История создания государства израиль кратко. Правдивая история создания государства израиль

Можно с уверенностью сказать, что если бы после Второй мировой войны во главе Соединенных Штатов оказался не Гарри Трумен, история Израиля была бы иной, да и само появление этого государства было бы под вопросом. Трумен, ставший в апреле…

Можно с уверенностью сказать, что если бы после Второй мировой войны во главе Соединенных Штатов оказался не Гарри Трумен, история Израиля была бы иной, да и само появление этого государства и туры в Израиль осенью были бы под вопросом. Трумен, ставший в апреле 1945 г. неожиданно для себя самым могущественным человеком на планете, сделал почти невозможное для создания еврейского государства. Не случайно Израиль до сих пор — единственная, кроме США, страна, где можно найти не только памятники Гарри Трумену, но и школы, больницы и библиотеки, названные его именем. В исторической памяти израильтян Трумен стоит в одном ряду с основателями нации и страны. «Эти израильтяне, — признавался позже он сам, — поставили меня на пьедестал рядом с Моисеем»1. Однако роль Трумена, детали его политической борьбы за создание и легитимизацию еврейского государства до сих пор остаются малоизвестными.

Конфликт в Палестине имел длинную историю. Когда Трумен стал президентом, Палестина была британским протекторатом, отделенным еще в конце Первой мировой войны от Оттоманской империи и управляемым Лондоном по мандату Лиги Наций. Принятая в 1917 г. Декларация Бальфура, названная по имени министра иностранных дел Англии, признавала Палестину в качестве родины евреев и фиксировала их право на организацию там своего государства. В ходе Первой мировой войны декларация была одобрена всеми великими державами. В 1922 г. ее одобрила Лига Наций, которая и передала Палестину в протекторат Великобритании. На основе этой декларации британские власти уже в 20-е и 30-е годы позволяли евреям создавать там свои поселения. Однако декларация вызывала резкое противодействие со стороны палестинских арабов, которые ко времени ее принятия сами еще не обладали собственным государством.

Английское правительство вскоре оказалось между молотом и наковальней — мусульманами Палестины, которые жили на ее территории, и евреями, которые надеялись переехать туда и образовать Израиль. Хотя в период между двумя войнами еврейское население Палестины и выросло с 80 тыс. до примерно 500 тыс., арабы делали все, чтобы воспрепятствовать реализации декларации. Однако Вторая мировая война, ужасы Холокоста, появление в разных странах огромного числа еврейских беженцев окончательно обострили еврейский вопрос — настолько, что он потребовал срочного разрешения. Одновременно сионистское движение приобретало все более военизированную, агрессивную форму. Вооруженные еврейские подразделения стали вступать в постоянные стычки и с палестинскими, и с британскими силами.

В 1942 г. на сионисткой конференции в Нью-Йорке было принято решение добиваться немедленного создания еврейского государства на территории всей Палестины и неограниченной иммиграции туда евреев со всего мира. Это не могло не вызывать все большего ожесточения арабов, которые в 1945 г. создали Арабскую Лигу Наций, главной целью которой стало воспрепятствовать появлению еврейского государства на территории Палестины. После парламентских выборов 1945 г. в Англии ситуация еще больше осложнилась. На посту премьер-министра вместо Уинстона Черчиля, который публично заявлял: „Я являюсь сионистом!“, оказался Клемент Эттли, чье правительство сразу стало разрабатывать планы ухода из Палестины и Греции и передачи управления там в руки ООН.

С самого начала своей деятельности в Сенате в 1935 г. Трумен поддерживал сионистское движение. В 1944 г. он пообещал «помогать бороться за создание еврейской родины в Палестине»2. С приходом его в Белый Дом позиция его не изменилась. Уже на восьмой день своего президентства 20 апреля 1945 г. Трумен встретился с раввином Вайзом. Президент сказал, что хорошо знает и еврейскую, и арабскую точки зрения на проблему Палестины, а также, что случилось с евреями во время Второй мировой войны. Соединенные Штаты, заявил Трумен, будут делать все возможное для того, чтобы помочь евреям обрести родину.

К этому времени сионистское движение стало влиятельной политической силой в Америке, игнорировать которую ни президент, ни другие политики не могли. В 1946 г. на встрече с американскими дипломатами-„ближневосточниками“, предупреждавшими Трумена о падении престижа США в этом районе из-за явных симпатий Белого Дома к сионизму, президент сказал: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов»3. Евреи составляли значительное число сторонников Трумена в штате Миссури, откуда он избирался в Сенат, очень много их было в штате Нью-Йорк, дававшем 45 голосов выборщиков на президентских выборах, от них во многом зависела финансовая и политическая поддержка демократической партии, большую роль играли они и в средствах массовой информации страны.

Отметим, что и религиозное сознание Трумена, как и знание им древней истории, еще больше склоняли его к идее создания еврейского государства на территории Палестины. Трумен позже признавался, что всегда интересовался историей Палестины и знал, что этот регион одно время был одним из главных мировых центров. Однако „арабы никогда не смогли сделать регион таким же сильным и влиятельным в мире, каким он был раньше, хотя определенные возможности для этого все еще сохранялись“. Трумен считал, «что под руководством евреев можно создать отличную индустриальную систему, а производительные возможности региона могли бы при этом использоваться и евреями, и арабами»4.

Лидеры США еще не были, однако, готовы к радикальному решению вопроса о Палестине. Когда на Потсдамской конференции Черчилль заявил, что будет рад, если Соединенные Штаты пожелают заменить Англию в качестве главной силы в этом регионе, Трумен быстро ответил: «Спасибо, не надо»5. В течение первых трех лет после окончания мировой войны конфликт в Палестине был классическим примером неудачи в международной политике США, которая осуществлялась государственным департаментом без учета нюансов внутренней ситуации в стране. Для самого Трумена борьба за создание Израиля стала борьбой и за то, кто определяет внешнюю политику Соединенных Штатов — президент страны или профессиональные чиновники и дипломаты госдепа. Уже в беседе с раввином Вайзом Трумен жаловался, что чиновники «советуют мне быть как можно более осторожным, говорят, что я не понимаю ничего, что происходит в Палестине и что я должен все оставить на рассмотрение так называемых „экспертов“… Некоторые „эксперты“ государственного департамента думают, что они должны вырабатывать политику. Но пока я президент, я буду вырабатывать политику, а их работа — лишь ее реализовывать. Те из них, кому это не нравится, могут уволиться в любое время, когда захотят»6.

