Интеллектуальная игра для дошкольников. Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальная игра для детей старшей - подготовительной группы ДОУ

Сценарий интеллектуальной эстафеты для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников.
Задачи:
- Активизировать имеющиеся знания;
- Развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
- Учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
- Формировать умение радоваться успехам товарищей.
Описание: мероприятие будет интересно воспитателям и педагогам, желающим провести интеллектуальный конкурс среди своих воспитанников.

Интеллектуальный мараф он – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Звучит музыка.
Ведущий
День необычный сегодня у нас.
Мы рады, так рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора.

Звучит музыка, вбегают дети.

Ведущий
Целый день все дети задают вопросы:

Дети.
1. Почему в реке вода?
2. Облака плывут куда?
3. Почему летают птицы и не могут заблудится?
4. Почему должны мы спасть, завтра же опять вставать?
5. Где живут зимой медведи?
6. Кто отъел кусок луны?
7. Отчего машина едет?
8. Почему трубят слоны?
9. Как писать в тетради строчки?
10. Как читать с листа слова?
11. Почему цветут цветочки?
12. Чем питается сова?
13. Почему должны мы кушать, чистить зубы, умываться?
14. Почему, чтоб умным быть очень надо постараться?
Ведущий.
Сто вопросов, сто ответов
Что же тут еще сказать…
Ужасно интересно все обо всем на свете знать.

Звучит музыка «Ужасно интересно, все то что неизвестно…» Дети поют и танцуют.

Ведущий.
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и сад свой представлять,
А в будущем страну – в турнирах мира!
И так ура участникам турнира!

Ведущий. Приглашается команда «________________» детского сада № ___
Команды показывают презентацию – это первый конкурс.


Ведущий приглашает для презентации все команды.

Ведущий. Мы познакомились с командами участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри.

Ведущий. Пока жюри подводит итоги презентации мы начинаем разминку.
1 конкурс разминки – рисование.
Проходите к мольбертам. Сейчас мы узнаем, как наши игроки ориентируются на листе бумаги. Выберите одного человека, который будет рисовать, а остальные ему помогать. Нарисуйт, пожалуйста:
В правом верхнем углу – солнце,
В нижнем левом – дерево,
Справа под деревом – гриб
Внизу посередине – дом.
С левой стороны крыши дома - трубу
В верхнем левом углу – тучку.
Справа от дома круглую клумбу.
В центре клумбы – 5 цветочков.
Выше клумбы бабочку.


2 конкурс – конструирование.
Проходите к своим рабочим местам (мы использовали пустые подкатные тумбы). Перед вами детали, из которых вам надо создать постройку по схеме. Вы берите свою схему. Работа выполняется на скорость. Вы собираете, пока звучит музыка. Как только музыка закончилась – вы перестаете работать, а жюри оценивает вашу работу.
Время на выполнение – 1,5 минуты



Ведущий. Разминка закончилась. А теперь первые звезды от нашего жюри.

Ведущий. Наша эстафета состоит из трех этапов.
1 этап – «Азбука безопасности»,
2 – Грамотей-ка,
3 – Край родной навек любимый. (слайд 2)
Каждому участнику надо ответить на пять вопросов. Отвечая на вопрос правильно, вы продвигаетесь к финишу. Та команда, которая отвечает на вопрос первой, получает дополнительную звезду. Вы уже знаете, что они могут повлиять на результат в конце соревнования.

Ведущий. Отвечать на вопросы надо с помощью звезд (показ) . Давайте попробуем. Внимание на экран. (слайд 3)


Итак, первый участник отвечает на вопросы раздела «Азбука безопасности» (слайд 4).
Ведущий задает вопросы на слайдах 5 – 9. Читать вопрос рекомендую дважды с указанием ответов. Участники поднимают звезду. Жюри фиксирует, кто дает правильные ответы.

Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 10). Рассмотрите внимательно картинку и отметьте тех детей, которые ведут себя на дороге неправильно. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).

Ведущий.
Пока жюри подводит итоги этапа «Азбука безопасности» (слайд 11) мы все вместе поиграем.

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

Кто из вас, заметив дым, набирает «01».
Кто свечей не зажигает и другим не разрешает.
Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки.
Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
Дым увидев, не зевает и пожарных вызывает.
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
Кто из вас идя домой гуляет по проезжей мостовой?
Кто из вас из малышей, ходит грязный до ушей?
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
Правила все точно знает и всегда их соблюдает.

