Исторические и библейские факты о пасхе, яйцах и куличах. Значение праздника Пасхи

О Пасхе можно говорить много, но лучше о ней прочитать в Библии. Здесь мы изложим вкратце, просто — конкретные факты: что такое Пасха и с чем её едят (в буквальном смысле), ведь, как известно, её действительно едят!

Начнём! Давным-давно, мы начнём не с самого начала.

Когда израильтяне обосновались в стране под названием Египет, коренному народу египетскому, а особенно Фараону, это не понравилось. И египтяне решили сделать израильтян рабами.

Раб – это тот, кто выполняет приказания своего господина. Израильтянам это тоже не понравилось и они «возопили» к Богу о помощи. Бог их услышал и примерно лет через 30-40 дал им предводителя Моисея, который и вывел израильтян из египетского рабства.

Этот выход и ознаменован праздником «Пасхой».

Когда египтяне начали притеснять народ израильский (евреев) и сделали их рабами и подвластными египтянам, израильтяне заплакали и стали молить Бога о помощи, спасении, от руки Фараона и народа египетского. Бог услышал их молитвы и вопли.

Это потому, что Фараон издал указ о контроле над рождаемостью со стороны израильского народа – всех младенцев мужского пола надобно убивать.

В одной израильской семье родился мальчик, которого пришлось прятать некоторое время, а затем и отпустить тайно на волю судьбе.

Младенца Моисея родители положили в корзину и пустили плыть по Нилу на волю судьбе. В это время дочь Фараона вышла мыться на реку Нил и увидела проплывающую корзину, заглянув в неё, она увидела младенца и решила его усыновить.

Моисей и надсмоторщик

Время шло, Моисей рос, он стал взрослым и решил наладить «общение» со своими братьями, со своим народом.

Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик побивает израильтянина, он разгневался на египтянина и убил его. Фараону стало известно об этом, и он в свою очередь тоже разгневался, только на Моисея, ну и приказал его предать казни.

Моисею испугался наказания и убежал из Египта в землю Мадиамскую.

Там Моисей прожил какое-то время, женился, завёл детей…

Однажды пася стада своего тестя он увидел горящий куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста он услышал голос Бога, Сказавший ему, что ему надо делать, дальше в своей жизни.

Бог Сказал ему, чтобы Моисей вернулся в Египет и вывел народ Божий (израильский) из этой земли. После встречи и разговора с Богом, Моисей вернулся в Египет и пришёл к Фараону царю египетскому. Моисей сказал Фараону, чтобы он отпустил народ израильский на насколько дней пути в пустыню, со всем их скарбом, пожитками, скотом…, для того, чтобы они могли поклонится Богу и совершить Ему жертвоприношения. Конечно же Фараон не поверил этому и заупрямился. И вот за это, Бог Совершил над египтянами множество казней, как сейчас принято называть их «казнями египетскими».

Фараон долго сопротивлялся, но в итоге, после последней казни решился отпустить народ израильский для поклонения Богу.

Последняя казнь прообраз Пасхи

Последняя казнь и включает в себя прообраз Пасхи. Что же там произошло?

Вот наступило время последней казни египетской. Фараон долго сопротивлялся до этого, но Бог знал и Сказал Моисею, что на этот раз Фараон царь египетский отпустит народ Мой из этой земли. Так и произошло. Но сначала Моисею было сказано, чтобы сыны израилевы были готовы к исходу из Египта.

Они должны были приготовиться, сварить барашка, приготовить горькие травы, помазать косяки дверей в своих жилищах этой кровью (агнца-барашка), быть одетыми и собранными, съесть агнца ночью, и на рассвете когда всё будет кончено и Фараон отпустит народ израильский, пусть он (народ) выпросит у соседей египтян различные предметы и таким образом обберет их.

А затем поспешно выйдет вон из Египта. Всё так и было сделано, всё так и произошло как мы описали здесь и как описано в Библии.

