История содома и гоморры. Грязная история Содома и Гоморры — это лжесвидетельство иудеев на историю древних славянских городов, погибших от природного катаклизма! Содом и гоморра погибли

Библейская история о Содоме и Гоморре выглядит как фантастика. В действительности, история о двух городах, которые были уничтожены «огнем и серой» за греховное поведение их жителей, выглядит надуманной. Однако подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.

Рассказ о Содоме и Гоморре показывает нам ранний период иудейской истории, задолго до того, как народ Израиля обосновался на Земле обетованной. У предков иудеев был полукочевой образ жизни, торгуя с соседями, они переходили из одной области Ближнего Востока в другую в поисках новых пастбищ для скота. Их предводитель во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами. Авраам играет заметную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни, по существу, излагается одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события происходили около 2100 г. до н. э.

Авраам родился в «Уре халдейском», который как правило считают шумерским городом Ур в южной Месопотамии (сегодняшний Ирак). Его семья переселилась оттуда в Харран (северная Месопотамия), где умер его отец. Именно в то время, как говорится в Книге Бытия (12:1–5), Бог открыл Аврааму его судьбу Авраам должен был оставить Месопотамию и поселиться в Ханаане (современная Палестина): «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Взяв свою супругу и родственника Лота вместе с их домочадцами, Авраам отправился в Ханаан. После непродолжительного пребывания в Египте (пока в Ханаане был голод), Авраам с Лотом поселились на юге Ханаана и начали заниматься скотоводством.

Между пастухами Авраама и Лота произошел конфликт из-за права пользования пастбищами, потому Авраам предложил разделиться. Лот и члены его семьи отправились дальше на восток, на равнину по другую сторону Мертвого моря (нынешний Иордан), и раскинули свои шатры рядом с городом Содом. Равнина «орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская». В наши дни этот район представляет из себя бесплодную пустошь с угнетающе жарким климатом и крайне скудными водными ресурсами. Но во времена Лота на равнине располагались 5 процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор. Ими управляло 5 царей, они были довольно мощными и богатыми, чтобы напасть на коалицию месопотамских правителей и нанести им поражение.

Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии все время упоминается о «порочности» жителей пяти городов, в особенности Содома и Гоморры. Природа этой порочности, которую как правило принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне понятной. Но среди грехов содомитов негостеприимность была на одном из первых мест, и их падение только ускорилось из-за грубого обращения с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей. Жители Содома стали требовать, чтобы Лот вывел их на улицу, и начали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно собрать свою семью и искать убежища в горах, а уходя ни в коем случае не оглядывался назад.

Лот взяв жену и дочерей оставил город, который в скором времени превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась взглянуть на город и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.

Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили своего отца и поочередно переспали с ним; в результате обе зачали от него сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, которые со временем превратились в заклятых врагов израильтян.

После этого мы больше не слышим о Лоте. Что до Авраама, то он наблюдал за катастрофой с безопасного расстояния из Южной Палестины. Когда он посмотрел в направлении Содома и Гоморры, то «…увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи». Все города на равнине были уничтожены разгневанным Богом.

Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую «нравоучительную историю», выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими «нечестивцами» в прямом и переносном смысле были враги израильтян из племени моавитян и аммонитян. Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп.

Мертвое море так богато солью, что рыба не способна жить в нем, и его побережье усеяно колоннами кристаллической соли самой различной формы. Случайное сходство между одной из таких колонн и человеческой фигурой вполне могло породить историю о человеке, превратившемся в соляной столп. Эти места так-же очень богаты самородной серой, которую временами находят в виде маленьких шариков. Могло ли это обстоятельство породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь?


Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно обнаружить в мифах других народов. К примеру, в греческом мифе об Орфее ему удалось спасти свою жену Эвридику из Аида только при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.

История посещения двух ангелов очень похожая на другую историю из античного мифа в пересказе поэта Овидия. В нем говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии (сейчас центральная Турция) и были неприятно удивлены недружелюбием местного населения. В отместку за дурное обхождение богами был уничтожен целый город, пощадив только чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и предложили им еду.

В действительности сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его жителей, был весьма популярен. За примерами не нужно далеко ходить, потому возникает искушение интерпретировать историю Содома и Гоморры в чисто фольклорном смысле.

Лучшее описание окрестностей Мертвого моря в I в. н. э. принадлежит иудейскому историку Иосифу Флавию, который пересказал историю своего народа для греко-римских читателей. Как видно, Иосиф был свидетелем того, о чем писал: «К нему (Мертвому морю) примыкает область Содома, когда то богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности ее жителей была уничтожена молнией. Еще теперь существуют следы ниспосланного Богом огня и еще теперь можно увидеть тени пяти городов. Каждый раз появляется вновь пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно».