Ведущий. Приглашается участник второго этапа «Грамотей-ка» (слайд 12).
Участники второго этапа тоже отвечают на пробный вопрос (слайд 13).
Ведущий задает вопросы на слайдах 15 – 19.
Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 20).
Рассмотрите внимательно картинки и зачеркните в каждом квадрате лишнюю картинку. Вы работаете, пока звучит музыка. (1 минута).
На рабочие места раскладываются картинки и карандаши.
Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
Пока жюри подводит итоги этапа «Грамотей-ка» (слайд 21) мы проведем конкурс загадок.

Она весну встречает – сережки одевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску. Узнаешь. Ты -…. (березку)
Он долго дерево долбил и всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил, длинноносый пестрый (дятел)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель (ежик)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку).

Солнце греет и печет
Ручеек с горы течет.
Тает снег кругом вода,
Значит к нам пришла ….(весна)

Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать босиком по ………….(лужам)

Он круглый и красный как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней …….(помидора)

На спине свой носит дом. Не нуждается ни в ком.
При себе всегда пожитки у медлительной …. (улитки)

Ведущий.
Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака,
Но я люблю всем сердцем этот город.
Я счастлив, что живу в Березниках.

Словами известного березниковского поэта Алексея Решетова, мы начинаем заключительный этап эстафеты «Край родной навек любимый» (слайд 22).

Приглашаю участников последнего этапа. Также как и ваши товарищи первый вопрос для вас пробный. Внимание на экран. (слайд 23)

Ведущий задает вопросы на слайдах 25 – 29.
Ведущий. А теперь вам необходимо самостоятельно выполнить задание (слайд 30).
Вам надо собрать герб города из частей.
Вы работаете, пока звучит музыка. (2 минуты).
На рабочие места разрезные картинки.
Ведущий. Спасибо всем участникам данного этапа.
Пока жюри подводит итоги этапа «Край родной навек любимый» (слайд 31) давайте потанцуем.
Можно организовать танец по показу под любую веселую музыку.

При подведении итогов учитывается количество звезд, за каждые 5 звезд – 1 балл.

Ведущий. Все вы заслужили уваженье.
Самые почетные вы здесь,
От нас примите поздравленья,
Снова вас хотим всех перечесть.

Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины) ;

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине) ;

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы) .

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка.Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способ-ствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные гео-метрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадра-ты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геомет-рических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравне-нию с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картин-кам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям опреде-лить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя, если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, ес-ли он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые при-знаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материа-лах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходя-щих и присоединит так, чтобы они логически до-полняли центральную карточку. Количество круг-лых карточек-заданий следует увеличивать посте-пенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее спра-вится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать ско-рость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по догово-ренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переме-стив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас.Развивать внимание, память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе? »

Цель. Учить последовательно выкладывать сю-жетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб) .Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления по-следовательности картинок. Далее дети самостоя-тельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить лю-бую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки це-почки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, глав-ное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается ле-жать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким го-лосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «то-неньким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кош-ка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Вос-питатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает? » Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети под-ражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а го-ворили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.


Наталья Квартина
Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

«Без игры нет , не может быть полноценного умственного развития .

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна . Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний . На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности . В дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого , инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности.

Использование развивающих игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития , а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии . Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры , как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

«Развивающие игры – это игры , моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта , познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин) . Почти каждая игра может быть развивающей , если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Исходя из вышесказанного, определяется цель :

Формирование творческой, интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры

Задачи :

- развивать у детей познавательный интерес , желание и потребность узнать новое

- развивать память , воображение, внимание, креативность мышления, речь детей , обогащать их словарный запас

- развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов

- развивать способность предвидеть результат своих действий

Формировать у детей через игру представления об окружающем мире

- развивать у детей способность соблюдать правила игры , аккуратность при обращении с игрой

- развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи

- развивать мелкую моторику при работе с материалом развивающих игр

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному» , «самостоятельно по способностям » , «постепенность и систематичность» . Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :

- развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста

Задания - ступеньки создают условия для развивающего обучения

Поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры , не терпят принуждения.

«Кубики Никитина» - прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр , как «Сложи узор» , «Куб для всех» , «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Точечки» . Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша - эффективное пособие, разработанное венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры :

«Раздели фигуры (блоки) » (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки) » (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера» . Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками» , «цветными числами» . В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше» , «право – лево» , «между» , «длиннее» , «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества , фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей , мелкой моторики.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей , мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича. В основном, это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. По словам В. В. Воскобовича : «Это - не просто игра, это - познавательная деятельность» .