Тут нужно обратить свой взгляд на важные моменты касательно Пасхи:

  1. это последняя казнь;
  2. агнец (барашек);
  3. исход из Египта

Эти три понятия напрямую связаны с таким понятиям как «Пасха», и даже современная «Пасха».

Подробная история праздника Пасхи из Ветхого Завета описана в книге Исход с 1-й по 12-ю главы.

Смысл Пасхи

Начнём с казни. Смысл казни был в том, что:

  1. во-первых , народ израильский и египетский должны были увидеть могущество Бога (Который основал небо и землю),
  2. во-вторых , должны были умереть во всей египетской земле все первенцы от человека до скота,
  3. в-третьих , чтобы кто либо не умер из первенцев, нужно было помазать перекладину и косяки своих жилищ кровью,
  4. в-четвёртых , нужно было съесть барашка с горькими травами и опресноками (безквасный хлеб) в эту ночь и не выходить до утра из дома,
  5. в-пятых , после всего этого поспешно покинуть Египет.

В этом и заключался смысл Пасхи.

А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.

Пасха – это ягнёнок, которого съедают!

Евреи кровью этого ягненка обмазывают косяки своих дверей. Могущество Бога было явлено через Ангела, который, видя кровь на косяке двери — проходил мимо дома. Там, где не была помазана дверь кровью ягненка — умирал первенец.

Описанные события были заповеданы израильтянам — помнить и соблюдать каждый год.

Праздник освобождения от египетского рабства!

Символы, которые были на столе каждой еврейской семьи: пресный хлеб, виноградный сок и жареный ягненок с горькими травами.

Отсюда и образовался праздник Пасхи.

Современная Пасха

Современные христиане чтят этот праздник подобно древним израильтянам.

Каким образом?

Не таким образом, как придумали разные деноминации, а так как этом учит Новый Завет, так как установил Сам Иисус!

Апостол Павел сравнивает старую пасху с новой:

6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(1Кор.5:6-8)

В 1 Кор 5:6-8 говорится что, «пасха наша Христос, закланный за нас».

В Библии мы не встретим иного примера, указания для верующих сегодня, кроме, как Сам Бог установил уже в Новом Завете.

В Библии нет упоминания о том, что Новую Пасху, нет упоминания о твороге, яйцах и другого рода ритуалах.

Но есть упоминания о том, что Христос просит делать нас на этот праздник. Помнить, что Он спас нас от рабства греха, как народ Израиля от рабства Египта.

Это духовный пример, параллель греха и египетского рабства.

Вот, что Иисус просит делать нас каждое воскресенье:

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Мар.14:22-26)

Вот символы Пасхи Нового Завета:


  1. Христос — символ агнца древних израильтян, которого выходя из Египта съели (духовная параллель с телом Христа из Нового Завета).
  2. Кровь Христа омывает и спасает нас от грехов (духовная параллель с кровью агнца на косяке двери в Ветхом Завете).

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

– одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления – мира спасение. Пасха – спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3-4). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7).

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк 24:25-27).

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк 24:45,44). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк 24:46-48).

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима (Деян 2:5) стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (Деян 2:11), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета – Воскресение Христово.

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха. Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием.

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни «Воскресение Христово видевше».

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась Богословская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы.

В прежние же столетия, как свидетельствуют Богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу Богослужебному читались избранные места из лучших Богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также «Слово на Пасху» (45-е) . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (Авв 2:1), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум…

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее ‘прохождение’ или ‘перехождение’, по словам святителя Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему ‘страдание’. Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Преобразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального Богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению.

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: «Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным».

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко едино-летный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. Переложение: «Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды».

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8).

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. И в первой стихире Пасхи поется: Пасха – Христос избавитель. Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем Богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (Кор 5:7).

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во . Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:3-4). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. Кол 2:12). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: «Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем». Крещение – это смерть для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор 11:23-26).

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54).

