Иллюзии в психологии. Иллюзии психологической защиты

Вероятно, каждый человек в течение своей жизни сталкивается нетривиальными физическими явлениями, не всегда понимая, что это иллюзии, созданные его воображением. Чаще всего их появление связано с нестандартным мышлением и, соответственно, подсознательным восприятием реальных событий или знакомых предметов, рассматриваемых в непривычном ракурсе, или при ином освещении. Все эти условия иногда "играют" с человеческим сознанием разные шутки, иногда страшные, иногда смешные.

Психологи хорошо знают, что "показания" всех органов чувств человека далеко не всегда однозначны, а также зависят от всевозможных побочных явлений и факторов, включая условия наблюдения и настроение, физическое и психологическое состояние человека.

Иллюзий, вызванных органами чувств человека, сегодня уже известно очень много, не каждая из них считается иллюзией в психологическом значении этого явления, существуют иллюзорные явления, искусственно созданные при помощи подстроенного обмана (зрения, слуха). Эти иллюзии имеют большое значение для научных исследований. Например, это касается оптического эффекта, с которым сталкивался при различных обстоятельствах каждый человек, так называемого параллакса.

Параллакс представляет собой кажущееся, мнимое смещение объектов, находящихся в действительности на разном расстоянии от глаз наблюдателя. Это относительное смещение может возникнуть при движениях его глаз. Так, например, при наблюдении из окна поезда, человеку кажется, что деревья, расположенные ближе, "убегают" назад с большей скоростью, чем находящиеся вдали. А самые дальние деревья - просто "не отстают" от поезда. Вместо этого человек воспринимает пейзаж за окном, как поворачивающуюся вокруг точки картину, при этом взгляд человека пересекает линию горизонта.

Ещё более ярким примером, имеющим большое значение, является проявление параллакса при наблюдении за изменением показаний любого прибора, которые меняются в зависимости от положения глаз. Стрелки на фоне шкалы сдвигаются в противоположном от движения глаз направлении, хотя в действительности они показывают одно и то же значение. Если в магазине, когда на весах лежит товар, сделать шаг влево, то показания весов зрительно уменьшатся на несколько делений, и, наоборот - при перемещении вправо, показания увеличатся.

Существуют специальные способы борьбы с параллаксом, с этой вредной иллюзией, в противном случае, все показатели приборов при проведении экспериментов и при взвешивании будут недействительными. При изготовлении точных приборов стрелку стараются делать максимально тонкой, под шкалой дополнительно располагают зеркальную полосу.

Каждый исследователь знает, что в момент считывания показаний, голову нужно держать в таком положении, чтобы реальная стрелка и её зеркальное отражение совпадали, в этом случае направление взгляда будет строго перпендикулярно плоскости шкалы, и погрешность считывания будет сведена к нулю.

Ещё одним примером иллюзорного психологического восприятия нашим сознанием геометрического рисунка можно назвать опыт со стаканом, перевёрнутым вверх дном и поставленным на бумагу. Если обводя его край карандашом, нарисовать 3 дуги (маленькая, средняя и большая), то осознавая, что все они нарисованы при помощи одного и того же стакана, сознание "видит" дуги с разным радиусом кривизны.

Таких примеров можно приводить множество - они всегда находятся в нашей повседневной жизни, и часто мешают, особенно при проведении исследований и опытов, так как искажённая картина действительности не даёт получить правильный результат. Более серьёзные иллюзорные ошибки возникают при сравнении объёмов или площадей (при этом линейные размеры натренированный глаз может приблизительно оценить верно). Эти психологические иллюзии находятся на грани психологии и оптических (зрительных) обманов.

К ним относятся известная иррадиация - чёрные и тёмные предметы всегда воспринимаются меньшими по размеру, чем светлые или белые. Эту психологическую иллюзию отлично используют модельеры, создавая модели для полных людей из тканей тёмного цвета, украшая их ярким цветовым пятном, отвлекающим взгляд.

Очень часто психологические иллюзии связаны с движением - маятник, раскачивающийся на тёмном фоне, приобретает в сознании человека форму эллипса, вытянутого в направлении движения, если его разглядывать одновременно двумя глазами (если закрыть один глаз, то маятник буде иллюзорно раскачиваться в другую сторону). Если сосредоточиться на светлой нити подвеса, то маятник будет раскачиваться ещё быстрее - это опять связано с тем, что глаза человека быстрее замечают светлые предметы, чем тёмные.

