Инстинкты. Общая характеристика инстинкта

Человек не рождается беспомощным и ничего не способным делать. Просто его организм после рождения еще недостаточно сформирован, чтобы быть способным выполнять все базовые действия, которые свойственны всем людям. Инстинкты – это базовые поступки, которые совершаются абсолютно всеми людьми. Чтобы понимать, что это такое, как влияют на нашу жизнь и какие примеры можно привести, интернет-журнал сайт рассмотрит данную тему.

Абсолютно все люди рождаются с инстинктами. Это безусловные рефлексы, которые проявляются у всех живых существ и выполняют важные функции. Среди всех видов инстинктов самыми главными считаются чувство самосохранения и размножения. Стремление сохранить свою жизнь проявляется с первых минут жизни. Ребенок кричит, плачет, чтобы его накормили, пригрели, убаюкали и т. д.

По мере того как организм человека крепнет и становится самостоятельно функционирующим, ребенок все больше подвергается инстинктам. Ярким примером можно привести способность педиатров рассказать родителям, на каком месяце своей жизни что должен делать ребенок, чтобы считать его нормально развивающимся. Все дети в течение первых лет жизни живут на уровне инстинктов, которые диктуют им, как они будут развиваться, что делать, как реагировать, как будут действовать их организмы и пр.

Однако инстинкты – это не все, на чем базируется жизнь человека, иначе бы люди не отличались бы от животного мира. Если животные действуют на уровне инстинктов, то люди по мере своего развития и роста обретают условные рефлексы – это определенные навыки, которые требуют обучения и закрепления для их совершения. Люди с этими навыками не рождаются. Если человека им не обучить, то он не сможет их выполнять. Однако по мере воспитания инстинкты все больше отходят на второй план, уступая место условным рефлексам.

Инстинкты невозможно подавить или полностью от них избавиться. Однако человек способен себя вовремя останавливать и контролировать. Если осуществлять контроль над собственными действиями, тогда инстинкты не смогут проявиться в полную силу. Человек будет испытывать инстинктивные переживания и проявления (например, учащенное сердцебиение или потоотделение), однако может контролировать свои поступки.

Инстинкты обычно срабатывают в экстренной и угрожающей жизни человеку опасности. Примером можно назвать нападение собаки, от которой человек хочет убежать или отбивается камнями, отдергивание руки от горячего чайника (навряд ли кому-то удастся этого не сделать, если только у человека нет нарушений в восприятии анализаторами или обработке поступающей информации мозгом).

Инстинкты всегда в полную меру срабатывают, когда человек себя не контролирует. Однако здесь следует отличать автоматически наработанные действия и инстинкты. То, что человек не задумывается над тем, что нужно поднять руку, чтобы включить свет в комнате, еще не делает его действия инстинктивными.

Инстинктам человека не нужно обучать, он уже ими обладает и подчиняется, если не пытается остановить свои действия. Автоматическим условным рефлексам и прочему поведению человек должен обучиться, чтобы его совершить.

Что такое инстинкты?

Под инстинктами понимаются автоматические обусловленные действия, которые даются всем людям с самого рождения и не требуют их сознательного контроля. В основном инстинкты направлены на выживание индивида и сохранение своего рода. Таким образом, человек инстинктивно начинает искать пищу или воду, когда голоден или испытывает жажду, убегает от опасности или вступает в бой, когда ему угрожает опасность, вступает в половые связи с противоположным полом, чтобы получить потомство.

Однако психологи выделяют, что у человека существует намного больше инстинктов, нежели у животного мира. Человеческими инстинктами называют стремление к власти, доминированию, общению. Следует отметить, что самым главным инстинктом, который имеет множество видов своего проявления, является стремление к сохранению баланса. Так называемый гомеостаз – когда человек желает испытывать спокойствие и умиротворение – является одним из базовых стремлений.

Инстинкт – это не цель, как могут подумать некоторые люди. То, что человек сознательно чего-то желает и хочет достичь, не является инстинктом. Здесь человек просто обустраивает свою жизнь, которая и так может существовать, если он ничего не будет делать.

Следует отличать инстинкты от внутренних страхов, комплексов, чувств, которые развиваются в человеке по мере его жизни. Их еще называют приобретенными, или социальными страхами. К примеру, чувство вины – это наработанное качество, которое на подсознательном уровне воздействует на человека. Однако никто не рождается с чувством вины, его развивают в людях по мере их роста и развития.

Также следует выделить такие распространенные страхи, как:

  1. Боязнь быть непризнанным.
  2. Страх перед критикой.
  3. и пр.

Все это социальные страхи. Они больше связаны с психической гармонией человека, нежели с его выживанием.

Однако есть страхи, которые в некоторой степени можно отнести к инстинктивным. Так, страх перед акулами или пауками, страх высоты – эти страхи могут быть выработанными, однако они основываются на инстинкте самовыживания, когда человек в первую очередь должен заботиться о сохранности своего здоровья и жизни.

Инстинкты человека

Человек является сложно устроенным существом, что можно объяснить на примере трансформации и усложнения инстинктов по мере своей жизни. Человек рождается с биологическими потребностями, которые диктуют инстинкты – автоматические действия, направленные на удовлетворение потребностей организма. Однако человек живет в социуме, где существуют свои правила, нормы, традиции и прочие аспекты. Он подвергается воспитанию, обучению, воздействию, что позволяет инстинктам уходить на второй план.

Инстинкты не пропадают и не исчезают. Порой человек даже научается их останавливать, контролировать. По мере приобретения опыта и формирования своей жизни инстинкты человека трансформируются. Если вы замечаете неадекватно ведущего себя человека в стрессовой ситуации, значит, он пока не выработал механизма, который сдерживал бы его инстинктивное поведение. Однако есть индивиды, которые уже научились сохранять спокойствие в ситуациях, которые угрожают им смертью либо требуют оплодотворения (сексуального акта).

Таким образом, инстинкты человека никуда не исчезают, однако они начинают подчиняться определенным страхам, мировоззрению, условным рефлексам и даже социальным нормам, когда индивид научается вовремя включаться в процесс, чтобы затормозить свои инстинктивные действия и быстро их перевести на другие поступки.

Инстинкты даны абсолютно всем людям и сохраняются на всю жизнь. Их нельзя назвать ни хорошими, ни плохими. Инстинкты помогают человеку в первую очередь выживать, иначе бессмысленным становится его рождение и существование. С другой стороны, инстинктивные поступки зачастую считаются неприемлемыми в обществе, где разработаны свои законы и рамки поведения. Поэтому человек должен учиться контролировать свои инстинктивные порывы и переводить энергию на совершение приемлемых социумом действий.

Это и отличает человека от животных – сознательный контроль, когда инстинкты существуют и продолжают помогать человеку выживать. Однако индивид способен себя контролировать и не подчиняться инстинктивной энергии, если она неуместна в конкретном случае.