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор 4:10). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Церковь Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеса, Христос Бог нас преведе победную поющия.

протоиерей Борис Пивоваров
Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение

Пасха – одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

«Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» ()

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления – мира спасение . Пасха – спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас ().

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш , умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании ().

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему ().

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима () стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета – Воскресение Христово.

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха . Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием .

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”.

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также “Слово на Пасху” (45-е) Святителя . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум…

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова , в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя мира (), это Сам Господь наш , Пасха наша (), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению .

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным”.

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце . Переложение: “Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”.

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя мира (), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении ().

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего . И в первой стихире Пасхи поется: Пасха – Христос избавитель . Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ().

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. ). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: “Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем”. Крещение – это для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ().

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Господню возвещаете, доколе Он придет ().

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ().

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: “Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли”.

Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос нас преведе победную поющия .

Спрашивает Анна
Отвечает Василий Юнак, 25.03.2010


Анна пишет: Здравствуйте! Буду рада ответу на вопрос. почему ПРАЗДНУЮТ пасху до сих пор? Ведь это ветхий завет, не всегда актуальный для многих церквей, как они сами утверждают.А если и празднуют. то почему на свой лад, а не так как было сказано в библии. И при чем тут ИИсус к Пасхе, тем более, что он на Пасху умер, а говорят воскрес воскрес -то он не в Пасху. И вообще все приготовления к этому якобы празднику совершенно не соответствуют Библии. Спасибо за ответ.

Приветствую Вас, Сестра Анна!

В одном из своих недавних ответов о Пасхе я отмечал, что мы пасху не празднуем. Да, мы можем использовать праздник Пасхи как повод для того, чтобы поговорить с людьми о Боге, о спасении, о вере. Мы даже планируем особые богослужения на это время для того, чтобы пригласить людей, у которых набожность пробуждается только в связи с традиционным праздником. Но для нас Пасха - это чужой праздник. Почему?

Мы Пасху не празднуем не потому, что это "ветхий завет", как Вы сказали. На самом деле Ветхий Завет - это только название той части Библии, которая по своему содержанию совпадает с иудейскими Писаниями. Больше никакого значения "Ветхий Завет" не имеет. Точно так же "Новый Завет" - это всего лишь название той части Библии, в которой собраны христианские Писания. Но при этом следует помнить, что все апостолы и первые христиане пользовались именно иудейскими Писаниями, то есть тем, что мы сегодня называем "Ветхим Заветом". И когда Иисус Христос говорил "исследуйте Писания", и когда апостол Павел говорил "всё Писание богодухновенно", и когда апостол Петр говорил о Писании, что "его изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым", все это говорилось именно об иудейских Писаниях, то есть о Ветхом Завете. Подлинное различие между Ветхим и Новым заветами заключается не в из СОДЕРЖАНИИ, а в их запечатлении в сердце человека. Об этом очень хорошо написано в и . Содержание обоих Заветов абсолютно одинаково, потому что Бог не изменяется. Это человек изменяется, и потому до пришествия Сапасителя человека нужно было постоянно наставлять, учить и спасать образами, а после пришествия Спасителя человек в своем сердце имеет присутствие Бога, Который научает, наставляет и спасает. Новое сердце, описанное в Библии в и 36:26,27 - это и есть сущность Нового Завета.