Сами исследователи Библии мало что могли сообщить в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в своей статье, опубликованной в «Библейской энциклопедии» в 1903 году, истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Всемирным потопом.

В 1924 году команда археологов, под руководством Уильямом Фоксуэллом Олбрайтом, в местечке под названием Баб-эль-Дахра нашла остатки поселения бронзового века. После сбора немногочисленных глиняных черепков название «Баб-эль-Дахра» нанесли на археологические карты Иордана.

Но только в 70-е гг. XX века археологи стали осознавать истинное значение открытия. Под песками и пылью пустыни находилось крупное поселение, относящееся к раннему бронзовому веку (приблизительно 3100–2300 гг. до н. э.).

Баб-эль-Дахра теперь известна как один из древнейших палестинских городов. Археологи раскопали там храм, другие культурные центры и остатки мощной защитной стены толщина которой около 7-ми метров, возведенной из камня и глиняных кирпичей. Однако самым неожиданным открытием стало находящееся невдалеке кладбище, одно из крупнейших на Ближнем Востоке. По разным оценкам, там похоронено примерно полмиллиона людей (также там обнаружено около трех миллионов горшков с погребальными дарами).

Еще до раскопок стало понятно, что Баб-эль-Дахру погубил огонь - куски губчатого древесного угля были разбросаны везде в окрестностях поселения. Впоследствии Баб-эль-Дахра оставалась заброшенной на протяжении 2000 лет, до начала эллинистической эпохи.

Это не единственное поселение Палестины, которое постигла такая участь. В скором времени после начала раскопок в 1975 году археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб нашли Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу, также усеянное губчатым древесным углем, который можно было собирать пригоршнями с поверхности земли. Уничтоженная огнем приблизительно в то же время, что и Баб-эль-Дахра, Нумерия также оставалась заброшенной в течении 2000 лет.

Итак, в раскопках появилась некая закономерность. К 1980 году Рэст и Шауб представили предварительные выводы: найденные ими поселения были пятью «городами на равнине», о которых говорится в Книге Бытия (Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор).

В научных кругах поднялся ропот. Один академик немедля пригрозил лишить экспедицию Рэста и Шауба финансовой поддержки, если они на самом деле собираются отождествить места своих раскопок с библейскими «городами на равнине». К счастью, эта истерия не повлияла на продолжение работ, и приблизительно спустя 20 лет специалисты перестали ломать копья в дискуссии о Содоме и Гоморре.

Что же стало причиной разрушения пяти процветающих городов около 2300 г. до н. э.? Существуют ли точки соприкосновения между археологией и религией?

В Библии говорится, что Бог обрушил на Содом и соседние города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые из античных авторов, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о «громовых стрелах», или просто о «молниях».

Как заметила геолог Дороти Виталиано, «маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого могли погибнуть 4 города». (Говорится о 4-х городах, потому как некоторые утверждали, что город Сигор пережил катастрофу.)

Однако давайте учитывать еще один фактор. С древности известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия говорится о «смоляных ямах» в долине Сиддима недалеко от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем кусков битума. Их количество резко возросло после землетрясений; в некоторых сообщениях сообщается о глыбах размером с дом.

Содом и Гоморра фактически находились на пороховой бочке. Больше того, они были возведены на крупном разломе земной коры - долина реки Иордан и Мертвого моря является продолжением Большого рифта в Африке, одной из основных зон сейсмической активности на Земле. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.

Дороти Виталиано согласен с предположениями своих предшественников: «Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима приблизительно за 2000 лет до н. э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битумов, загоравшихся от огня в домашних очагах. Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовали во время строительства внешних стен или зданий, они стали дополнительным топливом для пожара».

Интересно отметить, что она написала это в 1973 году, до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.

Два видных специалиста, Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл в штате Массачусетс, посвятили целую книгу участи Содома и Гоморры. По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века. Негев и Эймери считают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве. Надо обратить внимание на тот факт, что битумы в этом районе очень богаты серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясений, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.

Так что же, загадку Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но не будем спешить отправлять тему в архив.

Выяснилось, что одновременно с землетрясениями в районе, расположенном к юго-востоку от Мертвого моря, произошли резкие климатические изменения. Земли, которые когда то обильно увлажнялись и были достаточно плодородными, неожиданно стали более сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселяли. Жестокая засуха продолжалась примерно 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.

Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это только один небольшой фрагмент головоломки большего масштаба. Одновременно с резким ухудшением климатических условий практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, при этом многие - в результате землетрясений. Во всей Турции было сожжено или заброшено не меньше 300 городов; к их числу принадлежала и Троя, которую Шлиман считал гомеровской Троей. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века. В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид: страна скатилась в пучину анархии. Уровень Нила резко упал, а на западе пустыня Сахара отвоевала обширные области, которые когда то были плодородны и хорошо орошаемы.

Сегодня многие факты показывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тысячелетия до н. э. была частью глобального катаклизма. Больше того, некоторые свидетельства заставляют ученых искать объяснение за пределами Земли. Существует одна причина, которая способна объяснить резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу: столкновение нашей планеты с крупными метеоритами и фрагментами комет. Так, сравнительно небольшой обломок кометного вещества, взорвавшийся над Подкаменной Тунгуской в Сибири в 1908 году, вызвал сотрясения, отмеченные сейсмографами по всему земному шару, и опустошил огромные пространства тайги. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясениям, и к извержению вулканов.

Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа «небесного огня», который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? «Молния» в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд. Из двух греческих слов, которыми он описал это событие, keraunos («молния») и bolos («снаряд»), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы, с громом и молнией. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особенных случаях. В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а «небесные камни» сохранялись и почитались на протяжении столетий после их падения.

Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, находящиеся на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали под удар метеорита. Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометного вещества, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо…

Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, которые уничтожил «небесный огонь», может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.

Печально я гляжу на наше поколенье... Мне трудно поверить в то, что люди, много лет беззаботно прожившие в атеизме, вдруг в одночасье возвратились к вере во Всевышнего. Столь массовое обращение можно объяснить либо Божьим чудом, либо тем, что новообретенная вера столь же шаткая, как и благополучно потерянный атеизм.

О том же, чтобы эту шаткость несколько укрепить, вдумчиво прочтя священные писания, речь вообще не идет. Религиозные тексты - трудноватое чтение. Трудноватое и скучноватое.

Но в Библии есть и захватывающие эпизоды, которые читаются словно отменная фэнтэзи. Один из таких эпизодов - уничтожение Содома и Гоморры.

Начинается все со сцены размежевания Аврама и его племянника Лота, которая сама просится на экран. Вот они стоят на вершине горы, озирая и ту часть пустыни, которая спускается к зеленеющей долине реки Иордан, и ту часть, что словно к небесам поднимается к месту, где позже возникнет Иерусалим.

Оба они - шейхи, то есть вожди больших племен. Оба они богаты. Много скота у Аврама, много скота у Лота, и начинаются взаимные распри между пастухами. За лучшие пастбища, за место у водопоя. Чтобы эти распри не переросли в войну, следует разойтись.

"…Отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево... И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот... раскинул шатры до Содома". (Бытие, 13)

Это кино не обойдется и без батальных сцен. Когда чужие цари напали на города в долине, ограбили их и пленили Лота с семейством, Аврам пришел на помощь племяннику. Во главе мужчин своего племени он нагнал грабителей, разбил их в ночном бою и выручил родственника и все его имущество. (Бытие, 14)

Далее наш фильм постепенно превращается в фильм-катастрофу. Но сначала он кажется комедией. У шатра Авраама появляются три путника. Авраам узнает в них самого Бога и двух его посланников, ангелов. Кстати, слово "ангелос" по-гречески означает именно "посланник", прямой перевод еврейского слова с тем же значением, "малах".

Ангелы эти - ангелы-терминаторы. Им поручено уничтожить города Содом и Гоморру, которые погрязли в грехах настолько, что истощили терпение Божье.

А этот чудной старикан, Авраам, вдруг попытался изменить Божье решение. Он принялся торговаться с самим Богом, снижать цену, словно на рынке в каком-нибудь Дамаске или в Иерихоне. И снизил-таки планку предела гнева Господня! Обреченные на уничтожение Содом и Гоморру Бог обязался помиловать при условии, если не найдется в этих городах хотя бы десять праведников. (Бытие, 18)

Чем же "отличились" жители грешных городов? Об этом сейчас сможет рассказать даже депутат Государственной думы. Но мы слушать гневные депутатские филиппики не станем. Прочтем лучше текст.

В европейских языках от названия города Содома произошло слово «содомия», обозначающее нетрадиционное сексуальное поведение.

Для Авраама и его единоплеменников линия, отделяющая традиционное и нетрадиционное сексуальное поведение, была ясной и четкой. Они, кочевники-бедуины в вопросах секса исповедовали простоту и фундаментализм. Секс нужен для продолжения рода. Точка. Все, что ведет к "растрате семенного фонда" - неправильно, поскольку противоречит первой Божьей заповеди, переданной людям, "Плодитесь и размножайтесь!". Поэтому одинаково богопротивными считались и педерастия, и зоофилия (довольно частый грех в пастушеских племенах), и онанизм, а также анальный и оральный секс. В наше время мы гораздо более терпимы в этом вопросе. Не правда ли? Но ведь мы не бедуины, а люди просвещенные.