Виды инстинктов

Существует множество видов инстинктов:

  1. Инстинкт самосохранения – самый базовый и начальный. Каждый ребенок начинает плакать, если рядом нет матери или того человека, который о нем постоянно заботится. Если у человека со временем инстинкт самосохранения не угасает под влиянием общественного воспитания, тогда он становится осторожным, расчетливым. Азартные, рискованные люди совершают деструктивные поступки, когда прыгают с парашютом или лезут в клетки к хищным животным. В зависимости от степени инстинкта самосохранения, человек будет совершать те или иные действия.
  2. Продолжение рода. Данный инстинкт сначала проявляется на уровне желания, чтобы семья родителей оставалась целой, не разрушалась, а затем человек сам начинает желать создать свою семью и родить детей. Данный инстинкт тоже имеет разный уровень своего проявления. Есть люди, которые контролируют свои сексуальные желания и остаются верными своим единственным партнерам по браку, а есть лица, которые не хотят или не способны контролировать сексуальную похоть, поэтому заводят любовниц либо вообще не создают семей, чтобы иметь возможность совокупляться с большим количеством представителей противоположного пола.
  3. Исследование. По мере того как организм человека крепнет, он начинает изучать окружающий мир. Любопытство становится инстинктом, который направлен на изучение окружающего мира, желание его понять и начать с ним взаимодействовать, что также позволит ему гармонично жить, сохранять свою жизнь.
  4. Доминирование. Человек испытывает внутреннюю потребность обладать властью, вести за собой других людей, контролировать и управлять. Данный инстинкт проявляется у людей в разной степени.
  5. Независимость и свобода. Данные инстинкты тоже являются врожденными, когда каждый ребенок сопротивляется любой попытке его запеленать, ограничить в действиях или запретить. Взрослые люди тоже делают все, чтобы обрести максимальную свободу и независимость в том мире, в котором они вынуждены жить.
  6. . Данный инстинкт можно совместить с инстинктом исследования, поскольку человек сначала изучает окружающий мир, а потом начинает к нему адаптироваться, чтобы наработать такие навыки и сформировать такие знания, которые помогут ему эффективно выживать в имеющихся условиях.
  7. Коммуникативная. Человек может быть в одиночестве, однако он больше тяготеет к стадному существованию, когда можно пообщаться, вести совместные дела и решать проблемы за чужой счет.

Примеры инстинктов

Самыми яркими примерами инстинктов являются желание человека бежать или защищаться в ситуации опасности. Также практически все люди тем или иным образом желают продолжить свой род. Невозможно назвать инстинктами чувства, которые родители проявляют к своему ребенку, однако их наличие заставляет матерей и отцов заботиться о своем потомстве, пока оно не стало самостоятельным и независимым от них.

Социальными инстинктами, то есть теми, которые вырабатываются в течение жизни, можно назвать склонность к альтруизму и желание сохранить чувство собственного достоинства.

Итог

Инстинкты даются всем людям лишь с одной целью – сохранить человеческий род (сначала самого человека, а потом побудить размножаться и сохранять своих детенышей). Инстинкты с годами притупляются, поскольку человек научается ими управлять или вовремя останавливаться благодаря тем условным действиям, которые нарабатывает по мере жизни.

Разум 24 февраля

Этологи определяют инстинкт как специализированную морфоструктуру (временный орган животного, Lorenz, 1950a, b), которая закономерно появляется в потоке действий животного в специфической социальной ситуации. Инстинктивная реакция = автоматически осуществляющаяся при всяком предъявлении специфических раздражителей независимо от контекста, не корректируемая ни обстоятельствами контекста, ни прошлым опытом животного. Даже если использование того и другого могло бы сильно повысить успешность реакции, реализация инстинктов следует видовым «врождённым схемам реагирования ».

То есть главное в осуществлении инстинкта, в отличие от рефлекса и других простых форм реагирования - реализовать специализированные формы поведения в специфических ситуациях взаимодействия стереотипно и точно, а не просто вызвать ответы на стимуляцию.

Этология родилась из гениального прозрения Оскара Хейнрота, «увидевшего» вдруг, что наследственная координация, стоящий над нею центр торможения и механизм запуска «образуют с самого начала некоторое функциональное целое» (Лоренц, 1998: 341 ). Выделив эту систему, Хейнрот ввёл понятие «свойственного виду импульсивного поведения » (arteigene Triebhandlung ), чем открыл дорогу для «морфологического подхода к поведению ». Arteigene Triebhandlung - та самая «манера держаться», по которой орнитолог безошибочно распознает вид ещё до того, как рассмотрит детали окраски. Пример: реакции встряхивания хвостом, характерные движения при взлёте, чистке и пр. настолько устойчивые и типизированные, что имеют систематическое значение (Р. Хайнд. «Поведение животных», 1975 : табл.3 на стр.709).

Другой пример «свойственного виду импульсивного поведения» - многие цыплята даже за вознаграждение не могли всего 10 секунд спокойно постоять на платформе, не двигая ногами. Они не выдерживали и начинали скрести пол. Свиньи в цирке легко выучиваются раскатывать пятачком ковёр, но никак не могут научиться брать и опускать монету в фарфоровую копилку (также в форме свиньи; из этого бы вышел эффектный цирковой номер). Вместо того, чтобы опустить монетку, свинья много раз её роняет на пол, толкает пятачком, поднимает, снова роняет, подгоняет, подкидывает и т.п.

На основании таких наблюдений супруги Бреленды установили принцип инстинктивного смещения : выученные индивидуальные реакции всегда смещаются в сторону видовых инстинктов в тех случаях, когда выученная реакция хоть в какой-то степени сходна с сильным И. (Breland, Breland, 1961, цит. по Резникова, 2005).

Именно структура инстинктивных реакций животного определяет 1) чему можно выучиться, и чему выучиться нельзя, 2) как должно быть организовано обучение, чтобы оказалось успешным, причём форма опыта «на обучение» в общем случае зависит не от логики задачи, но от инстинктивно заданного «пространства возможностей» для обучения тому или иному навыку. 3) как должен быть поставлен опыт «на рассудочную деятельность», чтобы выявить «верхние этажи» интеллекта животного.

У человека и антропоидов инстинктивное смещение отсутствует: возможно обучение любой реакции (решению задачи и пр.) которое индивиды способны воспроизвести по образцу. Обучение может быть плохое, а результаты низкими, но не наблюдается смещения к иным реакциям, которые могли б рассматриваться как потенциальные «инстинкты» (Зорина З.А., Смирнова А.А. О чём рассказали «говорящие обезьяны»? способны ли высшие животные оперировать символами. М. 2006).

От обычных рефлекторных актов инстинкты отличаются тем, что воспроизводятся не только непосредственно в ответ на стимуляцию, но непрерывно. Точней, животное находится в постоянной готовности к совершению инстинктивного действия, но последняя в норме подавлена. Под воздействием ключевых стимулов центральный контроль снимается с высвобождением специфической структуры инстинктивного акта.

Эрих фон Хольст получил прямые доказательства того, что der Erbkoordination представляет собой систему с автономным управлением, не сводимую к цепям безусловных рефлексов. Он обнаружил, что стереотипные движения животного вызываются процессами стимуляции и координации, совершающимися в самой нервной системе. Движения не только выполняются скоординировано в строгой последовательности без участия рефлексов, но и начинаются вовсе без внешнего стимула.

Так, зафиксированы нормальные плавательные движения рыб с перерезанными задними корешками спинномозговых нервов. Видоспецифическая форма движений определяется автономным механизмом изнутри, «срабатывающим» в ответ на ключевой раздражитель извне. При длительном отсутствии специфических раздражителей тот же механизм «срабатывает вхолостую», в ответ на эндогенный рост нереализованного возбуждения «внутри» индивида.

