Исповедь во время месячных в костеле. О так называемой женской нечистоте

Вопрос, можно ли с месячными ходить в церковь, волнует многих православных женщин. Ведь их приход никак нельзя запланировать.

А вдруг намечается торжественное событие, к примеру Пасха, в такой праздник необходимо посетить церковь, но что делать если настали критические дни? Неужели пропускать посещение церкви?

Можно ли идти в церковь с месячными — времена Ветхого завета

Во времена Ветхого завета не только женщины считались нечистыми в эти дни, но и люди, которые страдали чумой. Более того, было запрещено прикасаться к женщинам в эти дни, считалось, что тот, кто прикоснется, станет также нечистым. Поэтому в те дни строго было запрещено посещение церкви.

Считалось, что женщина, которая родила сына, не должна посещать церковь, пока не пройдет один месяц после родов. Если родила дочь, то в таком случае, нельзя переходить порог храма более трех месяцев.

Можно ли посещать церковь во время месячных — времена Нового завета

Можно вспомнить слова великого Григория Двоеслова и Апостола Павла, которые утверждали, что все, что сотворил Господь — прекрасное и светлое. Женщина создана Творцом Богом, а значит она прекрасна. Менструальный цикл — это природное явление, в котором женщина вовсе не виновата и не стоит запрещать ей посещение церкви.

Существует притча о кровоточащей женщине, которая долгое время болела, и никто не мог ей помочь. Узнав о том что идет Сын Божий, Иисус Христос, она с верой прикоснулась к Его одежде. Господь не оттолкнул ее, а наоборот исцелил и одобрил ее поступок: «Вера твоя спасла тебя» сказал ей Христос.

Кровоточащей женщиной не воспротивился сам Спаситель, а следовательно, она имеет право на посещение храма.

Можно ли исповедоваться и причащаться во время месячных

В 21 веке, задав вопрос по данной теме, можно получить разные ответы священников.

Одни говорят, что женщинам в критические дни можно ходить в церковь, ставить свечи и молиться, брать благословение, но нельзя прикасаться к святыням - Кресту, иконам, мощам Святых Угодников Божьих. Нельзя принимать участие в Таинствах Православной церкви - крещении, венчании, миропомазании, причащении, исповеди, елеосвящении (соборовании), священства.

Другие говорят о том, что можно делать всё вышеперечисленное. Руководствоваться в этом вопросе нужно своей совестью, а так же следовать тем правилам, которые приняты в вашем храме, куда вы ходите на богослужения.

Если женщина задумала поехать в монастырь, по святым местам, планирует при этом принимать участие в Таинствах, нужно посоветоваться с духовником или приходским священником и взять благословение на поездку. Вопрос о критических днях так же должен быть решен в процессе беседы.

Когда нельзя ходить в церковь женщинам

Через сколько дней после рождения ребенка можно быть в присутствии Божьем на Богослужении?

Во времена Ветхого завета считалось, что женщина после родов в течение 40 дней, пока у неё идет очищение, не имеет права присутствовать на богослужении. В настоящее время эта традиция так же упразднена.

Патриарх Сербский Павел о женской нечистоте

Патриарх Павел, размышляя о женской нечистоте, рассказывал о Дионисии Александрийском, который утверждал, что женщина не имеет право на причастие, прикасаться к святым мощам Спасителя, но молиться и креститься обязана всегда.

По утверждению Дионисия, женщина не имеет право на исповедь, пока полностью не очистится. Также бытует мнение, что нельзя заходить в храм ровно 40 дней с момента родов или выкидыша.

Но личный ответ отца Павла был иной. Он опирается на притчу о кровоточащей женщине. Если сам Спаситель не считал женщин с кровью нечистыми, так почему должны запреты ставить в наше время, — рассуждал отец.

Заключение

Менструация — естественный ход событий, данный женщине от природы, которая создана Богом. В 21 веке есть множество способов скрыть запах и обезопаситься от протеканий, чтобы не осквернить церковь.

Женщина обязана быть в храме, стараться жить полноценной духовной жизнью, исполнять заповеди Христа, каяться в своих грехах на исповеди и принимать участие в Таинстве Евхаристии (Причащении). Все это гораздо важнее высчитывания дат критических дней.

Вопрос: можно ли во время месячных ходить в храм и причащаться, – постоянно задают священникам, и даже среди них существуют разные мнения на этот счет. Поэтому будет лучше, если женщина спросит об этом служителя того храма, который она посещает.

Можно ли посещать церковь во время месячных

Среди большинства прихожан существуют определенные общепринятые правила, согласно которым посещать церковь и молиться женщинам в дни так называемой нечистоты можно, а прикасаться к святыням (Крест, Евангелие, мощи святых) и участвовать в Таинствах нельзя.