Впрочем, если кто думает, что Бог покарал жителей Содома и Гоморры за нетрадиционную сексуальную ориентацию, он ошибается. Бог, судя по всему, был весьма терпим в этом вопросе к своим созданиям. Ведь он-то точно знал, из какого матерьяльца они созданы. Так что сбои в генетической программе - обычное дело. Опять же, Божественный разум, которым была наделена эта смешная обезьянка, генерировал в ее голове такие фантазии! И фантазии эти были могучим двигателем прогресса всего человеческого общества! При общей приносимой пользе живым творческим воображением с некоторыми его «заскоками» в области сексуальной можно было смириться.

Не за разврат возносились жалобы к Богу на жителей Содома, а за их отношение к пришельцам. Пришельцев в этом городе не любили и не привечали. В лучшем случае их насиловали, а в худшем - убивали.

Причина злодейств была совершенно жлобская. Содом и Гоморра располагались в одном из лучших для жизни мест на Земле. Здесь, в котловине, находившейся на 400 метров ниже уровня моря, было всегда тепло. Как подтверждают ученые, в те времена вместо соленого Мертвого моря здесь протекали воды реки Иордан. Вода и мягкий климат - что еще нужно? Здесь росло все, что могло расти. Жители Содома и Гоморры никогда не знали голода. Божья благодать! Но, опасаясь, что на всех благодати не хватит, они совсем не желали, чтобы сюда приходили селиться другие люди. Вот и отваживали гостей, как могли, нарушая все законы гостеприимства. Вот за что окрестные народы считали жителей Содома развратными и достойными Божьей кары. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.» (Бытие, 18)

Уходя со своими ангелами, Бог пообещал престарелой жене Авраама, Саре, что через год у нее родится ребенок. Ну, разве не комедия? Сара, естественно, не могла удержаться от смеха!

Но веселенькая комедия, как и было обещано, переходит в фильм-катастрофу. Ангелы-губители пришли в Содом и встретили там Лота, который предложил им свое гостеприимство. Едва гости расположились на ночь, как явились жители города и потребовали у Лота выдать пришельцев. И плохо бы дело кончилось для гостеприимного хозяина, если бы гости Лота не поразили собравшихся содомлян слепотой. И это была малая доля того, на что ангелы-убийцы были способны.

Но нет худа без добра. Теперь у Бога не было сомнений в моральных качествах жителей этого милого города. Десяти праведников, выторгованных у него Авраамом, в городе тоже не нашлось. Так что судьба Содома и Гоморры была решена.

Утром ангелы вывели Лота с его семейством за пределы Содома и приступили к делу. Откуда ни возьмись, налетела черная туча и на обреченные города пролились сера и огонь. Честное слово, картина сравнимая с атомной бомбардировкой. В общем, в Содоме было хуже, чем в Помпее. Выжгло все и всех. А потом уничтоженное место залила вода реки Иордан. Так образовалось Мертвое море. Оно, в самом деле, мертвое. В его ужасно соленой воде не может существовать ни один живой организм.

Еще до рассвета ангелы вывели Лота с его семейством за пределы Содома и приступили к делу. Откуда ни возьмись, налетела черная туча и на обреченные города пролились сера и огонь. Это была картина, сравнимая с атомной бомбардировкой. В общем, в Содоме было хуже, чем в Помпее. Выжгло все и всех. Без остатка, без следа. А потом это место залила вода реки Иордан. Так образовалось Мертвое море. Оно, в самом деле, мертвое. В его ужасно соленой воде не может существовать ни один живой организм.

Божьи чудеса тем и отличаются, что не нарушают законов природы, самим же Богом установленными. Поэтому ученые могут вполне научно объяснить давнюю катастрофу, аппелируя к тому, что вся долина, где когда-то лежали Содом и Гоморра, находится как раз на границе между двумя континентами, Азией и Африкой. Африка тихонько "отъезжает" от Азии, поэтому землетрясения в этом районе - не редкость. Четыре тысячи лет назад одно из таких землетрясений могло быть настолько сильным, что из подземных недр хлынула вулканическая лава. Вот вам и огненная казнь Содома и Гоморры...