Чтобы минимизировать возможные «ошибки запуска» (ведь инстинктивное действие невозможно остановить или изменить, пока оно не реализовано полностью), запускающая система должна так или иначе «сличать» внешний стимул с некой нервной моделью «типичных раздражителей» и/или «типовых ситуаций», запускающих инстинктивный ответ. Следовательно, врождённая система реагирования всегда содержит элемент распознавания образов (Lorenz, 1989).

Инстинкты - это единственные «оформленные структуры» (устойчивые элементы организации процесса), которые «заинтересованный наблюдатель» - этолог или другое животное (сосед, активный вселенец) может выделить на фоне изменчивого континуума прямых действий или экспрессивных реакций особи. Последние могут быть столь же врождёнными, как инстинкты, но управляются целью через акцепторы результатов действия по П.К.Анохину или носят рефлекторный характер, а не реализуют (видо)специфические структуры многоступенчатой последовательностей действий, подчинённой некоторому плану, программе поведения (Гаазе-Раппопорт, Поспелов, 1987). Поэтому рефлексы и экспрессивные реакции, также как целенаправленны действия животного не входят в состав инстинктов, хотя часто сопровождают их.

В силу шаблонности и «автоматичности» действия акт реализации инстинкта маркирует наступление специфических проблемных ситуаций процесса и поэтому может служить и служит знаком последней. Стереотипное воспроизведение дифференцированных форм брачных, угрожающих и т.п. демонстраций в ответ на демонстрации того же ряда есть реализация инстинкта в коммуникативном процессе. Поэтому для анализа инстинктов, реализующихся в социальной коммуникации, этологи используют «морфологический подход к поведению».

Ритуализированные демонстрации животных суть специфические элементы видового инстинкта (охраны территории, но не «агрессивного», поиска партнёра или ухаживания, но не «сексуального» и т.п. в зависимости от конкретной биологии вида). Точней, видовые демонстрации - это последовательные этапы реализации инстинкта в коммуникативном процессе, наиболее специфические (видоспецифические), выделенные и оформленные элементы «свойственного виду импульсивного поведения», поскольку специализированны в отношении сигнальной функции. В соответствии с этим Оскар Хейнрот определил этологию как изучение «языка и ритуалов» животных, объединённых им в понятии «система коммуникации» .

Замечательно, что психологи культурно-исторической школы, исходя из совершенно иных оснований, точно также определяют инстинкты как структуры поведения, внешние по отношению к действующему индивиду, то есть «общевидовые формы» сигнализации и социального действия, в которую должна укладываться активность последнего, чтобы быть эффективной и значимой для партнёров.

«Инстинкт, эта генетически первичная форма поведения, рассматривается как сложная структура, отдельные части которой слагаются наподобие элементов, образующих ритм, фигуру или мелодию », то есть тоже характеризуется определённой формой, имеющей некое сигнальное значение и которую должен распознать партнёр.

Это сложная структура, определённый знак некоторой системы коммуникации, который партнёры распознают по «фигурам, ритмам или мелодиям», образованным элементами инстинкта, то есть по специфической организации инстинктивной последовательности. Такого рода «знаки» у животных этологам только предстоит расшифровать, для чего следует научиться устанавливать соответствующие «фигуры» и тем более «мелодии», отличать их от «фона» несигнальной активности. методического хараткера.

И далее «многое говорит за предположение, что инстинкт в генетическом отношении является предшественником рефлекса. Рефлексы представляют собою только остаточные, выделившиеся части из более или менее дифференцированных инстинктов » (Словарь Л.С.Выготского, 2004: 44 ). Это писано независимо от Хейнрота и Лоренца, частью и до них.

В филогенетическом ряду позвоночных «врождённая болванка» инстинкта становится всё меньше, и всё неопределённей, при столь же неуклонном росте формообразующей роли социальной среды в становлении нормального поведения. При переходе некоторой границы первая исчезает совсем, и поведение формируется только индивидуальным пониманием ситуации (способностью создавать концепты, и дальше действовать по выделенному идеальному «образцу») или социальной средой , воспитывающей, развивающей способности индивидов, в том числе понимание и действие, без участия инстинктов. Врождённый паттерн поведения, запускающийся в ответ на специфические стимулы в специфической ситуации взаимодействия - инстинкт здесь исчезает, распадаясь на изолированные врождённые реакции - рефлексы, в точности как в определении Л.С. Выготского.

Думаю, этот «Рубикон» исчезновения инстинктов лежит даже не между человеком и животными, а внутри самих обезьян , где-то между высшими и низшими приматами. обезьянами, антропоидами и павианами, или макаками и мартышками.

Признаком наличия такой границы мне видится разрушение у высших обезьян той системы дифференцированных видовых сигналов "типа верветок", которая так модна сейчас, и полная деспециализация сигналов, как вокализации, так и жеста. У высших приматов проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Это ведёт к обратному превращению визуальных и акустических демонстраций животного из сигналов о ситуации в «просто экспрессии», выражающие динамику состояния индивида, и далеко не только в связи с ситуацией. Демонстрации утрачивают свою обычную информативность и специфичность связи определённых сигналов с определёнными ситуациями. Анализ взаимодействий гамадрилов (Erytrocebus patas ) показал, что основу для описания консервативной стороны социальной структуры группы даёт регулирование дистанций, груминг, обнюхивание рта партнёра и другие индивидуальные решения и действия. Демонстрации же при всей видоспецифичности значат на удивление мало : они не только встречаются менее чем в 13% от общего числа сближений, но и не позволяют предсказать исход сближения двух особей (Rowell, Olson, 1983).

Главным средством регуляции социальной структуры групп приматов (в меньшей степени других высших млекопитающих) вместо общевидовых сигналов служит социальное действиекаждого отдельного индивида, заинтересованного в стабильности сложившейся структуры группы или, наоборот, в выгодных для себя изменениях этой структуры . Общевидовые экспрессии или вокализации, обычно претендующие на роль демонстраций - потенциальных сигналов, у высших приматов практически всегда неспецифичны.

А вот социальное действие и оценка ситуаций, вроде бы сугубо индивидуальное, оказывается общепонятным и легко «прочитывается» по двум причинам. Во-первых, оно часто оказывается типическим действием в типических обстоятельствах, а развитие индивидуальности у высших приматов доходит до способности создавать концепты ситуаций, наблюдая поведение других особей, и воспроизводить эти действия по идеальному «образцу», когда та же самая ситуация случается с особью-наблюдателем . Для этого не требуется видовых инстинктов, только индивидуальные способности наблюдения, воображения, памяти, и интеллекта, всё то, чем высшие обезьяны качественно отличаются от низших - колобусов и мартышек.

Во-вторых, у высших приматов идеальная структура группы существует как некая общая реальность, известная всем членам социума, и учитывающаяся при любом социальном действии, наравне со статусом и индивидуальными особенностями животных. Исходя из этого «знания» «идеальной модели» отношений, интегрирующих животных в сообщество, индивид может сам прогнозировать развитие социальных ситуаций и по своему выбору предпринимать действии, направленные на сохранение существующих социальных связей, разрушаемых агрессией доминанта, или, наоборот, на изменять их в свою пользу (Seyfarth, 1980, 1981; Cheeney, Seyfarth, 2007).