Таинств всего 7:


Ранее, женщинам в дни любой нечистоты (месячные, первые 40 дней после родов) запрещалось заходить в Божий храм вообще.

Это было связано с тем, что из-за особенностей одежды менструальная кровь могла накапать на пол и тем самым осквернить святыню.

В наше время благодаря огромному количеству средств гигиены подобные ситуации невозможны, поэтому в церковь ходить женщинам разрешено.

Тем не менее и сейчас традиционно советуют стоять во время службы не в самом храме, а в притворе; если же его нет, что возможно, то тогда – просто недалеко от входа.


Можно ли причащаться во время месячных, — подскажет ваш личный духовник. К нему и следует прислушиваться.

В таблице более подробно отражены разрешения и запреты, касающиеся критических дней.

Обратите внимание! В храм запрещено входить с любой кровоточащей раной, чтобы не осквернить его пролитием крови.

Причащение во время месячных: каноны Ветхого Завета

Можно ли причащаться во время месячных, Ветхий Завет говорит однозначно: «Нет!»

В те времена женщина в период очищения вообще не могла входить в храм. И это было связано не только с гигиеническими особенностями, но и с духовной составляющей.

Считалось, что месячные – это, во-первых, напоминание о поврежденной человеческой природе, а во-вторых, — это неродившийся ребенок , то есть «мертвое тело», что тоже оскверняло святыню.

Кроме того, всякий, прикоснувшийся к женщине в дни менструации, тоже становился «нечистым».

Это интересно! Даже о Деве Марии в Протоевангелии Иакова говорится, что она жила в храме до 12 лет, а потом, после обручения, ее отправили жить к Иосифу, чтобы «святилище Господа» не могло быть осквернено.

Новый завет о причащении во время месячных

В Новом Завете Иисус Христос меняет понимание чистоты и нечистоты человека. Он говорит о важности духовности, присутствия Святого Духа, а не физического состояния.

Он не отверг прикоснувшуюся к нему кровоточивую женщину, а, наоборот, исцелил ее, похвалив за веру. Этим Спаситель дал понять, что важно только то, что в сердце человека: его помыслы и намерения, и осквернить его могут только неправедные мысли и поступки, но никак не естественные телесные вещи.

Апостол Павел также говорит, что «всякое творение Божие хорошо» и ничего нечистого в созданном Господом человеке нет.

Однако, упоминая это, он имел в виду пищу, поэтому сложно понять, только ли о еде хотел сказать апостол или речь все-таки шла обо всех явлениях и вещах, созданных Богом.

Хотя понятие ритуальной нечистоты (обозначенное в Ветхом Завете) и снято, точный вывод о том, как поступать женщинам в такие дни, сделать трудно. Известно, что ранние христиане причащались каждую неделю, и никакого упоминания об исключениях для женщин с определенным недугом нет.

Несмотря на косвенные указания, нигде в Новом Завете четко не сказано, можно ли причащаться во время месячных.

Что говорит Книга Правил Православной церкви о причащении во время месячных

В Книге Правил есть более точные указания относительно причащения при менструации.

Там сказано: «Жена, находящаяся в очищении, не должна причащаться, доколе не очистится».

Однако такое положение является лишь ссылкой на авторитетные мнения святых отцов: Дионисия, Афанасия и Тимофея Александрийских. В частности, у св. Дионисия было сказано, что вряд ли благочестивая женщина сама дерзнет в такие дни принять святыню.

В Русской Православной Церкви XII века правила были гораздо жестче , и ограничения были очень точными. Так, если у женщины менструация начиналась во время ее нахождения в храме, она незамедлительно должна была выйти из него.

В противном случае она получала епитимью на 6-месячный пост с ежедневными земными поклонами (по 50 в день).

Можно ли причащаться во время месячных: мнение современных священников

Что касается современных священников, то здесь мнения абсолютно противоположные.

Есть батюшки, которые требуют от своих прихожан четкого выполнения всех правил подготовки к Причастию (чтение канонов, пост и т. д.) и не допускают к нему женщин во время месячных.

Есть те, которые говорят, что главное – приступить к Таинству с трепетом и действительным покаянием, а все формальности (включая подготовку и телесное состояние) считают лишними.

Хотя, несомненно, сторонников второй точки зрения гораздо меньше. В основном, большинство священнослужителей придерживаются традиционного подхода , то есть все-таки не рекомендуют женщинам подходить к Святой Чаше в дни очищения.

Тем не менее нынешние священники не просто используют эту догму, а стараются найти объяснение.

И среди мнений, помимо распространенных толкований о гигиенической стороне вопроса и духовной, есть еще и мысль о том, что женщины в этот период цикла больше устают и становятся менее собранными , не могут полноценно молиться и участвовать в Литургии и недостаточно хорошо способны подготовиться к Причастию.