Совершенно другое дело, когда мы говорим об ИСПОЛНЕНИИ законов, данных Богом. Иисус Христос, говоря о непреложности закона, сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (). А что такое "исполнение" закона? Если закон говорил за грех приносить в жертву ягненка или иное животное, то этот же закон пояснял, что Иисус Христос - это Агнец, закланный от создания мира. Ягненок не мог спасти грешника, не мог покрыть его грехи. Грешника спасала вера в грядущего Сына Божьего. И когда Сын Божий пришел и умер как истинный Агнец за грехи всего человечества, то продолжать приносить ягненка в жертву будет означать непринятие жертвы Иисуса Христа. Это будет означать несогласие с тем, что Христос умер за нас. Это будет означать несогласие с тем, что именно Иисус из Назарета был тем обещанным Мессией, тем Агнцем, берущим на Себя грех всего мира. Но именно исполнение Иисусом Христом этой части закона и является для нас причиной оставления заповеди о жертвоприновшениях. Но Новым Заветом является не само прекращение выполнять действия той исполненной заповеди. Новым Заветом является постоянное памятование, что мы сегодня имеем истинного Агнца, истинного Первосвященника в небе, который Собою исполнил те постановления, которые были всего лишь образами. Таким образом Новый Завет никак не отвергает содержание написанного в иудейских Писаниях, только называемых "Ветхим заветом", но напротив, утверждает его и основывается на нем, развивается на его основании. Новый Завет - это те же законы, содержащиеся в Писаниях "Ветхого завета", но уже зафиксированные в сердце и сознании человека через принятие Христа: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" ( ; ). Заметьте, это те самые законы, которые существовали во время пророка Иеремии!

Но вернемся к Пасхе. Праздник Пасхи, его установление и правила его соблюдения описаны в главе. Этот праздник обозначал два события: выход еврейского народа из Египта и спасение первенцев от смерти. В символике этого праздника присутствует ягненок и его кровь, которая спасает от Губителя. Другие символы пока опустим, хотя они также имеют довольно важное значение. Если говорить о Пасхе как о памятнике исхода из Египта, то этот праздник имеет значение для всякого еврея. И будь я евреем по национальности, я бы продолжать праздновать Пасху как свой национальный праздник. Потому что в этом смысле пока существуют евреи, постановление о праздновании Пасхи в память о выходе из Египта не может "исполниться", то есть прийти к своему полному завершению. Но я не еврей, а потому для меня Пасха как памятник прошлого исторического события - это чужой праздник. Точно так же я мог бы праздновать день открытия Америки или день освобождения Анголы (один мой друг участвовал в освобождении Анголы, потому для него это важный праздник, но не для меня). Но у Пасхи помимо национальной стороны есть духовная сторона. И вот об этой духовной стороне у нас есть два постановления в Библии:

"Итак никто да не осуждает вас за... какой-нибудь праздник, ...: это есть тень будущего, а тело - во Христе" ().

"Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" ().

Праздник Пасхи был тенью будущего искупления во Христе. Он являлся одним из семи больших иудейских праздников и именовался "субботой вашей" () в отличие от субботы Господней (), которая не могла быть тенью будущего, но являлась памятником прошлого творения. О нем говорится как и об остальных праздниках: "никто да не осуждает", то есть это дело каждого человека - праздновать или не праздновать. Если я пожелаю отпраздновать тот же день освобождения Анголы, то кто меня будет осуждать за это? Если я пожелаю отпраздновать день выхода евреев из Египта, то это мое личное дело. Я могу даже праздновать его как символ искупления во Христе - это тоже не предосудительно, хотя Библия устанавливает другой праздник на сей счет. И вот этот другой праздник - "Пасха наша Христос заклан за нас" - мы празднуем в той форме, какую установил Христос в виде Вечери Господней, когда Он установил обряд омовения ног () и когда установил причастие пресного хлеба и виноградного сока как символов Его тела и крови ( ; ). И этот праздник Христовой Пасхи сказано нам праздновать не один раз в году в какое-то установленное время, которое каждая группа верующих пытается сделать лишь бы не совпадающим с другими, а "всякий раз".

Итак, сегодня подлинный праздник Пасхи для христианина - это причастие вечери Господней с омовением ног, совершаемое в любое время. Всё остальное - это человеческие нагромождения. Тем более, что целого ряда вещей, которые сегодня относят к празднованию Пасхи, в Библии и близко нет.