Понятно, что для эффективного управления (или поддержания сложившейся структуры отношений) в такой системе нет необходимости в видовых инстинктах, и достаточно индивидуального действия. Ведь способность к созданию концептов ситуации, перемещаемость концептов и способность к реализации многоступенчатые планы действий по некому идеальному «образцу», наблюдённому у других особей, делает инстинкт совершенно лишним .

У человекообразных обезьян инстинктивная «матрица» исчезает полностью, и паттерны видоспецифического поведения неразличимы среди индивидуальных экспрессий. Это равно относится к демонстрациям (позам, жестам и звукам), и к сколько-нибудь стереотипным формам повседневного поведения.

Здесь (а тем более у человека) полностью отсутствуют инстинкты в этологическом понимании этого термина, как бы это не противоречило обыденному значению слова «инстинкт», «инстинктивный», где инстинкт путается со стереотипом и ритуалом на основании общего сходства в «бессознательном» осуществлении действия.

У низших обезьян (мартышек, колобусов, обезьян Нового света, всех имеющих дифференцированные системы сигналов-символов) они безусловно присутствуют. Следовательно, в «зоне перехода» между первыми и вторыми - у макак, лангуров, павианов, гелад происходит постепенное разрушение инстинктивной «матрицы» поведения до состояния полного отсутствия у антропоидов (что будет конкретизировано приматологическими исследованиями; будучи орнитологом, я могу лишь отметить тенденцию, а конкретное прохождение границы могу только предполагать).

Существуют три ряда доказательств в пользу этого тезиса.

Во-первых, у низших позвоночных психика и индивидуальность животного развиваются в «матрице» инстинктов, подчиняющей и берущей под управление остальные формы активности. Практически у всех позвоночных, кроме некоторых птиц и высших млекопитающих (попугаи, врановые, обезьяны, дельфины, кто ещё?) неинстинктивные реакции либо обслуживают реализацию инстинкта, либо осуществляются по созданной им «матрице» разделения времени между разными видами деятельности животного, либо подвергаются инстинктивному смещению. То есть именно видовые инстинкты задают «пределы осуществления» неинстинктивных форм поведения во времени и пространстве, «цели», и «верхние этажи» развития интеллекта (Никольская и др., 1995; Никольская, 2005).

В процессе прогрессивной эволюции индивидуальности животного в ряду позвоночных эта матрица «истончается» и «разрушается», замещаясь актами индивидуального интеллекта (например, концептами ситуаций ), результатами обучения и другими элементами опыта. Проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Далее, «инстинктивная матрица» паттернов видоспецифического поведения описана в исследованиях нервального субстрата вокализаций низших обезьян, но не найдена у антропоидов. Проводя стимуляцию разных отделов мозга беличьих обезьян-саймири при помощи вживленных электродов, U.Jurgens и D.Plooge показали, что каждый из восьми выделенных по структурным признакам спектра типов звуков саймири имеет в вокальных зонах головного мозга собственный морфологический субстрат. Если субстраты совпадали и из одной точки можно было вызвать два разных типа звуков, они вызывались разными режимами электрической стимуляции (по интенсивности, частоте и длительности стимула, цит. по Jurgens, 1979, 1988).

На других видах низших обезьян получены сходные результаты. Дифферецированности сигналов тревоги на уровне поведения соответствует дифференцированность нервного субстрата, опосредующего выдачу сигнала в ответ на сигналы партнёра и/или опасные ситуации (это участки лимбической системы, включающей вокальные зоны промежуточного и переднего мозга). При общности морфологического субстрата разные сигналы "запускаются" разными режимами стимуляции, то есть каждому видоспецифическому сигналу соответствует «свой собственный» участок и/или запускающий режим воздействия (Fitch, Hauser, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

С одной стороны, всё это точно соответствует "высвобождению" инстинктов после специфических "уколов" ключевых стимулов, как его понимали классические этологи. С другой - доказывает дискретность и дифференцированность видовых сигналов у низших обезьян и других позвоночных, имеющих системы сигнализации того же типа (Evans, 2002; Egnor et al., 2004). С третьей - подтверждает наличие биологической основы у традиционной типологической классификации сигналов животных, основанной на сведении всего многообразия изменений структурно-временного спектра звуков, продуцируемых в данной ситуации, к некому конечному набору «идеальных образцов» (Current topics in primate vocal communication, 1995).

То есть у низших обезьян видим жёсткое «тройное соответствие » между сигналом, ситуацией и паттерном поведения, запускаемым в ответ на сигнал, при видоспецифичности паттернов, «автоматичности» запуска, врождённости «означивания» ситуаций сигналами и врождённости реагирования других особей на сигнал. Физиологические исследования показывают, что сигналы имеют изолированные «модели выдачи» в мозгу, этологические исследования тех же видов - что существуют изолированные «модели восприятия и отреагирования» разных сигналов, связанных с разными ситуациями и дифференцируемых на основании разной формы сигнала .

Также организованы системы сигнализации всех других позвоночных (грызунов, ящериц, птиц и рыб). А вот в филогенетическом ряду приматов это «тройное соответствие» ослабевает и полностью ликвидируется у антропоидов. Уже у павианов и макак нарушена точность соответствия между дифференцированными сигналами, морфологическими субстратами, из которых вызывается сигнал, и дифференцированными режимами стимуляции или классами внешних объектов, ответственными за появление сигнала (Current topics in primate vocal communication, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

Соответственно, многие визуальные и акустические демонстрации неспецифичны, и деспециализированы до уровня индивидуальной пантомимы. Эти целиком неспецифические сигналы тем не менее вполне действенны в коммуникативном отношении, например, так называемый «пищевой крик» цейлонских макаков (Macaca sinica ).

Обнаружив новый вид пищи или богатый источник корма обезьяны издают характерный крик продолжительностью около 0,5 с (частота колеблется от 2,5 до 4,5 кГц). Эмоциональной основой крика служит общее возбуждение, своего рода эйфория, стимулированная находками новых источников или видов пищи, где уровень возбуждения (отражённый в соответствующих параметрах крика) растёт пропорционально степени новизны и «лакомости» пищи.

Доказательством неспецифичности сигнала служит тот факт, что индивидуальные различия в реактивности макак существенно влияют на интенсивность звуковой активности и на частотные характеристики самих звуков. Кроме того, характеристики сигнала не зависят от конкретных особенностей пищевых объектов, то есть пищевой сигнал макак лишён иконического смысла.

Тем не менее пищевой крик - эффективное и надёжное средство коммуникации. В адекватной ситуации крик зарегистрирован в 154 случаях из 169. Положительная реакция других особей на крик обнаружена в 135 случаях из 154; члены стада, услышавшие крик, сбегаются к нему с расстояния до 100 м (Dittus, 1984).