Вместе с тем есть такие священнослужители, которые придерживаются мнения о том, что во время менструации женщине, наоборот, больше требуется причащение, потому что этот период и так довольно трудный для нее и в физическом, и в эмоциональном плане.

Обратите внимание! Вопрос о том, можно ли во время месячных причащаться, а также обо всех других ограничениях и позволениях, каждая женщина должна решать только лично со своим духовником (или священником того храма, который она регулярно посещает).

Причащение во время месячных: мнение Запада и Востока

По поводу причащения во время менструации у святых отцов Запада и Востока мнения так же расходятся.

Точка зрения западных епископов – св. Климента Римского и Григория Двоеслова – такова, что женщине позволительно принимать участие в Таинстве в такие дни, ведь эта немощь не зависит от ее воли, и Дух Святой присутствует в ней всегда.

Однако Григорий Двоеслов говорит, что если сама женщина не решится подойти к Причастию, то следует ее похвалить за благочестие.

На Востоке такого единогласия нет:


В каких случаях канон о причащении во время месячных можно нарушать

Разрешается причащаться во время месячных, только если женщина при смерти. Здесь сходятся мнения всех священнослужителей, ведь нельзя дать человеку умереть, не причастившись.

В таких случаях разрешается к тому же причащать того, кто принял пищу (обычно причащение возможно только натощак). То же относится и к роженицам в случае опасности для их жизни.

Патриарх Сербский Павел на этот счет сказал: «…в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Таким образом, несмотря на некоторые различия в мнениях по поводу причащения в период менструации, в основном, складывается такой порядок, что посещать храм при месячных можно, а причащаться не рекомендуется.

Из этого видеоролика вы узнаете, можно ли причащаться во время месячных.

Данное видео ознакомит вас с ответом священника касательно нахождения женщины во время менструации в храме.

Очень много разных и противоречивых ответов получила о поведении женщины во время женской месячной нечистоты. Что можно и что нельзя делать: можно ли заходить в церковь, причащаться, дома прикасаться лампаде, прикладываться в храме к иконам? И от этого разнообразия просто голова идет кругом. Нет ли четких правил, советов святых отцов?

Уважаемая Ольга!

Действительно, в церковных изданиях разных веков и даже разных десятилетий можно видеть достаточно разные рекомендации о том, как вести себя женщинам в период месячного очищения в храме и дома. Эта разница как раз связана с тем, что область эта не относится не только к догматизированным, но и даже к однозначно канонически определенным. Принципиально, благоговение к таинствам предполагает, помимо крайних случаев чрезмерной опасности, болезни, воздержание от причащения Святых Христовых Тайн и принятия других церковных таинств в период регулярного месячного очищения. Но за этим стоит не взгляд на женщину как на существо нечистое, а именно благоговение перед святыми таинствами и памятование о том, что в таинстве причащения Господь соединяется с нами. К мужчинам в день принятия Святых Христовых Тайн также применяются требования целомудренного и благоговейного поведения. В этом смысле легко понять, в каком смысле советуется воздержание от причастия. Но повторю – это не есть принципиальная невозможность. Те же каноны, которые эту область освещают, говорят, что в случае смертельной опасности, крайней необходимости и крестить и исповедовать и причащать женщину можно, но только если действительно к этому есть неотложная необходимость.

Все прочее является расширением (смысловым, жизненным, содержательным) этого канонического принципа. В прежние столетия, когда вся жизнь была вполне воцерковлена и когда что в Византии, что в Православной Руси 5-6 дней отсутствия женщины в храме не означали «разцерковления» ее жизни. Когда одно пропущенное по причине месячных очищений воскресное богослужение не вырывало ее из круга церковно-богослужебного года, тогда и мера строгости, мера того от чего нужно воздерживаться, была большей.

Теперь же, когда мы с несомненностью можем сказать, что если мы будем рекомендовать нашим прихожанкам вовсе не подходить к порогу храма каждые 5, 6, 7 дней в течение месяца, то это не пройдет без урона для их церковной жизни. Иные с легкостью и даже внутренней радостью самооправдания это воспримут: тут я не могу ходить в храм - вот и хорошо, ни в храм ходить, ни дома молится, ни лампадки зажигать, ни Евангелие в руки брать, ничего мне нельзя, можно вот только бытовыми делами заниматься. Подумаем, добро ли это будет? А для других, более благоговейных, эта утрата, отсутствие на богослужении обернется скорбью и унынием и невозможностью вместе с детьми пойти в храм, разделением от супруга, который все же пойдет молиться. Поэтому теперь мы не запрещаем нашим прихожанкам присутствие в храме.