Впрочем, попытки подобного научного объяснения грозных Божьих чудес нынче стали не только не модны, но даже опасны. А вдруг оскорбишь этим чувства верующих! Уж больно все вокруг стали богомольными и к тому же на удивление обидчивыми. Такая обидчивость, может быть и говорила бы о нежности души, если бы не сопровождалась стойким желанием немедленно начистить оскорбителю рыло. В лучших традициях религиозной морали.

Полезные ссылки:

  1. Содом и Гоморра постоянно привлекали внимание кинематографистов тем, что позволяли как следует "порезвиться". Фильм "Содом и Гоморра" 1962 года

  2. Что на самом деле случилось в Содоме и Гоморре? (кинофильм BBC)

  3. Что такое

Мы часто встречаемся с выражением «Содом и Гоморра», однако мало кто знает о его значении и происхождении. В действительности это два города, о которых повествует библейское сказание. Согласно истории, они сгорели из-за грехов людей, проживавших там. О каких грехах идет речь? Существовали ли эти города в действительности? Ответ на эти и многие другие вопросы мы и постараемся дать в этой статье. Итак, Содом и Гоморра: значение легенда и история..

Библейское сказание

Впервые о Содоме и Гоморре упоминается как о юго-восточной оконечности Ханаана, расположенного к востоку от Газы, при этом земля здесь именуется восточным берегом Сюда пришел Лот, племянник Авраама. В Библии даже есть слова о том, что Иерусалим граничит с Содомом с южной и юго-восточной сторон. Жителей Содома называли филистимлянами или же ханакеями на еврейский манер, а царем города был монарх по имени Бер.

Согласно Библии, ко времени жизни Авраама относится и война, произошедшая между армией Кедорлаомера и войском Содома, которое впоследствии было разгромлено, а племянник Авраама - Лот оказался в плену врагов. В библейских сказаниях идет речь о том, что Содом был богатым и развитым городом, однако Господь Бог решил наказать жителей за то, что они были крайне грешны и злы, обладали множеством пороков, которые не приняли бы праведные люди. Предание повествует о том, что Бог пролил на эти города серу и огонь, чтобы уничтожить и сами земли, и их жителей за их проступки. Кроме этого, согласно Библии, были уничтожены еще Адма и Севоим, хотя на сегодняшний день нет подтверждений того, что они в действительности существовали. После пожара земля Содома была заселена потомками Лота, единственными, кому удалось избежать пожара, а называться она стала Моав.

Попытки найти города

Поскольку Содом и Гоморра широко известны даже нерелигиозным людям, множество раз предпринимались попытки больше узнать об их месторасположении и найти, наконец, доказательства того, что они существовали. Так, невдалеке от Мертвого моря, на его юго-западном берегу, находятся горы, которые состоят преимущественно из каменной соли и носят название Содомитских. Казалось бы, это должно быть как-то связано с библейским городом, однако в действительности нет достоверных данных о том, почему было выбрано именно такое название.

Интерес к библейскому сказанию настолько широк, что всего в период с 1965 по 1979 г. было предпринято пять попыток найти город, погибший из-за грехов своих обитателей, однако они были безрезультатны. История Содома и Гоморры не оставила равнодушными и российских ученых, которые совместно с иорданскими пытались обнаружить то, что осталось от древнего города.

Экспедиция Майкла Сандерса

В 2000 году британский ученый Майкл Сандерс стал руководителем археологической экспедиции, нацеленной на поиск уничтоженных городов. Их работы основывались на изображениях, которые были получены с американского космического корабля «Шаттл». Согласно этим снимкам, город мог находиться к северо-востоку от Мертвого моря, вопреки всем данным из Библии. Ученые полагали, что им удалось найти наиболее точное местоположение Содома, развалины которого, по их мнению, находятся на дне Мертвого моря.

Иорданская долина

Некоторые ученые также считают, что древние развалины, расположенные в Телль-эль-Хаммаме в Иордании, и могут быть тем самым библейским городом грешников. Поэтому было принято решение предпринять исследования этой области с целью подтвердить или же опровергнуть гипотезу. Раскопки под руководством Стивена Коллинза, американского ученого, которые опирались на данные книги Бытие, укрепляют предположение, что Содом находился в южной области Иорданской долины, которая со всех сторон окружена впадинами.

«Содом и Гоморра»: значение фразеологизма

Выражение это довольно широко трактуется, однако чаще всего ним обозначают место разврата, в котором пренебрегают моральными устоями общества. Бывает также, что это выражение употребляют, чтобы описать неимоверный беспорядок. От названий города Содом в русском языке появился термин «содомия», обозначающий чаще всего половые отношения между людьми одного пола, то есть мужеложество. Города Содом и Гоморра чаще всего и вспоминаются людям именно в связи с этим.