При переходе к высшим приматам всё больше сигналов становятся неспецифическими, их форма определяется индивидуальной экспрессией, на которую влияют состояние и ситуация, при полной невыраженности «идеальных образцов» и, следовательно, инвариантов формы сигнала. Реакция определяется индивидуальной оценкой ситуации, а не «автоматизмами» видового уровня, дифференцированные видовые системы сигнализации «типа верветок» преобразуются в пантомиму индивидов (сигналы ad hoc ), которые каждое животное издаёт в меру собственной возбуждённости и своей специфической оценки ситуации, а другие интерпретируют в меру собственного наблюдения и понимания.

То есть в филогенетическом ряду приматов идёт деспециализация видовых сигналов: из специализированного «языка», использующего сигналы-символы, они превращаются в индивидуальную пантомиму, способную передать настроение, но не информировать о классе ситуаций. Данный процесс зафиксирован и для вокализаций, и для визуальных сигналов (лицевые экспрессии, жесты, позные демонстрации). Логического завершения он достигает у антропоидов. В их поведенческом репертуаре полностью отсутствуют элементы поведения, соответствующие «демонстрациям» классических этологов.

Их место занимают вокализации, жестикуляции, телодвижения и лицевые экспрессии, сугубо индивидуальные по характеру, синхронизация и унификация которых достигается через взаимное «копирование» способа исполнения «нужных» криков или жестов в «нужной ситуации». Так, пищевые крики (long-distance food calls ) шимпанзе сугубо индивидуальны, при некоторой зависимости также от ситуации и новизны пищи (чем напоминают пищевой крик M.sinica ). Однако при совместном издавании крика самцы шимпанзе начинают подражать акустическим характеристикам крика партнёра. Этим достигается некоторая унификация криков, тем более полная и устойчивая, чем чаще данные животные кричат вместе по поводу сходных видов пищи (то есть, чем тесней социальная связь между ними, чем чаще они сотрудничают в поиске пищи сходными способами и пр.).

Поскольку характер крика и степень унифицированности его с другими особями - маркёр тесноты социального взаимодействия между животными, разные самцы, кричат по-разному в зависимости от того, с кем именно. Это приводит, с одной стороны, к существенному разнообразию криков, с другой стороны - к унификации, маркирующей существующие социальные альянсы, но способной гибко перестраиваться при всяком преобразовании структуры группы. Тем самым индивиды информируются о всех значимых перестройках структуры социальных связей (Mittani, Brandt, 1994).

Как показывают наблюдения, другие особи прекрасно ориентируются на структуру криков и характер жестикуляции индивидов, используя их как маркёр изменений социальных связей животного с индивидами из ближайшего окружения (силы, тесноты, устойчивости связей, доминантного или субординантного положения, Гудолл, 1992). Сходным образом поступают орангутаны Pongo pygmaeus . Для возобновления прерванной коммуникации: они точно воспроизводят сигналы партнёра, если "понимают" его значение и ситуацию, в связи с которой он был издан, но модифицируют его при непонятном (неизвестном) значении соответствующих жестов и криков, или незнании обстоятельств, в которых он был воспроизведён (Leavens, 2007).

То есть наблюдатель-этолог среди звуков или экспрессий антропоидов всегда может выделить элементы, которые в определённый период времени были бы и «оформленными», и «наделёнными значением» для всех членов группировки.

Но эти элементы непостоянны, их «наделение» сугубо ситуативно и динамично меняется на всём протяжении жизни группы, то есть «сами по себе» они «бесформенны» и «семантически пустые» (сигналы ad hoc ). Хотя пластика поведения животного (включая вокализацию) всегда распадается на некоторое число относительно выделенных элементов, напоминающих демонстрации, при сколько-нибудь продолжительном наблюдении она оказывается своеобразной tabula rasa , на которой динамика социальной структуры группы оттискивает то или иные «структуры поведения» с сигнальным значением ad hoc и быстро модифицирует их.

Поэтому второй ряд доказательств отсутствия инстинктов у высших приматов связан с неудачей поиска систем сигнализации «типа верветок». Последние основаны на видовых наборах дифференцированных демонстраций, «обозначающих» логически альтернативные категории объектов внешнего мира и этим как бы «именующих» их. Кроме них тот же самый сигнал «обозначает дифференцированные» программы поведения, которые запускаются при взаимодействии с данным внешним объектом и/или после поступления сигнала о нём (Seyfarth et al., 1980; Cheeney, Seyfarth, 1990; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004).

Показательно, что в ситуации опасности и тревоги (а также агрессии, полового возбуждения, и во всех остальных ситуациях) антропоиды неспособны информировать партнёров, какая точно опасность грозит, откуда именно, и что следует делать в данной ситуации . Их жестикуляция и крики отражают лишь степень беспокойства в связи с ситуацией, способны возбудить аналогичное эмоционально состояние в других, заставить их обратить внимание на ситуацию и при наличии отношений, предполагающих социальную поддержку, побудить её оказать.

Так, в группах шимпанзе периодически появляются каннибалы (-лки), ворующие и поедающие детёнышей других обезьян. Иногда эти попытки успешны, иногда матери им оказывают отпор, мобилизируя поддержку в виде дружественно расположенных самцов. Одна из таких самок несколько раз подвергалась атакам каннибалки и успешно отражала их за счёт социальной поддержки. Однако характер сигнализации объекта нападения показывает, что её интенсивная сигнализация и жесты никак не информирует «группу поддержки» о том, какого рода опасность грозит и как её лучше всего отражать, только передаёт состояние тревоги и стресса в связи с ситуацией. Прибывшие самцы вынуждены оценивать ситуацию и выбирать действия сами (Дж. Гудалл. Шимпанзе в природе. Поведение. М.: Мир, 1992 ).

Напротив, простенькая система сигнализации низших обезьян (3-4 дифференцированых крика вместо 18-30 вокализаций у шимпанзе, связанных континуальными переходами) легко справляется с задачей информирования об альтернативных категориях опасностей, существенных для их внешнего мира (Zuberbűhler et al., 1997; Zuberbűhler, 2000; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). Видимо, именно в силу невозможности точного указания опасности, исходящей от каннибалов, эти шимпанзе спокойно существуют в группах и вне актов нападения на других детенышей вполне терпимы другими особями. Последние вполне распознают данных субъектов индивидуально, но за отсутствием и видоспецифических инстинктов, и «протоязыка» их действия остаются «неназваными», а, значит, «неоценёнными» по достоинству коллективом.

То есть у низших обезьян мы видим одно состояние стереотипных форм поведения, один способ использования ритуализированных демонстраций, точно соответствующий «классическому» определению инстинкта, у антропоидов и человека - другой, прямо противоположный первому. Фактически у шимпанзе и бонобо (в отличие от верветок) не существует видового «языка», решающего задачу «именования» значимых ситуаций и объектов внешнего мира, и обозначения действий, эффективных в данной ситуации. В то же время по уровню интеллекта, способности к обучению, к точному воспроизведению чужих действий в сложной ситуации (тех же жестов «языка глухонемых») вполне способны к обучению языку и использованию символов. Это многократно доказано знаменитыми опытами с «говорящими обезьянами» .

Следовательно, человеческий язык - не видовой инстинкт Homo sapiens , как считают хомскианцы (Пинкер, 2004), а такой же продукт культурной эволюции в сообществах приматов и пралюдей, как орудийная деятельность. С последней он имеет много общего, включая общий неврологический субстрат говорения, изготовления орудий по образцу, и метания предмета точно в цель . Но тогда даже у антропоидов (а тем более у человека) нет паттернов поведения, соответствующих этологическому определению инстинкта.

