«Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант - восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём . Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной - не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами , оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения , что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает - не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она - плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

С каждым годом появляются всё новые «умные» развлечения для малышей, что совсем неудивительно, ведь ещё «с младых ногтей» роди...

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект


Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

5 0

Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

I. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части» Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например: 1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

«Что это?»

Цель: упражнять детей вотнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес. 1) волны, берег, соль – …это море; 2) трава, цветы, поляна – …это луг; 3) книги, журналы, полки –…это библиотека; 4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы; 5) рожь, пшеница, овес – …это злаки; 6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок: - солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро; - грустные дети – играющие дети – спящие дети; - яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой; - модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

«Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

«Найди мою ошибку»

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.

«Сравни»

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки и др.

«Звери и норы»

Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).

Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник. 1) техника, необходимая в доме – …; 2) части тела – …; 3) профессии – …; 4) верхняя одежда – …; 5) башкирские народные сказки – …; 6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.

«Догадайся, почему»

Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.

Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера: - кубики красного цвета; - голубой глобус; - белый прямоугольный сундучок; - желтый овальный чайник; - рамка для портрета; - декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?»

Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше): 1) столов или мебели; 2) детей или девочек; 3) фиалок или комнатных растений; 4) игрушек или машин (кукол); 5) гуппи или рыб в аквариуме; 6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.

«Пятый лишний»

Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).

Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения; 1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле; 2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства; 3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту; 4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты; 5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости; 6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы; 7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде; 8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей; 9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках. 10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники; 11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки; 12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.

«Одним словом назови»

Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием: 1) весна, лето, осень, зима – … времена года; 2) дождь, снег, град – … осадки; 3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи; 4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое; 6) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.

«Что это, кто это?»

Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.

Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие. 1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные; 2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы; 3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи; 4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.

«Загадки – отгадки»

Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.

Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или о чем идет речь: 1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик) 2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы) 3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня) 4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет) 5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик) 6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата) 7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед) 8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч) 9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое) 10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку) 11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)

Абстрагирование

«Назови признак»

Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные. 1)цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие; 2)зонт – детский и небольшой – на ремешке; 3)стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный; 4)конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков; 5)ковер – теплый, красивый – круглой формы; 6)книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач «Гимнастика ума»

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной, отвлеченной форме.

Ход: воспитатель формулирует 4 задачи в абстрактной форме и предлагает детям решить их без опоры на наглядность. 1) Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребенку достанется книга вместе с коробкой.) 2) По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.) 3) Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6) 4) Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

«Из моделей на столе переложи фигурку мне»

Цель: упражнять детей в поисковом планировании, т.е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

Ход: воспитатель предлагает детям решить 4 задачи на преобразование фигур: 1) переставить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону; 2) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк; 3) переложить 5 палочек таким образом, чтобы из вазы получился телевизор; 4) переложить 3 палочки, чтобы из домика получилось 4 равных треугольника и 5) задание на сбор из конструктора ЛЕГО модели ракеты, с использованием всех предложенных деталей, без зрительного образца. Воспитатель объясняет, что сначала нужно рассказать обо всех действиях и только потом к ним приступать.

III. Наглядное моделирование

«Инженеры»

Цель: упражнять детей в применении действий замещения элементов моделируемого содержания (т.е. отдельных понятий, соответствующих элементам модели замещения).

Ход: воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение (расположение окон, дверей, мебели). Затем предлагает им смоделировать, выложить на фланелеграфе из заместителей: 1) групповую комнату, располагая в ней мебель таким же образом, как и наяву, с определением своего местонахождения в пространстве; 2) спортивную площадку на участке детского сада со спортивным оборудованием и с определением месторасположения какого-либо объекта (игрушки).

«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

«Скачки»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели сериационных отношений между наглядно-представленными объектами.

Ход: детям представляется ряд карточек с изображением домашних животных и предлагается выстроить их по порядку в плане скорости их передвижения с одновременным подбором соответствующих их скорости полосок. Например: - быстрее всех передвигается лошадь – ей соответствует самая длинная полоска; - уступает скорости передвижения лошади коза – ей соответствует полоска чуть короче; - потом овечка – полоска еще короче; - медленнее всех передвигается корова – ей соответствует самая короткая полоска. Вариант: воспитатель убирает карточки с изображением животных и объясняет детям, что полоски – это их замещаемые модели и предлагает перечислить по полоскам животных. Далее воспитатель выкладывает на стол замещаемую модель озера и спрашивает у ребенка, какое животное быстрее всех доберется до озера и напьется воды? Дети вначале подносят к озеру самую длинную полоску, модель лошади, сообщая, что лошадь быстрее всех передвигается, поэтому она раньше остальных доберется до озера и напьется воды, затем… (Далее по аналогии.)