Если глаз закрыть стеклом (очками), то раскачивающийся маятник имеет движение, слегка отстающее от реального (два глаза видят реальную скорость раскачивания). При этом сознание будет воспринимать движение объёмным (в действительности маятник раскачивается по плоской траектории). Эти иллюзии также относятся к вредным, потому что очень мешают при исследованиях предметов, которые рассеивают свет различным способом (в разных направлениях).

Как ни странно, но если строение человеческого глаза изучено практически досконально, то сам механизм зрения оказался настолько сложен, что окончательного решения и выводов учёных пока нет. Это легко объяснить тем, что в процессе восприятия окружающего мира глазами, большое участие принимает мозг. Такое "содружество" и является основной причиной возникновения психологических иллюзий при переключении внимания человека, внезапной смене освещения или ракурса взгляда.

Специалистам хорошо известен пример "выворачивающегося куба" - человек воспринимает грани, обращённые к нему по-разному, что напрямую связано с тем, на какой из них сосредоточен человеческий взгляд. Человеческое восприятие окружающего способно на удивительные вещи, и прежде всего, "видеть" совершенно иную картину, чем ту, которую человек собирается увидеть.

Эта способность распространяется на очень большую часть явлений и событий, учёные, занимающиеся психологией иллюзорного восприятия, только констатируют многие примеры, а в их определении сильно расходятся во мнениях.

Cуществует много известных психологических иллюзии, возникновение которых зависит от творческого потенциала человека, его психологического моментного состояния, освещения и прочих психологических причин (речь идёт об иллюзиях, возникающих в сознании здорового человека). К таким относится иллюзорное восприятие формы пятен на Луне (кому-то они напоминают фигуры, кое-кто видит человеческие лица и пр.).

Есть известная иллюзия, когда реальное явление или предмет неожиданно "меняет" размеры и форму - так, например, неожиданно открыв после сна глаза, можно увидеть на знакомом рисунке обоев огромного зверя (если окончательно проснуться, то зверь оказывается обыкновенной мухой).

Психологическим иллюзиям подвержен и слух человека, вероятно каждый оказывался в положении, когда отдалённый гул казался громовым раскатом, а писк комара над ухом - пугающим криком, или телефонным тревожным звонком. Причём тревога и страх значительно чаще сопровождают психологические иллюзии, особенно слуховые . Психологи связывают это с подсознательным ожиданием любого человека плохих известий, и любая нестандартная ситуация вызывает в нём негативные ощущения.

Кроме того, непонятный и неожиданный звук человек воспринимает психологически, как опасность, так как не имеет о нём точных сведений, и не осознаёт реальное расстояние до его источника. Есть и ещё одна особенность психологического восприятия - в зависимости от того, в какое ухо поступает звуковой сигнал, человек по-разному воспринимает место его нахождения.

А если звук поступил в оба уха одновременно, то сознание может воспринимать источник, как находящийся непосредственно в его голове, или рядом с собой. Далеко не каждый человек с завязанными глазами может точно определить источник внешнего звука, более того, в разном психологическом состоянии, человек определяет его по-разному, и ошибки опознавания носят различный характер.

Совершенно неожиданным оказываются иллюзии осязания . Если исключить из восприятия зрение, завязав глаза, и провести по собственному носу, то может возникнуть иллюзия, что их два. Такие психологические иллюзии связаны с разным расположением пальцев относительно друг друга, поэтому они "подают" в мозг разные сведения, а сознание их воспринимает, как обычно - в связи с этим возникают иллюзорные и различные картины (в данном случае, один палец "сообщает" об одном носе, а второй - о другом).

Частая причина возникновения психологической иллюзии заключается в непривычном (или незнакомом) сочетании ощущений, присущих разным органам чувств. Если в воздушный шар и стеклянную банку налить одинаковое количество воды, то человек не сможет поднять шар с первой попытки, так как будет прилагать недостаточное усилие (рассчитанное на лёгкость воздушного шара), причиной является иллюзорное восприятие, которое и вводит сознание в заблуждение.