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия широко применяется в среде педагогов . Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем» .

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо - плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия , логика мышления, воображение.

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей : «Танграм» , «Колумвово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра» , «Листик» , «Волшебнй круг» , «Головоломка Пифагора» , «Пентамино» . Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге» ) на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации : силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников , в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить, - это головоломки. Головоломки могут быть :

Арифметическими (угадывание чисел) ;

Геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки) ;

Буквенными (изографы, ребусы, кроссворды) .

Они интересны по содержанию , занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта , но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей . Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.

Развивающие игры , в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление , тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать возраст детей .

Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори» , «Послушай и закончи» , «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое - что он «надоел как горькая редька» ; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он «свалился как снег на голову» ).

Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников , хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса , не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

В игре принимают участие все дети посещающие группу. Дети делятся на любое количество команд (2-4) по усмотрению педагога и количеству детей в группе.

Воспитатель:

Дети, сегодня состоится большая игра, правила игры таковы: перед вами игровое поле, на котором написана тематика вопросов и их цена – от 10 до 60 баллов. Соответственно чем выше цена вопроса, тем больше баллов вы заработаете. Вы должны выбрать тему, в который хотите начать играть и количество баллов, на который вам я буду задавать вопросы. Все баллы складываете себе в копилку и по окончании игры мы, подсчитав количество, узнаем победителей.

Природа 10 20 30 40 50 60
Считай-ка 10 20 30 40 50 60
В мире сказок 10 20 30 40 50 60
От А до Я 10 20 30 40 50 60
Клякса 10 20 30 40 50 60
Вещи 10 20 30 40 50 60
Физкультура 10 20 30 40 50 60
До-ми-соль-ка 10 20 30 40 50 60

Природа

10. Отгадайте загадку «Если сели на карниз, то растут все время вниз». (сосульки)

20. Какой месяц приходит на смену марту? (апрель)

30. Где быстрее растает снег под березой или под яблоней? Почему? (под яблоней, ствол темный, а темное солнце быстрее нагревает)

40. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит)

50. Как называется лес, где растут хвойные деревья – пихты, ели, кедры и сосны? (тайга)

60. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, а завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают белые пушинки. (одуванчики)

Считай-ка

20. Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)

30. По дороге 2 мальчика шли 2 рубля нашли, за ними еще 4 идут, сколько они найдут? (нисколько)

40. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы, Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь помоги Сосчитай-ка пироги? (9)

50. «Кот в мешке» - задание для всех команд, сложите из палочек Кюизенера. (педагог показывает образец)

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд (6 обручей и блоки Дьениша) нужно разложить волшебные камни в разные круги но обратить внимание что получается на пересечении: 1 команда – большие и синие, 2 команда – тонкие и желтые, 3 команда – круглые и красные.

В мире сказок

20. В каком произведении маленький котенок напугал двух мальчишек? Кто автор этого рассказа? (Живая шляпа. Н.Носов)

30. Как закончилась сказка «Красная шапочка». Кто автор этой сказки? (Ш.Перро)

50. От какого героя все ревели? (Чипполино)

60. Назовите сказки в названиях, которых встречаются числа и цифры.

От А до Я

10. Сколько слогов в слове "шкаф"? (1 слог)

20. Назовите все гласные в слове – "сумка". (2 гласные – у и а)

30. Составьте предложение из 5 слов.

40. «Домашнее задание». Вспомните знакомые скороговорки.

50. «Кот в мешке» - задание для всех команд, напишите слово – Саша, мама, каша, школа, часы, лента, - без ручки и карандаша.

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд решите ребусы.

Клякса

10.Как называется этот жанр искусства? (пейзаж)

20. Как называют художника, который рисует портреты? (портретист)

30. Какие цвета краски нужно смешать, чтобы получить коричневый цвет? (красный и зеленый)

40. Назовите братьев синего цвета?

50. Какие цвета были использованы при написании картины?

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд сделайте коллективный букет из цветов.

До-ми-соль-ка

10. Как называется песня, которую поют, чтобы усыпить малыша? (Колыбельная)

20. Вспомните сказки «Волк и семеро козлят», почему козлята не открыли волку дверь в первый раз, когда он пел козляткам мамину песенку? (голос у волка низкий, а у козочки - высокий)

30. Угадай мелодию. (звучит аудио запись)

40. Вспомните песенку из любой русской народной сказки, и спойте ее.

50. Без них нам ни песню не спеть, ни на музыкальном инструменте, ни сыграть. (ноты)

60. Назовите 10 музыкальных инструментов.