Верно также и то, что на Пасху Христос умер, и что смерть Христа - это именно то событие, которое в иудейской Пасхе имело центральное место. Но говорить, что Христос воскрес не на Пасху - не совсем верно. Потому что хотя Христос воскрес в день приношения снопа потрясения, тем не менее этот праздник также является частью празднования Пасхи, которая праздновалась на протяжении восьми дней. Смерть Христа - именно это событие принесло спасение всему человечеству, и потому именно это событие нам следует праздновать, как бы кощунственно это ни казалось. Но и воскресение имеет очень важное значение: "а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли" ( ,18). Но это уже совершенно другая тема, потому что это относится не к празднику Пасхи, начинавшему цикл годовых праздников, а к Судному дню - празднику, завершавшему цикл иудейских годовых праздников. Потому что написано: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (). Но об этом мы поговорим в другой раз.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Пасха, праздники":

31 май

Пасха (с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресение Христово - древний христианский праздничек; важный праздничек богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В текущее время его дата в каждый определенный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздничек).

Что Библия говорит о Пасхе

Праздничек Пасхи своими корнями уходит далековато в прошедшее еврейского народа - те периоды, когда они находились в египетском рабстве, Бог произвёл трибунал над Египтом и вывел Собственный люд. До десятой экзекуции над Египтом Господь отдал веление еврейскому народу о праздничке Пасхи. Это был величайший из ветхозаветных праздничков (Исх. 13:3-16; Втор. 16:1-8 - тут и дальше указаны места Писания). Закон Моисея воспрещал во время праздничка Пасхи употреблять в еду квасное (Исх. 13:3; 23:15), потому Пасха называлась также «праздником опресноков» (Иез. 45:21; Ин. 12:1).

«И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и произнес им: изберите и возьмите для себя агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери обители собственного до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Финал 12:21-23)».

Этот спасительный, пасхальный агнец считается в христианстве прототипом Иисуса Христа, а кровь агнца на косяках дверей являлась свидетельством того, что чья-то жизнь отдана взамен живущих в этом доме.

«Итак очистите старенькую закваску, чтоб быть вам новым тестом, потому что вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1-е Коринфянам 5:7)».

Праздничек Воскресения Христова носит ветхозаветное заглавие «Пасха» не только поэтому, что Воскресение Иисуса хронологически совпало с иудейской Пасхой, однако, сначала, из-за того, что спасение евреев от египетского рабства является для христиан рообразом спасения людей от рабства греху и погибели.

Воскресение Христово - сущность христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша напрасна, напрасна и вера ваша», - обращается к христианам апостол Павел. В один прекрасный момент он проповедовал в Афинах. Обитатели города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новенькому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа.

Афиняне с энтузиазмом слушали апостола Павла до того времени, пока он не начал говорить о воскресении Иисуса Христа. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в последующий раз». Рассказ о воскресении Иисуса Христа показался им нелепостью. Однако в проповеди Павла основным было конкретно то, что Христос воскрес из мёртвых! Христос одолел погибель. Собственной гибелью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом бесспорным и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения: «Если мы веруем, что Иисус погиб и воскрес, то и погибших в Иисусе Бог приведёт с Ним! (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес на 2-ой день после иудейской Пасхи - праздничка, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новейшей Пасхой - радостью освобождения от рабства погибели. «Слово "Пасха", - пишет Амвросий Медиоланский, - значит "прехождение". Назван же так этот праздничек, торжественнейший из праздничков, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание финала сынов Израилевых из Египта и совместно с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Отпрыск Божий, чрез Воскресение из мертвых, перебежал от мира этого к Папе Небесному, от земли на небо, освободив нас от нескончаемой погибели и рабства противнику, даровав нам "власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12)» .

Значение воскресения Иисуса Христа для населения земли делает Пасху самым значимым торжеством посреди всех других праздничков - Праздничком Праздничков и Торжеством из Торжеств. Иисус Христос одолел погибель, за катастрофой погибели следует триумф жизни. После Собственного воскресения Господь приветствовал всех словом: «Радуйтесь!». Погибели больше нет.