Каждому известны психологические иллюзии, связанные с работой вестибулярного аппарата. После долгого катания на качелях, земля ещё долго продолжает вращаться (время вращения и скорость зависят от индивидуального состояния вестибулярного аппарата).

Велосипедист, спускающийся по крутому склону, воспринимает его более покатым, отмечая глазом ближайшие вешки. Каждый человек, вероятно, сталкивался с иллюзорным ощущением продолжения движения, стоя на эскалаторе, который неожиданно остановился. Несмотря на то что глаз видит, что ступени уже неподвижны, тело продолжает наклоняться вперёд, как при движении лестницы.

Так что психологи утверждают, что возникновение иллюзий чаще может возникнуть по причине сложившихся стереотипов, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным сигналом в мозг. Вывод психологи и учёные делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга (а, соответственно, ошибочным сигналом).

Все мы когда-то сталкивались с таким понятием, как иллюзия или иллюзорное восприятие. И приблизительно догадываемся, что подразумевает это понятие. Но давайте разберемся подробнее в этом вопросе и узнаем о том, какие бывают виды иллюзий и что это значит на самом деле.

Что это?

Иллюзия - illusio, в переводе с латыни означает насмешку, заблуждение и обман. Это искаженное или ошибочное восприятие реальности, окружающих предметов и явлений, принятие мнимого за реальное. Здесь включается игра воображения и появляются ложные образы.

Это становится следствием таких факторов :

  • создается оптический обман, когда при нормальной работе органов чувств искажается зрительный образ;
  • при наркотических, патологических или аффективных состояниях человека;
  • во время сильных болевых ощущений или чувства действительность воспринимается неадекватно;
  • в период надежды и ожидания;
  • при наличии важных потребностей и стремления их срочно удовлетворить происходит искажение видимого объекта. Например, уставшему и жаждущему путнику в пустыне постоянно видится мираж и исчезает;
  • возникает как следствие нарушения одного из пяти органов чувств;
  • уровень также влияет на появление иллюзий, поэтому, как известно, при отсутствии знаний появляются домыслы и легенды;
  • проводилось много исследований, в которых социум влиял на реальное восприятие. Если у человека сложилось определенное мнение о чем-либо, то под давлением остальной массы людей восприятие действительности искажалось или уменьшалась его острота.

В повседневной можно часто услышать понятие иллюзии, которое заменяет собой мечтания и надежды, считающиеся нереальными и несбыточными. Это, скорее, полет творческой фантазии.

В нашей суровой действительности иллюзорное восприятие может быть методом спрятаться от реальности в и фантазиях, облегчающих существование человека в социуме и его психологическое состояние.

Важно! Следует отличать иллюзию от галлюцинации, так как первую можно легко отличить и понять ее появление, и ее могут видеть все без исключения люди. Галлюцинации - это скорее расстройство восприятия, когда разнообразные объекты появляются там, где их быть не может. И это специализация уже психологов и психиатров.

Иллюзии здоровых людей

Иллюзии далеко не всегда являются патологией, так, например, обычному человеку могут слышаться шаги за спиной, возвращаясь темной ночью домой, при отсутствии кого-либо вокруг. Рассмотрим, какие иллюзии могут быть у психологически и физически здоровых людей.

Физические

Физические нарушения сознания многообразны и наиболее распространены. Они не зависят от психологического состояния человека и время от времени появляются у большинства людей.
Это связано с оптическим обманом , когда глаза видят определенный предмет или явление, а мозг воспринимает эту информацию по-своему.

Так, например, пилоты рассказывают, что во время ночного перелета через , когда звезды и луна четко отражаются на водной глади, создается впечатление о полете в перевернутом состоянии.

При получении информации из внешнего мира в человека начинается множество процессов по обработке данных, и результаты могут оказаться неточными.
Немалую роль здесь играет и освещение. Например, все мы видели радугу, но это только обман , ведь к ней нельзя приблизиться, потрогать и почувствовать.

Когнитивные

Когнитивные иллюзии появляются из-за уже устоявшегося предположения о мире на бессознательном уровне. К ним относятся самые известные оптические обманы, такие как:

  • геометрический зрительный обман;
  • парадокс;
  • фикция;
  • упрощение мозгом информации, даже если правильный ответ кажется нерациональным.