Значение фразеологизма может также подразумевать любые нетрадиционные сексуальные контакты, которые считаются аморальными в современном обществе. К таким актам относят оральный, анальный секс или любые извращения. Господь же, согласно сказанию, разрушив города, наказал грешников, чтобы показать всему миру, что ожидает тех, кто прибегнет к нетрадиционным сексуальным практикам и ослушается его.

Грех Содома и Гоморры

Согласно тексту Библии жители городов были наказаны не только за сексуальный разврат, но и за другие грехи, среди которых эгоизм, праздность, гордость и другие, но главным все же признан гомосексуализм. Почему именно этот грех признан самым ужасным, доподлинно неизвестно, однако в Библии он именуется «мерзостью» перед Господом, а сказание призывает людей «не ложиться с мужчиной как с женщиной».

Как ни странно, у столь древнего народа как филистимляне гомосексуализм был общепринятым явлением, и никто его не осуждал. Вероятно, так происходило потому, что их предками были языческие племена и народы, проживавшие в Ханаане, далекие от Согласно преданию, Господь, опасаясь, что еврейский народ тоже может перейти к такому греховному образу жизни, отправлял их в и поэтому заповедал им уничтожить города, чтобы жители их не распространялись по земному шару. В Бытии даже есть строчки, в которых говорится о том, что разврат настолько распространился в городах Содом и Гоморра, что это перешло все границы, поэтому они и должны были быть уничтожены.

Отражение в искусстве

Как и множество других мифов и легенд, история о двух городах грешников нашла воплощение в искусстве. Свое отражение эта библейская история нашла и в творчестве великой российской писательницы Анны Андреевны Ахматовой, написавшей стихотворение «Лотова жена». В 1962 году даже был снят фильм, который, по сути, является довольно свободной трактовкой библейского сказания о городе павших. Так, у в его известном цикле «В поисках утраченного времени» есть одноименный роман, повествующий о морально опустившейся буржуазии, - «Содом и Гоморра».

Картины, запечатлевшие разврат и иные грехи, тоже нередко напоминают о жителях этих городов, сжечь которые решил сам Господь. Существует не меньше десятка картин, на которых изображен племянник Авраама, Лот, и его дочери, с которыми по легенде у него были связи сексуального характера. Как ни странно, согласно сказанию инициаторами инцеста стали сами дочери, оставшиеся без мужей, которые хотели продолжить род.

Лот, племянник Авраама

Самое старое из сохранившихся полотен - это работа Альбрехта Дюрера, которая носит название «Бегство Лота». Здесь изображен старец, которого сопровождают две дочери, а вдалеке виднеется его супруга, и выглядит все довольно прилично. Однако в более поздних работах мастеров самых различных эпох и течений можно встретить кардинально иную трактовку. Так, например, работа Симона Вуэ под названием «Лот и его дочери» показывает нам уже престарелого мужчину, забавляющегося со своими полуобнаженными дочерьми. Подобные картины встречаются еще и у таких живописцев, как Хендрик Гольциус, Франческо Фурини, Лукас Кранах, Доменико Мароли и ряд других.

Трактовка библейской легенды

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра - это города, которые Господь наказал за непослушание и несоблюдение житейских законов. Как трактуется легенда сейчас? Что думают ученые о причинах гибели этих грешных городов? Сейчас некоторые ученые, которые так или иначе связаны с религией, считают, что в действительности наш современный мир погряз в пороке и разврате, но мы так к нему привыкли, что уже не замечаем этого. Они полагают, что современные люди настолько свыклись с тем, что противно Господу, что все эти извращения и пороки стали привычны. Они считают, что мы фактически находимся на пути к гибели, принимая все то, что происходит вокруг. Так, например, один из российских ученых, доктор технических наук В. Плыкин в своей книге пишет, что, не зная законов Вселенной, современные люди создали свои законы, которые, по сути, искусственные и, не являясь праведной жизнью, ведут общество к гибели.

Этот же ученый полагает, что отрицательно на моральных устоях человечества сказывается и научно-технический прогресс, который только усугубляет все и приближает людей к миру порока. Что такое Содом и Гоморра в современном мире? Некоторые также полагают, что из-за того, что люди заботятся только о том, как бы взять от жизни все, не заботясь о последствиях, человечество продуцирует отрицательную энергию. Верить или нет в такой подход, это, конечно, дело каждого. Может и не стоит перекладывать древние законы на современное общество.

Правда или вымысел?

Библейская история о городах грешников известна во всем мире. Такие пороки, как мужеложество, праздность, гордость, эгоизм стали причиной гибели городов Содом и Гоморра. Легенда повествует о народе филистимлян, которые погрязли в грехе настолько, что стали недостойны ходить по земле Господа Бога.