«Море»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели словесно обозначаемых отношений между объектами.

Ход: воспитатель предлагает детям плоскостной экран – море, и фигурки 4 морских обитателей: осьминога, медузы, морского конька, акулы. Спрашивая у детей, уточняет, что на самой поверхности моря, выше всех морских обитателей плавает медуза; немного ниже нее, в теплых слоях воды, плавает морской конек; далее, еще ниже, почти у самого дна, рыщут в поисках добычи акулы; ну а ниже всех, по самому морскому дну передвигаются осьминоги. Ребенок, ориентируясь на это описание, подбирает для каждого объекта соответствующий заместитель и отмечает его значком. Например: - медуза – маленький круг, красный значок; - морской конек – круг побольше, желтый значок; - акула – круг еще больше, голубой значок; - осьминог – самый большой круг, синий значок. Затем воспитатель убирает фигурки морских обитателей и предлагает детям расположить на экране моря, по мере глубины их обитания, замещаемые модели.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь; 1) семя – стебель – бутон – плод; 2) фундамент – стены – крыша – окна – двери; 3) гнездо – яйцо – птенец – птица; 4) стирать – сушить – гладить – одеть; 5) утро – день – вечер – ночь; 6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например: 1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее. 2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть. 3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий. 5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их. 6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

«Дополни фразу»

Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.

Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение. 1) Миша задумался, потому что… 2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы… 3) Настанет лето, и тогда… 4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что… 5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда… 6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.

«Подумай, ответь»

Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).

Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»: - как я появился (ась) в определенном месте? - как ко мне отнеслись окружающие? - кто (что) мне больше понравился (лось)? - мои действия; - мои перемещения, приключения.

Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: 1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья? 2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам? 3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки? 5) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.

Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов. 1) Школа – обучение, больница … (лечение); 2) вилка – серебро, табурет … (дерево); 3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд); 4) акула – пасть, человек … (рот); 5) грусть – слезы, веселье … (улыбка); 6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.

«Что в итоге?»

Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.

Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно? 2) налить в аквариум чернил? 3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле? 4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо? 5) сочинить для мамы стихотворение? 6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.


В игре принимают участие все дети посещающие группу. Дети делятся на любое количество команд (2-4) по усмотрению педагога и количеству детей в группе.

Воспитатель:

Дети, сегодня состоится большая игра, правила игры таковы: перед вами игровое поле, на котором написана тематика вопросов и их цена – от 10 до 60 баллов. Соответственно чем выше цена вопроса, тем больше баллов вы заработаете. Вы должны выбрать тему, в который хотите начать играть и количество баллов, на который вам я буду задавать вопросы. Все баллы складываете себе в копилку и по окончании игры мы, подсчитав количество, узнаем победителей.

Природа 10 20 30 40 50 60
Считай-ка 10 20 30 40 50 60
В мире сказок 10 20 30 40 50 60
От А до Я 10 20 30 40 50 60
Клякса 10 20 30 40 50 60
Вещи 10 20 30 40 50 60
Физкультура 10 20 30 40 50 60
До-ми-соль-ка 10 20 30 40 50 60

Природа

10. Отгадайте загадку «Если сели на карниз, то растут все время вниз». (сосульки)

20. Какой месяц приходит на смену марту? (апрель)

30. Где быстрее растает снег под березой или под яблоней? Почему? (под яблоней, ствол темный, а темное солнце быстрее нагревает)

40. Чем питается медведь зимой? (ничем, он спит)

50. Как называется лес, где растут хвойные деревья – пихты, ели, кедры и сосны? (тайга)

60. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, а завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают белые пушинки. (одуванчики)

Считай-ка

20. Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)

30. По дороге 2 мальчика шли 2 рубля нашли, за ними еще 4 идут, сколько они найдут? (нисколько)

40. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы, Пироги уже готовы, Да еще один пирог Кот под лавку уволок. Да еще из печки пять Маме нужно вынимать. Если можешь помоги Сосчитай-ка пироги? (9)

50. «Кот в мешке» - задание для всех команд, сложите из палочек Кюизенера. (педагог показывает образец)

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд (6 обручей и блоки Дьениша) нужно разложить волшебные камни в разные круги но обратить внимание что получается на пересечении: 1 команда – большие и синие, 2 команда – тонкие и желтые, 3 команда – круглые и красные.