Третий ряд доказательств отсутствия инстинктов связан с радикально иным характером лицевых экспрессий (возможно, и других элементов «языка тела») человека по сравнению с видоспецифическими демонстрациями низших обезьян и других позвоночных, скажем, демонстрациями ухаживания и угрозы. Последние представляют собой классический пример инстинкта в том числе и потому, что точность соответствия стимула и реакции, изданной демонстрации особи и ответной демонстрации партнера обеспечивается автоматически, за счёт механизма стимуляции подобного подобным.

Модель «стимуляции подобного подобным» М.Е.Гольцмана (1983а) возникает из необходимости объяснить устойчивость/направленность течения коммуникации, её специфический результат в виде социальной асимметрии, устойчивой в течение определённого (прогнозируемого) периода времени, а также дифференциацию ролей, которая стабилизирует систему-социум без каких-либо «слишком сильных» утверждениях о наличии специализированных знаковых систем. Известная диалоговая модель коммуникации классических этологов - вариант «стимуляции подобного подобным» для того предельного случая, когда воздействия, которыми особи обмениваются друг с другом, представляют собой специализированные сигналы, жёстко связанные с определёнными ситуациями закономерно развивающегося процесса взаимодействия.

Природу стимуляции подобного подобным можно пояснить на примере взаимодействий матери и ребёнка в период «младенческого лепета», когда знакового общения точно нет (Винарская, 1987). В первые месяцы жизни ребёнка часть коммуникативных механизмов импринтингуется. Среди них именно те, «которые являются необходимой предпосылкой всякого взаимодействия»: быстрые и пристальные взгляды, движения приближения, улыбка, смех, характерные звуки голоса. Все эти реакции подкрепляются поведенческими механизмами матери, которые включаются настолько неожиданно и действуют так неосознанно для самой матери, что автор даже совершает «ошибку потенциальности», предположив их врождённость.

Это замедление тона материнской речи в ответ на эмоциональные проявления ребёнка, повышение средней частоты основного тона голоса за счёт высоких частот и пр. Если б речь шла о диалоге взрослых, можно было бы сказать, что мать переводит речь в регистр «для иностранца». Собственно «стимуляция подобного подобным» состоит в следующем: «Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею характерный для раннего возраста эмоциональный социальный контакт. Чем полнее … контакт, тем скорее врождённые звуковые реакции ребёнка начинают приобретать национальные специфические черт ы» (Винарская, 1987: 21 ).

Согласно М.Е.Гольцману (1983а), основной регулятор поведения животных в сообществах основан на двух совместно протекающих процессах: стимуляции поведения подобным ему поведением партнёра, или, наоборот, блокировке данной активности. Первый процесс : любой поведенческий акт стимулирует, т.е. инициирует или усиливает у всех воспринимающих его точно такие же акты или комплементарные им. Поведение животного оказывает самостимулирующее влияние на него самоё, так и стимулирующее воздействие на партнёров. Это влияние осуществляется одновременно на всём множестве возможных уровней организации поведения животных в сообществах. Хотя основное влияние каждого параметра поведения (степень ритуализации формы актов, интенсивность и экспрессия действий, напряжённость ритма взаимодействий) приходится на тот же параметр поведения самого животного и его партнёров, оно распространяется и на другие формы поведения, физиологически и моторно связанные с данной. Второй процесс основан на противоположном свойстве: поведенческий акт блокирует появление аналогичных актов у социального партнёра.

Поэтому взаимоотношения особей разного ранга в структурированном сообществе носят по преимуществу «соревновательный» характер. Высокая частота предъявлений доминантными особями специфических комплексов поз, движений и действий, составляющих так называемый «синдром доминанта», обеспечивает тем лидирующее положение в группе и одновременно создаёт ситуацию, когда проявление идентичных форм поведения у других членов группы в значительной степени подавлено, так что те становятся в подчинённое положение (Гольцман и др., 1977).

Далее, постулируется существование положительной обратной связи, позволяющей обоим особям сравнить параметры собственной деятельности с параметрами действия партнёра и оценить «соотношение сил» противонаправленных потоков стимуляции, созданных реализацией поведения той и другой особи (Гольцман, 1983а; Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002).

Если социальная активность партнёра «слабей» активности самой особи, это стимулирует прогрессивное развитие поведения животного в сторону появления всё более экспрессивных и специфических элементов, оказывающих более интенсивное и долговременное воздействие на партнёра. Если же активность партнёра «сильней» собственной активности особи, то она подавляет проявление однотипных элементов поведения в деятельности партнёра и «обращает» развитие поведения последнего в сторону, противоположную развитию поведения более сильного партнёра (Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002). Например, в агонистических взаимодействиях побеждённые особи животное переходят к позам подчинения, тогда как будущий победитель по-прежнему демонстрирует позы угрозы.

Далее, всякий поведенческий акт стимулирует у воспринимающей особи точно такие же акты (инициируя их появление или усиливая выражение уже имеющихся) либо комплементарные им. Всякая реализация определённого поведения, а особенно ритуализированных демонстраций, специфически стимулирует партнёра и одновременно увеличивает чувствительность самого животного к однотипной стимуляции извне, то есть имеет место самостимулирующий эффект. Процессы стимуляции и самостимуляции оказываются сопряжёнными: здесь это две стороны одной медали.

В этом случае для всех инстинктивных реакций животного наблюдается жесткая положительная корреляция между способностью животного воспринимать сигналы, связанные с соответствующими демонстрациями, и продуцировать их самому.

В любой популяции существует полиморфизм по способности кодировать исходящие сигналы (связанный с точностью воспроизводства сигнальных инвариантов в конкретных актах демонстрирования животного, со стереотипностью исполнения видовых демонстраций), и по способности «расшифровывать» поведение партнёра, выделяя специфические формы сигналов на фоне континуума неспецифических несигнальных действий. У всех видов, исследованных в этом отношении, способность продуцировать стереотипные, легко узнаваемые демонстрации «на выходе» коррелирует с большей способности дифференцировать демонстрации в потоке действий партнёра «на входе» системы-организм (Andersson, 1980; Pietz, 1985; Aubin, Joventine, 1997, 1998, 2002).

Лицевые экспрессии человека, выражающие разные эмоциональные состояния, очень сходны с демонстрациями ухаживания и угрозы низших обезьян: те и другие экспрессивные реакции, обладающие некоторой видоспецифичностью и исполняемые достаточно стереотипно. Однако здесь корреляции между способностью отправлять и получать лицевые сигналы нет никакой, а если есть, то отрицательная. Например, J.T.Lanzetta и R.E.Kleck выяснили, что умелые отправители лицевых сигналов очень неточно расшифровывали чужие экспрессии, и наоборот. На видеоплёнку были засняты реакции студентов колледжа на красный и зелёный свет, первый предупреждал об ударе током.

Затем этой же группе студентов показывали записи реакций других участников и просили определить, когда им показывают красный сигнал, а когда зелёный. Те испытуемые, чьи лица наиболее точно отражали переживаемое состояние, хуже прочих определяли данное состояние на лицах других участников (Lanzetta, Kleck, 1970).