Сейчас, спустя столько веков после описываемых событий, невозможно сказать, существовали ли эти города в действительности, и были ли они сожжены «дождем из серы и огня» за проступки своих жителей. Было предпринято огромное количество попыток найти останки этих поселений, но в действительности ни одна из них не увенчалась успехом.

Вывод

Согласно легенде, когда два ангела пришли в город, чтобы найти хотя бы десять праведников, они увидели там только порок и разврат. И тогда Господь, разгневавшись, решил сжечь города Содом и Гоморру. Что это происходило именно так, написано в книге Бытия, но легенда остается легендой, а археологических свидетельств, которые могли бы доказать это, не найдено. Тем не менее, происходило ли такое на самом деле или это, как и множество других древних легенд, является абсолютным вымыслом, не так уж и важно. Самое главное здесь - это суметь извлечь урок из этой истории, чтобы современные люди не погрязли в таком же пороке и разврате и не были наказаны таким же образом, как и древние филистимляне, ставшие причиной сожжения Содома и Гоморры - двух городов, переполненных грешниками.

СОДОМ И ГОМОРРА, два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как «города равнины», которые Бог уничтожил «огнем и серой». Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра – едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали.

Точное местонахождение и обстоятельства уничтожения Содома и Гоморры остаются тайной. По свидетельству Библии, они располагались в южной оконечности окруженной горами впадины (Иорданская долина и Мертвое море), лежащей приблизительно на 400 м ниже у.м. Лот, избравший местом жительства плодородную долину Иордана, раскинул свои шатры близ самого Содома. В Библии рассказывается о битве четырех царей против пяти царей (Быт 14) в «долине Сиддим», где было множество асфальтовых озер (в старых переводах – «смоляных ям»). И древние авторы, и современные исследователи указывают на присутствие асфальта (или битума) в окрестностях Мертвого моря, особенно на юге.

У юго-западной оконечности Мертвого моря возвышается скала, состоящая в основном из кристаллической соли; арабы называют ее Джебель-Усдум, т.е. «гора Содома». Эта соляная глыба (высотой ок. 30 м) в результате эрозии и выветривания превратилась в скалу, напоминающую человеческую фигуру. Библейская и мусульманская традиции, а также путешественники древности и наших дней отождествляют ее с Лотовой женой.

Археологические находки также подтверждают локализацию Содома и других «городов равнины» в этом регионе. Баб-Эд-Дра, место паломничества, было обнаружено археологами в горах к востоку от южного побережья Мертвого моря; судя по найденной там керамике, оно особенно часто посещалось между 2300 и 1900 до н.э. Никаких поселений, где могли размещаться участники религиозных празднеств, проводившихся в Баб-Эд-Дра, ученые не нашли, хотя таковые должны были располагаться где-то поблизости. Остается только одно место, где могли располагаться злосчастные «города равнины», – под водой теперешнего южного залива Мертвого моря. Там, к югу от полуострова Эль-Лисан («Язык»), максимальная глубина воды не превышает 6 м, между тем как к северу от полуострова эхолоты зафиксировали глубину более 400 м. Эта область некогда была плодородной равниной, называвшейся долиной Сиддим. С тех пор уровень воды в Мертвом море поднимался (сейчас он повышается на 6–9 см в год).

Разрушение Содома и Гоморры Господом произошло после того, как Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Согласно Книге Бытия (19:24-28), Господь пролил дождем «серу и огонь» на «города равнины». Современные исследования показали присутствие нефти и месторождения асфальта. Неприятный запах и испарения, которые, согласно древним авторам, поднимались от Мертвого моря и заставляли тускнеть металлы, можно объяснить действием какого-то природного газа, происхождение которого древним было, естественно, неизвестно. Тогда катастрофа разразилась оттого, что нефть и сопутствующие газы воспламенились либо от удара молнии, либо вследствие землетрясения (они не редкость в этом регионе), которое могло разрушить домашние очаги и вызвать большой пожар. Примечательно, что Авраам, находившийся близ Хеврона, мог оттуда наблюдать дым, поднимающийся над долиной, как «дым из печи», что вполне соответствует картине горящих месторождений нефти и газа. Поэтому прекращение паломничеств в Баб-Эд-Дра ок. 1900 до н.э. может свидетельствовать о времени гибели Содома и Гоморры в конце 20 в. до н.э.

«Жители Содома были злы и очень грешны пред Господом» Бытие 13:13

Значение фразеологизма Содом и Гоморра

Многие люди слышали или сами употребляют в разговорной речи фразу «Содом и Гоморра», подразумевая какой-нибудь притон или говоря о неразберихе, полном бардаке. Однако откуда произошел этот фразеологизм знают далеко не все.