Трумен сам находился под сильным давлением еврейского американского лобби, где важную роль играл старинный приятель президента и его бывший партнер по „Трумену и Джакобсону“ (галантерейному магазину в Канзас-сити) Эдди Джакобсон. Однако президент пытался действовать разумно. В письме сенатору Джозефу Боллу осенью 1945 г. он признавался: «Я прямо говорю евреям, что если они готовы предоставить мне пятьсот тысяч солдат для ведения войны с арабами, мы можем удовлетворить их желания, а иначе мы пока погодим с переговорами. Я не думаю, что Вы и другие члены Сената склонитесь к тому, чтобы послать полдюжины дивизий в Палестину для поддержания еврейского государства. Я пытаюсь превратить мир в безопасное место для евреев, но при этом не хочу идти войной на Палестину»7. На заседании правительства 30 июля 1946 г. Трумен, разозленный растущей критикой со стороны американских евреев в свой адрес, даже воскликнул: «Иисус Христос, когда он был здесь, на Земле, не смог удовлетворить их. Так кто может ожидать, что мне это удастся лучше, чем Ему!?»8.

Наконец, Трумен остановился на позиции, которую заместитель государственного секретаря США Дин Ачесон описал так: «во-первых, немедленная эмиграция в Палестину ста тысяч перемещенных евреев из Восточной Европы; во-вторых, полное неприятие политической или военной ответственности за это решение»9. То есть это была позиция в пределах принципа „де факто“. 4 октября 1946 г., выступая в день Йом Киппура, Трумен заявил, что «Соединенные Штаты будут поддерживать создание жизнеспособного еврейского государства, контроли-рующего свою эмиграцию и экономическую политику в соответствующем районе- Палестины»10. В глазах многих это означало прямую поддержку Труменом сионистского движения. Да и большинство сионистов полагало, что политика США в отношении Палестины полностью совпадает с их политикой. Когда же они находили отличия, то тут же обвиняли Белый Дом в проарабской позиции. Арабы тоже считали, что Трумен стоит на позициях сионизма и относились к нему с нескрываемой агрессивностью. Однако „наша политика, — говорил Трумен, — не была ни еврейской, ни арабской, а была просто американской политикой. Она была американской, так как была направлена на мирное решение проблем в этом трудном регионе. Она была американской, так как базировалась на желании прекратить человеческую трагедию и увидеть обещания выполненными“.

Нарастало давление на президента и внутри страны. Только за вторую поло-вину 1947 г. Трумен получил более 135 тыс. писем, телеграмм и петиций в поддержку создания еврейского государства в Палестине. В ноябре 1947 г. Трумен тайно встретился с самым уважаемым лидером сионизма 74-летним ученым Хаимом Вейцманом, только что проигравшим перевыборы в качестве председателя Всемирного сионистского конгресса. Вейцман был одним из создателей Бальфурской декларации, с Труменом они уже были знакомы и чувствовали взаимную симпатию. Трумен считал, что „Вейцман был замечательным человеком, одним из самых мудрых людей, которых я когда-либо встречал, настоящий лидер, один в своем роде… Он посвятил свою жизнь двум вещам — науке и сионизму. Это был человек колоссальных достижений и исключительных личных качеств“.

На встрече Вейцман рассказл Трумену о своем видении того, как евреи возродят Палестину и превратят ее в процветающую индустриальную державу, как они будут осваивать пустыню. Новое еврейское государство, по его словам, станет примером для всего региона. Гость показывал президенту карты, где предлагались возможные планы разделения Палестины и рассказывал о том, как он планирует устроить сельское хозяйство в новом государстве. Трумен, проведший много лет своей жизни на ферме в Миссури, не только горячо заинтересовался этими планами, но и пообещал Вейцману свою поддержку. Сразу по окончанию встречи президент поручил американской делегации поддержать в ООН проект разделения Палестины на две части.

Единственное опасение у Трумена вызывало то, что такое разделение может быть использовано Советским Союзом для укрепления своих позиций в регионе. Вейцман был не согласен: «Существуют опасения, что реализация нашего проекта в Палестине может каким-то образом быть использована в качестве канала для проникновения коммунистических идей на Ближний Восток. Нет ничего более далекого от правды. Наши эмигранты из Восточной Европы — это именно те люди, кто оставляет коммунистические районы. Иначе они бы совсем не уезжали. Если бы существовала серьезная попытка Советов распространить коммунистическое влияние через нашу эмиграцию, они легко могли бы это сделать в предыдущие десятилетия. Но каждые выборы свидетельствуют о том, что коммунизм достиг крайне небольшой популярности в нашем обществе. Образованные крестьяне и квалифицированные рабочие стремятся к высоким стандартам жизни, которые никогда не будут приняты коммунистами. Опасность коммунизма существует только в неграмотных и обедневших слоях, неспособных самостоятельно ему сопротивляться»11.

К этому времени английская администрация Палестины стала главной мишенью сионистского движения. Нарастало насилие, события приобретали неуправляемый характер. 22 июля 1946 г. еврейские террористы взорвали английский военный центр, располагавшийся в гостинице „Царь Давид“ в Тель-Авиве; был убит 91 человек. В начале 1947 г. под воздействием мирового общественного мнения и давления со стороны США и европейских стран Англия разрешила переезд в Палестину евреев-беженцев из Европы. Не будучи более в состоянии контролировать ситуацию и поддерживать порядок, Лондон объявил, что прекращает действие своего мандата с 15 мая 1948 г. Арабские людеры тут же публично заявили, что этот день станет началом „защиты прав арабов“. ООН немедленно создала специальную комиссию по рассмотрению палестинского вопроса и под давлением США 29 ноября 1947 г. приняла решение, предусматривающее разделение Палестины на арабскую и еврейскую части.

Вожди сионизма быстро увидели в этом решении свою окончательную победу. Однако арабские лидеры, несогласные с ООН, развернули прямые военные действия, пытаясь помешать евреям установить контроль над полученной ими частью территории Палестины. Конфликт приобретал все большую остроту, к началу 1948 года арабы и евреи открыто воевали друг с другом. Лондон, не скрывая, ждал конца своего мандата и пустил все на самотек. Трумен писал, что ситуация была очень сложной: «Евреи были за разделение, но не все евреи. Арабы были против разделения, но они не были согласны в том, насколько они против этого. У англичан, судя по всему, только одно было в голове: они просто жаждали умыть руки во всем этом деле»12. Практическое осуществление резолюции ООН о разделении Палестины становилось все более проблематичным.