Физкультура

10. Назовите 5 зимних видов спорта (хоккей, лыжи, коньки, санный спорт, фигурное катание)

20. Какие витамины содержаться в твороге?

30. Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

40. В какие игры играют с мячом? (футбол, баскетбол, стридбол, волейбол, пионербол, гандбол, теннис, гольф, регби)

50. В каком городе России пройдут зимние олимпийские игры в 2014 году? (В Сочи)

60. «Кот в мешке» - организовать подвижную игру для всей группы

Вещи

10. К какому виду транспорта относиться самолет? (воздушный) 20. Назовите продукты, которые входят в состав борща. (Свекла, картофель, морковь, капуста, лук)

30. Идет пароход – то взад, то вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать! (утюг)

40. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. (Герб)

50. Как можно использовать стакан? Придумайте нестандартные варианты.

60. Кот в мешке» - задание для всех команд, выложите ряд предметов от первобытного до современного. (Дидактическая игра «Эволюция вещей»).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Сценарий интеллектуальной игры для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы»

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического и творческого мышления, выявлению интеллектуальной одаренности детей.
Задачи:
- активизировать имеющиеся знания;
- развивать любознательность, самостоятельность, ответственность детей за результаты своей деятельности;
- учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение при выполнении заданий;
- формировать умение радоваться успехам товарищей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация». Предварительная работа:

Выбираются команды, подготавливается эмблема, заучивается девиз команды, выбирается капитан команды, подготавливаются атрибуты к конкурсам.

Ход мероприятия: Ведущий: Уважаемые дети и гости. Мы рады видеть вас на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Давайте поприветствуем наших участников. Команда «Умницы» - капитан команды Аня Бороденко. Команда «Умники» - капитан команды Дима Ерохин. (дети под музыку входят в зал)

Ведущий:

День необычный у нас.

Мы искренне рады приветствовать Вас

Для умной игры собрались детвора

Её начинать нам настала пора!

1.Целый день все дети задают вопросы:

Почему у Ванечки нос такой курносый?

2. Почему в реке вода?

Облака плывут куда?

Почему летают птицы

И не могут заблудиться?


3 Где живут зимой медведи?
4 Кто отъел кусок луны?
5 Отчего машина едет?
6 Почему трубят слоны?
7 Как писать в тетради строчки?
8 Как читать с листа слова?
9 Почему цветут цветочки?
10 Чем питается сова?

11.Почему должны мы спать,

Завтра ведь опять вставать?

Чистить зубы, умываться

В детский садик собираться?

Почему должны мы кушать, воспитательницу слушать?

Ведущий.
Сто вопросов, сто ответов
Что же тут еще сказать…
Ужасно интересно все и обо всем на свете знать. Игра для всех. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте «Это я, это я и со мной мои друзья». Если не согласны, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

Кто из вас, заметив дым, набирает «01» ?
-Кто свечей не зажигает и другим не разрешает?
-Кто, любитель по старинке над огнем сушить ботинки?
---Красный отблеск побежал. Кто со спичками играл?
-Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил утюг?
-Кто из вас идет вперед только там, где переход?
-Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
-Кто из вас, идя домой, гуляет по проезжей мостовой?
-Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
-Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Правила все точно знает и всегда их соблюдает? Наш конкурс будет оценивать жюри (представить членов жюри). За каждое правильно выполненное задание команды будут получать баллы. В конце состязания посчитаем количество полученных баллов и узнаем, кто же победитель. И так:

Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ: Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ: Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ: Клянемся!

Все смело преодолевать.

ДЕТИ: Клянемся!

Внимание командам! Наша интеллектуальная игра начинается! Будьте внимательны и не забывайте, что вы работаете в командах! Только самая внимательная и дружная команда сможет победить в нашей сегодняшней игре.

I тур называется «Шутки прибаутки» Вам необходимо ответить на мои вопросы.

Вопросы для команды « Умники»:

1. На березе 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на березе?

2. Сколько ног у двух куриц? (четыре)

3. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит)

4. Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?

5. Колобок, обросший иглами? (еж)

6. Кого называют царем всех зверей? (лев) Вопросы для команды «Умницы»:

1. Кто громче мычит: петух или корова?

2. У собачки Розки родились котята: 3 белых и 1 черный.

Сколько всего котят родилось у собачки?

3. Если петух снесет яйцо, кто из него появится, цыпленок или гусенок? (петух яиц не несет)

4. Утка в детстве? (утенок)

5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина)

6. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?