У животных исполнение собственных демонстраций прямо пропорционально чувствительности к аналогичной стимуляции партнёра и способности классифицировать экспрессивные реакции оппонента по наличию/отсутствию нужных демонстраций (на которые готово реагировать животное). Позитивная корреляция сохраняется, даже если демонстрация воспроизводится с искажением, исполнитель заслоняется ветками, листвой и пр., именно в силу инстинктивного характера продуцирования и отреагирования сигналов (Nuechterlein, Storer, 1982; Searby et al., 2004; Evans, Marler, 1995; Hauser, 1996; Peters, Evans, 2003a, b, 2007; Evans, Evans, 2007).

Следовательно, отрицательная корреляция у человека связана с неинстинктивным механизмом социализации, основанным на коммуникативной среде в семье и связанном с ним обучении . В высокоэкспрессивной среде в семье навыки лицевые демонстрации отлично развиваются, но поскольку высокоэмоциональные сигналы всех членов семьи крайне выразительны и очень точны, навыки расшифровки развиваются слабо в силу отсутствия необходимости. И наоборот, в низкоэкспрессивных семьях навыки экспрессивного выражения эмоциональных состояний развиты очень слабо, но поскольку необходимость понимания объективно существует, идёт обучение более точной расшифровке слабых сигналов (Izard, 1971, цит. по Изард, 1980).

Это предположение получило полное подтверждение при использовании «Опросника экспрессивности в семье» (Family Expressiveness Questionnaire ) для оценки коммуникативной среды. Навык кодировки эмоционального состояния в лицевых экспрессиях позитивно коррелирует с уровнем эмоциональности отношений и эмоциональной свободой в семье, навык расшифровки - отрицательно (Halberstadt, 1983, 1986)

И в заключение - зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? Цель одна - не мытьём, так катаньем примирить с несправедливостью устройства мира, который во зле лежит и, несмотря на 1789 и 1917 год, не собирается оттуда вылезать, напротив, погружается во зло всё глубже.

Инстинкты являются важной структурой нашей личности, так как от их работы, прежде всего, зависит наша безопасность. Когда мы отдергиваем руку, хотим есть или изучаем что-то новое, мы живем, функционируем и развиваемся. Человек, рождаясь, живет инстинктами или рефлексами, которые заложены Богом в нас. Маленький ребенок еще не осознает, что он голоден, но при прикосновении к уголкам его рта малыш начинает рефлекторно искать мамину грудь для насыщения.

Именно благодаря инстинктам мы живем в младенчестве. Затем некоторые из них становятся доминирующими, являясь движущей силой в течение всей нашей жизни. Давайте разберемся, какие бывают инстинкты, и как они проявляются в нашей жизни.

Инстинкты и адаптивность человека

В жизни каждого человека роль инстинктов неоценима. Они очень значимы для нас, ведь иногда от них может зависеть жизнь. А вот от уровня адаптивности человека зависит его судьба. Это может быть врожденным или приобретенным умением приспособиться к любой жизненной ситуации, несмотря на условия, в которых индивидуум попал. Если говорить об адаптивности человека, то она может быть высокой, низкой и средней. К врождённым основам адаптивности можно отнести темперамент, природные инстинкты, внешность, задатки интеллекта, конструкцию тела, врожденные способности, эмоции и физическое состояние организма.

Существует такое понятие, как адаптированность. Оно обозначает уровни приспособления человека, его социальный статус, а также ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности своей жизнью и самим собой. Адаптивность любого человека гарантирует с самого детства особенности натуры и личностной его направленности. Именно инстинкты считаются первой и главной частью натуры человека, которая обеспечивает адаптивность.

Существует ли материнский и отцовский инстинкт?

Над понятием инстинкта ломали голову многие ученые, проводилась огромная научная работа. Структурировал виды этого дара природы известный ученый Гарбузов. Он определил основные инстинкты, но в них не входили понятия материнского и отцовского инстинкта. Такой результат его работы некоторыми критиковался, некоторыми поддерживался. Принято считать, что эти понятия считаются условными инстинктами, так как не у всех проявляются. Также заботу о своем потомстве можно трактовать как инстинкт самосохранения или продления рода.

Но приводя примеры инстинкта, нельзя не отметить проявление инстинктов у родителей. И с этим ничего не поделаешь, так заложено природой. Материнский инстинкт считается очень даже реальным и основан на исторической необходимости сохранить потомство и продолжить свой род. Все живые млекопитающие существа обладают материнским инстинктом, только вот иногда у людей он принимает неадекватные может быть как чрезмерная опека над уже взрослыми детьми, либо же неприемлемая халатность родителей. Если говорить про врожденные инстинкты, то материнский проявляется в девочках уже с самого детства. Более ярко оно проявляется у женщин, которые носят под своим сердцем малыша, и у тех, кто уже родил. Животный инстинкт материнства значительно отличается от человеческого, ведь он основан на том, что заложено Создателем у всех животных. А люди способны делать что-то не полагаясь только на инстинкты.

Немного другим явлением (и не всегда связанным с появлением малыша) считается отцовский инстинкт. Это считается более социально обусловленным явлением, которое связано с нормами современного общества, ориентирующимся на семейные ценности.

Типы инстинктов по Гарбузову, описание

Согласно концепции этого профессора, психоневролога и философа, выделяют семь основных инстинктов. К ним относятся: инстинкт продолжения рода, самосохранения, свободы, исследования, сохранения достоинства, альтруистический и доминирования.

Существует три диады, в которые группируются инстинкты. Например, диада "А" считается базовой, она обеспечивает физическое выживание особи и вида. Эта диада включает в себя два и продолжения рода. А вот диада "Б", состоящая из инстинкта исследования и свободы, обеспечивает первичную социализацию человека. Последняя, третья, диада "В", включающая в себя инстинкт доминирования и сохранения достоинства, обеспечивает самоутверждение и самосохранение человека в аспекте психосоциальном. Вместе взятые все три диады гарантируют адаптацию человека в реальной жизни.

Самосохранение как базовый инстинкт человека

Доминирующими у человека считается один или несколько инстинктов, остальные же выражаются намного слабее. Вспоминая примеры инстинкта, нельзя не вспомнить о самосохранении.

Любой ценой и при любых обстоятельствах люди просто до отчаяния хотят выжить. С помощью заданных природой настроек человеческого тела люди научились противостоять опасностям, которые их повсеместно подстерегают. Это выражается в том, что если горячо - человек отдергивает руку, если предоставили подозрительную пищу - отказ от неё, если человек не умеет плавать, то, естественно, он не зайдет глубоко в воду.

Животный инстинкт также можно назвать своего рода считается базовым потому, что при его отсутствии все другие инстинкты теряют свой смысл. И причина этому очевидна: первое, что нужно для любой особи, в том числе и человека - это заботиться о сохранении собственного существования, в противном случае он не сможет функционировать и просто быть полезным этому миру. Кстати, инстинкт самосохранения у детей развит с самого момента рождения.

Генофильный тип - что это?

