывание из каких запахов состоит смешанный запах. Можно играть приблизительно с двух лет.
  • Приблизительно с двух лет можно играть в угадывание пар запахов. См. в предыдущей статье.

Источник steshka.ru

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Игровое упражнение «Коробочки с запахами».

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т.д.).

Ход игры: 1 этап — предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждой коробочки.

2 этап — предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Игровое упражнение «У самовара…»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.

Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая игра)

Практические (эксперимент).

Педагогические технологии: проблемное изучение.

Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.

Материалы

Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Введение в ситуацию.

Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.

Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)

Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.

Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.

(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)

Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)

Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)

Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель загадывает загадки:

Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)

Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)

С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)

Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.

Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)

Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.

Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.

Стал ветер веточку качать - покачивают руками.

И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.

Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.

Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?

Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.

Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Игра «Угадай по запаху»

(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)

Игра «Угадай по вкусу»

(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)

Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)

Игра » Что больше, что меньше?

Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.

Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»

Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.

Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.

Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)