Иконы изготовление. Этапы написания иконы

И т.д. Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе. Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой.

Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер. При всей сложности технологии написания икон, необходимо особо подчеркнуть, что иконопись не сводится только к ремеслу. Иконопись – «умозрение в красках», «богословие в красках». Икона – это предмет мистический, это таинственное явление духовной сущности в материальном мире. Икона - посредник, мостик между миром дольним и миром Горним… Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.

Этапы создания иконы:

1. Доска.

Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. Если доска не цельная, то она должна быть собрана из отдельных досок и очень хорошо проклеена натуральным клеем. После склеивания и высыхания в икону врезаются шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений. Скос, ребро, образуемое между двумя уровнями доски – «ковчегом» и полями называется лузгой.

2. Грунтовка доски.

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, левкашению, на доску наносится левкас. На поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани. Предварительно ткань замачивают в клее и лишь после этого приклеивают на доску. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается до чистого состояния. Левкас готовится из клея, воды, мела, при помощи тепловой обработки, варения. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Количество слоев достигает пятнадцати. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

3. Рисунок.

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт иконописания. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения, а затем методом припороха.

4. Золочение.

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается оп контуру, левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота. Золото может отличаться в цветовых оттенках, в зависимости от примесей другим металлов и пробы.

5. Эмульсия.

Приготовление эмульсии производится с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

6. Краски.

В иконописи мастер изготавливает краски зачастую сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, и добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

7. Живопись.

Для иконописи характерна многослойная, лессировочная техника последовательной живописи. Каждый из уровней, этапов прописывания имеет свое богословское значение. Роскрышь, высветление и, наконец, охрение. В последнюю очередь тщательно прописывается лик святого, завершается процесс подрумянкой и нанесением таких мазков как оживки и движки. Они – небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Затем следуют такие завершающие приему как приплеск и проплавка, что объединяет оживки и охрение. Затем наносятся тончайшие лессировочные слои, сквозь них просвечивает уже написанный лик. Окончательная опись, обведение контуров рисунка кистью, подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

8. Олифа.

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Техника иконописания сложна и своеобразна.

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне"

Изготовление икон - одно из направлений нашей творческой деятельности. Иконостасная мастерская Плигина изготовит икону на любой вкус.

В нашей мастерской были написаны иконы для множества монастырей, соборов, церквей и по заказам частных лиц.

Иконописцы мастерской имеют среднее и высшее художественное образование. В число иконописцев отбираются выпускники Самарского художественного училища, которые в дальнейшем совершенствуют свои знания в Самарской государственной академии культуры и искусств или­ на факультете дизайна в Самарском государственном архитектурно-строительном университете. Главная задача для иконописца - написать не портрет, а лик святого, но не мертвое (восковое) изображение, а живое одухотворенное. У каждого иконописца "своя рука", но тем не менее в целом они работают над одной общей задачей: сохранить общую стилистику икон в изготавливаемом иконостасе или в настенной росписи храма.

Для изготовления иконы используется доска из липы, укрепленная сзади дубовыми шпонками. На доску наклеивается тонкая ткань-паволока и наносится основа - левкас (для иконостаса, в качестве удешевления, часто применяется доска из МДФ, пропитанная защитным грунтом). Икона пишется масляными красками, менее подверженными влиянию влаги, чем темпера. По сравнению с темперой масляные краски медленнее высыхают, что позволяет художнику делать более мягкие растяжки и большую глубину в тенях за счет прозрачных лесировочных красок.

Икона может быть написана в византийском (древнерусском), ушаковском (между византийским и академическим) или академическом стиле, в т.ч. афонском.

Икона может быть написана на живописном фоне, с позолоченными нимбами, с позолоченным фоном или с гравированным фоном, позолоченным и раскрашенным эмалями, при желании с полудрагоценными камнями или стразами.

Для большей сохранности аналойная или домашняя икона может помещаться в киот.

Икона в корне отличается от портрета тем, что кроме задачи открыть сокровенный мир души человека, икона еще и показывает глубокую святость изображаемого святого, особенно Богочеловека Иисуса Христа или Богоматери.