Одновременно в самой администрации Трумена все сильнее раздавались голоса противников разделения. Министр обороны Джеймс Форрестол, к примеру, пользовался любой возможностью выступить с критикой решения ООН. «Вы просто не понимаете, — говорил он, — что сорок миллионов арабов столкнут четыреста тысяч евреев в море. И в этом все дело. Нефть — мы дожны быть на стороне нефти»13. Кроме нефти американские военные убеждали президента в невозможности посылки частей США в Палестину в случае начала там полномасштабного вооруженного конфликта. Практически все дипломаты, а также сотрудники государственного департамента, как признавался сам президент, были против даже самой идеи создания еврейского государства в Палестине. Их основ-ной аргумент заключался в том, что на протяжении многих лет Англия сумела сохранять свои позиции в регионе лишь опираясь на арабов. Теперь, когда Англия- уходит и передает всю ответственность за ситуацию там в руки США, Вашингтон должен делать то же самое, ибо если не дружить с арабами, то они перейдут в лагерь Советского Союза. Трумен был не согласен с такой логикой, но перебороть мнение внешнеполитической элиты страны было очень непросто.

Позиции Трумена сильно ослаблялись тем, что против создания еврейского государства в Палестине был настроен самый популярный политик в то время, герой недавней войны, государственный секретарь США 68-летний генерал Джордж Маршалл. По мнению американских военных, вероятность военного конфликта в Европе нарастала с каждым днем. В этой ситуации Маршалла заботила возможность беспрепятственного выхода к ближневосточной нефти. Поэтому все чаще и чаще в документах государственного департамента проскальзывала мысль о том, что надо отложить практическое осуществление решения ООН. Аналитическая записка, которую получил Трумен из только что созданного им Центрального разведывательного управления, также говорила о том, что разделение Палестины не приведет к решению проблем региона, на что надеется Белый Дом. Все это вызывало немалую тревогу у еврейского лобби США, еще более усилившего давление на президента. В начале 1948 г. с просьбой о новой встрече с президентом обратился Хаим Вейцман. Однако в этих условиях Трумен принял решение не встречаться больше с лидерами сионизма, ибо такие встречи могли быть неправильно истолкованы американской и мировой общественностью.

Для Трумена это было тяжелое время*. Приближались выборы, которые он, по всеобщему мнению, должен был проиграть. Президенту надо было успевать следить за быстро меняющейся ситуацией в Европе, накануне он выступал на объединенной сессии Конгресса, где просил депутатов ускорить одобрение „Плана Маршалла“ и программы всеобщей военной подготовки. Стремительно нарастало напряжение в американо-советских отношениях. Первый раз в марте 1948 г. Трумен открыто назвал Советский Союз единственной страной, которая блокирует установление мира: «С конца войны Советский Союз и его агенты разрушают независимость и демократический характер целого ряда стран Восточной и Центральной Европы. Это безжалостный курс, и ясно, что СССР стремиться распространить его на еще остающиеся свободными страны Европы. В результате, в Европе сегодня сложилась критическая ситуация… Я полагаю, что мы достигли положения, когда позиция Соединенных Штатов должна быть четкой и ясной. В истории бывают моменты, когда гораздо важнее действовать, чем выжидать. Мы должны быть готовы заплатить цену за мир, иначе мы наверняка будем вынуждены заплатить цену за войну»14. Казалось, мир движется к новой кровопролитной схватке.

Популярность Трумена стремительно снижалась. Согласно опросам, проводившимся институтом Гэллопа, уровень одобрения деятельности президента упал в 1948 г. до 36 процентов. Газеты и журналы публиковали саркастические материалы, доказывая, что Трумен не может справиться с ситуацией ни в стране, ни в мире. Журнал „Нэйшэн“, к примеру, риторически спрашивал: „Должен ли быть Трумен в Белом Доме?“, „Нью-Репаблик“ на обложке поместил фразу: „Трумен должен уйти в отставку“. „Нью-Йорк Таймс“ писала, что Трумен не только не обладает качествами, необходимыми президенту, не только слишком мелок и бесцветен, но и даже испытывает трудности в понимании печатного текста. „Влияние нынешнего президента на дела слабее, чем любого другого президента в новой истории“, — заключала газета. Не усиливал позиции президента и раскол в его внешнеполитической команде.

13 марта 1948 г. Эдди Джакобсон посетил Белый Дом. Это была редкая теперь встреча двух лучших друзей. Трумен очень любил и ценил Джакобсона, в своих мемуарах он писал, что «нелегко было бы найти более настоящего друга»15. Однако уже в самом начале встречи Трумен предупредил приятеля, что не хочет слышать ни слова о Палестине и признался, что очень разозлен на сионистских лидеров, которые постоянно критикуют его политику и неуважительно отзываются о президенте лично. Они, сказал Трумен, „почти превратили меня настолько в антисемита, насколько человек только может быть“. Старый друг Трумена просто стал плакать в Овальном офисе. Хаим Вейцман, сказал он, является его личным героем всю жизнь: «Он самый великий из всех живущих евреев. Может быть, он самый великий из всех живших когда-либо евреев. Он уже старик и очень болен. Он проехал тысячи миль для разговора с тобой, Гарри, а ты отказываешься от этой встречи. Это не похоже на тебя. Я думал, Гарри, ты можешь справиться с тем, что они на тебя навешивают»16. Трумен не мог видеть слез своего друга, он развернулся в своем кресле к окну, с минуту глядел в Розовый Сад во дворе Белого Дома, повернулся к Джакобсону и сказал: «Ты победил, лысый сукин сын. Я встречусь с ним»17.

Позже Трумен признавал, что Эдди сыграл поистине решающую роль в выработке им позиции по еврейскому вопросу. Джакобсон за более чем 30-летнюю дружбу с Труменом никогда ни о чем до этого не просил своего могущественного друга, и теперь, когда он, наконец, обратился от имени сионистского движения с просьбой, Трумен не смог сказать ему „нет“. Президент позвонил в государственный департамент и сказал, что хочет встретиться с Вейцманом. „Надо было слышать, — вспоминал Трумен, — как они завопили. Первое, что они мне сказали, это то, что Израиль не является страной и у него вообще нет флага, и им нечего вывесить. Я сказал им, что Вейцман остановился в гостинице „Уолдорф-Астория“ и они там всегда, когда останавливаются высокие зарубежные гости, вывешивают что-то. Узнайте, что они там для Вейцмана вывесили, и используйте это же“.