(Слово жюри)

2. Конкурс: «Найди похожие слова».

Капитаны выберут слова, вы должны найти к ним родственные слова Чья команда больше придумает слов, та победила.

(Снег, лес)

3. «Конкурс эрудитов»

Каждый член команды должен быстро ответить на вопрос. Начинают «Умницы»

1. Сколько времён года?

2. Назови их.

3. Какой день недели находится между понедельником и средой?

4. Посчитай от 1 до 10

5. Посчитай обратно от10 до 1.

6. Сколько месяцев в году?

7. Какой первый день недели? (понедельник)

8. Пальто, платье, свитер это. (одежда)

9. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

10. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)

Вопросы для команды « Умники»

1. Сколько месяцев в году?

2. Назови дни недели.

3. Когда новогодний праздник?

4. Сколько дней в неделе?

5. Назови выходные дни

6. Сапоги, туфли, ботинки это. (обувь)

7. Курица в детстве? (цыпленок)

8. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

9. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

10. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

4. Игра «Назови соседей числа».

А сейчас мы поиграем. Игра называется «Назови соседей». Команды, выходите в круг. Перед вами цифры. Пока играет музыка, вы двигаетесь по кругу, музыка закончилась – вы берёте по одной цифре и становитесь по порядку от 1 до 5 . Начали игру! Покажите свои цифры, запомните их. А теперь спрячьте за спину. (Цифра 3, назови своих соседей и т.д.) Молодцы, играть вы умеете.

5. Конкурс: «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова».

«Умники»

У рыси - (рысья)

У кошки -(кошачья)

У верблюда - (верблюжья)

У утки - (утиная)

У оленя - (оленья)

«Умницы»

У рыбы - (рыбья)

У сороки -. (сорочья)

У кролика - (кроличья)

У лошади - (лошадиная)

У лебедя - (лебединая)

Музыкальная подвижная игра.

6 Конкурс «Заморочки из бочки».

Каждый ребенок из команды по очереди достает из бочки заморочку. Ведущий читает вопрос, а ребенок, который тянул заморочку отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда

7. Конкурс «Найди правильный ответ».

Перед вами примеры, но ответы на них перепутаны. Ваша задача стрелкой соединить пример с правильным ответом. Чья команда сделает это быстрее?

8. Конкурс «Выложи своё имя».

Продолжаем конкурс «Умники» и «умницы». Внимание, следующее задание. Командам нужно как можно быстрее выложить из слогов свои имена.

9. Конкурс капитанов «Прочитай закодированное слово»

10. Конкурс «Поставь геометрическую фигуру в нужное место».

Я буду описывать геометрическую фигуру и говорить в какое место на доске нужно её поместить. А вы все по очереди, начиная с капитанов, будете выполнять задание.

11. Конкурс «Кто чем занимается?»

Я называю профессии, а вы говорите, чем занимается человек этой профессии.

«Умники»

Учитель…

Врач…

Писатель…

Парикмахер…

Маляр…

«Умницы»

Продавец…

Художник…

Тракторист…

Повар…

Строитель…

Ткачиха... Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Сейчас жюри подведёт итоги, и мы узнаем победителя. (жюри подводит итоги)

А пока жюри совещается, мы поиграем. Я предлагаю игру « Похлопаем-потопаем или умная «шумелка»! Весёлая игра, в которой нужно сначала хорошенько подумать, а потом немножко пошуметь. Как же в неё играть? На мой вопрос, если согласны, вы отвечаете - «Да!» и хлопаете в ладоши, а если не согласны, отвечаете -«Нет!», и топаете ногами. Вы уже готовы к игре? Начинаем!

Загадок много в этой книжке….. Правильно?

Волк удирает от зайчишки? Правильно?

Один, конечно, больше двух…. Правильно?

Умеет куковать петух… Правильно?

Есть два крыла у самолёта… Правильно?

Опасно бегать по болоту… Правильно?

Тебе уж больше семи лет… Правильно?

Страшнее кошки зверя нет… Правильно?

На дубе жёлуди растут… Правильно?

Зимою ландыши цветут… Правильно?

Бульдозер быстро роет ямы… Правильно?

Летать умеют обезьяны… Правильно?

Днём светит солнышко, а по ночам- луна… Правильно?

Боится в воду лезть утёнок… Правильно?

Умеет хрюкать поросёнок… Правильно?

Есть в слове бочка буква У… Правильно?

Мычит мышонок громко: МУ!... Правильно?

Молодцы!

Жюри подводит итоги, команде- победительнице вручает медали, всем участникам грамоты.