В портрете художник может­ изобразить как добродетели, так и пороки человека - борьбу добра и зла, происходившие в душе человека и отразившиеся на его лице как зеркале души. В иконе же иконописец показывает, каким человек станет, победив в этой борьбе со злом. Икона - окно в мир духовный. В иконе могут сохраняться портретные черты, но лицо на иконе - это не портрет а светлый лик, преображённый в сиянии вечности.

Изображение иконы стало возможным благодаря появлению после Ветхого Завета Нового Завета. Евангелие говорит, что Бог был невидимым во время Ветхого Завета, но в Новом Завете он родился как человек. Евангелисты описывают жизнь Христа, т.к. сами воочию видели его.

Мы запечатляем дорогих нашему сердцу людей при помощи фотографий. Но в прежние времена фотографии не было. И христиане сохраняли святые образы и образ Иисуса Христа и Богородицы в красках.

­ По Преданию апостол Лука написал около семидесяти икон Пресвятой Богородицы.

Мы молимся не иконе, а перед иконой, просим помощи и заступничества у святого, изображёного на иконе.

Иконописцы носители особой церковной должности. Их место определяется между служителями Алтаря и мирянами. Им предписывается особая полумонашеская жизнь, и они подчинены особому надзору митрополита и местного епископа. Церковь, возвеличивая иконописцев, не только награждает их грамотами и орденами, но и склоняет светскую власть к дарованию иконописцу различных преимуществ. С другой стороны, Церковь считает необходимым следить не только за качеством их работы, но и за их чистотой душевной.

Изготовление в классическом варианте состоит из следующих шагов:

  • Изготовление доски;
  • Подготовка поверхности;
  • Нанесение рисунка;
  • Золочение;
  • Приготовление красок;
  • Раскрытие иконы;
  • Роспись доличного;
  • Роспись личного;
  • Олифление.

Изготовление доски. Для изготовления доски под икону используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, кипарис, лиственница, сосна. Для изготовления икон используется только хорошо высушенные доски. Если икона широкая, то соединяются несколько досок по ширине с помощью шпонок (поперечных дощечек, врезанных полностью или частично в доски). На лицевой стороне, по периметру, иконной доски делается плоское углубление - ковчег. Между ковчегом и полями имеется уступ, который называется лузга. Она имеет практическое значение для подготовки поверхности иконы и написания изображения. Декоративное значение лузги - создавать эффект «окна» в другой мир. Надо сказать, что в настоящее время не все иконы делаются с лузгой.

Подготовка поверхности. Для того что бы изображение не трескалось, держалось крепко, было долговечным необходимо подготовить поверхность иконной доски. Для этого ее лицевую часть зазубривают небольшими бороздками с помощью цикли или ножа. Далее покрывают специальным слоем жидкого клея, а затем грунтуют левкасом - специальным составом. Левкас наноситься несколько раз. После окончательной просушки левкас выглаживают и шлифуют. Часто перед нанесением левкаса наклеивают ткань («паволока» или «серпянка»), что так же обеспечивает защиту изображения от растрескивания и обеспечивает плотную связь левкаса с деревянной иконной доской.

Нанесение рисунка. Рисунок позволяет отразить на поверхности левкаса очертания (контур) того, что в итоге будет изображено не иконе. Он наноситься как «от руки», так и с использованием вспомогательных средств - прориси (контурного рисунка с уже написанной иконы). Для видимости конура в дальнейшем, когда будут наноситься один слой красок за другим, рисунок процарапывается тонкой линией, которая называется графья.

Золочение. В случае если икона предусматривает позолоту (полностью или частично). Чаще всего для этого используют сусальное золото - тонкий слой золота на небольшом листе. Поверхность левкаса под золочения обрабатывается специальным составом. Из листков с золотом вырезаются нужные формы. Затем слой золота с листа переносим на поверхность левкаса и полируется. Сверху позолота покрывается для защиты слоем лака. Это один из самых сложных этапов создания иконы, поскольку золото очень тонкое и при не правильном движении или вздохе летит куда захочет. Кроме того, нужно все делать так, что бы на слой под позолоту не попала пыль.