Содом и Гоморра - это названия двух городов, предположительно находившихся на Ближнем Востоке, в районе Мертвого моря. Они известны благодаря Библии и Корану, в которых ярко описано наказание их жителей, погрязших в распутстве и прочих грехах, посредством небесного огня и серы. Божья кара, обратившись в грандиозную катастрофу, полностью уничтожила с лица Земли оба города, но поиски подтверждения их существования до сих пор является заветной мечтой археологов. Подсказки и указатели местонахождения этой ветхозаветной трагедии ученые разыскивали повсюду: как в Библии, так и в сочинениях древних авторов; в легендах, которые рассказывают друг другу арабские племена, ныне живущие на предполагаемом месте события. Изучение священных текстов дало много направлений для поисков, но пока что они лишь заводят в тупик, поэтому многочисленные исследования продолжаются. Многие ученые склоняются к версии о сильнейшем землетрясении, случившемся примерно четыре тысячи лет назад, следствием которого стало оседание дна и приток соленых вод с севера, что сделало глубины Мертвого моря местом погребения Содома и Гоморры. Доказательством этого предположения, пусть и не стопроцентным, являются найденные клинописные тексты, фраза на которых, в примерном переводе, гласит: «Ранее здесь были города, а теперь соленое море».

Какие же сведения известны об этих двух городах, имеющих столь дурную славу даже в современном мире?

Считается, что скандально известные поселения появились на берегу Мертвого моря, отличающегося своим плодородием, около второго тысячелетия до нашей эры. У местных жителей было всё и в полном достатке безо всяких усилий, поэтому они вели праздную, свободную жизнь. Благополучие, получаемое без труда, привело к скуке и поиску новых удовольствий, причем, отнюдь не возвышенных. В итоге, население Содома и Гоморры увязло в порочных развлечениях, грехах и распущенности, причем настолько, что даже в современном мире слово «Содом» приобрело нарицательное значение, производным от него стало определение «содомия», иными словами, извращенные сексуальные отношения.

Когда Бог увидел происходящее, то разгневался и решил стереть с лица Земли оба города. Однако перед этим Он рассказал о своих планах праведнику Аврааму (родоначальник еврейского народа и один из трех выживших патриархов после всемирного потопа) , который стал просить о милости для невинных жителей. Несмотря на общую развращенность, в приговоренных богом городах все же жили люди, не поддающиеся грехам, одним из них был племянник Авраама - Лот, отвергаемый горожанами Содома из-за того, что не разделял их образ жизни. Бог проявил милосердие и отправил двух ангелов за Лотом, его семьей и праведниками, но было условие: ни в коем случае не смотреть на погибающий город. Как только невинные покинули Содом, город поглотил поток огня, пепла и серы. За спинами уходящих были слышны отчаянные крики умирающих людей. Супруга Лота обернулась, не удержавшись от искушения посмотреть на картину грандиозной катастрофы, посланной небом. В наказание за свое любопытство, она была моментально обращена в соляной столб. Остальные же благополучно спаслись.

Тысячи лет не смогли стереть след Содома и Гоморры в памяти человечества, несмотря на то, что доказательства их существования по сей день косвенны, и основываются, в основном, на рассказах Библии и Корана. В 1848 году к Мертвому морю прибыла первая научная экспедиция, отправленная США. Были обнаружены контуры развалин и укрепленных сооружений, одно из которых представляло собой религиозный центр. Его разрушение удивительно совпало по времени с резким изменением климата, которое превратило плодородные и благоприятные для жизни земли в пустыню.

Напоследок, стоит упомянуть соляной столп, выделенный археологами из множества других, из-за схожести с женской фигурой. Что самое главное, изучение этого изваяния привело к ошеломляющим результатам: в нем были обнаружены сердце и прочие внутренние органы, иными словами, внутри должен находится человек. Благодаря углеродному анализу, удалось также выяснить приблизительный возраст находки - около 4000 лет. Что же это на самом деле, ошибка ученых, распространенная верующими в целях подтверждения легенды или же здесь кроется что-то большее, еще предстоит узнать. Скорее всего, библейские рассказы, которые воспринимают как сказки или иносказательные притчи принесут еще немало сюрпризов. А пока что трагическая и красивая библейская история о Содом и Гоморре, жители которых не ценили своего райского существования и собственноручно, своим легкомыслием и похотью все уничтожили, является и поучительным примером, и, в некотором роде, темой для вдохновения творческих личностей, художников, писателей или кинематографов.