Среди них различают :
  • иллюзию искажения и восприятие размеров, над которыми работали Понцо, Геринг, Мюллер-Лайер и Орбисон. На плоскости искажаются изображения, связанные с перспективой. Если изображать их в пространстве, то иллюзия пропадает;
  • невозможность фигур. Здесь искажается восприятие в связи с противоречивостью соединений фигуры, которая на первый взгляд кажется обычным трехмерным объектом;
  • иллюзия восприятия лиц связана с уже устоявшимся взглядом на мир. С расстояния одного метра, при взгляде на вогнутую часть маски, она нам будет казаться выпуклой, потому что в жизни нам не встречаются вогнутые лица, и наш мозг принимает решение, что она выпуклая;
  • рассмотрение фигуры и фона. Глядя на некоторые картинки, нужно самостоятельно принять решение, что из изображенного фигура, а что - фон. Здесь правильного ответа не существует;
  • обман зрения, когда статические рисунки кажутся нам движущимися.

Физиологические

Физиологические иллюзии напрямую связаны с особенностями восприятия действительности при нормально работающих всех органов чувств.
При получении информации они не работают совместно, и каждый выдает свою информацию.

Именно это расхождение в работе мозга, вестибулярного аппарата и других органов приводит к появлению заблуждения.

Примеров достаточно много, например :

  • если надавить на глаз, то предмет, на который вы смотрите, будет раздваиваться, что связано со смещением оси;
  • если смотреть в окно из стоящего поезда на соседний, который движется, то создается впечатление, что движется именно ваш поезд;
  • частое сопровождение пилотов и космонавтов - эффект противовращения, когда во время тренировок и испытаний, во время быстрого вращения, нарушается деятельность вестибулярного аппарата и создается эффект вращения в обратную сторону.

Аффективные

Аффективные или аффектогенные иллюзии возникают как следствие чрезмерной реакции человека, особенно страха, тревоги или мнительности.

Это состояние может появиться темной ночью, когда, проходя по парку или улице, каждый встречный человек может показаться маньяком.

Или под воздействием страха может появиться иллюзия, что у кого-то вместо случайного предмета в руках нож или другое опасное орудие.
Потому и действия, совершенные в таком состоянии, как правило, идут на собственную защиту, иногда с тяжелыми последствиями.

Важно! Аффективное расстройство опасно для окружающих, потому при первых его признаках нужно находиться подальше от такого человека и срочно вызывать скорую помощь.

Патологические иллюзии восприятия регулярно изучаются в психологии и психиатрии как нарушение ассоциативного процесса душевнобольного, его , и поведения.
Основными характеристиками и признаками патологических иллюзий являются:

  • индивидуальный проявления, так как одна и та же иллюзия невозможна у нескольких человек;
  • эксклюзивность фантома заключается в том, что он не повторяется у душевнобольного;
  • абсолютно перцептивное искажение, то есть из одного реального видимого объекта появляется другой, без какого-либо сходства;
  • непонятность ситуации, когда предмет воображения абсолютно выпадает из действительности, исключая возможность какого-нибудь объяснения;
  • отсутствие критики и осознания факта иллюзии как таковой, стремления что-либо исправить;
  • тенденция к превращению фантома в галлюцинацию;
  • последующее нарушение поведения больного, дезориентация в пространстве, он может прятаться, разговаривать сам с собой, убегать или нападать.

Патологические нарушения сознания условно делятся на четыре вида: вербальные, органические, парейдолические и осознаваемости.

Во время вербальных иллюзий искажается восприятие звуковых раздражителей и разговоров окружающих.
Во время разговоров людей рядом, в советах и вопросах, обращенных к душевнобольному, ему кажутся только упреки, насмешки, укоры или даже угрозы.

Это касается также телевидения и радиовещания - все это только обращение к нему. При этом настоящее содержание разговора или информации абсолютно не доходит до человека.

При наличии тревоги, подозрительности и страха появляется такое понятие, как аффективная вербальная иллюзия.