При генофильном типе доминирует инстинкт продолжения рода. Если с самого детства ребенок растет в обществе, где интересы будут фиксированы только на семье, он будет спокойным только лишь тогда, когда вся семья вместе, у всех все в порядке со здоровьем и преобладает хорошее настроение. Для таких людей родной дом считается крепостью, а интересы каждого члена семьи - превыше всего. Очень часто люди такого типа готовы жертвовать собой ради своих детей и семьи. Инстинкт выживания в этом случае не срабатывает, потому что генофильный тип сосредоточен не на себе, а на своей семье. Можно наблюдать этот инстинкт на примере спасения людей из горящей комнаты. Человек с доминирующим инстинктом самосохранения вряд ли сам пойдет спасать людей во время пожара. Люди генофильного типа это сделают не задумываясь.

Инстинкт альтруизма

Этот инстинкт характерен для альтруистического типа. Люди, у которых доминирует этот инстинкт, с самого детства проявляют доброту и заботу о близких. У них происходит развитие инстинктов, но все они будут зависеть от функционирования этого, доминирующего. Этот инстинкт побуждает людей отдавать ближнему то, в чем нуждается сам человек. Эти люди более самоотверженны, чем другие, они посвящают жизнь интересам общества, защищают слабых, помогают больным и инвалидам. Люди с инстинктом альтруизма живут по слогану: Если говорить в общем, то это прекрасные примеры инстинкта, ведь такие люди борются за справедливость во всем мире и готовы помогать другим, чего бы это им ни стоило.

Исследователь - результат воспитания или генетики человека?

Исследовательский тип можно назвать еще любопытными. В этом типе доминирующим считается инстинкт исследования. С самого детства это «почемучки», у которых любознательность на высоком уровне, и они во всем проявляют стремление добраться до сути. Дети этого типа всегда должны получать глубокие и подтвержденные ответы на свои вопросы. Они много читают и любят экспериментировать. Зачастую это люди творческие, независимо от того, чем они увлекаются. Поэтому исследователь - это, скорее, результат задатков человека, чем воспитания.

Доминантный тип

В этом типе главным считается инстинкт доминирования, но ещё ему присущ и колоссальный инстинкт выживания. С самого детства у таких людей проявляются способности организовывать игры, они приучены ставить цели и добиваться их. Доминантный тип умеет разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди чувствуют усиленные потребности в том, чтобы контролировать других. Очень часто из детей доминантного типа вырастают лидеры, руководители, политики, а также организаторы.

Инстинкт сохранения личностной свободы

Те, кто борется за сохранение личной свободы, являют собой примеры инстинкта свободы. С пеленок такие дети проявляют протест, когда их пеленают, а любой вид тоже вызывает неприятие, которое при этом растет вместе с малышом. Доминирующими качествами таких людей считается стремление к самостоятельности, упрямство, терпимость к боли, предрасположенность к риску. Они не терпят рутины и бюрократии. Из-за того что у таких людей подавлен инстинкт продолжения рода и самосохранения, они очень часто уходят из своих семей. Они склонны хранить свою свободу, интересы и индивидуальность. Таких людей нельзя слишком ограничивать в действиях, они не любят быть в подчинении.

Дигнитофильный тип инстинктов человека

У этого типа преобладает инстинкт сохранения достоинства. С самых малых лет такие люди могут улавливать иронию или насмешку. Они совершенно не терпят любую форму унижения. Это такой тип людей, с которыми с самого детства можно договариваться, только это нужно делать убедительно и ласково. Для того чтобы сохранить такой человек способен даже поступиться самым ценным, что у него есть. Важно как можно раньше распознать это в ребенке, чтобы в процессе жизни не подавлять его личность. Для таких людей важна поддержка и признание. Тогда они себя ощущают нужными и востребованными.

Инстинкты самосохранения и продолжения рода - базовые, обеспечивающие физическое выживание особи и вида. Исследовательский инстинкт и инстинкт свободы обеспечивает первичную специализацию человека. Инстинкты доминирования и сохранения достоинства обеспечивают самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном плане. Все вместе эти инстинкты обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.

Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на ориентировку личности в какой-либо деятельности.

В результате тестирования определяется выраженность каждого из семи основных инстинктов и то, какой инстинкт является доминирующим.


^ I. ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды, нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, посещения врачей и т.п.).

На базе этого типа может сформироваться личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых "Безопасность и здоровье - превыше всего!", а их кредо: "Жизнь одна и больше не будет". Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:

Эгоцентричность,

Консерватизм,

Готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности,

Отрицание риска,

Тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

^ II. ИНСТИНКТ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА
Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда "Я" замещается понятием "Мы" (под "Мы" подразумевается семья) вплоть до отрицания "Я". Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и такой ребенок только тогда счастлив, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него может возникнуть депрессивная невротическая реакция.

Это люди, которые ценят интересы семьи превыше всего, а их кредо: "Мой дом - моя крепость". Эволюционная целесообразность наличия данного типа в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.

Этому типу присущи следующие качества:

Сверхлюбовь к своим детям,

Семейственность,

Сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей,

Тенденция к отрицанию своего "Я" в пользу "Мы" (семьи),

Сверхтревожность относительно будущего своих детей.

^ III. АЛЬТРУИТИЧЕСКИЙ ИНСТИКТ
Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, способны отдать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо - "Доброта спасет мир, доброта превыше всего". И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни.

Для альтруистического типа характерны ведущие качества:

Доброта,

Сопереживание, понимание людей,

Бескорыстность в отношении с людьми,

Забота о слабых, больных,

Миролюбие.

^ IV. ИНСТИНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Сначала этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо - "Творчество и прогресс - превыше всего". Эволюционная целесообразность этого типа очевидна.

Исследовательскому типу присущи:

Склонность к исследовательской деятельности,

Склонность к поиску нового, новаторского в науке, искусстве,

Способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач,

Устремленность к творчеству,

Самоотверженность в реализации творческих устремлений.

^ V. ИНСТИНКТ ДОМИНИРОВАНИЯ
С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: "Дело и порядок превыше всего"; "Один - ничего, все - все"; "Будет хорошо всем - будет хорошо каждому".

Эволюционная целесообразность этого типа наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода.

Для доминантного типа характерны:

Склонность к лидерству, к власти,

Предрасположенность к решению сложных организационных задач,

Приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами,

Готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место,

Приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

^ VI. ИНСТИНКТ СВОБОДЫ
Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения свободы растет вместе с ними, для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: "Свобода превыше всего!". И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц доминантного типа. Они хранители свободы, а с этим - жизни. Этому типу присущи:

Склонность к протесту, бунтарству,

Предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности),

Стремление к независимости,

Склонность к реформаторству, революционным преобразованиям,

Нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению "Я".

^ VII. ИНСТИНКТ СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА
Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерная безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция "Честь превыше всего". Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди идут на Голгофу.

Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: "В нашем роду не было подлецов и трусов". Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства "Я", личности, а с этим - жизни, достойной человека.

Для людей этого типа характерны:

Нетерпимость к любым формам унижения,

Готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства,

Приоритет чести и гордости над безопасностью,

Бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами,

Нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека (с)

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки. Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением. Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами..

Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию. Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются. Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?

Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Также инстинкты являются основой для развития страхов. Если человек не совершает действия, поскольку это ему чем-то грозит, тогда он развивает в себе страхи.

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить. Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке. Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.

Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека. Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал. Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом. Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).

В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми. Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды. Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.

Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.