Эту удовлетворенность апостолы возвестили миру. Эту удовлетворенность они окрестили «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же удовлетворенность переполняет сердечко человека, когда он слышит: «Христос воскрес!», и она же отзывается в нём главными словами его жизни: «Воистину воскрес!»

Предыстория празднования Пасхи

Празднички в честь воскресения божества существовали за длительное время до христианства. В канун апреля в Древнем Египте устраивались торжества в честь Осириса. Недруги растерзали умиротворенно дремавшего бога, а его супруга Изида по кускам восстанавливала усопшего супруга.

Древнейшие греки почитали богиню плодородия Деметру. Праздничек числился только дамским, и мужчинам не разрешалось находиться на праздничных собраниях.

Древнейшие славяне также праздновали Великдень. Это торжество было самым тесноватым образом связано с началом весны и просыпанием всего живого. Истосковавшийся по теплу люд, с удовольствием чествовал Царь-девицу (ипостась Весны) и с нетерпением ждал ее слияния с самим Солнцем… При всем этом не забывали и упокоившихся протцов - на заре люд шел на кладбище и разделял с усопшими классические яства.

Ритуалы праздничка были незамысловаты. Ими люди стремились пробудить к жизни все живое, вспахивая и орошая водой землю. По окончании праздничного мероприятия селянки и селяне ворачивались домой. Там они накрывали столы, доставали пасхальные куличи, расписанные яичка и мед. Пир начинался с битв на яичках - нетреснувшее сулило выполнение всех желаний.

Когда заканчивалась трапеза, люд с отчаливал играть во различные игры. Люди экзальтированно прыгали через костер, водили хороводы, окатывали друг друга водой, игрались в горелки и кегли. Кегли, кстати, были округленными, поэтому и ценилась эта игра больше других.

В тот период времени (как, вобщем, и сейчас) яйцо символизировало солнце, также - мир вокруг нас, снутри которого таится величавая актуальная сила.

После крещения Руси празднование Великодня не закончилось, невзирая на то, что место Царь-девицы заняло новое божество. Ритуалы, традиции и обычаи празднования остались похожими…

Новозаветная христианская Пасха

В период установления христианской Пасхи обычаи дополнились всенощной службой, также - крестным ходом и, естественно, - новым смыслом. Сейчас Пасха отождествлялась поздравляем победы жизни над гибелью.

До этого новозаветная Пасха числилась почитанием погибели Спасателя (тогда - примерно во II веке - чин празднества устанавливался христианской Церковью). Когда же - в 325 году - состоялся 1-ый Вселенский собор христианских церквей, было решено отмечать православный праздничек позднее еврейского. Также собор постановил, что Пасха обязательно должна праздноваться в 1-ый воскресный день, который следовал за первым полнолунием по окончании вешнего равноденствия. Вот поэтому дата Пасхи вышла «кочующей». Раз в год пасхальный день выпадает на различное время - с 22 марта по 25 апреля (по старенькому стилю).

Прошло еще много времени, до того как (в V веке) были упорядочены обычаи, ритуалы и пасхальные каноны, также - верно разработаны правила празднования Величавого Дня.

  • ru.wikipedia.org - определение Пасхи;
  • gotovim.ru - Пасха: история, традиции, ритуалы;
  • lita.ru - об истории празднования Пасхи;
  • chassidus.ru - информация об истории Пасхи;
  • vorcuta.ru - всё об истории Пасхи;
  • spektr.info - о праздничке Величавой Пасхи;
  • sr.artap.ru - статья «Пасха» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010.
  • Дополнительно на сайт о Пасхе:

  • Что такое Пасха?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Как самому высчитать дату Пасхи?
  • Что такое Вербное воскресенье?
  • Где отыскать календарь православных церковных праздничков и постов на 2011 год?
  • Как красить яичка на Пасху?
  • Что есть возможность приготовить на Пасху?
  • Как выпечь творожную пасху?