В четверг 18 марта 1948 г. состоялась решающая встреча между Вейцманом и Труменом. Она продолжалась 45 минут. Флагов не потребовалось, так как встреча носила тайный характер, гость был проведен в Белый Дом через боковой вход. Как позже вспоминал Трумен, беседа прошла хорошо. Президент США заявил, что хочет справедливого решения вопроса, причем, без кровопролития. «Я объяснил ему основы своей политики по еврейскому вопросу и то, что мой главный интерес заключается в том, чтобы увидеть установление справедливости, но без кровопролития. Когда Вейцман покинул мой кабинет, я чувствовал, что он полностью понял мою политику, а я, в свою очередь, понял, чего хотел он»18. Трумен сказал, что придерживается мнения, что при политическом разделении Палестины на два государства возможно создание экономического союза и обе страны могут работать бок о бок по развитию региона. Главное — предотвратить кровопролитие. «Очевидно, мало что хорошего можно сказать о решении проблемы, — заметил в этой связи президент США, — если оно подразумевает уничтожение сотен тысяч жизней для того, чтобы другие сотни тысяч жизней были сохранены»19.

Трумен твердо пообещал Вейцману, что США будут поддерживать идею разделения Палестины на две части. Однако уже на следующий день представитель США в Совете безопасности ООН Уоррен Остин выступил с заявлением о необходимости отложить реализацию плана разделения Палестины, а вместо этого установить там прямой международный контроль. Трумен был здорово разозолен тем, что в глазах лидера мирового сионизма он предстал обманщиком и даже послал специального посланника к Вейцману с разъяснениями, что позиция государственного департамента и речь Остина в ООН не соответствуют взглядам президента страны20. В своем дневнике Трумен в тот вечер гневно записал: «Сегодня государственный департамент просто выдернул ковер из-под моих ног… Утром я узнал, что они пересмотрели мою палестинскую политику, и я об этом первый раз узнаю из газет! Черт побери!!! Я теперь выгляжу неискренним лгуном… Никогда в жизни я не был в такой ситуации. На третьем и четвертом уровне государственного департамента есть люди, которые всегда хотели перерезать мне горло. Наконец им это удалось… «21. Он позвонил своему ближайшему советнику Кларку Клиффорду и сказал в сердцах: «Я же обещал Хаиму Вейцману поддержку?! Теперь он будет считать меня засранцем!»22.

Посланник Трумена привез ответ от Вейцмана, где тот писал, что полностью доверяет американскому президенту, что разделение Палестины неизбежно, более того, что оно уже фактически произошло. Выбор для евреев в нынешней ситуации, писал Вейцман, это выбор «между созданием государства и уничтожением. История и Провидение, господин президент, отдали решение этого вопроса в Ваши руки, и я уверен, что Вы разрешите его в соответствии с моральными законами»23.

Идея международного контроля над Палестиной, предложенная государственным департаментом, вызвала крайне скептическую реакцию и у Пентагона. По расчетами военного министра США Форрестола, такое управление потребовало бы присутствия в регионе не менее 100 тыс. военнослужащих под флагом ООН, в том числе не менее 47 тыс. из них должны были бы предоставить Соединенные Штаты. Это, по мнению военных, превышало возможности страны в условиях нарастания вероятности военного конфликта с СССР в Европе. Кроме того, было неясно, как отреагирует американское общество на неизбежную гибель своих солдат в Палестине, где у США нет жизненно важных геополитических интересов.

Трумен оставался верным своему слову. 11 апреля вечером он пригласил Эдди Джакобсона в Белый Дом и попросил его „очень четко и ясно“, но тайно подтвердить Вейцману, что он обеспечит признание нового еврейского государства Соединенными Штатами. Позже Эдди напишет, что было видно, что Трумен был всем сердцем за такое признание, что президент США окончательно определился в этом вопросе. Если Трумен и был готов какое-то время обсуждать проект установления мандата ООН над Палестиной, то только для того, чтобы ненадолго отложить решительное разделение ее на две части с целью лучше подготовить это разделение. Он понимал, что такое обсуждение и арабами, и евреями будет воспринято как отказ Вашингтона от идеи создания независимого еврейского государства в Палестине.

Ситуация между тем продолжала обостряться. К весне 1948 г. евреи установили контроль над некоторыми арабскими районами. Лидеры еврейских вооруженных отрядов, или, как они сами себя называли, временное правительство, приняли решение провозгласить 15 мая 1948 г., как только кончиться мандат Англии, независимое государство и обратиться к странам мира с призывом признать его. В свою очередь, арабы активно разрабатывали планы административного управления всей Палестиной, готовили вооруженные формирования. Военные части окружающих Палестину арабских государств постепенно перемещались на ее территорию. 8 мая советник Трумена Кларк Клиффорд сказал президенту, что вероятность практического создания еврейского и арабского государств в самое ближайшее время очень высока, и США должны быть готовы к тому, чтобы быстро действовать в новых условиях. Поручить это государственному департаменту Трумен не мог, поэтому он попросил Клиффорда, своего советника по внутренней политике, приготовить предварительные материалы по возможной реакции США на провозглашение еврейского государства.24

12 мая состоялось решающее совещание американского руководства по вопросу Палестины. От лица сторонников признания нового государства выступал Клиффорд, который призвал США в случае провозглашения нового еврейского государства признать его как можно скорее — главное, до того, как это сделает Советский Союз. Клиффорд предложил даже публично объявить о готовности Белого Дома признать новое государство еще до его официального провозглашения. Это будет акт в соответствии с политикой президента и пониманием гуманизма, сказал Клиффорд. 6 миллионов евреев, убитых нацистами, стали жертвами самого большого геноцида в истории, и каждый думающий человек должен принимать на себя хотя бы некоторую ответственность за выживших евреев, которым, в отличие от всех остальных европейцев, некуда ехать. Нет реальной альтернативы разделению Палестины, нет альтернативы признанию Вашингтона нового государства, говорил Клиффорд. Промедление по инициативе государственного департамента США не будет понято евреями во всем мире. „Независимо от того, что государственный департамент или кто-нибудь еще думает, факт заключается в том, что будет существовать еврейское государство. Думать иначе просто нереалистично“, — закончил он.

Против крайне жестко выступил государственный секретарь Джордж Маршалл. Он был весьма недоволен уже тем, что за его спиной советник президента по внутренней политике готовил материалы по такому важному внешнеполитическому вопросу. Это было самое резкое выступление генерала Маршалла в его жизни. Это было также самое резкое несогласие с президентом, которое Трумен когда-либо слышал от своего ближайшего окружения. Главная мысль государственного секретаря заключалась в том, что интересы внутренней политики не должны определять направления политики внешней.