Органические нарушения восприятия реальности еще называют метаморфопсиями. Под этими понятиями подразумевается извращенное или искаженное восприятие предметов в пространстве, их формы, цвета, расположения и величины.
Также меняется ощущение состояние покоя реального объекта или его движения. Такие фантомы делятся на два вида :

Этот вид иллюзии впервые выведен К. Ясперсом и заключается в том, что больному постоянно кажется, что рядом кто-то находится, хотя он совершенно один в помещении.
Это искажение является началом к возникновению галлюцинаций и бредового состояния.

Парейдолические

С греческого para означает около, а eidoles - образ. Это обман зрения фантастического или экзотического содержания.

В обыденной жизни вместо рисунка на обоях или коврового узора, вместо кроны деревьев, очертания облаков появляютсясказочные фигуры, образные персонажи.
Привычная и реальная картинка трансформируется в фантастических птиц, зверей, появляются красочные пейзажи и сцены различного содержания.

Этот фантом - достаточно частое следствие употребления наркотических веществ, таких как гашиш, ЛСД или опиум, а также в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это свойственно больным с живым и сильным воображением. Такое часто наблюдается также у людей, которые страдают частой .

В отличие от других проявлений, это очень сложно остановить, и чем больше больной всматривается в объект, тем реальней для него он становится.

Иллюзии - довольно интересный предмет для изучения учеными, и с каждым годом становится все более популярным у простых людей. Поэтому лучше знать и отличать незначительные иллюзии здорового человека и психические расстройства.

Иллюзии восприятия - это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза . Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия - результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом . Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части , которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.


Чувственное познание мира и личность

Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны.

Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.

Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик - от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов - обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них - синестезия - обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности.

Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации .

В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие - «низкий» и «темный».

В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего - из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение .

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика - апперцепция , представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.

Таким образом, точность восприятия может определяться:

- прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

- значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

- профессиональной тренированностью воспринимающего;

- особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

- предпочитаемым стилем анализа получаемой информации . В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

- умственным уровнем субъект;

- эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира - наблюдение . Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностью , под которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений . Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

1. Введение

2. Общая характеристика восприятия

3. Общая характеристика зрительных иллюзий

4. Иллюзии восприятия размера

5. Иллюзии искажения

6. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

7. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

8. Портретные иллюзии

9. Иллюзии при движении объекта

10. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие

11. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие

12. Другие типы иллюзий

13. Список литературы

Введение:

Темой моей работы являются иллюзии восприятия. Согласно определению «Психологического словаря», иллюзии восприятия (от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов.

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии.

Единства по вопросам классификации иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе я классифицировала иллюзии следующем образом:

1. Зрительные иллюзии:

a) иллюзии восприятия размера;

b) иллюзии искажения

c) иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы

d) иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура

e) портретные иллюзии

f) иллюзии при движении объекта

g) иллюзии восприятия цвета

2. Другие иллюзии:

а) слуховые иллюзии;

в) прочие иллюзии

Общая характеристика восприятия:

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Допустим, мы наблюдаем играющего ребенка. Он занимает определенное место в пространстве, находится от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным, мы знаем, что можем до него дотронутся, в отличие, например, от неба. На нем одежда определенных цветов. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что ребенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его смех, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - ребенок.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

Общая характеристика зрительных иллюзий:

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями.Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет.

Иллюзии восприятия размера:

На рисунке белый квадрат на черном кажется больше черного квадрата на белом фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (по-латыни - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это происходит вследствие несовершенства хрусталика. Зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Мы воспринимаем объекты целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике.

Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Отрезки на рисунке равны, хотя верхний и кажется больше (иллюзия Мюллера-Лайера).

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926).

На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи фигур с другими фигурами.

На рисунке круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

На рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга.

Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий восприятия размера кроется в недостаточной способности зрительного аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, свойственная большинству людей.

Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных.

Вот два примера иллюзий переоценки вертикальных линий:

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается

Посмотрите на цифры «3» и «8». Вам кажется, что верхняя половина каждой цифры равна нижней.

Перевернем эти цифры.

Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.

Кроме того, вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные - сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны . Эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты… «Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище», - пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге «Мир света». Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Иллюзии искажения:

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Из-за преувеличения острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

На рисунке параллельные линии кажутся непараллельными.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе - иллюзия Геринга).