Приготовление красок. Приготовление красок - это отдельная наука. Вообще краски бывают: минеральные и органические, а так же подразделяются на натуральные и искусственные. Для написания икон используются натуральные краски. Чаще всего различные виды красок нельзя да и не возможно смешать друг с другом. Краска состоит из двух частей: это пигмент - который создает нужный цвет и темпера - это связующие вещество (а также способ смешения пигментов). Наиболее часто, для написания икон, используется яичная темпера.

Раскрытие иконы. Этот этап предполагает нанесение однотонных (без теней и полутонов) сплошных красок на площади иконы. Также покрывается красками фон иконы, площади доличного письма.

Роспись доличного. Доличное - это элементы рисунка картины кроме фона и личного. К личному относятся: лик (лицо), руки и ноги. Примером доличного являются: одежда, пейзаж (на фоне) и т.п. Сначала идет обводка площадей доличного, потом на этих участках оформляются другие линии рисунка. Далее, по выпуклым местам фигуры, наносят несколько раз пробела. При этом, с каждым последующим разом используется более светлый тон.

Олифление. Когда изображение полностью готово, его покрывают слоем олифы (или лака), что позволяет защитить икону от порчи (в т.ч. сырости и царапин на краске), а также придать краскам яркость.

Икона существует почти 2 тысячи лет. Своей долговечностью икона во многом обязана консерватизму живописной техники. Расцвет иконописи пришелся на эпоху средневековья, так ценившей традицию, эпоху, сохранившую для человечества многие секреты ремесла, доставшиеся ей от античности и не утратившие своей привлекательности вплоть до наших дней. Начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, - исключительно темпера.

В мастерской во имя св. преп. Алипия Печерского придерживаются именно такой древней техники написания икон - яичной темперы, заключающейся в использовании только натуральных материалов.

Для написания иконы используется доска из натурального дерева (липа, кипарис), укрепленная сзади дубовыми шпонками. На доску наклеивается тонкая ткань-паволока и наносится основа - меловой левкас. Левкас - смесь мела и клея (грунт под живопись), через несколько десятилетий представляет из себя особо прочный, совершенно спаявшийся «монолит». На основе под живопись темперными красками пишется Святой образ.


Темперные краски (яичная темпера) готовятся иконописцами вручную из


растертых полудрагоценных камней (малахита, лазурита, гематита, минерального пигмента) в соединении с яичным желтком и вином. Яичная темпера через 200-300 лет совершенно «каменеет», а устойчивость ее к внешним воздействиям намного превосходит не только «хлипкий» желток, но и любой из используемых минералов.

От повреждений окружающей среды написанный Святой Образ защищается слоем льняной олифы. Следование древней технике написания иконы является гарантией ее долговечности.

Техника иконы. Программа "Зерно Веры" телеканала "Агро-ТВ"

Основные этапы написания иконы

Сначала иконописец разрабатывает рисунок. Рисунок наносится на подготовленный под него грунт - левкас - тонкой кисточкой. На художественном совете мастерской рисунок обсуждается с ведущим художником и после утверждения рисунка можно приступать к золочению иконы.

Золочение иконы трудный и кропотливый процесс. На доску наносятся тонкие слои сусального золота. Затем они шлифуются и укрепляются.

Далее создаются основные цветовые соотношения иконы.
После чего мастер приступает к прорисовке одежд и других деталей образа. Детали прорисовываются от более крупных ко все более мелким.

И только после всех предыдущих этапов иконописец приступает к работе над ликами - очень ответственной и требующей наибольшей духовной концентрации задаче.

Результатом работы иконописца является образ, созданный в соответствии с древними традициями и канонами, а также с учетом новых иконографических разработок мастерской.

Для большей сохранности икона может обрамляться окладом, выполненным из дерева, золота, серебра, и помещаться в киот. Киот и оклад могут быть украшены драгоценными и полудрагоценными камнями.

Каждая икона в иконописной мастерской во имя св. Алипия Печерского создается художниками с молитвой и постом в строгом послушании старшему художнику и духовенству. Иконописцы трудятся по благословению настоятеля храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Его Высокопреосвященства Владыки Илариона, председателя Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.