Если, говорил Маршалл, глядя прямо в лицо Трумену, тот последует совету Клиффорда, то на президентских выборах в ближайшем ноябре сам Маршалл будет выступать против Трумена. По воспоминаниям присутствующих, после выступления госсекретаря наступила долгая и тяжелая тишина. Трумен не показывал никаких эмоций. Наконец, он поднял руку и мягко сказал, что он вполне понимает политический риск любого решения, которое ему предстоит принять по этому вопросу, но он сам будет судить о мере такого риска25. Затем президент предложил вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз на следующий день. Когда все ушли из кабинета, Трумен посмотрел на Клиффорда и сказал: „Давайте пока не будем считать, что все уже потеряно“.

На следующее утро репортеры атаковали Трумена вопросами о том, признают или нет Соединенные Штаты новое еврейское государство в Палестине. „Я буду переходить через мост, — ответил тот, — только когда я дойду до него“. Трумен боялся сказать больше, ибо Джордж Маршалл мог сегодня уйти в отставку, что стало бы огромной проблемой для президента за несколько месяцев до новых выборов. Без Маршалла победа на них представлялась гораздо менее реальной, а уж если тот будет выступать против Трумена, расчитывать было бы не на что. Президент надеялся, что Маршалл будет снова и снова анализировать сложившуюся ситуацию и, может быть, изменит свое мнение. Вечером 14 мая государственный секретарь США позвонил президенту страны и сказал, что хотя он и не может поддержать позицию, которую президент решил занять, он не будет публично выступать против. «Это, — сказал Трумен, — все, что нам нужно»26.

По распоряжению Трумена Кларк Клиффорд вместе с представителями Еврейского Агенства в Вашингтоне стали срочно готовить документы для признания нового государства. Когда стали выяснять, какие документы и бумаги для этого нужны, оказалось, что никто этого не знает. Ситуация была уникальной — надо было готовить признание государства, которого еще не было. Наконец какие-то документы были приготовлены, но название страны в них оставалось пустым — никто еще не знал, как будет называться новое государство.

В пять сорок пять вечера 15 мая в столице США была получена информация о том, что в полночь на палестинскому времени, то есть через 15 минут, будет провозглашено создание Израиля — первого за две тысячи лет еврейского государства. История Палестины круто изменилась еще раз. Через одиннадцать минут после провозглашения Трумен подписал заявление о фактическом — „де-факто“ — его признании и приказал немедленно информировать об этом свою делегацию в ООН. Американская делегация, получив телеграмму из Вашингтона, решила, что это чья-то шутка, и все начали смеяться, но потом, когда выяснилось, что это все всерьез, накал возмущения решением президента дошел до того, что делегаты стали обсуждать возможность коллективной отставки. Будущий государственный секретарь Дин Раск, по просьбе Маршалла, немедленно вылетел в Нью-Йорк для того, чтобы отговорить их от этого. Тем не менее самый знаменитый член делегации, вдова президента Франклина Рузвельта, Элеонора Рузвельт подала в отставку, а глава делегации США в ООН Уоррен Остин просто покинул свой офис, не оставив никакой информации о том, где он будет находиться. Многие ожидали, что в отставку уйдет и Джордж Маршалл, но тот пресек все разговоры на эту тему, заявив, что ответственный политик не может уходить в отставку только потому, что президент, который, согласно Конституции страны, имеет право на принятие решений, принял таковое. Однако с этого дня и до конца жизни Маршалл больше никогда не разговаривал с Кларком Клиффордом. В отставку он ушел в январе 1949 уже после победы Трумена на президентских выборах, сославшись на плохое здоровье.

В Вашингтоне в доме № 2210 на Массачусеттс авеню, где размещалось Еврейское Агенство, был поднят бело-голубой флаг со звездой Давида в центре. В Нью-Йорке на улицах Бронкса и Бруклина прошли настоящие народные гуляния и празднования. По всей стране синагоги отслужили специальные службы. Президентом Израиля стал Хаим Вейцман, премьер-министром — Давид Бен-Гурион, а первым (неофициальным) послом нового государства в США — Эдди Джакобсон.

Хотя, как пишут современные историки, внешнеполитические советники президента не позволили ему напрямую стать отцом нового еврейского государ-ства, он, безусловно, стал его „повиальной бабкой“. Главный раввин Израиля Исаак Халеви Герцог позвонил президенту США и сказал: „Господин президент, Бог поместил Вас в утробу матери, чтобы сделать Вас орудием возрождения- Израиля после двух тысяч лет“. Помощник Трумена, присутствовавший при этом разговоре, заметил, что «слезы катились по щекам президента»27. 25 мая Хаим Вейцман снова посетил Белый Дом — на этот раз уже в качестве президента Израиля и получил все почести, какие положены главе независимого государства. На пороге Белого Дома он вручил улыбающемуся Трумену священную Тору.

США первыми признали Израиль, что обеспечило новому государству быстрое и успешной признание большинством стран мира. Позже Трумена немало обвиняли в том, что другие страны-члены ООН признавали Израиль под его давлением. „Я никогда не соглашался с такой практикой, — защищался он уже после отставки, — когда сильные заставляют слабых следовать своей воле — как среди людей, так и среди стран.

Мы помогли Греции. Мы на деле практически обеспечили независимость Филиппин… Однако мы не сделали из этих стран своих сателлитов и не заставляли их голосовать с нами по вопросу разделения Палестины или любому другому вопросу. Политика, которая стоит того, чтобы ее называли американской, никогда не будет относиться к другим странам, как с сателлитам. Демократические страны уважают мнения других, это основа их устройства. Какими бы сильными или слабыми, богатыми или бедными эти другие ни были“.

Однако если США признали Израиль „де-факто“, СССР сразу принял решение не только о фактическом, но и полном признании нового государства, то есть, „де-юре“. Провозглашение Израиля повлекло за собой новой виток военных столкновений, вошедший в историю как первая из будущих пяти арабо-израильских войн. Уже в первый день существования нового государства на него напали Сирия и Ливан, через день — Ирак. Тем не менее, когда Израиль был уже атакован арабами, администрация Трумена отказывалась на протяжении многих месяцев отменить свое эмбарго на поставку оружия Израилю и настаивала в ООН, что решение еврейского вопроса должно вестись дипломатическими методами, путем переговоров и компромиссов со стороны как евреев, так арабов.