От чего следует воздержаться? Конечно, от прикладывания к святым мощам, иконам, кресту, который дает священник после богослужения и к другой святыне церковной. Безусловно, дома Евангелие можно и нужно читать и в это время. Церковно-богослужебное Евангелие лежит на престоле, именно поэтому к нему не прикладываются. И если больше некому зажечь лампадку или поправить икону, конечно, можно женщине это делать в этом состоянии. Главное в иерархии наших ценностей, внутреннего внимания - не уделать этому времени больше, чем естественный физиологический процесс того заслуживает.

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

Очень часто священникам задают такой вопрос : «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю.

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете . Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота - это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса. Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека. А все то, что относится к нашей физиологии, нечистым быть не может. Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте». Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных. Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века.

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая - ни естественного очищения.. ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил ».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха ». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны. Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший ».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один - причащать или нет? По поводу всего остального - ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие - речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя » противоречит всему предыдущему тексту - «эта нечистота только физическая, телесная » Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна - благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы. Месячные - это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога - нечистоты нашей падшей души.

Вопросы религии всегда обсуждаются всеми поколениями, каждым жителем планеты. Сколько людей, столько мнений. В некоторых вопросах не единогласны и священники. Можно ли причащаться во время месячных? Основной вопрос, который так волнует женщин.

История уходит в далекое прошлое, во времена Иисуса Христа. Вся процедура причащения описана неоднократно в Библии в Новом Завете. Накануне великого праздника Пасхи состоялась тайная вечеря Иисуса Христа и его учеников – 12 апостолов. Учитель отломил каждому кусочек хлеба, передал со словами: «Ешьте, это есть тело мое!» Затем отпил глоток вина из бокала, передал ученикам, они сделали то же по очереди. Иисус сказал: «Пейте, это есть кровь моя!» За этим за Христом пришли царские воины, а впоследствии совершили распятие. Что значит эта процедура, какой смысл вкладывал в эти слова Иисус? Одни рассматривают это материально, другие духовно. В этом суть разногласий.

Причащение само по себе означает единство с Иисусом Христом. Все едят его тело, пьют кровь, кто к нему прикасаются. В материальном плане – пекут хлеб, готовят вино, по очереди все это едят. А где тут высшее? Где Бог? «Хлеб» и «тело» означает учение Иисуса Христа. «Ешьте» - значит, читайте библию, следуйте за Христом. «Вино» означает веру. Без веры в силу Иисуса Христа, Бога Всевышнего вкушение выпечки и напитка не имеет смысла. Ни слова не указывается в этом месте про запрет на таинство причащения женщинам с месячными. Если все рассматривается физически, женщины вообще, не имеют права причащаться, поскольку на тайной вечере присутствовали одни мужчины.

Можно ли ходить исповедоваться во время месячных

Одним из условий правильного причащения согласно христианской вере является необходимость исповедоваться. Пасха приближается, а месячные тут как тут. Что делать в таком случае? К этому вопросу тоже подходят по-разному. Одни идут в храм, потому что этого требует закон церкви. Другие по зову души. Если это второй случай – не играет роли, идут месячные или нет. Для Бога уже сама плоть считается нечистой. Одинаково нечисты мужчины и женщины. Бог обращает внимание на внутренний мир человека, его мысли, желания, стремления. Исповедоваться можно как в первый день, так и в последний день месячных! Очищение происходит духовное. Если традиция осуществляется слепо, силы в ней нет абсолютно никакой.

Можно ли при месячных в храм

На какой день после менструации можно причащаться

Традиция соблюдается христианами всего мира. При этом следует помнить - очищение тела происходит после очищения души. Во время месячных в храм ходить можно. Причащаться необходимо по зову души с пониманием всего, что происходит. Простое поедание хлеба не приведет к очищению. Абсолютно не уместен вопрос, можно ли на 7 день это делать. Исследуя дальше писания Библии, можно заметить, что «церковь» - это вера, а «храм» находится внутри каждого человека – в душе. Собственно говоря, для причащения вовсе не обязательно ходить в людьми сооруженное здание. На одной из проповеди он сказал: «Храм, построенный людьми, можно разрушить за один день, а храм, сооруженный Богом, не разрушить во веки веков!» Иисус проводил тайную вечерю, заметьте, в обычной комнате. Главное, понимать, зачем все это делается. Некоторые люди после традиции причащения в храме остаются такими же «грязными» мыслями и деяниями, как до того. Менструация тут абсолютно ни при чем.

Конечно же, многих интересует ответ батюшки. Ни для кого не секрет, батюшки бывают разные. И в определенный момент они тоже подчеркивают – батюшка, тоже человек. Мнения разные. Одни священники настаивают на запрете, другие не видят ничего скверного в посещении женщиной церкви во время менструации.