На самом деле две центральные прямые - параллельны.

На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат - деформированным.

Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой.

Так, прямая касательная к кружкам разных радиусов кажется кривой (иллюзия С. Томпсона).

Меняющийся рельеф и перспектива:

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т. п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой «точкой схода». Линии же, идущие под разными углами, должны сходится по ту или другую сторону «точки схода» тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется «точкой отдаления». Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от «точки схода» до «точки отдаления», то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

«Фигура» и «фон»:

Рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

Наконец, существует явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур.

Если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Портретные иллюзии:

Многим приходилось видеть портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта:

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще - эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды «видеть» то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы «рисует» изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

Иллюзии восприятия цвета:

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Еще один тип иллюзий связан со смещением максимума относительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному: при низкой освещенности глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Этот эффект называется эффектом Пуркинье по имени его первооткрывателя.

Еще одна разновидность иллюзий объясняется собственно цветовыми контрастами, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Так, черный круг на зеленом фоне кажется красноватым, на красном -зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне - зеленовато-желтым и на голубом - медно-красным.

«Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»).

Влияние знания об объекте на восприятие:

Особенно ярко избирательность восприятия и влияние знания об объекте на процесс восприятия демонстрируют такие типы зрительных иллюзий, как восприятие двойных картинок и распознавание образов.

На этом рисунке мы можем увидеть и молодую даму, и старуху.

А на этом «загадочном портрете генерала» изображено сразу 9 персонажей. Зная об этом, воспринимающий может различить всех их.

И напоследок - пример распознавания образов:

Знание того, что на рисунке изображен Иисус Христос, поможет его увидеть.

Влияние прошлого опыта на восприятие:

Ярче всего это демонстрирует так называемый эффект перцептивной готовности.

Что тут написано? Coca-cola? А вы уверены? На этом же эффекте основано и быстрое чтение. Ведь помести перед нами табличку «ВОСПИРЯТИЕ» мы все равно прочитаем «ВОСПРИЯТИЕ».

Другие типы иллюзий:

Большинство известных иллюзий относится к зрительному восприятию.

Но существуют и иллюзии, связанные с другими типами восприятия.

а) Слуховые иллюзии:

Упомянем три наиболее известных иллюзии:

Эффект Мак-Гурка проявляется в том, что слуховая и зрительная информация, которую несёт в себе речь, взаимодействуют между собой и влияют на то, что мы слышим. Проводя своё оригинальное исследование, Мак-Гурк и Мак-Дональд создали такие условия, при которых слуховые сигналы произносимого слога не соответствовали соответствующим движениям губ (McGurk & MacDonald, 1976). Испытуемым предъявлялась видеозапись человека, многократно произносившего одними губами слоги ga-ga, в то время как фонограмма воспроизводила слоги ba-ba. Когда испытуемые закрывали глаза и только слушали фонограмму, они точно распознавали слоги. Более того, когда они видели только движения губ, говорившего человека, а фонограмма была выключена, они достаточно точно идентифицировали произносимые звуки как ga-ga (подтверждая тем самым, что при необходимости мы можем читать по губам и что, возможно, делаем это гораздо чаще, чем нам кажется). Однако когда испытуемым одновременно предъявлялись противоречащие друг другу слыховые и зрительные стимулы, они слышали звуки, которых не было ни в одном из них. Например, когда испытуемые видели на экране человека, артикуляция губ которого соответствовала слогам ga-ga, и одновременно звучал акустический сигнал ba-ba, большинство из них слышали совсем другой звук – da-da! Интересная деталь: большинство испытуемых не осознали несоответствия слуховой и зрительной стимуляций.

Иллюзия Шепарда

При увеличении громкости, тон воспринимается как более высокий.

Иллюзия звукового контраста

Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

б) Прочие иллюзии:

Иллюзия Аристотеля

Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера

Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия Мюллера-Шумана

После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

Список литературы:

1. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М., 1987

2. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В, Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

3. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981.

4. Оптические иллюзии. – М., Слово, 1998

5. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., «Педагогика», 1980

6. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия. / Пер. с нем. – М.: Институт компьютерных исследований, 2002.

7. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Мир, 1990.