Признание Израиля было настолько противоречивым решением Трумена, что оно не только не принесло ему внутриполитической пользы, но даже осложнило положение президента на выборах 1948 г. Трумена обвиняли в том, что признание Израиля было не политикой США, а политикой демократической партии и личным мнением президента. В разгар предвыборной кампании, выступая в Нью-Йорке, Трумен заявил, что „тема Израиля вообще не должна затрагиваться как политическая тема в рамках предвыборной кампании. Моя личная ответственность тогда заключалась в том, чтобы, во-первых, наша политика в отношении Израиля совпадала с нашей внешней политикой в мире в целом, а во-вторых, я стремился построить в Палестине сильное, процветающее государство, достаточно свободное и достаточно сильное, чтобы поддерживать и защищать само себя“.

Трумен никогда не раскаивался в принятых им однажды решениях. Не жалел он ни разу и о том, что настоял на немедленном признании Израиля. Для него это также означало окончательное решение того, кто же определяет внешнюю политику Соединенных Штатов. В своих воспоминаниях Трумен позже писал: «Трудность многих карьерных государственных чиновников заключается в том, что они начинают видеть себя в качестве людей, которые определяют политику и руководят правительством. Они смотрят сверху вниз на выборных лиц, как на фигуры временные. Каждый президент в нашей истории сталкивался с проблемой, как добиться, чтобы профессиональные чиновники не игнорировали его политику.

Слишком часто профессиональные чиновники осуществляют свои собственные взгляды, вместо того чтобы осуществлять политику администрации… Некоторые президенты решали эту проблему через создание своего собственного маленького государственного департамента. Президент Рузвельт так поступил и лично напрямую связывался с Черчиллем и Сталиным. Я не хотел следовать этому методу. Именно государственный департамент создан для того, чтобы заниматься внешнеполитическими операциями, и он должен ими заниматься. Но я хотел сделать полностью понятным всем, что именно президент Соединенных Штатов, а не второй или третий эшелон чиновников государственного департамента вырабатывает политику»28. Трумену это удалось, теперь он полностью сосредоточил выработку внешней политики в своих руках.

25 января 1949 г. в Израиле прошли первые демократические выборы и только после этого Соединенные Штаты признали новое государство „де-юре“. В своем письме президенту Вейцману Гарри Трумен, только что сам победивший на чрезвычайно трудных президентских выборах, в частности, писал: «Я понимаю свою победу как мандат от американского народа на практическое осуществление платформы демократической партии, включая, естественно, поддержку государства Израиль»29. С тех пор поддержка Израиля стала одним из постоянных элементов внешней политики США, а Израиль стал надежным союзником Соединенных Штатов и стран Западной Европы. Что касается самого Гарри Трумена, то сегодня, по прошествии полувека, американцы уверенно включают его в число самых выдающихся президентов страны за всю ее историю.

В 1947 году Великобритания возвратила свой мандат на Палестину Организации Объединённых Наций. 29 ноября Специальный комитет по Палестине ООН рекомендовал разделить Палестину на два независимых государства - еврейское и арабское. После того как англичане покинули Палестину, 15 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль. Вновь возникшее государство открыло свои двери для еврейских иммигрантов со всего мира.

Закончилась Вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне погибла значительная часть почти 9-миллионной еврейской общины Европы, но для уцелевших испытания ещё не закончились.

После войны англичане наложили ещё большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления». Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 годы тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85 тысяч человек.

Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки ООН. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства.

О создании государства Израиль, первого еврейского государства почти за 2 тысячи лет, было объявлено в Тель-Авиве 14 мая 1948 года. Декларация вступила в силу на следующий день, когда последние британские солдаты покинули Палестину. День 15 мая палестинцы назвали аль-Накба - «Катастрофа».

С начала года между арабскими и еврейскими силами происходили военные действия, направленные на удержание и захват территорий. Еврейские боевые организации Иргун и Лехи добились больших успехов, отвоевав не только территории, отведённые им декларацией ООН, но и значительную часть из тех, что предназначались арабскому государству.

9 апреля еврейские боевики уничтожили значительное число жителей деревни Дейр-Ясин неподалёку от Иерусалима. Напуганные этим, несколько сот тысяч палестинцев бежали в Ливан, Египет и на территорию, известную сейчас как Западный берег реки Иордан.

Еврейские силы добились успехов в пустыне Негев, в Галилее, в Западном Иерусалиме и на значительной части приморской равнины.

В день провозглашения Израиля пять арабских стран - Иордания, Египет, Ливан, Сирия и Ирак - объявили ему войну и немедленно вторглись на территорию только что созданного государства, однако их армии были отброшены израильтянами. В войне, длившейся 15 месяцев, с израильской стороны погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День независимости.

В результате перемирия Израиль включил в свои границы значительную часть бывшей британской Палестины. Египет удержал сектор Газа; Иордания аннексировала окрестности Иерусалима и земли, известные теперь как Западный берег реки Иордан; это составляло около 25% территории подмандатной Палестины.

Чудовищная катастрофа, постигшая еврейский народ при Гитлере, наглядно продемонстрировала, что единственное решение проблемы - создание независимого еврейского государства в Эрец-Исраэль, где еврейскому народу будет обеспечено достойное существование в условиях свободы и безопасности.

Сотни тысяч евреев всего мира молились об осуществлении мечты многих поколений. Эта заветная мечта стала реальностью - выдающийся сионистский лидер Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль на древней родине еврейского народа. Бен-Гурион объявил: «Мы, члены Временного Национального Совета, представители еврейского населения и сионистского движения, в день окончания британского Мандата на Палестину, в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашаем настоящим создание Еврейского государства на Земле Израиля - государства Израиль».

Государство Израиль было создано ценой жизни тысяч солдат и офицеров, которые погибли во имя того, чтобы у еврейского народа был свой уголок на земле - та страна, в которой жили их предки, страна, в которой стоял святой Храм и было еврейское царство.

Государство Израиль не забывает тех, кому оно обязано своим существованием. Канун Дня независимости объявлен Днем поминовения солдат, погибших в войнах Израиля. Вечером зажигают поминальные свечи. В Иерусалиме, на военном кладбище на горе Герцля, проходит центральная церемония этого дня, которую молитвой «Изкор» открывает главный раввин Армии обороны Израиля. В траурной церемонии принимают участие руководство государства и члены семей погибших.

В десять часов утра раздаётся звук сирены и по всей стране на две минуты замирает жизнь - люди стоя отдают дань памяти погибшим воинам. Приспущены государственные флаги, на военных кладбищах на протяжении всего дня проходят траурные митинги, а в школах - траурные собрания. У памятников погибшим несут почётный караул солдаты и школьники. Вся страна охвачена в этот день особым настроением, отдавая честь тем, кто пал, сражаясь за создание государства и безопасность его жителей.