В мире сказок

20. В каком произведении маленький котенок напугал двух мальчишек? Кто автор этого рассказа? (Живая шляпа. Н.Носов)

30. Как закончилась сказка «Красная шапочка». Кто автор этой сказки? (Ш.Перро)

50. От какого героя все ревели? (Чипполино)

60. Назовите сказки в названиях, которых встречаются числа и цифры.

От А до Я

10. Сколько слогов в слове "шкаф"? (1 слог)

20. Назовите все гласные в слове – "сумка". (2 гласные – у и а)

30. Составьте предложение из 5 слов.

40. «Домашнее задание». Вспомните знакомые скороговорки.

50. «Кот в мешке» - задание для всех команд, напишите слово – Саша, мама, каша, школа, часы, лента, - без ручки и карандаша.

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд решите ребусы.

Клякса

10.Как называется этот жанр искусства? (пейзаж)

20. Как называют художника, который рисует портреты? (портретист)

30. Какие цвета краски нужно смешать, чтобы получить коричневый цвет? (красный и зеленый)

40. Назовите братьев синего цвета?

50. Какие цвета были использованы при написании картины?

60. «Кот в мешке» - задание для всех команд сделайте коллективный букет из цветов.

До-ми-соль-ка

10. Как называется песня, которую поют, чтобы усыпить малыша? (Колыбельная)

20. Вспомните сказки «Волк и семеро козлят», почему козлята не открыли волку дверь в первый раз, когда он пел козляткам мамину песенку? (голос у волка низкий, а у козочки - высокий)

30. Угадай мелодию. (звучит аудио запись)

40. Вспомните песенку из любой русской народной сказки, и спойте ее.

50. Без них нам ни песню не спеть, ни на музыкальном инструменте, ни сыграть. (ноты)

60. Назовите 10 музыкальных инструментов.

Физкультура

10. Назовите 5 зимних видов спорта (хоккей, лыжи, коньки, санный спорт, фигурное катание)

20. Какие витамины содержаться в твороге?

30. Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

40. В какие игры играют с мячом? (футбол, баскетбол, стридбол, волейбол, пионербол, гандбол, теннис, гольф, регби)

50. В каком городе России пройдут зимние олимпийские игры в 2014 году? (В Сочи)

60. «Кот в мешке» - организовать подвижную игру для всей группы

Вещи

10. К какому виду транспорта относиться самолет? (воздушный) 20. Назовите продукты, которые входят в состав борща. (Свекла, картофель, морковь, капуста, лук)

30. Идет пароход – то взад, то вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать! (утюг)

40. Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. (Герб)

50. Как можно использовать стакан? Придумайте нестандартные варианты.

60. Кот в мешке» - задание для всех команд, выложите ряд предметов от первобытного до современного. (Дидактическая игра «Эволюция вещей»).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Юлия Викторова
Все об интеллектуальных играх дошкольников

Все об интеллектуальных играх для дошкольников

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой - Игра .

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра .

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры » . Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Интеллектуальная игра - это вид игры , основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции . Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Интеллектуальные игры - это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед , от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Преимуществом интеллектуальных игр является то , что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции» , т. е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в состязаниях различного вида позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию) .

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта , развивается изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД, или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр , его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе - игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

Основные типы интеллектуальных игр

Викторины Стратегии

Текстовая викторина Сюжетная викторина Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия

«О, счастливчик!» , «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импровиза-

ционная «Экспромт-театр» Сценарная «Яхта» «Менеджер» Шашки,

Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры , где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины - дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу) . Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!» , «Что? Где? Когда?» , «Брейн-ринг» .

Сюжетные викторины более интересные . Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад» ). Дети становятся «Красной шапочкой» , «волком» и т. д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра» , «Колесо истории» и др.

Стратегия – форма интеллектуальной игры . Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника. В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер» , «продавец» и т. д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т. д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот характеристика типов интеллектуальных игр .

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр .

1. 1.1. Ответ в вопросе

1.2. Вопросы-шутки

1.3. Оригинально о банальном

1.4. Вопрос-подсказка

2. Неизвестное об известном

3. На логическое и ассоциативное мышление

4. На удачу

Продуктивные

1. Вопросы на сообразительность.

Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности. Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»

В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре .

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам , потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.

5. Вопросы «на приближение» . Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны .

«Разминка» для участников педсовета

Инструкция : - Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях :

1. Нацепив на ноги ласты, -

Под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты)

2. Воют волками метели

В зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц)

3. Хорошо в футбол играем ,

Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи) .

4. Для того, кто нездоров,

Вызываем докторов.

У сосны иголки

Короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)

5. Рыбкам маленький сачок

Сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам) .

Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появиться уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, хвалите за успехи и не ругайте за ошибки.