В Израиле праздник отмечается торжественными приёмами, военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащённостью армии.

Религиозные евреи читают особые молитвы и обязательно молитву «а-Лель», символизирующую национальное освобождение Израиля.

С наступлением темноты завершается День поминовения - и на горе Герцля начинается красочная церемония празднования Дня независимости. 12 человек, мужчин и женщин, представляющих разные слои населения Израиля, зажигают 12 факелов в честь достижений государства Израиль. Государственный флаг снова поднимается на вершину флагштока. В конце церемонии ночное небо освещается разноцветным фейерверком. Площади городов заполняются празднующим народом.

На подмостках выступают артисты, играют оркестры. Улицы и балконы домов украшены израильскими флагами. В синагогах читают молитву за благополучие и безопасность государства, в которой выражена также надежда на то, что все сыны еврейского народа возвратятся в свою страну. День независимости завершается торжественной церемонией вручения государственных премий Израиля в области научных исследований, литературы и искусства.

История образования Израиля как государства давняя и трагическая. С полной уверенностью можно сказать, что началась она как минимум три тысячи лет назад. Еврейскому многострадальному народу пришлось пройти множество испытаний на пути к созданию собственного государства.

Древняя история

Впервые образование Израиля как государства произошло в X веке до нашей эры на Восточном Средиземноморье. Называлось оно Израильским царством. Но его независимое существование было очень недолгим. С VII века оно подвергалось многочисленным завоеваниям. Так как годом образования Израиля как государства считается 1948, выходит, что еврейский народ утратил свою Родину более чем на 26 веков!

В 63 году до нашей эры захватила могущественная Римская империя. Захваченная территория доставила римлянам массу различных проблем. Одна из самых острых - религиозная: иудаизм запрещал возвеличивание римского императора как божества и, соответственно, поклонение ему. А ведь это было необходимым условием для граждан империи.

Путь образования государства Израиль кратким не был. В 135 году нашей эры в одной из провинций состоялось неудачное восстание местного населения против римских властей. Это событие радикально повлияло на дальнейшую судьбу проживавшего там народа. Римский император решил в качестве наказания выселить евреев со своей территории. В провинцию, ранее заселенную ими, пришли другие народы. Так появились первые еврейские общины, причем не только на территории Римской империи, но и далеко за ее пределами. Спустя годы они стали возникать и на славянских землях.

После раскола Римской империи в 395 году на Восточную (Византию) и Западную часть Палестина отошла к первой, оставаясь до 619 года ее провинцией. С 614 по 629 год Палестину завоевала Персия. После она вновь стала провинцией Византии. Численность еврейского населения из-за постоянных массовых убийств и гонений, которые начал император Ираклий, сильно снизилась.

В Средневековье

К 636 году Палестину у Византии отвоевали мусульмане. И следующие шесть веков эту территорию контролировали то Омейядский халифат, то Аббасиды, то крестоносцы.

1099 год ознаменовался основанием которое возникло благодаря стараниям крестоносцев. Но уже к 1260 году Палестина оказалась полностью завоевана династией Мамлюков. Относительно мирные времена воцарились на несколько столетий. Однако уже в 1517 году территорию современного Израиля завоевали турки-османы. Под властью Османской империи страна находилась 400 лет, вплоть до 1917 года. В этот исторический период евреи имели статус «зимми». Они обладали определенными гражданскими правами и свободой вероисповедания, но в тоже время существовал ряд ограничений. К примеру, запрет на езду на лошадях, ношение оружия.

Предпосылки образования Израиля - еврейского государства

Только в конце XIX века евреи стали стремиться вернуться на свои исторические земли. После 1881 года в Палестину уехали первые переселенцы. Следующая массовая волна иммиграции произошла в преддверии Первой мировой войны. На территориях, которые принадлежали Османской империи, евреи начали создавать свои поселения, не претендуя на независимость. В основном люди переезжали в Палестину, руководствуясь своими религиозными убеждениями. Но было немало евреев, планировавших построение социалистических коммун на территории этой страны.

Декларация Бальфура

Образованию Израиля как государства способствовало и то, что 2 ноября 1917 года Артур Бальфур - министр иностранных дел Великобритании - написал официальное письмо лорду Ротшильду, который в то время был представителем британской общины евреев. В нем говорилось о том, что правительство государства всерьез задумывается о создании в Палестине национального очага для евреев.

Какова была цель данной декларации? Во-первых, это приобретение Великобританией права на то, чтобы контролировать после войны земли Палестины, на которых изначально предполагалось создание зоны международного контроля. Во-вторых, это надежда на то, что евреи, живущие на территории Америки, будут вынуждать правительство своей страны вступить в Первую мировую войну, поддержав тем самым истощающиеся силы союзников. В-третьих, это давление на евреев, живущих на территории России, чтобы не допустить распространения большевистской идеологии и выхода Российской империи из войны.

Последствия декларации

Когда закончилась Первая мировая война, Палестина превратилась в подмандатную территорию Великобритании. В нее начали массово эмигрировать евреи, что стало первым шагом к образованию государства Израиль. К тому времени как началась Вторая мировая война, в Палестине насчитывалось 500 тысяч евреев, к концу войны к ним добавилось еще 100 тысяч.

И они продолжали переселяться на эти земли, чем вызвали бурное недовольство среди арабского Арабы потребовали, чтобы правительство это прекратило. Правительство пошло им навстречу, невзирая на то, что мировое сообщество в годы войны обвиняло британцев в том, что они препятствуют бегству евреев от нацистского режима в страны Ближнего Востока. В Великобритании было решено ввести квоты на въезд для евреев-иностранцев, но эти квоты соблюдались далеко не всегда. Ситуация крайне накалилась к концу тридцатых годов, когда грандиозное количество переселенцев из Германии вызвало восстание арабов-палестинцев. И тогда с 1939 года Великобритания категорически запретила миграцию евреев на территории, контролируемые ею.

Во время Второй мировой войны

Путь образования Израиля как государства был долгим и тернистым. Давид Бен-Гурион, который был руководителем еврейской общины, решил начать проводить агрессивные акции протеста против британского контроля над Палестиной. С 1944 года евреи стали открыто выказывать свое неповиновение и совершать дерзкие террористические акты.

Не остались в стороне и международные сионистские общества, а также США. Давление на Лондон начало усиливаться. Правительство Великобритании обвиняли в гибели еврейских беженцев, пытавшихся нелегальным путем через море попасть в Палестину, но перехваченных британскими пограничниками, которые возвращали несчастных в Европу, где они погибали от рук нацистов.

После Второй мировой войны

Когда Вторая мировая война наконец закончилась, образование Израиля как государства стало по-настоящему насущной проблемой. Мандат Великобритании на управление Палестиной продолжал действовать. В августе 1945 года Всемирный сионистский конгресс, а затем и президент США Г. Трумэн, поддавшийся давлению со стороны еврейских сообществ своей страны, предложили Великобритании разрешить переселение более миллиона евреев в Палестину. Но Лондон не принял это предложение, так как политики предвидели волнения в арабских странах.

Уже в октябре представители заявили, что попытки США сделать Палестину еврейским государством неизбежно приведут к войне.

Тем временем продолжались теракты. В июле 1946 года сионистскими террористами был взорван штаб военной администрации Великобритании. Погибло почти 100 британских граждан.

Решение правительства Великобритании

Великобритания экономически была зависима от США и не желала ссориться. Но и конфликт с арабами Лондону был не нужен. Поэтому в 1947 году Великобритания отказалась контролировать Палестину.

29 ноября 1947 года в ассамблее ООН пришли к консенсусу по палестинскому вопросу: земли решили разделить три части (42 % - арабам, 56 % - евреям, а 2 % земель, в которые входили Иерусалим и Вифлеем, - ООН). Арабскими странами данная резолюция была не принята.

Кровавые стычки между евреями и арабами стали происходить все чаще. Ситуация достигла своего апогея. Арабы стали массово покидать страну. Великобритания, не желая ввязываться в войну, 14 мая 1948 года вывела свои войска из Палестины и заявила о прекращении действия своего мандата.

Долгожданное событие

Датой образования Израиля как государства считается 14 мая 1948 года. В этот знаменательный день Давид Бен-Гурион - глава временного еврейского правительства - объявил миру о создании независимого еврейского государства. Президентом был провозглашен столицей - город Тель-Авив.

Уже 17 мая СССР и США признали Израиль. К сожалению, дипломаты из других стран не смогли перевести арабо-еврейский диалог в мирное русло. В скором времени после дня образования государства Израиль и объявления о его независимости сразу несколько арабских государств развязали с ним войну. Но постепенно Израиль признали почти все страны мира.

Роль СССР в создании еврейского государства

СССР вместе с США оказывал содействие образованию государства Израиль. Наиболее значительная роль в среде евреев Палестины принадлежала эмигрантам из Российской империи. Они распространяли идеи социализма. Бен-Гурион также был родом из России. Через несколько лет после Октябрьской революции он с дружественным визитом приезжал в СССР. Когда-то евреи способствовали распространению большевистской идеологии в Российской империи. И тот момент Сталин ждал от русских евреев Палестины поддержки в своих планах по росту влияния СССР на дела Ближнего Востока и вытеснению оттуда Великобритании.

Но лояльность советского вождя была недолгой. В СССР стало поощряться антисемитское настроение, а выезжать из страны евреям перестали разрешать. После развала СССР евреи массово стали уезжать в Израиль на постоянное место жительства.

То, что государство Израиль был образовано в 1948 году по решению ООН известно. Но интересно то, что возник в начале 20 века, как пригород - за 12 лет до этого, в 1897 году, Сионистский конгресс провозгласил право евреев на возрождение собственной государственности.

Противостояние с арабами на государственном уровне возникло еще в 1945 - соседние государства объявили экономический бойкот еще не образованному де-юре Израилю. А вообще, все началось гораздо раньше, за 25 лет до этого.

Опустим историю первого Израильского государства, которое было на заре нашей эры окончательно ликвидировано римлянами в результате попытки израильтян обрести независимость от Империи. Об этой страничке Израиля написано очень много: и про Египет, откуда евреи совершили Исход, и про то, как они отвоевывали эти земли у местных народов, и про владычество здесь Ассирии, Вавилона, Персии, Македонии.

Немало сказано и о разборках в семье родоначальника еврейского народа Аврама (между его бесплодной до 90-летнего возраста женой Сарой и наложницей-египтянкой Агарь, родившей Авраму сына Измаила – прародителя арабов — и изгнанной за это по наущению жены-еврейки). Оставим все это для историков и религиозных фанатиков. Начнем с 19 века нашей эры.

К 1800 году евреев в Палестине было меньше 2% — практически все население состояло из мусульман. Евреи жили компактно в Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. К 20 веку евреев в Палестине было уже больше 5%: это переселение было следствием погромов в Восточной Европе. Тогда же появились и первые кибуцы.

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Во время Первой мировой войны в составе Британской армии был сформирован Еврейский легион, сражавшийся за Палестину. Это послужило поводом для возникновения документа (Декларации Бальфура), в котором была дана положительная оценка идеи создания еврейской общины на этой территории. Дома для евреев, а не еврейского государства — Палестину по-прежнему в основном населяли арабы.

С 1922 года Великобритания имела мандат на Палестину, врученный ей Лигой наций для создания всех необходимых условий для создания еврейской общины. Однако напористое стремление евреев к самоопределению и разделу Палестины, повсеместное притеснение ими местного населения на обживаемых территориях (богатые евреи скупали земли у богатых арабов, сгоняя с них мелких арендаторов и оставляя без заработка арабов-батраков, предпочитая им евреев), привело к множественным межэтническим конфликтам. Это даже послужило поводом для ограничения еврейской иммиграции. Но за последующие 25 лет еврейское население Палестины увеличилось до 33% — причиной этому послужили события в Польше, Венгрии, а затем в Германии.

А нтисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы - до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «шестидневок», пять рабочих дней и шестой - выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдался в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политикой (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно.

Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше - без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.

До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан.

Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны.

Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства - палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, - Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.

Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства.

Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.

Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908-1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность - Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами:

«Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение...»

«...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства - арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать...»

В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия - против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне.

Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году.

В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.

Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных - евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году

Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях:

«Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания - да и из суровой необходимости» - мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе»

Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений:

«Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство»

В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:

«Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»

Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.

Official Records of the General Assembly of UN. Second Session. 12th Meeting. - P. 69-70.

Ibid. 125th Meeting. - P. 1359; Речь Громыко А.А. на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 28 ноября 1947 года // Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. - М.: Гос-политиздат, 1952. - С. 241.

Official Records... 128th Meeting. - P. 1424-1425.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 345; Sudoplatov... - Р. 293.

Meir Golda. My Life. - London: Wpidenfeld and Nicolson, 1975. -P. 188-189; Meup Голда. Моя жизнь. Автобиография. - Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. - С. 258.

Ibid. - Р. 188; там же. - С. 257.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 349; Sudoplatov... - Р. 296.